На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Сущность и принципы стратегического управления. Анализ внешней и внутренней среды туристической фирмы, финансовых показателей ее деятельности. Разработка стратегии формирования конкурентных преимуществ фирмы, расчет и обоснование ее эффективности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 13.10.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание
    Введение
    Глава 1. Сущность и принципы стратегического управления организацией
      1.1 Сущность стратегического управления
      1.2 Принципы стратегического управления
      1.3 Инструментарий стратегического управления
      1.4 Стратегическое управление в туристской отрасли
    Глава 2. Анализ деятельности туристической фирмы ООО "ХХХ"
      2.1 История создания и развитие организации
      2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО "ХХХ"
      2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО "ХХХ"
    Глава 3. Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности
      3.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ООО "ХХХ" в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке
      3.2 Расчёт и обоснование экономической эффективности проекта по формированию конкурентных преимуществ туристической фирмы
    Выводы и предложения
    Список литературы
    Приложения
    Введение
    Актуальность исследования. В современный период смены масштаба и характера конкуренции, которая приобретает международный характер, остро встал вопрос об обеспечении устойчивого роста экономики России. Важнейшим фактором, обеспечивающим устойчивое развитие экономики страны и регионов, является повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятий.
    Ужесточение конкуренции, удорожание факторов производства, рост издержек и сокращение платежеспособного спроса - все это создает объективную необходимость формирования конкурентных преимуществ и поиска наиболее совершенных путей создания конкурентоспособных фирм.
    В процессе растущей глобализации, вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) формирование и наращивание конкурентных преимуществ высшего порядка является непременным условием конкурентоспособности.
    Таким образом, актуальность темы работы обоснована объективной необходимостью формирования, развития и эффективного использования стратегий деятельности туристических фирм, способствующих росту их конкурентоспособности в условиях глобализации.
    Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной и отечественной научной литературе подходы к изучению проблем стратегического управления достаточно разнообразны, не существует единой теоретической концепции, раскрывающей вопросы анализа и оценки стратегий, конкурентоспособности экономических субъектов.
    Существенный вклад в определение источников и разработку механизмов формирования стратегий внесли такие известные ученые как Смит А., Рикардо Д., Маркс К., Маршалл А., Робинсон Д., Кейнс Дж., Самуэльсон П., Чемберлин Э., Срафф П., Шумпетер И., Портер М., Мескон М., Ансофф И., Хайек Ф.А., Котлер Ф., и др.
    Базовые теоретические и методологические положения по проблемам стратегического управления и формированию стратегий хозяйствующих субъектов изложены в работах известных российских учёных Азоева Г.Л., Завьялова П.С., Голубкова Е.П., Идрисова А., Селезнёва А.З., Фатхутдинова Р.А., Виханского О.С., Зуба А.Т., Райзберга Б.А., Юданова А.Ю., Панкрухина А.Г., Поршнева А.Г., Перцовского Н.И. и др.
    Существенный вклад в теорию стратегического менеджмента и факторов конкурентоспособности на макро, мезо и микроуровнях, а также исследование влияния предпринимательского климата на эффективность деятельности предприятий внесли такие экономисты как Аганбегян А.Г., Гранберг А.Г., Бандман М.К., Артоболевский С.С., Баранский Н.Н., Шнипер Р.И., Глазьев С.Ю., Градов А.П., Лексин В.Н.
    Целью работы является разработка и обоснование эффективной стратегии деятельности туристической фирмы.
    Достижение поставленной цели исследования осуществлялось через последовательность решения логически обусловленных и взаимосвязанных задач:
    - выполнить теоретический анализ основ стратегического управления организацией;
    - провести комплексный анализ деятельности турфирмы;
    - провести анализ отрасли и конкуренции, факторов внутренней и внешней среды организации;
    - разработать проект мероприятий по формированию эффективной стратегии деятельности фирмы;
    - провести расчет экономической эффективности от реализации предложенных мероприятий;
    - исследовать технологию разработки мероприятий по формированию эффективной стратегии.
    Объектом исследования является туристическая фирма ООО "ХХХ".
    Предмет исследования - закономерности, механизмы оценки и особенности формирования стратегий деятельности организаций.
    Методологической и теоретической основой данного исследования послужили труды классиков экономической теории и прикладные разработки зарубежных и отечественных ученых по проблемам стратегического управления, а также формирования стратегий деятельности в условиях рыночного хозяйствования.
    Объем и структура работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих девять параграфов, заключения, списка литературы.
    Глава 1. Сущность и принципы стратегического управления организацией

    1.1 Сущность стратегического управления

Стратегический менеджмент (управление) - это профессиональная деятельность менеджеров по приведению организации в соответствие с изменяющейся внешней средой и определенным стратегическим видением
Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации выбранной стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов, контроль реализации стратегии и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.
Выделяют два основных конечных продукта стратегического управления.
Один из них - потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем.
Что следует понимать под потенциалом организации? Обратимся к рис.1.1. Со стороны "входа" этот потенциал состоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации; со стороны "выхода" - из произведенной продукции и услуг, из набора правил социального поведения, следование которым помогает организации добиваться своих целей. Важно заметить, что не всякая продукция и услуги организации могут быть включены в ее потенциал, а лишь те, которые испытаны с точки зрения потенциальной прибыльности. Это означает, что продукция организации создана на базе новых перспективных технологий, обладает отличительными особенностями и будет пользоваться спросом на рынке.
Рис. 1.1. Принципиальная схема коммерческой организации
Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности - стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения. В последнее время организации в большей степени испытывают нужду в одновременном использовании обоих типов, поведения, для чего им необходимо создавать такую структуру своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать и предпринимательский, и приростной стили организационного поведения.
Объекты стратегического управления. Выделяют три группы: организации, стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и функциональные зоны организации.
В качестве объекта стратегического управления организация рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений (стратегических хозяйственных подразделений). Стратегическое хозяйственное подразделение - это направление или ряд смежных направлений деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов. Оно возглавляется директором, который несет полную ответственность за стратегическое развитие и текущую деятельность СХП. Функциональная зона организации - это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных СХП, так и организации в целом
В настоящее время выделяются два направления развития стратегического управления. Первое - назовем его "регулярное стратегическое управление" - является дальнейшим логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления - управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано.
Второе направление развития стратегического управления называют "стратегическим управлением в реальном масштабе времени" и связывают, как правило, с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. По существу организация вынуждена одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Эта система стратегического управления находится в стадии становления.

1.2 Принципы стратегического управления


Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных условиях.
1. Разделение управления имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера). Согласно российскому законодательству, в акционерном обществе только собрание акционеров-собственников может принимать решения об изменении уставного капитала, продаже, покупке, сдаче в аренду дорогостоящего (более 10% общих активов) имущества, распределении прибыли (после уплаты налогов), эмиссии ценных бумаг, реорганизации предприятий, открытии и закрытии филиалов и т.д. В то же время собственник (в том числе фонд государственного имущества) не вправе вмешиваться в управление производством (выбор поставщиков, сбыт продукции, набор и увольнение работников и т.д.). Арендодатель следит за изменением стоимости своего имущества, соотношением активов и пассивов, прибылей и убытков, внесением арендной платы, но не может указывать арендатору условия реализации продукции и распределения доходов.
2. Основой стратегии предприятия становится планирование доходов и расходов, внимание руководителей перемещается из снабженческо-производственной в финансово-сбытовую сферу.
В условиях кризиса или постоянного риска развития такового, средства можно вкладывать лишь в наиболее надежные и перспективные проекты, которые не только обеспечат заданный уровень доходности, но и укрепят рыночные позиции фирмы. Высокий уровень риска (зависимость ожидаемой выручки от изменения цен на ресурсы, ссудного процента, темпов инфляции, валютного курса и других независящих от предприятия факторов) может быть компенсирован повышенной эффективностью вложений. Для ее оценки в первом приближении используется коэффициент окупаемости капиталовложений (КОК):


3. Разделение функций стратегического и оперативного управления производством. Первые осуществляет руководитель (совет директоров) и штаб (консультативный совет, не имеющий права давать прямые указания исполнителям), вторые -правление, директора по производству, маркетингу и сбыту и т.д., подчиненные им отделы управления.
К числу обязанностей руководителя относится определение общих целей на основе анализа и прогнозирования рыночных позиций фирмы, утверждение соответствующих планов и программ, структуры управления, концепции маркетинга, основных направлений НИОКР. Разработка кадровой, социальной, финансовой, инвестиционной, закупочной и производственной (что и как выпускать) политики, координация работы структурных единиц и служб управления, подбор непосредственно подчиненных сотрудников. Вмешательство генерального директора в оперативное управление поставками, запасами, календарное планирование неприемлемо в рыночной экономике.
4. Многообразие стратегий управления в зависимости от рыночных позиций фирмы и сфер деятельности, где она может рассчитывать на успех.
5. Организация сотрудничества крупного и малого бизнеса.
Стратегическое управление учитывает развивающиеся в настоящее время виды кооперации, малого и крупного бизнеса. Во-первых, это предпринимательская сеть, то есть объединение большого числа малых предприятий для производства определенной конечной продукции, которую не под силу произвести одному малому предприятию (например, объединение ряда фирм Петербурга для производства компьютеров). Заключается соглашение, разделяются функции между участниками, каждый специализируется на том виде деятельности, который может выполнить наиболее эффективно.
Во-вторых, следует выделить франчайзинг - систему сотрудничества крупного и малого бизнеса, при которой крупная фирма имеет договоры с большим количеством (до 3 тысяч) малых компаний. При этом крупная корпорация предоставляет свой товарный знак предоставляет свою технологию и оборудование, ведет обучение кадров, контролирует качество продукции.
6. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Используется для определения полноты власти и ответственности должностных лиц

1.3 Инструментарий стратегического управления

Разработка стратегии туристской организации начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности (так называемой ее философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее предназначении (миссии). Исходя из этого, устанавливается форма реализации стратегии и делается ее окончательный выбор.

Четко сформулированное послание, предпринимательская философия и основной замысел - не единственные источники информации для формирования стратегических целей. Чрезвычайно важна информация о внутренней и внешней среде, предполагаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки. Процесс постановки стратегических целей представлен на рис. 1.2.

Глобальной предпосылкой успешной разработки стратегии управления на любом уровне является правильное определение целей. Лишь зная цели можно искать пути и средства их реализации. Цели следует устанавливать в следующих областях деятельности: конкуренция и участие в рынке; рост прибыли; предложение услуг потребителям и целевые рынки; маркетинг и сбыт; распределение доходов; исследования и разработки; результаты производства; финансы и контроль.

Рис. 1.2. Инструментарий разработки стратегии управления фирмой
При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии. В таблице 1.1 приведен перечень основных методов и технологий, которые предъявляют высокие требования к специальной подготовке работников, занимающихся стратегическим менеджментом.
Таблица 1.1. Методы и технологии стратегического менеджмента
Вид работ (операций, действий)
Методы, подходы, технологии
1
2
Ситуационный анализ
Макроокружение организации:
* экономика и политика
* технология и экология
* правовое обеспечение
* демография, общество
* обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты
* кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки
* PEST-анализ
Непосредственное окружение (внешние связи, субъекты рынка):
* заказчики
* посредники
* конкуренты
* внешние влияния
* общественность
* поставщики
* анализ рыночной позиции, отношения к торговой марке и престижа организации
* анализ конкуренции и прочих влияний (кабинетные исследования и непосредственные наблюдения)
Собственно организация:
* результаты реализации целей прошлой стратегии
* оценка состояния маркетинговой совокупности
* возможности, ресурсы
* маркетинговая инфраструктура
* сравнительный анализ "цели - план - факт - оптимизация - отклонения"
* причинный анализ, пирамидальная структура
* анализ, балльная оценка возможностей и способностей
* информационная служба, бухгалтерский и оперативный учет
Конфронтационный анализ (организация - конкуренция):
идентификация слабых и сильных сторон на основе оценки возможностей с помощью инструментария маркетинговой совокупности
* анализ SWOT
* методы сравнительного анализа
Детальный анализ параметров маркетинговой совокупности:
* анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен
* анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия
* анализ доли торговых расходов
* анализ цикла "продукция - рынок -товарооборот - прибыль - затраты"
* анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств)
* классификация продукции по П.Дракеру
* метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий
* АВС-анализ, оптимум Парето
Синтез: определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков
* причинный анализ
* анализ SWOT, анализ портфеля заказов
Прогнозы и предсказания
* динамика окружения организации
* динамика параметров рынка
* динамика параметров организации
* сценарий развития
* нормативный метод
* анализ временных рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей
* операционные исследования, имитационные модели
* методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и др.
Планирование целей
* миссия организации, ее идентификация, путь развития
* выбор целевого рынка (сегментов и локальных рынков)
* профилирование предложений
* целевые приоритеты, целевые траектории
* масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность с учетом временных и пространственных параметров)
* портфель заказов (план)
* SWOT (план)
* модели принятия решений, методы оценки вариантов
* операционные исследования, моделирование
* анализ риска
* методы творческого мышления при стоимостном анализе
* методы экспертных оценок
План стратегических операций
* выделение стратегических предпринимательских подразделений
* типовая стратегия роста, конкурентная стратегия
* стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности
* формулирование стратегических вариантов
* идентификация и оценка потенциально узловых проблем и рисков
* коррекция на основе обратной связи
* портфель заказов (план)
* SWOT (план)
* операционные исследования, моделирование
* методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей)
* методы сетевого анализа
* анализ риска
* метод мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа
* методы экспертных оценок
Следовательно, туристские организации работают с информацией, взятой, прежде всего, из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, услугах и способах их продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии организации.
Одной из наиболее простых и доступных методик анализа микросреды компании является SWOT-анализ. Названием этого вида анализа является аббревиатура по первым буквам английских слов: Strengths сильные стороны, Weaknesses слабые стороны, Opportunities возможности, Threats угрозы.
В рамках проведения SWOT- анализа исследуются основные факторы "микросреды" (клиентура, конкуренты, каналы распределения, поставщики), которые влияют на деятельность компании, а также "внутренняя среда" (сильные и слабые стороны компании или конкретного маркетингового проекта).
SWOT-анализ обычно начинают с изучения возможностей и угроз компании со стороны микросреды (ближайшего окружения компании). Основная цель SWOT-исследования окружающей микровнешней среды заключается в осознании новых маркетинговых возможностей. Возможности компании классифицируются в соответствии с их привлекательностью и вероятностью успеха. Наиболее эффективно функционирует та компания, которая способна создать максимальную ценность продукции для потребителя. В ходе анализа составляется так называемая "матрица возможностей". Основное внимание обращается на те возможности, которые обеспечивают высокую вероятность успеха.
SWOT - анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности компании и внешнюю ситуацию.
Сила - это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более хороший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, большая узнаваемость товарной марки). Сила может также являться результатом создания альянса или совместного предприятия с партнером, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности компании.
Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может нет.
Возможности - это тенденции или события во внешней среде, при правильной ответной реакции на которые организация добивается существенного увеличения объемов продаж и прибыли.
Угрозы - это тенденции или события во внешней среде, которые в отсутствие ответной реакции организации обуславливают значительное снижение показателей сбыта и прибыли.
Для проведения SWOT-анализа требуется пройти следующие этапы:
1. Выбор объекта исследования
2. Сбор информации для проведения SWOT-анализа
Сбор информации осуществляется из всех доступных источников. В первую очередь, это - внутренняя информация, обзоры рынков. А также вторичная информация: статьи в журналах, реклама конкурентов, Интернет, справочные данные.
Результатом сбора информации является чёткое и ясное представление о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах предприятия.
3. Построение SWOT-анализа в общей форме
4. Раскрытие матрицы SWOT-анализа для формирования взаимосвязей
5. Определение основных направлений развития
Для определения основных направлений развития бизнеса необходимо, использовать полученные данные SWOT-анализа (общая форма и развёрнутая форма).
SWOT-анализ в своей общей и развёрнутой форме содержит основной недостаток:
SWOT-анализ принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общее направление (т.е. север, юг, запад, восток), а конкретную "тропинку", скорость движения, транспортное средство необходимо определять и подбирать отдельно.
Кроме обозначенного недостатка, имеются и другие аспекты, которые заключаются в том, что SWOT-анализ не даёт ответа на следующие вопросы:
1. А что будет, если возможности не выполнят ожидания?
2. А что будет, если угрозы, наступят самым неподходящим образом?
3. А что будет, если конкуренты ослабят сильные стороны?
4. А что будет, если слабые стороны станут ещё более слабыми?
5. Каким образом в матрице SWOT анализировать риски?
Таким образом, в SWOT-анализе отсутствует возможность прогнозирования, количественной оценки, и по сути, SWOT является отчасти субъективным методом анализа. Потому, для получения полной картины необходимо использовать и другие известные методы исследования предприятия для принятия серьёзных стратегических, плановых решений. SWOT-анализ является удачным вариантом в условиях ограниченных ресурсов: материальных и (или) временных, но данный метод не отражает максимально полной картины, которую можно получить даже силами собственного предприятия и управленческого состава компании

1.4 Стратегическое управление в туристской отрасли

Современный туризм - явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны, с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.

В настоящее время одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующих формированию и развитию современного мирового хозяйства является неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. Туризм превратился в крупную самостоятельную отрасль национальных экономик многих стран, деятельность которой направлена на удовлетворение рекреационных потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики.

Туризм, в современном мире, является также одним из основных факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится значимым сектором мировой экономики.

Долгие годы в нашей стране успешно развивался социальный туризм. Коммерческие интересы туристских фирм стояли на втором плане. В настоящее время ситуация коренным образом переменилась. Лишь небольшая часть рекреационных услуг имеет социальную направленность и частично финансируется за счет средств центральных профсоюзов.

В связи с переходом к рыночным отношениям и значительным подорожанием туристских услуг, рекреационная деятельность все больше становится доступной состоятельной части населения.

Другой важной особенностью является сокращение времени рекреационной деятельности. Это объясняется тем, что с одной стороны, у большей части населения нет достаточных средств необходимых для полноценного отдыха в течение всего отпускного времени и они вынуждены часть отпуска тратить на то, чтобы заняться дополнительной трудовой деятельностью. С другой - обеспеченные люди ограничены в свободном времени и не могут себе позволить надолго отрываться от работы.

Изменились требования к качеству рекреационных услуг. Среди потребителей стало непопулярным комплексное обслуживание по путевкам, включающее размещение в многоместных номерах, обязательное питание в строго определенное время, запланированные экскурсии и др. В то же время возрос спрос на комфортные условия проживания и свободный выбор услуг. Это привело к тому, что многие учреждения комплексного обслуживания (санатории, дома отдыха, турбазы) в современных условиях работают как пансионаты или туристские гостиницы. Надо полагать, что процесс сокращения и перепрофилирования рекреационных учреждений будет продолжаться и в дальнейшем, поскольку инфляционные процессы приведут к росту цен на топливо, энергию, стройматериалы, продукты питания и др.

Изменилась география мест отдыха и туризма, поскольку значительная часть курортов оказалась в странах ближнего зарубежья, и стала менее доступной. На изменении географии мест отдыха сильно сказалось снижение уровня доходов населения. Это привело к сокращению радиуса рекреационных поездок и повышению привлекательности пригородного отдыха.

Значительные изменения произошли в структуре зарубежного туризма. За последние годы наблюдается резкое увеличение поездок российских граждан за границу в разнообразные шопинг - туры и бизнес туры. В то же время поток иностранных туристов в Россию значительно сократился.

В туристической отрасли стала развиваться конкуренция. Но это не привело ни к снижению стоимости туристических услуг, ни к повышению их доступности широким слоям населения. Такое положение объясняется, с одной стороны, повышением качества услуг, с другой ориентацией туристских фирм на производстве услуг для состоятельных слоев населения.

Современный потребитель больше ориентируется на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и в меньшей степени -- на материальные ценности.

За короткий период реформ на российском рынке сформировался новый тип потребителя, которого отличают следующие психолого-поведенческие особенности:

- высокий уровень информированности;

- высокая требовательность к комфорту и качеству услуг;

- индивидуализм;

- экологизм сознания (осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеком);

- спонтанность решений;

- мобильность;

- физическая и умственная активность на отдыхе;

- стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.

Новый российский потребитель туристских услуг, в своем большинстве уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании, искушенный, более информированный, требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный заграничным изобилием, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый -- изменяет свое поведение и на туристском рынке.

На основе анализа процессов происходящих в стране можно утверждать, что в развитии туристической отрасли России наблюдаются противоречия в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. С одной стороны, современное состояние туризма в России можно расценивать как кризисное, поскольку резко упали достигнутые ранее объемы предоставляемых туристских услуг, значительно сократилась материальная база, возросло несоответствие между уровнем предоставляемых туристических услуг и потребностями населения страны. Основной причиной этого является то, что туристической отрасли уделяется недостаточно внимания со стороны государства. Она и сейчас занимает девятое место в системе территориально - отраслевых приоритетов развития экономики страны.

С другой стороны, наблюдаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих высоким требованиям мировых стандартов, значительное увеличение числа зарубежных поездок, рост числа туристских организаций по всей территории России. То есть имеет место своего рода туристический бум.

Но, несмотря на это в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.

Поддержка туризма ставится в число приоритетных задач государства с целью обеспечения условий развития в России индустрии туризма, как основы повышения потенциала и конкурентоспособности туристского комплекса. Во многих регионах страны разработаны и реализуются программы развития туризма. Они предусматривают решение таких задач как:

· формирование современного туристского рынка;

· углубление специализации и кооперации;

· разработка нормативно-правовой базы развития туризма в регионах;

· стимулирование развития материальной базы путем привлечения инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов;

· эффективное использование существующей материальной базы и рекреационных земель;

· формирование современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;

· осуществление научных исследований в сфере туризма;

· совершенствование системы информационного обеспечения и др.

Глава 2. Анализ деятельности туристической фирмы ООО "ХХХ"

2.1 История создания и развития организации

История организации

Образованное в 1997 году, агентство по корпоративному обслуживанию поездок ООО "ХХХ" на сегодняшний день входит по показателю объемов продаж на Московском рынке в топлист ведущих компаний индустрии. Агентство обладает всеми документами, необходимыми для осуществления коммерческой деятельности на территории РФ: Федеральным сертификатом Соответствия, Российской Туристической лицензией, а также аккредитовано при Международной Ассоциации Авиаперевозчиков (IATA - International Air Transport Association ). С 1-го января 1999 года компания представляет на территории Российской Федерации международный консорциум корпоративных агентств ITP - International Travel Partnership (www.itptravel.net). Благодаря участию в консорциуме, ООО "Интернет- Плюс" предоставляет своим клиентам поддержку (помощь в перебронировании рейсов, приобретении новых билетов, покупка билетов в кредит). С 2003 года Агенство входит в Российскую Ассоциацию Агентств Делового Туризма ( www.btaa.ru )

В 2002 году прошла добровольную сертификацию туристических услуг, что в дальнейшем способствовало повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг. Сертификация является методом объективного контроля качества услуг, их соответствия установленным требованиям. Наличие сертификата помогает покупателям в выборе услуг и служит определенной гарантией их доброкачественности.

С 2007 года фирма внесена в Единый реестр туроператоров и имеет реестровый номер ВТ- 020885, договор ГОТО-018/09 от 06/02/2009 страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Срок действия этого договора до 7 сентября 2010 года, он был заключен с ЗАСО "Европейское Туристическое Страхование" (119049, г.Москва, улица Коровий вал, дом 7/1) Размер финансового обеспечения 30000000 (тридцать миллионов) рублей.

ООО "ХХХ" работает в сфере делового туризма. Основные виды дятельности:

- Оформление выездных документов;

- Организация туристских поездок, командировок специалистов;

- Осуществление международной туристской деятельности в ближнем и дальнем зарубежье ( Европа и Юго-Восточная Азия);

- Организация корпоративных мероприятий.

Миссия ООО "ХХХ" звучит следующим образом: "Предоставление нашим клиентам качественных туристических услуг, которые соответствуют самым высоким профессиональным требованиям".

Основной целью деятельности турфирмы является сохранение лидирующих позиций на туристическом рынке г. Москвы.

По видам деятельности Компания делится на 7департаментов:

- Департамент Бронирования ( гостиницы, авиа и ж\д билетов)

- Паспортно-визовый департамент

- Департамент личных поездок

- Департамент MICE (корпоративные мероприятия)

- Департамент маркетинга и продаж

- Финансовый департамент

- Департамент IT

Общая численность сотрудников компании - 64 человека.

Место положения, юридический адрес, форма собственности

ООО " ХХХ" находится по адресу: Москва, ул. М.Расковой д.34 стр.14. Юридический адрес: 117465, г. Москва, ул. Генерала Тюленева, д. 16-18, стр. 17

Сайт в интернете:

Номенклатура оказываемых услуг:

Продажа Авиа и ж/д билетов. Фирма оказывает услуги по продаже авиабилетов практически в любые точки мира, более чем на 20 авиакомпаниях, в том числе такие как: Аэрофлот, CSA, KLM, Malev, AirFrance .

Таблица 2.2. Цены на авиабилеты

Авиа компания
Минимальная цена за билет (руб.)
Malev
3515
Delda
3860
Трансаэро
8850
Brussels Airlines
7065
Finnair
6500
Air France
6300
KLM
7350
Qatar Airways
5425
Lufthansa
7800
Аэрофлот
5500

Паспортно-визовые услуги.

Таблица 2.3. Стоимость визы для въезда в иностранные государства

Количество паспортов (при одновременной подаче)
Стоимость за одну визу (руб.)
От 1 до 10 паспортов
1840
От 11 и более паспортов
1580

Таблица 2.4. Общегражданские заграничные паспорта РФ

Услуга
Срок оформления
Стоимость, руб.
Общегражданский заграничный паспорт РФ для жителей Москвы и МО
15-17 раб. дней
16500
Оформление загранпаспорта ребенку до 14 лет
12-14 раб. дней
16000
Вписание ребенка в готовый загранпаспорт
3 раб. дня
8000
Оформление биометрического загранпаспорта
15-17 раб. дней
15000
Общегражданский заграничный паспорт РФ для жителей регионов с временной регистрацией в Москве и МО
15-17 раб. дней
17000

Бронирование и размещение в гостиницах.

Таблица 2.5. Цена на проживание в гостинице

Гостиница
Цена за ночь (руб.)
Парк Инн Саду (Москва)
6500
Хилтон Ленинградская (Москва)
11000
Korston Hotel (Казань)
4300
Бородино (Москва)
4400
Красные холмы (Москва)
10000
Гранд Авеню( Екатеринбург)
3400
Ладога Отель (С.-Петербург)
4800

Фирма осуществляет отправку клиентов более чем в 20 стран мира и является туроператором по направлениям: Чехия, Венгрия, Греция, Италия, Испания, Голландия, Франция, Австрия, Англия, Швейцария и др.

Таблица 2.6. Направление поездки и цена

Страна
Продолжительность поездки
Проживание
Цена (руб.)
Египет
от 8 дней
5*
13 500
Греция
8-15 дней
5*
21700
Великобритания (Лондон)
7 дней
4*
21000
Европа-Бенилюкс (автобусный тур)
7 дней
4*
14600
Португалия
8 дней
5*
20000
ОАЭ
8-15 дней
5*
39500
Испания (Тенерифе)
14 дней
5*
33900
Франция (Париж)
8 дней
4*
17000
Финляндия
от 5 дней
4*
15000
Чехия (Прага)
8 дней
5*
13900

Таблица 2.7. Тарифы на трансферы по Москве

Легковые автомобили
Микроавтобусы
иномарки
Мерседес E211
Мерседес S220, BMW 745
до 14 мест
до 17 мест
до 34 мест
эконом. класс
бизнес класс
представительский класс
Мерседес Истана
Мерседес Спринтер
Хендэ
из Шереметьево в Москву
от 1700
от 2100
от 3800
от 4800
3200
4000
6000
из Домодедово в Москву
от 1800
от 2200
от 3800
от 4900
3200
4000
6000
из Внуково в Москву
от 1700
от 2200
от 3800
от 4800
3200
4000
6000
с ж/д вокзала в Москву
от 1300
от 1800
от 3000
от 4200
2900
3800
5700
из Москвы в Шереметьево
от 1400
от 2000
от 3200
от 4600
3000
3800
6000
из Москвы в Домодедово
от 1400
от 2000
от 3200
от 4600
3000
4000
6000
из Москвы во Внуково
от 1400
от 2000
от 3200
от 4600
3000
4000
6000
из Москвы на ж/д вокзал
от 1200
от 1800
от 3200
от 4400
3000
4000
6000

Цены указаны в рублях и включают НДС 18%

2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО "ХХХ"

Проанализируем факторы, воздействующие на деятельность ООО "ХХХ".

1. Политические факторы:

А. Законы и правовые акты.

Государство осуществляет свое регулирование туристической деятельности предприятия на основе законов и нормативно-правовых актов:

· Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в РФ"

· ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ"

· Закон "О защите прав потребителей" с изменениями вступившими в силу 01.01.2005г

· Постановление "Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"

· О реализации отдельных норм ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ"

· "О регистрации в МИДе РФ организаций в целях оказания им консульских услуг"

· "Об оформлении свидетельста на въезд (возвращение) в РФ"

· "Об оказании помощи по страховым случаям гражданам РФ, находящихся на территории иностранного государства"

· "Об оформлении приглашения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства"

· "О предъявлении иностранными гражданами и лицами без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории РФ и выезда из РФ"

· Письмо Министерства финансов РФ от 12.07.2005 N 03-11-04/2/22 "О правомерности использования упрощенной системы налогообложения"

Б. Влияние политических событий.

Деятельность организации постоянно находится под влияние политических событий и решений принимаемых не только в РФ, но и во всем мире. Поэтому руководство организации должно следить за обстановкой в мире, за принимаемыми решениями и законами.

Активно способствует расширению международных туристских связей фактор внутриполитической стабильности страны, которая принимает зарубежных гостей. Так же серьезным фактором межгосударственных и межправительственных соглашений в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных взаимосвязей, туризма.

Негативные для туризма факторы политического порядка:

· внутриполитическая нестабильность в стране или регионе;

· отсутствие между государствами добрососедских отношений;

· военные конфликты.

Ярким примером влияния политических факторов являются визовые формальности, которые возникают из-за отсутствия соглашений между странами об упрощенном визовом режиме( пример: взаимоотношения Великобритании и России), из-за чего оформление документов задерживается на 1-2 недели.

Значительную роль также играют военные конфликты. Перманентный израильско-палестинский конфликт (вспышки которого наблюдаются периодически, как, например, весной 2002 г.), война в Ираке негативно сказываются на развитии туризма, а следовательно ведут к сокращению числа туристов прибывающих в страны Ближнего Востока на отдых. Как пример из-за войны в Ираке(2003г.) Серьезную угрозу туризму представляет терроризм и экстремизм. В странах, где туризм оказывает большое влияние на национальную экономику, экстремисты в качестве объектов нападения могут выбирать туристов (как это произошло в Египте в 2005г., когда были взорваны гостиницы в Шармель-Шейхе).

2. Экономические факторы

Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. Существует прямая зависимость между экономическим развитием страны, объемом национального дохода и материальным благосостоянием ее граждан. Поэтому государства с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан.

От экономического положения государства зависят не только доходы населения, но и уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма.

А. Инфляция. Инфляция представляет угрозой для достижения целей организации. Цены растут даже не смотря на существенное снижение темпов роста в течение нескольких лет. Главная опасность исходит от цен на топливо для авиакомпаний. Они постоянно растут (начиная с апреля 2007г. стоимость авиакеросина на мировом рынке увеличилась в среднем на 80-90%) , перевозка пассажиров стала обходиться дороже, вследствие чего авиакомпании увеличивают цены на билеты из-за чего туроператорам также приходится поднимать цены на авиа-билеты, что не устраивает туристов. Так же на цены услуг компании оказывает влияние арендная плата за офис, которая в период с 2006г. возросла на 25 %, что привело к увеличению цен.

Б. Безработица. Безработица в Москве составляет 22 тыс. чел., что составляет 0,5% При этом безработных с высшим профессиональным образованием в Москве - 29%. Идет тенденция повышения безработицы из-за экономического кризиса. Это может сказаться не лучшим образом на компании, т.к. снижение уровня доходов населения может привести к снижению продаж фирмы.

В. Уровень доходов. Средняя заработная плата по Москве в июне 2008 составила 19800 руб. Однако численность населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума, имеет тенденцию снижения, по данным Росстата в 2007 составила 16,3% от всего населения. Снижение уровня доходов будет вести к снижению объемов продаж, а повышение- к увеличению.

Г. Курс валют. Изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Замечено, что рост относительной себестоимости поездки за рубеж на 5 % приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6--10%. Основной вид иностранной валюты для ООО "ХХХ", который используется для расчетов с иностранными партнерами, является американский доллар. Постоянное повышение курса доллара по отношению к рублю, ведет к удорожанию услуг, предоставляемых иностранными партнерами фирмы, в рублёвом эквиваленте, что приводит к снижению спроса у клиентов.

Д. Финансовый кризис. Сложившаяся ситуация в стране и во всем мире может негативно сказаться на деятельности организации. Финансовый кризис может привести к снижению уровня продаж. Чтобы этого избежать и сохранить своих клиентов ООО "ХХХ" следует ввести систему скидок для постоянных клиентов.

3. Социальные факторы

А. Демографические факторы

Наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 20--40 лет. Как видно из данных таблицы 5 именно эти возрастные категории в России и сокращаются, что приводит к снижению туристов, а преобладающей возрастной структурой общества становится категория людей от 40 и старше лет , в которой наибольший удельный вес занимает население предпенсионного и пенсионного возраста, имеющее очень низкие доходы, не дает возможность увеличивать объем продаж среди простого населения.

Таблица 2.8. Возрастная структура общества

Года
0-20 лет
20-40 лет
40-50 лет
50 лет и старше
1990
38%
32%
16%
14%
2000
34%
35%
15%
20%
2009
32%
30%
14%
24%

К группе демографических факторов относится также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок. Самый высокий уровень урбанизации в таких городах как Москва и С.-Петербург. Степень туристской активности в городах значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристские поездки. Это объясняется, прежде всего, потребностью в отдыхе (связанном со сменой обстановки), вызванной перегрузками и нервным напряжением. К тому же на решение горожанина о совершении поездки с познавательными целями оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения

Б. Тенденции в образе жизни. Образ жизни населения по сравнению с 90-ми годами ХХ в изменился. Если раньше у большинства граждан не было возможности отдохнуть за границей, и приходилось проводить свой отпуск на даче, то теперь уровень доходов населения ,хоть и не намного но вырос, и все большее количество граждан стремятся отдохнуть за пределами РФ. На смену образу жизни, который можно было охарактеризовать как статичный, когда основная масса населения годами не покидала своего дома, приходит новый, динамичный стереотип жизни: смена обстановки становится в современных условиях бурного городского ритма жизни крайне необходимой Туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми. В зарубежной литературе это явление получило название "путешествия с интервалами". Вместо одного длительного ежегодного путешествия все чаще предпочтение отдается нескольким более коротким (например, двухнедельный отдых летом на море, недельный -- зимой в горах, а также несколько поездок в выходные и праздничные дни). Подобные поездки означают рост активности и мобильности туристов. "Краткосрочные" посетители обычно несут большие расходы в расчете на один день пребывания в посещаемом месте по сравнению с туристами, совершающими длительные поездки. Кроме того, "путешествия с интервалами" совершаются в течение всего года, способствуя тем самым решению одной из основных проблем туризма -- сглаживанию сезонных колебаний спроса.

"Путешествия с интервалами" будут определять характер развития туризма в третьем тысячелетии. Такой вывод сделала английская консалтинговая фирма "Ховат УК", проводившая по заказу ВТО исследование динамики отпускного времени в 18 странах мира, на долю которых приходится более 70 % всех туристских расходов. В результате был получен прогноз, что в XXI в. продолжительность туристских поездок сократится до 3--4 дней, однако частота перерывов для отдыха и интенсивности восстановления жизненных сил человека возрастет.

4. Технологические факторы

Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.

Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий). Так, коренная техническая реконструкция транспорта позволила создать комфортабельные условия для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки туристов на большие расстояния в значительной степени способствовали развитию туризма.

Дальнейшее развитие транспорта и его воздействие на туризм будет, по мнению специалистов, идти по двум основным направлениям:

1. количественное развитие (увеличение числа различных видов транспорта); качественное развитие (повышение скорости движения, безопасности перевозок и комфорта пассажиров).

2. Особо следует отметить внедрение в индустрию туризма компьютерной техники, без чего организация массовых туристских путешествий в настоящее время невозможна. Информационные технологии позволяют интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. Интернет в туризме не только выполняет функцию передачи и обмена информацией, но и формирует новую систему сбыта, которая напрямую связывает конечных потребителей с поставщиками туристских услуг и уже сегодня составляет реальную конкуренцию традиционным каналам реализации туристских продуктов.. Так, несмотря на то что использование Интернета в отечественном туристском бизнесе только начинается, игнорирование мировых тенденций развития туристской индустрии может уже в ближайшее время обернуться большими финансовыми потерями, когда туристская деятельность будет немыслима без соответствующих информационных технологий.

5. Институциональные факторы

А. Образование. Потребность в квалифицированных специалистах в области туризма высока. Для ее удовлетворения необходимо активное участие в процессе подготовки кадров профильных учебных заведений. Руководство ООО "ХХХ" отмечает невысокий уровень подготовки, отсутствие практических навыков у выпускников ВУЗов.

Компания производит набор сотрудников преимущественно с опытом работы в данной сфере, и обязательно со знанием иностранного языка(английский или немецкий). Это обусловлено ее репутацией. Сотрудники, которые не имеют опыта работы в туристическом бизнесе( в основном это выпускники ВУЗов), обязательно проходят обучение на курсах и набираются необходимого опыта.

Б. Коммуникации. Для партнеров и клиентов компании существуют средства связи. Это очень важно, так как общение с потребителями одно из главных критериев, улучшения качества обслуживания. Существует специально разработанный сайт в Интернете, где клиенты могут найти важную для них информацию.

6. Природно-географические факторы

Природно-географические факторы (такие как: рельеф, климат, природные ресурсы, водные ресурсы, растительный мир, животный мир и т.д ) являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения. Здесь все зависит от выбора клиента, кто-то хочет позагорать на солнышке на берегу моря, кто-то хочет провести свой отпуск катаясь на горных лыжах.

Однако следует учитывать, что природные явления могут приводить как к всплескам, так и спадам туристской активности. Например, последнее полное солнечное затмение XX в. (лето 1999 г.) в Европе особенно хорошо наблюдалось на территории Румынии. Умело проведенная рекламная кампания этого события привела к тому, что в 1999 г. количество туристских прибытий в эту страну возросло по сравнению с 1998 г. примерно на 200 тысяч. С другой стороны все помнят разрушающее цунами и наводнение в конце 2005г. в Юго-Восточной Азии на 4 млн. человек по сравнению с 2004г. Разрушительное землетрясение на севере Турции (1999 г.) повлекло за собой сокращение потока посетителей по сравнению с 1998 г. на 2 млн человек.

7. Культурно-исторические факторы

Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. Так же сюда можно отнести и крупные спортивные соревнования, например Олимпийские игры, Чемпионаты Мира и Европы по футболу, которые дают мощный импульс к развитию туристического бизнеса в той стране, где они проводятся

8. Экологические факторы

Экологические факторы оказывают на туризм самое непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.

Непропорциональное развитие туризма может подрывать саму основу его существования: туризм потребляет природные ресурсы; в центрах массового туризма этот процесс приобретает разрушительный характер (изменение естественных условий, ухудшение жизненных условий людей, животного и растительного мира и т.д.). Разрушение природной среды влечет за собой спад туристского предложения (проблема монокультуры туризма).

Сдерживающим фактором развития туризма являются зоны радиоактивного, химического и других видов загрязнений. Так, в Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. сложилась принципиально новая экологическая ситуация, при которой значительную часть туристско-рекреационных ресурсов республики в обозримом будущем вряд ли можно будет использовать для туризма и отдыха населения.

9 Сезонность

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.

Сезонность -- это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными ("высокими") сезонами являются летний (июль--август) и зимний (январь--март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель--июнь, сентябрь) и "мертвый сезон" (октябрь--декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.

Так, согласно статистическим данным, в Европе на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок. В странах, где годовые колебания температуры и других элементов климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон); сезонность в туризме определяется главным образом факторами климатического, социального и психологического характера.

Климатические факторы связаны с тем, что в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года.

Социальные факторы обусловлены тем, что большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле -- августе (месяцы наименьшей производительности труда).

Негативные последствия сезонной неравномерности спроса требуют изучения данного явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные -- в межсезонье и пониженные -- в "мертвый сезон"; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный и т.д.)

Конкуренты

Любой фирме противостоит широкий спектр конкурентов. Рыночная теория гласит, что для того, чтобы преуспеть в бизнесе, фирма должна удовлетворять потребности клиентов лучше, чем ее конкуренты. Она должна приспособиться не только к изменяющимся потребностям клиентов, но и к стратегиям конкурентов. Фирма должна получить стратегическое преимущество, внедрив в сознание клиентов приоритет своих товаров.

Единой стратегии конкурентной борьбы не существует. Каждая фирма должна выбирать стратегию соответственно своим размерам и положению на рынке.

Основными конкурентами ООО "ХХХ" являются фирмы: Infinity Travel, "Аэро Клуб", "СТБ Турс", Andrews Consulting Travel House.

Таблица 2.9. Конкуренты

Название турфирмы
Объем продаж, тыс. руб.
Уровень цен
Числен-ность персонала, чел.
Перечень основных видов услуг
Ур-нь обслуживания клиентов
"ХХХ"
182785
Средние по рынку
64
Бронирование гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, отдых за рубежом, Организация корпоративных мероприятий( MICE), трансферы по Мокскве
Высокий
Infinity Travel
158257
Выше средних
72
Бронирование гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, отдых за рубежом, Организация корпоративных мероприятий( MICE)
Высокий
Аэроклуб
126523
Средние по рынку
32
Бронирование гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги
Низкий
Jenico Travel
135673
Выше средних
37
Бронирование гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, трансферы по Москве
Средний
"СТБ Турс"
128954
Высокие
35
Авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, отдых зарубежом
Средний
Andrews Consalting Travel House
180517
Выше средних
64
Бронирование гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, отдых за рубежом, Организация корпоративных мероприятий (MICE), трансферы по Москве
Высокий
Другие
125000

Рис. 2.3. Конкуренты и их доля на рынке

Партнеры ООО "ХХХ"(поставщики туристических услуг)

Так как для ООО "ХХХ" главное - предоставление своим клиентам качественных туристических услуг, компания сотрудничает с надежными и известными компаниями. Партнерами фирмы являются:

1.Авиакомпании - Аэрофлот, British Airways, Lufthansa, Air France, American Airlines и многие другие.

2.Ж/Д компании - РЖД и Deutsche Bahn.

3. Сотовый оператор Мегафон.

4. Страховая компания "Ренессанс Страхование"

5. Сети отелей - Hilton, Rixos, Maxima Hotels, Marriott

Наличие таких партнеров положительно сказывается на имидже и репутации компании.

Потребители

Клиентами турфирмы являются более 400 российских и иностранных компаний, которые отдают ежедневное предпочтение профессионализму сотрудников и качеству услуг, предоставляемых ООО "ХХХ".

Также компания не обходит стороной и индивидуальных клиентов. В 2009 году было отправлено следующее количество туристов по направлениям.

Таблица 2.10. Распределение заказов по странам ежемесячно за 2009 год

Янв.
Фев.
Март
Апр.
Май
Июнь
Июль
Авг.
Сен.
Окт.
Нояб
Дек.
Итого
1
Чехия
6
2
9
7
0
8
7
7
2
5
5
5
63
2
Словакия
2
0
0
1
0
1
5
1
1
3
7
1
23
3
Италия
0
1
8
8
7
5
7
2
2
3
2
4
49
4
Финляндия
5
2
0
1
0
6
4
2
3
5
6
12
46
5
Голландия
1
0
2
8
1
1
3
0
1
3
4
2
26
6
Ирландия
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
0
2
7
Португалия
0
0
0
0
4
7
8
10
1
0
0
0
30
8
Франция
8
5
3
3
4
8
8
7
4
2
1
3
56
9
Австрия
7
6
3
4
1
3
5
3
7
3
2
2
46
10
Швейцария
6
5
0
4
0
0
0
0
1
0
2
4
22
11
Англия
2
3
7
2
0
4
3
2
4
1
4
2
34
12
Германия
4
2
4
3
8
5
3
5
7
0
0
0
41
13
Греция
0
0
3
3
4
1
4
5
5
2
3
1
31
14
Турция
6
4
1
3
7
8
21
19
5
2
1
0
77
15
Кипр
1
2
1
3
0
7
1
2
6
3
1
1
28
16
Израиль
0
1
0
1
2
4
8
1
1
1
2
2
23
17
ОАЭ
11
8
9
2
1
0
1
0
0
2
3
2
39
18
Египет
4
14
15
3
0
0
1
3
9
10
8
3
70
19
Испания
7
6
3
4
0
1
8
10
7
2
0
0
48
20
Таиланд
2
4
2
0
0
0
1
1
1
2
5
7
25
21
Хорватия
0
0
0
0
0
5
8
7
4
0
0
0
24