На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность коммуникаций и их место в системе управления персоналом. Значение принятия управленческих решений в управлении персоналом. Финансово-экономическая характеристика ОАО Азот, главные показатели кадровой политики и методика их совершенствования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


45
Разработка управленческого решения при управлении персоналом


Введение
Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует принятия надежных решений и эффективного обмена информацией. Опыт выдающихся менеджеров и практика преуспевающих компаний свидетельствует о том, что эффективное управление невозможно без отлаженных коммуникаций и выбора правильных управленческих решений.
В управлении персоналом эффективные коммуникации и надежные решения являются необходимым условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления. Например, для разработки миссии организации необходима информация о потенциальных потребителях продукции и услуг, конкурентах, поставщиках. Принятие решений - неотъемлемый и доминирующий процесс при осуществлении любой из отдельных функций управления. И качеством стратегических и текущих решений, принимаемых руководителем, определяется уровень развития организации и степень ее выживаемости. Не менее важным для осуществления функций управления является обмен информацией внутри организации, т.е. в системе управления персоналом.
Цель данной работы - доказать, что процесс принятия управленческих решений в управлении персоналом и процесс коммуникаций являются связующими процессами в управлении персоналом.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность коммуникаций в системе управления персоналом.
- Раскрыть сущность принятия управленческих решений в управлении персоналом.
Объект работы - управленческие решения в управлении персоналом.
Предмет работы - процесс принятия управленческих решений в рамках управления персоналом.
1. Процесс принятия управленческих решений в управлении персоналом

В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.
Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.
Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.
Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана - прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители. [4, С. 251]
Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
В расширенном плане принятие управленческого решения понимается как весь процесс управления.
Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
1.1 Классификация управленческих решений

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация управленческих решений
Классификационный
признак
Группы
управленческих решений
Степень повторяемости
проблемы
Традиционные
Нетипичные
Значимость цели
Стратегические
Тактические
Сфера воздействия
Глобальные
Локальные
Длительность реализации
Долгосрочные
Краткосрочные
Прогнозируемые последствия решения
Корректируемые
Некорректируемые
Метод разработки решения
Формализованные
Неформализованные
Количество критериев выбора
Однокритериальные
Многокритериальные
Форма принятия
Единоличные
Коллегиальные
Способ фиксации решения
Документированные
Недокументированные
Характер использованной
информации
Детерминированные
Вероятностные
Методология принятия решений.
Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:
- методологию управленческого решения;
- методы разработки управленческих решений;
- организацию разработки управленческого решения;
- оценку качества управленческих решений.
Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
- возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
- выбор критериев, по которым будет принято решение;
- разработка и формулировка альтернатив;
- выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
- утверждение (принятие) решения;
- организация работ по реализации решения - обратная связь.
При выборе критериев для принятия решения менеджер руководствуется системой норм и нормативов, с которыми можно сравнить альтернативное решение. Нормы, как правило, ограничивают выбор критериев, так как менеджер не может изменить трактовку того или иного закона, что сужает деятельность в принятии решения. К числу таких ограничений можно отнести отсутствие достаточного опыта и квалификации, наличие острой конкуренции и др. [10, С. 136]
При этом необходимо помнить, что эффективность принятия решения на среднем и низшем уровнях управления во многом определяется полномочиями, которые им делегировало высшее звено управления. Таким образом, критерии при принятии управленческого решения служат своего рода стандартом ограничения.
Процесс принятия решения требует логического и упорядоченного подхода, так как менеджеры принимают решения, которые сопряжены с определенными обязательствами и необходимостью претворения их в жизнь.
Из всех неопределенностей менеджеру необходимо выбрать решение, которое позволит достичь конечного результата. Эта неопределенность может принимать ряд форм и представлять:
- стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;
- бинарное решение («да» или «нет»);
- многовариантное решение (имеется очень широкий выбор альтернатив);
- инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.
Цель упорядоченного подхода к принятию решений - повысить объективность и обеспечить учет всех важных данных. Если причинно-следственный анализ является дедуктивным процессом, который заставляет управляющего собирать данные, а затем отсеивать их путем критического исключения, то процесс принятия решений выдвигает требование по созданию базы данных, которая затем используется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив. [7, С. 394]
1.2 Процесс принятия управленческих решений в планировании персонала

Сущность планирования персонала состоит в предоставлении рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве для работников в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Планирование персонала учитывает как интересы предприятия, так и работников. Организация желает располагать в нужное время, в нужном месте, количестве и соответствующей квалификации персоналом, способным достичь ее целей. Работник желает такого рабочего места, на котором созданы все условия для развития способностей и гарантирован высокий постоянный заработок.
Основной задачей планирования персонала является обеспечение реализации планов и достижения целей организации с точки зрения использования персонала, его численности, квалификации, производительности и издержек.
Важность процесса планирования обоснована рядом причин:
- формирование реального рынка труда и необходимость учета его конъюнктуры;
- увеличение затрат на труд (инфляция, увеличение заработной платы, организация рабочего места, процесса);
- планирование персонала параллельно планированию бизнеса.
Для создания типового плана работы с персоналом в организации менеджеру необходимо принимать ряд управленческих решений.
Планирование потребности в персонале начинается с анализа информации о персонале, затем определяется количество рабочих мест, как имеющихся, так и планируемых на основе анализа плана организационно-технических мероприятий, штатного расписания, плана замещающихся вакантных должностей. Вся эта информация используется для определения качественного и количественного состава работников, которых необходимо иметь организации для достижения своих целей. После анализа характеристик имеющихся потребностей анализируется количественная и качественная потребность. [11, С. 526-527]
Качественная потребность - это потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу. Она рассчитывается путем сравнения профессиональных должностных документов с фактическими данными, расчет качественной потребности идет вместе с расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.
Количественная потребность - это количество дополнительных работников, необходимых организации для достижения своих целей.
Общая потребность в персонале представляет собой всю численность персонала и находится как сумма количества работников по качественным критериям.
Существует также такое понятие, как формирование оптимального состава персонала. Целью формирования персонала является сведение к минимуму потерь, обусловленных несовпадением способностей к труду и личных качеств людей с возможностями их использования в организации для обеспечения научной обоснованности формирования состава персонала, необходимо учитывать жизненный цикл организации [1, С. 107-109].
Для того, чтобы сформировать состав персонала руководителю необходимо набрать и отобрать персонал.
Таким образом мы видим, что руководителю опять же необходимо принять ряд определенных управленческих решений: решение об анализе работ, организации работы, о создании должностной инструкции (в случае ее отсутствия на предприятии, решение о разработке требований, предъявляемых к персоналу, требований набора и т.д.)
Необходимость развития персонала в современных условиях обусловлена следующими причинами:
- увеличение затрат на персонал;
- давление со стороны конкурентов. Ценовая борьба, требующая сокращения затрат, но более эффективное использование труда;
- технологические изменения;
- рост социальной ответственности организации за увеличение потенциала своих работников.
Одним из направлений развития персонала является профессиональное обучение. Оно имеет большое значение как для крупной, так и для малой организации.
Развитие - это деятельность, направленная на изменение характеристик объекта управления в связи с изменившимися условиями деятельности.
К методам управления развитием персонала относят:
- Профессиональное обучение
- Подготовка резерва руководителей
- Развитие карьеры
- Затраты организации на развитие персонала.
Из вышеперечисленного следует, что для обучения и развития персонала, менеджер принимает управленческие решения об определении потребности в обучении, об анализе общих производственных целей и политики организации, об анализе плана технического обновления, об анализе индивидуальных планов развития, а также заявок и пожеланий обучаться самих сотрудников, оценке обучения и т.п. [3, С. 350-351].
Понятие карьера в настоящее время рассматривается в основном в двух значениях: первое - карьера человека в жизни этого человека, и второе - карьера индивидуума внутри организации.
Карьера (career) - это результат позиции и поведения в области трудовой деятельности, связанной с должностным и профессиональным поведением.
В процессе профессиональной деятельности человек постоянно делает выбор в пользу той ли иной ситуации, ставит какие-то приоритеты. Благодаря естественной уникальности каждого человека, тех ситуаций, в которые он попадает и тому, как он реагирует на эти ситуации, может быть несчетное множество разных карьер, но принято выделять следующие виды внутриорганизационной карьеры:
- Вертикальная;
- Горизонтальная;
- Центростремительная;
- Ступенчатая. [11, С. 538]
В совершенных организациях менеджеры по персоналу выполняют функцию планирования карьеры, т.е. определения стратегии и этапов развития и продвижение специалистов. Основой этого процесса является сопоставление потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающихся в составлении программ профессионального должностного роста [1, С. 185].
В целях планирования карьеры персонала менеджер продолжает принимать управленческие решения: решение о продвижении того или иного работника в должности, решение об увеличении заработной платы, о создании программы работы с резервом, об оценке результатов труда сотрудников и т.д.
1.3 Процесс принятия управленческих решений в организации труда

Под организацией труда понимаются конкретные форм и методы, соединение людей и техники в процессе труда.
Различают две стороны организации труда: естественно-техническую и социально-экономическую.
Формируя общие требования к организации труда следует помнить, что методы работы должны отвечать:
- Экономической целесообразности деятельности организации, т.е. повышать производительность труда, эффективность занятости работников, лучшее использование всех ресурсов и равная напряженность труда.
- Должен выполнятся социальный критерий труда, в рамках которого труд должен быть привлекательным для работника.
- Организация труда должна учитывать психофизиологические факторы работников.
Организация труда включает в себя организацию рабочего места.
Планирование рабочего места - это определение типа рабочего места, исходя из его классификации.
Организация рабочего места - это система мероприятий по его планированию, оснащению средствами и предметами труда, размещению в определенном порядке, обслуживанию и аттестации.
Организация рабочего места - это деятельность по его оснащению и планировке. [4, С. 843]
К организации труда относится также режим труда и отдыха работников, к которому предъявляются следующие требования:
- Соблюдение общей продолжительности рабочего времени, установленного законодательством.
- Обеспечение равноправного чередования времени работы и времени перерывов.
- Обеспечение полного использования оборудования и рабочего времени для повышения производительности труда.
Здесь же следует рассматривать вопрос об адаптации персонала.
Профессиональная и организационная адаптация персонала.
Процесс адаптации определяется в системе управления персоналом как необходимый этап в деятельности вновь нанятого сотрудника.
Основные задачи управления процессом:
- практическая проверка правильности решения о найме сотрудника;
- обеспечение его скорейшей профессиональной и психологической адаптации на новом рабочем месте;
- уточнение реальных деловых возможностей сотрудника, в том числе и нераскрытого на прежнем месте работы потенциала;
- окончательное определение базовой профессиональной категории сотрудника и, соответственно, применяемой к нему типовой схемы последующего развития. [4, С. 845]
Прикладные методы адаптации персонала:
- Испытательный срок.
Испытательный срок - универсальный и широко распространенный метод, имеющий не только контрольную, но и мотивационную направленность. Особенно актуален в условиях действия российского трудового законодательства, т. к. позволяет уволить профессионально непригодного сотрудника как «удовлетворительно не прошедшего испытательного срока» без соблюдения традиционной, искусственно усложненной процедуры. (ст. 70 и 71 ТК РФ)
- Предварительное обучение
Предварительное обучение - процедура, практически незнакомая зарубежным предприятиям, но вынужденно применяемая многими (прежде всего, провинциальными) отечественными организациями, лишенными возможности в полном объеме удовлетворять свои кадровые потребности за счет профессионально подготовленных кадров.
- Стажировка.
Стажировка - разновидность процесса предварительного обучения сотрудника, имеющая своей целью освоение им необходимых практических навыков в смежных областях деятельности по профилю предприятия.
- Психологическая поддержка
Психологическая поддержка вновь нанятого сотрудника представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение скорейшей его адаптации в трудовом коллективе. Актуальна и в банковской сфере, и в торговой деятельности, и в других отраслях, особенно на новых предприятиях, в главе которых стоят молодые, нетерпеливые, не терпящие возражений руководители и которые характеризуются высокострессовым характером труда у подавляющей части работников.
Руководитель обязан стремиться к оптимальному соотношению трудовых факторов, ему необходимо ограничивать количество графиков работы а организации, поскольку это усложняет процесс производства и управления. Ему также следует управлять адаптацией персонала на предприятии. [4, С. 847]
1.4 Процесс управленческих решений в мотивации и стимулировании труда

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать такое определение:
Мотивация - это процесс побуждения себя в других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [8, С. 166].
В качестве основных критериев оценки результативности мотивации используют такие показатели, как уровень работы организации и преобладающий в ней стиль руководства и управления. Наиболее явным результатом мотивации является складывающийся характер организационного поведения, во многом и обеспечивающий необходимый уровень достижения поставленных целей. В этом смысле результативность М представляет собой отношение уровней эффективности сложившегося организационного поведения к необходимому для достижения поставленных целей.
Непосредственный эффект мотивации основан на действии известного закона результат, отражающего формирование и реализацию в сознании индивида устойчивой связи между его поведением и достижением поставленных целей. Выделяют определяющие формы проявления результативности мотивации. Так, непосредственным результатом мотивации конкретного работника является:
- формирование представления об организации;
- определение своего отношения к ней;
- выработка возможных вариантов реакции;
- мобилизация необходимых ресурсов;
- обеспечение адекватности поведения и т.д. [4, С. 358-359]
Действительно большую роль играют управленческие решения в процессе мотивации и стимулирования труда работников. Руководитель принимает решения о способе мотивации в конкретной организации, о выдаче премий конкретным работникам, о проведений различных организационных мероприятий с целью сплочения коллектива и т.д.

2. Финансово-экономическая характеристика ОАО «Азот»

2.1 Краткая характеристика предприятия

В настоящее время в состав предприятия входят подразделения, производящие химическую продукцию: два крупных производства - производство капролактама, производство диметилформамида, семь самостоятельных цехов по выпуску химической продукции; обслуживающие подразделения: железнодорожное производство, автотранспортный цех, электроремонтный цех, цех электроснабжения, цех КИПиА, цех теплоснабжения; цех водоснабжения и канализования, цех по диагностированию опасных производственных объектов, цех связи, цех опытных производств, цех централизованного ремонта и др. КОАО «Азот» - градообразующее предприятие. Предприятие содержит на балансе объекты социальной сферы - поликлинику, общежития, базу отдыха «Березово», санаторий-профилакторий. Имеется свой учебный комбинат, где повышают квалификации рабочие и ИТР завода. Музей трудовой славы «Азота» - в числе лучших музеев нашего города. Спортивный клуб предприятия объединяет в свои ряды тысячи любителей спорта и физкультуры, принимает участие и побеждает в соревнованиях на уровне города, области, головной компании ОАО «СИБУР - Минеральные удобрения».
Мощнейший производственный комплекс выпускает более 40 наименований продукции. Это капролактам, минеральные удобрения - карбамид, сульфат аммония и аммиачная селитра, серная и азотная кислоты, продукция из полиэтилена и т.д. «Азот» обеспечивает минеральными удобрениями сельское хозяйство Сибири и Средней Азии. Продукция органического синтеза поступает на заводы, производящие пластмассы, красители, химические волокна и лекарственные препараты. Почти 50 процентов продаж предприятия приходится на экспорт - в Китай, Америку, Западную Европу, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Высокое качество продукции приносит «Азоту не только новых покупателей, но и престижные награды. В 1995 году в Копенгагене заводу был вручен международный приз «Золотой глобус». А 2000-й стал для «Азота» годом нескольких побед - он получил приз «Серебряный дельфин» в номинации «Предприятие XXI века», занял первое место на выставке-ярмарке «Кузбасс-2000» за активное внедрение в производственный процесс современных систем контроля и управления качеством. А также приз международной компании «Global Quality Management» за успехи в решении вопросов экологии и снижения вредных выбросов. Ежегодно, уже в течение 11 лет, предприятие участвует в выставках-ярмарках «Химмаш. Химпродукт. Промкомплектснаб» и занимает первые призовые места.
В декабре 2002 года Кемеровское ОАО «Азот» стало первым крупным химическим предприятием не только в Кузбассе, но и в России, сертифицировав систему менеджмента качества на соответствие двум стандартам - Российскому ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и международному ISO 9001:2000. В 2005 году предприятие, также в числе первых в стране, получило сертификат на соответствие международной системе экологического менеджмента. В прошлом году «Азот» выполнил более 100 мероприятий по экологической защите, направив на это 110 миллионов рублей. Загрузка мощностей на заводе год от года растет, в отдельные дни она достигает 99 процентов, а воздействие на окружающую среду ни только не увеличивается, но на некоторых производствах и вовсе снижается.
Согласно требованиям стандарта, предприятие ежегодно подтверждает жизнеспособность и результативность принятых и действующих на нем систем, для этого на «Азоте» ежегодно проводятся надзорные проверки аудиторами двух компаний - Российской «Кузбасс-серт» и международной RW TUV.
Работая в составе «СИБУРа», КОАО «Азот» имеет серьезные перспективы. Сегодня «Сибур» всерьез инвестирует в производственную деятельность завода. Нынешняя инвестиционная программа «Сибура» - самая масштабная в истории «Азота». Она рассчитана на три года - с 2006-го по 2008-й. Общая сумма вложений - 6 миллиардов рублей.
Инвестпрограмма касается как нового строительства, так и модернизации уже существующих мощностей. Цель ее - это и энергосбережение, и рост производства, и выпуск новой продукции. Программу модернизации «Сибур» утвердил в сентябре 2005 года. Она предусматривает реализацию шести крупных проектов на основных производствах. Таким образом, основное финансирование направляется на реконструкцию агрегата аммиака-2, цеха карбамида, производства аммиачной селитры, блока разделения воздуха, строительство нового цеха водорода взамен старого, оснащение автоматизированной системой управления технологическими процессами производства капролактама. Кроме того, запланировано оснащение предприятия компьютерной финансово-аналитической системой.
За счет средств инвестиционной программы удалось многого добиться. К примеру, благодаря модернизации основных фондов не только повышена надежность производства карбамида (одной из важнейших товарных позиций завода), но и увеличена мощность его выпуска с 450 тысяч тонн в год до 515-ти. А проведенная реконструкция агрегата аммиака-2 повысила годовую производительность «Азота» практически на 80 процентов и позволяет теперь поставлять на рынок дополнительно десятки тысяч тонн товарного аммиака. Положительного эффекта удалось достичь «Азоту» после введения в строй установки по упаковыванию аммиачной селитры в «биг-бэги» - рынок сбыта заметно расширился. В цехе лактама-2 смонтирован новый кристаллизатор, который позволит увеличить кристаллизацию готового продукта с 1700 до 3200 тонн в месяц, также смонтирована линия для упаковки кристаллического капролактама - фасовки, затаривания в полиэтиленовые (дополнительно и пропиленовые) мешки автоматической укладки на европоддоны. Следующий объект инвестиционной программы на 2007-й и последующий год на производстве капролактама - реконструкция цеха ректификации.
Пока пройдены только первые этапы программы. Ее полная реализация позволит «Азоту» надежно вооружиться для ведения самой жесткой, конкурентной борьбы. Рынок минеральных удобрений растет и в России, и в мире, а инвестиции в модернизацию производства должны значительно увеличить присутствие предприятия в отрасли и расширить экспортные поставки.
2.2 Основные технико-экономические характеристики ОАО «Азот»

Основные финансово-экономические показатели работы в таблице 2.
Таблица 2. Основные финансово-экономические показатели работы
Показатели
Отчетный период
2008 г. к 2006 г., %
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Объем производства товарной продукции, тыс. руб.
2211834
2652510
3275528
148,09
Объем реализации продукции, т.р.
2260846
2629717
3256457
144,03
Среднесписочная численность работников, чел.
6283
6543
7594
120,86
Среднемесячная зарплата, руб.
4345
4966
5820
133,95
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.
1017305
1155182
1434581
141,02
Фонд оплаты труды, тыс. руб.
28274
39732
52325
195,67
Материальные затраты, тыс. руб.
1571316
1923923
2391320
152,19
Фондоотдача
2,174
2,296
2,283
105,01
Производительность труда
352035
405397
431331
122,52
Чистая прибыль, т.р.
7224
7246
7269
100,62
Рентабельность, %
6,2
5,2
5,1
-
Как видно из таблицы 2, объем выпущенной продукции в 2008 году по сравнению с 2006 годом вырос на 48% (3275528/2211834*100-100), а объем реализации на 44% (3256457/2260846*100-100). При этом среднесписочная численность персонала в 2008 году по сравнению с 2006 годом выросла на 21%, а среднемесячная зарплата на 55%.
В 2008 г. по сравнению с 2007 г. материалоемкость товарной продукции увеличилась на 0,69%, при этом темпы увеличения материальных затрат (+24,29%) были выше, чем темпы увеличения объема выпускаемой продукции (+23,49%).
Стоимость основных средств предприятия увеличилась на 279399 тыс. руб. или на 24,19%. В том числе стоимость машин и оборудования возросла на 14104 тыс. руб. или на 4,42%. Фондоотдача сократилась на 0,013.
Прирост объема выпуска продукции на 23,49% обусловлен ростом производительности труда на 6,40%. Опережающий рост объема продукции по сравнению со средней заработной платы (13,47%) означает уменьшение удельных затрат на оплату труда на единицу объема продукции и наличие относительной экономии расходов по заработной плате.
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависит от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они ему приносят.
Активы дают определенное представление об экономических ресурсах или потенциале предприятия по осуществлению будущих затрат. Источники собственных средств, а также обязательства предприятия по кредитам, займам и кредиторской задолженности отражаются в пассиве баланса.
Для характеристики наличия, состава, структуры имущества и произошедших в них изменений по данным годового бухгалтерского баланса составляется аналитическая таблица (Приложение 1).

Как видно из Приложения 1, общая стоимость имущества предприятия увеличилась за 2008 г. на 202150 т.р. или на 11,4%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. - на 263254 т.р., или на 17,52%. Это произошло за счет прироста стоимости внеоборотных активов (в 2008 г. на 20697 т.р., а в 2007 г. на 219286 т.р.) и увеличения стоимости мобильного имущества (в 2008 г. на 181453 т.р., в 2007 г. на 43968 т.р.).

В 2008 г. в составе внеоборотных активов имело место увеличение стоимости незавершенного производства на 22731 т.р., долгосрочных финансовых вложений на 24403 т.р. и отлаженных налоговых активов на 981 т.р. Основные средства в 2008 г. снизились на 27388 т.р., это может быть следствием плохо развитой материально-технической базы предприятия.

Нематериальные активы в составе имущества занимают менее 1%, и абсолютное отклонение снизилось в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 30 т.р., что свидетельствует о том, что инновационная деятельность не развивалась.

В 2008 году расходы в незавершенное строительство возросли на 22731 тыс. руб., или на 76,3% (52530/29799*100/100). Удельный вес их в валюте баланса также увеличился на 0,98 процентных пункта и составил к концу 2008 года 2,67%. Данные активы участвуют в производственном обороте, и, следовательно, при определенных условиях увеличение их суммы может негативно сказаться на результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Увеличение долгосрочных финансовых вложений в 2008 г. на 24403 тыс. руб. связано с развитием инвестиционной деятельности, включая вложение средств в дочерние компании. Развитие инвестиционной деятельности оправдано, если приносит предприятию доход. Следует сопоставить величину дохода от инвестиционной деятельности с размером инвестиций, т.е. установить эффективность вложений. Если предприятие неплатежеспособно, необходимо пересмотреть отвлечение средств в данный вид вложений.

В 2008 г. стоимость мобильного имущества возросла на 181453 т.р. Прирост оборотных активов обусловлен увеличением материально-производственных запасов, сумма которых возросла на 102088 тыс. руб.

В 2008 году сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты уменьшилась на 130267 т.р. Уменьшение дебиторской задолженности может быть результатом уменьшения товарных ссуд, выданных потребителям готовой продукции. Также он может быть связан с выплатой платежа дебиторов.

Денежные средства в 2008 г. уменьшились на 10846 т.р., что отрицательно сказывается на платежеспособности предприятия.

В ходе анализа показателей структурной динамики установлено, что в 2008 г. - 47,80% составляют внеоборотные активы и 52,20% - текущие активы.

В процессе анализа пассива баланса предприятия следует изучить изменения в его составе, структуре и дать им оценку, что показано в Приложении 2.

Как видно из Приложения 2, возрастание стоимости имущества предприятия за 2008 г. на 202150 тыс. руб. или 11,45% (1968186/1766036*100-100) обусловлено увеличением заемных средств на 218523 тыс. руб. (18,3%). Из этого следует, что увеличение объема финансирования деятельности предприятия в 2008 г. на 28,18% обеспечено собственным капиталом и на 71,82% - заемными средствами.

Снижение собственных средств в 2008 г. произошел за счет уменьшения добавочного капитала на 16396 тыс. руб. Уменьшение собственных средств, связанный с уменьшением объема производства продукции, отрицательно характеризует финансовое состояние предприятия. Это снижает экономическую самостоятельность и финансовую устойчивость и уменьшает надежность предприятия как хозяйственного партнера.

2.3 Показатели кадровой политики ОАО «Азот»

Для целей анализа весь персонал следует разделить на промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию. Работники ППП подразделяются на рабочих и служащих. В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и других служащих (конторский учётный и т.п. персонал). Рабочих подразделяют на основных и вспомогательных.
Ответственным этапом в анализе использования предприятия кадрами является изучение движения рабочей силы.
Текучесть рабочих играет большую роль в деятельности предприятия. Постоянные кадры, длительное время работающие на предприятии, совершенствуют свою квалификацию, осваивают смежные профессии, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке, создают определенную деловую атмосферу в коллективе и активно влияют поэтому на уровень производительности труда.
Показатели динамики изменения численности персонала, в общем и по категориям, а также текучесть кадров показана в таблице 3.
Таблица 3. Анализ движения работников
Показатели
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Отклонения
2007 к 2006
2008 к 2007
1. Среднесписочная численность работников, чел.
8800
9200
9600
+400
+400
2. Количество уволенных, всего
В т.ч. по собственному желанию
за нарушение трудовой дисциплины
по другим причинам
140
140
-
-
180
180
-
-
70
70
-
-
+40
+40
-
-
-110
-110
-
-< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.