На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Управление и стратегия инновационной политики на предприятии. Общая характеристика коммерческой деятельности ОАО Русской страховой компании, ее цели, задачи и этапы контроля. Организация службы контроллинга инноваций.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Московский Экономический Институт
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
На тему "Развитие инновационного потенциала на примере ОАО "Русской страховой компании""
Москва, 2008
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Основные подходы к определению инноваций
1.2 Основные этапы инновационного процесса
1.3 Управление и стратегия инновационной политики на предприятии
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОНОГ ПРОЦЕССА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО "РУССКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"
2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности ОАО "Русской страховой компании"
2.2 Цели, задачи и этапы контроля в страховой компании
2.3 Возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании
2.4 Организация службы контроллинга инноваций в ОАО "Русская страховая компания"
ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Инновации как фактор развития страховой деятельности. Стратегия инновационного развития
3.2 Маркетинг как инструмент внедрения инновационных разработок на страховом рынке
3.3 Тенденции современного страхового рынка в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

Страхование - одна из древнейших экономических категорий общественных отношений, последовательно развивавшаяся в разных экономических формациях и получившая наиболее полную реализацию в современных рыночных условиях. Именно рыночная экономика создает наиболее благоприятные условия для развития страховых отношений, так как негосударственный сектор экономики нуждается во всеобщей страховой защите.
В России и за рубежом постоянно растет количество видов страховой защиты в связи с тем, что возможные страховые риски обуславливаются не только форс-мажорными обстоятельствами природных явлений, но и тенденциями научно-технического и социально-экономического развития той или иной страны.
Для повышения своей конкурентоспособности с целью привлечения большего числа страхователей отечественные страховые компании предпринимают определенные шаги в совершенствовании своей деятельности с помощью применения различного рода инноваций. При этом зачастую, копируется зарубежный опыт инновационного развития страхового бизнеса, без учета реальных условий функционирования российской экономики.
В настоящее время существует ряд особенностей страховой деятельности в современной России, определяемых практикой ведения страхового бизнеса и негативно влияющих на разработку и внедрение инноваций в этом секторе российской экономики. К ним можно отнести неэффективный менеджмент, сложность и ограниченность механизма инвестирования страховых резервов, слабая развитость инфраструктуры страхового рынка, недостаток квалифицированных кадров инновационной сферы и отсутствие долгосрочного стратегического планирования инновационной деятельности в страховых компаниях.
Возникает объективная необходимость в повышении эффективности страховой деятельности на основе ее инновационного развития, учитывающего особенности отечественного страхового рынка и позволяющего повысить качество организации страхового бизнеса, оптимально использовать источники инвестирования и рационально взаимодействовать с внешними организациями для реализации инновационных проектов в сфере страхования.
Основная цель дипломной работы заключается в изучении основных направлений и методов инновационного развития страховой деятельности, связанных с повышением ее эффективности. Достижение поставленной цели осуществляется путем рассмотрения ряда логических взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему данной работы:
- дать определение инновации и изучить основные этапы инновационного процесса;
- рассмотреть инновационную политику, применяемую на предприятиях;
- определить роль и место инноваций в повышении эффективности страховой деятельности;
- выявить специфические особенности функционирования страхового рынка России;
- рассмотреть способы контроля инновационной деятельности в страховой компании;
- изучить возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании;
- предложить механизм контроля инноваций, на примере ОАО "Русская страховая компания".
Объектом исследования является инновационная составляющая сферы страхования.
Предмет исследования - организационные и социально-экономические отношения между участниками инновационных процессов в сфере страхования.
Основы организации и практики страхования раскрыты в трудах: Галаганова В.П., Галагузы Н.Ф., Гвозденко А.А., Гинзбурга А.И., Грищенко Н.Б., Дюжикова Е.Ф., Климовой М.А., Косаренко Н.Н., Кудрявцева А.А., Маренкова Н.Л., Никитиной Т.В., Сербиновского Б.Ю., Скамай Л.Г., Сплетухова Ю.А., Шевченко О.Ю., Яковлевой Т.А.
Вопросы совершенствования страховой деятельности, с учетом её инновационной составляющей нашли отражение в ряде работ зарубежных и отечественных ученых и практиков. В их числе труды таких известных российских ученых, как: Агеев Ш.Р., Адамчук Н.Г., Архипов А.П., Васильев Н.М., Ивашкин Е.И., Крутик А.Б., Кондратьева А.В., Рудницкий В.В., Рябикин В.И., Сплеухов Ю.А., Шахов В.В. и др.
Кроме того, при написании работы использовались научные труды ведущих экономистов разных областей. Значительный вклад в разработку теоретических подходов к решению данных проблем внесли такие зарубежные исследователи как Акофф Р., Гитман Л.Д., Друкер П., Манэс А., Стюарт Т., Томпсон А.А. и др. Отдельные аспекты выбранной темы достаточно широко освещены в академических учебниках и периодических изданиях.
Структура дипломной работы: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе дается определение инновациям, рассматриваются этапы инновационных процессов, а также система управления инновационной политикой на предприятии.
Во второй главе рассматриваются основные принципы контроля в страховании, способы его внедрения в страховой компании, принципы внедрения службы контроля инноваций на примере ОАО "Русская Страховая Компания"
В третьей главе описываются инновации в сфере страхования и стратегии их развития. Также рассматривается маркетинговые исследование, как инструмент внедрения инноваций на страховой рынок, проводится анализ тенденций развития страхового рынка в России.
Несмотря на достаточно большое количество работ, в экономической литературе не в полной мере освещены вопросы инновационного развития страховой деятельности.
Между тем, разработка и реализация инноваций в сфере страхования с учётом специфических особенностей функционирования страхового рынка, а также совершенствование механизмов привлечения инвестиций в инновационные процессы, позволяют существенно повысить эффективность страховой деятельности в современной России.
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1 Основные подходы к определению инноваций

В современный период быстрого совершенствования производительных сил инновации являются главной движущей силой общественного производства. Интеграция производительной и научной сфер во второй половине ХХ века предопределила возникновение нового типа экономического роста. Такие понятия, как "новшества", "инновации", "инновационные процессы", "инновационная деятельность", "инновационная политика", прочно закрепились в текущем лексиконе небольших групп предпринимателей, которые практически реализуют основные прогрессивные изменения в экономике через ее реформирование или революционное переустройство за счет научно-технических, информационных, экономических и управленческих революций, носящих мирный характер радикальных изменений.
Инновацию (от лат. "innovate" - обновление, улучшение, англ. "innovation" - нововведение) можно понимать как особую культурную ценность - материальную или нематериальную, - которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова "innovation". Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств".
Целесообразно разграничивать понятия "новшество" и "инновация". Новшеством является оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут быть оформлены в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и тому подобное); результатов маркетинговых исследований и так далее. Тогда инновация представляет собой конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта. Кроме этого новшества могут разрабатываться как для индивидуальных нужд (внедрения в собственном производстве либо накопления), так и для продажи. На "входе" фирмы как системы будут присутствовать новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На "выходе" фирмы имеют место только новшества как товары.
В понятие "инновация" можно включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию, если рассматривать инновацию как процесс с этими этапами. При этом новшества могут разрабатываться при любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара, а инновация проявляет себя с внедрения и использования новшеств. В узком смысле инновация, как и нововведение, - это освоение через внедрение новой техники и технологии улучшенных методов организации и управления. В широком смысле инновация - это "деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм". В общем плане инновация - это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Большинство исследователей характеризуют инновации по следующим аспектам: инновации являются результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы; инновацией считается новшество, реализованное на практике; объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы; инновации могут способствовать преодолении кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность; инновации связаны с высоким доходом и риском. Таким образом, к основным свойствам инновации относятся: научно-техническая новизна; производственная применимость; коммерческая реализуемость; социальная значимость; лучшее удовлетворение существенного рыночного спроса или создание нового рыночного спроса; высокая рискованность, прибыльность или социальная эффективность для хозяйствующего субъекта и общества; относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность.
Инновации выполняют следующие основные функции: являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технического прогресса, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени); расширяют круг производимой продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту и удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом (закон возвышения и дифференциации потребностей); дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономики труда); помогают провести структуру воспроизводства в соответствии со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды за счет их концентрации в той или иной сфере (закон пропорциональности развития). Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития. В то же время инновации развиваются по своим собственным закономерностям.
Все основные определения были классифицированы на основе пяти подходов к определению инновации: объективному, процессному, объективно-утилитарному, процессно-утилитарному, процессно-финансовому.
Сущность объективного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект - результат НТП: новая техника, технология. Понятие "инновация" в объективно-вещественном значении означает, по существу, положительное, прогрессивное новшество, то есть идею или материальный объект, очень редко саму деятельность, которые являются новыми для экономической системы, принимающей и использующей их. Так, А.А. Харин и И.Л. Коленский определили инновацию как результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Наиболее яркое выражение данного подхода существует у Э.А. Уткина, который определяет инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Объективный подход опирается на определение инновации как конечного результата инновационной деятельности, получившего воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Однако данный подход уже был отмечен как неприемлемый с экономической точки зрения. От него нужно перейти к процессному подходу, если в качестве объекта понимать не конечный результат, а деятельность по созданию, распространению и использованию новшества.
В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм и так далее. Именно этот подход наиболее приемлем с позиции рассмотрения всей системы экономических отношений, отношений производства при разработке или создании новшеств, отношений распределения при распространении нового, отношений обмена при коммерциализации новшеств, отношений потребления при освоении, внедрении или использовании новшеств.
Объективно-утилитарный подход к определению термина "инновация" характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект - новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потребности с большим "полезным эффектом".
Процессно-утилитарный подход в отличие от объективно-утилитарного добавляет к определению термина "инновация" то, что инновация в данном случае представляется в качестве комплексного процесса создания, распространения и использования нового практического средства. Этот подход позволяет рассматривать всю систему экономических отношений в сфере новшеств и нововведений, но в его рамках отношения потребления главенствуют и подчиняют себе все другие. Последнее оправдано только некоторых коммерциализируемых новшеств и нововведений и неприемлемо к фундаментальным, базисным новшествам, которые не коммерциализируются до тех пор, пока не превратятся в конкретные, прикладные, улучшающиеся новшества. К тому же данным подходом разрывается рассмотрение всего инновационного процесса, так как выпадают важнейшие его начальные стадии - фундаментальные исследования, которые создают многие новшества и нововведения на уровне идеи, и прикладные исследования, которые приспосабливают новшества и нововведения к конкретным производственным возможностям. Ведь только законченность прикладного исследования позволяет осуществлять коммерциализацию новшества.
В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации, вложением средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Так, И.Т. Балабанов под инновацией понимает инвестицию в новацию. Более того, он переходит к объектно-финансовому подходу, когда представляет инновацию как материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и тому подобное.
Анализ различных определений инновации зарубежными экономистами приводит к выводу, что специфическое содержание инновации в условиях рыночной экономики и предпринимательства в большей мере соответствует процессно-утилитарного подходу со всеми его недостатками с позиций рассмотрения всей системы экономических отношений, а не только отношений обмена и потребления новшеств в процессе коммерциализации инноваций.
Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. изготовление нового, то есть еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
2. внедрение нового, то есть данной отрасти промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
3. освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5. проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Для той ситуации, в которой осуществляются такого рода новые комбинации, и для понимания возникающих при этом проблем важны две вещи. Во-первых, может случиться, что новые комбинации осуществляют те же самые люди, в руках которых находится процесс производства или пути реализации товаров в рамках старых комбинаций, вытесняемых новыми в связи с их устареванием. На самом деле новые комбинации или воплощающие их фирмы, промышленные предприятия вначале не просто вытесняют старые, которые были бы просто не в состоянии сделать значительный шаг вперед, а сосуществуют наряду с ними.
В зависимости от акцента исследования можно рассматривать инновации как: процесс; систему; изменение; результат. В конечном счете, инновация как экономическая категория может иметь различные значения в разных контекстах, выбор которых зависит от конкретных целей изменения, анализа системы экономических отношений в сфере новшеств или нововведений.
1.2 Основные этапы инновационного процесса

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и наконец, сбыта, - процесс коммерциализации товара.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации. Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения. В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционной проекта.
В общем виде инновационные процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.
Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок. Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний и выявление существенных закономерностей. Цель фундаментальных исследований - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные исследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.
Следующий этап инновационного процесса - прикладные научно-исследовательские работы (НИР). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведении прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.
Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.
Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных научно - исследовательских исследований для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы - это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К опытно-конструкторским работам относят: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.
В зависимости от сложности инновационного проекта (разработки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов НИР, проводимая в разное время другими коллективами, отладка и доработка, как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-исследовательских центров (НТЦ).
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад. На стадии предсерийного производства выполняются опытные и экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.
Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый - это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй - доведение новой продукции до потребителя .
За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства. Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет кривую жизненного цикла изделия, то есть периоды его подъема и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции. (Приложение 1.)
В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, то есть первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые применения и рынка, а, следовательно, и новых потребителей.
Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая в сферу оказания услуг. В конечном счете, диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.
1.3 Управление и стратегия инновационной политики на предприятии

Управление инновациями - это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями - ключ к поддержанию высокой эффективности производства.
Инновации условно можно разделить на два уровня: к первому относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство, инноваторы, которые внедряют их, получают первичное превосходство; ко второму принадлежат изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно. Их внедряют уже предприятия-имитаторы, такие новинки не являются новыми в мире. Если инновации первого уровня могут и не внедряться на всех предприятиях, то второго - обязательны для всех предприятий, желающих выжить в условиях конкуренции. Этим и определяется актуальность проблемы управления инновациями практически для всех предприятий и организаций. Инновации внутри предприятия не происходят сами собой, для этого требуется система управления инновациями на предприятии.
Недостаточное внимание к инновациям не только приводит к падению объемов продаж, что происходит сегодня, но и главное, является базисной основой глубокого глобального кризиса в будущем. Как показывает опыт инновационного и управленческого консультирования, на сегодня в России около трети промышленных предприятий осуществляют инновационную деятельность (несколько выше эта доля в машиностроении - около половины). Это значит, что они сталкиваются с проблемами управления инновациями, в том числе с освоением и внедрением инноваций (новых изделий, технологий, оборудования и материалов). При этом если на отдельных предприятиях данная проблема становится все более острой и актуальной, то на большинстве в силу экономического кризиса она уходит на второй план, и, следовательно, инновационная деятельность сокращается.
Современное производство характеризуется инновациями и стремлением использовать более совершенную технологию, новые товары и услуги. Внедрение в производство новых технологий (микроэлектроники, биотехнологии, новых материалов) вызывает необходимость приведения содержания и организации производства, квалификации и образовательного уровня персонала в соответствии с усовершенствованными технологическими системами.
В настоящее время имеют место следующие проблемы управления инновациями на предприятиях: сокращение затрат на инновации, вызванное практически полной ликвидацией инвестиций не только в научную сферу, но и в техническое перевооружение, обновление производства и продукции; нарастание темпов отставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники; резкое сокращение численности научно-исследовательских групп, коллективов, школ и институтов, широкомасштабная "утечка мозгов" за рубеж; отсутствие гибкости в работе существующих материально-технических, производственно-экономических и социально-организационных структур; чрезмерная длительность инновационных процессов во времени (особенно на заключительной стадии жизненного цикла инноваций); ограниченность распространения инноваций (внедрение на одном-двух предприятиях); чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций в общем объеме (с эффектом более 1 млн. руб.); отсутствие заинтересованности в инновациях (в силу функциональной ориентации предприятий); практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ технического перевооружения и модернизации производства за последние почти 10 лет, развал отраслевой академической и вузовской науки, отсутствие разумной промышленной и научно-технической политики, что поставило во главу угла проблему фактической выживаемости наукоемкого сектора.
Инновационный процесс - это динамически развивающийся процесс научно-производственной и экономической деятельности предприятия, который противостоит уже сложившимся там процессам и структурам, но связан с ними определенным образом. Характер этой связи существенно влияет на задачи и способы управления инновациями на предприятии. Создатель новой технологии выделяется благодаря инновациям первого уровня. Инноватор исходит, прежде всего, из таких критериев, как уникальность и новизна. Для подавляющего числа предприятий-имитаторов в части инноваций второго уровня преобладающими критериями являются жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
На предприятиях можно выделить следующие стадии инноваций; выявление проблемной ситуации (инициирование инноваций); формулировка целей инновации; анализ существующего положения (видение будущего компании и проблемная диагностика); принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида; разработка и проектирование инновации; согласование и утверждение проекта инновации; подготовка объекта к инновации; внедрение инновации; оценка фактической эффективности инновации.
Контроль перехода инновации из одной стадии в другую является действенным инструментом управления процессом внедрения и строится в режиме реинжиниринга бизнес-процессов. Стадии-операции процесса внедрения удобно составлять в виде отдельных составляющих, входом в которые являются результаты предыдущих стадий, а выходом - собственно продукция данной стадии. Успешность внедрения в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по стадиям, особенно на их стыках, что зависит от согласованности смежных подразделений при переходе из стадии в стадию. Последняя обеспечивается за счет перехода от функциональной к процессной ориентации предприятия. Это является необходимым условием, предшествующим процессу формирования научно-технической политики предприятия.
Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.
Существует два подхода к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии. Первый, когда движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях; их действия стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми.
Второй, когда процесс внедрения и последующего распространения инноваций связан, прежде всего, с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика, совместно с политикой маркетинга, ориентируется на последующее завоевание, может быть, и долгое, значительной большей доли рынка, что должно соответственно привести в будущем к увеличению прибыли. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развертывания сопряженных производств (это особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий спектр производственных и личных потребностей). При таком подходе НТП (в рамках отдельного предприятия) рассматривается не как скачкообразный процесс, а скорее как непрерывный процесс.
На практике при разработке научно-технической политики предприятия, как правило, выделяют четыре функциональных области (между которыми существуют широкие зоны перекрытия) управления инновациями: исследования и разработки; управление качеством и сертификации в соответствии с составом и объемом элементов ГОСТ; создание обновленной производственной базы; освоение рынка инноваций.
В разделе исследования и разработки выделяются такие подразделы, как: поисковые и фундаментальные исследования; прикладные исследования; технические разработки (опытно-констукторские, технологические, проектные и организационные) и опытное производство; первое освоение инноваций (техническое и экономическое); распространение и тиражирование инноваций.
Создание обновленной производственной базы представляет собой своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование (как нередко делают по старинке наши предприятия), а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.
Наконец, освоение рынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения: наличия в нем новых технических решений и их значимости; воздействие нового продукта на рынок.
Продукт может содержать много технических новшеств и в то же время не иметь рыночной новизны, если он удовлетворяет те же потребности, что и традиционный. Цена при этом меняется незначительно, и он нерентабелен. Вместе с тем рыночная новизна продукта может быть достигнута и без новых научно-технических решений, а за счет изменения внешнего вида, размеров, формы, цвета и так далее.
На практике при формировании научно-технической политики предприятия принятие решения о необходимости реализации инновации и выпуске на ее основе нового изделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения. Еще труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта.
Каждая вновь появившаяся идея, как свидетельствует опыт, является результатом: выявления новой потребности (возможности и проблемы), например идея производства новой продукции или применения нового производственного процесса (1/4 всех идей); выявление способа, посредством которого может быть удовлетворена известная потребность (раннее поставленная проблема) или реализована имеющаяся возможность (3/4 всех идей). И проблема, прежде всего, заключается не в оценке всех новых идей, а в стимулировании инициативы, предложений по новым идеям.
Весьма важно также учитывать и то, что в действительности для потенциального пользователя инновации важнейшим фактором является сокращение времени разрыва между открытием и инновацией. Существует четыре степени "скрытой потребности" в инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия.
Первая степень, предвосхищаемая потребность, возникающая в случае, когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография).
Вторая степень, потребность, появившаяся только после открытия или изобретения (беспроводная связь, телеграф).
Третья степень, потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой листа еще долго не использовались в российской практике, после соответствующих открытий).
Четвертая стадия, негативная потребность, или фактический отказ, появляющаяся в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает инновацию (швейные машины).
Проблема выявления потребности в инновации упрощается при использовании процессной ориентации предприятия. Это значит, что все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях клиентах.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОНОГО ПРОЦЕССА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО "РУССКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"

2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности ОАО " Русская страховая компания"

Полное фирменное наименование предприятия - Открытое Акционерное Общество "Русская Страховая Компания", сокращенное наименование - ОАО "РСК". Местонахождение и почтовый адрес предприятия: Российская Федерация, 127015, Москва, улица Бутырская дом 46 .
31 мая 1991 года ОАО "Русская Страховая Компания" зарегистрирована Московской регистрационной палатой. Уже через месяц РСК приступает к осуществлению страховой деятельности на рынке РФ.
Среди основателей акционеров ОАО "РСК": РСПП, Госстрах СССР, СО "Динамо".
Путь становления и развития был очень непростым. К 2000 году РСК: открывает первые региональные филиалы;
· получает дополнительные лицензии на страхование сделок и страхование риска непогашения кредитов;
· принята в члены Российской Ассоциации Авиационных и Космических Страховщиков (РААКС);
· принята в члены Российской Ассоциации Лизинговых Компаний (РОСЛИЗИНГ);
· аккредитована при "ГОССТРОЕ РОССИИ" для работы по развитию страхования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве на территории РФ;
· получено право на проведение операций по страхованию банковских рисков (программа ВВВ).
К 2007 ОАО "РСК":
· вступает в Российскую Ассоциацию Страховщиков Ответственности Владельцев Автотранспорта (РАСОВТ);
· получает аккредитацию при НК "Саморегулируемая Организация Арбитражных Управляющих" (РСНЭ);
· принимается в члены "Российского Союза Автостраховщиков" (РСА);
· получает ФССН-лицензию на право проведения обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО);
· приобретает страховую компанию "РусстрахСтандарт" для осуществления операций по страхованию жизни; уставной капитал увеличен до 150 миллионов рублей;
· получает лицензию Министерства Финансов РФ № 2619 Д от 3 ноября 2004 года на проведение 47 разновидностей страхования, в том числе на ведение перестраховочной деятельности;
· получает Лицензию на право проведения страхования, связанного с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
· включается в список страховщиков, имеющих право осуществлять страхование перевозок грузов военного назначения;
· к имеющимся 47 разновидностям страхования ФССН выдает дополнительную лицензию еще на 15 позиций;
· уставной капитал составляет 500 миллионов рублей; получает аккредитацию при Торгово-Промышленной палате Москвы и Московской области;
· список разновидностей страхования расширен до 63 видов.
На сегодняшний день "Русская Страховая Компания" является единой профессиональной, высококвалифицированная командой.
Основной целью деятельности предприятия, как коммерческой организации, является получение прибыли.
Основными видами деятельности предприятия являются осуществление деятельности по защите государственной тайны и осуществление добровольного и обязательного страхования, как в рублях, так и в иностранной валюте, любых имущественных интересов российских и иностранных юридических лиц и граждан. К видам деятельности предприятия, наряду с прочими, относятся: осуществление страхования имущественных интересов физических и юридических лиц, а также их объединений; расширение страховой деятельности; перестраховочная деятельности; инвестиционная деятельность; консалтинговая деятельность; внешнеэкономическая деятельность; деятельность в качестве эксперта и аварийного комиссара; осуществление другой деятельности, согласующейся с Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в РФ".
Предприятие самостоятельно планирует производственного хозяйственную деятельность своих органов, филиалов и представительств.
Для достижения цели своей деятельности, предприятие имеет право:
· Иметь в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, заключать от своего имени сделки (договоры, контракты), приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и в третейском суде.
· Самостоятельно проводить страховые экспортно-импортные операции на внешнем и внутреннем рынке.
· Самостоятельно расходовать свои денежные средства.
· Приобретать и отчуждать недвижимое имущество как форму размещения собственных средств и страховых резервов.
· Принимать участие в создании и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций с иностранными юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством.
· Создавать, в том числе и за рубежом, дочерние предприятия, филиалы и представительства, действующие на основании уставов (положений), учрежденных предприятием.
Все многообразие страховой защиты "Русская Страховая Компания" подразделяется на следующие разновидности страхования:
· страхование жизни и здоровья от несчастных случаев и болезней;
· добровольное медицинское страхование;
· комплексное страхование граждан, выезжающих за пределы постоянного места жительства;
· страхование автотранспортных средств (автокаско);
· страхование водных и воздушных судов;
· страхование личного имущества и гражданской ответственности физических лиц;
· страхование имущества и гражданской ответственности юридических лиц;
· транспортное страхование грузов и страхование контейнеров;
· страхование строительно-монтажных рисков;
· страхование машин и механизмов от поломок (аварии);
· страхование автомобильных дорог;
· страхование экспортно-импортных кредитов и платежей по лизинговым операциям;
· страхование автогражданской ответственности (добровольной и обязательной);
· страхование гражданской ответственности владельцев водных и воздушных судов;
· страхование гражданской ответственности перевозчиков;
· страхование профессиональной ответственности аудиторов, арбитражных управляющих, строителей, оценщиков, бухгалтеров и др.;
· страхование профессиональных участников рынка ценных бумаг;
· страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности;
· экологическое страхование;
· страхование ответственности за качество производителя продукции (услуг);
· страхование ответственности устроителей зрелищных, спортивно-оздоровительных, культурных и общественных мероприятий.
Миссия ОАО "Русская Страховая Компания" - обеспечивать всестороннюю защиту, уверенность и гармонию в жизни для тех, кто ценит традиции и стремится к лучшему!
Ценности ОАО "РСК": обеспечивать высокий уровень качества услуг всем клиентам во всех офисах нашей компании. Хорошо понимать потребности клиентов, предлагать адекватные решения и всегда защищать их интересы; находить индивидуальный подход к каждому клиенту и неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства. Осознавать всю ответственность за обязательства, которые взяты на себя, поддерживать финансовую стабильность с учетом принимаемых рисков; обеспечивать надежность, законность и эффективность проводимых страховых сделок, гарантировать качество принятых на себя обязательств и их исполнение в установленные сроки; предоставлять и постоянно совершенствовать спектр страховых продуктов. Задача ОАО "Русской страховой компании" - соответствовать мировым стандартам профессионализма, поэтому постоянное развитие является основным правилом.
ОАО "Русская Страховая Компания" имеет на территории Российской Федерации филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании Положений, утверждаемых Советом Директоров, в следующих населенных пунктах: г.Белгород; г.Волгоград; г.Воронеж; г.Екатеринбург; г.Иркутск; г.Калининград; г.Кемерово; г.Киров; г.Красногорск (Московская обл.); г.Краснодар; г.Курск; г.Липецк; п.Малаховка (Московская обл.); г.Нижневартовск; г.Нижний Новгород; г.Новосибирск; г.Омск; г.Пермь; г.Псков; г.Реутов (Московская обл.); г.Ростов-на-Дону; г.Рязань; г.Самара; г.Санкт-Петербург; г.Саратов; г.Сертолово (Ленинградская обл.); г.Ставрополь; г.Тамбов; г.Тверь; г.Тула; г.Улан-Удэ; г.Ульяновск; г.Чебоксары; г.Челябинск; г.Чита; г.Ярославль.
Основные функции филиала: обеспечивать деятельность компании по месту нахождения и прилегающих регионах; обеспечивать оперативную страховую деятельность компании, предоставлять интересы компании в регионе, содействовать установлению связей и прямых контактов компании с другими субъектами страховой и хозяйственной деятельности, государственными, муниципальными и общественными организациями; открывать Агентства (Территориальные офисы продаж) вне места своего нахождения, на основании решения Генерального директора ОАО "РСК"; заключать договора страхования, совершать иные юридические действия, согласно выданной доверенности; проводить маркетинговые исследования, собирать и предоставлять компании информацию в отношении конъюнктуры и сегментации страхового рынка, деятельности конкурентов, перспектив развития региональных проектов; осуществлять рекламу деятельности компании в регионе; рассматривать страховые претензии, предъявлять суброгационные претензии и иски, участвовать в судебных процессах по спорам, возникающим в связи с его деятельностью; рассматривать требования потерпевших о страховых выплатах и осуществлять страховые выплаты по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; координировать взаимодействие компании со страховыми агентами и его партнерами, а также способствовать расширению сферы его деятельности на страховом рынке; осуществлять передачу компании необходимых данных в рамках программ организации внутреннего контроля дл противодействия легализации (отмыванию) доходов, получены преступным путем.
Деятельность "Русской страховой компании" направлена на развитие страхового рынка России и продолжение лучших традиций международного страхования. Именно за счет этого клиенты и партнеры считают ОАО "РСК" надежным страховщиком, которому можно доверить практически любой риск. Ниже представлена таблица соотношений выплат и премий ОАО "РСК" за 1 полугодие 2008
Вид страхования
премии (руб.)
Выплаты (руб.)
Отношение фактических выплат к сумме премий, %
Добровольное страхование от несчастных случаев работников предприятий
7 619 963
1012530
13,29%
Добровольное медицинское страхование
98 460 787
64770875
65,78%
Обязательное личное страхование пассажиров
511 094
3600
0,70%
Добровольное страхование авиапассажиров
60
0
---
Добровольное страхование граждан, выезжающих за рубеж
1 308 590
56 711,64
4,33%
Добровольное страхование средств воздушного транспорта
884 270
0,00
Добровольное страхование средств водного транспорта
575 424,32
0
---
Добровольное страхование грузов
11 147 814,66
0
---
Добровольное страхование имущества юридических лиц
23 420 388,87
194 876,13
0,83%
Добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур
15 917 165
0
Добровольное страхование имущества физических лиц
10 154 775
393 932
3,88%
Добровольное страхование ГО владельцев автотранспортных средств
8 126 445
1 182 154
14,55%
Добровольное страхование ГО организаций, эксплуатирующих опасные объекты
1 412 602,02
0
---
Добровольное страхование профессиональной ответственности
1 439 741
447 267,81
31,07%
Добровольное страхование ГО перевозчиков
3 826 082,25
37 149,35
0,97%
Предпринимательские риски
4 224 254,15
0
0,97%
Добровольное страхование ГО юридических и физических лиц перед третьими лицам 1 434 370
0
----
Добровольное страхование средств наземного транспорта
1 434 370
0
----
ОСАГО
284 528 877
87 946 277
30,91%
Перестрахование
16 188 062,78
3 598 912,14
22,23%
ИТОГО
1 105 397 815
440 105 303
39,81%
2.2 Цели, задачи и этапы контроля в страховой компании

Успешное функционирование страховой компании во многом достигается за счет эффективного контроля, позволяющего получить нужную информацию для принятия управленческих решений. Оценка реальной ситуации, складывающейся в каждой конкретной страховой компании, функционирующей в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта страхового рынка обеспечивается контролем. Тем самым создаются предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития страховой деятельности. Контроль выступает в качестве функции управления страховой компанией, без которой не могут быть качественно реализованы другие функции управления: планирование, организация, мотивация. Благодаря контролю страховая компания получает один из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование страховщика в условиях сложной рыночной конъюнктуры. Во многом с помощью контроля достигаются намеченные цели страховой компании, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
В функцию контроля входит сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах страховой деятельности, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений, разработка мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Осуществление контроля сопровождается установлением его стандартов и критериев. Стандарты контроля - конкретные результаты, состояния или действия, степень отклонения от которых определяется в процессе контроля. В качестве стандартов могут использоваться значения показателей, регламенты, отраженные в положениях, приказах, правилах и инструкциях.
К основным целям контроля относятся: своевременное определение отклонений, ошибок и недостатков в работе исполнителей и структурных подразделений страховой компании; нахождение путей устранения отклонений; обобщение и распространение передового опыта работы. Основными задачами контроля являются: диагностика состояния страховой компании; обратная связь со страховыми работниками; информирование страховых работников; побуждение или мотивация страховых работников.
Составляющими элементами контроля являются:
§ административный контроль, который базируется на плане организации работ, процедурах и ведении документации, связанных с предоставлением полномочий на осуществление страховой деятельности;
§ контроль за денежными потоками страховой компании;
§ контроль за результатами страховой деятельности, который базируется на ведении документации, связанной с контролем за плановыми и фактическими показателями.
По сути, понятие контроля как функции управления страховой компанией сводится к контролю планов страховой компании, контролю полномочий страховых работников, контролю документального оформления страховых операций, контролю сохранности активов страховщика. В этой связи реализуются конкретные процедуры контроля, то есть последовательность действий по проведению контроля. Эти процедуры контроля включают этап выработки критериев и стандартов, этап сопоставления с ними реальных результатов, этап в виде принятия необходимых корректирующих действий.
Выработка критериев и стандартов предполагает значения конкретных параметров страховой деятельности, изменения которых поддаются изменению. Эти же параметры используются также в процессе планирования страховой деятельности. Все стандарты должны соотноситься с целями и стратегией страховой компании. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, характеризуются наличием временных рамок и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами - очередной этап процедуры контроля. Здесь определяется, насколько достигнутые результаты соответствуют заданным значениям. Принятие необходимых корректирующих действий предполагает устранение отклонений. Возможно также, что на данном этапе процедуры контроля будут пересмотрены стандарты. Чем отчетливее связь между целями страховой компании и стандартами, применяемыми для контроля, тем больше будет вероятность: процесс контроля принят и понят всеми структурными подразделениями страховщика. В процессе корректировки модифицируются цели, пересматриваются планы, перераспределяются задания для отдельных структурных подразделений страховой компании и отдельных исполнителей.
Эффективный контроль позволяет решать целый комплекс управленческих задач. Контроль позволяет выявить наиболее перспективные направления, элементы успеха в деятельности страховой компании и сконцентрировать усилия на выгодных участках работы.
Контроль является средством диагностики управленческого общения. Суть необходимых действий, выраженных в конкретных указаниях линейного и функционального руководителя, не всегда адекватно воспринимается исполнителями. Оценить соответствия восприятия полученной информации исполнителем сделанным указаниям позволяет контроль. По итогам контроля осуществляется стимулирование деятельности страховых работников и делается вывод об эффективности применяемых стимулов.
Контроль является средством административного воздействия на страховых работников. Исполнитель может умышленно действовать вопреки требованиям руководителя. Контроль же позволяет обнаружить факты нежелательного поведения. Эффективность контроля обеспечивается соблюдением ряда требований: контроль должен соответствовать стратегии страховой компании. Система контроля должна обеспечить стратегические приоритеты страховщика;
Необходима результативность контроля. Действующая система контроля должна обеспечивать решение ключевых задач страховой компании. Этим определяется подбор стандартов для проведения контроля. Контролируемые стандарты должны адекватно отражать суть решаемых задач;
Системность контроля. Реализуемый контроль должен органично вписываться в систему управления страховой компанией. Контрольные функции должны быть интегрированы в функции планирования, разработку организационной структуры страховщика, распределение полномочий и ответственности, организацию труда и стимулирование персонала страховой компании;
Адаптивность контроля, когда происходит быстрая реакция на изменения во внешней и внутренней среде страховой компании. Контроль перестраивается в соответствии с изменившимися требованиями. Отсутствие гибкости может сделать контроль бессмысленным. Изменения касаются, прежде всего, стандартов, сроков, частоты, средств и методов проведения контроля;
Оптимальность контроля. Объем контроля должен быть достаточным для решения поставленных задач страховой компании. Излишний контроль приведет к неэффективному расходованию средств на сбор и обработку ненужной информации. Контрольный прессинг раздражает персонал, ухудшает психологический климат в трудовом коллективе страховой компании.
Экономичность контроля. Затраты на функционирование системы контроля должны соответствовать эффекту от его проведения. В конечном итоге проводимые контрольные мероприятия должны приносить дополнительную прибыль страховщику либо способствовать сохранению прибыли на определенном уровне, предотвращая потери.
В управленческой практике различают несколько видов контроля. Общий контроль, то есть контроль управляемой системы (страховой компании в целом). Функциональный контроль - контроль отдельной функции страховой деятельности или отдельного структурного подразделения страховой компании, в данной работе подробно рассматривается контроль инновационных процессов.
2.3 Возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании
Контроллинг -- новое явление в страховой компании, поэтому его внедрение может вызвать сопротивление. Чтобы преодолеть это сопротивление, быстро добиться первых результатов, а затем утвердить в компании стабильно работающую систему, следует проанализировать трудности, которые могут возникнуть, их причины и средства, позволяющие им противостоять.
Основные факторы, определяющие скорость внедрения любого нововведения, а также факторы, помогающие и мешающие быстрому внедрению контроллинга . Внедрению контроллинга мешают две группы факторов: несовершенство самой модели и социально-психологические факторы .
Рассмотрим влияние социально-психологических факторов. Сопротивление новым методам экономического анализа может быть индивидуальным и групповым.
Источники группового сопротивления: инерция структур (структура обладает "встроенной стабильностью"); групповая инерция (групповые нормы противодействуют изменениям); угроза статусу группы; угроза сложившимся отношениям власти внутри предприятия; угроза сложившемуся порядку распределения ресурсов внутри предприятия; информационный фильтр в организации: предлагаемый подход к анализу и управлению затратами не согласуется со знаниями и представлениями работников бухгалтерии и планового отдела.
Источники индивидуального сопротивления:
- Привычки и страх перед неизвестностью. Люди привыкли к традиционным формам отчетности и методам анализа и не хотят учиться чему-то новому. Новые методы -- это неизвестность, а неизвестность для очень многих означает риск, то есть опасность. Поэтому нужно организовать обучение сотрудников, а затем постепенно вводить новые методы. Целесообразно объяснять и показывать на примерах преимущества системы контроллинга. Может быть, целесообразно создать компьютерную модель для выработки у сотрудников страховой компании навыков мышления категориями контроллинга.
- Чувство безопасности. Опытные сотрудники будут выступать против новых, не знакомых им методов, если внедрение этих методов станет угрозой для их статуса. Поэтому необходимо привлечь опытных сотрудников к внедрению новой системы, чтобы заранее заручиться их поддержкой.
Активность сопротивления внедрению контроллинга зависит от следующих факторов: степень несоответствия культуры и структуры власти грядущим изменениям; длительность периода внедрения изменения; угрозы потери престижа и власти; преданность работников интересам организации; сила культурно-политических ориентации в подразделениях компании.
Согласно теории инноваций, при распространении любого нововведения сначала его воспринимает группа "ранних новаторов", ориентирующихся на внешние источники информации. Группа, объединенная некоторой идеей, всегда обладает большим весом во всей организации, и именно через нее процесс распространяется дальше, на всех остальных сотрудников компании.
Процесс восприятия (диффузии) инноваций может проходить двумя способами: реадаптация, т.е. ломка инерции поведения сотрудников страховой компании; рутинные изменения, когда нововведение является лишь видоизменением стандартного поведения.
Реадаптация -- болезненный процесс, особенно если он связан с ломкой глубинного слоя корпоративной культуры. Любые преобразования, входящие в противоречие с корпоративной культурой, встречают сопротивление, и наоборот: действия, согласующиеся с культурой, воспринимаются с большей готовностью. "Культурный риск" организационных нововведени и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.