На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Роль ЖКХ в обеспечении качества жизни населения. Особенности рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах РФ. Анализ изменения качества жизни населения в регионах РФ в ходе реформы ЖКХ. Социальная направленность тарифной политики в системе ЖКХ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 01.12.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы исследования. На современном этапе социально-экономических реформ проблемы стабилизации и повышения уровня и качества жизни населения стали центральными. От их решения во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований, и, в конечном счете, политическая стабильность в обществе. Повышается роль разносторонних исследований в области качества жизни как научной основы государственных мер, способствующих обеспечению наибольшей социальной эффективности экономических процессов.
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) до непосредственных потребителей.
В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям; возложенные на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. В связи с этим реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) становится одной из самых острых экономических и социальных проблем современной России. Причина в том, что она продолжается уже более десяти лет и пока, по мнению подавляющей части населения, не принесла сколько-нибудь существенных результатов, кроме непрерывного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому реформа ЖКХ и связанные с ней процессы являются постоянным источником социального напряжения в обществе. В ходе реализации реформы очень четко проявилось противоречие между целями реформы и социальными последствиями, которые она вызывает. Фактическое состояние бытовой инфраструктуры катастрофически ухудшается, система жизнеобеспечения населения разрушается, и становится все более очевидным, что решить эту макроэкономическую проблему за счет только перехода на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг весьма проблематично.
Таким образом, актуальность темы определяется настоятельностью решения научной проблемы сбалансированности процесса реформирования ЖКХ и повышения качества жизни населения при переходе на новые принципы функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Цель исследования. Цель курсовой работы состоит в исследовании путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Определить роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения.
2. Выявить особенности рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах РФ.
3. Проанализировать изменения качества жизни населения в регионах РФ в ходе реформы ЖКХ.
4. Исследовать социальную направленность тарифной политики в системе ЖКХ и пути достижения социальной сбалансированности реформы ЖКХ.
Объект исследования: жилищно-коммунальное хозяйство в Российской Федерации и ее субъектах.
Предмет исследования: социально-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения социальных гарантий и повышения качества жизни населения при переводе жилищно-коммунальной сферы в безубыточный режим функционирования.
Методы исследования. В процессе анализа и выработки рекомендаций по социальной направленности жилищно-коммунальной реформы применялись: системный анализ; методы экспертной оценки и статистики, аналитического моделирования, сравнения и группировок; расчетно-аналитический, балансовый, нормативный методы.
1.СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В 90-Х ГОДАХ 20 ВЕКА.

Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ. Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:
- остаточный принцип финансирования;
- отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;
- мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
- отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
- многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.; [8, с. 23]
Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.
В результате преобразований 1991-2000 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации.
Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья, и к 2000 г. она составила более 63 % по сравнению с 33 % в 1996 г. (включая ЖСК и ЖК) [6,с. 15]. Однако в процессе приватизации не было четко определено отношение и ответственность собственников жилых помещений к общему имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель - передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.
За годы преобразований проведена передача муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34 % за счет передачи в частую собственность. Государственное (ведомственное) жилье составляет в настоящее время 142,0 млн кв. м, или 5,1 % от всего жилищного фонда страны.[3, с. 18]
Сформированный таким образом рынок жилья и созданная на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на и местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан:
- расселение коммунальных квартир;
- ликвидацию общежитий;
- выплату гражданам субсидии на приобретение и строительство жилья;
- предоставление определенным категориям граждан государственных
жилищных сертификатов;
- предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);
- выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов).
Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения, позволили уменьшить (за период 1992-2000 гг.) количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн (34,8 %) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека).[8, с. 25]
Передача жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.
Институциональные изменения, происходящие в экономике страны, коснулись коммунальных предприятий. В первую очередь они связаны с их приватизацией и разгосударствлением, что позволило сформировать частный сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также создать базу для внедрения рыночных отношений. Заметно выросло число муниципальных предприятий, что было обусловлено реализацией постановления Правительства РФ от 07.03.95 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".[6, с. 17]
2. МЕСТО ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЖКХ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.

Категория качества жизни впервые была введена в научный оборот в 60-х годах XX века в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Разработка категории качества жизни так или иначе нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом. В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами.[7, с. 34]
В настоящее время в России существует несколько трактовок понятия качества жизни и ряд подходов к определению его структуры. Это и система индексов развития человеческого потенциала, принятая ООН, и совокупность социально-экономических показателей качества жизни, используемая Росстатом, и перечень показателей уровня жизни, соотносимых с системой потребительских бюджетов, разрабатываемых Всероссийским центром уровня жизни, и система показателей здоровья населения, используемая Минздравом России, разработки академических институтов РАН и многие другие.
Но каждый из этих подходов в отдельности не позволяет сформулировать необходимые и достаточные условия для создания хорошо организованного и четко управляемого механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения качества жизни всех слоев населения России. Необходимо обобщить разные позиции и на этой основе выработать единую точку зрения на качество жизни, его сущность и структуру, подготовить эффективный инструментарий оценки качества жизни на федеральном и региональном уровнях, разработать программу управления и формирования нового качества жизни на базе достижений научно-технического прогресса и использования приоритетных социальных технологий. [9, с. 8]
На решение этих задач направлены, в частности, усилия Минпромнауки России, инициировавшего проведение комплексных исследований проблем качества жизни. По заданию Минпромнауки России во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) в последние годы разработана концепция качества жизни населения и методология его оценки. В основе концепции качества жизни населения лежит тезис о том, что «жизнь - это главная ценность».
Отсюда следует, что структура качества жизни базируется на трех компонентах:
удовлетворении потребностей населения: трудовых, социальных, семейно-духовных;
условиях жизни, включающих характеристики социальной среды, состояния природной и искусственной среды ("второй природы"), созданной человеком;
видах деятельности, осуществляемых человеком, и включающих, прежде всего, труд, быт, отдых и др.
Таким образом, «качество жизни» -- чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.[5, с. 25]
Одной из важнейших народнохозяйственных проблем является повышение качества жизни населения, базовую характеристику которого составляют жилищные условия населения. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение количественно-качественных параметров жилья и качества его содержания и обслуживания. Потребность в жилище относится к числу первичных жизненных потребностей человека. Основная функция жилища -- обеспечить человеку благоприятную среду обитания. По мере развития общества расширялись функции жилища. Сегодня жилище -- место ведения домашнего хозяйства, общения, отдыха, семейного воспитания детей, нередко и место учебы, трудовой и досуговой деятельности членов домохозяйства, место потребления ими материальных и культурных благ, а также защиты человека от социальных и информационных перегрузок.
Жилище, включенное в систему коммунального и бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека, определяющую качество жизни. Показатели жилищных условий населения и уровня его обслуживания можно разделить на несколько групп:
* наличие, состояние и движение жилого фонда;
* жилищные условия населения;
* обслуживание и финансирование жилого фонда;
* развитие социальной инфраструктуры и ее функционирование;
* оценка населением жилищных условий и качества коммунального обслуживания;
* развитие рынка жилья.
Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность уровня развития жилищно-коммунальной сферы и показателей качества жизни населения в самом общем виде показана на рисунке 1.
2
Рис. 1. Взаимосвязь показателей развития жилищно-коммунального хозяйства и качества жизни населения
Таким образом, развитие жилищно-коммунального хозяйства является важнейшим индикатором качества жизни населения, что особенно четко проявляется в период реформирования жилищно-коммунальной сферы. [4, с. 19]
3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ В СУБЪЕКТАХ РФ.

3.1 Проблемы реформирования ЖКХ в Челябинской области.

В соответствии с Жилищным кодексом и нормативными актами Челябинской области государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также за соответствием жилищных и коммунальных услуг нормативным требованиям осуществляется Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ) Челябинской области.
На ГЖИ Челябинской области возложен контроль за 72 млн кв. м жилого фонда, это 380 тыс. домов, находящихся в собственности граждан, юридических лиц и муниципалитетов. В рейтинге инспекций ГЖИ Челябинской области занимает 12-е место по РФ (в 2005 году мы были на 81-м месте).
В целях контроля и регулирования отношений между собственниками жилья и бизнесом - управляющими компаниями (УК) и подрядными организациями -- разработано положение о порядке ведения реестра УК и обслуживающих организаций в Челябинской области. Составлен единый реестр вышеперечисленных предприятий с соответствующими характеристиками и адресами регистрации. Все это необходимо для более эффективной работы. В Челябинской области действует более 60 УК и более 500 обслуживающих организаций.
В марте 2007 года за подписью первого заместителя губернатора Челябинской области В.Н.Дятлова главам муниципальных образований было разослано письмо о том, что в целях контроля за деятельностью УК и подрядных организаций и за использованием бюджетных средств необходимо подготовить соответствующие распоряжения о проведении проверок совместно с территориальными отделами жилинспекции, копию представить нам для согласования графика проверок. Из всех муниципальных образований пока такие распоряжения приняты только в 20, это вызывает, мягко говоря, недоумение. Одним из первых было принято постановление главы города Челябинска, создана межведомственная комиссия под председательством заместителя главы города, утверждены положение о комиссии, график проведения проверок, еженедельно проводятся заседания комиссии, итоги проверок публикуются в СМИ. Были проверены МУП Калининского района, ООО «Доверие» и ряд других крупных УК (всего 8 из 15). Выявлены нарушения, предъявлены предписания, наложены штрафные санкции.
Кто-то скажет, что при желании всегда можно отыскать нарушения. Но, например, впечатление от недавно проверенного Еткульского района благоприятное, нарушения там минимальные. То есть все зависит от отношения муниципального образования к делу.
Можно отметить наиболее характерные нарушения. Это:
-- отсутствие УК договорных отношений с муниципалитетами и подрядными организациями и населением;
-- более 50% населения не заключило договоры с УК;
-- около 4% населения выбрали непосредственный способ управления (я считаю, что это заведомо проигрышный вариант для жителей);
-- пользуясь юридической неграмотностью населения, УК предлагали услуги с отсутствием гарантий качества и сроков исполнения, без материальной и юридической ответственности для самих УК;
-- нарушение объемов капитального и текущего ремонта;
-- некачественная подготовка объектов к зиме;
-- «заинтересованный» подход к проведению конкурсных и внеконкурсных процедур при размещении госзаказа;
-- некачественный технадзор за работой подрядных организаций (при неисполнении сроков окончания работ подрядчикам не предъявляются штрафные санкции).
В ГЖИ разработана и действует электронная база по обращениям и контролю за их исполнением. На сайте госжилинспекции можно узнать о принятых по обращению мерах, узнать новости.
В 2006 году и I квартале 2007 года работниками госжилинспекции обследовано 20 млн кв.м жилого фонда, выявлено около 5 тыс. нарушений в жилищной сфере, по которым выдано 2560 исполнительных документов, 503 должностных лица привлечены к административной ответственности, наложены штрафы на сумму 2,4 млн рублей. Работа по взысканию не оплаченных сумм административных штрафов ведется инспекцией через службу судебных приставов.
В среднем, 4% всех нарушений составляют нарушения правил пользования жилым помещением, 19% - нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами и 77% - нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений.
Наибольшее количество жалоб поступает из Советского, Ленинского и Металлургического районов Челябинска, из Златоуста и Карабаша, из райнов Аргаяшского и Красноармейского. Основные вопросы, которые изложены в обращениях, это неисправность кровли, неудовлетворительное содержание подъездов, подвалов, некачественное горячее и холодное водоснабжение, плохое содержание придомовой территории, незаконная перепланировка квартир и низкое качество построенного жилья.
К примеру, после обращения жителей дома 39 по Копейскому шоссе Ленинского района по поводу затопления канализационными стоками подвального помещения - это серьезное нарушение, длившееся не один месяц, -- компания «Ремжилзаказчик» была привлечена нами к административной ответственности. Штраф не был уплачен в должный срок, руководство мотивировало это нехваткой денежных средств, поступающих от собственников жилья. Пришлось отправить данный материал в мировой суд. Мировой суд признал «Ремжилзаказчик» виновным, действия ГЖИ обоснованными, сумма штрафа увеличилась в три раза.
При подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду муниципальные образования получают паспорта. ГЖИ будет внимательно отслеживать этот процесс. Проанализировав порядок подготовки к зиме, инспекция пришла к выводу: если собственники еще как-то сами влияют на подготовку своего жилья, то за работу магистралей, подводящих инженерных сетей, тем более за соответствие нормативу подаваемых энергоносителей спросить бывает не с кого, так как порой не разграничены полномочия.
Перед началом прошлого отопительного сезона госжилинспекция направила во все муниципальные образования уведомления о ненадлежащей подготовке внутриквартальных и внутридомовых сетей теплоснабжения жилого фонда. Однако в ряде муниципальных образований по этому поводу не были приняты адекватные меры. Если к очередному отопительному сезону положение не будет меняться в лучшую сторону, то ГЖИ будет вынуждена в соответствии с постановлением правительства 307 давать свои разрешения «Челябоблкоммунэнерго» на приостановку и отключение тепловой энергии.
В настоящее время в Правительстве РФ находится вопрос о наделении ГЖИ функциями контроля за нормативным обеспечением коммунальными услугами объектов соцкультбыта, а не только жилого фонда.
В ходе плановых и внеплановых проверок выявляется большое количество самовольных перепланировок. Это насущная проблема. Происходит снос несущих конструкций и, как следствие, разрушение жилого дома. Бывает порой, что органы исполнительной власти, выдавая разрешение на размещение офисов и магазинов в жилом фонде, не контролируют соблюдение строительных норм, и дом может разрушаться. Откуда бы ни поступил такой сигнал, инспектор выходит на объект, требует разрешающие документы и в случае самовольных действий составляет предписания, протоколы, требует получения документов или возвращения данного помещения в исходное состояние.
С увеличением объемов ввода нового жилья в разы увеличились жалобы на качество строительства, работу инженерных систем, качество горячего и холодного водоснабжения, мусоропровода, лифта и т.д. Так, в доме 100 по ул. Кашириных, сданном в 2004 году, лифт был пущен только в мае 2006 года, и то после вмешательства жилинспекции. Жители дома 61а по улице Героев Танкограда, сданного в эксплуатацию в 2004 году, в апреле 2006 года обратились в ГЖИ. Проверка показала, что причиной затянувшегося пуска лифта явилась несогласованность и перекладывание ответственности между ООО «Жилтехстрой» и «Союзлифтмонтаж». Много жалоб по этому поводу возникает по электро-, тепловодоснабжению, которые осуществляются по временным схемам. Отсюда вывод, что при приемке нового жилья необходимо наличие жилинспекции.
Жилищно-коммунальный комплекс обладает огромным потенциалом энергосбережения, который позволяет привлекать долгосрочные инвестиции, и роль жилинспекции неоспорима.
Инспекция не ограничивается только мерами административного воздействия. Этот метод очень эффективен, но кроме штрафов мы ищем пути повышения эффективности своей работы, взаимодействуя с органами местного самоуправления. Работа ГЖИ постоянно освещается в СМИ, среди руководителей.
В текущем году намечено вместе с другими контролирующими органами проведение обследований в 11 муниципальных образованиях. Это будет полный комплекс обследований объектов ЖКХ и проверка жилищного фонда, в том числе проверка целевого использования бюджетных средств.[1, с. 23]
3.2 Проблемы реформирования ЖКХ в Троицком городском
округе.

Прибыль разработчиков, продавцов и пользователей энергосберегающей продукции начнется только тогда, когда мы проведем реформу ЖКХ как она задумана. Пока что она натыкается на ряд препятствий.
Новый жилищный кодекс, принятый в конце 2004 года, дал гражданам большие полномочия и права по управлению имуществом в виде квартир. При этом закон возложил на плечи собственников немалую ответственность: сегодня по закону они должны взять на себя бремя расходов по содержанию жилья. Однако в целом по России процесс реформ идет не так быстро, как хотелось.
Новый жилищный кодекс определил способы управления жильем через создание товариществ собственников жилья (ТСЖ), управляющих компаний (УК) и через непосредственное управление. Сегодня в нашем городе приватизировано около 90% жилого фонда. Остальные 10% -- это общежития, а также небольшой удельный вес основного жилого фонда. Только два дома-новостройки создали ТСЖ, но и то их создали заказчики строительства дома и как бы вынудили новоселов войти в эти ТСЖ, так как заказчикам прежде всего надо было срочно запустить в эксплуатацию построенный дом. И чтобы не было проблем при сдаче в эксплуатацию, заказчики создают свою УК, искусственно формируют ТСЖ.
В основном жители города неохотно идут на создание ТСЖ. Причины - прежде всего проблемы юридического, организационного и финансового характера. Первое - нарушается процедура проведения организационных собраний. Их пытаются собрать заинтересованные лица с нарушением процедуры. В нашем городе ни одно собрание не было инициировано жителями домов, как того требует закон. Жители ждут, что этим начнет заниматься администрация, однако это запрещено законом. Мы можем присутствовать на собраниях только в качестве приглашенных.
Собрание пытаются организовать без надлежащего уведомления, считая, что достаточно повесить объявление на по и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.