На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Рынок труда и эффективность работы предприятия. Направления совершенствования мотивации и стимулирования труда персонала ОАО СургутГазпром. Повышение эффективности работы предприятия, как результат стимулирования персонала в ОАО СургутГазпром.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


88
Роль стимулирования персонала в повышении эффективности работы предприятия (ОАО «СургутГазпром»).
Содержание

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Рынок труда и эффективность работы предприятия 6
      1.1 Понятия и определения рынка труда 6
      1.2 Конкуренция на рынке труда 13
      1.3 Предприятие как производственная система 18
    1.5 Мотивация и стимулирование персонала в повышении эффективности работы предприятия. 27
    Выводы по первому разделу 35
    2. Направления совершенствования мотивации и стимулирования труда персонала ООО «СургутГазпром» 37
      2.1. Социологические исследования действующих механизмов мотивации и стимулирования труда в ООО «СургутГазпром» 37
      2.2. Методика оценки эффективности труда в ООО «СургутГазпром» 49
      2.3. Методика мотивации и стимулирования труда персонала в ООО «СургутГазпром» 56
      2.4. Совершенствование правового поля мотивации и стимулирования персонала в ОАО «СургутГазпром» 59
    Выводы по второму разделу 64
    3. Повышение эффективности работы предприятия, как результат стимулирования персонала в ООО «СургутГазпром» 66
      3.1. Повышение объема прибыли 66
      3.2. Введение бестарифной оплаты труда 69
      3.3 Планирование численности работников и производительности труда 75
    Выводы по третьему разделу 78
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
    ПРИЛОЖЕНИЕ 87

ВВЕДЕНИЕ

Одним из ключевых факторов производства любого вида товаров и услуг наряду с инвестиционным капиталом (основными фондами и оборотными средствами) являются трудовые ресурсы. В современных условиях именно трудовые ресурсы рассматривают как наиболее ценный капитал, которым располагает предприятие. Научно-технический прогресс и связанное с ним резкое увеличение доли наукоемких технологий обусловливает рост требований к профессиональным, социально-психологическим качествам и культурному уровню работника. Эффективное управление трудовыми ресурсами как особая функция деятельности, связанной с наймом работников, их обучением, оценкой и оплатой их труда, является важной предпосылкой для эффективного функционирования производства. Подготовленные и квалифицированные работники, находящиеся в штате предприятия, называются его персоналом, или кадрами.

Таким образом, функционирование производства всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства играют, конечно же, важную роль, но производственных успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации.

Трудовые отношения - едва ли не самая сложная проблема предпринимательства, особенно когда коллектив насчитывает большое количество человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса.

Организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда, заинтересованность работника в результатах труда и в результатах работы предприятия. Кроме того, организация труда призвана создавать на предприятии системы труда, повышающие доход предприятия. Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности.

Проблемам управления персоналом были посвящены труды таких отечественных и зарубежных ученных как Куликов Г.Т., Щёкин Г.В., Румянцева З.П., Маслоу А., Литвак Б.Г. (исследовали проблемы мотивации); Богатко А.Н., Белоусова С.В., Полонский В.Г., Белоусов А.М., Маслова И.С. (управления производством и персоналом); Эренберг Дж., Смит С. (вопросы экономики труда)

Объектом исследования является экономическая деятельность предприятия.

Предметом исследования являются подходы к стимулированию персонала предприятия с целью повышения экономической эффективности его деятельности.

Целью данной дипломной работы является теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации труда на ООО «СургутГазпром».

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

· изучить теоретические основы функционирования рынка труда;

· рассмотреть особенности функционирования предприятия как комплексной системы;

· исследовать методические подходы к организации стимулирования персонала предприятия;

· проанализировать существующую методику стимулирования труда на ООО «СургутГазпром»;

· разработать рекомендации по совершенствованию мотивации труда на ООО «СургутГазпром».

В исследовании применены логико-диалектический метод познания, методы системного анализа, абстракции, синтетических оценок, определение корреляционных связей между экономическими явлениями и процессами, метод многомерного статистического анализа, группирований, выборок и т.п..

В качестве информационной базы дипломной работы использованы монографии, учебники, периодические издания, оперативные материалы исследуемого предприятия.

Новизна дипломной работы состоит в следующем:

· предложена эффективная методика по стимулированию и мотивации труда персонала ООО «СургутГазпром»;

· обоснована необходимость внедрения систем мотивации и стимулирования труда;

· проанализировано процесс стимулирования труда персонала ООО «СургутГазпром».

Практическое значение полученных результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы для разработки новых систем мотивации и стимулирования труда не только на ООО «СургутГазпром», но и аналогичных предприятиях.

1. Рынок труда и эффективность работы предприятия

1.1 Понятия и определения рынка труда


Развитие рыночных отношений в современной экономике вносит существенные коррективы в механизм занятости, рождает множество вопросов о процессах и механизмах, обусловливающих эффективное функционирование рыночной системы в трудовой сфере, решение которых требует проработки теоретических подходов к рынку труда. Надо заметить, что признание рыночных отношений в сфере занятости в постсоциалистической экономике не привело к методологической четкости в анализе данного явления [3, c.58].
Стремление преодолеть негативные социально-экономические явления в период формирования рынка труда обусловили необходимость изучения теоретических основ и сложившихся в традиционной макроэкономике предпосылок его анализа. Предпринимаются попытки встроить западные экономические модели в рамки современной российской концепции рынка труда. Собранные российскими экономистами эмпирические данные довольно противоречивы и позволяют поставить под сомнение правоту некоторых из них. Предлагаются принципиально новые, российские подходы к изучению этого рынка и его механизмов. Однако разработка целостной социо-экономической концепции рынка труда и трудовых отношений пока дело будущего. В России предстоит освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к определению самого рынка труда, основных его характеристик и механизмов его регулирования.
Ряд экономистов определяет рынок труда как сферу обмена, "где происходит купля-продажа рабочей силы" [18, c.101], но при этом ограничивает его лишь трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими работу после длительного перерыва. Они обосновывают свою точку зрения тем, что “масштабы рынка труда, размеры и соотношение спроса и предложения определяют его конъюнктуру. Включение же в него всего экономического населения размывает содержание понятия рынка труда и в известной мере затушевывает остроту проблемы занятости” [20, c.377]. На наш взгляд, перечисленные подходы вполне правомерны, но в то же время они как бы сужают проблему занятости, выводят из орбиты рыночных отношений такие вопросы, как стабильность рабочего места, соответствие работы и работника, вознаграждения труда, роль работодателя и др.
Тот факт, что рынок труда не сводится к отношению безработные -- вакансии, а охватывает всю сферу наемного труда, имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Из него следует, что объектом политики рынка труда и занятости должен быть широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Сюда входят проблемы оплаты, условий труда, объема и интенсивности выполняемой работы, стабилизации занятости на предприятиях, трудовой мотивации, обеспечения гибкости рынка труда, подготовки и переподготовки рабочей силы. Трактовка рынка труда как феномена, охватывающего исключительно лиц, занятых активным поиском работы, ведет к выпячиванию хотя и очень важной, но далеко не единственной проблемы в сфере трудовых отношений. Как на любом рынке, количество реализуемого товара (в данном случае -- это уровень занятости) и его цена (заработная плата) определяются в результате взаимодействия спроса и предложения.
Другая позиция, отграничивающая рынок труда рамками узкого подхода к нему как к месту, где совершаются сделки между нанимателем и продавцом рабочей силы, или институту (механизму), "сводящему вместе покупателей (предъявляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг ", также достаточна распространена. Такая трактовка позволяет выявить сущностную основу рыночных отношений в сфере занятости. Но она и существенно обедняет содержание понятия рынка труда. Недостаток этих определений, на наш взгляд, помимо субъективизации рынка как некого института организации и сведении его к механизму регулирования спроса и предложения, в сужении процесса обмена до торговли. То, что рынок труда не только торговля, подтверждает практика, в которой ощущаются трудности с подготовкой кадров, движением рабочей силы к установлению отношений найма и т.д. Следует учесть также, что отношениям найма предшествуют отношения принятия решений, которые осуществляют как наемные работники, так и работодатели. Они выражают интересы конкретных субъектов, сопровождаются мотивацией и формируют поведенческие ориентации вступающих в отношения людей и тем самым выходят за рамки соотношения “спроспредложение” [21, c.169].
Не умаляя важности приведенных трактовок, мы считаем, что рынок труда, как и любой другой рынок, представляет собой определенную форму хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена. Поскольку обмен является общественным отношением, то и рынок труда выражает определенные общественные отношения между людьми. Элементами обмена выступают различные экономические формы, изменение которых не приводит к изменениям сущностной субстанции рынка труда. Поэтому, на наш взгляд, более верно определение В. Марцинкевича: "Рынок труда -- это сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг" [45, c. 55]. С этих позиций рынок труда, на наш взгляд, следует рассматривать как одну из форм товарного рынка, специфическую сферу отношений, выражающих определенную форму хозяйственных связей между работодателями и наемными работниками по поводу найма рабочей силы. Подобного мнения придерживаются и ряд других экономистов, определяя рынок труда как "рынок, который обеспечивает работникам работу и координирует решения в сфере занятости" [44, c.311], как "форму хозяйственных связей между покупателями и продавцами особого товара - трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками" [50, c.38]. На нем противостоят друг другу те, кто желает работать, и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг. В каждый данный момент времени некоторые из нанимателей могут быть не заняты активным поиском новых работников, а большая часть продавцов труда не собирается менять работу. Однако все они находятся в системе отношений рыночной конкуренции и с этой точки зрения не отличаются от тех, кто активно стремится вступить в сделку купли-продажи либо находится в процессе заключения такой сделки. Купля-продажа рабочей силы, осуществляемая между нанимателем и наемным работником является необходимой формой превращения рабочей силы в производительный элемент личного фактора и соединения с вещественным фактором производства. Процесс купли-продажи рабочей силы регулируется, прежде всего, законом стоимости и законом спроса-предложения.
Рынок труда выполняет разнообразные функции. Большинство экономистов, и, как нам представляется, вполне правомерно, в качестве важнейшей функции выделяют регулирование уровня занятости или "регулирование соотношения спроса и предложения трудовых услуг" [49, c.307]. Используя свои механизмы, рынок труда стремится к "состоянию равновесия, и этот процесс начинается немедленно в ответ на возмущения" [49, c.308]. Регулируя уровень занятости, рынок труда формирует определенный резерв рабочей силы и вакансий. Кроме этой функции экономистами указывается также распределительная функция: "пропорциональ-ность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса", или "формирования и изменения структуры и пропорций производства и отраслей". Экономист И. Маслова к указанным функциям добавляет такие как "инструмент согласования экономических интересов субъектов трудовых отношений, ... стимулирование труда, формирование профессионально-квалификационной структуры, воздействие на условия реализации личного трудового потенциала" [46]. Развивая мысль Масловой, представляется необходимым конкретизировать и дополнить рассуждения о функциях рынка труда:
регулирующая - рынок труда регулирует отношения между покупателями трудовых услуг и их продавцами. Рыночный механизм воздействует на уровень занятости, приближая его к оптимуму;
стимулирующая функция - рынок труда способствует развертыванию конкурентных сил: между работниками, заинтересовывая их повышать свой квалификационный и образовательный уровень, способствуя росту их активности и предприимчивости; между работодателями, стимулируя их развивать и совершенствовать производство, улучшать условия труда, повышать его оплату;
дифференцирующая - дифференцирует своих субъектов: те из них, которые не отвечают требованиям современного производства, оказываются в числе экономически слабых субъектов, а те, которые своевременно адекватно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, способны получить эффективное перспективное развитие;
тонирующая функция - ограждает производство от экономически нецелесообразных форм занятости и, повышая качество предложения рабочей силы, регулирует совокупные общественные отношения.
Конкретизация функций и вычленение основных характеристик рынка труда выявляет, насколько сложна и многопланова задача его упорядочения, регулирования протекающих на нем процессов, отслеживания механизмов его функционирования. Следовательно, на наш взгляд, доминирующей чертой в анализе рынка труда должна выступать его сущность как функциональной подсистемы рыночной экономики в целом, а затем характеризовать его отличительные особенности по сравнению с другими видами рынков. Из сделанного теоретического анализа следует, что рынок труда, как и любой другой рынок, является сферой применения микроэкономических методов, тесно сопряженных с анализом спроса и предложения. Такой подход позволяет использовать методологию общей теории рынков применительно к сфере занятости и осуществлять оценку процесса становления рыночных реформ в стране. Вместе с этим создаются методологические предпосылки для исследования специфических особенностей данных рыночных отношений.
Так как ранее мы определили, что объектом купли-продажи на рынке труда является труд, то более верно, на наш взгляд, мнение Смита, который полагал, что заработная плата складывается под воздействием существующего спроса на труд и его предложением и изменяется в соответствии с экономическими циклами, при этом цена на труд определяется издержками производства, т.е. стоимостью необходимых средств существования работника и его семьи.
"Ставка заработной платы представляет собой цену труда за час работы". При этом различают номинальную и реальную заработную плату. В целом различные экономисты определяют номинальную заработную плату как "то, что работник получает за 1 час в долларах по текущему курсу" или "ту сумму денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный и месячный труд" [49, c.110]. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать какова реальная заработная плата человека. Реальная заработная плата, "т.е. номинальная заработная плата, разделенная на какую-то единицу измерения цен, показывает, сколько благ можно приобрести на номинальную заработную плату". Она находится в зависимости от номинальной заработной платы и в обратной зависимости - от уровня цен на предметы потребления и услуги.
Величина заработной платы определяется физическим минимумом средств существования работника. Рикардо считал, что заработная плата стремится к физическому минимуму средств к существованию вследствие естественного закона народонаселения. На этом покоится его закон постоянства заработной платы. Смысл его в том, что рост заработной платы стимулирует рождаемость в семьях работников, что ведет к еще большему предложению труда и снижению заработной платы и наоборот. Т.е. под воздействием колебания предложения труда заработная плата тяготеет к некоторой постоянной величине физического минимума средств к существованию. На наш взгляд, Рикардо не учел такую важную специфику труда как длительное время на подготовку новой рабочей силы: с тех пор как дети в семьях рабочих вырастут, выучатся и будут профессионально готовы к работе, пройдет большой отрезок времени, за который производство расширится и затребует большего количества работников без снижения заработной платы. К тому же часть из детей рабочих могут сами стать предпринимателями и создавать спрос на рынке труда. Таким образом теория народонаселения Рикардо, на наш взгляд, не может объяснить постоянство заработной платы. В классической школе более распространена теория равновесной цены труда, согласно которой, если заработная плата по каким-либо причинам (например, под влиянием профсоюзов или государственных органов) поднимаются выше равновесной цены, это становится невыгодным работодателям, они не желают принимать на работу, уплачивая возросшую заработную плату. Возникает превышение предложения над спросом - избыток рабочей силы, который будет давить на цены вниз до достижения цены равновесия. В случае если уровень заработной платы падает ниже равновесной цены, работодателям становится выгодно использовать более дешевую рабочую силу. Они увеличивают спрос, который превышает предложение. Возникает дефицит рабочей силы. Последний вызывает конкуренцию среди нанимателей, вынуждая их повышать ставки оплаты труда до равновесной цены [49, c.115].

1.2 Конкуренция на рынке труда

На величину оплаты труда существенно влияют различные рыночные факторы. Так, российский экономист Е. Борисова выделяет следующие [14, c.128]:
спрос и предложение на рынке труда. Величина вознаграждения за труд может изменяться на конкурентном рынке в соответствии с законами спроса и предложения. Когда на рынке труда спрос превышает предложение, то цена определенного вида труда повышается.
конкуренция или монополия на рынке труда. Конкуренция ведет естественно к приближению заработной платы к равновесной цене труда. Монополии диктуют свои условия оплаты труда, понижая ее. В борьбу вступают профсоюзы, стремящиеся ее повысить.
Рассмотрим первый из названных факторов подробнее. Если спрос на труд увеличивается, то согласно Е.Борисову изменится и уровень заработной платы. Соглашаясь с этим, представляется необходимым выяснить, будет ли заработная плата колебаться в той же пропорции, что и спрос на труд. А.Пигу на это дает отрицательный ответ, "поскольку эластичность предложения труда не сохранится неизменной при изменении в различных пропорциях и направлениях спроса на труд" [18, c.215]. Хотя, при незначительном расширении или падении спроса на труд, заработная плата будет изменяться в той же пропорции. Однако при условии резкого изменения спроса на труд, она будет менее эластична, т.к. величина заработной платы базируется на законе стоимости рабочей силы. Как известно, в соответствии с этим законом формируется фонд жизненных средств, необходимых для поддержания существования работника и его семьи. "Стоимость заработной платы обусловливает величину заработной платы и иных трудовых доходов". Поэтому нижней границей колебаний цен под влиянием спроса и предложения труда служит та заработная плата, размер которой выражает сумму жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, в отношении квалифицированных рабочих этот предел в конечном счете определяется величиной заработной платы, которую они могут заработать, занимаясь неквалифицированным трудом". И хотя законы спроса и предложения формально не препятствуют установлению цены труда, ниже этого уровня, такая ситуация не может быть долговременной и устойчивой, так как это грозит гибелью работников и вырождением наемного труда, а следовательно, и крушением всей системы экономических отношений на этой основе. Верхний предел колебаний цены упирается в размер всей вновь созданной стоимости. "Если закон спроса поднимает цену выше этой границы, это грозит существованию всего процесса производства, так как в этом случае производство лишается всех средств для дальнейшего развития, становится невозможным и самое простое воспроизводство". Для эффективного развития экономической системы ситуация на рынке труда должна складываться без подобных драматических напряжений. Поэтому, для рынка труда характерно наличие некоторого количества незанятого, безработного населения, а также некоторого числа незанятых вакансий. Это приводит к возникновению конкуренции, которая также является одним из механизмов рынка труда.
Конкуренция на рынке труда - "это столкновение интересов у различных участников рыночных отношений за лучшие условия купли-продажи трудовых услуг" [33, c.57]. Конкуренцию трактуют также как "запускное устройство механизма саморегуляции спроса и предложения при рыночной форме связи партнеров трудовых отношений". Оба определения конкуренции, на наш взгляд, верны и не противоречат друг другу. Действительно, конкуренция является соперничеством между субъектами на рынке труда, в процессе которого достигается такое соотношение спроса и предложения, когда цена трудовых услуг приближается к их стоимости. Поясним: если в отрасли цена за труд завышена, то рост конкуренции среди продавцов обеспечивает рост предложения трудовых услуг, что обусловливает снижение цены до ее стоимости. Важность данного элемента механизма саморегулирования рынка подчеркивали еще классики. Так, А.Смит отмечал, что конкуренция заставляет людей "делить и распространять капитал любого общества по возможности в точном соответствии с тем, что наиболее совпадает с интересами общества в целом". Неоклассик Ф. Хайек под конкуренцией понимал некую "обнадеживающую процедуру", процесс выявления происходящих постоянно изменений в системе индивидуальных предпочтений, поиска новых производственных процессов, новых продуктов, способ "прорыва в будущее", который связан с риском и неожиданными результатами [49, c.401]. Последствия таких результатов, часто негативного типа свидетельствуют не о разрушительном характере конкуренции как таковой, а о том, что экономические процессы в силу их природы проявляются всегда в условиях неопределенности и непредсказуемости. Хайек отмечал: "Кокуренция представляет ценность только потому и только в той мере, в какой ее рузультаты непредсказуемы и в целом отличны от тех, на которые кто-либо рассчитывал или мог рассчитывать. Эффект конкуренции состоит в том, что некоторые ожидания и намерения не оправдываются" [49, c.401].
Конкуренция опосредуется определенными экономическими условиями. Ряд экономистов в качестве основных условий выделяют: "полная хозяйственная обособленность каждого субъекта отношений" или "максимальная свобода партнеров трудовых отношений в вопросах спроса и предложения рабочей силы, в т.ч. найма и увольнения...", и "зависимость трудовых агентов от конъюнктуры рынка", "противостояние владельцев рабочей силы в борьбе за покупательский спрос работодателей и наоборот" [38, 42, 26, 51].
Столкновение интересов различных участников рыночных отношений разворачивается по различным направлениям. Прежде всего, в соперничество вовлечены продавцы рабочей силы за лучшие условия продажи трудовых услуг. Каждый из них хочет реализовать свой товар подороже (получить более высокую заработную плату или более выгодные условия работы). Но побеждает в этой конкурентной борьбе тот из продавцов рабочей силы, кто соглашается "сбыть" свой товар "подешевле" (кто согласен на более низкую плату или менее выгодные условия использования своих способностей к труду). Подобная форма конкуренции в сфере продавцов рабочей силы имеет место при использовании низкоквалифицированного труда, когда большое число незанятого трудоспособного населения желает выполнять работу по определенному числу предлагаемых на рынок однотипных рабочих мест. Конкуренция среди квалифицированных работников и специалистов характеризуется еще и качеством предложенных способностей к труду: выигрывает работник с более высокой квалификацией, образованием, опытом.
Другое направление, по которому разворачивается конкурентная борьба, - это среда покупателей трудовых услуг. Они стремятся приобрести товары по более низкой цене - меньше заработной платы или менее выгодные для наемного работника условия труда. Побеждает тот из покупателей-работодателей, кто предлагает более высокую цену, по сравнению с установившейся на рынке. Состязательность между работодателями идет также за привлечение к своей деятельности наиболее опытных, квалифицированных специалистов, предлагая им более выгодные условия. Тем самым конкуренция на рынке труда носит дифференциальный, избирательный характер и стимулирует активность отдельных групп работников и работодателей [38, c. 160].
Наконец, конкурентное столкновение происходит через противостояние наемных работников и работодателей, стоящих в отношении уровня цен товара, рабочей силы, на противоположных позициях. Выигрывает тот субъект рыночных отношений, кто сумеет навязать противоположной стороне свои условия. В исходе всей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке труда устанавливается общая цена - заработная плата на обладающую одинаковым качеством рабочую силу. Таким образом, конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночную цену на рабочую силу и координирующей действия экономических субъектов. Такая конкуренция называется ценовой. Ценовая конкуренция - это рыночное соперничество, "в основе которого лежит заработная плата", или другими словами "конкуренция, между субъектами рынка труда, за лучшие условия оплаты труда". Помимо нее может складываться неценовая конкуренция, когда для продавцов приобретает важность престижность рабочего места, благоприятные условия труда и т.п., для покупателей трудовых услуг - дополнительные навыки работника, совокупность его физиологических и психологических качеств и др. [42, c.27]
Очевидно, что многие черты современной концепции рынка труда уже определились и постоянно корректируются в процессе дискуссий различных ученых. Весьма острые проблемы в области занятости и рынка труда, на наш взгляд, - следствие не контроля над рыночными преобразованиями, а их весьма ограниченного масштаба. Обострение проблем занятости в будущем неизбежно и в случае углубления рыночных изменений, и в случае их блокирования, хотя конкретные проявления, возможности и пути решения данных проблем в том и другом случае будут различными. В первом случае может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях, ускориться рост безработицы. Вместе с тем по мере усиления рыночных преобразований и формирования рынка труда, рыночные механизмы регулирования будут усиливать свое воздействие на уровень занятости, приближая его к оптимуму. Другой возможный вариант - крупномасштабный отказ от использования рыночных механизмов, государственное управление экономикой вместо ограниченного государственного регулирования, уменьшение и вытеснение свободного предпринимательства и т.д. Он имел бы гораздо более тяжелые последствия. Таким образом, можно сделать вывод, что посредством рынка труда реализуется целостность процесса воспроизводства, единство всех его фаз, объединяются все разнообразные интересы субъектов отношений, сталкиваются и разрешаются все возникающий противоречия. Именно через рынок экономическая система общества реализует свою интегративную целостность.

1.3 Предприятие как производственная система

Экономической основой функционирования предприятия являются его производственные фонды, финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, товарные ресурсы.

В состав производственных фондов входят материальные ресурсы и денежные средства. Производственные фонды предприятия состоят из производительных фондов, которые задействованы в производстве; фондов обращения, задействованные в сфере обращения.

Производительные фонды состоят из:

· зданий, сооружений, машинного оборудования, транспортных средств, инструментов и других средств труда;

· сырья, материалов, топлива, электроэнергиии и другие предметы труда.

К фондам обращения относятся запасы товаров (торговля), сельскохозяйственной продукции и сырья, готовой продукции (производственные предприятия); денежные средства; средства в расчетах (дебиторская задолженность).

Эти фонды обслуживает процесс движения товаров до потребителей. Большая часть их находится в материальных ценностях.

Кроме производственных фондов предприятия имеются фонды непроизводственного назначения. Это: жилые дома, здания, оборудование, средства коммунального хозяйства и бытового обслуживания, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры.

Так как отдельные элементы производительных фондов обращаются по-разному, то они делятся на:

· основные производственные фонды (средства труда);

· оборотные производственные фонды (предметы труда).

Основные производственные фонды обслуживают технологический процесс в течение длительного времени, многократно, сохраняя при этом свою потребительную стоимость, а стоимость переносится на издержки в виде амортизационных отчислений.

Потребительная стоимость основных фондов выражается в совокупности технико-экономических свойств, характеризующих производство продукции, и способствующих облегчению труда.

Стоимость основных фондов - это денежное выражение затрат, связанных с их приобретением. Так как основные фонды приобретаются в разные периоды, то есть затраты на их приобретение могут существенно колебаться, поэтому периодически происходит переоценка основных фондов. Различают:

· Первоначальная стоимость - затраты по приобретению основных фондов;

· Восстановительная стоимость - условная оценка в момент переоценки основных фондов;

· Остаточная стоимость - расчетная величина, равна первоначальной или восстановительной за минусом суммы амортизационных отчислений.

Особенностью основных фондов является то, что потребительная стоимость не совершает оборот вместе со стоимостью, но она изменяется во времени под влиянием физического и морального износа.

Основные фонды классифицируются по нескольким признакам:

По материально-вещественному содержанию:

· здания;

· сооружения (подъездные пути, эстакады, погрузочно-разгрузочные площадки);

· передаточные устройства (трубопроводы, электросеть, сеть связи);

· машины и оборудование;

· транспортные средства;

· инструменты и производственный и хозяйственный инвентарь.

К основным фондам так же относятся малоценные и быстроизнашивающиеся предметы сроком службы более 1 года и стоимостью выше разрешенного финансовыми органами норматива.

Основные фонды в материально-вещественном содержании образуют материально-техническую базу предприятия, однако общий объем МТБ включает:

· собственные основные фонды;

· арендованные основные фонды.

По принадлежности:

· собственные, учитываются на балансе предприятия;

· арендованные, учитываются на балансах других предприятий, в нашем предприятии учитывается на забалансовых счетах;

· безвозмездно предоставляемые, в балансе не указываются, ведутся отдельной строкой.

По степени участия в технологическом процессе:

· пассивная часть - здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства;

· активная часть - машины, оборудование, инструменты.

Нормальным считается увеличение доли активной части, и сокращение доли пассивной части. Оборотные фонды целиком потребляются в каждом технологическом процессе, и их стоимость возмещается, как правило, в течение 1 года. Затраты по обращению оборотных фондов возмещаются за счет прибавочного продукта и относятся на издержки. Оборотные фонды используются, как в процессе эксплуатации основных фондов, так и для подготовки товаров к реализации и оказанию услуг [6, c.124-128].

Вещественным носителем оборотных фондов являются так называемые прочие активы (хозяйственный материал, топливо, тара, упаковочные средства, электроэнергия). Кроме того, к оборотным фондам относятся малоценные и быстроизнашивающиеся предметы сроком службы до 1 года, и стоимостью менее нормативной величины.

Оборотные фонды находятся в постоянном движении, поэтому можно установить частоту обновления их запасов. Для этого рассчитываются специальные показатели:

· Длительность одного оборота (число дней в течение которых происходит 1 оборот оборотных средств);

· Число оборотов (количество раз, которые совершит средний размер оборотных средств).

Пример: пусть у предприятия остатки материалов для хозяйственных нужд составили в среднем за квартал 4860000 руб., расход за квартал - 14580000 руб., продолжительность одного оборота определяется отношением остатка материала к среднему дневному расходу этого материала.

90 - количество дней в квартале

Средний дневной расход = 14580000 / 90 = 162000

Длительность = 4860000 / 162000 = 30 дней

Оборачиваемость - отношение изучаемого периода к длительности одного оборота.

Оборачиваемость = 90 / 30 = 3 раза

Или отношение расходов материалов к остаткам материала.

Оборачиваемость = 14580 / 4860 = 3 раза.

Производственные фонды учитываются по материально-вещественным элементам и по стоимости. Фонды обращения и оборотные фонды в стоимостном выражении образуют оборотные средства. Основные средства, оборотные средства и накопления предприятия образуют финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - результат функционирования финансов предприятия. В практике хозяйствования под понятием «финансовые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоплений, всех денежных средств, имеющихся в распоряжении предприятия.

Финансовые ресурсы состоят из фондов денежных средств, которые остаются у предприятия после возмещения всех расходов, связанных с их деятельностью, из кредитных ресурсов и различных резервов.

Фонды денежных средств предприятия классифицируются:

По формам собственности:

· в частной собственности;

· в государственной и муниципальной собственности;

· в собственности общественных организаций.

По экономическому содержанию:

· основные средства;

· оборотные средства.

По назначению и направлению использования:

· централизованные фонды денежных средств находятся в распоряжении государства или вышестоящих органов управления предприятием. Они создаются для решения отраслевых задач, для устранения возможных диспропорций в развитии предприятий.

· децентрализованные фонды денежных средств - фонды, которые образуются в самом предприятии (фонд заработной платы, фонд накопления, фонд потребления, фонд подготовки кадров). Эти фонды формируются из прибыли предприятия. По направлению децентрализованные фонды денежных средств подразделяются:

· общие фонды денежных средств - финансируют основную хозяйственную деятельность предприятия;

· целевые фонды используются на определенные мероприятия. В настоящее время таких фондов более 20. Назначение, источники, порядок образования и использования целевых фондов предусматривается соответствующими положениями, методическими указаниями и инструкциями. Целевые фонды создаются только на конкретное мероприятие, и использовать их для других мероприятий нельзя.

Для поддержания плановой пропорциональности в распределительных процессах формируются резервные фонды денежных средств:

· резервный фонд заработной платы;

· резервы амортизационных отчислений;

· фонд оказания временной финансовой помощи.

Эти резервы используются на финансирование дополнительных затрат:

· на восполнение недостатка собственных оборотных средств;

· на частичное возмещение ущерба от стихийного бедствия;

· на предоставление ссуд структурным подразделениям имеющим убытки.

По источникам образования:

· собственные фонды денежных средств;

· заемные фонды денежных средств;

· привлеченные фонды денежных средств.

Производственный процесс на предприятии являет собой совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия.

В зависимости от характера и масштаба выпускаемой продукции производственные процессы могут быть простыми и сложными. Продукция, изготовленная на машиностроительных предприятиях, как правило, состоит из большого количества деталей и сборочных единиц. Детали имеют разнообразные габаритные размеры, сложные геометрические формы, обрабатываются с большой точностью, для их изготовления требуются различные материалы. Всё это усложняет производственный процесс, который делится на части, и отдельные части этого сложного процесса выполняются различными цехами и производственными участками завода.

Производственный процесс включает как технологические, так и нетехнологические процессы.

Технологические - процессы, в результате которых изменяются формы, размеры, свойства предметов труда.

Нетехнологические - процессы, не приводящие к изменению этих факторов.

По масштабам производства однородной продукции различают процессы:

· массовые - при большом масштабе выпуска однородной продукции;

· серийные - при широкой номенклатуре постоянно повторяющихся видов продукции;

· индивидуальные - при постоянно меняющейся номенклатуре изделий, когда большая доля процессов носит уникальный характер.

Управление технологическим процессом зависит от конкретной структуры определённого предприятия. А также от способа построения функциональной системы предприятия.

При централизованном способе все функции управления сконцентрированы в функциональных отделах управления предприятия.

В цехах и на участках оставлены только линейные руководители. Для приближения функционального аппарата к производству часть этого аппарата может быть размещена на территории цехов, которые она непосредственно обслуживает. Но работники этой части подчиняются начальнику общего функционального отдела предприятия. Централизованная система оправдывает себя при небольших объёмах производства, хотя она и широко применялась в прошлом на всех предприятиях в “застойные” времена.

При децентрализованном способе все функции обслуживания передаются цехам. Каждый цех превращается в замкнутое производственное подразделение.

Наиболее эффективен смешанный способ, который получил наибольшее применение на большинстве предприятий. При этом вопросы, которые могут более оперативно и лучше решить цех или хозяйственное бюро, передаются в их ведение, а методическое руководство функциональными подразделениями и контроль за качеством продукции выполняют функциональные отделы аппарата управления предприятием [1, c.72-75].

Так как основная часть производственного процесса проходит непосредственно в цехе, он имеет свой аппарат управления технологическим процессом. Во главе цеха стоит начальник, назначаемый из числа опытных, высококвалифицированных работников и подчиняется директору предприятия. Он организует труд всего коллектива, проводит мероприятия производство механизации и автоматизации производственного процесса, производство внедрению новой техники, осуществляет меры производство охране труда.

Для решения конкретных технико-экономических задач в крупном цехе создаются:

· техническое бюро, занимающееся совершенствованием технологических процессов производства, оказанием помощи участкам при освоении технологических процессов и контролем технологической дисциплины;

· производственно-диспетчерское бюро, осуществляющее оперативно-производственное планирование и управление производственным процессом;

· бюро труда и з/п;

· группа механика цеха, обеспечивающая уход за оборудованием и его ремонт.

Важнейшим звеном производственной структуры цеха является производственный участок, во главе которого стоит мастер. Мастер - непосредственный организатор процесса производства в своём подразделении. Он имеет право: принимать на работу и производить расстановку рабочих на участке, производство согласованию с начальником цеха освобождать лишних рабочих; присваивать тарифные разряды рабочим; премировать и штрафовать рабочих.

Пользуясь этими правами, мастер обязан: обеспечивать выполнение работ и заданий, стоящих перед участком; предупреждать брак в производстве; обеспечивать экономное использование сырья и материалов; обеспечить строгое выполнение техники безопасности и охраны труда.

Повсеместное использование АСУ упрощает процесс управления. Основа АСУ - интегрированная обработка производственно-экономической информации, охватывающая решение задач прогнозирования, планирования и управления производством с использованием современных средств.

АСУ решают три задачи:

· оперативное планирование и управление всех цехов завода;

· технико-экономическое планирование и материально-технического снабжения;

· учёт движения товарно-материальных ценностей, готовой продукции, расчётов с поставщиками, кассовых и банковских операций.

Действующие АСУ безусловно доказали свою исключительную экономическую эффективность [1, c.77].

Таким образом, можно сделать вывод что современное предприятие являет собой целостный механизм, который вполне можно сравнить с человеческим организмом. Здесь также все взаимосвязано и взаимодополняемо как в организме человека и нарушения в работе каких либо составных частей ведет, в конечном итоге, к диспропорциям в функционировании всего предприятия.

1.5 Мотивация и стимулирование персонала в повышении эффективности работы предприятия.

Руководство организации заинтересованно в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако в силу ряда факторов, в том числе таких как степени личной ответственности, отношений с начальником, и т.д. у работника может наступить разочарование в своей деятельности. Это как правило бывает вызвано следующими причинами:

· чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;

· отсутствие психологической и организационной поддержки;

· недостаток необходимой информации;

· чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;

· отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего труда;

· неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;

· некорректность оценки работника руководителем;

Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности. Подрываются чувство гордости, уверенности в себе , в стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения.

Процесс потери интереса к труду можно рассмотреть как состоящий из шести стадий [57, c.253].

Стадия 1: Растерянность. Здесь замечаются симптомы стрессового состояния, которое начинает испытывать новый работник. Они являются следствием растерянности. Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится. Он задает себе вопрос о том связано ли это с ним самим, с начальником, с работой.

Нервные усилия работника пока не сказываются на производительности. Он легко контактирует с сослуживцами, а иногда даже пытается справиться с трудностями за счет более интенсивной работы, что в свою очередь может только усилить стресс.

Стадия 2: Раздражение. Разноречивые указания руководителя, неопределенность ситуации вскоре вызывают раздражение работника, связанное с ощущением собственного бессилия.

Поведение работника приобретает демонстративные черты. Он подчеркивает свое недовольство в сочетании с повышенной производительностью. Тут он преследует две цели - зарекомендовать себя с лучшей стороны, а так же подчеркнуть на своем фоне бездеятельность руководства.

Стадия 3: Подсознательные надежды. Вскоре подчиненный перестает сомневаться в том, кто виноват в возникших у него трудностях. Теперь он надеется на промах начальника, после которого можно аргументировано доказать правильность своей точки зрения.

Это выражается в утаивании служебной информации, необходимой для решения задач данного подразделения. Подчиненный начинает избегать начальника. Производительность и качество труда остаются в норме.

Стадия 4: Разочарование. На этой стадии восстановить подорванный интерес к работе гораздо труднее. Производительность труда снижается до минимально допустимой. Но на этой стадии работник еще не потерял последней надежды.

Его поведение напоминает маленького ребенка, он полагает ,что если будет “вести себя плохо”,начальник обратит на него внимание. В этот период страдают такие чувства работника ,как уверенность в уважении со стороны подчиненных ,сознание своего авторитета, привычка к хорошему отношению со стороны других сотрудников.

Стадия 5: Потеря готовности к сотрудничеству. Симптомом этой стадии является подчеркивание работником границы своих обязанностей, сужение их до минимума. Некоторые начинают вызывающе пренебрегать работой, а то и вымещать дурное расположение духа на коллегах, находя удовлетворение в унижении других.

Суть этой стадии - не борьба за сохранение интереса к работе , а попытка сохранить самоуважение.

Стадия 6: Заключительная. Окончательно разочаровавшись в своей работе, сотрудник перейдет на другое место, либо будет относиться к работе как к каторге. Один такой работник может сыграть в группе роль катализатора, привести к выплескиванию наружу скрытого чувства недовольства всего коллектива.

С экономической точки зрения, люди являются чрезвычайно дорогим ограниченным ресурсом, а, следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью. Руководитель так же обязан понимать что тут существует и моральный фактор. Осознание этой проблемы ставит перед руководителем новую: Какой должна быть идеальная для подчиненных работа?

Отвечая на этот вопрос не следует стремится к чрезмерной специфичности и оригинальности. Все равно учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко, поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению интегральной производительности. С приведенными ниже факторами у руководителя есть шанс получить согласие максимального количества своих подчиненных. Итак, «идеальная работа» должна:

· иметь целостность, т.е. приводить к определенному результату;

· оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненной;

· давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, т.е. должна быть автономия (в установленных пределах). Либо, как вариант , - групповая автономия;

· обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;

· приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.

Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор , т.к. стимулирует качественное выполнение работы, а так же, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы [14, c.257].

На основе этих принципов была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации Хекмана и Олдхэма [13, c.115] (см. рис. 1.1).

88

Последовательно рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и определим ,что они значат и как влияют на “психологическое состояние”, которое определяет отношение людей к работе.

Разнообразие умений и навыков. Этот термин характеризует степень , в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и которая предусматривает использование различных навыков и талантов персонала.

Если работник чувствует ,что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно, что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, не использующая ценных навыков работника не вызывает и потребности в дальнейшем обучении.

Существует так же оптимальный уровень разнообразия. Он индивидуален для каждого работника. Так одинаковая работа одним может рассматриваться как скучная, а для другого кажется, что она имеет неустойчивый и прерывистый характер, в связи, с чем невозможно установить какой-то определенный режим ее выполнения.

Целостность работы. Под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т. е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны менеджера.

Важность работы. Под этим параметром понимается степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в организации или во внешнем окружении. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета расценивают свою работу как очень важную, в отличие от рабочих, заполняющих скрепками бумажные коробочки. При этом уровень навыков примерно одинаков.

Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.

Автономия. Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий ,используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений ,а не от его собственных усилий. Не будет чувства “собственности” на работу.

При отсутствии (по каким-либо причинам, например применению конвейера) целостности невозможна и автономия т.к. может произойти нарушение общей координации выполнения отдельных действий.

Величина уровня автономии зависит от человека. Для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.

Обратная связь. Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратно связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам “законченной работы”, чем на отдельном ее фрагменте.

Расширяя фронт каждой работы, чтобы работник отвечал за несколько взаимосвязанных операций, мы повышаем автономию. В то же время это увеличивает целостность работы, а значит, обеспечивает быструю и эффективную обратную связь. При этом работник интенсивно использует самопроверку, т.е. личную обратную связь. У него появляется возможность обнаруживать недостатки самому, что воспринимается гораздо легче, чем если бы ему кто-то другой указал на эту ошибку.

Важность обратной связи очевидна. Люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Менеджеры являются важным источником подобной обратной связи. Однако, наилучшая обратная связь имеет место тогда, когда работники сами контролируют качество собственной работы.

Рассмотренные выше три первых фактора вносят свой вклад в оценку работы с точки зрения ее сложности, ценности и необходимости. Если работа не обладает такими параметрами, то она не будет внутренне мотивируемой. Хорошее качество ее выполнения не будет создавать ни чувства выполненного долга, ни ощущения новизны или приобретения чего-либо полезного.

Работа, удовлетворяющая всем описанным факторам внутренне мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, доставляет удовлетворение. Она создает ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, дает работникам чувство сопричастности.

Только такая работа дает возможность человеку к самовыражению , заложенному в его социальности.

Как уже отмечалось, способы экономического стимулирования должны зависеть не только от специфики фирмы в целом, но и варьироваться в зависимости от специализации работников. В таблице 1.2 показаны возможные способы экономического стимулирования различных групп персонала.

Таблица 1.2

Способы экономического стимулирования

Персонал
Вознаграждения
Торговая группа

Индивидуальные комиссионные с объемов продаж

Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль

Групповые комиссионные с увеличения объемов продаж за прошлый год

Групповая система долевого участия в прибыли

Продвижение на более престижные должности с более высокой зарплатой
Производственные рабочие

Групповая сдельная система оплаты труда

Премии за досрочное завершение работы

Премии за сверхурочную работу

Общая схема долевого участия в прибыли
Секретарь

Вознаграждение за сверхурочную работу

Общая схема долевого участия в прибыли

Повышение до управляющего офисом
Управляющий производством

Вознаграждение за сверхурочную работу

Часть групповой производственной премии

Общая схема долевого участия в прибыли

Предложение о долевом участии в бизнесе

Приведенный список не является исчерпывающим (такой список по отмеченным выше причинам составить практически невозможно).Однако, он демонстрирует принципиальную разницу подхода к разработке систем экономического стимулирования по группам персонала. Из него видно ,что, например, система вознаграждения за сверхурочную работу обладает значительно большей универсальностью, чем схема долевого участия в бизнесе.

Таким образом, основываясь на изложенном материале мы можем сделать вывод, что существует целая система стимулов, умело используя которые менеджеры могут существенно повысить как работоспособность коллектива, так и, в конечном итоге, общую прибыльность предприятия.

Выводы по первому разделу

В данном разделе дипломной работы нами были рассмотрены вопросы функционирования рынка труда и предприятия, определены условия формирования штатного расписания и рассмотрены методологические подходы к созданию систем стимулирования труда персонала.

Так, стремление преодолеть негативные социально-экономические явления в период формирования рынка труда обусловили необходимость изучения теоретических основ и сложившихся в традиционной макроэкономике предпосылок его анализа. В России предстоит освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к определению самого рынка труда, основных его характеристик и механизмов его регулирования.

Нами выявлено, что на величину оплаты труда существенно влияют различные рыночные факторы. Так, по определению российского экономиста Е. Борисова выделяются лишь два - спрос и предложение на рынке труда. Величина вознаграждения за труд может изменяться на конкурентном рынке в соответствии с законами спроса и предложения. Когда на рынке труда спрос превышает предложение, то цена определенного вида труда повышается; - конкуренция или монополия на рынке труда. Конкуренция ведет естественно к приближению заработной платы к равновесной цене труда. Монополии диктуют свои условия оплаты труда, понижая ее. В борьбу вступают профсоюзы, стремящиеся ее повысить.

Необходимо отметить, что не существует полностью конкурентного рынка труда. Саму конкуренцию на рынке труда мы определили как столкновение интересов у различных участников рыночных отношений за лучшие условия купли-продажи трудовых услуг.

Выяснено, что современное предприятие являет собой целостный механизм, который вполне можно сравнить с человеческим организмом. Здесь также все взаимосвязано и взаимодополняемо как в организме человека и нарушения в работе каких либо составных частей ведет, в конечном итоге, к диспропорциям в функционировании всего предприятия.

На кадровую политику в целом, комплектования и формирование штатного расписания в частности, влияют факторы двух типов -- внешние по отношению к организации и внутренние.

Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы: нормативные ограничения, ситуация на рынке труда.

В данном разделе нами также были рассмотрены основные мотивирующие факторы и их принципы воздействия на мотивацию людей.

2. Направления совершенствования мотивации и стимулирования труда персонала ООО «СургутГазпром»

2.1. Социологические исследования действующих механизмов мотивации и стимулирования труда в ООО «СургутГазпром»

Дочернее предприятие открытого акционерного общества "Газпром" ООО "Сургутгазпром" является одним из крупнейших газотранспортных и газоперерабатывающих предприятий.

Образовано 23 февраля 1977 года. 1 июня 1999 года Дочернее предприятие было преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью "Сургутгазпром".

Главная его задача - обеспечение эффективного функционирования отраслей народного хозяйства, использующих природное топливо.

Основные направления деятельности ООО "Сургутгазпром":

· транспортировка природного газа, конденсата, нефти по магистральным газопроводам и конденсатопроводам;

· переработка газа, газового конденсата и нефти, производство дизтоплива, бензина, керосина, сжиженных, сжатых газов, ШФЛУ, стабильного конденсата, газа стабилизации, кислорода, азота, водорода, технического воздуха, пропана, бутана;

· развитие и эксплуатация газотранспортных систем;

· проектирование, строительство и реконструкция газопроводов, других объектов, обеспечивающих газоснабжение;

· обеспечение производства технологической связью и автоматизированными системами управления, оказание услуг связи;

· строительно-монтажные, ремонтно-строительные и наладочные работы;

· капитальный ремонт, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов;

· организация и эксплуатация сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, и продажа газа через эту сеть потребителям;

· осуществление грузовых и пассажирских перевозок воздушным, автомобильным, водным и железнодорожным транспортом;

· научно-исследовательские, проектные разработки;

· охрана окружающей среды при всех видах деятельности;

· обеспечение профессионального обучения персонала Общества в собственных образовательных учреждениях;

· развитие социальной инфраструктуры

ООО «Сургутгазпром» - одно из крупнейших и эффективно работающих предприятий ОАО «Газпром», составная часть Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, осуществляющее транспорт газа, транспорт и переработку газового конденсата.

Приоритетную роль в производственной деятельности ООО «Сургутгазпром» занимает поставка газа с северных месторождений на индустриальный Урал и в Центр страны. Стабильная работа магистрального газопровода Уренгой-Челябинск, компрессорных станций -- важнейшая задача ООО «Сургутгазпром». Природный газ, поступая в систему трубопроводов Сургутгазпрома, пересекает сотни рек, болотистых участков, проходит по территории Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского округов, южных районов Тюменской области предприятия Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Нижнего Тагила и др.

В структуру ООО «Сургутгазпром» входят 15 линейно-производственных управлений. На 17 компрессорных станциях общества «Сургутгазпром» установлено 231 газоперекачивающий агрегат. Для поддержания в рабочем состоянии всего парк в Сургутгазпроме ведется реконструкция компрессорных станций, налажены ремонт и восстановление узлов газоперекачивающих агрегатов, созданы мобильные бригады для обслуживания трассы газопровода и компрессорных станций.

29 ноября 2002 года состоялся пуск новой компрессорной станции ООО «Сургутгазпром» - «Пуртазовская», первой КС магистрального газопровода «Заполярное НГКМ - Новый Уренгой».

«Пуртазовская» соединила Заполярное месторождение с Единой системой газоснабжения России. Пуртазовская компрессорная станция кардинальным образом отличается от своих предшественниц. Ввод первой очереди Заполярного месторождения и пуск компрессорной станции Пуртазовская - первые крупные объекты, сооруженные ОАО «Газпром» на Ямале за последние 17 лет. Новая КС представляет собой современное производство, оснащенное самыми последними достижениями науки и техники.

Видное место в экономике ООО «Сургутгазпром» занимает Завод стабилизации конденсата. Суммарная мощность завода составляет 8 млн. т продукции в год, мощность по первичной переработке -- 4 млн. т. Сургутский ЗСК входит в состав единого, технологически увязанного комплекса предприятий ОАО «Газпром» в Тюменской области по добыче и переработке жидких углеводородов. Завод является крупнейшим в Тюменской области предприятием нефтеперерабатывающего профиля с достаточно развитым производством и системой отгрузки и доставки потребителю товарной продукции - моторных топлив и сжиженных газов.

Основной задачей развития Сургутского завода стабилизации конденсата является обеспечение выпуска высококачественной конкурентно способной и вместе с тем высокорентабельной продукции. 12 октября 2002 года пущена в эксплуатацию первая очередь комплекса по облагораживанию моторных топлив. Продукцией установки является высокооктановый компонент автомобильных бензинов. С пуском секций первой очереди производство автомобильных бензинов на Сургутском ЗСК увеличивается в 5 раз и составит порядка 1,2 млн. тонн в год, что полностью покроет потребности ХМАО и Тюменской области в автомобильном топливе.

Автоматизация процессов управления в ООО «Сургутгазпром» идет с 1996 г., когда была создана целевая программа «Интегрированная автоматизированная система управления технологическими процессами транспорта и переработки газа и газового конденсата». Являясь неотъемлемой частью Газпрома, ООО «Сургутгазпром» сегодня входит в группу лидирующих предприятий в области автоматизации и внедрения новых систем управления и эксплуатации существующих.

Силами двух подразделений Сургутгазпром выполняет большую работу по ремонту технологического и электротехнического оборудования и поддержанию в работоспособном состоянии системы магистральных газопроводов Уренгой-Челябинск. Основные объемы работ на линейной части газопровода ООО «Сургутгазпром» выполняет силами трех аварийно-восстановительных поездов.

В структуру Сургутгазпрома входят также три предприятия технологического транспорта и спецтехники. Все транспортные коллективы имеют хорошую ремонтную базу, объекты социального и лечебно-оздоровительного назначения.

Особую роль в обеспечении надежного газоснабжения играет ведомственная связь. Современная радиорелейная линия «Квадралинг» канадской фирмы «Харрис» позволяет оперативно решать производственные вопросы, что, в свою очередь, увеличивает и улучшает возможности управления коллективом.

ООО «Сургуггазпром» имеет в своей структуре строительные подразделения, выполняющие весь комплекс строительно-монтажных и ремонтных работ.

В обществе ведется постоянная работа по сокращению техногенного воздействия на окружающую среду в природных условиях, изменяющихся от приполярной тундры до лесостепей на юге Тюменской области. ООО «Сургутгазпром» стремится к выполнению всех требований природоохранного законодательства России и высоких стандартов ОАО «Газпром».

Перспективы коллектива ООО «Сургутгазпром» связаны с вводом в разработку Заполярного газового месторождения и эксплуатацией газопровода Заполярное-Уренгой и компрессорной станции Пуртазовская. Ввод в эксплуатацию Заполярного месторождения позволит компенсировать сокращение уровня добычи на действующих промыслах Западной Сибири.

Социальная сфера Сургутгазпрома - это жилые микрорайоны в городах-спутниках, поселки, детские дошкольные учреждения, клубы, дома культуры, медицинские пункты, учреждения народного образования на компрессорных станциях , где в основном живут газовики.

Организация летнего отдыха детей и взрослых -- непременное условие успешной работы коллектива. Ежегодно тысячи газовиков отдыхают в лучших пансионатах страны. Для детей в летнее время работают лагеря отдыха и спортивно-оздоровительные лагеря.

Для наработки эффективных механизмов мотивации и стимулирования труда кадровая служба ООО «СургутГазпром» регулярно проводит специальные социологические исследования. На основе полученных результатов высшее руководство принимает те или иные решения в сфере мотивации и стимулирования персонала. Методы социологического исследования используются для индивидуальной оценки персонала.

Методы индивидуальной оценки сводятся к тому, что выдает оценочная анкета, которая представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ставит отметку напротив ее описания. Общий рейтинг по результатам такой анкеты представляет собой сумму пометок. Фрагмент оценочной анкеты, который заполняется самим работником приведен в приложении А.

Модификация оценочной анкеты -- сравнительная анкета. Контролеры или специалисты кадровой службы предприятия готовят список описаний правильного или неправильного поведения на рабочем месте. Оценщики, наблюдавшие за поведением, располагают эти описания как бы по шкале от “отлично” до “плохо”, в результате чего появляется “ключ” анкеты. Лица, проводящие оценку труда конкретных исполнителей, отмечают наиболее подходящие описания. Оценкой результативности труда является сумма рейтингов по отмеченным описаниям.

Используют также анкету заданного выбора, в которой задаются основные характеристики и перечень вариантов поведения оцениваемого. По шкале важности оценивают в баллах набор характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник (пример анкеты в приложении Б).

Шкала рейтингов поведенческих установок. В бланке описываются решающие ситуации профессиональной деятельности. Анкета рейтинга содержит обычно от шести до десяти специальных характеристик результативности труда, каждая из которых выводится из пяти или шести решающих ситуаций с описанием поведения. Лицо, проводящее оценку, отмечает то описание, которое в большей степени соответствует квалификации оцениваемого. Тип ситуации соотносится с баллом по шкале. В таблице 2.1 приведен пример бланка по оценке поведенческих установок.

Таблица 2.1

Бланк по оценке поведенческих установок

Инженерная компетенция (непосредственно связанная с исполнением проектов) (фрагмент)

Фамилия инженера________________________________________

----9----
Владеет широким спектром технических навыков, и от него можно ожидать выполнения всех заданий с отличным результатом

----8----

----7----
Способен применять в большинстве ситуаций хороший спектр технических навыков, от него можно ожидать хорошего выполнения части заданий

----6----

----5----
Способен применять некоторые технические навыки, и от него можно ожидать адекватного выполнения большей части заданий

----4----

----3----
Имеет определенные трудности с применением технических навыков, и от него можно ожидать сдачи большей части проектов с опозданием

----2----

----1----
Не умеет применять технические навыки, и можно ожидать затягивания работы вследствие этого неумения

Описательный метод оценки заключается в том, что производящему оценку предлагают описать преимущества и недостатки поведения работника. Часто этот метод комбинируется с другими, например, со шкалами рейтинга поведенческих установок.

Метод оценки по решающей ситуации. Специалисты по оценке готовят список описаний “правильного” и “неправильного” поведения работников в отдельных ситуациях и распределяют их по рубрикам в соответствии с характером работы. Лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каждой рубрике. Затем этот журнал используется для оценки результативности труда. Как правило, метод служит для оценок, даваемых руководителем, а не коллегами и подчиненными.

Шкала наблюдения за поведением. Как и метод оценки по решающей ситуации, ориентирован на фиксацию поступков. Для определения поведения работника в целом оценщик на шкале фиксирует количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом. В таблице 2.2 приведен пример бланка наблюдения за поведением

Таблица 2.2

Бланк наблюдения за поведением (фрагмент)

Поведение на работе
1
Приходит на работу пять дней в неделю
 
Почти никогда
0
1
2
3
4
Почти всегда
2
Приходит на работу вовремя
 
Почти никогда
0
1
2
3
4
Почти всегда