На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Анализ основных функций менеджмента в организации. Управленческий стиль руководителя. Анализ маркетинговой функции. Общая характеристика автотранспортной отрасли. Конкурентный анализ и SWOT-анализ. Расчет показателей экономической эффективности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 20.01.2011. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    Раздел 1 Управленческий анализ деятельности предприятия ООО «»
    1.1 Анализ внутренней среды
    1.1.1 Общие сведения о предприятии
    1.1.2 Анализ структуры предприятия
    1.1.3 Анализ основных функций менеджмента в организации
    1.1.4 Анализ принимаемых методов управления
    1.1.5 Управленческий стиль руководителя
    1.1.6 Персонал предприятия
    1.1.7 Анализ маркетинговой функции
    1.1.8 SNW-анализ
    1.2. Анализ внешней среды
    1.2.1 STEP - анализ
    1.2.2 Конкурентный анализ
    1.3 SWOT-анализ
    Раздел 2 Теоретические основы управления в автотранспортной отрасли
    2.1 Общая характеристика автотранспортной отрасли
    2.1.1 Специфика автотранспортной отрасли
    2.1.2 Типы и функции предприятия автотранспортной отрасли
    2.2 Организация производства транспортных услуг
    2.2.1 Организация управления автотранспортным предприятием
    2.2.2 Организация перевозок грузов
    2.3 Маркетинговая деятельность предприятий автомобильного транспорта
    2.3.1 Маркетинговое управление конкурентоспособностью автотранспортных услуг
    2.3.2 Организация маркетинговой деятельности на автотранспортном предприятии
    Раздел 3 Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности ООО «»
    3.1 Внедрение должности менеджера - маркетолога в ООО «»
    3.1.1 Обоснование необходимости внедрения должности менеджера - маркетолога в ООО «»
    3.1.2 Разработка рекомендаций по внедрению менеджера - маркетолог
    3.1.3 План мероприятий по внедрению должности менеджера - маркетолога
    3.2 Создание электронного бизнеса ООО «»
    3.3 Итог реализуемых преобразований
    Раздел 4 Расчёт показателей экономической эффективности предлагаемых мероприятий
    Заключение
    Список используемых источников
    Приложение А
    ВВЕДЕНИЕ
    Для промышленного развитого государства основой экономики является развитая транспортная система. Никакое производство не может обойтись без пространственного перемещения сырья. Транспорт обеспечивает это перемещение, создавая условия для непрерывного функционирования производства. Доставляя готовую продукцию труда потребителям, транспорт завершает процесс материального производства. Среди подсистем транспортной системы, таких как железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный и трубопроводный, автомобильный транспорт является ведущей составной частью и связующим звеном между всеми другими видами транспорта.
    Практически любой транспортный процесс начинается и заканчивается автомобильным транспортом. Автотранспортные организации призваны удовлетворять потребности физических и юридических лиц в перевозках. В настоящее время увеличивается как объем перевозок, так и грузооборот автомобильного транспорта.
    Любая экономическая деятельность, любое развитие среднего и крупного бизнеса будет невозможным без грузоперевозок. Это та сфера, которая объединяет производителей и потребителей, заказчиков и исполнителей, она всегда имела большое значение для экономики государств и отдельного человека, являясь основой для налаживания экономических и торговых связей между различными регионами, и в последние годы востребованность в этих услугах многократно возросла. Увеличение объёмов строительства и промышленного производства обуславливает высокий спрос на транспортные услуги. История грузоперевозок - это процесс совершенствования технологий доставки грузов, способов транспортировки и информационного обеспечения.
    Грузовые перевозки подразумевают под собой целый комплекс услуг, связанных одной общей целью - доставка за минимально возможное время, обеспечение при этом высокого уровня сервиса; осуществляются малотоннажными, рефрижераторными, тентованными, тяжеловесными и другими видами транспортных средств в зависимости от потребностей.
    Для организации транспортировки грузов по России, да и в любом другом направлении, транспортные компании предлагают профессиональные услуги. На сегодняшний день грузоперевозки по России - одно из самых востребованных и перспективных направлений, являясь, по сути, способом расширения бизнеса различных коммерческих, торговых, строительных, сельскохозяйственных организаций, позволяют налаживать связи между главными российскими городами и регионами, а это - основа успешной экономической деятельности в любой сфере.
    Стоит отметить то возрастающее значение, которое приобрели услуги автотранспортных компаний в последние годы. В первую очередь, это связано с развитием всех форм бизнеса. Конкурентоспособность той или иной компании в значительной степени зависит от того, насколько быстро она сможет доставить свой товар к месту его реализации.
    Потребности современного бизнеса требуют значительной скорости совершения операций, связанных перемещением грузов. Именно поэтому в последнее время появилось такое множество транспортных компаний, которые оказывают различные услуги, связанные с автоперевозками и доставкой грузов по России. Являясь наиболее гибким и хорошо приспособленным к изменениям рыночной конъюнктуры, автомобильный транспорт - ключевой элемент транспортной системы страны. Автомобильный транспорт России осуществляет около 70 % грузовых перевозок. Он обладает высокой мобильностью, манёвренностью, скоростью доставки.
    Для потребителей услуг всегда важен лишь конечный результат. Никакой сервис, никакие достижения не украсят имидж компании, если она не выполняет свои обязательства по договорам. Грузовые перевозки сегодня это такая область, в которой непозволительно останавливаться на достигнутом, иначе конкуренты вырвутся вперёд. Именно поэтому необходимо постоянно вносить коррективы в деятельность предприятия. В этом и прослеживается актуальность выбранной темы.
    Актуальность данной проблемы и определила цель выпускной квалификационной работы - проанализировать деятельность предприятия ООО «» и разработать мероприятия по улучшению его работы.
    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
    - изучить специальную литературу по теме выпускной квалификационной работы;
    - проанализировать деятельность изучаемого предприятия;
    - рассмотреть теоретические основы управления в сфере грузоперевозок;
    - разработать рекомендации и конкретные мероприятия по совершенствованию деятельности ООО «»;
    - рассчитать экономическую эффективность предлагаемых мер.
    Объектом исследования является транспортная организация ООО «», предметом же исследования - внутренняя и внешняя среда предприятия.
    РАЗДЕЛ 1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «»
    1.1 Анализ внутренней среды
    1.1.1 Общие сведения о предприятии
ООО «» работает на рынке транспортных услуг Мурманска и Мурманской области 6 лет.
Изучаемая транспортная компания не является филиалом, а представляет автономную организацию. Возможность поддерживать доступные цены, идя вслед желаниям клиентов, обеспечивается отсутствием дополнительного посредника.
Миссия компании:
- принципы компании:
1) построение устойчивых взаимовыгодных отношений с потребителями и сотрудниками;
2) обеспечение контроля за выполнением предоставляемых услуг;
- ценнейшие актив компании: преданность делу сотрудников компании и их неугасающий интерес к работе;
- экономическая цель фирмы: извлечение прибыли за счет объединения интеллектуальных, финансовых и иных возможностей учредителей для достижения максимальной эффективности хозяйственной и коммерческой деятельности;
- предназначение ООО «» - предоставление автотранспортных услуг с целью создания взаимовыгодного и прочного сотрудничества с клиентами и сотрудниками компании;
- представление о себе: предоставляя своевременное и эффективное обслуживание, стабильность качества услуг, а также обладая искусством личного контакта с потребителем, фирма стремится к благожелательному отношению общественности и её доверию.
Виды деятельности:
- грузоперевозка автотранспортом;
- погрузочные, разгрузочные работы.
Оказываемый спектр работ:
- грузоперевозки автомобилями марки «Газель» до 1,5 т;
- перевозки автомобилями марки «Man» грузов весом до 20 т.
Этапы работы с заказом:
- согласование заявки на перевозку:
1) заказчик высылает заявку (по форме) или заполняет по телефону;
2) рассмотрение заявки;
3) согласование заявки;
4) выставление счета на оплату услуг в адрес заказчика;
5) заключение договора (оформление необходимых документов, подписание договора, регистрация договора в реестре договоров отдела по работе с клиентами);
6) определение оптимального маршрута доставки товара (анализ требуемых параметров доставки товара, сопоставление условий доставки маршрута с требуемыми параметрами, установление оптимального маршрута, утверждение маршрута);
- выполнение заявки:
1) подача транспорта под погрузку;
2) контроль перевозки (своевременной подачи транспорта, загрузки транспорта);
3) транспортировка груза по указанному адресу;
4) контроль перевозки (своевременной доставки груза, разгрузки транспорта грузополучателем);
5) разгрузка груза;
6) приём груза заказчиком;
7) работа по претензиям (регистрация входящих претензий от заказчика, регистрация исходящих претензий от исполнителя, выставление претензий со стороны потребителя/исполнителя, оформление претензий, предоставление бухгалтерии необходимой документации по претензии, контроль разрешения претензии);
8) передача в бухгалтерию данных для выставления счета в комплекте с другими необходимыми документами;
9) ответственность за исполнение договора. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором и действующим законодательством, стороны несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.2003г; [1]
10) оплата заказа.
1.1.2 Анализ структуры предприятия
Организационная структура фирмы ООО «» представляет собой систему, представленную на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Организационная структура организации ООО «»
Высшим органом управления ООО «» является общее собрание учредителей, которое проводится ежегодно и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года.
Общее руководство текущей деятельностью организации осуществляется единоличным исполнительным органом - генеральным директором, подотчетным общему собранию учредителей ООО «».
Отдел по работе с персоналом находится под руководством генерального директора. Функции отдела: подбор, обучение, инструктаж кадров, организация оплаты труда, мотивация работников, контроль над соблюдением фирмой и сотрудниками трудового законодательства, коллективного и трудовых договоров, разрешение вопросов, касающихся охраны труда и организации рабочих мест.
Бухгалтерией руководит главный бухгалтер, который курирует все вопросы, касающиеся финансовых потоков, организует деятельность касс, занимается подготовкой бухгалтерской отчетности, следит за расходованием денежных средств организации.
Станцией технического обслуживания и ремонта руководит директор. Он обеспечивает разрешение всех проблем, связанных с эксплуатацией автомобилей и решает все технические вопросы.
Отдел по работе с клиентами замыкается на директора, он организует подготовку и заключение договоров с потребителями. Осуществляет разработку и внедрение стандартов предприятия по организации транспортировки, сокращению транспортных затрат, обеспечивает учёт выполнения заказов и договоров, отгрузку и загрузку, контролирует выполнение работ водителями и грузчиков. Информирует потребителей об оказываемых услугах, принимает заявки
Данная структура является простой и дешёвой, что для небольшого предприятия является оптимальным выбором.
1.1.3 Анализ основных функций менеджмента в организации
Планирование.
Планирование деятельности организации происходит на различных уровнях управления.
В своей деятельности ООО «» использует среднесрочные (3 года) и оперативные (1 год, 1 месяц) планы.
Среднесрочное планирование осуществляется на уровне высшего менеджмента, а именно общим собранием учредителей и генеральным директором. Такие планы разрабатываются на основе внешней и внутренней среды фирмы, направлений ее деятельности, политики организации. Они содержат основные цели, которые должны быть достигнуты фирмой в течение срока действия плана, определенные шаги организации в ее развитии.
Оперативное планирование представляет собой целую систему различных планов и программ. Ее разработкой в основном занимаются различные отделы организации, так, например, отдел по работе с клиентами план продаж, отдел по работе с персоналом - план по заработной плате, систему мотивации и т.п. Оперативные планы содержат конкретные задачи, основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.
Организация.
Организация, как функция управления, осуществляется в ООО «» генеральным директором посредством:
- постоянного совершенствования структуры управления;
- четкого разграничения функций, обязанностей, сфер ответственности менеджмента;
- разработки пакета документации, тщательно регламентирующего деятельность организации в целом, отделов, отдельных сотрудников, их права, обязанности, ответственность.
Однако мало внимания уделено системе коммуникации в фирме. Отсутствует согласованная система передачи информации между отделами, вследствие чего зачастую возникают перебои в работе и как следствие неудовлетворительные результаты работы.
Мотивация.
Функция мотивации сотрудников фирмы выполняется совместно директором и отделом по работе с персоналом. Организация использует в основном административные и материальные методы стимуляции работников.
Административные методы являются реакцией руководства компании на несоблюдение либо ненадлежащее соблюдение сотрудником правил внутреннего трудового распорядка, своих должностных обязанностей, трудового законодательства. К таким мерам воздействия можно отнести замечания, выговоры.
К материальным методам стимулирования относится выплата премий, которая происходит при положительных результатах работы сотрудников и отсутствии административных взысканий.
Таким образом, «мотиваторами» в организации являются взыскания и премирование. К сожалению, на предприятии система оценки качества работы персонала развита слабо, что затрудняет правильное определение результата работы сотрудников.
Контроль.
В ООО «» практикуется применение нескольких видов контроля. Во-первых, это контроль человеческих ресурсов. Организация ставит своей целью достижение наивысшего качества оказываемых услуг, поэтому тщательнейшим образом подходит к отбору кандидатов на вакантные должности. Среди критериев отбора: образование, опыт работы, психологические качества, наличие коммуникативных/управленческих навыков, навыков работы с компьютером, и так далее.
Следующий шаг - контроль качества выполняемых заявок. Данными вопросами занимается отдел по работе с клиентами. Контроль над исправностью автомобилей производит станция технического обслуживания.
Текущий контроль деятельности фирмы осуществляется согласно оперативным планам организации соответствующими отделами.
Наконец, генеральный контроль производится при консолидации текущих отчетов и отражает результаты деятельности фирмы в отчетном периоде, позволяет руководству фирмы оценить, насколько реалистичны составленные планы, а также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем.
Система непрерывного контроля весьма эффективна и позволяет не только оперативно решать возникающие проблемы, но и предотвращать их появление, но ввиду отсутствия хорошо отлаженной внутрифирменной системы коммуникации, она требует доработок.
1.1.4 Анализ принимаемых методов управления
В компании применяются следующие группы методов:
ОРМ стабилизирующего воздействия:
- методы организационного регламентирования, определяющие порядок деятельности системы управления ООО, закрепляющие определенные функции за должностными лицами, отделами;
- методы организационного нормирования, представляющие собой систему норм и нормативов (организационно-технические нормативы), административно организационные (правила приема и увольнения), и организационно - структурные нормативы;
- способы методического инструктирования, которые предполагают рекомендации по планированию, учету, калькуляции себестоимости, инструкции о порядке уплаты налогов.
ОРМ распорядительного воздействия, к которым относятся различные приказы, распоряжения и другие акты.
Из экономических методов применяется лишь премирование за результаты труда.
Из социально-психологических методов:
- социально-экономические (требование соблюдения техники безопасности, гарантия минимальной заработной платы, нормирование труда);
- социально-политические (равенство независимо от политических пристрастий, принадлежности к партии);
- социально-демографические (предоставление отпусков по уходу за ребенком).
1.1.5 Управленческий стиль руководителя
Исследования транспортной компании выявили, что стиль руководителя данного предприятия ориентирован на задачу, которую необходимо выполнить, при этом, руководитель:
- порицает недостаточную работу;
- побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;
- придает особенное значение объему работы;
- обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;
- побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;
- требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.
Но так же руководителю присуще и личностное ориентирование:
- обращает внимание на здоровье сотрудников;
- заботится о хороших отношениях со своими подчиненными;
- поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать.
Анализ стиля управления руководителя выявил следующие проблемы:
- результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны руководителем воедино;
- ситуация управления с течением времени изменяется и руководитель не всегда сообразно меняет свое отношение к отдельным сотрудникам.
Руководитель данной компании применяет в отношениях с подчинёнными корпоративный стиль управления, при этом деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного.
Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность, принимает решения с учетом их предложений, делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости при этом признаются способности подчиненных. Допускается самоконтроль.
Руководитель информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач. Информация служит средством управления. Подчиненные в целом рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять "ежедневные работы".
Благодаря подобному стилю управления, сотрудники принимают во внимание целевые установки, а также обладают самодисциплиной и самоконтролем; цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения активной позиции подчиненных, повышающих их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.
Руководитель выдвигает следующие требования:
- стремление и способность нести личную ответственность;
- самоконтроль;
- использование прав контроля.
Преимущество выбранного стиля руководителем:
- принятие целесообразных решений;
- высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя;
- кроме того, поддерживается развитие сотрудников.
Следует заметить влияние управленческого стиля руководителя и на организационную культуру предприятия. По моему убеждению, именно благодаря компетентному руководству в данном предприятии создалась позитивная культура, характеризующаяся следующими особенностями сложившихся социально-трудовых отношений:
- восприятие сотрудником себя как субъекта, чья профессионально-трудовая деятельность влияет на общую результативность деятельности предприятия и определяет стратегию его развития;
- осознанное принятие личной ответственности за общий продукт совместной деятельности организации;
- добросовестное отношение к своим обязанностям;
- общественное мнение негативно настроено к проявлениям фиктивной трудовой активности;
- ориентация сотрудника на поиск, разработку, выбор и воплощение наиболее оптимальных способов осуществления своей деятельности;
- у работников формируется ощущение ответственности за качество предоставляемых услуг и порождает заинтересованность в его повышении;
- ощущение взаимоадекватности личных и коллективных критериев собственной ценности;
- повышается эффективность рабочего взаимодействия, что является объективным условием установления доброжелательных межличностных отношений в коллективе.
Подытожив, можно твёрдо сказать, что успешный выбор стиля управления руководителем обеспечил немаловажные изменения социально - психологической среды, благоприятно влияющей на результативность труда.

1.1.6 Персонал предприятия
Исследуемая фирма с большой ответственностью подходит к формированию кадрового состава. Поэтому предприятие имеет достаточно налаженную систему подбора кадров в соответствии с разработанными требованиями к сотрудникам. Управление персоналом в ООО «» осуществляется отделом кадров. В его компетенцию входит контроль за соблюдением фирмой и сотрудниками трудового законодательства, коллективного и трудовых договоров, разрешение вопросов, касающихся охраны труда и организации рабочих мест, подбор, частичный инструктаж, обучение персонала, организация оплаты труда и прочее. Требования для персонала весьма высоки (наличие специального образования, стаж работы не менее трех лет в данной отрасли, также проводится внутрифирменная аттестация), ведь каждая трудовая единица, помимо своих прямых обязанностей, формирует благоприятный имидж компании в глазах потенциальных потребителей, поэтому предприятие заинтересовано только в квалифицированных работниках. Руководство предприятия пытается создать для своих работников достойные в соответствии с их работой условия труда: использует систему премирования (премия назначается руководителем, по личному усмотрению, в размере 15 % от заработной платы), составляет удобный график работы и отпусков (с учётом пожеланий работников), проводит аттестацию. Фирма использует также практику неформальных отношений в коллективе. Словом, создается благоприятный климат для работы, что, несомненно, повышает производительность труда сотрудников.
Правилом для всего коллектива при работе является соблюдение трудовой дисциплины, своевременное выполнение заданий и доброжелательное отношение к каждому клиенту. За счет чего и создается имидж предприятия, благодаря которому у потребителей складывается мнение о компании как о профессиональной фирме, предлагающей качественное обслуживание.
Кадровая стратегия предприятия и стратегия предприятия в целом взаимосвязаны, существует единый подход к решению кадровых вопросов в организации, осуществляемый отделом по работе с персоналом. Используемая кадровая стратегия создана на длительный период времени, она требует согласованности, поэтому отдел по работе с персоналом тесно связан со всеми подразделениями компании. Этот подход обеспечивает вовлечение специалистов службы управления персоналом в решение стратегических задач, в свою очередь они создают на предприятии условия для командной работы, что положительно отражается на деятельности предприятия.
Кадровый анализ.
Данные о количестве работающих сотрудников представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Численность персонала
Наименование
должности
2008
2009
2010 (на текущий момент)
уд. вес 2008, %
уд. вес 2009, %
уд. вес 2010, %
руководитель
1
1
1
2,56
2,33
2,272
бухгалтер
2
2
2
5,13
4,65
4,545
менеджер по персоналу
1
2
2
2,56
4,65
4,545
менеджер по работе с клиентами
3
3
3
7,7
6,98
6,82
работник станции тех. обслуживания
1
2
2
2,56
4,65
4,545
водитель
23
25
25
58,98
58,14
56,818
грузчик
8
8
9
20,51
18,6
20,454
Итого
39
43
44
100
100
100
В 2008 году численность персонала составляла 39 рабочих единиц, из них доля руководящего состава - 15,38% (включая гл. бухгалтера), доля служащих составила 84,62% от общего числа работников. В 2009 году численность сотрудников предприятия выросла до 43 человек, из них доля служащих составила 83,72 %, руководящего персонала - 16,28%. В 2010 на предприятии работают 44 человека, из них 15,9% руководящего персонала и 84,1% служащих. Структура персонала проиллюстрирована на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Структура персонала за 2010 год
За период с 01.01.2008 по 01.10.2010 увольнение работников не осуществлялось, напротив осуществился добор следующих работников: менеджер по персоналу (одна рабочая единица, 2009г.), работник станции тех. обслуживания (одна рабочая единица, 2009г.), водитель (две рабочие единицы, 2009г.), грузчик (одна рабочая единица, 2010г.). Отсутствие текучести кадров на предприятии говорит о том, что работу с персоналом следует охарактеризовать как действенную и эффективную. Динамика численности персонала проиллюстрирована на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Динамика численности персонала 2008 - 2010 г.г.
1.1.7 Анализ маркетинговой функции
Общий спектр выполняемых работ.
Поскольку создание штатного маркетингового отдела в небольшой организации сочли нецелесообразным, маркетинговая функция выполняется всеми отделами компании в части своих прямых функциональных обязанностей. В той или иной степени все подразделения фирмы занимаются маркетингом, порой, не осознавая этого. Объемы, периодичность и формы предоставления информации определяются директором, который в свою очередь и определяет единую концепцию организации маркетинговой деятельности предприятия. Организация маркетинга в транспортной компании имеет особенность: конечный результат рабочего процесса классифицируется, по сути, как «имиджевый», рекламный элемент. Основная цель сотрудников фирмы в рамках функционирования маркетинговой «службы» - создание постоянно действующей системы сбора, обработки и обмена объективной информации между всеми структурными подразделениями фирмы для обеспечения устойчивого, прогнозируемого и управляемого процесса сбыта услуг. В соответствии с классической схемой организации маркетинга на предприятии, в фирме также существует разделение маркетинга на внутренний и внешний. Применительно к транспортной организации можно выделить следующие структурные элементы маркетинга:
- внешний маркетинг: сотрудники выявляют факторы, которые способны оказать влияние на экономическую деятельность предприятия.
Спектр выполняемых работ по данному направлению:
1) анализ реальных и потенциальных потребителей услуг, изучение требований и условий заказчика;
2) анализ состояния договорных отношений, ценовой политики, гарантий и сроков выполнения работ;
3) изучение, анализ спроса и предложения рабочей силы;
4) анализ существующих и поиск новых источников получения коммерческой информации, получение исходных данных для выработки стратегии и тактики предприятия;
5) анализ условий предоставления банковских кредитов, гарантий, инвестиционной политики банков, условий и порядка страхования рисков;
- внутренний маркетинг:
Спектр выполняемых работ по данному направлению:
1) изучение и анализ процесса организации продаж услуг, количественных и качественных показателей, хода реализации договоров;
2) оценка состояния технического и технологического уровня, эффективности организации работ, изучение и анализ взаимодействия структурных подразделений предприятия;
3) оценка количественных и качественных показателей персонала (образовательного, профессионального уровня, квалификации), психологического климата, уровня заработной платы, системы мотиваций, социальных льгот;
4) анализ и выработка ценовой политики.
Ценообразование в компании.
Преследуемые цели компанией при ценообразовании:
- обеспечение определенного размера прибыли;
- обеспечение определенного объема продаж;
- сохранение существующего положения фирмы.
При ценообразовании сотрудники определяют спрос, оценивают издержки и устанавливают нижний предел цены, также проводиться анализ цен у конкурентов, проводиться оценка верхнего предела цены, устанавливаются цены на услуги фирмы на конкретный период.
Среди ценообразующих факторов можно выделить следующие:
- дальность и сложность маршрута;
- объем перевозимого груза;
- услуги грузчиков (их наличие или отсутствие);
- уровень специальной подготовки водителей;
- хранение груза на перевалочном пункте;
- приём груза в пункте назначения;
- подготовка сопроводительной документации;
- пожелания клиентов в отношении перевозки и охраны груза;
- сроки доставки;
- существование ограничений на въезд;
- эффективность использования грузоподъемности транспорта.
Для каждого груза схема поставки рассчитывается индивидуально, за исключением массовых грузов на сложившихся грузопотоках.
Используемые стратегии ценообразования:
- цена сегмента рынка;
- долговременная цена.
Цены преимущественно поддерживаются на одном уровне с конкурентами, данные представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Условные тарифы на грузоперевозки по России
Направление
Расстояние
Цена (без НДС)
СПб
1400 км
20 000
Москва
1904 км
30 000
Архангельск
1627 км
35 000
Брянск
2270 км
31 000
Великий Новгород
1451 км
22 000
Владимир
1853 км
29 000
Вологда
1430 км
24 000
Киров
2232 км
42 000
Нижний Новгород
1994 км
34 000
Рязань
2064 км
31 000
Ярославль
1625 км
26 000
Смоленск
2032 км
31 000
Тверь
1754 км
30 000
1.1.8 SNW-анализ
В данном подпункте оценивается состояние внутренней среды предприятия по ряду позиций описанных выше. Список позиций и их оценка (сильная (S), нейтральная (N), слабая (W)) отображены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Оценка состояния внутренней среды
Значимые параметры в деятельности предприятия
Ранг
S
N
W
1
2
3
4
5
Обучение персонала

Х
Условия труда

Х
Мотивация и стимулирование персонала

Х
Текучесть кадров
Х
Квалификация персонала
Х
Система оценки качества работы персонала
4
Х
Социальный пакет

Х
Организация планирования

Х
Уровень технической оснащенности

Х
Внутрифирменное информационное обеспечение
2
Х
Качество предоставляемых услуг
Х
Организация маркетинга на предприятии
1
Х
Наличие в автопарке высокотоннажного транспорта
Х
Организационная структура предприятия

Х
Состояние охраны труда
Х
Наличие дополнительных услуг

Х
Наличие в автопарке малотоннажного транспорта

Х
Наличие в автопарке среднетоннажного транспорта
3
Х
Численность персонала

Х
Сроки выполнения заявок

Х
Деловая репутация предприятия

Х
Психологический климат в коллективе
Х
Ценовая политика

Х
Ориентация на потребителя

Х
Контроль над состоянием автомобилей
Х
Слабые стороны организации, выявленные в ходе анализа, содержатся в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Ранжирование слабых сторон организации
Ранг
Фактор
1
организация маркетинга
2
внутрифирменное информационное обеспечение
3
наличие в автопарке среднетоннажного транспорта
4
система оценки качества работы персонала
1.2 Анализ внешней среды
Потребители.
За срок своего существования у компании появилось множество постоянных клиентов, что является большим плюсом в деятельности, как среди частных клиентов, так и различных фирм и предприятий.
Компания работает с частными и юридическими лицами. Одними из крупных корпоративных клиентов являются: ООО «», ООО «», ООО «»
Конкуренты.
В нашем регионе функционируют большое число местных транспортных компаний, конкуренты имеют сравнительно одинаковую долю рынка, поэтому особого влияние друг на друга они не имеют, их главной целью является - сохранение прибыльности предприятия и её увеличение по мере возможности.
Наименования некоторых компаний конкурентов: ООО «Мурманская транспортная компания», ООО «Ристо», ЗАО «Актив», ООО «Внештрнас-сервис»
1.2.1 STEP - анализ
- рассматриваемые социальные факторы (S):
1) демографическая ситуация в регионе: демографическая ситуация в 2008 года характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной со стабильным превышением смертности над рождаемостью. Число умерших превысило число родившихся в 2 раза. Одновременно отмечается существенный прирост удельного веса лиц в возрасте 40-49 лет (на 55%), а также 60 лет и старше (на 65%). В Мурманской области самый высокий удельный вес городских жителей (91,7 %) среди всех субъектов Российской Федерации. За последние 10 лет рождаемость в области сократилась на 33 %. Уровень рождаемости в Мурманской области всегда был одним из самых низких в Российской Федерации. В последние годы подобное мнение утвердилось;
2) безработица в регионе: начиная с начала 2009-го года под влиянием мирового финансового кризиса ситуация с занятостью населения стала ухудшаться, выросло число уволенных из-за увеличения масштабов высвобождений, возросли объемы неполной занятости. По данным Управления государственной службы занятости населения по Мурманской области, на 6 мая 2009 года численность безработных составила 16465 человек. Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению составил 3,2%. Численность работников, предполагаемых к увольнению в связи с сокращением штатов, ликвидацией, по сведениям самих предприятий, составила 2625 человек. Естественный уровень безработицы колеблется от 3-5 до 10-11% от экономического населения, социально-приемлемый уровень безработицы составляет 7%;
3) наличие квалифицированных кадров в регионе: в России до сих пор сохраняется диспропорция в профессионально-квалификационной структуре спроса и предложения рабочей силы. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров управляющих специальностей. Немало важен и тот факт, что именно на Северо-западе значительная доля экономически активного населения имеет высшее и среднее специальное образование. Поэтому трудовые ресурсы отличает высокая квалификация;
- рассматриваемые технологические факторы (T):
1) состояние дорог: специфика автомобильных грузоперевозок - ужасное состояние российских дорог, которое самым негативным образом сказывается и на доставляемых грузах, и на состоянии транспорта. Затраты и издержки транспортных компаний велики, а рост спроса мал. Для того чтобы полностью восстановить докризисные объемы заказов на грузоперевозки, понадобится от года до трех. Главными факторами, влияющими на стоимость грузовой массы в пути, является скорость продвижения, которая напрямую влияет на сроки доставки грузов. Впрочем, благодаря развитию транспортного узла Мурманска расширится товаропроводящая инфраструктура. Но пока состояние автодорог оценивается как неудовлетворительное, на автодорожном направлении положение весьма не оптимистическое: объемы перевозок растут, а число вновь вводимых дорог уменьшается;
2) наличие на рынках необходимых запчастей, специализированных для автомобилей под грузоперевозки разной классификации: сейчас в Мурманске действует множество компаний, предлагающих автозапчасти для грузовых автомобилей (среди которых: «Аста-Запчасти», ИП Копылов, «Вираж-М» и многие другие), к тому же многие автомагазины предоставляют услугу - доставки необходимых запчастей под предварительный заказ. Помимо того, возможна покупка необходимых деталей и комплектующих через сеть Интернет;
3) наличие на рынках необходимого оборудования для такелажных работ: от технической оснащённости компаний сейчас зависит их конкурентоспособность, в виду чего появилось множество предприятий, предлагающих необходимое оборудование. Ещё лет семь назад рынок снабжения был ограничен, на данный момент компаниям предлагается широкий спектр выбора оборудования;
- рассматриваемые экономические факторы (Е):
1) кризис 2008: финансовый кризис, отрицательно сказавшийся на всей российской экономике, не мог не повлиять на автоперевозки, однако автомобильный транспорт по-прежнему остается одним из самых доступных любому заказчику. Российский рынок транспортных услуг характеризовался устойчивой положительной тенденцией роста грузооборота до 2009 года. По итогам 2009 года спад составил 6%. В 2010 году ожидается рост объемов рынка транспортно-экспедиционных услуг на 5%, в дальнейшем темпы роста замедлятся по сравнению с докризисными;
2) доходность населения: рост потребительских цен опережает рост денежных доходов населения, сохраняется существенная отраслевая и территориальная дифференциация размеров заработной платы. В Мурманской области существует реальные проблемы низкой заработной платы по заявленным работодателями вакансиям, трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. В Мурманской области насчитывается более 28% населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
3) неустойчивость экономики, связанная с сырьевой направленность и зависимостью от мировой конъюнктуры цен на энергоресурсы: российская экономика еще довольно слаба, чтобы быть конкурентоспособной вне зависимости от цен и объемов экспортируемых энергоносителей. На сегодняшний момент особенно сильна взаимосвязь общего макроэкономического состояния в стране с мировыми ценами на энергоресурсы. На сегодняшний день сырьевой сектор остается единственной конкурентоспособной отраслью. Экономический рост в целом по стране, в конечном счете, значительно привязан к доходам от экспорта продуктов российского топливно-энергетического комплекса. Находясь в зависимости от общей макроэкономической ситуации в стране, и, следовательно, от мировых цен на энергоресурсы, отрасль чувствительна к изменениям мировой экономической ситуации. Но также следует отметить, что российская экономика имеет запас прочности, и сильному отрицательному воздействию она подвергнется, если будет иметь место одновременное наступление целого ряда неблагоприятных событий (резкого снижения цен на нефть, сильное падения курса доллара, роста процентных ставок в мире, глобальной инфляции и т.п.). Однако, как представляется, для России в ближайшей перспективе ситуация не выглядит в такой степени угрожающей, как для ряда других стран;
- рассматриваемые политические факторы (Р):
1) программа развития регионов: программы социально-экономического развития регионов России имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит, не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. Подобные выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов:
а) отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;
б) отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России;
в) распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов;
г) низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;
д) отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;
е) отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;
ж) отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов)
Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход, реальная проработка которого сейчас в Мурманской области не наблюдается;
2) ФЦП «Развитие транспортной системы Росси (2010 - 2015 годы)»: проект предусматривает комплексную модернизацию и строительство новых автомобильных дорог и подходов, транспортных развязок и информационно - коммуникационной инфраструктуры Мурманского транспортного узла. Реализация проекта внесёт существенную пользу для деятельности транспортных компаний;
3) вступление России в ВТО: из числа исследований, выполненных в России, следует выделить работу Национального инвестиционного совета и РАН "Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО", и исследование Государственного университета - Высшей школы экономики "Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО, которые носят наиболее комплексный и универсальный характер. Одним из основных выводов исследований, является то, что членство России в ВТО будет способствовать возникновению ряда структурных, политических и иных
качественных изменений, которые могут благоприятствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий. В области доступа на рынок услуг положительные последствия либерализации торговли услугами проявляются в большей степени, чем в торговле товарами. Это связано, прежде всего, с тем, что производство и торговля услугами находятся еще в стадии становления, а высокая подвижность ресурсов позволяет оперативно реагировать на изменения условий конкуренции и использовать преимущества либерализации внешней торговли. Радикальные экономические преимущества в России после вступления в ВТО наблюдаться не будут, хотя в целом оно благоприятственно отразиться на деятельности организаций, увеличив товарооборот в стране.
Сводные данные по STEP-анализу содержатся в таблице 1.5.
Таблица 1.5 - Оценка факторов макросреды
Группа факторов
Факторы
Значение фактора (Ai)
(-5…+5)
Вес фактора (pi)
(0…1)
Взвешенная оценка,
Ai * pi
S
Демографическая ситуация в регионе
-4
0,3
1,25
Безработица в регионе
+3
0,35
Наличие квалифицированных кадров в регионе
+4
0,35
Т
Состояние автодорог
-3
0,4
0,9
Наличие на рынках необходимых запчастей, специализированных для автомобилей под грузоперевозки разной классификации
4
0,3
Наличие на рынках необходимого оборудования для такелажных работ
3
0,3
Е
Доходность населения
-3
0,4
-0,9
Кризис 2008
-1
0,3
Неустойчивость экономики, связанная с сырьевой направленностью и зависимостью от мировой конъюнктуры цен на нефть
+2
0,3
Р
Программа развития регионов
+1
0,4
1,9
ФЦП «Развитие транспортной системы Росси (2010 - 2015 годы)»
+3
0,3
Вступление в ВТО
+2
0,3
Исходя из полученных данных видно, что наибольшую положительную оценку имеет политическая сфера, что характеризует наиболее благоприятное воздействие на отрасль. Следующей по положительному воздействию следуют социальная среда, которая характеризуются оценкой 1,25. Состояние технологической сферы характеризуется значением 0,9. Состояние экономической сферы на данном этапе экономического развития находится в не лучшем положении, что пагубно сказывается на развитии предпринимательства, в том числе и на транспортные компании России.

1.2.2 Конкурентный анализ

Ключевые факторы успеха.
В связи с тем, что КФУ определяют преимущества в конкуренции, при выборе их для нашей отрасли, необходимо учесть особенности конкурентной борьбы на данном рынке. Следовательно, для рынка транспортных услуг проявляется важность такого КФУ как: техническая оснащённость, благоприятный имидж, хорошая репутация фирмы, формирование долгосрочных отношений с потребителями.
Анализ конкурентных сил по модели М. Портера:
- соперничество между конкурирующими продавцами: на данном рынке услуг выделяется не вытесняющая борьба между конкурентами. Действия конкурентов направлены на сохранение существующих позиций, либо на незначительное усиление позиций за счет роста рынка. Однако, имеет место быть и ценовая вытесняющая конкуренция в сегменте, но она мало вероятна, ввиду узкого интервала цен;
- конкурентное давление со стороны производителей товаров-заменителей: в данной отрасли весьма сложно заменить предоставляемые услуги. Вследствие чего данная позиция не может быть анализирована применительно к исследуемой компании;
- потенциальное появление новых конкурентов: порог вхождения в этот вид бизнеса в денежном эквиваленте весьма высок, ведь для эффективной работы необходим автопарк, причём для успешной деятельности жизненно важно иметь в наличии хорошо действующие автомобили;
- рыночная власть поставщиков: у сервисных компаний такого рода не существуют поставщиков в широком смысле, ведь их деятельность зависит только от уже имеющегося оснащения и сотрудников компании. В тех редких случаях, когда необходима крупная производственная замена в автопарке, компания выбирает поставщика среди множества дилеров автомобильной промышленности;
- рыночная власть покупателей: в наше время транспортные компании оказывают услуги, необходимые практически любой организации, периодически необходимость в перевозках возникает у всех. На рынке транспортных услуг потребителями являются как юридические, так и физические лица, их количество довольно велико и целенаправленного влияния они не оказывают.
1.3 SWOT-анализ
Данные SWOT-анализа исследуемой организации содержатся в матрице, проиллюстрированной на рисунке 1.5.
В матрице отражены наиболее значимые для предприятия возможности и угрозы, выделены характерные для организации слабые и сильные стороны, установлено перекрёстное взаимодействие в части применения конкретных действий при возникновении тех или иных условий.
Рисунок 1.5 - Матрица SWOT
Исходя из полученной информации в ходе анализа, целесообразно выделить следующие направления стратегии:
Стратегия организации «».
Основные компоненты стратегии:
- стратегические задачи: сохранение существующего положения, создание возможности перспективного роста;
- стратегические усилия: увеличение объёма продаж услуг, повышение эффективности реализации;
- цели в отношении клиентов: удовлетворение потребностей заказчиков посредством анализа их потребностей и изменений среды;
- цели в отношениях конкурентов: анализ их целей, слабых и сильных сторон;
- создание конкурентного преимущества: использование превосходства по издержкам как основы увеличения доли рынка за счёт получения дополнительной прибыли и ценового преимущества.
«SWOT-анализ - это действенный инструмент оценки стратегического состояния, на его основе выявляется качественная оценка организационной среды, так результатом анализа можно рассматривать перспективные направления развития для организации, которые позволяют чётко скоординировать последующую деятельность». [45, с. 59]
Направления стратегических усилий и действия, которые должны быть осуществлены, представлены на рисунке 1.6.
Рисунок 1.6 - Направления стратегических усилий
РАЗДЕЛ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
2.1 Общая характеристика автотранспортной отрасли
В общем случае данная отрасль характеризуется процессом перемещения грузов и пассажиров как продукция транспорта в широком плане. Эта продукция не имеет вещественного содержания. Это и другие особенности транспортной продукции имеют большое значение для решения многих вопросов, связанных с организацией предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте. Они влияют на состав затрат, поскольку новый продукт в вещественной форме не создаётся, дополнительных средств и времени, связанных с хранением и реализацией своей продукции, не требуется. Отсутствие сырья при производстве транспортной продукции оказывает большое позитивное влияние на сокращение кругооборота капитала за счёт выпадения стадии пребывания готовой продукции, предназначенной для реализации, на складе. Такое же влияние на кругооборот капитала оказывает совмещение продукции автотранспортной отрасли с процессом её производства. [10]
2.1.1 Специфика автотранспортной отрасли
Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие государства. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта.
Автомобильный транспорт играет важную роль в работе производственного комплекса страны. Благодаря своей манёвренности автомобили перевозят грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют достаточно быстро доставлять грузы до конечного пункта. Преимуществами автомобильных перевозок являются большая провозная способность; быстрота доставки грузов; меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с воздушным, водным и железнодорожным транспортом.
Большинство грузов, которые ранее перемещались посредством железнодорожного транспорта на короткие расстояния, перевозятся теперь на автомобилях даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.
Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. За автотранспортом утвердилась ведущая роль в работах на строительстве с учётом его мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ на грузовых машинах.
Основным перевозчиком продукции является автомобиль. Большинство товаров и продуктов розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.
Наряду с отмеченными преимуществами автомобильный транспорт имеет некоторые более низкие технико-экономические показатели по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Один из существующих его недостатков - низкий уровень производительности труда работников (малая грузоподъёмность единицы подвижного состава автомобильного транспорта). [39] «Следствием низких технико-экономических показателей является трудоёмкость и высокая затратность этого вида транспорта в связи с относительно малой грузоподъемностью и вместительностью автомобилей, себестоимость перевозки грузов на автомобильном транспорте значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте». [37, с. 116 Поэтому на автомобильном транспорте значительную долю в себестоимости перевозок составляют расходы на заработную плату водителей и ремонтно-обслуживающих рабочих. На автомобильном транспорте значительно выше затраты на топливо из-за больших мощностей двигателей (на единицу подвижного состава) и высокой стоимости бензина и дизельного топлива.
Стоимость подвижного состава автомобильного транспорта приходящаяся на 1 т грузоподъёмности, в несколько раз выше, чем на речном или железнодорожном транспорте. Следовательно, для осуществления перевозок автомобильным транспортом на единицу перевозочной работы (при одинаковом среднем расстоянии перевозок) требуется больше капиталовложений, чем на железнодорожном или водном виде транспорта.
Грузовой автомобильный транспорт мира выполняет 80% общего объёма грузовых перевозок. Ведущую роль он, по-видимому, сохранит и в обозримой перспективе, однако следует ожидать больших качественных изменений парка. Прежде всего, в нём возрастёт доля автомобилей, грузоподъёмность которых близка к пределу, допускаемому дорожными условиями. Найдут массовое применение специализированные автопоезда, перевозки грузов в контейнерах и пакетах. [39]
2.1.2 Типы и функции предприятия автотранспортной отрасли
Автомобильный транспорт представляет собой крупную многоплановою отрасль экономики. В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные (АТП), авторемонтные, автообслуживающие и терминалы.
Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распространённым типом предприятий автомобильного транспорта. Основная задача АТП - осуществление автомобильных перевозок собственным транспортом. Обеспечение перевозок технически исправным подвижным составом осуществляется производственным комплексом этих предприятий путём регулярного выполнения мероприятий по диагностированию, техническому обслуживанию, ремонту, хранению и грамотной эксплуатации автомобилей.
По своему назначению АТП можно разделить на грузовые, пассажирские автобусные, пассажирские таксомоторные, пассажирские по обслуживанию предприятий, учреждений и организации, смешанные и специальные. По принадлежности (по виду собственности) различают АТП общего пользования, ведомственные, акционерные и частные. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперативные.
Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки и комплектуют свой списочный состав в зависимости от сложившихся грузопотоков. Для грузовых перевозок используются бортовые автомобили, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы и другие специализированные автомобили различной грузоподъёмности. В крупных промышленных центрах, где имеется большой объём однотипных грузов, грузовые АТП могут специализироваться по видам грузов (железобетонные изделия, сыпучие грузы, контейнеры, изделия промышленных предприятий и т.д.). Специализация АТП по виду груза позволяет существенно уменьшить разномарочность парка автомобилей и в результате снизить трудовые и материальные затраты на обслуживание и ремонт.[25]
2.2 Организация производства транспортных услуг
2.2.1 Организация управления автотранспортным предприятием
Выполнение стоящих перед АТП задач требует применения рациональной системы управления, обеспечивающей эффективное руководство коллективом работников, занятых на предприятии, и оперативное решение всей совокупности хозяйственных вопросов.
Управление производством является объективной необходимостью, вытекающей из самого характера производственно-хозяйственной системы любого предприятия. В этом смысле оно не зависит от вида собственности, организационно-правовой формы предприятия. В то же время каждая из существующих организационно-правовых форм может иметь свою структуру управления производством внутри предприятия.
Содержание процесса управления производством характеризуется его общими функциями, под которыми понимаются направления воздействия на управляемые объекты, - это планирование, организация, контроль, мотивация.
Планирование предполагает принятие решений о том, каким должно быть предприятие и что должны делать работники предприятия, чтобы достичь цели (целей). Это один из способов, с помощью которых руководство обеспечивает единое направление всех работающих на предприятии к её достижению.
Организация - это создание определённой структуры производства и управления на предприятии, включающей подразделения, службы, отделы, связанные между собой.
Мотивация (стимулирование), т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.
Контроль как функция управления предполагает отслеживание хода выполнения принятых решений и своевременное принятие мер по устранению недостатков в работе. [10]
Функции управления производством реализуется с помощью определённых методов, которые разделяются на административно-распорядительные, экономические, социально-психологические и правовые.
Административно-распорядительные методы предполагают прямое воздействие на волю исполнителей путём управленческих команд.
Экономические методы учитывают экономические интересы участников производства услуг. К таким методам относятся - материальное стимулирование труда, применение штрафных санкций и т.д.
Социально-психологические методы предусматривают активное воздействие на сознание участников производства, регулирование взаимоотношений между членами коллектива, систематическую учёбу кадров и т.д.
Правовые методы предполагают соблюдение хозяйствующих субъектами установленных и действующих в стране законов и законодательных норм.
Организационная структура управления предприятия предусматривает определённый состав, соподчинённость взаимосвязных органов управления, выполняющих различные функции по управлению. Обоснованная, правильно выбранная организационная структура управления создаёт благоприятные условия для принятия оптимальных решений, повышения оперативности управления, усиление исполнительской дисциплины и улучшения показателей работы предприятия.
В условиях рыночной экономики выбор системы управления предприятием осуществляется его собственником с учётом специализации (назначения) предприятия, его устава, который имеет свои особенности в зависимости от организационно-правовой формы предприятия. Собственник может сам выполнять функции руководителя, но может нанять для этого специалиста. [10]
2.2.2 Организация перевозок грузов
Грузовые автомобильные перевозки классифицируются по организационному, территориальному и отраслевому признакам, а также по размерам перевозок.
По организационному признаку автомобильные перевозки делятся на осуществляемые автомобильным транспортом общего пользования и ведомственным автомобильным транспортом.
По территориальному признаку автомобильные перевозки разделяются на городские, пригородные, междугородные и внутрирайонные.
Городские перевозки осуществляются в черте города и характеризуются небольшим расстоянием перевозок, небольшим скоростями движения, большим количеством грузоотправителей и грузополучателей, разнообразной номенклатурой грузов. Городские перевозки осуществляются преимущественно в хороших дорожных условиях. Для них применяются различные типы подвижного состава - как по грузоподъёмности, так и по конструкции.
Пригородные перевозки характеризуются наличием значительного количества постоянных погрузочно-разгрузочных пунктов, сравнительно устойчивой структурой грузовых потоков. Дальность перевозки грузов составляет 20-100 км, техническая скорость движения автомобилей в зависимости от дорожных условий колеблется в пределах 20-40 км/ч. Для пригородных перевозок применяются автомобили малой и средней грузоподъёмности.
Междугородные автомобильные перевозки осуществляются обычно на автомагистралях и на дорогах с усовершенствованным покрытием. Они характеризуются значительным расстоянием перевозок (до 1000 км), большими скоростями движения и наличием устойчивых грузопотоков. В соответствии с этим на междугородных перевозках грузов широкое применение получили автомобили большой грузоподъёмности и автопоезда.
Внутрирайонные перевозки выполняются в пределах одного района и характеризуются временными грузопотоками, большими колебаниями в расстоянии перевозок, различными дорожными условиями и нерегулярностью движения в зависимости от сезона и климата. В соответствии с этим для внутрирайонных перевозок грузов применяются различные типы подвижного состава по грузоподъёмности и эксплутационным качествам. Эксплуатационные показатели работы подвижного состава значительно изменяются в зависимости от перечисленных факторов.
По отраслевому признаку автомобильные грузовые перевозки делятся на перевозки строительных грузов, грузов добывающей и обрабатывающей промышленности, торговой сети, лесной промышленности и сельского хозяйства. Для каждого из перечисленных видов автомобильных перевозок характерны определённые эксплуатационные условия и соответствующие типы подвижного состава. [38]
В зависимости от размеров автомобильных перевозок они разделяются на массовые, мелкопартионные и сборные.
Массовые перевозки характеризуются наличием большого количества однородных грузов, стабильностью потоков по размерам, направлению, структуре, использованием однотипного подвижного состава.
Мелкопартионные перевозки характеризуются небольшим количеством однородных грузов, непостоянными грузовыми потоками по направлению, величине и времени перевозок. Для этих перевозок часто используется разнотипный по грузоподъёмности и по конструкции подвижной состав.
Сборные перевозки грузов осуществляются в целях обслуживания мелких грузовладельцев и удовлетворения бытовых нужд населения. Они характеризуются множеством различных погрузочно-разгрузочных пунктов и низкими показателями использования подвижного состава.
Для любого производственного предприятия характерно такое понятие, как производственная мощность. На автомобильном транспорте под производственной мощностью понимаются провозные возможности подвижного состава, которые измеряются объёмом транспортных услуг. [38]
Под провозными возможностями автопарка понимаются максимально возможные объёмы перевозок и автомобилечасов в работе, которые могут быть достигнуты при сложившихся на предприятии условиях. Под условиями имеются в виду состав автопарка по маркам, которым он располагает, принятый режим работы и др. Поэтому определению провозных возможностей предшествует расчёт ряда технико-эксплутационных показателей, влияющих на объём работы автопарка.
Провозные возможности - одна из важнейших характеристик, определяющая уровень конкурентоспособности грузов автомобильного предприятия, поэтому её определение имеет большое практическое значение. Она позволяет более полно оценить конкурентоспособность предприятия на конкретном рынке транспортных услуг, конкретных видах грузовых перевозок, сопоставить её с производственной мощностью и возможностями других перевозчиков (конкурентов) и принять действенные меры по обеспечению сбалансированности провозных возможностей с потребностями ранка транспортных услуг.
Определение производственной мощности грузового АТП предусматривает расчёт общей и средней грузоподъёмности автопарка, среднесписочного количества подвижного состава.
Организует автомобильные перевозки и руководит их выполнением на крупных предприятиях коммерческая служба. Организации перевозок предшествует изучение рынка транспортных услуг, которое проводится маркетологами АТП. При этом изучаются потребности клиентуры в перевозках в работе АТП, заключаются договоры на перевозки с грузоотправителями и грузополучателями и др.
Организацией выполнения транспортных услуг непосредственно занимается отдел эксплуатации. Работники отдела проводят обследование погрузочно-разгрузочных пунктов, подъездных путей и маршрутов движения с целью проверки их состояния и подготовленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и перевозки грузов, по всем маршрутам замеряют расстояния перевозок, совместно с маркетологами выявляют возможности выполнения дополнительных услуг.
На средних и мелких грузовых АТП все функции, связанные с организацией перевозок, выполняются небольшими по численности группами менеджеров или отдельными исполнителями. При этом один исполнитель может выполнять одновременно функции маркетолога, менеджера по рекламе и по организации услуг и др. организационная структура коммерческой службы на таких предприятиях формируется в зависимости от размеров, специализации предприятия и других факторов. [10]
2.3 Маркетинговая деятельность предприятий автомобильного транспорта
Существует сложившиеся понятия и концепции маркетинга: концепция качества услуг, концепция сбыта, современная концепция социально-ориентированного маркетинга.
Постоянный сбор информации о состоянии рынка и её анализ являются необходимой основой для выработки решения в области коммерческой деятельности предприятия.
При организации работ по информационному обеспечению коммерческой деятельности АТП необходимо прежде всего учитывать ряд общих соображений. Все источники информации, которые используются в коммерческой деятельности автотранспортного предприятия, можно разделить на три группы:
- система внутреннего учёта и отчётности предприятия;
- внешняя текущая информация;
- данные специальных маркетинговых исследований.
Следует отметить сразу: система внутреннего учёта и отчётности существует в той или иной форме на любом предприятии, однако её структура и перечень показателей далеко не всегда соответствует задачам, которые решаются коммерческой службой предприятия.
В частности, на отечественных автотранспортных предприятиях традиционно вёлся учёт выполненной транспортной работы и затрат по типам и маркам подвижного состава, а также по структурным производственным единицам.
Вместе с тем, так же важно и ведение такого учёта по группам потребителей услуг, по видам деятельности, а в ряде случаев - и по отдельным крупным клиентам.
Основные цели маркетинга: ориентация на рынок, высокая рентабельность, высокая конкурентоспособность. [39]
2.3.1 Маркетинговое управление конкурентоспособностью автотранспортных услуг
«Необходимость управления конкурентоспособностью прослеживается в следующем: результаты управления позволяют следовать выработанной стратегии решения, реализация которой направлена на увеличение сбыта услуг и получения большей прибыли предприятия». [11, с. 302] Управление конкурентоспособностью автотранспортной услуги определяется ее потребительской полезностью, которая формируется набором атрибутов. Качество транспортной услуги должно пониматься и оцениваться не просто как набор определённых объективных свойств и параметров услуги, но как набор свойств и параметров, субъективно оценивается потребителем и воспринимается им как более или менее качественной. [46]
Представленная мультиатрибутивная модель автотранспортной услуги необходима для принятия маркетинговых решений по формированию её конкурентоспособности и позиционирования на транспортном рынке.
Приобретение продукции имеет для покупателя смысл только в том, что с его помощью может быть достигнут определённый потребительский эффект, т. е. потребитель приобретает средство для решения своих проблем. Поэтому, при управлении конкурентоспособностью автотранспортной услуги, необходимо принимать во внимание, что клиентура покупает пользу, а не свойства, они исходят
из того, чем данная продукция полезна для них. [41]
Исследование мотиваций особенностей реакции потребителей на те или иные
группы факторы, влияющие на мотив приобретения той или иной продукции из группы близкой по степени удовлетворения потребности, позволяет сформулировать концепцию изменения предпочтений покупателей, их субъективное
восприятие факторов конкурентоспособности продукции - «пирамиду уровней конкурентоспособности» - в зависимости от характера мотивации потребностей покупателя; иерархия уровней конкурентоспособности представлена в соответствии с рисунком 2.1.
Рисунок 2.1 - Уровни конкурентоспособности услуги
Нижний уровень конкурентоспособности характеризует поведение покупателей, удовлетворяющих самые минимальные базовые потребности при минимальных затратах (минимально возможной цены). На втором уровне покупатель, ориентируясь на ценовой фактор, уже обращает
внимание на качественные характеристики продукции. Следующий уровень конкурентоспособности продукции характерен для потребителей с развитым уровнем потребления, ориентированных на комплексную оценку всех факторов, удовлетворяющих их потребность, отдавая предпочтение продукции с лучшим соотношением неценовых (комплекса показателей качества) и ценовых характеристик.
Инновационно - ориентированный покупатель фокусирует внимание на уникальности, новизне продукции. Высокая цена его не отталкивает, а зачастую, наоборот, служит дополнительным побудительным фактором. Для покупателя последнего уровня побудительным фактором становится «бренд» продукта - определяющий «имиджевое» потребление. [23]
Современная концепция маркетинга услуг, предусматривающая и учитывающая мультиканальность взаимоотношений организаций с клиентами и предполагающая смещение ориентации организации от «продукто-ориентированных» концепций к «клиенто-ориентированным» (в которых гораздо большее внимание уделяется методам прямого маркетинга), рассматривает продажи
не как отдельный акт, осуществленный конкретным продавцом с конкретным покупателем, а как непрерывный процесс с целью использования информации о клиенте для приобретения его лояльности и повышения ценности для организации (система CRM).
Здесь возникает понятие жизненного цикла клиента, начиная от первого контакта и привлечения его внимания к продукту или услуге и завершая формированием лояльности; модель жизненного цикла проиллюстрирована на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Модель жизненного цикла клиента
Таким образом, сейчас происходит заметное смещение акцентов. Если раньше клиент получал представление об организации на основании её продукта, то теперь он строит своё отношение к организации в целом - как к партнеру, с которым он взаимодействует по разным каналам. При этом запросы потребителей становятся значительно более дифференцированными, а формы взаимодействия персонализированными. [51]
В современной экономике высшей целью является лояльность, причём взаимная - не только клиент лоялен к организации, но и организация лояльна к клиенту. От достигнутого уровня удовлетворения появляется новая модель:
- удовлетворение (потребности и запросы клиента обеспечены);
- постоянство (организация действует исходя из интересов клиента);
- персонализация (организация демонстрирует, что она знает личные пожелания клиента и идёт им навстречу);
- слияние (взаимоотношения строятся на условиях клиента и под его контролем);
- лояльность (формируется приверженность клиента организации).
Представленная модель имеет важные последствия для принятия решений в условиях конкуренции. Организации следует учитывать, что:
- выбор клиента направлен не на саму услугу, а на полезность, которую он ожидает от её использования;
- каждая услуга представляет собой совокупность свойств (атрибутов), которые и определяют её полезность;
- атрибутыимеютразличнуюзначимостьдляпотребителяипоразномуимвоспринимаются;
- одну и туже потребность часто могут удовлетворять разные услуги;
- одна и таже услуга часто может удовлетворять разные потребности.
С точки зрения клиента, услуга как совокупность свойств (атрибутов) должна обеспечить реализацию своей «целевой функции» (предназначения) и обладать рядом вторичных качеств, или дополнительной полезностью. Эти качества в свою очередь могут быть необходимыми или добавленными, а также действительно присутствующими либо только воспринимаемыми.
Атрибут - в маркетинге существенное и неотъемлемое свойство продукта. Совокупность атрибутов описывает полный набор характеристик и показателей продукта. Потребитель рассматривает любой продукт как совокупность его атрибутов, различные значения которых меняют ценность продукта для потребителя, способность продукта удовлетворять его потребности.
Известны следующие классификационные схемы, используемые при построении мультиатрибутивных, многоуровневых моделей продукта. [51]
По классификации Ф. Котлера, товар воспринимается потребителем в трёх измерениях (т. е. имеет три группы атрибутов): товар по замыслу: набор функциональных характеристик товара; товар в реальном исполнении: набор полезных характеристик - внешний вид, материал изготовления, эргономика, эстетика; товар с подкреплением: преимущества, которые добавляются к товару виде гарантии, сервиса, доставки. [20]
По классификации Ж. Ламбена, указанные измерения соответственно обозначаются как ядерные (функциональная полезность), периферийные (связанные с основной функцией товара: комфортность, экономичность, обслуживание и др.) и добавленные услуги (не связанные с основной функцией, но расширяющие возможности удовлетворения потребителей). [6]
Т. Левит выделяет следующие уровни товара: первый уровень - ключевая ценность - основная услуга или преимущество, которое приобретает покупатель; второй уровень - основной товар - набор полезных характеристик с точки зрения потребителя; третий уровень - ожидаемый товар - набор характерных признаков и
условий, которые потребитель обычно ожидает и на которые соглашается при покупке данного товара; четвертый уровень - улученный товар - товар, отвечающий
потребностям сверх обычных ожиданий; пятый уровень - потенциальный товар - улучшения и трансформации, которые, возможно, претерпит существующий товар в будущем.
П. Диксон предлагает рассматривать атрибуты товара как: основные качества (набор функциональных характеристик, присутствующих у всех товаров-конкурентов); добавленные качества (характеристик и свойств товаров сверх качества товаров-конкурентов).
Модель В. Благоева выделяет четыре уровня формирования потребительской стоимости товара: первый уровень - основное предназначение товара - потребность, которую он удовлетворяет; второй уровень - определенные физические характеристики товара - качество, дизайн и др.; третий уровень - расширенные характеристики, добавляющие потребительскую стоимость в «нематериальном виде»; четвертый уровень - характеристики, связанные с личными особенностями потребителя. [51]
При построении модели конкурентоспособности автотранспортной услуги были использованы основные концепции мультиатрибутивных моделей продукта, применяемые в теории маркетинга, что позволило выделить пять уровней формирования потребительской ценности услуги: первый уровень - ядро услуги; второй уровень - ценовые характеристики услуги; третий уровень - функциональные характеристики услуги; четвертый уровень - добавленные характеристики услуги; пятый уровень эмоциональные характеристики услуги. Уровни формирования потребительской ценности автотранспортной услуги проиллюстрированы на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Пятиуровневая концепция автотранспортной услуги
Практическая полезность автотранспортной услуги для клиентуры определяется набором атрибутов, которые формируются на каждом уровне потребительской стоимости услуги:
- первый уровень: основное предназначение услуги, та выгода, польза, ценность, которую она принесет клиенту;
- второй уровень: система транспортных тарифов, скидки и надбавки, условия платежа, уровень транспортных издержек в конечной цене товара;
- третий уровень: функциональные свойства транспортной услуги, качество транспортного обслуживания, сроки доставки, сохранность груза;
- четвертый уровень: дополнительный сервис, увеличивающий потребительскую стоимость услуги, логистические, информационные, экспедиторские и другие услуги, гарантии качества и надежности перевозок;
- пятый уровень: характеристики с особенностями восприятия клиента, общественное признание, имидж.
Сила производителя автотранспортных услуг заключается в понимании того, какие атрибуты «весят» больше, как обеспечить их присутствие в своей услуге и сделать так, чтобы это присутствие четко ощутил клиент, кроме того, в умении соблюсти при этом приемлемый уровень затрат на производство, чтобы суметь установить конкурентоспособную цену. [51]
В процессе оказания автотранспортных услуг происходят расхождения в оценке свойств услуги потребителем и производителем. Расхождения в оценке потребителем и производителем характеристик предоставляемых услуг связано с различным пониманием оценки ценности услуги в цепочке «производитель-потребитель». В результате разной оценки потребительских свойств услуг и появляются разрывами между:
- потребительскими ожиданиями и представлением руководства об ожиданиях потенциальных потребителей услуги;
- представлением руководства об ожиданиях потенциальных потребителей и
характеристиками услуги;
- специфическими характеристиками услуги и процессом предоставления услуги;
- представлением услуги и внешними информационными связями, участвующими в формировании представления потребителей о получаемой ими услуге;
- ожиданиями потребителей и представленной услугой. Этот интервал является следствием наличия хотя бы одного из перечисленных интервалов или же любой их комбинации.
Для повышения удовлетворенности своих клиентов (потребителей услуг) автотранспортная организация должна контролировать всю цепочку транспортного процесса «грузоотправитель-грузополучатель». Анализ деятельности автотранспортных организаций показал, что под влиянием структуры атрибутов услуги эволюционизирует значимость основных мероприятий по повышению конкурентоспособности услуг. Если раньше они ранжировались в основном следующим образом - прибыль, цена, объем реализации, качество услуги, выполнение договоров перевозок, диверсификация, то затем на первое место выходят качество услуг, диверсификация услуг, цена и прибыль, сроки и обязательства по доставке груза, учет запросов клиентуры, увеличение видов и объёмов логистического обслуживания.
Проведенные исследования показывают, что успех в формировании конкурентоспособности на автомобильном транспорте определяется следующими основными факторами: превосходством в качестве, ценой потребления, уровнем логистического обслуживания, масштабами инновационной активности, потенциалом системы продвижения и другими. [51]
2.3.2 Организация маркетинговой деятельности на автотранспортном предприятии
В теории маркетинга построение маркетинговой службы базируется на определении содержания маркетинговой деятельности. Маркетинговая деятельность - это управление деятельностью службы маркетинга, задача которой заключается в обосновании целевых рынков сбыта услуг, организация эффективной формы сбыта услуг, формирование эффективной коммуникации для максимального удовлетворения потребностей общества. [34]
Маркетинговая служба - административное управленческое подразделение фирмы, выполняющее полный или ограниченный набор маркетинговых функций. В основе деятельности маркетинговой службы лежат следующие требования: научность (соблюдение теории маркетинга и менеджмента), мобильность (неотложное выполнение принятых решений), гибкость (способность оперативно менять тактику и стратегию), манёвренность (умение адекватно реагировать на неопределённую внешнюю среду), исполнительская дисциплина, демократичность при построении взаимоотношений. [18] Роль организации маркетинга велика, усиление маркетинговой направленности в деятельности предприятия потребует организационных изменений в структуре управления. Руководство маркетинговой службы несёт ответственность за координацию сбыта и распределений, сбор информации и исследовательские работы, рекламу и стимулирование сбыта, планирование рынка и ассортимента продукции/услуг предприятия.
Среди основных блоков в структуре маркетинговой службы следует выделить:
- блок планирования и маркетинговых исследований разрабатывает и реализует планово-управленческие решения в области:
1) планирования маркетинговой деятельности;
2) разработки стратегий освоения целевых рынков;
3) выполнение рыночных прогнозов с учётом тенденций и закономерностей;
4) проведения маркетинговых исследований для оценки уровня конкурентоспособности, мониторинга рыночной устойчивости и системного анализа SWOT;
5) создание модели антикризисного управления;
- блок коммуникаций ориентирован на достижение коммерческого успеха в результате активизации рекламных кампаний, стимулирования сбыта, создание достойного имиджа компании, отдельно можно выделить следующие направления работ: выделение перспективных клиентов для установления непосредственного двустороннего общения, поддержание с этими потребителями регулярных индивидуализированных коммуникаций, а также апробирование новых улучшенных услуг; [44]
- блок производственных подразделений нацелен на выполнение следующих функций:
1) формирование ценовой политики;
2) создание механизма управления спросом;
3) формиро и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.