На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Методологические и теоретические основы малого и среднего предпринимательства. Характеристика Тисульского Муниципального района. Анализ и оценка экономической ситуации. Анализ развития малого предпринимательства, реализации плана стратегического развития.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 08.05.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Содержание

Введение
Глава 1. Методологические и теоретические основы малого и среднего предпринимательства
1.1 Анализ нормативно правовой базы МСУ, методологические основы планирования.
1.2 Теория и методология малого бизнеса.
Глава 2. Характеристика Тисульского Муниципального района
2.1 Описание Тисульского Муниципального района, экономический потенциал
2.2 Анализ и оценка экономической ситуации в Тисульском районе
2.3 Анализ развития малого предпринимательства в Тисульском муниципальном районе
Глава 3. Предложения по реализации плана стратегического развития Тисульского района (на примере малого бизнеса)
3.1 Основные цели плана стратегического развития в сфере малого бизнеса
3.2 Мероприятия по реализации плана стратегического развития Тисульского района в сфере малого бизнеса
3.3 Разработка бизнес-плана производственного предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение

В дипломном проекте будет сделана попытка раскрыть следующую тему «Разработка мероприятий по реализации плана стратегического развития Тисульского муниципального района (на примере развития малого предпринимательства)».
Разработка мероприятий по реализации стратегического развития Тисульского муниципального района в сфере малого предпринимательства имеет не маловажное значение для практики управления. В литературе конкретные проблемы реализации плана не находят полного отражения, поэтому при написании дипломного проекта использовались статистические данные, результаты опроса населения, специальная литература.
С точки зрения современной науки и социальной практики муниципального управления тема «Разработка мероприятий по реализации плана стратегического развития Тисульского муниципального района (на примере развития малого предпринимательства)» очень актуальна в современной России, затрагивает интересы практически любого гражданина Российской Федерации. В то время как, государство ищет пути повышения благосостояния российского населения, создает комплексные программы, стратегические планы, в дипломном проекте предлагается ряд конкретных мероприятий по реализации плана стратегического развития Тисульского района, а также в работе представлен бизнес-план деревообрабатывающего предприятия, т.к. это является приоритетным направлением развития.
В начале дипломного проекта исследуются такие вопросы как местное самоуправление, особенности разработки комплексной программы в муниципальном районе, история развития малого предпринимательства в России и современное состояние, затем конкретно рассматриваются Тисульский муниципальный район и наиболее острые проблемы. Все это необходимо для разработки ряда конкретных мероприятий по реализации плана стратегического развития Тисульского района в сфере малого бизнеса, и внедрения проекта производственного предприятия.
Объектом исследования выступает Тисульский муниципальный район, предметом - малое предпринимательство.
Целями дипломного проекта являются - показать навыки практического анализа проблем управления, систематизировать и применять полученные теоретические знания к анализу конкретных проблем управления, разрабатывать и рассчитывать проект совершенствования управления.
Для достижения цели изучены и проанализированы правовые источники, отечественная литература, периодические издания, использованы данные статистики и опроса жителей Тисульского района. В дипломном проекте будет предложен ряд мероприятий и конкретный проект производственного предприятия по изготовлению срубов для ручной кладки домов.
Мероприятия по реализации плана: предпринять меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства; организовать оказание содействия малому предпринимательству района в кредитовании производственных видов деятельности. Финансировать малое предпринимательство по приоритетным направлениям (сельхозпроизводство, деревообработка); оказывать содействие для участия предпринимателей в выставках и ярмарках; ежегодно проводить анализ состояния малого предпринимательства, прогнозировать и вырабатывать мероприятия по его развитию. Усовершенствовать существующие нормативные акты Тисульского района; организовать учебные семинары, проводить конкурсы инвестиционных проектов.
Наиболее приоритетным направлением в развитии малого предпринимательства в районе является заготовка и переработка древесины. В Тисульском районе общая площадь составляет - 8,1 тыс.кв.м. и из них 59,5% это лесоресурсы Гослесфонда. Поэтому, для успешного социально-экономического роста района, в дипломном проекте будет предложено открыть в Тисульском районе предприятие ООО «Золотой терем» по изготовлению срубов бревенчатых домов ручной работы. Бизнес-план необходим для привлечения инвестиций в производство.
Для того чтобы разработать и предложить ряд мероприятий, необходимо понять суть проблемы, для этого в первой главе будет проанализирована нормативно-правовая база местного самоуправления, методологические основы планирования, а также теория и методология малого бизнеса.
Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В основе осуществления местного самоуправления лежат:
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, определяющие полномочия органов местного самоуправления;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
- уставы муниципальных образований;
- решения, принятые на местных референдумах (сходах) граждан;
- иные муниципальные правовые акты.
Основными целями планирования социально-экономического развития муниципальных образований являются удовлетворение (реализация) общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества, то есть населения муниципального образования, а также создание благоприятных условий для жизнедеятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования.
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. В современной России государственная поддержка малого предпринимательства вышла на новый этап развития.
Федеральные органы разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области поддержки малого предпринимательства. Проводят анализ состояния, подготавливают прогнозы развития и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки. Организуют разработку и реализацию федеральных программ государственной поддержки. Готовят предложения по установлению льгот по налогообложению и иных льгот, координируют деятельность по поддержке малого предпринимательства.
Во второй главе будет охарактеризован Тисульский муниципальный район, его экономический потенциал. Необходимо будет провести анализ экономической ситуации в районе и провести опрос населения.
Далее, в дипломном проекте необходимо провести анализ развития малого предпринимательства в Тисульском Муниципальном районе.
Тисульский муниципальный район - муниципальное образование, в котором сочетаются традиции сельских поселений и современный быт городских поселений. Главной миссией муниципального района является обеспечение высокого качества жизни отдельного человека, семьи, населения в целом, высокого уровня достатка в каждой семье, здоровья и безопасности всех жителей района.
На основании проведенного анализа социально-экономических условий и динамики их изменения, а также результатов SWOT-анализа Тисульского района и опроса жителей будут определены точки роста экономики: лесозаготовительная деятельность и деревообработка, производство кирпича строительного, район богат разнообразными дикоросами.
Необходимо вести непрерывную работу по развитию и поддержке малого предпринимательства, постоянно совершенствовать условия, что окажет положительное влияние на развитие малого предпринимательства.
На основании проведенной исследовательской работы, в дипломном проекте разработан и предложен ряд мероприятий, в том числе проект производственного предприятия по изготовлению деревянных срубов. Данные предложения будут способствовать более успешной реализации плана стратегического развития Тисульского муниципального района.
Глава 1. Методологические и теоретические основы малого и среднего предпринимательства

1.1 Анализ нормативно правовой базы МСУ, методологические основы планирования

Местное самоуправление - это способность и право населения самостоятельно управлять делами в том месте, где оно живет. Такое управление должно учитывать интересы людей и осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в иных случаях и законами субъектов Российской Федерации.[***]
Принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.). Европейская Хартия определяет местное самоуправление как право и действительную способность местных сообществ "контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел".
Конституцией России право населения, местных сообществ на самоуправлении не только признается, но и декларируется его гарантия всеми государственными органами: как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы: Материалы науч.-практ. конф., 25 янв. 1994 г. / МГУ им. М.В.Ломоносова. Юрид. фак. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 67 с [*****]. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Реализация полномочий местного самоуправления должна обеспечиваться достаточными финансовыми ресурсами, наличием муниципальной, в том числе земельной, собственности. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, законами субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечения обязательности решений органов местного самоуправления.
Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:
через референдумы, выборы, собрания и сходы;
посредством выборных и других органов местного самоуправления.
В основе осуществления местного самоуправления лежат:
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, определяющие полномочия органов местного самоуправления;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
- уставы муниципальных образований;
- решения, принятые на местных референдумах (сходах) граждан;
- иные муниципальные правовые акты, то есть правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые созданы в соответствии с уставом муниципального образования.
Как определено Конституцией Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, а именно - в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения[****].
Рассмотрим понятия «поселение», «муниципальный район», «городской округ».
Поселение бывает городским или сельским. Городское поселение это город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Сельское поселение это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Нас будет интересовать муниципальный район. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
10) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
11) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
12) опека и попечительство;
13) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
14) утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий;
15) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
16) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
17) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
18) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;
19) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;
20) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
21) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
22) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях;
23) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
24) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
25) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
26) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью.
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов.
А также, вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
6 октября 2003 года принят Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который не только очерчивает общие принципы территориальной организации местного самоуправления, но и определяет его экономическую основу[****].
Вступление в силу данного закона означает начало практической реализации фундаментального принципа управления: сократить административную дистанцию между органом, принимающим решение, и сферой действия этого решения, достигая, таким образом, точности фокусировки самого управленческого решения и оптимизации расходов по его исполнению.
Закон достаточно четко прописывает вопросы, отнесенные к компетенции органов самоуправления муниципальных образований - это владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация функционирования практически всей инфраструктуры района, города, за исключением финансовой и коммуникаций регионального и федерального значения. К компетенции местного самоуправления относится также и организация функционирования социального сектора муниципалитетов.
Определяет закон и средства для реализации «вопросов местного значения» - собственные материальные и финансовые ресурсы, за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 15, ч. 1).
Все это предполагает не только исключительно целевое, рачительное и эффективное расходование бюджетных средств, но и наличие в каждом муниципальном образовании нормативных документов, определяющих на территории муниципалитета общие для населения, бизнеса и власти «правила игры» в области промышленной, фискальной, экономической и социальной политики на достаточно длительную перспективу.
В качестве таких документов, согласующих совместные действия органов власти, населения и хозяйствующих субъектов в целях эффективного развития муниципального района, городского округа, выступают в настоящее время самые различные документы: концепции, стратегии, комплексные программы и планы социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционные программы.
Сущность подобного типа плановых и прогнозных документов, призванных сформулировать идеи, задачи, виды, величину ресурсов и политику их распределения по секторам и сферам деятельности муниципалитетов, как и в случае с субъектом Российской Федерации, сводится, в основном, к ответам на следующие вопросы:
1. Каково положение экономики, социальной сферы муниципального образования на период разработки плана (программы), какое место занимают хозяйствующие субъекты и население муниципального района, городского округа на региональном рынке ресурсов, а также на рынках производства продукции и услуг?
2. Какой потенциал (природно-климатический, рекреационный, финансовый, материальный, интеллектуальный и т.д.) имеется в распоряжении органов муниципальной власти, населения и хозяйствующих субъектов района, города, поселения?
3. Какие цели, поддерживаемые большинством населения и системообразующими бизнес-структурами, ставят муниципальные власти в области социального развития муниципалитета, и какие задачи должны быть решены в экономике района, города для обеспечения материального и финансового базиса планируемых преобразований?
4. Какие законодательные инициативы и организационно-экономические мероприятия необходимо реализовать? Где, когда и сколько ресурсов нужно вложить, чтобы достичь поставленных целей и задач?
В большинстве имеющихся в настоящее время прогнозов, планов и программ социально-экономического развития районов и городов Сибирского федерального округа сделана в той или иной степени попытка ответить на поставленные вопросы.
Несмотря на значительные разногласия теоретических и практических специалистов в области территориального управления, существуют общепринятые подходы к пониманию категорий «части» и «целого».
Если рассматривать виды прогнозных и плановых документов с этой точки зрения, то очевидно, что стратегия, как средство достижения стратегических целей развития муниципального образования, должна являться частью концепции развития муниципального образования, а стратегический выбор - ее ядром.
В свою очередь, необходимость определения этапов, выработки форм, методов и механизмов реализации стратегического выбора, их ресурсного обеспечения во времени диктует необходимость разработки стратегического плана.
Помимо стратегических целей в любом муниципальном образовании имеются долговременные, среднесрочные и текущие цели и задачи, решение которых закреплено за ним действующим законодательством. Решение этих задач должно быть реализовано за счет собственных и привлекаемых ресурсов муниципального образования. Очевидно, что формы, методы и механизмы формирования данных ресурсов, алгоритм их распределения по задачам и структурам, их реализующим в долгосрочной, среднесрочной и текущей перспективе, должны быть спланированы. Отсюда возникает необходимость формирования долгосрочных, среднесрочных и годовых планов.
Необходимо помнить, что стратегический выбор, не подкрепленный реальными ресурсами или ущемляющий текущие интересы местного сообщества без его на то согласия, не может быть принят к планированию. Основным законом планирования развития любого муниципального образования все-таки должна являться стопроцентная реализация закрепленных за ним вопросов местного значения с учетом возрастающих жизненных потребностей населения.
Таким образом, стратегический план - это не альтернатива, а, наряду с долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным (годовым) планами, раздел более общего документа - комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования.
Стратегия развития муниципального образования определяется не только в служебных кабинетах органов местного самоуправления, но и местным сообществом. Стратегический план должен содержать механизм участия в его реализации всех субъектов территориального управления: органов власти, бизнеса, населения.
Основное назначение стратегического планирования - повышение конкурентоспособности муниципального образования в условиях функционирования рыночных отношений и как единой распределенной административно-хозяйственной системы, и как места обитания населения.
Основными недостатками действующих стратегических документов муниципальных образований в Сибирском федеральном округе являются:
- отсутствие четкого позиционирования муниципального образования во внешней среде (субъекте РФ, РФ), а муниципального хозяйства - в секторах рынка;
- отсутствие анализа основных движущих сил развития любой экономической и социальной системы - внутренних и внешних противоречий развития муниципального образования как сложной пространственной социально-экономической системы;
- отсутствие или слабость конкурентного анализа;
- преобладание проблемного подхода в анализе;
- отсутствие обоснования стратегических приоритетов;
- отсутствие реальных механизмов реализации стратегического выбора;
- разнобой в методических подходах формирования и реализации стратегических, тактических и текущих разделов документов;
- отсутствие участия местного бизнес-сообщества и гражданского сообщества на стадиях разработки и реализации стратегии и др.
В дипломном проекте будут рассмотрены основные методологические принципы и подходы к планированию и прогнозированию социально - экономического развития муниципальных образований на уровне муниципального района.
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией (муниципальный район, городской округ), в пределах которой осуществляется местное самоуправление и имеются обособленная муниципальная собственность, бюджет, органы местного самоуправления, либо внутригородская территория города федерального значения [****].
Основными целями планирования социально-экономического развития муниципальных образований являются удовлетворение (реализация) общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества, то есть населения муниципального образования, а также создание благоприятных условий для жизнедеятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования[1].
Особенностью организации местного самоуправления в Российской Федерации является его структурная неоднородность: местное самоуправление в городском округе имеет одноуровневую структуру, а в муниципальном районе - двухуровневую.
Вся работа по формированию комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования делится на три этапа: организационно-подготовительный, прогнозно-аналитический и, собственно, этап планирования.
В свою очередь, каждый из этапов предполагает выполнение разработчиками ряда последовательных действий, обеспечивающих методологическое единство этапов территориального планирования. В общем виде принципиальная схема формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования приведена на рис 1.
1
Рис. 1. Принципиальная схема формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования
1. Первый этап - организационно-подготовительный.
Комплексная программа и планы социально-экономического развития муниципальных образований, как правило, разрабатываются под эгидой органов исполнительной (распорядительной) власти местного самоуправления. Решение о разработке планов и программ социально-экономического развития должны принимать на уровне муниципального района с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 человек - органы представительной власти муниципальных образований.
Основанием для начала разработки программы и планов социально-экономического развития муниципального образования является решение органа представительной власти, которое, помимо самого решения о необходимости составления программы, формулирует разработчикам постановки задач, устанавливает сроки плановых периодов, сроки реализации отдельных этапов и работы над программой в целом, а также определяет в бюджете муниципалитета размеры и источники финансирования работ.
Инициатором принятия подобного решения выступает глава муниципального образования, который обосновывает необходимость разработки программы и выносит на рассмотрение органов представительной власти проект решения по данному вопросу.
После решения, принятого и оформленного надлежащим образом органом представительной власти, главой муниципального образования издается постановление, в котором определяется состав коллектива разработчиков плана социально-экономического развития территории; подразделение муниципального образования; сроки вынесения плана на рассмотрение органа представительной власти; статьи бюджета, из которых будут финансироваться плановые работы; размеры и порядок финансирования работ.
Постановление также содержит в виде отдельного приложения уточненные цели планирования, постановки задач разработчикам, уточненные сроки их реализации и сроки завершения этапов плановых работ.
Коллектив разработчиков составляет и утверждает у главы муниципального образования календарный план работы. План должен содержать:
- этапы работ;
- виды работ;
- сроки работ;
- ответственных за соблюдение этапов и сроков работ;
- формы и периодичность контроля хода работы.
Далее главой муниципального образования издается распоряжение, в котором:
- регламентируются формы участия различных сообществ, граждан в обсуждении целей, задач плана, стратегических приоритетов развития муниципального образования на плановый период;
- определяется периодичность и формы информации населения о ходе и итогах плановых работ;
- определяются формы обсуждения гражданским сообществом проекта плана социально-экономического развития перед внесением его в орган представительной власти.
В случае необходимости главой муниципального образования дополнительно может быть принято распоряжение об обучении и повышении квалификации работников администрации муниципальных образований, привлеченных к разработке планов социально-экономического развития территории.
2. Второй этап - прогнозно-аналитический.
Второй этап работ по формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований предполагает следующую последовательность работ:
2.1. Формирование и анализ информационной базы муниципальных образований.
2.2. Разработка концепции устойчивого развития муниципальных образований.
2.3. Разработка стратегического плана муниципальных образований.
Рассмотрим каждый из видов названных предплановых работ более подробно.
2.1. Формирование и анализ информационной базы.
Данный раздел предплановых работ является уникальным и во многом зависит от имеющейся в наличии системы мониторинга социально- экономических процессов. Эта работа занимает по времени до 20% всего объема предплановых и плановых работ.
Накопление и систематизация информации о фактическом состоянии социально-экономического развития муниципального образования должна вестись в трех направлениях:
Во-первых, производится формирование информационной базы, как суммы индикаторов, характеризующих состояние развития социального сектора экономики и социальной жизни муниципального образования.
Во-вторых, систематизируется информация по вопросам ресурсного, природного потенциалов.
Полученный информационный массив систематизируется и сводится в паспорт муниципального образования.
Основными требованиями к паспорту муниципального образования являются следующие: паспорт должен базироваться на действующих информационных потоках государственной статистической, налоговой и отраслевой отчетности; учитывать специфику муниципального образования; содержать оптимальное количество показателей, обеспечивающее анализ текущего состояния экономического и социального секторов и реализации этапов плана.
В-третьих, для определения оптимального направления развития муниципальных образований, выбора стратегических приоритетов его развития проводится репрезентативный опрос представителей всех слоев муниципального гражданского сообщества:
- муниципального управления - в лице руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования;
- крупного, среднего и малого бизнеса в лице владельцев, руководителей и главных специалистов предприятий и организаций;
- общественных организаций - в лице руководителей и активистов общественных организаций;
- жителей муниципального образования - в лице всех возрастных и имущественных категорий граждан.
Сформированная по блокам и разделам информационная база данных является исходной базой для комплексного анализа текущего состояния социальной сферы и экономического сектора муниципального образования, диагностики проблем территории, выявления потенциала и ограничений развития экономики и социальной сферы.
Комплексный анализ информации любой административно-территориальной единицы, как правило, проводится с применением двух, наиболее действенных методологических подходов: исторического и структурно-функционального.
Исторический подход позволяет понять историческую логику, внутреннюю закономерность зарождения, становления и развития муниципального образования, выделить движущие силы и источники, определяющие структурные, демографические сдвиги, качественные изменения исторической миссии муниципального образования в различные периоды времени.
В ходе проведения структурно-функционального анализа социально-экономического развития муниципального образования изучается:
- уровень развития малого и среднего бизнеса, причины, его сдерживающие;
- динамика развития ведущих секторов экономики муниципального образования за последние 3 - 5 лет, определяются «узкие места» и «точки роста» муниципальной экономики;
- обеспеченность реального сектора экономики, рыночной инфраструктуры специалистами высшего и среднего звена управления, а также кадрами основных рабочих профессий;
- инвестиционная активность в муниципальном образовании, оценивается его инвестиционный потенциал;
- научно-инновационная деятельность и ее потенциал;
- состояние финансово-бюджетной сферы;
- состояние социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании, обеспеченность ею по социальным нормам;
- уровень жизни и социальной защиты населения муниципального образования;
- уровень безработицы и эффективность мер, направленных на ее сокращение.
Весь массив информационных и аналитических материалов сводится в три основных блока:
1. Современный облик муниципального образования.
2. Внутренняя среда муниципального образования.
3. Внешняя среда муниципального образования.
Обобщенные материалы данного этапа плановых работ являются базой для разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования.
Разработка концепции социально-экономического развития муниципального образования

На этапе разработки концепции развития муниципального образования формируется согласованная система идей и взглядов власти, бизнеса и населения о стратегических целях социально-экономического развития муниципального района, входящих в него поселений, стратегических приоритетах и этапах реализации намеченных целей и задач.
Данный этап прогнозных работ - один из самых сложных, так как он фактически определяет успех всего процесса территориального планирования.
Основная задача концепции - четкое формулирование миссии муниципального образования, стратегии и идеологии его развития на длительный период времени.
Анализ теории и практики территориального планирования позволяет выделить пять основных групп стратегических целей, реализация которых позволяет обеспечить устойчивое развитие муниципального образования, как на уровне муниципального района, городского округа, так и на уровне городского, сельского поселения[***].
Первая группа стратегических целей касается роста благосостояния жителей муниципального образования.
Вторая группа стратегических целей обеспечивает рост экономического потенциала муниципального образования.
Третья группа стратегических целей формирует муниципальную политику в сфере повышения образовательного, научного, культурного и духовного потенциала.
Четвертая группа стратегических целей касается обеспечения безопасности жизни в муниципальном образовании.
Пятая группа стратегических целей - касается улучшения качества среды обитания населения муниципального образования.
Помимо аналитики, данный этап предусматривает значительный объем исследовательской и экспертной деятельности. Как правило, из суммы возможных стратегических целей в большинстве случаев останавливаются на одной - главной и трех-пяти - локальных первоочередных целях и задачах, реализация которых обеспечивается ресурсным потенциалом и может дать наибольший экономический и социальный эффект.
Это требует на этапе формирования концепции социально-экономического развития муниципального образования от разработчиков определения допустимых размеров ресурсов населения, бизнес-структур и муниципальной власти, которые они готовы добровольно направить на реализацию концепции.
Достаточно много форм и методов решения этой проблемы:
1. Демократический - вовлечение широкого круга общественных организаций и населения города.
2. Прагматический - организация работы группы профессионалов под внешним административным и депутатским контролем и интенсивным освещением этапов работы в СМИ, путем проведения значительного количества двухсторонних и многосторонний рабочих совещаний, заседаний с представителями различных общественных и корпоративных сообществ.
3. Административный и технократический - плановые работы выполняются келейно, а среди разработчиков доминирует представление о концепции и стратегическом территориальном плане, как о документах либо сугубо административного, либо научного характера.
Обязательным условием завершения данного раздела прогнозно-аналитических работ является согласование муниципальной концепции с концепцией развития субъекта Российской Федерации, на территории которой находится муниципальное образование, и ее утверждение органами представительной власти муниципального района.
Разработка стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования

Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования является механизмом реализации концепции развития муниципального образования.
Рассмотрим структуру и основные разделы стратегического плана.
Первый раздел включает в себя заключительную часть концепции развития муниципального образования, то есть систему согласованных приоритетов его развития, составляющих стратегический выбор муниципального образования, и содержащую пакет локальных первоочередных, среднесрочных и долговременных целей и задач, а также актуализированный анализ текущего состояния внутренней и внешней среды муниципального образования.
Второй раздел содержит базовые сценарии реализации стратегических приоритетов муниципального образования, их технико-экономическое сравнение и выбор сценария, обеспечивающего наибольшую вероятность реализации стратегических целей и задач.
В практике имеют место следующие типы сценариев:
1. Инерционный - сценарий, ориентированный на развитие муниципального образования под воздействием сформировавшихся на начало планового периода тенденций в рамках сформировавшейся ранее событийной траектории.
2. Инновационный - сценарий, ориентированный на траекторию развития муниципального образования, принципиально отличную от предпланового периода. Сценарий предполагает формирование новых отношений гражданского сообщества, бизнеса и власти, новых вариантов муниципального хозяйствования, новый импульс развития рыночных отношений и т.д.
3. Переходный - сценарий, предполагающий наличие на определенных этапах как инерционных, так инновационных траекторий развития муниципального образования.
Третий раздел содержит механизм реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования, в том числе:
- перечень нормативно-правовых актов;
- принципы, формы, методы и инструменты управленческого воздействия на процесс реализации выбранного сценария;
- этапы реализации сценария;
- размеры и состав ресурсов, необходимых для реализации выбранного сценария;
- предложения по финансированию реализации стратегических приоритетов муниципального образования за счет средств бюджетов всех уровней;
- основные принципы мониторинга реализации стратегических приоритетов муниципального образования.
3. Третий этап - плановый.
Последовательность и структуру планового этапа формирования комплексного плана социально-экономического развития муниципального образования определяют: основной принцип территориального планирования - принцип непрерывности, а также необходимость рационального распределения достаточно ограниченных собственных и привлекаемых ресурсов для реализации первоочередных, среднесрочных и долгосрочных целей и задач.
В классическом виде он должен состоять из формирования трех взаимосвязанных документов:
- текущий (годовой) план;
- среднесрочный план (4 года - срок, кратный сроку полномочий органов представительной власти муниципального образования);
- долгосрочный план (8 лет).
Рассмотрим каждый из трех плановых документов комплексного плана социально-экономического развития муниципального образования более подробно.
1. Долгосрочный план.
Долгосрочный план составляется, как правило, на срок 8 лет, то есть, с одной стороны, он совпадает со сроками долгосрочного планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а с другой стороны, ограничивается двумя сроками действия среднесрочных планов.
В долгосрочном плане наряду с реализацией стратегических приоритетов, должно найти отражение решение проблем по следующим основным направлениям:
1. Экономическая перспектива муниципального района - возможные варианты направлений развития промышленности территории, сельского хозяйства и связанных с ним сфер деятельности.
2. Развитие природно-ресурсной базы - мероприятия по повышению эффективности использования имеющихся на территории муниципального района природных ресурсов.
3. Формирование и развитие инфраструктуры территории - рациональное решение проблем муниципального образования, финансовой поддержки населения в строительстве, возможность развития при участии муниципального бюджета ипотеки, накопительного кредитования; развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, средств связи, рыночной инфраструктуры.
4. Развитие человеческого потенциала территории - демографическая политика, рынок труда, социальная сфера, здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура. Обеспечение личной безопасности населения, экологическая политика.
5. Развитие потребительского рынка - отражающие наличие платежеспособного спроса населения наличию товара и услуг, в необходимом количестве и необходимого качества, являются для муниципальных образований бюджетообразующими.
6. Восстановление экономической базы труднодоступных и малых населенных пунктов.
Основной проблемой долгосрочного территориального планирования является отсутствие комплексного стратегического планирования на государственном уровне.
В связи с этим при разработке долгосрочного плана социально-экономического развития муниципального образования, как правило, рассматривается три сценария развития внешних факторов: благоприятный, умеренный и неблагоприятный.
Устойчивость экономики муниципального образования к внешним воздействиям определяется наличием собственных ресурсов и возможностями привлечения финансов для реализации долговременных инвестиционных программ, обеспечивающих конкурентоспособность муниципального района, поселений на региональном и федеральном рынках труда, товаров и услуг.
2. Среднесрочное планирование.
Рассмотрим порядок формирования среднесрочного плана социально-экономического развития муниципального образования:
1. Актуализация аналитических данных, полученных на предыдущих этапах планирования; уточнение текущей модели облика территории.
2. Конкретизация целей и задач на планируемый период в виде системы показателей-индикаторов социально - экономического развития, отражающих облик территории на конец планового периода. Формирование портфеля инвестиционных программ и проектов, рекомендуемых для реализации в плановый период.
3. Расчет ресурсного обеспечения, необходимого для реализации инвестиционного портфеля в запланированные сроки. Инвентаризация собственных ресурсов территории и оценка их возможного вовлечения в решение целей и задач плана.
4. Оценка возможностей муниципального бюджета в ресурсном обеспечении задач развития муниципального образования, в т.ч. муниципального хозяйства, и определение величины, форм и методов привлечения внешних финансовых ресурсов.
5. Формирование организационно-технологических цепочек и алгоритмов
объединения ресурсов власти, бизнеса и городского, районного сообщества в реализации конкретных программ и проектов развития территории, в т.ч. муниципального сектора экономики.
6. Формирование плана основных шагов и мероприятий органов власти, бизнеса и сообществ по направлению к поставленной цели с жестким закреплением источников, форм и методов финансирования.
7. Разработка порядка, сроков и механизмов контроля исполнения принятых программ, алгоритма их корректировки по итогам выполнения отдельных подпрограмм или в соответствии со сроками, установленными планом.
Мероприятия плана основных шагов, утвержденного главой муниципального образования, обязательно учитываются при подготовке проектов годовых планов и служат для соответствующих подразделений администрации основанием представления заявок на финансирование при подготовке проектов регионального и муниципального бюджетов.
Меры, вошедшие в среднесрочный план, должны пользоваться приоритетом при выделении средств из муниципального бюджета и являться основанием лоббирования интересов муниципального образования на федеральном и региональном уровнях.
Данные мониторинга сравниваются с целями и критериями развития, что дает возможность оценивать эффективность и результативность предпринятых мер.
Итоги мониторинга отражаются в отчете, где фиксируются сводные оценки продвижения запланированных плановых мероприятий, оценки актуальности мер, списки приоритетных мер, оценки потребности в бюджетном финансировании, предложения по корректировке плана и административных документов, связанных с реализацией плана: планом действий администрации, муниципальным бюджетом, инвестиционными программами и проектами.
Информационное обеспечение реализации плана предполагает открытость и полноту информации по реализации мероприятий, обеспечивающие гласность при подготовке конкурсного отбора инвесторов и инвестиционных проектов, проведение конкурса, определение победителей, условий, стимулирующих привлечение инвесторов.
3. Текущее планирование
Текущий, годовой план социально-экономического развития муниципального образования формируется:
- первый раз - одновременно со среднесрочным и долгосрочным планами;
- второй и последующие разы - в два этапа. В сентябре, октябре года, предшествующего плановому периоду, формируется прогноз годового плана, а в декабре, январе, после принятия бюджета, формируется собственно годовой план муниципального образования.
Текущее планирование муниципального образования ведется в системе показателей, совпадающей с системой показателей среднесрочного плана Годовое планирование отличается от среднесрочного некоторыми особенностями. Функциональному назначению годового территориального плана, который является - инструментом реализации среднесрочных, долгосрочных и стратегических целей и задач; основой бюджетного планирования; основным документом, планирующим организационное, финансовое и экономическое обеспечение реализации своих полномочий.
Триединое функциональное значение годового плана диктует ряд требований к его формированию:
1. Конкретность
2. Реалистичность и сбалансированность
3. Инкорпорируемость
4. Структурированность
Планируя текущую деятельность муниципального образования, разработчики в первую очередь должны обеспечить эффективное использование имущества муниципальных образований.
Основа текущего финансирования вопросов местного значения - бюджет муниципального образования.
В местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на решение вопросов местного значения и на осуществление отдельных государственных полномочий за счет субвенций из бюджетов вышестоящих уровней - федерального или регионального.
И годовые планы, и бюджеты муниципальных образований формируются, исходя из результатов деятельности субъектов муниципальных образований. Таким образом, текущее планирование социально-экономического развития муниципальных образований и бюджетное планирование взаимно дополняют и взаимно обуславливают необходимость формирования и годового плана, и годового бюджета с использованием единой системы показателей, отражающих экономическое и социальное положение субъекта планирования.
Основным инструментом, позволяющим с необходимой для органов власти муниципального образования точностью спланировать финансирование или софинансирование разделов плана из средств бюджета, средств хозяйствующих субъектов и средств населения, является финансовый баланс.
Одной из концепций комплексной программы стратегического развития муниципального района выступает развитие малого предпринимательства.
Рассмотрим подробнее теорию и методологию малого бизнеса.
1.2 Теория и методология малого бизнеса

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв.
Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.
Таблица 1
Этапы развития малого предпринимательства в России.

п\п
Нормативный
Акт
Дата принятия
Основное содержание
Последствия применения
В экономике
1
2
3
4
5
1
Закон СССР
«О кооперации
в СССР»
26.08.1988
Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)
Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы

2
«Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)
6.06.1988
Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хоздеятельности и распределении хозрасчетного дохода
Началось создание в различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий

3
Закон СССР
«О предприятии в СССР»
4.06.1990
Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности
Рост предприятий различных форм собственности

4
Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»
8.07.1990
Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании

5
Постановление Совета Министров РСФСР 1991 № 406 « О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий»
18.06.1991
Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России
Развитие малого бизнеса в стране

6
Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций»
27.12.1991
Определены дополнительные льготы для малых предприятий
Усилена государственная поддержка малого бизнеса

7
Постановление Совета Министров- Правительства РФ №446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ»
11.05.1993
Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства
Эффективность работы малого предпринимательства

8
Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»
12.05.1995
Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП
Развитие и повышение эффективности деятельности МП

9
Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства
08.12.1995
Предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ Федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций
Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие[****].
Глубокие изменения, происходящие в российском обществе с начала 90-х годов, затрагивают в первую очередь экономику и хозяйственную культуру, где происходят принципиальные изменения, характер которых свидетельствует об определенной преемственности с социалистической и с дореволюционной хозяйственной культурой. Современная хозяйственная культура характеризуется резкой активизацией индивидуальных практических и предпринимательских ориентаций. Именно с освобождением частной инициативы связываются надежды на обновление экономики и всей общественной жизни в целом. Важно заметить, что специфические условия переходного периода, необходимость учета сложившейся традиции, а также опыт модернизации многих стран Востока и Запада требует переоценки представлений о рыночной экономике как непременно максимально свободной от государственного регулирования. Так на примере развития экономики США мы видим, что традиционные ценности индивидуализма, свободного предпринимательства, полностью не зависимого от контроля со стороны государства, свободной конкуренции, ориентации на прибыль оказались неадекватными высокотехнологичному и информационному развитию. Свободное индивидуальное предпринимательство, даже очень крупное, оказалось не в состоянии обеспечивать необходимый уровень научных разработок в сферах информационных технологий, а ориентация на максимальную прибыль без учета государственных и общественных интересов привела к ущемлению позиций американских предпринимателей не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Тогда как японские предприниматели, действуя при мощной финансовой и протекционистской поддержке государства, ориентированы в первую очередь на интересы нации. Именно отказом японских предпринимателей от теории и практики свободного предпринимательства и от свободной торговли объясняется экономические достижения Японии.
Но отказ от системы свободного предпринимательства ставит проблему смены самой модели экономической деятельности и базовой системы ценностей. Однако смена ценностных ориентиров происходит медленно и трудно, культурные ценности и стереотипы оказываются устойчивыми. Государство, в базовых принципах которого изначально не заложена забота о частном бизнесе, неохотно идет на введение протекционистских мер и оказание финансовой поддержки.
Что же касается собственно России, то на данном этапе важнейшей проблемой российской хозяйственной культуры продолжает оставаться соотношение индивида/ коллектива и государства в экономике. Представители либерального крыла реформаторов отстаивают необходимость ухода государства из экономической жизни, в то время как «государственники» - представители широкого спектра политических взглядов от умеренно-либерального до коммунистического - выступают за ту или иную степень государственного регулирования экономики. Реально проводимые сверху реформы не могут не направляться государством, не могут не опираться на сознательную экономическую политику. Кроме того, исторически сложилось так, что спор между государством и личностью за хозяйственное лидерство в эпоху социализма всегда решался в пользу государства. В силу сверхцентрализации экономики, господства плана, что подавляло, собственно, инициативу работника. Хозяйственные функции отчуждались от него и превращались в прерогативу государства и администрации. Предпринимательство как социальная группа, признанная обществом выделилась сравнительно недавно и поэтому проходит пока только начальные этапы своего становления. Но следует сказать, что в нашем обществе уже наметились определенные тенденции, и идет разработка мер поддержки предпринимательства[****].
Таким образом, предприниматели современной России ориентированы именно на финансовую и социальную помощь государства, ведь только оно может создать механизм гарантий, необходимый малому предпринимательству.
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:
Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
Лекарственных препаратов и медицинской техники;
Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.
В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств, для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Планировалось:
развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства,
создание новых рабочих мест;
формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий.
Значительную часть всех расходов предполагалось направить на:
создание механизмов гарантий малым предприятиям,
формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства,
поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности и т. д.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
Основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте.
В течение десятилетий такой сектор, у нас в какой то существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема - это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.
В современной России государственная поддержка малого предпринимательства вышла на новый этап развития.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которого доля органов государственной власти, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, других юридических лиц не превышает 25% и в которых средняя численность не превышает:
- в промышленности и строительстве, на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле и в других отраслях - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица.
Необходимо рассмотреть направления государственной поддержки малого предпринимательства:
1. формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
2. создание льготных условий использования финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
3. установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности;
4. поддержка внешне экономической деятельности;
5. организация, переподготовка и повышение квалификации кадров для малых предприятий.
Меры осуществляются органами государственной власти в области малого предпринимательства.
Федеральные органы разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области поддержки малого предпринимательства. Проводят анализ состояния, подготавливают прогнозы развития и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки. Организуют разработку и реализацию федеральных программ государственной поддержки. Готовят предложения по установлению льгот по налогообложению и иных льгот, координируют деятельность по поддержке малого предпринимательства.
Субъекты Российской Федерации и местное самоуправление в свою очередь принимают программы поддержки малого предпринимательства и предусматривают ежегодное бюджетное финансирование на их выполнение. Оказывают содействие созданию фондов поддержки малого предпринимательства и обществ, взаимного кредитования; резервируют для субъектов малого предпринимательства определенную долю заказа на производство и поставку отдельных видов продукции (не менее 15% на основе конкурса). Осуществляют меры по созданию информационной структуры в целях получения экономической, правовой, статистической, производственно-технической и иной информации на льготных условиях. Содействуют в создании деятельности организации специальных оптовых рынков, ярмарок продукции, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений. Обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства. Оказывают поддержку в организации обеспечения деятельности союзов, ассоциаций (предоставляют на льготных условиях помещения, связь, привлекают к подготовке правовых актов и программ социально-экономического развития).
Итак, мы проследили историю развития и современное состояние малого предпринимательства в России, выделили особенности малого предпринимательства и обозначили основные проблемы.
Малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.
Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.
Подводя итог, можно сказать, что от развития малого бизнеса в России, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Глава 2. Характеристика Тисульского Муниципального района

2.1 Описание Тисульского Муниципального района, экономический потенциал


Описание Герба Тисульского района: в зеленом поле подле серебряного правого края - золотой восстающий медведь, вооруженный серебром, держащий в правой лапе таковую же шахтерскую лампу с червленым пламенем и сопровождаемый в оконечности узким, составленным из ромбов поясом, положенным поверх всего и переменяющим цвет с лазури на серебро; поверх границы края повышенно положено солнце, переменяющее цвет с червлени на золото, со сквозным диском, в котором заключен шар тех же тинктур. Щит увенчан золотой территориальной короной о трех зубцах.
Администрация Тисульского района, адрес:
652210, Кемеровская область, р.п. Тисуль, ул. Ленина, 53
тел. (38447) 2-11-42, 2-11-05
Глава района - ПОМОРЦЕВ Алексей Григорьевич
Площадь Тисульского района равна 8,1 тыс. кв. км. Население района составляет приблизительно 30 тыс. чел. Район существует с перерывами с 1925 года. Административный центр - р. п. Тисуль. Это старинный поселок, основанный в 1783 году, получивший свое развитие благодаря открытию золотых приисков в Кузнецком Алатау.
Тисульский район входит в состав северо-восточной группы районов Кемеровской области, является одним из самых интересных уголков Кузбасской земли и занимает более 11% ее территории. От северного склона Кузнецкого Алатау, где берут начало многочисленные горные ключи и реки, впадающие в красивую, и полноводную Кию до реки Урюп на востоке раскинулся район.
Площадь района 8,1 тыс. кв. км., из них 59,5% - лесоресурсы Гослесофонда. Расстояние до областного центра г. Кемерово - 250 км, и связан с ним автомобильным сообщением.
Общая численность населения - 27 500 человек, в том числе 12 100 человек - сельское население района.
Озеро Большой Берчикуль - главная достопримечательность природного комплекса района имеет значительные запасы сапропелевых грязей, количество изученных запасов составляет около 5,0 млн. тонн.
Тисульский район уникален по своим природным и экологическим факторам, что является благоприятным условием для развития туризма и отдыха, а также для создания лечебно-оздоровительного комплекса.
Район расположен в северо-восточной части области. На этой территории находится 17 интересных природно-исторических объектов. К ним следует отнести р. Кия с ее Белокаменным плесом - красивейшим уголком Кузбасса, минеральными источниками. В районе п.Тисуль находятся восемь уникальных геологических образований, в том числе два потухших вулкана - сопки «Барабинский бухтай» и «Кондовый бухтай» - остатки жерлового аппарата вулканического процесса девонского периода.
В ряду важных и интересных туристских объектов и озеро Большой Берчикуль - самое большое озеро Кузбасса с его сапропелевыми грязями. Это также одно из не многих мест, где сохранился промысловый лов рыбы. Оно находится в экологически здоровой зоне, географически удобном месте для строительства баз размещения туристов (гостиницы, курорты, турбазы, приюты и т.д.) в непосредственной близости от вышеназванных туристских объектов.
В 2005 году в районе произведено товаров и услуг на 288,7 млн. руб., это составило 135% к уровню 2004 г. Выполнено работ по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 59,4 млн. руб. (120% к 2004 г.), обрабатывающие производства - 1,2млн. руб. (в 3 раза к 2004 г.), производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 87,4 млн. руб. (165% к 2004 г.).
Выполнено работ по виду деятельности «строительство» на 129 млн. руб. (71% к 2004 г.). Введено в действие общей (полезной) площади - 7984 кв. м (98% к 2004 г.), квартир (без общежитий) - 87единиц (91% к 2004 г.).
Оборот розничной торговли за 2005 год составил 609 млн. руб. (113% к 2004 г.). Населению оказано платных услуг на 73,7 млн. руб. (95% к 2004 г.).
В результате деятельности предприятий и организаций в январе-ноябре 2005 года убытки составили 16,9 млн. руб. Удельный вес убыточных предприятий в общем числе предприятий составил 78,9%. Кредиторская задолженность на 1 декабря 2005 года - 178 млн. руб., дебиторская - 67,2 млн. руб.
В январе-ноябре 2005 года среднемесячная заработная плата составила 5696руб., (121% к январю-ноябрю 2004 г.). В ноябре 2005 г. среднемесячная заработная плата была равна 5986 руб. (122% к ноябрю 2004 г.). Среднесписочная численность работников - 6106 чел. (91% к ноябрю 2004 г.).
За январь-ноябрь 2005 г. обратились по вопросу трудоустройства 2239 чел., нашли работу (доходное занятие) - 1550 чел. Численность безработных на конец ноября 2005 г. - 1379 чел., уровень безработицы в % к трудоспособному населению составил 8,5%, нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию - 485 человек.
Анализ уровня социально-экономического развития Тисульского района показывает, что его промышленно-производственный потенциал ориентирован, главным образом, на добывающие и обрабатывающие отрасли промышленности, а также использование и переработку сельскохозяйственного сырья, производимого в районе.
Промышленность является второй по значимости отраслью экономики района, которая дает 34% суммарной валовой добавленной стоимости. Динамика объемов промышленного производства за последние пять лет характеризуется стремлением к стабилизации и наращиванию объемов выпуска продукции.
В целом за период с 2002 по 2006 годы объем промышленного производства Тисульского района увеличился более чем в 4 раза и составил 224,2 млн. руб. Основную роль в увеличении объемов производства играют добывающие и перерабатывающие отрасли промышленности.
Таблица 2
Отраслевая структура промышленного производства Тисульского района в 2002-2006 гг. (млн. руб.)
Показатель
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Добыча полезных ископаемых
25,1
23,3
49,6
59,4
54,2
Обрабатывающие производства
32,0
36,8
21,8
106,3
35,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
45,2
48,6
52,9
87,4
134,4
Динамика производства основных видов промышленной продукции в натуральном выражении на территории Тисульского района представлена в таблице 3.
Таблица 3
Производство основных видов промышленной продукции на территории Тисульского района в 2002-2006 гг.
Показатель
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Уголь, млн.т
0,1
0,1
0,1
0,2
0,2
Нефелиновые руды, млн.т
4,5
4,7
4,7
4,9
5,1
Деловая древесина, тыс.куб.м
3
14,7
1,2
0,7
0,7
Пиломатериалы, тыс.куб.м
2,7
2,4
2,3
1,4
1,4
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, тыс.т
0,4
1,1
9,1
1,3
1,0
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс.т
2,3
2,3
2,35
2,4
2,4
Таблица 4
Динамика развития потребительского рынка Тисульского района в 2002-2006 гг.
Показатель
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Общий объем розничного товарооборота, млн. руб.
321
380
489
609
714
Общий объем розничного товарооборота, на душу населения, руб.
11180
13610
17914
22342
265741
Оборот предприятий общественного питания, млн. руб.
6,4
7,1
10,8
12,5
18,8
Объем реализации платных услуг, млн. руб.
47,7
68,4
77,9
78,3
96,4
Объем реализации платных услуг на душу населения, руб.
1664
2451
2854
2910
3611
Объем работ выполненных по договорам строительного подряда в 2006 году составил 135,2 млн. руб., что в 4,5 раза превышает уровень 2000 года. Наблюдается рост объемов строительства жилья с 3 тыс. кв. м. в 2000 году до 9,1 тыс. кв. м. в 2006 году. Увеличивается объем жилищного кредитования, проводится реконструкции ветхого жилья.
Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Тисульского района.
Производство сельхозпродукции в 2006 году составило 647,8 млн. руб. в том числе продукция растениеводства 342,6 млн. руб., продукция животноводства - 305,2 млн. руб.
Динамику производства основных видов сельскохозяйственной продукции в Тисульском районе можно проследить по данным таблицы 4.
Таблица 5
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции на территории Тисульского района в 2002 - 2006 гг.
Показатель
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Валовой сбор зерновых культур, тыс.т.
34,0
46,9
52,2
64,1
65,4
Валовой сбор картофеля, тыс.т.
18,8
16,6
16,6
14,3
15,0
Валовой сбор овощей, тыс.т.
1,1
1,3
1,3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.