На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Исследование особенностей и обобщение теоретических основ формирования конкурентных преимуществ как источника конкурентоспособности субъектов хозяйствования. Вклад М. Портера в становление и развитие теории конкурентных преимуществ на макроуровне.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 02.05.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Размещено на webkursovik.ru/
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
ВЫВОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Тема контрольной работы «Развитие теории конкурентных преимуществ» по дисциплине «Стратегический менеджмент».
В работе определены сущностные положения теории конкурентных преимуществ, что позволяет установить тенденцию нарастания значимости идей нелинейного стратегического управления при их построении и использовании, сформулированы характеристики современной парадигмы конкурентных преимуществ, реализация которых предопределяет формирование инновационного типа конкурентного поведения субъектов ведения хозяйства на основах интеллектуального лидерства.
Изменение природы конкуренции и форм ее проявления требует рассмотрения теоретических основ построения конкурентных преимуществ на макро- и микроуровнях как основного источника конкурентоспособности субъектов хозяйствования. Анализ нынешней практики управления подтверждает растущую актуальность этой проблематики, усиливающуюся постоянными изменениями парадигмы формирования конкурентных преимуществ, отсутствием общепризнанной теории управления ими, а также динамичностью конкурентной среды. Ряд ученых отводят проблематике конкурентных преимуществ главное место в системе стратегического управления. В частности, В. Д. Маркова и С. А Кузнецова подчеркивают, что стратегическое управление целесообразно рассматривать как управление конкурентными преимуществами.
конкурентный преимущество портер
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
Исходя из определения М. Портером конкурентных преимуществ как основы эффективной деятельности субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе можно утверждать, что конкурентоспособность субъекта хозяйствования обеспечивается его конкурентными преимуществами, являющимися реализованной компетенцией такого субъекта. Наличие конкурентного преимущества позволяет предложить потребителю товар с очевидной для него ценностью, сохранить его предрасположенность к товарам конкретного субъекта хозяйствования в течение длительного времени и на основе этого обеспечить преодоление сил конкуренции.
Такие традиционные представления о конкурентных преимуществах требуют дальнейшей конкретизации, а в отдельных аспектах -- пересмотра установившихся подходов и отказа от ряда теоретических обобщений с учетом современных тенденций развития теории и практики управления на макро- и микроуровнях.
Экономическая наука еще не выработана однозначного понимания сущности конкурентных преимуществ, и ученые чаще всего определяют их как:
-- эксклюзивную ценность, которую имеет объект, дающую ему преимущества перед конкурентами;
-- уникальные охваченные и неохваченные ресурсы, которыми владеет субъект хозяйствования, а также стратегически важные для него сферы бизнеса, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе; положение на рынке, дающее возможность преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей;
-- характеристики или свойства, обеспечивающие субъекту хозяйствования преимущества перед прямыми конкурентами;
-- уникальную комбинацию имеющегося производственного потенциала с накопленным в прошлом опытом его использования и сформированным имиджем, что способствует изготовлению конкурентоспособной продукции, благодаря реализации которой субъект хозяйствования способен обеспечить свое существование в долгосрочной перспективе;
-- совокупность мер, направленных на совершенствование собственной деятельности, ослабление конкурентов и влияние на изменение рыночной среды;
-- факторы конкурентоспособности, проявляющиеся у конкретных субъектов хозяйствования;
-- стратегически важные для субъекта хозяйствования активы и сферы деятельности, позволяющие ему побеждать в конкурентной борьбе;
-- концентрированное проявление преимущества перед конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности, которое можно измерять экономическими показателями;
-- совокупность собственных и приобретенных активов, характеристик деятельности субъекта хозяйствования, использование которых обеспечивает ему эксклюзивную компетентность в определенной сфере деятельности и преимущество перед конкурентами;
-- деятельность, связанную с изменением рыночной позиции субъекта хозяйствования, приспособлением видов деятельности избранной стратегии, выбором политики отношений с конкурентами, быстрой реакцией на изменения в конкурентной среде деятельности;
-- совокупность отношений являющихся предметом регулирования с помощью комплекса правовых норм.
Ряд приведенных определений конкурентных преимуществ не согласуется с понятиями конкурентоспособности и конкурентного статуса субъекта хозяйствования, в отдельных случаях конкурентные преимущества отождествляются с трактовкой указанных терминов, а также с оценкой эффективности деятельности субъекта хозяйствования.
Актуальность исследования теоретических основ формирования конкурентных преимуществ подтверждается и низкими значениями индекса глобальной конкурентоспособности Украины и формирующих ее факторов, по сравнению с ведущими странами мира (табл.1). В 2009--2010 гг. значение этого индекса для Украины составляло 3,95, что соответствовало 82-й позиции в рейтинге (в предыдущем периоде -- 72-я), причем его падение происходило одновременно со снижением рейтинга его инновационных факторов.
Таблица 1. Рейтинги ведущих стран по индексу глобальной конкурентоспособности за 2007-2009 гг.
Индекс глобальной
конкурентоспособности
Рейтинг компонентов индекса
(рейтинг/значение)
Страна
годы
Базовые требования
Повышатели эффективности
Инновационные факторы
2009-
2008-
2007-
годы
2010
2009
2008
2009-
2008-
2007-
2009-
2008-
2007-
2009-
2008-
2007-
2010
2009
2008
2010
2009
2008
2010
2009
2008
1.Швейцария
1/5,60
2/5,61
2/5,62
3
2
4
І
8
7
3
2
1
2. США
3. Сингапур
2/5,59
3/5,55
1/5,74 5/5,53
1/5,67 7/5,45
28
2
22
3
23
2
1
2
1
2
1
14
1
10
1
11
4
6
4. Швеция
5. Дания
6. Финляндия.
4/5,51 5/5,46
6/5,43
4/5,53 3/5,58 6/5,50
4/5.54 3/5,5 6/5,49
5
4
1
6
4
1
6
1
2
7
6
12
9
3
13
8
4
14
4
7
6
6
7
5
5
8
6
7. Германия
7/5,37
7/5,46
5/5,51
8
7
9
14
11
11
5
4
3
8. Япония.
9. Канада.
10. Нидерланды
8/5,37 9/5.33
10/5,3
9/5,38 10/5,378/5,4
8/5,43
13/5,3
10/5,4
27
10
12
26
8
10
22
11
7
11
4
10
12
5
5
13
5
9
2
12
9
3
16
9
2
17
12
82. Украина
82/3,9
72/4,0
73/3,9
94
86
90
68
58
66
80
66
75
Всего стран
в исследовании
133
134
131
133
134
131
133
134
131
133
134
131
Такая ситуация обусловила необходимость исследования особенностей развития теории конкурентных преимуществ в контексте глобальной тенденции экспансии нововведений с целью подтверждения гипотезы по нарастанию значимости инновационной составляющей в формировании конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования.
За последние десятилетия мировая теория и практика построения конкурентных преимуществ представила значительное количество разработок, среди которых можно выделить такие, которые имеют теоретический, методологический или прикладной характер. Основные их положения целесообразно рассмотреть с целью обоснования концептуальных начал построения системы управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования на макро- и микроуровнях.
Среди указанных теорий базовой можно считать теорию конкурентных преимуществ М. Портера, которую он сформулировал и развил в работах Стратегия конкуренции" (1980 г.), "Конкурентное преимущество" (1985 г.) и Международная конкуренция" (1990 г.). М. Портер доказал, что конкурентное преимущество субъекта хозяйствования и на внутреннем, и на внешнем рынках обусловливается комплексом факторов, а конкурентоспособность на макро- и микроуровнях отражает производительность использования ресурсов. В соответствии с его концепцией, конкурентные преимущества отдельной страны базируются на так называемом "национальном ромбе", который охватывает четыре детерминанты: параметры материальных и нематериальных факторов; параметры спроса; наличие родственных и поддерживающих отраслей; стратегии компаний, их структуру и соперничество. В этом контексте задачей государственной политики в формировании национальных преимуществ является построение средств влияния на данные детерминанты через инновационную, конкурентную, налоговую, кадровую, миграционную, техническую политику, а также обеспечение эмерджентности таких средств.
Вклад М. Портера в становление и развитие теории конкурентных преимуществ на макроуровне можно свести к следующим положениям.
1. Формирование конкурентных преимуществ должно базироваться на прогнозировании привлекательности сферы бизнеса и ее перспективной прибыльности с учетом пяти основных сил конкуренции: степени интенсивности конкурентной борьбы между существующими в отрасли производителями аналогичной продукции; конкурентного давления потенциальных конкурентов; угрозы появления товаров-субститутов; экономической силы потребителей и экономической силы поставщиков. Дальнейшие исследования ученых сводились, в основном, к попыткам увеличить количество сил конкуренции и их содержательное наполнение. Однако изучение последних исследований зарубежных и отечественных специалистов позволило определить проявления несоответствия указанной модели конкуренции современным реалиям и невозможность объяснения ею новейших тенденций конкурентных отношений.
2. Получение конкурентных преимуществ отдельными субъектами хозяйствования возможно при условии реализации ими одного из трех вариантов стратегии конкуренции -- минимизации расходов, дифференциации или фокусирования: "Компания, которая напрасно пытается реализовать все три стратегии, неизбежно "застрянет" посередине между лидерами и отставшими. Эта стратегическая позиция -- четкий признак низкой эффективности работы компании, а также путь к тому, чтобы не получить ни одного конкурентного преимущества" и. Однако дальнейшие теоретические и прикладные исследования, прежде всего японских ученых и ведущих компаний Японии, доказали возможность сочетания нескольких подходов, а всемирно известная консалтинговая компания "McKinsey" пришла к выводу: "Качественно и дешево -- будущее конкуренции".
3. Конкурентные преимущества целесообразно строить на основе стратегического анализа цепи создания ценности. Среди основных звеньев рекомендуется выделять внутреннюю логистику, производственный процесс, внешнюю логистику, маркетинг и продажи, обслуживание, а среди вспомогательных - материально-техническое обеспечение, технологическое развитие, управление персоналом, поддержание инфраструктуры предприятий. Структурирование каждого из данных видов деятельности позволяет выявить потенциальные конкурентные преимущества субъекта хозяйствования и реализовать их в одной из типовых стратегий конкуренции.
М. Портер выделил несколько уровней конкурентных преимуществ:
-- преимущества низшего уровня, базирующиеся на доступном сырье, дешевой рабочей силе и больших масштабах производства;
-- преимущества высокого уровня, обеспечиваемые имиджем предприятия, надежными связями с клиентами, инвестиционной привлекательностью;
-- преимущества самого высокого уровня, реализующиеся в собственных патентах и лицензиях, высокой квалификации персонала, эффективных системах управления.
Такое понимание конкурентных преимуществ можно использовать при построении системы управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования на инновационной основе.
Безусловным достоинством выводов М. Портера является сквозной процесс построения конкурентных преимуществ, начиная от прогнозирования перспективной отраслевой привлекательности и заканчивая поиском эксклюзивных возможностей в пределах каждой функции субъекта хозяйствования. С другой стороны, стремление сформировать схему поведения участников рынка и тем самым стабилизировать ситуацию в конкурентной среде не реализовалось в реальной жизни. Ряд ученых, основываясь на примерах из деятельности разных субъектов хозяйствования, подвергли острой критике основные положения теории М. Портера, которому пришлось дополнительно аргументировать свою позицию. Так, все более очевидными становятся факты несоответствия конкурентоспособности стран и материально-технических условий производства: среди приоритетных критериев оценки в настоящее время выделяют инновационность, человеческое развитие, условия формирования k-общества и ряд других.
Новым шагом в теоретическом обосновании конкурентных преимуществ стала теория конкуренции за будущее Г. Хемела и К. Прахалада, начало которой было положено публикацией их совместной работы "Конкурируя за будущее" (1994 г.). Главной идеей этих известных ученых является обоснование возможности достижения субъектом хозяйствования конкурентных преимуществ на базе интеллектуального лидерства, а не роста его рыночной доли. Г. Хемел и К. Прахалад акцентировали внимание на необходимости предвидения будущего и ответа на следующие вопросы: "Какие новые блага необходимо будет предоставлять потребителям через 5, 10 или 15 лет?"; "Какие новые компетенции (комплексы навыков и технологий) для этого необходимы?"; "Какие изменения произойдут во взаимоотношениях с потребителями? ". Эти ученые воспринимают субъект хозяйствования не как совокупность подразделений, а как сочетание ключевых (базовых) компетенций (Core Competences), рассматриваемых в качестве системы навыков, умений и технологий для создания благ. Они подчеркивают, что широкое видение субъекта хозяйствования и подход к формированию конкурентных преимуществ на базе ключевых (по другим определениям -- основных, стержневых, центральных) компетенций позволяют более оперативно и качественно реагировать на изменение рыночной ситуации. Выводы этих ученых некоторыми экспертами оцениваются как альтернатива теории М. Портера, другими -- как удачное ее развитие и дополнение.
Некоторые толкования ключевых компетенций, отличающиеся оригинальностью подходов к их пониманию, целесообразно рассмотреть в данном исследовании. Так, Г. Шрайэгг указывает, что основная компетенция является коллективной конструкцией, охватывающей многочисленные отдельные компетенции, образуя целостную, общефирменную способность решать стратегические задачи. Особенность ключевой компетенции заключается в том, что она возникает как результат коллективного процесса обучения, который, выходя за рамки одного отдела или отдельной функции, связывает разрозненные способности в единое целое. Ключевые компетенции, по утверждению Т. Шрайэгга, являются объектом постоянного внимания и разветвляются на основе совершенствования коммуникаций, устранения барьеров в обучении, гибкого согласования субсистем и др. Ключевые компетенции являются гарантом стратегического успеха, и с этих позиции стратегический менеджмент становится целиком и полностью менеджментом ключевых компетенций. Такая емкая трактовка предполагает необходимость существенного пересмотра систем управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования, в том числе обеспечения их гибкости, совершенствования бизнес-процессов, смешения акцентов в пользу организационной функции, пересмотра соотношения и направлений централизации и децентрализации управления, реализации идей менеджмента знаний.
Оригинальные толкования ключевых компетенций предложили также Г. фон Крог и М. Венцин, А. Гапоненко и А. Панкрухин, а также ряд других исследователей.
Г. Хемел и К. Прахалад, акцентируя внимание на способности ключевых компетенций координировать диверсифицированные производственные возможности и интегрировать многочисленные направления в технологии, отмечают: "Можно не заметить силу конкурентов, глядя лишь на их конечные продукты, так же, как можно не представить силу дерева, посмотрев только на его листья. Ключевая компетенция -- это не только сочетание новейших направлений технологии, это также способ организации работы и способность донести ценность продукта до потребителя, это общение, участие и глубокая осведомленность в работе в рамках организации" Авторы подхода к формированию конкурентных преимуществ на основе ключевых компетенций обращают внимание и на следующий нюанс: в отличие от физических активов, изнашивающихся со временем, компетенция совершенствуется, если ею пользуются и ее распространяют. Компетенции, по их мнению, -- это клей, который связывает существующие направления бизнеса. Это также движущая сила развития бизнеса, и при определении принципов диверсификации и вхождения в рыноктакже можно пользоваться ими, а не только привлекательностью рынков.
Как показано на рисунке (Рис. 1), рассмотренный подход реализуется на трех уровнях:
-- построение компетенций;
-- создание ключевых (основных, базовых) продуктов (компонентов или узлов, которые в значительной мере обеспечивают привлекательность конечных продуктов);
-- разработка конечных продуктов.
Размещено на webkursovik.ru/
Размещено на webkursovik.ru/
Следовательно, ключевые компетенции -- это управленческие технологии, отвечающие следующим условиям: создают значительную ценность для конечного потребителя; отличаются уникальностью и формируют устойчивые конкурентные преимущества; характеризуются универсальностью и используются вне пределов отдельных функциональных подразделений для создания разных ключевых продуктов, которые, в свою очередь, являются основой для конечной продукции.
Важный акцент теории Г. Хемела и К. Прахалада -- прерогатива функциональности продукции и услуг, а не самих продуктов как таковых. Для реализации этого подхода предлагается создание стратегической архитектуры, призванной показать возможности текущего и перспективного наращивания возможностей субъекта хозяйствования. Взгляд в перспективу, по концепции конкуренции за будущее, т и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.