На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Место логистического менеджмента в фирме. Исследование логистической системы ЗАО Рос&Нефть, ее влияния на финансовые результаты фирмы. Разработка предложений по оптимизации управления топливными запасами фирмы; расчет экономического эффекта мероприятий.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


webkursovik.ru
Размещено на webkursovik.ru
2
3
Агенство по рыболовству РФ
Федеральное Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Балтийская государственная академия
Рыбопромыслового флота»
Экономический факультет
Кафедра «Менеджмент»

Дипломный проект

Тема

Разработка предложений по совершенствованию логистической системы в целях повышения финансовых результатов предприятия

на примере ЗАО «Рос&Нефть»

Автор

Султанова Наталья Валентиновна

Калининград

2007

Техническое задание

логистический менеджмент финансовый результат

Исходные данные к работе: Отчетность, устав предприятия, организационная структура, бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках по кварталам за 2005г.

Краткое содержание дипломной работы (перечень подлежащих разработке вопросов:

1) Место логистического менеджмента в фирме: основные функции и формы организации логистического управлении; логистическое стратегическое планирование; доходы, издержки и прибыль в теории и практике логистической системы.

2) Исследование логистической системы ЗАО «Рос&Нефть» и ее влияния на финансовые результаты фирмы: анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы; анализ финансовых результатов фирмы; анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на финансовые результаты фирмы; анализ логистической системы и ее влияния на финансовые результаты предприятия.

3) Разработка предложений по совершенствованию логистической системы в целях повышения финансовых результатов ЗАО «Рос&Нефть»: основные пути улучшения финансовых результатов и финансового состояния фирмы; оптимизация управления топливными запасами фирмы; расчет экономического эффекта мероприятий по совершенствованию логистической системы в целях повышения финансовых результатов фирмы; расчет точки безубыточности для предприятия логистической системы.

Перечень приложений: технико-экономические показатели деятельности предприятия, расшифровка доходов и расходов по статьям бухг. учета, группировка статей затрат (постоянные и условно-переменные); закупочные, оптово-отпускные и розничные цены на нефтепродукты; запасы, объем продаж в натуральном и стоимостном измерении; организационно-производственная структура управления предприятием.

Консультанты по работе (указанием относящихся к ним разделов работы) - нет.

Дата выдачи задания 25.09.2006 г.

Содержание

Введение

1. Место логистического менеджмента в фирме

1.1 Основные функции и формы организации логистического управления

1.2 Логистическое стратегическое планирование

1.3 Доходы, издержки и прибыль в теории и практике логистической системы

2. Исследование логистической системы ЗАО «Рос&Нефть» и ее влияния

на финансовые результаты фирмы

2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы

2.2 Анализ финансовых результатов фирмы

2.3 Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на

финансовые результаты фирмы

2.4 Анализ логистической системы и ее влияния на финансовые

результаты фирмы

3. Разработка предложений по совершенствованию логистической системы в целях повышения финансовых результатов ЗАО «Рос&Нефть»

3.1 Основные пути улучшения финансовых результатов и финансового состояния фирмы

3.2 Оптимизация управления топливными запасами фирмы

3.3 Расчет экономического эффекта мероприятий по совершенствованию логистической системы в целях повышения финансовых результатов фирмы

3.4 Расчет точки безубыточности для предприятия логистической системы

Заключение

Список сокращений

Список литературы
Приложения
Введение
Центральной задачей управления в условиях рыночной экономики является минимизация риска предпринимательской деятельности на основе оценки каждого принимаемого хозяйственного решения с точки зрения возможности извлечения экономической выгоды.
Предприятия в условиях рыночных отношений, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, несут полную ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности перед своими совладельцами, работниками, кредиторами. Деятельность предприятия и его финансовые результаты зависят от множества внешних и внутренних факторов влияния. Внешние факторы складываются объективно, предприятие не может активно влиять на их проявления. Внутренние факторы должны быть мобилизованы для наиболее благоприятного учета воздействия внешних факторов.
Функционирование в условиях рыночной экономики требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, устойчивого позиционирования на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства.
Рост эффективности хозяйственной деятельности является условием выживания производственной единицы в рыночной экономике и постоянная задача органа управления предприятием. Комплексный, то есть всесторонний анализ эффективности хозяйственной деятельности позволяет оценить все факторы, определяющие эффективность работы предприятия и найти все резервы ее повышения. Этот анализ базируется на четком понимании факторов и резервов повышения эффективности и их оценке.
Важная роль в развитии предприятий принадлежит поиску и использованию резервов повышения результатов хозяйствующих субъектов. Экономическая сущность резервов повышения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого овеществленного труда на единицу продукции. К внутрихозяйственным
принадлежат те резервы, которые выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии. Они базируются на более полном и экономном использовании производственной мощности, трудовых и материальных ресурсов, применении новейших достижений научно-технического прогресса в области техники, технологии и организации производства, выработке правильной структурной, ценовой, инвестиционной стратегии в сфере бизнеса и т. д.
Субъектом экономического анализа является закрытое акционерное общество «Рос&Нефть».
Объектом анализа - логистическая система указанного предприятия.
Целью дипломного проекта является разработка эффективных предложений, направленных на совершенствование такого важного элемента логистической системы как логистика запасов для улучшения финансовых результатов компании.
В качестве предмета анализа выступает процесс совершенствования логистической системы в целях повышения финансовых результатов предприятия.
Задачами, решаемыми в процессе разработки темы данного дипломного проекта являются:
- анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- выявление факторов и причин, определивших сложившееся положение;
- анализ логистической системы предприятия;
-выявление и мобилизация резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений, направленных на реализацию путей повышения результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия за счет совершенствования логистической системы.
Структурно проект состоит из трех частей, в первой из которых представлены теоретические основы, касающиеся места логистического менеджмента в деятельности фирмы и его целевой установки, роли таких финансовых показателей, как доходы, издержки и прибыль в теории и практике логистической системы.
Во втором разделе проведено исследование логистической системы ЗАО «Рос&Нефть» и выявлено ее влияние на финансовые результаты фирмы
Результаты аналитических разработок позволяют сделать выводы об уровне состояния коммерческой, финансовой деятельности предприятия, состояния логистической системы и наметить пути совершенствования логистической системы в целях повышения финансовых результатов ЗАО «Рос&Нефть» в рамках предлагаемых для реализации направлений развития предприятия и отдельных мероприятий.
Третья глава посвящена разработке перспективных путей совершенствования отдельных элементов логистической системы фирмы в целях улучшения ее финансовых результатов.
Предлагаемые к внедрению мероприятия нацелены на повышение экономической эффективности деятельности предприятия, содержащие конкретные направления развития с оценкой их экономической эффективности.
Таким образом, деятельность хозяйствующего субъекта и ее результаты зависят от многих факторов: положения на рынке, качества продукции, конкурентоспособности, уровня технологии, структуры и использования ресурсов, в том числе финансовых.
Логистическая система является одним из наиболее важных элементов в логистике. В «Рос&Нефть» логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции и логистические операции и состоит из звеньев, генерирующих, преобразующих и поглощающих материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки [25]. Логистическая система, используемая фирмой, не только включает в себя функциональные области, но и взаимодействует с управленческими функциями (планирования, организации и контроля [18]). Поэтому в рамках темы дипломной работы рассматривается проблема совершенствования логистической системы в целях повышения финансовых результатов предприятия.
Предприятие, выбирая стратегию своей деятельности, направленную на совершенствование логистической системы, активизирует все свои ресурсы для ее реализации, так как выбор правильной стратегии, ее воплощение в жизнь должны привести к конечному результату деятельности любой фирмы - получение прибыли, улучшение финансовых результатов в целом.
1. Место логистического менеджмента в фирме
1.1 Основные функции и формы организации логистического управления
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.
Логистическая система - это сложная организационно - завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями [14].
Из всего множества разнообразных систем логистические системы выделяются составом элементов, характером связей между ними, организацией и интегративными свойствами.
Отличительные признаки логистической системы [25, с. 88]:
- наличие потокового процесса;
- определенная системная целостность.
Так как любой логистической системе присуще свойства, характерные системе вообще, то можно охарактеризовать свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, рассмотренных в предыдущем пункте.
Первое свойство: логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Выделяют следующие элементы логистических систем:
Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
Склады - здания, сооружения, устройства и т.п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки.
Запасы - запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, а также помогают решать ряд других задач в логистических системах.
Транспорт - этот элемент, как и остальные, сам является сложной системой. Он включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование.
Информация - подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций, а также решает ряд других задач.
Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
Второе свойство: между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества системы.
Третье свойство: связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. логистическая система имеет организацию.
Четвертое свойство: логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услугу, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.).
В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению, при заданном уровне издержек .
При выборе тактики и стратегии логистической системы необходимо четко определить границы логистической системы. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис.1.1). Они, в виде материального потока, поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.
Логистическая система
Условные обозначения
Границы логистической системы
Материальный поток
Поток финансовых средств
Рисунок 1.1 - Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства
Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег - получения денег» (рис.1.2).
Ф2 больше, чем Ф1, качественные показатели МП2 лучше качественных показателей МП1
Рисунок 1.2 - Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой.
Принцип «уплата денег - получение денег»
Функции логистического менеджмента фирмы реализуются в определенной организационной структуре логистической системы (ЛС), под которой понимается Качественно - определенный, Относительно - устойчивый порядок функциональных связей между ее звеньями.
В процессе развития теории управления производством и различных аспектов менеджмента применительно к современному уровню рыночных отношений выделились следующие основные организационные структуры (формы) управления: линейная, функциональная, (штабная), линейно-штабная для обеспечения гибкости управления сложными экономическими объектами, какими являются крупные фирмы. Основные организационные структуры дополняются программно-целевыми формами управления в виде различных матричных структур: управление по проекту, управление по продукту, координационные комиссии, интегральное управление и т.д. [25]. Исследование генезиса организационных структур систем управления показывает, что для синтеза эффективной организационной структуры ЛС необходимы следующие условия:
1) выделение необходимых и достаточных функций логистического менеджмента (ключевых логистических активностей);
2) обособление звеньев логистической системы (ЗЛС) по функциям управления, необходимым для реализации глобальной цели ЛС;
3) наличие отношений логистического менеджмента (координации, интеграции, согласования) между выделенными ЗЛС.
При формировании организационной структуры функциональная структура ЛС всегда остается ее основным ядром, определяя содержание процесса логистического менеджмента
Особенностью ЛС является то, что почти каждое ЗЛС является синтезом объекта и субъекта управления, причем отдельные звенья могут представлять собой функционально обособленные логистические подсистемы, имеющие свои цели и локальные критерии оптимизации. Поэтому достижение стратегической цели ЛС должно быть обеспечено за счет необходимого уровня интеграции координации и директивного управления в высшем эшелоне менеджмента фирмы, который может быть реализован, например, в виде отдела логистики интегрального менеджера и т.п.
Генезис организационного обеспечения фирменного логистического менеджмента за рубежом, как и сама эволюция логистики, имеет несколько характерных этапов (рис. 1.3 приложение 3). На схеме отражены три основных этапа (фазы) эволюции организационных стриктур ЛС: фрагментаризация, функциональное агрегирование и процессовая интеграция. Каждому из этих этапов присущи свои характерные особенности формирования и развития организационных структур, реализующих функции фирменного логистического менеджмента.
Закрепление функций, в настоящее время относящихся к прерогативе логистики, за традиционными сферами организации управления в зарубежных фирмах (согласно схеме рис. 1.4, приложение 4) претерпело существенные изменения в последующих фазах эволюции организационной поддержки логистического менеджмента. В определенной степени такая ситуация складывается и на российских предприятия в условиях рынка.
Развитие процессовой функциональной и информационной интеграции в логистике привело к повышению роли координирующих интегрирующих функций, которые в организационных структурах ЛС стали выполнять специально создаваемые отделы логистики итак называемые интегральные логистические менеджеры, входящие в персонал «top» -- менеджмента фирмы. Интегральные менеджеры согласовывали логистическую стратегию фирмы с маркетинговой, отвечали за разработку и выполнение, стратегического логистического плана фирмы. Одной из важнейших задач интегрального менеджера стало согласование интересов и локальных целей функционирования логистических посредников в ЛС, устранение возникающих конфликтов для наиболее эффективной реализации глобальной цели управления материальными, информационными и финансовыми потоками.
Типичными функциями интегральных логистических менеджеров крупных западных фирм (на уровне вице-президентов компаний) являются:
- установление перспективных целей и задач логистического менеджмента;
- согласование логистической маркетинговой и производственной стратегии фирмы;
- разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками;
- согласование интересов поставщиков материальных ресурсов (МР), торговых, транспортных и других логистических посредников, функционирующих в ЛС фирмы; устранение возникающих конфликтов;
- формулировка целей и ограничений по управлению запасами в логистической фирменной сети (при управлении закупками, производством, дистрибьюцией);
- определение уровня инвестиций в систему контроля и управления запасами (информационную систему, складское хозяйство):
- разработка стратегического логистического плана и согласование его с производственным расписанием;
- определение необходимых финансовых ресурсов и бюджета стратегического логистического плана;
- определение структуры ЛКС и требований к применяемым ИКТ;
-установление политики управления персоналом логистического менеджмента, программ обучения и повышения квалификации персонала;
- пересмотр стратегии управления запасами, складирования в соответствии с изменениями в маркетинговой и производственной продуктовых стратегиях фирмы;
- определение направлений оптимизации и снижения тотальных логистических издержек.
Горизонтально - ориентированные организационные структуры ЛС отличаются от обычных вертикальных иерархических структур следующими основными признаками:
- организационным построением вокруг проекта (процесса);
- выровненной по уровням (задачам) иерархичностью;
- использованием персонала каждого горизонтального уровня для решения всех возникающих проблем менеджмента;
- привлечением потребителей для решения поставленной задачи;
- максимизацией связей между ЛС уровня (логистического канала);
- высоким уровнем информированности персонала менеджмента и непрерывным повышением его квалификации;
- поощрением инициативы персонала по совершенствованию менеджмента.
1.2 Логистическое стратегическое планирование
Разработка логистической стратегии занимает центральное место в фирме наряду с корпоративной маркетинговой и производственной стратегиями и установлением миссии. Логистическая стратегия должна быть непротиворечива с корпоративной стратегией фирмы и следовать в русле ее миссии.
При выработке логистической стратегии необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:
1. Какой тип компании мы представляем сейчас?
2. Какой тип компании мы хотим представлять в будущем?
3. Кто наши потребители (покупатели)?
4. Какова природа и особенности нашего бизнеса?
5. Каковы альтернативные возможности развития нашего бизнеса?
6. Каковы наши сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами?
7. Какую корпоративную стратегию мы хотим определить?
8. Какая маркетинговая (продуктовая) стратегия является наиболее подходящей для нас?
9. Какова должна быть логистическая стратегия при определенной маркетинговой (продуктовой) стратегии?
10. Каковы основные цели и задачи логистической стратегии?
1 1.Что должен представлять собой стратегический логистический план?
12. Какой бюджет необходим для реализации стратегического плана?
13. Как организовать мониторинг выполнения стратегического плана?
14. Какие ключевые логистические активности должны иметь приоритет в плане?
15. Каков должен быть уровень интеграции логистических активностей?
16. Что представляет собой единица (часть) логистического плана?
17. Какова природа внешней окружающей среды?
18. Какова природа, уровень и особенности рынка?
19. Каковы наши основные конкуренты на рынке и что представляет каждый конкурент в сравнении с нашей фирмой?
20. Каковы были наши прошлые логистические стратегии и как
они изменились в настоящее время?
21. Каковы были финансовые вложения в реализацию предыдущих логистических стратегий и где взять новые инвестиции?
22. Каков прогноз изменения основных факторов (показателей, индикаторов) внешней окружающей среды?
23. Что должно являться фундаментом нашего стратегического логистического плана?
24. Каковы должны быть наиболее актуальные программы для достижения целей логистической стратегии?
25. Каковы риски, связанные с выполнением логистической стратегии?
26. Как количественно оценить выполнение логистической стратегии?
Укрупненно процедуру разработки логистической стратегии фирмы можно представить в виде схемы (рис. 1.5). На схеме логистическая стратегия, связывающая корпоративные стратегические цели фирмы, маркетинговую и производственную стратегии состоит из следующих основных компонентов [25, с.479]:
- конфигурации логистической сети;
- координации и разработки организационной структуры ЛС;
-определении стратегических требований к качеству продукции и потребительского сервиса;
- интегрированной системы управления запасами;
- логистической информационной системы.
Рисунок 1.5 - Схема разработки логистической стратегии фирмы
Стратегические решения по конфигурации логистической сети включают определение качества, дислокации и конфигурации логистических цепей, каналов, складов, терминалов, диспетчерских центров, пунктов грузопереработки и т.п. (так называемых «facilities»), которые обеспечивают экономичное покрытие рынка сбыта готовой продукции (ГП).
Стратегия координации и организации предопределяет организационно-функциональную структуру ЛС, количество ЗЛС, приоритетные ключевые логистические активности и стратегические взаимоотношения между логистическими посредниками в ЛС.
Стратегия потребительского сервиса идентифицирует основные параметры качества продукции и логистического сервиса, которые должны соответствовать требованиям и будущим ожиданиям потребителей продукции (сервисных услуг) фирмы.
Интегрированная стратегия (система) управления запасами предполагает развертывание функций определения, контроля, регулирования (пополнения) запасов в полной логистической цепи от поставщиков МР до конечных потребителей.
Наконец, одной из главных составляющих логистической стратегии является ЛИС, связывающая информационными и телекоммуникационными каналами и ИКТ основные базисные и комплексные логистические активности и сферы бизнеса.
ЛИС обеспечивает интерфейс с внешней средой через маркетинговую стратегию, а с внутренней микросредой фирмы через производственную стратегию.
Разработка логистической стратегии согласно схеме (рис.1.5) осуществляется в четыре этапа: оценка, анализ возможностей, установление приоритетов, выполнение.
На этапе оценки позиционируется логистическая стратегия по отношению к миссии и корпоративной стратегии фирмы на рынке. Должна быть тщательно проанализирована общая экономическая и политическая ситуация, определены предполагаемые тенденции их изменения на период 5-15 лет. Более детально оценивается интерфейс логистической стратегии с маркетинговой и производственной.
В частности, по отношению к внешней окружающей логистической среде должны быть оценены экономические тенденции (на общегосударственном и местном уровнях), динамика макроэкономических показателей (уровня инфляции, ВНП, курса валют, процентных ставок, биржевых индикаторов и т.д.), демографические тенденции, технологический и научный уровни в соответствующих отраслях, тенденции развития рынков сбыта, возможные группы конкурентов, законодательство и т.п.
На логистическую стратегию оказывают влияние некоторые показатели внешней среды.
На втором этапе разработки логистической стратегии подбираются и анализируются возможные стратегические решения на уровне корпорации в целом и отдельных структурных подразделений, определяются базовые требования к компонентам логистической стратегии.
Третий этап заключается в установлении приоритетов и выбора одной доминирующей логистической стратегии из набора возможных альтернатив. При этом принципиальное значение имеет ранняя идентификация потребных ресурсов для выполнения стратегии и источников их получения.
Наконец, заключительный этап состоит в разработке непосредственно стратегического логистического плана с определением агрегированных показателей как в целом для ЛС, так и для отдельных уровней менеджмента. На этом этапе утверждается организационная структура ЛС, определяется базовая ЛИС, система оценки выполнения стратегических задач и мониторинга.
Интегрированный процесс логистического планирования показан на схеме (рис. 1.6) [25, с.481].
Рисунок 1.6 - Процесс логистического планирования
Одними из основных целей разрабатываемых зарубежными фирмами логистических стратегий обычно являются:
* уменьшение затрат;
* минимизация инвестиций в ПС;
* улучшение логистического сервиса.
Стратегия уменьшения затрат направлена на сокращение операционных составляющих издержек, связанных в основном с движением МР, НП, ГП (транспортировкой) и запасами продукции. Лучшая стратегия формулируется в результате альтернативного выбора среди возможных вариантов системы «складирование-транспортировка» путем лучшего размещения складов, оптимизации уровней запасов, выбора оптимальных способов транспортировки и маршрутов и т.п. Уровень сервиса обычно ограничивается, пока не найдены оптимальные общие затраты, причем максимизация является приоритетной задачей.
Стратегия минимизации инвестиций связана с поиском наилучших путей организации ЛС, позволяющих получить максимальную отдачу (возврат) на вложенный капитал. Практическими направлениями реализации данной стратегии являются, например, прямая доставка ГП потребителям (минуя складирование), использование складов общего пользования, широкое применение концепции JIT в производстве и дистрибьюции, использование логистических партнеров в ЛС и т.п.
Стратегии улучшения потребительского сервиса основаны на допущении, что улучшение качества продукции и сервиса приводит к повышению прибыли фирмы от расширения рынка сбыта и увеличения объема продаж. Кроме того, подобные стратегии упрочивают положение фирмы на рынке и повышают ее имидж, что конечном счете также сказывается на росте валовой прибыли.
Однако, в этих стратегиях важное место принадлежит проблеме оптимизации качества сервиса, так как предоставление потребителям сверхвысокого уровня сервиса, который они не требуют и не дают, приводит только к дополнительным затратам.
1.3 Доходы, издержки и прибыль в теории и практике логистической системы
В области логистики теоретические и методологические достижения очень важны, а поиск главных принципов оценки эффективности продвижения материалопотока является важной задачей.
Американские экономисты считают, что пока не существует универсальной модели оценки эффективности логистической системы, способной учитывать все переменные, все ситуации и все возможные сценарии.
Тем не менее один критерий, который может увязать всю логистическую систему с учетом всех переменных, ситуаций и сценариев существует, -- это прибыль. Если построить цепочку продвижения материалопотока, то в ней будут участвовать те фирмы, которые будут получать прибыль. Эти фирмы создаются не по волевому решению, их содержание вызвано сложившейся экономической ситуацией.
Например, если потребителям выгодно получать продукцию по прямым поставкам, то никто и никогда не сможет создать складского хозяйства (нет экономических условий). Однако если потребители будут заинтересованы в получении продукции через склад, то возникнут новые экономические условия и создадутся условия создания складского хозяйства. Главным будет то, что подразделения смогут получить прибыль.
Как определяется прибыль? Она остается у фирмы от реализации материалопотока после вычета совокупных затрат, связанных с ним, т.е.
Общая прибыль = Совокупный доход (выручка) -- Совокупные затраты. (1.1)
Анализ начинается с затратной части, к которой относятся постоянные, переменные, общие (валовые) издержки и предельные издержки.
Постоянные издержки (Спост) - затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения уровня материалопотока в краткосрочном периоде. Примером постоянных затрат может быть зарплата служащего, размер которой обговаривается при подписании контракта на определенный период времени.
Переменные издержки (Спер) -- затраты, которые изменяются в зависимости от изменения уровня материалопотока в кратко-срочном периоде. Примером могут служить затраты на сырье, электроэнергию. Они растут по мере увеличения материалопотока.
Общие (валовые) издержки (Соб) -- это сумма постоянных и переменных затрат.
Средние издержки получаются посредством деления постоянных (Спост), переменных (Спер) и общих издержек (Соб) на уровень материалопотока (О) [25, с. 325]:
АСпост=Спост:О; АСпер=Спер:О; АСоб=Соб:О
Предельные затраты (МС) -- это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы материалопотока:
МС=ДСоб/ДО (1.3)
Где ДСоб - изменение общих (валовых) издержек
ДО- изменение объема материалопотока).
Переменные издержки на единицу продукции до определенного периода уменьшаются, а потом возрастают. Такое поведение переменных издержек обусловливается законом убывающей отдачи. Этот закон утверждает, что начиная с определенного момента последовательное присоединение единиц переменного продукта (например, труда) к неизменному фиксированному ресурсу (например, капиталу) дает уменьшающий добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.
Зависимость предельных издержек от средних общих и средних переменных издержек приведена на рис. 1.7.
Рисунок 1.7 - Зависимость предельных издержек от средних общих и средних переменных издержек
Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек (точка А) и кривую общих издержек (точка В). Это не простое совпадение, а результат соотношения, которое можно назвать правилом предельных и средних. Суть этого правила заключается в том, что предельные издержки должны равняться средним издержкам, которые достигли своего минимума. Из этого следует, если предельные издержки меньше средних (общих или переменных), то кривые этих издержек должны идти вниз. Если же предельные издержки выше средних (общих или переменных), то кривая этих издержек должна идти вверх. Это в свою очередь предполагает, что кривая предельных издержек пересекает кривые средних издержек (общих и переменных) в точках ее минимума.
Зная издержки, можно определить оптимальный объем материалопотока, или оптимальный радиус действия регионального склада при перевозке продукции потребителям при минимальных издержках.
Таким образом, выше была рассмотрена затратная часть управления при получении прибыли. Другая его часть - доходная, т.е. выражающая доходы, которые получает фирма для покрытия расходной части.
Проанализируем доходы и показатели, которые к ней относятся: валовой доход (выручка), средний доход и предельный доход.
Валовой доход (выручка) фирмы - общее количество средств, полученных от реализации любого объема материалопотока:
Совокупный доход = Объем материалопотока х Тариф (цена) за единицу транспортной продукции. (1.4)
При расчете среднего валового дохода цель состоит в определении среднего размера дохода от каждой единицы материалопотока:
Совокупный доход = Средний валовой доход / Общий материалопоток (1.5)
Предельный доход - это дополнение к совокупному доходу от продажи еще одной единицы материалопотока.
Зная доходную и затратную части, можно производить оценку эффективности работы логистической системы. В экономической теории существуют два варианта оценки:
1. Принципы сопоставления валового дохода ТR с валовыми издержками (рис. 1.8).
2. Принцип сопоставления предельного дохода МR и предельных издержек МС.
Первый вариант. Сопоставлением валового дохода ТR и валовых издержек ТС можно подсчитать максимальную прибыль:
Эmax=TR-TC (1.6)
Кроме того, используя этот принцип, можно узнать, при каких минимальных убытках логистическая фирма может работать, а при каких необходимо закрываться (рис. 1.8б).
а)
б)
Рисунок 1.8 - Случаи максимизации прибыли и максимизации убытков (а) и закрытия фирмы (б)
Второй вариант (сопоставляются предельный доход и предельные издержки).
Этот принцип применяется потому, что динамика средних валовых издержек, которая характеризует положение на рынке, не всегда определяет точку оптимального объема материалопотока.
Средние валовые издержки АСоб и предельный доход МR показаны на рис. 1.9. Важно выяснить на каком интервале находится зона выполнения прибыльного материалопотока. Может сложиться впечатление, что оптимальным вариантом будет точка М (здесь находятся минимальные средние издержки), однако не следует забывать, что фирму интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли.
Рисунок 1.9 - Варианты материалопотока
К сожалению, линия средних издержек (см. рис. 1.9) не показывает, где достигается этот максимум. Поэтому следует рассмотреть так называемые предельные издержки, связанные с производством дополнительной единицы материалопотока.
Динамика изменения средних, общих, переменных издержек и предельных издержек показана на рис. 1.10.
Предельные издержки не зависят от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции материалопотока или нет.
Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек.
Рисунок 1.10 - Динамика изменения средних общих, переменных и предельных издержек
Это объясняется тем, что если средние валовые издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов, т.е. АСо6> МС. Рост средних валовых издержек означает, что предельные издержки становятся выше средних издержек. Предельные издержки и средние валовые издержки пересекаются в точке М' - это оптимальный вариант производства продукции (см. рис. 1.10.).
Вместе с тем производство дополнительной единицы материалопотока порождает не только дополнительные издержки, но и приносит дополнительный доход. Размер этого дополнительного, или предельного, как было сказано выше, дохода представляет собой разность между выручкой от продажи n и n-1 единиц продукции материалопотока МR=Дп-Дn-1. В условиях чистой конкуренции, как известно, производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене. Это означает, что в условиях чистой конкуренции дополнительный доход от продажи дополнительной единицы материалопотока будет при любом объеме одинаков, т.е. предельный доход будет равен цене: МR = Р.
Зная предельный доход и предельные издержки, можно определить точку равновесия фирмы (рис. 10.11).
Рисунок 1.11- Определение точки равновесия предприятия:
МС - предельные издержки;
MR - предельный доход
Условия равновесия фирмы можно сформулировать так, что предельные издержки равны предельному доходу или цене, т.е.
MC=MR=P (1.7)
Соотношение предельных издержек и предельного дохода - это своего рода сигнальная система, которая информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства, или можно ожидать дальнейшего роста прибыли.
2. Исследование логистической системы ЗАО «Рос&Нефть» и ее влияния на финансовые результаты фирмы
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы
Полное фирменное название: Общество с ограниченной ответственностью «Рос&Нефть»; сокращенное фирменное наименование: ЗАО «Рос&Нефть».
Юридический адрес: РФ, 236039, г. Калининград, ул.Б.Хмельницкого,86.
Единственным Учредителем является Общества является:
- Закрытое акционерное общество «Рос&Нефть» , зарегистрированное 13 мая 1994 года. Св-во № 3152-МНР (ОГРН 1023901642753 от 30.09.2002 г.).
Размер уставного капитала составляет 100 000 (Сто тысяч) рублей.
Доля ЗАО «Рос&Нефть» составляет - 100%.
Виды деятельности:
- розничная торговля моторным топливом, товарами народного потреблени,
- оптовая торговля топливом;
- услуги общепита.
Основные направления в деятельности предприятия.
Общество создано с целью участия в формировании товарного рынка, содействия наиболее полному удовлетворению потребностей населения в товарах, услугах, а также извлечения прибыли.
Розничная торговля осуществляется через сеть автозаправочных станций. Девять АЗС, расположенных как в черте города Калининграда, так и по области (Советск, АПП Гусев-Голдап, Мамоново), предоставляют следующий спектр услуг физическим и юридическим лицам:
- торговля моторным топливом: АИ-98; АИ -95; АИ- 92; АИ - 80; ДТ;
- торговля сопутствующими товарами и товарами народного потребления, осуществляемая через магазины, расположенные на АЗС;
- услуги общепита, осуществляемые через кафе при АЗС.
На рис. 2.1 приведена структура социально-экономической системы компании.
Рисунок 2.1 - Организационно-производственная структура управления ЗАО «Рос&Нефть»
Данный тип организационной структуры относится к наиболее распространенному линейно-функциональному построению организации, традиционно используемым многими предприятиями разных отраслей народного хозяйства. Линейное управление предполагает распределение должностных обязанностей таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач предприятия. В числе преимуществ линейной организации - ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; проекта в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину.
Преимущественно линейные полномочия в ЗАО «Рос&Нефть» позволили сформировать стабильную и прочную организацию.
В числе недостатков линейного построения предприятия - негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту организации, что и будет подтверждено в ходе дальнейшего анализа.
Линейное управление подкрепляется специальными функциональными вспомогательными службами, созданными на ресурсной основе (отдел кадров, бухгалтерия, планово-финансовый отдел, отдел логистики, отдел сертификации продукции). Среди недостатков линейно - функционального построения - разногласия между линейными и функциональными служащими. Линейные служащие часто противодействуют работе функциональных экспертов; возникающие разногласия выражаются в неправильном толковании полученной от экспертов информации, которая передается линейными служащими непосредственным исполнителям. Имеет место недостаточная компетентность отдельных руководителей, келейность при принятии решений, кастовый подбор кадров. Линейные полномочия снижают эффективность управления у руководителей в силу большой перегрузки информацией, огромного потока документации, множественность контактов с подчиненными. При такой структурной организации системы управления в ЗАО «РосНефть» возможности руководства по рационализации логистической системы крайне ограничены. Необходимо усиление уровня функционального управления логистической деятельности компании с выделением в ее структуре соответствующего подразделения.
По объему реализации топлива ЗАО «Рос&Нефть» занимает 3-ю позицию после ООО «Сургутнефегаз-Калининград» и ЗАО «ЛукОйл-Калининградморнефть», которые являются основными конкурентами компании. Доля на рынке нефтепродуктов составляет 15-17%.
Торговля нефтепродуктами осуществляется как за наличный расчет, так и с использованием собственных топливных карт, что позволяет обслуживать не только физических, но и юридических лиц.
В дальнейшем (2006 г.) предполагается обслуживать клиентов, владельцев международных пластиковых карт.
Среди крупнейших клиентов, владельцев топливной карты «Рос&Нефть» можно выделить следующих:
1) ГУ ЦБРФ
2) ОСБ №8626
3) МДМ
4) Бауцентр
5) Страховая компания «Айни»
6) Администрация морского порта
7) Управление ГосНаркоКонтроля
8) Управление инкассации
9) СпецАвтоТранс
10) Спутник Райзен
11) Балттранс
Таблица 2.1 - Карты, эмитированные компаниями, представленными на рынке г. Калининграда и области за 2005г.
Название компании
Количество эмитированных карт
ОАО "Лукойл-Интер-Кард" (вместе с "Хелп-Кириши")
10 000
ОАО "СургутНефтеГаз"
7300
ЗАО "Рос&Нефть"
6657
ООО ТФ "Идель"
2300
"БалтНефть"
6
На рис. 2.2 представлена доля компаний на региональном рынке нефтепродуктов.
Рисунок 2.2 - Рынок розничной торговли нефтепродуктами предприятиями Калининградской области
Таким образом, лидером в данном сегменте рынка является ОАО "Лукойл-Интер-Кард", второе место - ОАО "СургутНефтеГаз", третье - ЗАО «Рос&Нефть , четвертое - ООО ТФ "Идель", пятое-"БалтНефть".
Оптовая торговля составляет 10 % от общей реализации нефтепродуктов.
Основные поставщики нефтепродуктов на региональный рынок:
- ЗАО «Рос&Нефть» - удельный вес -70%;
- ООО «ТД Юкос» филиал - удельный вес- 20%
- ЗАО «ТД Калининград» удельный вес.-8 %.
Основные потребители нефтепродуктов:
- ЗАО «Авианефть»- удельный вес-70%;
- ООО «Питерснаб» - удельный вес.- 12%.
Основными направлениями развития деятельности предприятия являются расширение сети АЗС до 10-12, расширение спектра дополнительных видов услуг на уже существующих АЗС.
Анализ технико-экономических и финансовых показателей деятельности предприятия.
Компания «Рос&Нефть» вышла на проектную мощность только в 2005 г., поэтому данные о деятельности предприятия анализируются по итогам деятельности за 2005 г. с поквартальной разбивкой технико-экономических и финансовых показателей.
Таблица 2.2 - Основные технико-экономические показатели ЗАО «Рос&Нефть» в 2005 г.
Показатели
1кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
4 кв. к 1 кв.
Абсолютное отклонение,(+,-)
Темп роста, %
1
2
3
4
5
6
7
1. Выручка, тыс.руб.
249 477
356 168
362 969
381643
132166
153,0
2.Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
228018
329097
334952
350171
122153
153,6
3. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
21 459
27 071
28 017
31472
10013
146,7
4. Балансовая прибыль, тыс. руб.
-349
2
1449
2399
2748
-
5. Среднегодовая стоимость имущества, тыс.руб.
аренда
аренда
аренда
аренда
х
х
6. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
7509,0
13790,5
13365,5
14989,0
7480,0
199,6
7. Среднесписочная численность персонала, чел.
215
224
220
225
10
104,7
1
2
3
4
5
6
7
8. Фонд заработной платы. т. р.
7 339
7 272
7 379
7598
259
103,5
9. Производительность труда. тыс.
руб./чел.
1 160
1 590
1 650
1696
536
146,2
10.Среднемесячная заработная плата 1-го работника, тыс. руб. /чел.
11,4
10,8
11,2
11,3
-0,1
99,1
11.Рентабельность продаж %
8,6
7,6
7,7
8,2
-0,4
95,3
12.Рентабельность реализованной продукции, %
9,4
8,2
8,4
9,0
-0,4
95,7

За истекший год доходы предприятия возросли на 132 166 тыс. руб. с 249477 до 381643 тыс. руб. или на 153,0%. Прибыль реализованной продукции увеличилась на 10013 тыс. руб. с 21459 до 31472 тыс. руб. или на 146,7%.

Однако себестоимость реализованной продукции росла более высокими темпами (153,6%), чем выручка и прибыль от реализации, что следует признать отрицательной тенденцией.

Убыточность по показателю балансовой прибыли по итогам работы предприятия в первом квартале (-349 тыс. руб.) в течение года была ликвидирована и по результатам работы в четвертом квартале была получена прибыль в сумме 2399 тыс. руб.

В течение года наблюдается постепенный рост производительности труда промышленно-производственного персонала - с 1160 в первом квартале до 1696 тыс. руб./чел. в четвертом.

Численность персонала фирмы на протяжении года существенно не изменялась, так же как и среднемесячная заработная плата одного среднесписочного работника.

Показатели рентабельности продаж и рентабельности реализованной продукции по итогам четвертого квартала оказалась ниже по сравнению с первым кварталом, но выше, чем во втором и третьем кварталах.

В нижеприведенной табл. 2.3 содержаться аналитические данные, полученные из бухгалтерского баланса.

Таблица 2.3 - Аналитический баланс-нетто ЗАО «Рос&Нефть», тыс. руб.

Показатели
На 31.03.05.
На 30.06.05
На 30.09.05
На 31.12.05
Отклонение 31.12 от 31.03.05
Сумма
Уд.
вес,%
Сумма
Уд.
вес,%
Сумма
Уд.
вес,%
Сумма
Уд.
вес,%
По сумме
Темп роста, %
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
АКТИВ

Внеоборотные активы
7 509
8
12 401
10
14 330
11
15648
11
8139
208,4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Оборотные активы
87 178
92
110 827
90
119 944
89
127241
89
40063
146,0
в том числе:
Запасы
30 178
35
25 347
23
45 490
38
55920
39
25742
185,3
НДС по приобретенным ценностям
6 911
8
11 615
10
19 542
16
21419
15
14508
в 3,1 р.
Краткосрочная дебиторская задолженность
6 463
7
24 893
23
17 621
15
16010
11
9547
в 2,5 р.
Краткосрочные финансовые вложения
41 580
48
46 532
42
34 807
29
30843
22
-10737
74,2
Денежные средства
2 046
2
2 440
2
2 484
2
3049
2
1003
149,0
Прочие оборотные активы
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
БАЛАНС
94 687
100
123 229
100
134 273
100
142889
100
48202
150,9
ПАССИВ

Собственные средства
-1 992
-2
-1 990
-2
-541
-0,4
1858
1
3850
х
Долгосрочные пассивы
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Краткосрочные пассивы
96 679
102
125 219
102
134 814
100,4
141031
99
44352
145,9
в том числе
Краткосрочные займы
31 638
33
46 236
37
5 675
4
12711
9
-18927
40,2
Кредиторская задолженность.
65 041
67
78 983
63
129 139
96
128320
90
63279
197,3
Расчеты по дивидендам
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Прочие краткосрочные пассивы
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
БАЛАНС
94 687
100
123 229
100
134 814
100
142889
100
48202
150,9
По данным таблиц 2.2 и 2.3 можно проследить увеличение валюты баланса, что свидетельствует о наращивании производственного потенциала фирмы.
Основные средства увеличились на 3 %, в связи с вводом в эксплуатацию дополнительного оборудования, для повышения эффективности отпуска топлива на АЗС.
Оборотные активы ЗАО «Рос&Нефть» снизились на 3 % . Данная динамика обусловлена в основном снижением в третьем квартале краткосрочной дебиторской задолженности на 4%, а так же снижением краткосрочных финансовых вложений на 26%.
Сумма пассивов возросла на 145,9%. Отсутствие долгосрочных пассивов на фоне роста краткосрочных пассивов снижает финансовую устойчивость предприятия. В структуре пассивов произошли существенные изменения: значительно понизилась доля краткосрочных займов с 33 до 9% за счет снижения в третьем квартале суммы краткосрочных займов, а удельный вес кредиторской задолженности увеличился с 67 до 90%, которая и возросла почти в два раза.
Таблица 2.4 - Структура доходов и расходов ЗАО «Рос&нефть», тыс. руб.
Статьи доходов и расходов
1 кв-л 2005г.
2 кв-л 005г.
3 кв-л 2005г.
4 кв-л 2005г.
1
2
3
4
5
Выручка без НДС



Выручка от реализации нефтепродуктов
237 940
342 903
346 905
362188
Выручка магазины
7 507
8 182
10 002
12415
Выручка кафе
3 904
4 947
5 831
6689
Выручка за услуги
126
136
231
351
Итого выручка
249 477
356 168
362 969
381643
Внерелизационные доходы



% по займам
1 159
1 178
1 067
966
1
2
3
4
5
Излишки
108
53
32
166
Курсовые разницы
211
503
0
0
Прочее
16
16
78
170
Итого внерелизационных. доходов
1 494
1 7501
1 177
1298
Итого доходов
250 971
357 918
364 146
384239
Себестоимость



Себестоимость складская н/п
219 717
319 524
323 303
336546
Себестоимость- магазины
5 664
6 192
7 615
8513
Себестоимость- кафе
2 637
3 381
4 034
5112
Итого
228 018
329 097
334 952
350171
Коммерческие расходы
Амортизация основных средств
261
301
346
378
Расходы на аренду основных средств
6 457
11 321
11 197
11212
Расходы на транспортировку
1 780
1 165
1 090
1304
Списание на затраты ОС ст.до 10 000 руб..
143
127
332
345
Расходы на техническое. обслуживание
306
437
379
333
Расходы на содержание автотранспорта
272
468
319
486
Расходы на комиссионное вознаграждение
153
42
0
37
Расходы на коммунальные услуги
58
313
101
466
Расходы на услуги связи
40
36
71
59
Расходы на услуги бензовозов
132
50
2
223
Расходы на охрану
96
92
93
98
Проведение анализов
147
145
149
150
Расходы на обновление ПО
35
39
44
44
Естественная убыль
51
164
224
289
Прочие расходы
120
178
158
181
Расходы по экологической .безопасности.
0
40
2
25
Расходы на рекламу
31
53
42
62
Расходы на магазины (кафе)
84
106
127
144
Итого
10 656
16 127
14 676
15 836
Управленческие расходы
Расходы на оплату труда
7 339
7 272
7 379
7598
ЕСН
1 697
1 688
1 717
1768
Командировочные расходы
91
101
92
342
1
2
3
4
5
Представительские
4
10
8
19
Расходы на услуги нотариуса
2
4
1
4
Расходы на канцтовары
131
134
202
386
Расходы на хозтовары
191
220
209
473
Аудиторские услуги
113
113
266
304
Расходы на страхование
65
192
188
206
Расходы на подготовку кадров
21
11
5
34
Расходы на подписку
5
6
5
13
Расходы на медобслуживание.
25
10
78
346
Итого
9 684
9 760
10 140
11 493
Внерелизационные расходы

% по кредитам, займам
1 836
1 562
1 164
1311
1
2
3
4
5
Материальная помощь
231
120
166
185
Услуги банков
507
626
661
669
Курсовые разницы
170
31
94
105
Штрафы, пени
0
95
10
4
Спонсорская помощь
0
10
10
10
Налоги в т.ч.

налог на имущество
38
39
44
58
Недостачи
66
63
280
317
Прочие
114
3 88
324
Итого
2 962
2 578
2 517
2983
Итого расходов
251 320
357 562
362 287
380483
Прибыль/Убыток
-349
355
1 861
3157
По данным таблицы 2. 4, и сравнении между собой статей затрат, обращают внимание следующие моменты: в структуре материальных затрат имеются значительные различия, так удельный вес расходов «Покупные товары» ЗАО «Рос&Нефть»составляют около 90%, это говорит о том, что предприятие является торговым. Поэтому основное внимание необходимо уделять работе с поставщиками, находя более «выгодных» партнеров. Вторую и третью позиции занимают расходы по оплате труда и расходы по арендной плате. Таким образом, группировка затрат по экономическим элементам позволяет определить наиболее значимые статьи расходов.
На рис. 2.3 дано графическое изображение динамики основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.
Анализ численности и производительности труда работников ЗАО «Рос&Нефть»
Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда. Эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда. Производительность труда в торговле измеряется суммой товарооборота, приходящегося на одного работника. Для характеристики производительности труда исчисляются два показателя - средний оборот на одного торгового работника и средний оборот на одного продавца. Анализ динамики показателей по труду в ЗАО «Рос&Нефть» выполним по данным таблицы 2.5.
Рисунок 2.3 - Динамика выручки и себестоимости реализованной продукции, валовой и чистой прибыли за 2005 г.
Таблица 2.5 - Динамика показателей по труду ЗАО «Рос&Нефть»
Показатели
Фактические данные
4 кв. к 1 кв.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
Абсолютное отклонение, (+,-)
Темп роста, %
1.Розничный товарооборот, млн.р.
102,3
117,4
127,7
140,5
38,2
137,3
2.Среднесписочная численность всех работников, чел.
215
224
220
225
10
104,7
2.1. в т.ч. продавцы
90
90
90
90
-
100,0
3.Уд. вес продавцов в общей численности торговых работников, %
41,9
40,2
40,1
40,0
-1,9
95,5
4.Среднеквартальный оборот на 1-го работника, тыс. руб.
476
524
580
639
163
134,2
5. Среднеквартальный оборот на одного продавца, тыс.руб.
1137
1304
1419
1561
424
137,3
В течение года численность промышленно-производственного персонала увеличилась незначительно - на 10 единиц (104,7%), а численность продавцов оставалась стабильной - 90 единиц. С ростом объемов розничного товарооборота постепенно увеличивалась численность технического персонала, что и привело к увеличению общей численности работников.
Поскольку темпы роста розничного товарооборота превышали темпы роста численности персонала, то это и привело к росту показателей производительности труда. Так, торговый оборот, приходящийся на одного среднесписочного работника фирмы в течение года увеличился на 163 тыс. руб. или на 34,2%, а на одного продавца - соответственно на 424 тыс. руб. или на 37,3%.
Данные свидетельствуют о повышении эффективности использования персонала фирмы.
Анализ использования основных фондов
Рост объема товарооборота и улучшение обслуживания населения зависит от степени оснащенности торговых организаций основными фондами и эффективности их использования. Структура основных фондов торгового предприятия существенно отличается от структуры основных фондов в промышленности. Это обусловлено особенностями технологического процесса в торговле, необходимостью применения живого труда обслуживающего персонала, низким уровнем механизации и автоматизации торгового процесса. Для более полного анализа имущественного положения необходимо рассчитать специальные показатели (табл. 2.6).
Таблица 2.6 - Сводная таблица аналитических показателей группы имущественного положения, млн.руб.
Показатель
Значение
Норма
На 01.04.05
На 01.07.05
На 01.10.05
На 01.01.06
1.1 Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении организации (активы)
94,7
125,2
134,8
142,9
Рост
1.2 Доля основных средств в активах (%)
7,5/94,7*100
=7,9
12,4/125,2*
100=9,9
14,3/134,8*
100= 10,6
15,6/142,9*
100=10,9
Рост
1.3.Коэффициент износа основных средств
0,3/7,5*100= 4,0
0,3/12,4*100=2,4
0,3/14,3*100=2,1
0,3/15,6*100=1,9
Снижение
1.6 Коэффициент обновления, %
(15,6-7,5)/7,5*100-100 =8
Рост
В результате анализа показателей имущественного положения выявлены следующие основные тенденции: сумма основных средств, находящихся в распоряжении предприятия увеличилась на 8,1 млн. руб. (15,6-7,5), также, как и их доля в активах предприятия на 3,0 % (10,9-7,9), что можно квалифицировать как положительное явление; износ основных средств снизился на 52,5 % (1,9:4,0*100-100) за счет установки нового дополнительного оборудования; коэффициент обновления составил 8 %.
Анализ издержек обращения по ЗАО « Рос&Нефть»
Затраты по доведению товаров от производства до потребителя, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы. Издержки обращения торговых предприятий измеряются в сумме и по их уровню. Уровень издержек обращения представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Он является одним из важнейших качественных показателей оценки хозяйственной деятельности торговых предприятий и показывает сколько, процентов занимают издержки обращения в розничной (продажной) стоимости товаров. Задачи анализа издержек обращения - не только изучить выполнение плана и дать объективную оценку соблюдению их сметы, но и выявить резервы сокращения расходов и разработать меры по их использованию путем устранения непроизводительных затрат, бесхозяйственности, расточительства и обеспечения наиболее экономного, целесообразного и эффективного использования средств и труда. В процессе анализа необходимо изучить динамику издержек обращения, выявить и измерить влияние основных факторов на их размер. Анализ издержек обращения проводят по данным бухгалтерской и статистической отчетности, текущего их учета, первичных и сводных документов. Фактическая сумма издержек обращения показывается в квартальных и годовом «Отчете по прибылям и убыткам» (форма №2), «Отчете о финансовых результатах» (форма № 5-Ф). Для изучения причин выявленных отклонений от плана и в динамике по издержкам используются данные первичных документов, материалы проверок, обследований, личных наблюдений. Так, только побывав на местах, можно выявить случаи утечки воды, нерационального расходования электроэнергии, материалов, топлива, использования транспорта и т.п. В соответствии с действующими нормативными положениями многие торговые расходы не отражаются на издержках обращения. К ним относятся товарные потери сверх установленных норм, повышенные проценты, уплаченные за несвоевременный возврат кредитов банка и др., они относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или списываются за счет других источников. В связи с этим возникает необходимость определения, анализа, оценки всех расходов торгового предприятия как относимых, так и не относимых на издержки обращения. Общую сумму торговых расходов называют экономическими издержками обращения. Вычитанием из валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, экономических издержек обращения определяют экономическую (реальную) прибыль от реализации товаров.
Ценообразование на рынке нефтепродуктовой розницы по всем законам маркетинга можно определить как комбинирование двух стратегий: «ориентацией на издержки» и «вслед за конкурентами». Анализ затрат предшествует анализу прибыли и продаж. Как следует из классической экономической литературы, затраты на производство и реализацию продукции делятся на постоянные и переменные.
В структуре затрат ЗАО «Рос&Нефть» переменные затраты составляют более 90%. К сожалению, степень воздействия на их уровень минимальна: выбор поставщика и контроль оптовых цен ограничен, железнодорожный тариф величина постоянная, скорректировать стоимость услуг нефтебазы и автоперевозки также сложно. Постоянные затраты, напротив, подлежат оптимизации в первую очередь. Анализ структуры затрат представлен в таблице 2.7.
Одной из основных статей постоянных издержек ЗАО «Рос&Нефть” составляют расходы на оплату труда. Исходя из данных таблиц 2.5 и 2.7, можно увидеть, что темпы роста товарооборота опережают темпы увеличения численности и суммы расходов на оплату труда.
Таблица 2.7 - Анализ структуры затрат ЗАО «Рос&Нефть» млн.руб.
Затраты
1 кв-л
2 кв-л
3 кв-л
4 кв-л
Сумма
Уд.вес
Сумма
Уд.вес
Сумма
Уд.вес
Сумма
Уд.вес
1.Переменные затраты всего:
230,287
91,63
331,312
92,66
337,501
93,16
353,552
93,1
в т.ч.
- себестоимость покупных товаров
228,018
90,72
329,097
92,04
334,953
92,45
350,171
92,2
- транспортные расходы
1, 780
0,71
1, 165
0,32
1, 089
0,30
1,354
0,36
- на хранение
0,489
0,2
1, 050
0,3
1 ,459
0,41
2,027
0,53
2.Постоянные затраты всего:
21,033
8,37
26,250
7,34
24,785
6,84
26,226
6,91
в т.ч.
- затраты на оплату труда
7, 339
2,94
7, 272
2,03
7, 379
2,04
7,598
2,00
- на социальные нужды
1, 697
0,67
1, 688
0,47
1, 717
0,47
1,768
0,47
- аренда имущества
6,457
2,57
11, 320
3,16
9,738
2,69
10,784
2,84
- амортизация
0,261
0,10
0,300
0,08
0,345
0,09
0,368
0,10
- техническое обслуживание
0,506
0,20
0,877
0,24
0,812
0,22
0,823
0,22
- услуги банков
0,507
0,20
0,626
0,17
0,661
0,18
0,723
0,19
- % по кредитам
1,835
0,73
1,561
0,43
1,164
0,32
0,966
0,25
- потери н/п
0,117
0,04
0,227
0,06
0,503
0,14
0,551
0,15
- прочее
2,314
0,92
2,379
0,66
2,466
0,68
2,645
0,70
Всего затрат

251,320
100
357,562
100
362,286
100
379,778
100

Соответственно предприятие получило относительную экономию по издержкам на заработную плату.
Существенную позицию занимают расходы на аренду АЗС. По условиям договора аренды расходы по техническому обслуживанию несет арендатор. Поскольку арендованные комплексы приняты с начальным износом 60%, увеличение таких расходов связано в первую очередь с заменой и выходом из строя технологических узлов, деталей, запчастей.
Потери топлива на разных стадиях его транспортировки всегда были его больным вопросом. Потери топлива связаны как с физическими законами - испарение, так и с несовершенной системой контроля уровня, температуры, плотности.
Анализ розничного товарооборота ЗАО «Рос&Нефть».
Как уже отмечалось, ЗАО «Рос&Нефть» является предприятием розничной торговли в сфере реализации нефтепродуктов населению. На сегодняшний день, с ростом благосостояния и платежеспособности населения, растет и конкуренция в данной области. Поэтому, в условиях неопределенности и непредсказуемости развития рыночной экономики необходимо проводить комплексный и глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия для того, чтобы принять обоснованные оптимальные управленческие решения, которые в свою очередь являются необходимой предпосылкой успешного функционирования данного бизнеса.
Для обеспечения высокого жизненного уровня населения необходимо всемерное развитие торговли. Руководствуясь данной миссией ЗАО «Рос&Нефть» расширяет сеть своих автозаправочных комплексов, с различным спектром услуг, что приводит к увеличению товарооборота, и в тоже время повышению культуры обслуживания. Успех дальнейшего развития товарооборота зависит от правильной организации контроля над динамикой и выполнением планов. Основной задачей анализа деятельности предприятия ЗАО «Рос&Нефть» является контроль над динамикой выполнения плана товарооборота, изучение факторов, оказавших влияние на его объем и структуру, вскрытие резервов дальнейшего развертывания товарооборота и улучшению обслуживания населения.
Анализ реализации нефтепродуктов производиться в тесной увязке с анализом товарного обеспечения, товарных запасов и оборачиваемости товаров. Каждый из этих факторов оказывает определенное влияние на объем товарооборота и его структуру. Основные данные, используемые, при анализе выполнения плана товарооборота, содержатся в бизнес-плане, бухгалтерской, статистической отчетности.
Розничный товарооборот представляет собой суму продаж товаров покупателям для личного потребления. В его состав включается продажа товаров населению за наличный расчет (а так же с использованием пластиковых карт) и в кредит, а так же продажа товаров в порядке мелкого опта коллективным потребителям-предприятиям, учреждениям и организациям.
Анализ розничного товарооборота в торговой организации начинается с изучения общего объема оборота. В качестве примера приводятся данные о динамике плана розничного товарооборота по ЗАО «Рос&нефть» (табл. 2.8).
Таблица 2.8 - Динаминака и выполнение плана розничного товарооборота по кварталам за 2005 г. ЗАО «Рос&Нефть», (млн.р.)
Показатели
План
Факт
В % к плану
В % к предыдущему к кварталу
Объем розничного т/о за год
575
626
108,9
1-ый квартал
130
130
100,5
2-ой квартал
140
150
107,2
115,4
3-ий квартал
145
164
113,2
109,3
4-ый квартал
160
182
113,8
111,0
Как видно из вышеприведенных данных, план розничного товарооборота в целом перевыполнен на 8,9%.
Равномерность развития товарооборота торгового предприятия можно более углубленно проанализировать используя данные, приведенные в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Информация о доле каждого квартала в годовом розничном товарообороте ЗАО «Рос&Нефть»
Показатели
План
Факт
Отклонение
От плана
от прошлого квартала
1-ый кв.2005г.
22,6
20,8
-1,8
2-ой кв.2005 г.
24,4
24,0
-0,4
+3,2
3-ий кв.2005 г.
25,2
26,2
+1,0
+2,2
4-ый кв. 2005 г.
27,8
29,0
+2,6
+2,8
Всего за год
100,0
100,0
-
-
Таблица 2.10 - Информация о динамике ассортимента и структуры розничного товарооборота ЗАО « Рос&Нефть»
Виды топлива
Фактически реализовано
Отклонение 4 кв. от 1 кв.

1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.

тонн
млн.руб.
тонн
млн.руб.
тонн
млн.руб.
тонн
млн.руб.
тонн
млн.руб.
Бензин А-80
26
0,4
32
0,5
28
0,5
34
0,6
8
0,2
Бензин АИ-92
2 274
36,4
2 960
49,3
2 976
52,8
3035
57,4
761
21,0
Бензин АИ-95
2 279
37,8
2 432
43,1
2 551
47,3
2569
50,2
290
12,4
БензинАИ-98
170
3,1
172
3,4
169
3,5
185
3,9
15
0,8
Диз. топливо
3 217
41,3
2 930
40,7
2 930
43,9
3018
48,8
-199
7,5
Всего
7 966
119,0
8 526
137,0
8 654
148,0
8841
160,9
875
41,9
в том числе:
а) по пластиковым картам:
Бензин А-80
19
0,3
24
0,4
22
0,4
25
0,4
-
0,1
Бензин АИ-92
499
7,7
599
9,7
638
11,3
664
12,5
165
4,8
Бензин АИ-95
690
11,0
716
12,0
758
13,7
781
15,3
91
4,3
БензинАИ-98
35
0,6
34
0,6
33
0,6
40
0,9
5
0,3
Диз. Топливо
1 441
18,4
1 404
19,3
1 435
21,0
1472
23,8
31
5,4
Итого
2 684
38,0
2 777
42,0
2 886
47,0
2982
52,9
298
14,9
б) физ. лицам:
Бензин А-80
7
0,1
8
0,1
7
0,1
8
0,1
1
-
Бензин АИ-92
1 774
28,7
2 361
39,6
2 338
41,8
2368
44,7
594
16,0
Бензин АИ-95
1 588
26,4
1 716
30,7
1 793
33,7
1806
35,3
218
8,9
БензинАИ-98
135
2,5
138
2,7
135
2,8
148
3,2
13
0,7
Диз. топливо
1 777
23,3
1 527
21,4
1 495
22,6
1529
24,7
-248
1,4
Итого
5 281
81,0
5 750
95,0
5 768
101,0
5859
108,0
579
27,0

На основании данных таблицы можно сделать вывод: за период с 01.01.05 по 31.12.05 общая реализация как в натуральном, так денежном выражении выросла соответственно на 875 тонн (111,0%) и 41,9 млн. руб. (135,2%). Более высокие темпы роста стоимости реализованного топлива по сравнению с темпами роста количества проданного топлива свидетельствуют о влиянии фактора цен.
Если рассматривать в разрезе номенклатуры, можно проследить существенное снижение объема реализации как во втором, так и в третьем квартале дизельного топлива - на 9 %. Однако, как видно из таблицы 2.11, самое большое увеличение розничной цены пришлось на дизельное топливо - прирост составил 25,6%.
Таблица 2.11 - Динамика роста отпускных цен ЗАО «Рос&Нефть»
Виды топлива
Фактические средние цены, руб./кг
Изменение 4 кв. от 1 кв., (+,-)
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1
2
3
4
5
6
7
Бензин А-80
14,18
15,07
16,21
17,42
3,24
123,1
Бензин АИ-92
16,00
16,67
17,75
18,90
2,90
118,1
1
2
3
4
5
6
7
Бензин АИ-95
16,59
17,72
18,61
19,54
2,95
117,8
БензинАИ-98
18,35
19,65
20,50
21,32
2,97
108,5
Диз. топливо
12,87
13,87
15,00
16,17
3,30
125,6
При анализе торговой деятельности ЗАО «Рос&Нефть» необходимо проверить соблюдение отдельными подразделениями (АЗС) ассортиментного минимума, правил торговли. Важно изучить качество и культуру обслуживания покупателей. При оценке выполнения плана и динамики розничного товарооборота отдельными АЗС, можно выделить АЗС, которые являются лидерами по продажам того или иного вида топлива.
Удельный вес в общем объеме реализации АИ-92 и АИ-95 у АЗС №2,3,6,9 составляет от 12% до 19%; удельный вес о общем объеме реализации составляет от 13%до 23% АИ-98 у АЗС № 2,3,8; дизельное топливо у АЗС №1,5,8,9, - от 11% до 28%.
Проанализировав внешние факторы, можно отметить, что неравномерность розничного товарооборота в первую очередь связана с месторасположением АЗС. Так, если на и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.