На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретический анализ, сущность и значение организации труда на предприятии. Экономическая эффективность проекта и исследование организационно-хозяйственной деятельности агентства недвижимости. Анализ затрат рабочего времени и организация оплаты труда.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 22.12.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ организации труда на предприятии
1.1 Сущность и значение организации труда на предприятии, ее место в системе организации деятельности
1.2 Элементы организации труда
1.3 Пути совершенствования организации труда
1.4 Особенности организации труда риэлтора
Глава 2. Организационно-кадровый аудит
2.1 Анализ организационно - хозяйственной деятельности ООО АН «...»
2.2 Анализ окружающей среды ООО АН «...»
2.3 Оценка персонала ООО АН «...»
2.3.1 Организация оплаты труда
2.3.2 Анализ затрат рабочего времени
2.4 Организация труда в ООО АН «...»
Глава 3. Проект совершенствования организации труда в ООО АН «...»
3.1 Стоимость проекта совершенствования организации труда ООО АН «...»
3.2 Экономическая эффективность проекта
Заключение
Введение
Успешная деятельность любой организации немыслима без четкой организации труда, позволяющей точнее оценить организационно-технический потенциал организации, определить резервы более эффективного использования ее персонала, условия улучшения организации труда.
В настоящее время не только в Челябинской области, но и в большинстве регионах страны ведется активное строительство жилья, так же актуально и вторичная недвижимость, земля. В связи с этим в последние годы увеличилось количество организаций (агентств, компаний) по оказанию услуг связанных с перемещением недвижимого имущества. Появилась должность риэлтер. Развитию рынка недвижимости способствует и экономическое развитие страны, введение ипотечных кредитов и увеличение доходов населения. Устойчивый, постоянно растущий спрос на услуги риэлтера позволяют агентствам получать высокие прибыли.
Риэлтерские услуги в настоящее время очень популярны и причины обращения потребителя в те или иные агентства зависят от множества факторов: удаленность от места проживания, цены на услуги (хотя они примерно одинаковые), имидж, популярность.
В соответствии с этим, на рынке риэлтерских услуг возникает острая конкуренция, настоящая борьба за клиента (потребителя).
Конкурентным преимуществом в борьбе за рынок может стать не только новые технологии работы, высококвалифицированный обученный персонал, но так же и правильно поставленная организация труда.
Организация труда персонала в первую очередь влияет на такой фактор как имидж, так как она непосредственно проходит «красной нитью» по всей деятельности компании. Этим обусловлена актуальность дипломного проекта.
Объектом исследования проекта является система управления персоналом в Агентстве недвижимости «...» (далее ООО АН «...»), а предметом исследования - организация труда и ее основные элементы организации труда (разделение труда и кооперация, организация рабочих мест и организация их обслуживания и другие).
Целью дипломного проекта является разработка проекта совершенствования организации труда в ООО АН «...». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1 ) рассмотреть теоретические аспекты системы организации труда в целом и отдельные ее подсистемы;
2 ) рассмотреть и проанализировать особенности организации труда агентств недвижимости;
3 ) проанализировать организационно - хозяйственную деятельность ООО АН «...»;
4 ) провести кадровый аудит в ООО АН «...»;
5 ) рассмотреть существующую организацию труда в ООО АН «...»;
6 ) проанализировать полученные результаты и сделать выводы, разработать проект по улучшению организации труда;
7 ) оценить и обосновать эффективность предложенного проекта.
Вопросом организации труда занимались и занимаются по настоящее время отечественные специалисты по нормированию труда, такие как Бычин В.Б., Малинин С.В., Рофе А.И., Дворецкая Г.В., Шлендер П.Э. по управлению персоналом Егоршин А.П. и другие Данным вопросом занимаются и за рубежом, например, японский специалист по разработке системы 5S для рационализации рабочих мест Хироюки Х.
Сбор информации в основном будет осуществляться полевым методом (составление различных карт по организации труда, рабочего места, проведение опроса среди сотрудников и другие).
Глава 1. Теоретический анализ организации труда на предприятии
1.1 Сущность и значение организации труда на предприятии, ее место в системе организации деятельности
По мнению Губенко М.И. любой труд - производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях. [12]
При использовании термина «организация» применительно к трудовой деятельности считают Бычин В.Б., Малинин С.В., необходимо иметь в виду его двоякое явление: во - первых, «организация» означает явление - устройство, систему элементов, структуру чего-либо; во - вторых, действие - процесс создания какой-либо системы, объединения, устройства, структуры и так далее [7].
Организация труда в общем смысле - система мероприятий, направленных на повышение эффективности использования трудовых процессов путем их упорядочивания.
Если рассмотреть определение организации труда более подробно, то по мнению Рофе А.И. получается, что это, с одной стороны, система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и друг другом, образующая определенный порядок трудового процесса, который складывается из разделения труда и его кооперации между работниками, организации рабочих мест и организации их обслуживания, рациональных приемов и методов труда, обоснованных норм труда, его оплаты и материального стимулирования, планирования и учета труда, обеспечивающийся подбором, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров, созданием безопасных и здоровых условий труда, а также воспитанием дисциплины труда. Организация труда, с другой стороны, действия по установлению, упорядочению или изменению порядка осуществления трудового процесса и связанных с ним производственных взаимодействий работников со средствами производства и друг с другом [24].
Организация труда - это и одна из управленческих функций, часть управления предприятием по созданию, поддержанию, упорядочиванию и развитию системы организации труда.
Анализируя определения организации труда, можно отметить, что организация труда - это, прежде всего, отношения между работниками, между работниками и предметами труда, между работниками и работодателем, а также постоянный процесс совершенствования этих отношений, который является управленческой функцией.
Целью организации труда в первую очередь является создание организационных условий, необходимых для достижения высокой социально - экономической результативности трудовой деятельности.
Для достижения цели организации труда выполнять следующие задачи, которые выделяет Владимировой Л.П.:
§ обеспечение экономии рабочего времени, затрат труда;
§ способствование рациональному использованию рабочей силы;
§ качественное использование вещественных элементов производства, повышение качественных показателей труда;
§ обеспечение благоприятными условиями труда;
§ снижение тяжести и напряженности труда;
§ сохранение здоровья и поддержание высокого уровня работоспособности человека;
§ увеличение периода его трудоспособности [8].
Пашуто В.П. приписывает организации труда свои функции, такие как:
1) ресурсосберегающая функция, в том числе трудосберегающая, направлена на экономию рабочего времени, эффективное использование сырья, материалов, энергии, то есть ресурсов.
2) оптимизирующая функция проявляется в обеспечении полного соответствия уровня организации труда прогрессивному уровню технического вооружения производства, достижении научной обоснованности норм труда и интенсивности труда, в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его конечным результатам.
3) функция формирования эффективного работника. Это осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения квалификации.
4) трудощадящая функция проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режима гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физиологически нормальной величины.
5) функция возвышения труда. Труд возвышает создание на производстве условий для гармоничного развития человека, повышения содержательности и привлекательности труда, искоренение рутинных и примитивных трудовых процессов, обеспечение разнообразия.
6) воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда, развития трудовой активности и творческой инициативы. Высокий уровень организации труда способствует формированию этих качеств работника, а чем выше качества исполнителей, тем выше и уровень организации труда [22].
Таким образом, организация труда увеличивает не только дисциплину трудового процесса, рационализацию рабочего места и инструментов на нем, но так же благотворно влияет и на состояние самого работника.
Организация труда - составная часть организационной системы - взаимодействует с другими системами и подсистемами.
Рассмотрим, по каким параметрам организация труда взаимодействует с другими системами (таблица 1.1). [19] Организация трудовой деятельности взаимодействует со всеми подсистемами работы организации.
Таблица 1.1 - Уровни взаимодействия системы организации труда с другими системами предприятия.
Параметр
Взаимодействие
Уровни производственной структуры
Отдельный работник (рабочее место); Бригада, цех (участок); Производство; Предприятие;
Предметы, объекты управления
Средства труда (здания, сооружения, оборудования, станки, транспортные средства, инструмент и так далее); Предметы труда (заготовки, полуфабрикаты, комплектующие изделия и так далее); Ресурсы (трудовые, финансовые, энергетические и другие);
Функциональные системы
Техническая; Технологическая; Организационная; Экономическая; Социальная.
Она проходит как через все структуры, так и через все процессы. Системой организации труда необходимо управлять и постоянно развивать, усиливая ее значение на работоспособность сотрудников и на деятельность предприятия в целом.
1.2 Элементы организации труда
Содержанием организации труда являются ее элементы, который в той или иной ситуации играют решающую роль в функционировании и развитии системы (рисунок 1.1) [29].
Рисунок 1.1 - Содержание организации труда
Данный рисунок отображает все элементы организации труда. Рассмотрим каждый из них.
Важным элементом организации труда является разделение труда, то есть обособление видов трудовой деятельности между работниками, группами работников, подразделениями на предприятии. Это - отправной пункт организации труда, который, исходя из целей деятельности предприятия, состоит в закреплении за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических операций. Решение этого вопроса должно предусматривать наряду с требованием наиболее рационального использования рабочего времени и квалификации работника, такую его специализацию, чтобы сохранялась содержательность труда, не допускалась его монотонность, обеспечивалась гармонизация физических и психических нагрузок.
Еремин В.И., Жариков С.В. различают следующие формы разделения труда на предприятиях:
1) функциональное - в зависимости от характера выполняемых работниками функций на производстве и участия их в производственном процессе. По этому признаку работники делятся на рабочих, служащих, младший обслуживающий персонал, сторожевую и пожарную охраны, учеников. В свою очередь рабочие могут составлять функциональные группы основных рабочих и вспомогательных (рисунок 1.2) [15];
Рисунок 1.2 - Функциональные группы разделения труда
2) технологическое - по фазам, видам работ, изделиям, узлам, деталям, технологическим операциям. Оно определяет расстановку работников в соответствии с технологией производства и в значительной степени влияет на уровень содержательности труда. При узкой специализации в работе появляется монотонность, при слишком широкой специализации повышается вероятность некачественного выполнения работ. Ответственная задача организатора труда состоит в нахождении оптимального уровня технологического разделения труда;
3) профессиональное - по специальностям и профессиям. Исходя из этой формы разделения труда, устанавливается потребная численность работников разных профессий;
4) квалификационное - по сложности и точности работ в соответствии с профессиональными знаниями и опытом работы. Разделение труда здесь осуществляется по уровню квалификации работников исходя из требуемой квалификации работ [15].
Различные формы разделения труда применяются на предприятиях в разном соотношении в зависимости от типа производства, технологии.
Бычин В.Б. рассматривает кооперацию труда с двух сторон. С организационной точки зрения кооперация труда - это установление системы производственной взаимосвязи и взаимодействия работников и подразделений между собой.
С функциональной точки зрения, кооперация труда - это установление производственных связей (во времени и пространстве) между различными обособившимися в результате разделения труда трудовыми процессами, что обеспечивает непрерывность, ритмичность, синхронность трудового процесса [7].
Совмещая эти определения можно сказать, что кооперация труда - это обособление отдельных видов работ и работников, объединение их совместных усилий для достижения конечной цели организации.
Масштабы кооперации труда зависят от глубины разделения труда, уровня техники, существующей технологии, организационного типа производства, формы разделения труда.
Основная задача кооперации труда - установление и поддержание оптимальной пропорциональности отдельных видов специализированного труда, установление рациональных связей между работниками.
Никифорова Н. разделяет следующие формы кооперации труда:
1) межцеховая кооперация специализированных цехов, направленная на
обеспечение слаженного их взаимодействия по выпуску конечной продукции предприятия;
2) внутрицеховая кооперация специализированных участков, цель которой взаимоувязка их деятельности по выпуску конечной продукции цеха;
3) внутриучастковая кооперация отдельных работников или производственных бригад по выпуску закрепленной за участком продукции;
4) внутрибригадная кооперация, объединяющая рабочих, совместно выполняющих единое для бригады производственное задание и несущих коллективную ответственность за результаты труда бригады [22].
Различные формы кооперации труда, так же как и разделения труда, существуют на предприятиях в различных пропорциях их применения.
Важной задачей при разделении и кооперации труда является: кто и что будет делать, как и с кем будет взаимодействовать. Для организации высокопроизводительного труда необходимо также решить и такой вопрос: как, каким образом следует выполнять работу.
Достигается это установлением рациональных методов и приемов труда.
Конечно, способ выполнения работы в значительной степени определяется технологией, но каждая технологическая - кооперация может быть выполнена по - разному: с большим или меньшим количеством движений, более или менее умело; с затратой различного количества времени и физиологической энергии.
Установление способа наиболее экономного выполнения каждого действия, приема, операции, каждой работы - это ответственная задача организатора труда. Она предполагает анализ и разработку всех частей трудового процесса, включая построение и координацию движений, выбор удобной рабочей позы, способа владения инструментом и управления машинами и механизмами.
Важным элементом в организации труда является рабочее место. Рабочее место играет ведущую роль на предприятии и его подразделениях. Какаулин С.П. рассматривает его с разных сторон. С экономической стороны рабочее место - прежде всего источник получения прибыли; с социологической - содержательность и привлекательность выполняемых на рабочем месте функций, степень монотонности и тяжести труда, безопасность, комфорт; в эргономическом аспекте - это соответствие его (рабочего места) биологическим, психофизиологическим и другим характеристикам человека [17].
Генкин Б.М. определяет рабочее место в аспекте занятости - это сфера деятельности одного работника или совокупность функций, которые он должен выполнять [9].
Таким образом, рабочее место - это наименьшая единица структуры организации, предназначенная для производственной деятельности, занимающее определенное пространство, отвечающее нормальным условиям труда, на котором расположены элементы трудового процесса и сам работник или группу работников.
Егоршин А.П. предлагает классификацию рабочих мест (рисунок 1.2):
Таблица 1.2 - Классификация рабочих мест
Признаки классификации
Характеристики
Категория работников
-рабочие -служащие -специалисты -руководители
Число работников
-индивидуальные -коллективные
Рабочая поза
-сидячие -стоячие -переменные
Уровень механизации
-ручные -механизированные -автоматизированные
Уровень подвижности
-стационарные -передвижные -переменные
Степень специализации
-специальные -универсальные
Вид производства
-основное -вспомогательное -обслуживающее
Число смен
-односменные -многосменные
Условия труда
-нормальные -монотонные -тяжелые -вредные
Место расположения
-помещение -на улице -на высоте -под землей [13]
Данная классификация является довольно распространенной и многие работа которых связана с составлением рабочих мест, их аттестацией пользуются данной классификацией.
Бычин В.Б., Малинин С.В., Шубенкова Е.В. дополняют классификацию Егоршина А.П. следующими критериями:
§ по времени использования: постоянные; временные, в том числе сезонные.
§ по характеру использования: вакантные; резервные; излишние [7].
Классификация рабочих мест важна для различных категорий работников, так же используется в описание рабочего места для выделения более четких его характеристик.
К каждому рабочему месту предъявляются технические, организационные и психофизиологические требования, которые контролируют оснащение рабочего места необходимым оборудованием, обслуживание рабочих мест, а так же условия труда.
Специализации рабочих мест позволяет оснащать их наиболее производительным оборудованием, наиболее эффективной оснасткой, сокращать подготовительно - заключительные и вспомогательные работы, а, в конечном счете, повышать производительность труда.
Правильное установление профиля рабочего места, его вида по всем признакам и кругу выполняемых на нем операций предопределяет его оснащение.
Решающую роль в рассмотрении рабочего места играет его планирование. Планирование рабочего места - это пространственное размещение оборудования, технологической и организационной оснастки, а так же предметов труда и самого работника.
Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. различают следующие виды планировки рабочих мест (рисунок 1.3)[12]
Рисунок 1.3 - Виды планировки рабочих мест
Рассмотрение планировки рабочих мест по видам дает возможность оценить его с двух позиций. Этот факт немаловажен так же и при рационализации рабочего места.
Основными задачами планировки рабочих мест являются:
1) создание удобных и безопасных условий труда;
2) эффективное использование производственной площади;
3) улучшение использования рабочего времени работников за счет
устранения излишних движений, хождений и так далее.
Для элемента организации труда, которым является рабочее место, значимо и его обслуживание. Обслуживание рабочих мест, по мнению Генкина Б.М., это наиболее активная составляющая часть производственного процесса по регламентированному обеспечению рабочих мест всем необходимым, нацеленная на его бесперебойное и эффективное функционирование [10]. От эффективного обслуживания рабочих мест зависит производительность труда. Так же Генкин Б.М. считает, что эта эффективность может быть достигнута лишь при соблюдении следующих принципов:
§ предупредительности обслуживания,
§ оперативности обслуживания,
§ принципа комплексности,
§ принципа плановости.
Действительно, все перечисленные принципы помогают более производительно работать, при этом, не отвлекая человека от его работы.
Прогресс в системах обслуживания рабочих мест состоит в переходе от дежурного обслуживания, то есть обслуживания по вызову с места остановки производства, к стандартному обслуживанию, основанному на расчетах норм обслуживания и реализации планово-предупредительного проведения обслуживающих работ [9].
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место, его оснащение, планировка являются одним из ключевых факторов хорошей организации труда, а, следовательно, большей удовлетворенности работниками трудовой деятельностью, что обеспечивает более высокую производительность труда.
Для более успешного ведения деятельности на любом предприятии должны использоваться различные приемы и методы труда.
Существуют формы организации труда, под которыми понимаются ее разновидности в зависимости от того, как решаются планирования учета оплаты труда, ее разделения и кооперации, управления в коллективе и другие.
Рассмотрим классификацию Бухалова М.И. по следующим критериям:
по способу установления плановых заданий (рисунок 1.4) [6];
Рисунок 1.4 - Классификация форм организации труда
по способу установления плановых заданий
деление по данному признаку в первую очередь зависит от специфики выполняемых работ. Индивидуальная форма организации труда не предполагает разделение труда в отличие от коллективной. Здесь важно отметить, что в зависимости от участия каждого члена коллектива в трудовом процессе, может складываться его заработная плата. Следовательно, следующий классификационный признак - это форма оплаты труда (рисунок 1.5) [6].
Рисунок 1.5 - Классификация форм организации труда форме оплаты труда и распределения заработка
Форма оплаты труда сильно отражается на организации труда персонала в организации. Если она коллективная, то скорее сотрудники более сплоченные и в процессе их работы хорошо прослеживается и разделение, и кооперация труда. Если заработная плата индивидуальная, то, соответственно, человек привык все делать самостоятельно, работать на себя, при этом кооперация и разделение труда с другими участниками трудового процесса могут быть минимальными.
Важным критерием в формировании методов труда является способ управления коллективом (рисунок 1.6)[7].
Рисунок 1.6 - Классификация форм организации труда по способу управления коллективом
При различном управлении коллективом руководство преследует различные цели, так же это может зависеть и от специфики деятельности. В условиях самоуправления, работники в праве выбирать различные формы кооперации и разделения труда, тем самым самостоятельно принимая решения каким образом им работать.
Рисунок 1.7 - Классификация форм организации труда по размеру трудовых коллективов и их месте в иерархии управления предприятием
Размер трудовых коллективов, так же как и все остальные критерии, влияют на выбор методов работы (рисунок 1.7). Чем больше коллектив, тем рациональнее должны быть распределены функции каждого.
Все указанные формы организации труда и их разновидности могут соединяться в различных комбинациях, например, бригадная форма организации труда с полной взаимозаменяемостью и другие.
Другим элементом организации труда является создание благоприятных условий. Условия труда на любом предприятии и в любой организации в первую очередь должны быть безопасными.
Безопасные условия труда на предприятии по ГОСТу 12.0.002-80 - это состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений [1].
Обеспечение нормальных условий работы зависит от:
1 ) исправного состояния помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
2 ) своевременного обеспечения технической и иной необходимой для работы документацией;
3 ) надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
4 ) условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Так же нормальные условия труда зависят и от соблюдения техники безопасности.
Техника безопасности труда - система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов [1].
В рабочих помещениях должны соблюдаться оптимальные и допустимые величины показателей микроклимата. Величинами микроклимата являются показатели, которые в соответствии с санитарными нормами микроклимата производственных помещений, утвержденными Минздравом СССР:
1) температура воздуха;
2) относительная влажность воздуха;
3) скорость движения воздуха;
4) интенсивность теплового излучения.
Условия труда подразделяются на санитарно - гигиенические и эстетические. Санитарно - гигиенические условия труда - совершенствование техники и технологии с целью устранения причин, порождающих неблагоприятные условия, а так же рационализацию производственного процесса с учетом комплекса санитарных и эргономических норм, стандартов и требований [1].
Основными руководящими документами, регламентирующими эти условия на предприятиях являются:
§ различные ГОСТы, СанПиНы - санитарные правила и нормы,
§ СП - санитарные правила,
§ СНиП - строительные нормы и правила,
§ ПДУ - предельно допустимые уровни,
§ ПДК - предельно допустимые концентрации,
§ ГН - гигиенические нормативы,
§ МУК - методические указания по контролю,
§ ОБУВ - ориентировочные безопасные уровни воздействия веществ в воздухе рабочей зоны и другие [16].
Нормы, указанные в регламентах, должны строго соблюдаться, так как их нарушение отрицательно влияет на здоровье работника.
Эстетические условия труда или производственная эстетика предполагает соответствующее внешнее и внутреннее оформление зданий. Внешнее оформление зданий и сооружений предусматривает рациональную архитектуру их фасада, стен, входов и подъездов.
Интерьер помещений или внутренне их оформление охватывает все те помещения, где работники проводят время в труде или отдыхая. При организации интерьера, прежде всего, необходимо исходить из безопасности труда, удобства рабочей позы. Необходимо учитывать и психологические потребности человека во время работы [26].
Серьезное внимание следует уделять цветовому оформлению помещений, так как около 80 % информации человек получает через зрительное восприятие.
Одним из наиболее существенных элементов выступает подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Работа с кадрами относится к организации труда, потому что без обеспечения определенного уровня умелости работника, без его профессионализма нельзя рассчитывать на сколько-нибудь эффективную деятельность на производстве.
Подготовке кадров должен предшествовать профессиональный отбор кандидатов на то или иное место путем проверки состояния здоровья, измерение определенных психофизиологических параметров человека, необходимых для избранной им профессии, использование тестового и других методов контроля. Подготовка рабочих для современного производства осуществляется через систему профессионально-технического образования и через обучение на производстве. Профессиональное обучение на производстве охватывает подготовку новых рабочих, переподготовку и обучение новым профессиям, повышение их квалификации. Большое значение приобретает в современных условиях переподготовка работников в соответствии с требованиями рынка труда[21].
Другой составляющей организации труда является заработная плата. Заработная плата - это основной источник доходов подавляющего большинства населения, а величина реальной заработной платы во многом определяет материальное положение людей. Заработная плата - это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда. Ее величина определяется рынком труда, то есть спросом на рабочую силу и ее предложением. Чем больше спрос на конкретную рабочую силу и чем меньше ее предложение, тем выше заработная плата этих работников и наоборот. На конкретную величину ставки заработной платы в стране влияют такие факторы, как уровень техники, технологии и организации производства, наличие собственных природных ресурсов, отношение людей к труду, эффективность антимонопольной политики государства, уровень влияния на рынке труда профсоюзов и другое. Но главным фактором, всеобщим законом, регулирующим величину ставок заработной платы, остается взаимодействие спроса на труд и его предложение. Следует отличать номинальную заработную плату от реальной заработной платы. Номинальная (денежная) - это сумма денег, полученная работником за единицу времени. Реальная заработная плата - это кукумбер количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Она зависит от уровня цен [25].
Система начисления заработной платы является основным мотивирующим фактором. Она должна быть конкурентоспособной и давать возможность работнику удовлетворять его потребности.
Для исчисления заработной платы на предприятиях часто используют нормирование, которое является неотъемлемой составной частью организации труда. По определению Малинина С.В. нормирование - процесс установления научно обоснованных норм затрат труда на выполнение какой-либо работы. Научное обоснование норм предполагает учет технических и технологических возможностей производства, учет особенностей применяемых предметов труда, использование прогрессивных форм, приемов и методов труда, его физиологически оправданную интенсивность, нормальные условия труда.
Нормы труда являются необходимым элементом планирования труда и производства: при помощи норм труда рассчитывают трудоемкость производственной программы, определяют необходимую численность персонала и его структуру на предприятии.
Наконец, нормы труда - это составная часть организации оплаты труда, так как с их помощью устанавливается расценка - величина заработка за выполнение единицы работы [7].
Таким образом, еще раз подтверждается прямая взаимосвязь двух элементов организации труда: заработной платы и норм труда. Необходимо дополнить авторов, что в некоторых организациях нормирование не является важной составляющей деятельности, например, благотворительные организации, организации, где нормы просчитать очень сложно или невозможно.
На практике используются следующие виды норм труда:
1) норма времени - количество рабочего времени, необходимого на выполнение какого-либо изделия или какой-либо работы;
2) норма выработки - количество изделий, которое необходимо выпустить за единицу времени;
3) норма обслуживания - количество объектов (машин, механизмов, рабочих мест и так далее), которые работник или группа работников должны обслужить в течение единицы рабочего времени;
4) норма времени обслуживания - это время, необходимое на обслуживание одного объекта;
5) норма численности - количество работников определенного профиля и квалификации, необходимое для выполнения конкретных работ за определенный период [11].
Самыми распространенными из них являются норма выработки и норма времени. В основном это связано с тем, что во многих частных организациях акцент сделан на получение прибыли, а только потом на человека. К счастью, все начинает меняться.
Для нормирования труда Дворецкая Г.В. предлагает использовать нормативные материалы:
1) нормативы режимов работы оборудования - это регламентированные величины режимов работы оборудования, обеспечивающие наиболее целесообразное его использование;
2) нормативы времени - это регламентированные затраты времени на выполнение отдельных элементов, входящих в состав операции. Они предназначены для норм затрат труда на машинно-ручные и ручные работы;
3) нормативы времени обслуживания - это регламентированные величины затрат времени на обслуживание единицы оборудования, рабочего места и других производственных единиц;
4) нормативы численности - регламентированное количество работников определенного профессионально-квалификационного состава, которое необходимо для выполнения определенного объема работы [12].
Типовые нормы разрабатываются на работы, выполняемые по типовой технологии с учетом рациональных организационно-технических условий, уже существующих на большинстве или части предприятий, где имеются такие виды работ.
Для нормирования труда применяются два метода нормирования (рисунок 1.8) [18].
Рисунок 1.8 - Методы нормирования труда
При опытно - статистическом методе нормы устанавливаются в целом на всю работу без поэлементного анализа операций на основе личного опыта нормировщика и по данным о фактических затратах на аналогичную работу в прошлом.
При аналитическом методе нормируемая операция расчленяется на составляющие ее элементы, рассчитываются затраты времени на каждый элемент и определяется норма времени на операцию в целом. Одновременно разрабатываются организационно-технические мероприятия, обеспечивающие внедрение запроектированного трудового процесса и установленной нормы.
Нормы труда не могут оставаться неизменными в течение длительного времени и подлежат периодическому обновлению по мере снижения трудоемкости изготовления продукции. На предприятиях должна осуществляться систематическая работа по выявлению и использованию резервов роста производительности труда и установлению прогрессивных норм. Эта работа предусматривает: проведение аттестации рабочих мест; разработку и реализацию плана технического развития и совершенствования организации производства, разработку и реализацию календарного плана замены и пересмотра норм и освоение новых норм.
Эффективная организация труда не может быть достигнута без строгого соблюдения установленных правил и порядка на производстве, т.е. без дисциплины труда. На практике различают дисциплину трудовую, производственную, технологическую, плановую, финансовую, договорную и др. Такое многообразие определяется тем, что различные правила, нормы, требования устанавливаются различными органами и ведомствами, которые трактуют соблюдение установленных ими правил как соответствующую дисциплину.
Организация труда на предприятии подкрепляется трудовой активностью и творческой инициативой трудящихся. Развитие и углубление демократии в обществе и на производстве в ходе реализации реформ политической системы и экономике в стране, возрастание экономической самостоятельности предприятий создают благоприятную обстановку для повышения трудовой активности творческой инициативы трудящихся и через эти важнейшие качества работников влияют на рост уровня организации труда и эффективности производства [38].
Отдельной стоит выделить такое понятие организации труда как рабочее время.
Егоршин А.П. рассматривает понятие рабочего времени двояко. Рабочее время - это продолжительность рабочего дня, в течение которого персонал обязан выполнять порученную ему работу. С другой стороны рабочее время - это период времени, в течение которого работник выполняет не только предусмотренную деятельностью работу, но и не предусмотренную [14].
Оба определения верны, они отображают позицию работодателя и работника. Все рабочее временя можно разделить на время работы и время перерывов. Время работы - часть рабочего времени, в течение которого выполняется определенная работа, следовательно время перерывов - это время, включающее в себя регламентированные и нерегламентированные перерывы. Рабочее время делится на разные виды времени, которые называются затратами рабочего времени (таблица 1.3) [27].
Таблица 1.3 - Содержание затрат рабочего времени
Время работы
Оперативное время
Основное время
Вспомогательное время
Разовая (случайная работа)
Время основной и вспомогательной работы, в течение которого идет процесс (деятельность). Качественное или количественное изменение состава или содержания информации. Время на сбор и регистрацию первичной информации. Работа, не свойственная для квалификации или должности работника
Подготовительно-заключительное время
Получение задания
Подготовка к работе
Сдача работы
Время на постановку цели, подготовку к работе и завершение решения задач. Время на получение задания от руководителя
Время на анализ информации, инструкции, документации
Сдача документации, технических средств и результирующей информации
Время на обслуживание рабочего места
Техническое обслуживание
Организационное обслуживание
Время на техническое и организационное обслуживание рабочего места. Обслуживание технических средств управления (включение, выключение, контроль приборов и так далее). Подготовка кабинета, письменного стола
Время на отдых и личные надобности
Регламентируемый внутрисменный отдых
Личная гигиена и надобности
Перерывы в течение рабочего дня, необходимые для поддержания нормальной работоспособности.
Перерывы внутри рабочей смены на отдых, проветривание помещений, чайные перерывы
Организационно - технические перерывы
Технологические перерывы
Организационные перерывы
Нарушения и отклонения
Перерывы, обусловленные процессом управления: согласование и утверждение решений
Переход от одного рабочего места к другому, ожидание приема у руководителя, переезд от офиса до подразделений
Время на ремонт неисправного оборудования, ожидание согласования решений, повторная подготовка проектов решения
Потеря рабочего времени
Нарушение трудовой дисциплины
Перерывы по уважительным причинам
Безвозвратные потери рабочего времени, когда управленческая информация не обрабатывается и решения не принимаются
Время перерывов из-за опоздания на работу, самовольный уход с рабочего места, посторонние разговоры в течение смены, занятие личными делами
Отсутствие работника с разрешения администрации, внезапное заболевание, травма.
Благодаря распределению работ по видам времени, можно понять, сколько конкретно времени уделяет работник в день процесс работы. Так же благодаря этим показателям можно регламентировать по времени различные виды работ, рационализировать их.
Необходимо дополнительно обращать внимание и на организацию времени перерывов на отдых, которые являются значимыми для производительности труда и хорошего самочувствия работника.
1.3 Пути совершенствования организации труда
Совершенствование организации труда нужно проводить через ее основные элементы. Это можно делать комплексно, совершенствую все элементы, а можно единично, рационализируя отдельные части организации труда.
Рассмотрим пути совершенствования организации труда применительно к сфере услуг. Первым и основным элементом, который можно и нужно рационализировать является рабочее место.
Внимание уделяется не только условиям труда, регламентированием времени, нормированию, но в первую очередь устройству рабочего места и помещению, в котором оно находится.
Для организации рабочего места в соответствии с деятельностью следует использовать следующие правила:
1) смежные отделы и службы размещать рядом друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией;
2) отделы, связанные с приемом посетителей, должны размещаться рядом со входом, лифтом, лестничной площадкой;
3) туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам [14].
Сама планировка рабочих мест осуществляется исходя из площади помещений, числа сотрудников, норматива площадей на одного сотрудника (Таблица 1.4) и проектируемой мебели и оборудования [22].
Таблица 1.4 - Нормы площадей для размещения служащих (квадратные метры)
Начальник отдела
8-24
Главный специалист
8-12
Специалист
4-8
Секретарь
3-4
Рекомендуется правильно размещать рабочие места в помещения различной формы, например в квадратном помещении (рисунок 1.9) [13]:
неправильно правильно
Рисунок 1.9 - Размещение рабочих мест в квадратном помещении
Верным считается размещение рабочих мест так, чтобы каждое рабочее место было отдельным, был свободный доступ к выходы и свободный к человеку, сидящему за столом.
Рассмотрим расстановку рабочих мест в прямоугольном помещении (рисунок 1.10) [13].
неправильно правильно
По мнению Егоршина А.П. в прямоугольном помещении должны быть соблюдены те же принципы, что и в квадратном.
Так же он считает, что для того чтобы планировка рабочего места была рациональной, расположение средств и предметов труда должно удовлетворять основным требованиям:
§ не создавать тесноты на рабочем месте;
§ не вызывать излишних движений, хождений и перемещения предметов труда, оснастки;
§ к рабочему месту должен быть обеспечен свободный доступ для профилактических ремонтов и осмотров, а так же аварийного обслуживания;
§ экономное использование рабочей площади и удобство в работе [13].
Все эти правила еще раз доказывают, правильность расположения рабочих мест на рисунках, а так же помогают сделать их размещение действительно удобными как для самих работников, так и для посетителей, если они предполагаются.
Важно так же и правильное размещение мебели и оборудования. Это является значительным фактором для работника, потому что влияет на освещенность - соотношение искусственного и натурального, температуру рабочего помещения, влажность, а следовательно играет на самочувствие работника.
Дополнительным фактором в организации труда является правильное использование цветового оформления. Для бодрости и активной деятельности рекомендуется использовать оранжевый цвет, успокаивающее действие на нервную систему оказывает зеленый цвет, желтый - располагает к хорошему настроению, а синий и голубой - освежают, уменьшают физическое напряжение, регулируют ритм дыхания. Самыми негативными цветами для рабочей зоны являются: черный, серый и белый.
Совершенствовать организацию труда можно и за счет распределения рабочего времени и времени перерывов.
Для этого необходимо рассмотреть понятие работоспособность, которое является одним из основных показателей деятельности сотрудников компании.
Работоспособность - это способность человека выполнять ту или иную работу.
Рассмотрим динамику эффективности деятельности сотрудника на различных этапах рабочей смены (рисунок 1.11) [28].
Рисунок 1.11 - Эффективность деятельности человека на разных этапах рабочей смены, где ВР - этап «врабатывания»; ОЭ - этап оптимальной эффективности деятельности; ПК - этап полной компенсации; НК - этап неустойчивой компенсации; КП - этап конечного порыва.
Период «врабатывания» характеризуется постепенным ростом эффективности труда, привыканием к обстановке, к условиям деятельности, перестройкой психики на рабочий ритм. На этом этапе, особенно в начальный его период, возможны значительные колебания (до 40%) производительности труда, точности рабочих операций и качества работы специалиста. Общая продолжительность периода «врабатывания» колеблется от 10 - 15 минут до получаса и в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей сотрудников и сфер их деятельности.
Период оптимальной эффективности деятельности, характеризуется высокой и устойчивой производительностью труда, отсутствием ошибок при выполнении рабочих операций и сопровождается положительными эмоциями при полном отсутствии каких бы то ни было признаков утомления.
Объективно о наступлении периода полной компенсации можно судить по некоторому учащению пульса, дыхания, появлению напряженности, повышению артериального давления крови, изменению сопротивления кожи. Субъективно человек еще испытывает в это время приятное ощущение в мышцах, удовольствие от качественно выполняемой умственной или физической работы и только в отдельные промежутки времени отмечает необходимость более полного сосредоточения внимания на выполняемых операциях, проскальзывающие элементы неуверенности в действиях. Производительность труда по-прежнему остается высокой [30].
В то же время, появляются первые признаки утомления, которые легко преодолеваются (полностью компенсируются) волевым усилием, соответствующим настроем человека на качественное выполнение решаемых задач, силой преобладающих для данной личности мотивов, установок поведения.
Более выражено признаки утомления проявляются на этапе неустойчивой компенсации. В этот период все более выражено проявляется чувство усталости, сопровождаемое значительными изменениями физиологических показателей. Время наступления периода неустойчивой компенсации зависит от индивидуальных особенностей работника, его выносливости, тренированности, режима жизни и деятельности организации, отдыха и ряда других факторов.
На этапе прогрессивного снижения эффективности деятельности отмечается быстрое нарастание утомления, резко возрастает количество ошибочных действий, происходят значительные сдвиги в функциональном состоянии организма. Дальнейшее выполнение обязанностей является нецелесообразным, так как организм выходит за пределы обычной физиологи ческой нормы [21]. Рассмотрим рисунок 1.12.
Рисунок 1.12 -. Время, необходимое для перерыва по восстановлению работоспособности
По результатам различных исследований оптимальный перерыв для восстановления сил практически на сто процентов около 20 минут. Это означает, что привычные перерывы на целый час действительно не способствуют усилению работоспособности, а наоборот снижают ее, за счет полного расслабления организма. Стоит отметить, что наиболее высокая эффективность труда в 8.00 - 12.00, а также в период между 17.00 и 21.00. Хуже всего работники справляются с рабочими заданиями в такие временные интервалы, как 14.00 - 16.00 и особенно 2.00--6.00 ночи [36].
Так как работоспособность неустойчива, то для ее улучшения совершенствую режим труда и отдыха, которые являются так же элементом системы организации труда.
В зависимости от специфики производственной деятельности коллектива и, соответственно, кривой производительности труда, необходимо реализовать следующие мероприятия по режиму труда и отдыха, должны организовываться в соответствии со следующими принципами.
§ Необходимо соблюдать постоянный ритм труда и отдыха, то есть не нарушать время начала отдыха и возобновления трудового процесса. Это позволяет уменьшить длительность периода «врабатывания» после перерыва.
§ Не менять часто введенный режим.
§ Перерывы на отдых должны быть чаще во второй половине дня.
§ При монотонной работе перерывы необходимо проводить чаще, но не продолжительные.
§ Длительные перерывы неэффективны, так как они нарушают привыкание к работе [30].
Данные правила очень практичные и их стоит использовать. Регламентирование перерывов физиологически верных для работников, повышает их работоспособность, а, следовательно, производительность. Работники меньше болеют, более сконцентрированы на работе, так же можно отметить повышение лояльности к компании.
Отдельно выделим японскую. систему рационализации рабочего места - Система 5S Хироюки Х., которая включает:
- seiry (англ. sort - сортировка). Оставить только то, что необходимо, и в том количестве, сколько необходимо. Отделить нужные инструменты, предметы и документы от ненужных с тем, чтобы убрать последние с участка. (Удать ненужное. Если сомневаешься - выбрасывать.)
- seiton (англ. set in order - навести порядок). Разложить и хранить все необходимые предметы в четко определенных местах для обеспечения легкого и удобного к ним доступа. Использовать систему обозначений, которая облегчит поиск предметов. Это, к примеру, наклейки, ярлыки, указатели, таблички, каталоги и т.п. (Разложить все рационально. Свое место для каждой вещи и каждая вещь на своем месте.)
- seiso (англ. shine - блеск). Поддерживать идеальную чистоту на рабочем месте. Чисто там, где не создают грязь и убирают ежедневно, поэтому уборка, если ей уделять внимание каждый день, станет легче. Не допускать и не создавать грязь на столах, оборудовании, полу, стенах. Определять и устранять источники загрязнения сразу. (Убирать сразу и исключать причину загрязнения.)
- seiketsu (англ. standardise - стандартизация). Разработать инструкции и стандарты по поддержанию порядка, чистоты и сортировке. Наиболее важные правила должны находиться на видном месте рядом с рабочими местами. (Стандартизировать правила. Смотреть и знать, что и как должно делаться.)
- shitsuke (англ. sustain - поддержка). Превратить следование установленным процедурам в привычку. Правила должны неуклонно выполняться и совершенствоваться. (Выполнять и улучшать правила.)
Или так:
1) сортировка,
2) самоорганизация (упорядочивание),
3) систематическая уборка,
4) стандартизация,
5) совершенствование (улучшение).
Поддерживание необходимой производительности - это систематический подход, который требует, чтобы все сотрудники несли активную и детализированную ответственность для поддержания всех средств производства. Он начинается с техники 5S, устанавливая цель нулевой уровень поломок и минимальное количество пауз (простоев) в производстве для поддержания необходимой производительности.
Шаг 1 -Удаление ненужного
Определение того, что требуется, а что нет, в каком количестве и только тогда, когда требуется. Определение правил; удаление все устаревших вещей.
Прикрепление ярлыков ко всем используемым вещам, которые классифицировать по: функциям - где они используются? - имеют ли они мульти-функциональное использование? - являются ли они устаревшими?? и частоте использования - ежечасно, ежедневно, еженедельно, ежемесячно?
Шаг 2 - Размещение и хранение вещей на виду
Размещение требуемых вещей таким образом, чтобы их можно было легко использовать, они были маркированы, и любой мог бы их легко найти и отложить. При определении подходящего месторасположения, предусматривается: вещи, используемые вместе, расположенные вместе; расположение согласно частоте использования; расположение таким образом, чтобы количество перемещений было минимальным; использование общего инструментария для различных работ для того, чтобы уменьшить итоговое количество инструментов.
Так же необходимо, чтобы месторасположение было видимым (расписания, расположение документов, так далее)
Шаг 3 - Уборка, проверка, устранение неисправностей
Регулярная и частая уборка, чтобы в случае, когда что-нибудь понадобится, оно находилось на месте и в рабочем состоянии.
В обязанности каждого входит уборка по мере необходимости. Ежедневная уборка предотвращает потребность в «генеральной уборке» территории.
Шаг 4 - “Стандартизировать” процесс
Внедрение привычек 5S's в ежедневную работу с помощью:
· Установления и согласования стандартов, согласно которым работает каждый, то есть документация, хранение оборудования, безопасность.
· Разработка стандартов таким образом, чтобы каждый мог присоединиться к процессу и быстро в работать.
· Использование визуального контроля.
· Фотография рабочего места после внесения изменений для установления новые стандартов.
Шаг 5 - Дисциплинированность и ответственность
Это один их самых трудных 5S, потому что занимает время, требует осведомленности, терпимого отношения к другой культуре, структуре, поддержку, признание, удовлетворение. Что необходимо делать · Разработка производственную политику поддерживания и улучшения действий.
· Визуализация действий по совершенствованию: запись действия для отслеживания улучшений; выявление улучшений в оборудовании; изображение результатов проверки на диаграмме.
· Просмотр как действия улучшают результаты.
· Просьба о помощи для того, чтобы решить проблемы.
· Убеждение, что действия закончены.
· Назначение реалистичных дат и пересмотр их, только если это абсолютно необходимо Данная система успешно применяется во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации. Она действительна, рационализирует и упрощает эксплуатацию рабочего места любого работника из любой экономической сферы.
Все перечисленные методы совершенствования труда по-разному хороши и применяются или комплексно, или по мере необходимости (по ситуации). Они направлены на улучшение эксплуатационного, эстетического и физиологического состояния работника, следствием которого с большей долей вероятности будет улучшение качества и количества работы. Для сферы услуг качество исполняемой работы играет не последнюю, а скорее даже ведущую роль.
1.4 Особенности организации труда риэлтора
Для определения особенностей организации труда необходимо рассмотреть область риэлтерских услуг и непосредственно риэлтера как профессию.
Риэлтер - это торговец недвижимостью, агент по продаже недвижимости, маклер по операциям с жильем или другими видами недвижимости.
Риэлтерская деятельность - это предпринимательская деятельность, которая заключается в предоставлении определенных законами Российской Федерации услуг физическим и юридическим лицам при осуществлении ими операций с недвижимостью и/или реализации ими прав на недвижимое имущество. При этом риэлтерская деятельность может осуществляться лишь субъектами риэлтерской деятельности, которая, в свою очередь, является исключительным видом деятельности субъектов риэлтерской деятельности [33].
Профессия риэлтер в Росси появилась сравнительно недавно и заняла прочные позиции. Основная работа риэлтера заключается в подборе помещений для тех, кто хочет приобрести или снять жилье, и в поиске покупателя (арендатора) для того, кто намерен продать или сдать квартиру или комнату. Причем речь идет не только о жилплощади, но и о дачах, гаражах и тому подобное. Также риэлтеры выступают посредниками при операциях с офисными, торговыми или складскими объектами.
В первую очередь в функции риэлтерской деятельности входит общение с клиентами и ведение переговоров. Причем сталкиваться приходится с самыми разными людьми, и к каждому из них нужно найти подход. А значит, риэлтер должен быть хорошим психологом, ведь человеческий фактор часто играет главенствующую роль. Порой заказчик готов заплатить более высокие комиссионные, но при этом предпочтет работать с приятным ему человеком, вызывающим у него доверие.
Основная часть работы заключается в подборе площади для заказчика и, соответственно, в поиске клиента на имеющийся объект. Для того чтобы найти оптимальное решение поставленной задачи, риэлтер должен уметь анализировать информацию в сфере недвижимости (оценивать общую ситуацию на рынке, сопоставлять среднюю стоимость аналогичных объектов, учитывать, насколько велик на них спрос), а также сведения о заказчике, чтобы предлагать именно те варианты, которые могут его заинтересовать. Соответственно, для такой деятельности необходима отличная память (требуется держать в голове большой объем информации) и аналитические способности (умение выделить из имеющихся сведений самое важное, значимое на данный момент)
Работа с документами (сопровождение сделок, подготовка документации, ознакомление с изменениями в законодательстве) - неотъемлемая часть профессии. И здесь ошибки в прямом смысле слова обходятся дорого поэтому аккуратность и внимательность - необходимые качества специалиста по недвижимости.
Риэлтер должен быть всегда приветливым и обладать психологической устойчивостью, когда сталкивается с негативным или недоверчивым отношением к своей профессии и вообще деятельности, связанной с недвижимостью. Ему не следует обижаться на настороженность или даже враждебность клиентов. Ведь многие люди совершают сделки с недвижимостью первый и порой единственный раз в жизни, поэтому готовы прибегнуть к любым способам проверки благонадежности своего агента.
Зато доверие и расположение клиента формируют репутацию риэлтера и агентства, где он работает [39].
Можно сделать вывод, что в риэлтерской деятельности есть ряд уникальных особенностей:
- высокая ценность информации.
Риэлтеры не занимаются производством. Их фактическая задача - обработка и продажа поступающей информации.
- Высокая ответственность за результат сделки от одного человека.
За ход и результат сделки, как правило, отвечает только один человек - отдельный агент.
- Оперативность.
Рынок недвижимости очень динамичен. Риэлтер должен получить информацию именно в тот момент, когда она нужна. Соответственно, необходимо его этой информацией обеспечить.
В связи с этим в системе организации труда риэлтерской сферы деятельности наиболее значимыми становятся: своевременное получение информации, организация рабочего места, условия труда, режим труда и отдыха. Все они, при правильной организации, будут способствовать улучшению работоспособности риэлтера, которое повлияет на более дружелюбное отношение к клиенту, более качественному разбору бумаг и документов, а также он сможет больше времени тратить на процесс поиска необходимой информации.
Нормирование в данной сфере нецелесообразно, так как невозможно точно угадать количество обратившихся клиентов в день или в месяц, можно только ориентироваться на желаемую сумму прибыли. А данную сумму агентству может принести как два или три клиента, так и сто - все зависит от цены вопроса сделки.
Глава 2. Организационно - кадровый аудит ООО АН «...»
2.1 Анализ организационно - хозяйственной деятельности ООО АН «...»
ООО АН «...» находится по адресу: 454084 г Челябинск ул. 40 лет Октября, 29а. Имеет свой расчетный счет в банке. Директором является Калинина Елена Аркадьевна. ООО АН «...» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы своего развития.
Агентство недвижимости ООО «...» ведет риэлтерскую деятельность по направлениям: продажа/покупка квартир; продажа/покупка комнат; продажа/покупка загородной недвижимости; продажа/покупка нежилых помещений; продажа квартир в новостройках; продажа земельных участков (в городе/за городом); междугородный обмен; расселение коммунальных квартир; перевод в нежилое помещение; обмен любой сложности с 2006г. ООО АН «...» проводит полное юридическое сопровождение сделок, проверку юридической чистоты квартиры, узаконения планировок, приватизация, принятие наследства, бесплатные консультации юриста по вопросам недвижимости, консультации по вопросам покупки недвижимости в кредит, а так же решение любых юридических вопросов. В 2007г. активно начинает работать направление - ипотека.
ООО АН «...» в настоящий момент расширяет поле деятельности и работает уже не только в пределах г. Челябинска и Челябинской области, но и осваивает рынок недвижимости г. Екатеринбурга.
В 2008 г. ООО АН «...» создало карту любимого клиента. Карта «Любимый клиент» действует на все услуги ООО АН «...» в городе Челябинске, имеет индивидуальный номер, даёт возможность её владельцу получать максимальную 10% скидку на услуги ООО АН «...». Владелец карты «Любимый клиент» имеет право передавать её в пользование третьим лицам. Третье лицо, при предъявлении карты «Любимый клиент» либо её номера, а также ФИО владельца карты, имеет право на получение 5% скидки на услуги ООО АН «...».
Основная цель компании - увеличивать доходы агентства и территориально расширяться. Целью на 2008 год является увеличение прибыли на 25% по сравнению с 2007 г. за счет привлечения новых клиентов и удержания старых.
Рассмотрим функциональную структуру агентства для определения примерного масштаба ее деятельности в пределах возможностей сотрудников (приложение А)
Данная структура является функциональной. Это объясняется тем, что работники, занятые одной функцией, должны постоянно общаться друг с другом.
В данной компании горизонтальная иерархия, так как мало слоев управления. Это связано, прежде всего, с количеством человек, работающих в агентстве. Еще одна причина заключается в следующем: многослойность структуры удлиняет коммуникации и приводит к чрезмерной бюрократизации управления. И затем, чем более горизонтальной является организация, тем быстрее она может меняться и быстрее реагировать на потребности все более динамичного в последнее время окружения.
По внутреннему исследованию ООО АН «...» выяснилось, что ООО АН «...» занимает среди подобных себе организаций (небольшие риэлтерские компании с количеством персонала не превышающим 65 человек) промежуточное место, то есть ее прибыли не меньше среднего уровня прибыльности в данной отрасли (рисунок 2.1.). Но прибыль компании данного уровня могла бы быть намного больше в связи с чем, руководство агентства и ставит целью увеличение прибыли.
Рисунок 2.1 - Динамика прибыли ООО АН «...» за 2006-2007 г.г. (рубли)
За время работы агентства прибыль выросла в два раза, что говорит о хороших объемах продаж услуг. Для того, что бы понять, возможно, ли увеличение прибыли еще на 25 или более процентов проведем анализ внешней и внутренней среды ООО АН «...»
2.2 Анализ окружающей среды ООО АН «...»
Для определения проблемы организации проведем анализ ее дальнего окружения и ближнего окружения, его влияния на организацию, построим SWOT матрицу.
Рассмотрим внешнее окружение, его влияние на организацию - STEP - анализ, который включает в себя анализ социальных, технологический, экономических, политических факторов.
Первым анализируемым фактором будет социальный фактор (S).
В первую очередь важным фактором, влияющим на организацию, будет являться демография (рисунок 2.2). По предварительной оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2008г. составила 142,0 млн. человек и за прошедший год уменьшилась на 237,8 тыс. человек, или на 0,17% (за 2006г. на 532,6 тыс. человек, или на 0,37%). Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в 2007г. уменьшилась по сравнению с 2006г. на 209,4 тыс. человек. Но в то же время в целом по стране прослеживается увеличение рождаемости (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Число родившихся и умерших в Российской Федерации 2006-2007 г.г.
Увеличение рождаемости благоприятно сказывается на спросе оказываемых агентством услуг. То же можно сказать и о смертности. Каждая смерть влечет за собой разделение имущества, часто это недвижимость. Как правило, люди по данным вопросам предпочитают обращаться к риэлтерам.
Конкретно стоит рассмотреть динамику численности постоянного населения Челябинской области, которая показана в таблице 2.1. Численность всего населения снижается (по причине естественной убыли). Так же снижается рост сельского населения, которое, скорее всего, переезжает в города, что связано с желанием повысить, уровень жизни.
Таблица 2.1. - Постоянная численность населения Челябинской области 2000-2007г.г. (тысяч)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
население
366011
364394
3621426
3597659
357351
3551424
3531272
351635
городское население
298297
297288
2959711
2943758
292584
2909987
2875724
286394
сельское население
677141
671063
661715
653901
647674
641437
655548
652410
Рассмотрим динамику браков и разводов в целом по Российской Федерации и в Челябинской области (таблица 2.2)
Таблица 2.2 - Количество браков и разводов в Российской Федерации за 2000-2006г.г., браков в Челябинской области 2000-2006 г.г.
Годы
Тысяч
На 1000 человек населения
браков
разводов
браков
разводов
2000
897,3
627,7
6,2
4,3
2001
1001,6
763,5
6,9
5,3
2002
1019,8
853,6
7,1
5,9
2003
1091,8
798,8
7,6
5,5
2004
979,7
635,8
6,8
4,4
2005
1066,4
604,9
7,5
4,2
2006
1113,6
640,8
7,8
4,5
Количество заключенных браков в Челябинской области
2000
22293
-
-
-
2001
24856
-
-
-
2002
24805
-
-
-
2003
25623
-
-
-
2004
23556
-
-
-
2005
26189
-
-
-
2006
27733
-
-
-
Количество браков ежегодно растет, а количество разводов сокращается. Брак - это создание семьи, семья - это новая ячейка общества, которая развивается и выполняет одну из основных функций - воспроизводство. Каждая пара, узаконившая свои отношения, хочет жить отдельно и строить свой мир. Этот фактор очень способствует дополнительному спросу на жилье.
В последнее время отмечается, что люди, покупающие или продающие недвижимость все чаще и чаще пользуются услугами агентств недвижимости. Помощь агентств существенно экономит время и нервы человека.
Продолжая STEP анализ, рассмотрим технологический фактор (Т).
Этот фактор играет существенную роль. Научно-технический прогресс не стоит на месте. Постоянно появляются новые технологии строительства, ускоряется процесс постройки зданий, так же отделки. Так же к технологически факторам можно отнести и состояние не только нового, но и вторично жилья.
В настоящее время ветхий и аварийный фонд составляет 87,8 млн.кв. метров, в котором проживает около 5 млн. граждан. При этом, за последние три года объем ветхого и аварийного жилья увеличился на 73%, а численность проживающих в нем людей выросла на 61%. В соответствии с этим становится понятно, что в ближайшие годы будет проводиться замена старых домов на новые.
Следующий важный анализируемый фактор - экономический фактор (E). Здесь целесообразно рассмотреть в первую очередь уровень спроса и предложения на недвижимость. В последние годы спрос на жилье опережает его предложение, не зависимо от роста цен с каждым годом ввод нового жилья растет (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Ввод в действие жилых домов 1997-2006 г.г. (тысяча квадратных метров общей площади)
В соответствии с данными понятно, что ввод в действие жилых домов неуклонно растет. Жилые дома строят не только в черте города, но и за его пределами. За последние годы увеличился спрос на недвижимость в экологически чистых районах, следовательно, увеличилось количество новостроек в этих же районах.
Такой активный спрос на недвижимость связан и с увеличением дохода граждан, в частности и по Челябинской области (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников Челябинской области 1998-2006 г.г. (рубли)
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Челябинская область
1008,9
1401,6
2086,2
2959
3847,2
4838,5
5959,6
7462,7
9356,5
Рост заработных плат (показываемых официально) также увеличивается. Это может означать, что возможности покупки недвижимости увеличиваются, особенно учитывая возможности ипотеки.
Нужно рассмотреть и цены на само жилье (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Рост цен на жилье в Челябинске 2007 год по сравнению с 2006годом (%)
Цены на жилье увеличились в среднем на 20 % при неизменно растущем спросе. Этот фактор благоприятно влияет на компанию, потому что стоимость ее услуг напрямую зависит от стоимости сделки. Таким образом, за счет увеличения цен на недвижимость увеличивается цена сделки, а, следовательно и услуги, что ведет к росту прибыли.
Теперь рассмотрим причины, по которым цены на недвижимость неуклонно растут. Причины увеличения стоимости квадратного метра:
1) инфляции, которая в строительной сфере очень высокая - 23% за 2007г., и по прогнозам в 2008г. будет так же равной 23%. Уже за январь - февраль 2008г. инфляция составляет 0,65%;
2) провоцирования покупателей, которые в первую очередь преследуют цель не улучшить планировку или место расположение своей нынешней квартиры, а просто вложить деньги в новую недвижимость, с последующим получением дохода (например, сдача в аренду);
3) расхождения между сметной стоимостью строительства и рыночной, разница в 2007 г. была 29%;
4) подорожания строительных материалов, исключение составил только бетон, который остался на прежнем ценовом уровне.
Что касается коммерческой недвижимости и земли, то здесь основными потребителями, формирующими спрос, являются магазины сетевой торговли. В Челябинске на долю магазинов сетевой торговли приходится не более 10 - 15% рынка и сейчас сети буквально «прочесывают» город в поисках подходящих земельных участков.
Можно отметить, что увеличение цены значимо, но мало влияет на снижение спроса, значит, коммерческая деятельность агентств недвижимости не только не ослабевает, но даже усиливается.
К экономическим факторам, благоприятно влияющим на развитие деятельности организации, можно отнести ипотеку. Ипотечное кредитование очень популярно не только во всем мире, но, с недавнего времени, и в Российской Федерации. Ипотека дает возможность приобретать недвижимость для проживания или для других целей не внося всю стоимость, можно постепенно, в течение короткого или длительного времени (в зависимости от возможностей плательщика). Так же многие выбирают ипотеку, особенно это относится к жителям Челябинской области или других регионов страны, переезжающих в область, так как снимать квартиру стоит дорого, поэтому ипотека является альтернативой с преимуществом приобретения уже своей недвижимости. Такая возможность дополнительно усиливает спрос на рынке.
Последний из анализируемых факторов STEP анализа - политический фактор. К этому фактору относится влияние различных законов, нормативных актов, усиление контроля за экологически чистым строительством, увели и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.