На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность, задачи и функции финансового менеджмента в кредитных организациях. Финансовый анализ и его роль в управлении кредитной организацией. Управление финансовыми результатами коммерческим предприятием. Основные методы управления банковскими рисками

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 18.12.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Оглавление:
Введение………………………………………………………………3
Основная часть:
Глава 1. Роль и значение финансового менеджмента в кредитных организациях:
1.1. Сущность, задачи и функции финансового менеджмента в кредитных организациях.........................................................................................................5
1.2. Основные направления аналитической работы в кредитных организациях…………………………………………………………..……...12
Глава 2. Управление деятельностью в кредитных организациях:
2.1. Сущность финансового анализа и его роль в управлении кредитной организацией…………………………………………………………….…...14
2.2. Управление финансовыми результатами и рентабельностью коммерческой организации……………………………………………..….16
Глава 3. Оценка уровня банковских рисков:
3.1. Понятие банковских рисков…………………………………………...18
3.2. Управление основными банковскими рисками.....................................24
3.3. Специальные методы управления банковскими рисками…………..28
Заключение…………………………………………………………………..31
Приложения………………………………………..……………………….34
Список использованной литературы……………..………………………37
Введение

Актуальность темы исследования. Применительно к настоящему времени задачи финансового менеджмента сводятся к решению проблемы выживания в посткризисных условиях и сопряжены со всеми понятиями хозяйственной деятельности - запасами, затратами, доходами, налогами, долгами, формами расчетов, ценными бумагами и др. Все это требует постановки финансового менеджмента, включающего анализ, планирование, контроль, учет, мониторинг и регулирование, но приоритет в условиях кризиса неплатежей и доминанты неденежных расчетов следует отдать управлению денежными средствами.
Современные сложности управления денежными средствами (денежные и неденежные формы расчетов в бухгалтерском учете смешиваются и выступают в виде формального денежного оборота) только подчеркивают обоснованность указанного приоритета.
Финансовый менеджмент в кредитных организациях сфокусирован на управлении бизнес-процессами и охватывает такие направления как планирование, принятие управленческих решений и контроль. При этом важнейшей особенностью финансового менеджмента является теоретически обоснованный системный подход к управлению всем комплексом направлений деятельности банка как хозяйственно независимого субъекта рыночной экономики.
Цель финансового менеджмента в кредитных организациях - внедрять и развивать новые направления деятельности и банковские продукты так, чтобы они способствовали росту объема операций, приумножали доходы и увеличивали рыночную стоимость акций.
Степень изученности работы. Данную тему исследовали различные ученые, такие как: Балабанов И. Т., Бланк И. А., Бор 3. М., Петренко В. В., Батракова Л. Г., Иода Е. В., Унанян И. Р., Кох Т. У., Купчинский В. А., Улинич А. С., Маслеченков Ю. С., Роуз, Питер С., Севрук В. Т. и др.
Цели и задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении финансового менеджмента в кредитных организациях.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. определить роль и значение финансового менеджмента в кредитных организациях;
2. рассмотреть управление деятельностью в кредитных организациях;
3. дать оценку уровня банковских рисков.
Объект исследования - финансовый менеджмент в кредитных организациях.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением финансового менеджмента в кредитных организациях.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Основная часть

Глава 1. Роль и значение финансового менеджмента в кредитных организациях

1.1. Сущность, задачи и функции финансового менеджмента в
кредитных организациях

Эффективность деятельности кредитных организаций во многом определяется состоянием банковского менеджмента.
Банковский менеджмент - это система управления кредитной организацией, основанная на использовании современных эффективных форм, средств и методов управления банковской деятельностью в условиях рыночной экономики. Она представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленной цели Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. - М., 2006. - С. 9..
В сфере банковской деятельности в качестве субъекта управления выступают органы управления кредитными организациями. Объектами управления в кредитных организациях являются денежные ресурсы банка и их движение (финансовый менеджмент), организационные структуры банковской системы (отдельного банка) и персонал банка.
Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским регулированием и направленную, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.
Структура основных задач банковского менеджмента с учетом их содержания:
1. Банковская политика
1) Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка;
2) Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка;
3) Разработка методологии управления деятельностью банка;
4) Разработка организационной структуры банка в соответствии с выбранной политикой развития банка;
5) Стратегия управления персоналом банка:
а) в области организации работы персонала;
6) в области мотивации персонала;
в) в области определения эффективности работы персонала;
г) в области стимулирования инновационного потенциала персонала;
д) в области продвижения персонала.
2. Банковский маркетинг
1) Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;
2) Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры;
3) Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских
услуг;
4) Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. - М., 2006. - С. 10..
3. Создание банковских продуктов
1) Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;
2) Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов.
4. Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов, продажа услуг
1) Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных,
инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения,
физические лица);
2) Завоевание новых рынков банковских услуг;
3) Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков;
4) Получение прибыли.
5. Экономика и финансы
Приращение капитала;
Управление прибылью и ликвидностью;
Максимизация управленческого вознаграждения;
Обеспечение стабильности развития банка;
Обоснование финансовых решений;
б) Управление издержками банка.
6. Информационно-аналитическое обеспечение
1) Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций.
7. Администрирование
1) Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка.
Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим образом:
Программирование деятельности банка - формирование целевой программы исходя из схемы: "банковский продукт-клиент".
Планирование деятельности банка - разработка количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры - размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных пассивных операций, мультиплицирующий эффект собственного капитала банка и т.д. -должны изменяться на интервале планирования деятельности Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. - М., 2006. - С. 13..
Информационно-аналитическое обеспечение - его основой являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой. Именно сделка, но не бухгалтерская проводка, является первичной информационной ячейкой.
Экономика и финансы - обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы банка.
Технологии - разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды, а также корреспонденция разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.
Маркетинг - выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.
Контрольно-административная деятельность, которая включает обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.
Экспертиза и консультации - экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.
Обеспечение - материально-техническое и кадровое обеспечение.
Паблик рилейшнс - информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы" банковский продукт-клиент" на рынок.
Таким образом, система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, охватывает основные параметры банковской деятельности, не затрагивая изменений основополагающих банковских операций и услуг в процессе ее реализации.
Исходя из особенностей банковской системы, основные принципы банковского менеджмента можно сформулировать следующим образом:
· разграничение функций между двумя уровнями банковской системы - Центральным банком и коммерческим банком;
· сочетание экономических интересов коммерческого банка с требованиями государственной денежно-кредитной политики;
· поднадзорность коммерческого банка Центральному банку;
· минимизация банковских рисков.
Цель банковского менеджмента - организационное обеспечение получения прибыли от предпринимательской деятельности банка. Банковский менеджмент в современной России находится в стадии становления и развития. Основными направлениями этого процесса по мнению специалистов следует считать:
· совершенствование банковского менеджмента;
· развитие стратегического направления;
· развитие банковского маркетинга;
· развитие аналитической работы по оценке платежеспособности, кредитоспособности, финансовой устойчивости клиентов;
· хеджирование банковских рисков.
Одной из составных частей банковского менеджмента является финансовый менеджмент банка Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. - М., 2006. - С. 15..
Финансовый менеджмент - это вид профессиональной деятельности по формированию управляющих воздействий на организационно-хозяйственную систему и принятию рациональных решений в условиях неопределенности и многокритериальное™ выбора в целях реализации стратегии и тактики финансового обеспечения коммерческой деятельности, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения, - выступает в качестве звена, связывающего экономические интересы клиента банка, банковского и клиентского менеджмента.
Содержанием финансового менеджмента банка является разработка и реализация экономической политики кредитной организации, управление ее капиталом, активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, банковскими рисками, направленными на выполнении функций банка и достижение им цели своей деятельности - извлечение прибыли.
Посредством финансового менеджмента руководство коммерческого банка решает следующие задачи:
· формирование собственных и привлеченных (заемных) денежных ресурсов, необходимых для осуществления банковской деятельности;
· рациональное размещение денежных ресурсов в целях получения прибыли;
· максимизация доходов и минимизация расходов, связанных с деятельностью банка;
· регулирование проходящих через банк (включая его филиалы и отделения) денежных потоков;
· соблюдение обязательных экономических нормативов, устанавливаемых коммерческим банкам Центральным банком РФ;
· минимизация банковских рисков;
· обеспечение ликвидности банка;
· другие задачи по оптимизации экономических результатов деятельности банка.
1.2. Основные направления аналитической работы в кредитных организациях

Рыночная экономика требует совершенно иного, чем при административной системе, подхода к анализу деятельности банка. Современный финансовый и экономический анализ лежит в основе объективной оценки работы банка и принятия управленческих решений. В связи с этим возникает необходимость в глубоком и всестороннем анализе банковской деятельности. Комплексная оценка банковской деятельности является сложной задачей, основанной на современных методах экономического и финансового анализа. Комплексный анализ выступает, как инструмент научного познания закономерностей сложных финансовых процессов и является основой управленческих решений, что особенно актуально в сложившейся экономической ситуации Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. - М., 2006. - С. 27..
Можно выделить следующие основные направления организации аналитической работы в банке:
1. Анализ данных аналитического учета, в том числе лицевых счетов, журналов, картотек; анализ соответствия
данных аналитического учета данным синтетического учета, включая ежедневные балансы (сводки оборотов и остатков),
кассовые и бухгалтерские журналы, сводные карточки, проверочные и оборотные ведомости.
2. Анализ банковского баланса и других сводных форм отчетности, финансовых результатов деятельности банка, а
также состояния учета и отчетности.
3. Анализ состояния операционных, хозяйственных договоров и учредительных документов.
Аналитическая работа по интерпретации имеющейся информации проходит в несколько этапов, различающихся по составу и трудоемкости. Анализ начинается с предварительного этапа, в рамках которого происходят чтение баланса и его подготовка к дальнейшей работе. Производятся структурирование статей, группировка статей активов и пассивов в соответствии с заданными критериями, проверка соответствия отдельных групп актива и пассива баланса по строкам, видам затрат и их источникам, категориям контрагентов; проверяется соблюдение нормативных требований Центрального банка и внутренних правил и процедур банка.
К основным направлениям анализа баланса коммерческого банка, проводимого на предварительном этапе, можно отнести следующие:
· анализ структуры пассивных операций (операций по привлечению средств);
· анализ структуры активных операций (операции по размещению собственных, привлеченных и заемных средств);
· анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка;
· анализ качества управления кредитной организацией.
В качестве метода анализа банковского баланса применяется метод сравнения. Его использование позволяет определить причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений по статьям на ликвидность банка и прибыльность его операций, выявить резервы повышения эффективности. Сравнительный анализ можно проводить как на внутрибанковском уровне (сравнивать два периода), так и на межбанковском уровне (сопоставляя отчетность). При этом чем шире круг взятых для сравнения банков, тем больше возможность совершенствования деятельности.
Глава 2. Управление деятельностью в кредитных
организациях

2.1. Сущность финансового анализа и его роль в управлении
кредитной организацией

Россия имеет почти вековую историю развития финансового анализа. "Финансовый анализ" в понятийном аспекте имеет различные толкования как в отечественной, так и в зарубежной экономической теории. В отечественной науке вопросами финансового анализа занимаются при разработке методологии таких экономических наук, как экономический анализ и финансовый менеджмент, что, соответственно, приводит к различным подходам в определении его содержания.
Теория экономического анализа рассматривает финансовый анализ как составную часть управленческого и финансового учета. При этом под управленческим учетом понимается не только собственно бухгалтерский учет, но и планирование, статистика, анализ хозяйственной деятельности, который в свою очередь и включает в себя финансовый анализ.
Финансовый анализ в коммерческом банке играет главенствующую роль в повышении надежности и качества управления, определяющим фактором жизнеспособности как отдельного банка, так и банковской системы в целом.
Сущность финансового анализа определяется его объектами, которые отражают в совокупности содержание всей финансовой деятельности коммерческого банка.
Объектами финансового анализа в банке могут быть показатели финансовых результатов, результативности и финансового состояния; показатели эффективности системы финансового управления; эффективности банковских услуг, операций, технологий, систем финансовой безопасности и т.п. По мере углубления анализа объекты его детализируются.
Для оценки деятельности кредитных учреждений используются и другие способы, которые реализуются через банковские рейтинги, которые являются мощным средством формирования общественного мнения и порой заметно влияющие на уровень его финансового состояния. Однако рейтинг - это не анализ и тем более не комплексный анализ, а всего лишь экспертный способ определения места банка среди прочих по ограниченному кругу показателей. Главное отличие рейтинговых методик от аналитических заключается, во-первых, в полноте изучаемых вопросов (при составлении рейтинговой оценки эксперт не имеет внутренней информации по анализируемому банку); во-вторых, в целях каждого исследования (цель рейтингов - сравнить и сопоставить банки между собой, а аналитических методик - способствовать наиболее эффективному управлению); и, в-третьих, в периодичности проведения (рейтинг в отличии от анализа рассчитывается на конец года или полугодия, реже - на конец квартала).
2.2. Управление финансовыми результатами и
рентабельностью коммерческой организации

Описание результатов деятельности коммерческих банков следует производить с помощью системы экономических показателей.
Под системой показателей понимается взаимосвязанное и обусловленное их множество. Основное назначение системы показателей финансовых результатов коммерческих структур состоит во всесторонней, комплексной оценке итогов их деятельности, адекватно отражающей происходящие в них экономические процессы.
Алгоритм формирования показателей финансовых результатов коммерческих банков определяется принятой системой бухгалтерского учета и используемыми формами официальной финансовой отчетности, устанавливаемыми ЦБ РФ. Однако процесс формирования банковской системы в нашей стране еще не завершен, изменяются формы финансовой отчетности, совершенствуется их содержание. Это обусловлено потребностью в усилении экономической интеграции отечественных банков в мировое банковское сообщество, необходимостью последовательного приближения отчетности к западным стандартам.
На практике существует множество моделей формирования итоговых показателей. Некоторые авторы предлагают делить доход банка не по принадлежности к процентному и непроцентному, а на получаемый от основных операций (связанных с вложением собственных и привлеченных средств), и на другие операционные доходы (убытки) Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. - М., 2006. - С. 35..
Для целей внутреннего управления финансовыми результатами может использоваться схема формирования их на основе условного деления доходов и расходов по следующим направлениям:
· доходы от операционной деятельности;
· доходы от побочной деятельности; -не заработанные банком средства;
· расходы от операционной деятельности;
· расходы, обеспечивающие функционирование банка;
· расходы на проведение рисковых операций.
Это достаточно лаконичная модель. Однако такого рода детализация доходно-расходных статей для решения ряда задач является, безусловно, недостаточной.
Следует отметить, что состав и последовательность статей отчета российских коммерческих банков, регламентированных Инструкцией № 17, вписывается в рамки указанного подхода и отличается от входящей в данную модель номенклатуры статей незначительно. Схематически эту модель формирования чистой прибыли можно представить в следующем виде:
1. Процентный доход.
2. Процентный расход.
3. Процентная маржа (стр.1-стр. 2).
4. Операционные доходы.
5. Валовой операционный доход (стр. 3 + стр. 4).
6. Операционные расходы.
7. Чистый операционный доход (убыток) (стр. 5 - стр. 6).
8. Расходы на создание резервов на покрытие возможных убытков по ссудам.
9. Расходы по списанию безнадежных долгов.
10. Убыток (прибыль) от нестандартных событий.
11. Неоперационные доходы и расходы (стр. 8 + стр. 9 ± стр. 10).
12. Чистый доход (убыток) до выплаты налогов (стр. 7 ± стр.11).
13. Подоходный налог.
14. Чистый доход (убытки).
Глава 3. Оценка уровня банковских рисков

3.1. Понятие банковских рисков

Под риском в банковской практике понимают опасность (возможность) потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций. Если основываться на определении, приведенном в Положении "Об организации внутреннего контроля в банках", Приложение № 2 "Рекомендации по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности", то под рисками банковской деятельности понимается возможность утери ликвидности и (или) финансовых потерь (убытков), связанная с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность банка.
Банковские риски представляют собой систему рисков, количество которых увеличиваются по мере усложнения банковских продуктов, используемых компьютерных систем хранения и обработки данных, вовлечения российских банков в Международную банковскую систему.
В связи с постоянным ростом влияния риска на финансовую деятельность особенно актуальной становится проблема банковского менеджмента - управления банковскими рисками, т.е. использование различных мер, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рискового события в банковской деятельности и принимать меры по снижению степени данных рисков. Способы установления риска постоянно изменяются. Это связано с факторами, которые можно объединить в несколько групп:
1. Изменение структуры рынка, усиление конкуренции, универсализация коммерческих банков, расширение сети отделений, совершенствование структуры клиентов;
2. Увеличение диапазона колебаний процентных ставок, вызванных денежно-кредитной политикой Правительства, конъюнктурой и др.;
3. Рост требований клиентов, выраженный в дифференцированном спросе на банковские услуги и связанной с ним чувствительности цен;
4. Рост расходов коммерческого банка;
5. Усиление значения и количественный рост постоянно присутствующих банковских рисков (кредитный, процентный и др.);
6. Снижение темпов экономического роста, имеющее значения для развития банков.
Отечественными и зарубежными исследователями предлагаются различные признаки, которые могут быть положены в основу классификации банковских рисков. К основным из них относятся:
1. Сфера влияния или факторы возникновения банковского риска;
2. Вид отношения к внутренней и внешней среде или по источникам возникновения;
3. Характер объекта: вид деятельности, отдельная операция или банковская деятельность в целом;
4. Специфика клиентов банка;
5. Характер учета риска;
6. Распределение риска по времени;
7. Метод расчета риска;
8. Степень (объем) банковского риска;
9. Возможность управления банковскими рисками Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. - М., 2006. - С. 133..
В общем виде, все банковские риски по факторам возникновения бывают или политические, или экономические. Политические риски - риски, обусловленные изменением политической обстановки, отрицательно влияющей на результаты деятельности предприятий (военные действия на территории страны, закрытие границ, запрет на вывоз или ввоз товаров и т.д.). Экономические риски - риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике страны или в экономике самого банка или страны в целом. Они могут быть представлены изменением конъюнктуры рынка, уровня управления и т.д. Эти основные виды рисков связаны между собой, и на практике их часто трудно разделить.
Практически все банковские риски можно подразделить по виду отношения к внутренней и внешней среде банка. Эти признаки являются главными для большой группы банковских рисков, и отличаются друг от друга наличием внешнего воздействия на уровень риска и внутренними причинами возникновения банковских рисков.
К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью банка или его клиентуры. На уровень внешних рисков оказывает влияние множество факторов - демографические, политические, географические, экономические, социальные и прочие.
Внутренние риски - это риски, обусловленные деятельностью самого банка, его клиентов или его контрагентов. На уровень внутренних рисков оказывают влияние: деловая активность руководства банка, выбор правильной стратегии и тактики банка и т.д.
Внутренние риски можно разделить на риски в основной и вспомога и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.