Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Направления формирования экологического предпринимательства в России и за рубежом. Развитие принципов экологической этики и предпринимательская деятельность. Применение экологической сертификации и маркировки продукции в деятельности малых предприятий.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 21.03.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Дипломная работа
На тему: «Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса»
Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Этапы и направления формирования экологического предпринимательства в России и за рубежом
1.2 Развитие принципов экологической этики и предпринимательская деятельность
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Характеристика действующей системы организации и управления охраны окружающей среды на предприятии и задачи ее совершенствования
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Особенности применения экологической сертификации и маркировки продукции в деятельности малых предприятий
3.2 Экономическое стимулирование малых предприятий по внедрению систем экологического управления и оздоровлению окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ

Одной из приоритетных задач эколого-экономических исследований является согласование интересов бизнеса и оздоровления окружающей среды, участие предпринимателей в разработке и реализации механизма обеспечения устойчивого развития страны. При этом сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды предполагает усиление экологической составляющей в деятельности предприятий.
Как показывает анализ мирового опыта, одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является внедрение на предприятиях систем экологического управления на базе международных стандартов ISO серии 14000 [22,23,26,44,53]. Стремление России интегрироваться в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, усиление экологических требований в деятельности Всемирной торговой организации, национальных торгово-промышленных палат, что связано с совершенствованием законодательства в области охраны окружающей среды, более полным учётом экологических факторов в конкурентной борьбе и др., требует переосмыслить стратегию и тактику поведения российских предприятий на рынке, имея в виду экологизацию всех аспектов их функционирования.
Если за рубежом, начиная с 90-х гг. экологический менеджмент предприятия стал реальным инструментом управления в системе экономики природопользования и охраны окружающей среды, то в России работа в данном направлении только начинается. Недостаточная изученность данной проблемы, неразработанность нормативных и методических принципов и подходов по внедрению систем экологического управления в Российской Федерации, ставит данную проблему в число наиболее актуальных.
Экономическим проблемам теории и практики природопользования и охраны окружающей среды посвящены исследования кафедры экономики природопользования Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭА им. Г.В.Плеханова, Института проблем рынка РАН, КППС РНН, ЦММИ РНН, НИЦ «Экобезопасность» Госкомэкологии России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ), Экологического факультета Российского университета Дружбы народов и др.
Следует учитывать, вопросы регулирования в сфере экономики природопользования и охраны окружающей среды в основном были ориентированы на промышленные предприятия, как основные источники загрязнения. В то же время указанные исследования и разработки практически не коснулись непромышленного сектора экономики, включая предприятия торговли, общественного питания, транспортного обслуживания и т.д. Для решения указанных проблем требуется осуществление комплекса мер на новой методологической основе. Однако многие вопросы теории и практики экологизации экономики в сфере малого бизнеса, в том числе за счет применения системы экологического менеджмента, в России не решены, что предопределяет практическую ценность данного исследования.
Цель данного исследования состоит в разработке методических подходов и практических рекомендаций по применению принципов экологического управления в экономике малого бизнеса.
Поставленная цель определила решение следующих взаимосвязанных задач исследования, к которым относятся:
* исследование роли и места малых предприятий в оздоровлении окружающей среды и обеспечении принципов устойчивого развития;
* анализ этапов, форм и тенденций развития экологически ориентированного бизнеса в России и за рубежом;
* разработка методических принципов развития системы экологического менеджмента на предприятиях торговли продуктами питания и в деятельности малых пекарен;
* обоснование предложений по экономическому стимулированию малых предприятий по внедрению систем экологического управления и оздоровлению окружающей среды.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие на малых предприятиях (сфера торговли пищевыми продуктами и мини пекарни) по поводу регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
В качестве объекта исследования рассматривается предприятия непромышленного сектора экономики, осуществляющие разработку и внедрение системы экологического менеджмента. В качестве конкретных объектов исследования взяты предприятия по торговле продуктами питания ООО «В Раменках», и мини пекарня «Волбо» в г. Черкесск.
В процессе исследования применялись системный анализ, методы эколого-экономической оценки и статистики окружающей среды, сравнения и группировок, расчетно-аналитический, балансовый, нормативный и другие методы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1 Этапы и формы формирования экологического предпринимательства в России и за рубежом

Изменение форм собственности в ходе осуществления рыночных преобразований в России открыло новые возможности для развития предпринимательства. В табл. 1 показана динамика изменения численности занятых в экономике за 1970-2007 гг.
Таблица 1 - Среднегодовая численность занятых в экономике России, млн. чел.
Показатели
1970
1980
1990
2005
2007
Среднегодовая численность занятых в экономике
64,0
73,3
75,3
66,4
63,6
в том числе:
на предприятиях и в
организациях
негосударственной
формы собственности
8,9
7,1
13,1
38,4
39,4
Удельный вес занятых на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности в общей численности занятых в экономике, %
13,9
9,7
17,4
57,8
61,9
Составлено по данным: Российский статистический ежегодник. Стат. сб.
Госкомстат России, 2007, с. 14.
Как видно из таблицы, за период с 1970 по 2007 гг. среднегодовая численность занятых в негосударственном секторе экономики возросла с 8,9 до 39,4 млн. чел. или в 4,4 раза. При этом удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики возрос с 13,9% в 1970 г. до 61,9% в 1998 г., что свидетельствует об усилении тенденций по формированию негосударственного сектора экономики в России, особенно за период после 1990 г., (приложение 1.)
Эта же тенденция отчетливо проявляется в росте числа предприятий
частной формы собственности, табл. 2.
Таблица 2 - Число предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января)
Число предприятий и организаций, тыс.
В процентах к итогу
2000
2005
2000
2005
Всего:
в том числе по формам
собственности:
1946
2901
100,0
100,0
Государственная
325
148
16,7
5,1
Муниципальная
171
183
8,8
6,3
Собственность общественных объединений (организаций)
53
183
2,7
6,3
Частная
1216
2147
62,5
74,0
Прочие формы собственности, включая смешанную собственность, собственность иностранных юридических лиц, граждан
181
240
9,3
8,3
Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2007, с. 273.
Как видно из таблицы 2, за период 2000-2005 г. число предприятий частной формы собственности увеличилось с 1216 до 2147, в 2005 г. удельный вес предприятий частной формы собственности составил 74% к общей численности предприятий всех форм собственности.
В настоящее время, когда завершается рыночное реформирование экономики, разрушаются прежние экономические и ценностные установки, обостряется и проблема загрязнения окружающей среды, ибо происходит увеличение количества хозяйствующих субъектов и расширение их прав в принятии децентрализованных экономических решений. Для разрешения данного противоречия необходимо создавать своего рода «экологические рамочные условия», определяющие экологическое поведение хозяйствующих субъектов. Такой подход мог бы базироваться на концепции внешних эффектов, что требует четкого определения прав собственности.
Следует отметить, что вопрос о путях и формах развития экологического предпринимательства остается достаточно дискуссионным. Так, некоторые авторы утверждают, что рынок - это не та сфера, которая подходит для решения проблем устойчивого развития [42, 43, 79, 108]. В то же время другие исследователи отмечают, что краеугольным камнем экологически устойчивого развития и экологически ориентированного бизнеса является именно система открытых конкурирующих рынков, когда цены отражают стоимость природных и других ресурсов [41, 44, 83, 86].
С точки зрения эволюции политики предприятий в области охраны окружающей среды можно выделить следующие ее фазы, табл. 3.
С точки зрения влияния предпринимательской деятельности на состояние окружающей среды можно выделить три сценария:
1. Общая тенденция к увеличению воздействия на состояние окружающей среды и, соответственно, к увеличению экологического риска. Такое увеличение негативного воздействия может быть равномерным или носить скачкообразный характер, что связанно с осуществлением отдельных природоохранных мер или возникновением аварийных ситуаций.
При этом предприятия практически не заинтересованы не только в декларировании, но и в оценке фактического негативного воздействия на окружающую среду своей деятельности.
Таблица 3 - Этапы и фазы развития экологически ориентированной предпринимательской политики
п./п.
Период
Содержание этапа
1.
1970
Усиление этических и моральных требований предпринимателя в отношении окружающей среды
2.
1980
Изменение уровня экологической сознательности в предпринимательской деятельности
3.
1980/85
Оборонительная реакция на возрастание экологических требований
4.
1985
Открытая, наступательная политика в области охраны окружающей среды и разработка предупредительных мер
5.
1990/95
Согласие с применением инструментов экономической и экологической ответственности
6.
2000
Изменение принципов потребления ресурсов, интегрированная экологическая политика и переход к экологически устойчивому развитию
2. С точки зрения воздействия предприятия на окружающую среду складывается общая тенденция к стабилизации. -Это связано с проведением ряда природоохранных мероприятий, а также с соблюдением установленных норм и правил, высоким уровнем производственной и технологической дисциплины и экологического контроля.
3. При третьем сценарии складывается общая тенденция к последовательному снижению негативного воздействия на окружающую среду, что связано с внедрением основных принципов системы экологического управления и, соответственно, ведет к снижению экологического риска.
Хартией предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития, определены принципы природоохранной политики Рыночная экономика, движимая активной предпринимательской инициативой, с помощью разумно вводимых ограничений и регулируемых экономических рычагов, выступает как источник обеспечения управленческими, техническими и финансовыми ресурсами деятельности по оздоровлению окружающей среды.
Как отмечается в данном документе, в целях выработки перспективной экономической политики, позволяющей адекватно реагировать на растущие требования по защите окружающей среды, предприятиям, в том числе - малому и среднему бизнесу, целесообразно руководствоваться следующими принципами и положениями:
* рассматривать экологизацию в числе высших корпоративных приоритетов предприятия;
* разработку корпоративной политики, программ и практики экологизации всех направлений деятельности предприятия необходимо организовывать с учетом интересов потребителей, общественности, требований рынка, включающих и экологические требования;
* экологическое обоснование принятия управленческих решений на всех иерархических уровнях;
* продукты и услуги должны соответствовать требованиям экологической безопасности, минимальной энерго -, ресурса- и материалоемкости, а также поддаваться утилизации и др.
Одним из наиболее характерных проявлений последовательного улучшения является минимизация воздействия хозяйственной и иной деятельности предпринимателя на состояние окружающей среды. В рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН и Программы ООН по окружающей среде для стран с переходной экономикой отмечается, что следует всячески содействовать саморегулированию в промышленном секторе, например, путем заключения добровольных соглашений между природоохранными органами и промышленными организациями, такими, как торговые палаты и ассоциации производителей.
Примером такого подхода является подписание в 1998-1999 гг. Общественного договора о сохранении живой природы, цель которого вовлечь в активное и реальное участие в сохранении окружающей среды все заинтересованные слои общества. Данный общественный договор является частью Национальной стратеги сохранения биоразнообразия России, основными задачами которой является формирование категорий экономической ценности живой природы и биологического разнообразия как национального достояния, формирование системы партнерства в деятельности по сохранению живой природы, активизация работы с отечественным бизнесом и товаропроизводителями. Участники данного общественного договора (предприниматели, товаропроизводители, органы власти, организации, граждане) берут на себя обязательства создавать, поддерживать и защищать правила, по которым должна протекать жизнь в сфере производства и потребления, материальных благ с учетом сохранения живой природы России.
С целью расширения участия российских предпринимателей в реализации национальной стратегии устойчивого развития в 1994 г. между Минприроды России (впоследствии - Госкомэкологии России) и Торгово-промышленной палатой России было заключено соглашение о сотрудничестве. Программа такого сотрудничества предусматривает ряд направлений: а) отработка в ряде регионов базовых моделей экологически ориентированного предпринимательства, так называемых чистых производств», объединяющих усилия местных природоохранных органов, торгово-промышленных палат, предпринимательских структур и местных администраций; б) привлечение к экологическому предпринимательству отечественных и зарубежных инвестиций; в) создание совместных центров информации и консультационно-исследовательской работы [80].
Начиная с 1995 г. в годовом докладе Торгово-промышленной палаты России имеется специальный раздел «Экологически ориентированное предпринимательство как цивилизованный бизнес». Совместная рабочая группа экспертов ТПП России, Госкомэкологии России и предпринимателей подготовили предложения проекты программ по внедрению принципов экологически ориентированного управления предприятиями, охватывающие все организационные, технологические стороны обычного предприятия и жизненного цикла продукции: от оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экоаудита до маркетинга и сбыта.
Основные требования перехода к модели устойчивого развития в России на ближайший период состоят в следующем: оживление экономического развития с приданием ему нового качества, обеспечивающего сохранение природно-ресурсного потенциала, удовлетворение основных потребностей населения в трудоустройстве, продуктах питания, чистой воде и энергии.
Таким образом переход России к модели устойчивого развития требует такой экологической ориентации, достигаемой путем повсеместного и постоянного учета экологического фактора при принятии управленческих решений. Показателями, определяющими степень экологизации хозяйственной деятельности, может служить система показателей природо- и ресурсоемкости экономики, характеризующих уровень потребления того или иного вида природных ресурсов на единицу конечного потребления.
С этой целью представляется целесообразным усиление положения о том, что экологические цели являются неотъемлемыми слагаемыми экономических целей. Более того, они становятся приоритетными и их роль неуклонно возрастает. Первоочередным шагом в этом направлении должно стать создание институциональных основ экологизации экономики как главного загрязнителя окружающей среды и как основного источника средств для экологизации производственной и непроизводственной (потребительской) сфер.
1.2 Развитие принципов экологической этики и предпринимательская деятельность

Решение многих экологических проблем невозможно без изменения механизма экономического развития, который в современных условиях противоречит потребностям защиты окружающей среды. На стыке экономики природопользования, права, этики и торговли в настоящее время формируется новое направление научной и практической деятельности - экологическая этика. Речь идет о формировании таких отношений в сфере бизнеса, включая торговлю, которые бы отвечали долговременным интересам экологически устойчивого развития и способствовали усилению ответственности производителей и потребителей за состояние окружающей среды. В данном случае можно говорить о развитии основных принципов деловой хартии устойчивого развития торгово-промышленной палаты относительно экологических аспектов этики предпринимательской деятельности.
Как видно из данной схемы, в настоящее время экологическая политика базируется на принципах этики, когда в центре интересов находится человек (антропоцентрическая этика). Гармонизация экологических и экономических интересов в будущем предполагает переход предпринимательской деятельности на принципы экоцентрической этики, когда во главе угла будет находится качество окружающей природной среды и состояние отдельных экосистем в целом.
С этой точки зрения к основным принципам экологической этики относятся:
1. признание корпоративной ответственности за экологические последствия деятельности в сфере бизнеса, что предполагает создание эффективной системы экологического менеджмента;
2. мотивация персонала с учетом экологических факторов и повышение его квалификации и уровня его экологического сознания;
3. предварительная оценка влияния хозяйственной и иной деятельности (проектов, инвестиций) на окружающую среду, что предполагает использование таких процедур, как экологическая экспертиза, экологический аудит и ОВОС.
Очевидно, человечество должно стремиться к разумному ограничению своих потребностей и свободы выбора, ибо сохранение существующего положения может привести к нарушению сложившегося в природе равновесия. В этой связи представляется целесообразным выдвинуть на передний план моральные факторы экологического поведения на рынке.
На рис. 4 показана система взаимодействия между экономикой природопользования, экологической этикой и предпринимательской этикой.
Таким образом, ключевой проблемой становится определение ответственности за состояние эколого-экономических систем в цепочке «государство - общественность - субъект производственно-хозяйственной деятельности - человек».
Если в 1970-80-е годы развитие экологически ориентированной предпринимательской политики осуществлялось главным образом через формирование этически-моральных требований и усиление правовой и экономической ответственности за состояние окружающей среды, в том числе - путем изменения сознательности, то в настоящее время основной акцент делается на изменение потребительской политики, потребительского рынка с учетом экологической составляющей. Данный принцип находит отражение в разработке, производстве и поставке на рынок продуктов, товаров (работ и услуг), которые при их использовании, хранении и переработке ведут к снижению отрицательного воздействия на окружающую среду и экономии воды, энергии, первичных природных ресурсов.
В свою очередь важными принципами экологической этики являются информирование и консультирование производителей, поставщиков и потребителей об экологических аспектах производства товаров и предоставления услуг, что проявляется в применении соответствующих систем экологической маркировки и сертификации продукции, а также поддержка и провидение соответствующих эколого-экономических исследований.
Для оценки соответствия предпринимательской деятельности основным принципам и критериям экологической этики может применяться процедура экологического аудита. В добровольном характере указанной процедуры также содержатся элементы экологической этики.
В настоящее время, наряду с промышленными предприятиями, как основными источниками загрязнения окружающей среды, происходит распространение основных принципов и положений экологической этики на непроизводственную сферу экономики, включая торговлю, общественное питание, сферу отдыха, транспортный сектор и др.
Осуществление рыночных преобразований в России открыло возможность для развития малого предпринимательства. В широком понимании малое предприятие - это небольшая хозяйственная единица, занимающая относительно малую нишу на предоставленном рынке, управляемая как правило на персонифицированном уровне без какой либо формализованной управленческой структуры, локально сориентированной в своей области производства.
Особенностью малого предприятия является то, что оно обладает высокой независимостью и мобильностью в принимаемых решениях, в построении стратегии своего существования и использования внутренних резервов.
С одной стороны, развитие малого предпринимательства является предпосылкой и необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. С другой стороны, развитие малого бизнеса в России без достаточного учета экологических факторов и ограничений, также может привести к повышению нагрузки на состояние окружающей среды.
Для усиления экологических аспектов в предпринимательской деятельности за рубежом широко внедряется система международных экологических стандартов ISO 14000. Речь идет о развитии на предприятии системы экологического управления, для оценки которой используется процедура экологического аудита. Начиная с 1998 г. работа в данном направлении проводится также и в России. С этой целью в рамках Госкомэкологии России осуществляется подготовка экологов-аудиторов, формируется рынок экоаудиторских услуг и фирм, которые имеют соответствующие лицензии и осуществляют проверку соответствия экологической политики, проводимой предприятием, требованиям указанных стандартов.
Вместе с тем, следует отметить, что как за рубежом, так и в России международные экологические стандарты внедряются в первую очередь, как правило, на крупных промышленных предприятиях. Однако, учитывая масштабы развития предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, становится очевидным, что данная процедура может и должна быть внедрена и в этом сегменте рынка, включая непромышленный сектор экономики (автозаправочные станции, гостиничное хозяйство, предприятия питания, торговли и др.).
Потому одним из важных эколого-экономических вопросов дальнейшего развития малого бизнеса является переход на такую модель производства и потребления, когда в максимальной мере обеспечивается сохранение и воспроизводство природного ресурса, и обеспечение благоприятного качества окружающей среды.
Зарубежный и отечественный опыт экологического управления говорит о следующих возможностях и выгодах, которые могут быть получены при переходе на международные стандарты в области охраны окружающей среды:
* улучшение маркетинга, стабилизация производства и рост конкурентоспособности фирмы;
* сокращение внутренних затрат, определение и использование потенциала экономии;
* возможность совмещения затрат на охрану окружающей среды и экономической выгодой;
* возможность получения экономических (налоговых и др.) льгот предприятиям со стороны местных органов управления и комитетов по охране окружающей среды, для предприятий и фирм, присоединившихся к системе экологического управления и др.
Для эффективного внедрения в России международных экологических стандартов в сфере малого бизнеса требует своего совершенствования законодательная база, а также организационно-экономический механизм поддержки экологически ориентированной предпринимательской деятельности, включая вопросы экологического страхования, возмещения причиненного ущерба окружающей среде, платы за природопользование, экономического стимулирования природоохранной деятельности и др.
Общество, говорится в одном из документов Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию, должно создать систему, позволяющую вознаграждать предприятия, которые повышают производительность при снижении объемов используемых ресурсов и загрязнения окружающей среды. При этом устойчивое производство и потребление понимается как солидарная ответственность бизнеса, власти и населения за сохранение качества окружающей среды [4, 8, 10, 30, 34].
Среди ключевых аспектов реализации концепции экологически устойчивого развития предприятия следует выделить отражение экологических издержек предприятия в бухгалтерской отчетности (экологическое счетоводство), текущие цены, бухгалтерский учет экологических обязательств, контроль и аудит.
С точки зрения развития экологической этики в предпринимательской деятельности рассмотрим определения по бухгалтерскому учету в компаниях, оказывающих влияние своей деятельностью на окружающую среду. Этот принцип предполагает измерение и оценку используемых природных ресурсов, одновременно оценивается в натуральном и стоимостном выражении загрязнение окружающей среды.
Очевидно, что деятельность компании должна также обязательно включать разработку экологических программ восстановления природных ресурсов. В эти программы входит защита окружающей среды, консервация природных ресурсов и учет видов деятельности компании, которые она должна предпринять, чтобы возместить причиненный ею ущерб.
По оценкам, 10% текущих расходов компаний относится к природоохранным мероприятиям и рассматривается как вклад в окружающую среду.
Для оценки экологических издержек и затрат на охрану окружающей среды (прямых и косвенных) требуется отдельно учитывать капитальные вложения на указанные цели по следующим направлениям: охрана здоровья персонала, защита и безопасность людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом, экономическая оценка причиняемого ущерба окружающей среде, возмещение (платежи) за использование природных ресурсов.
Вложения в охрану окружающей среды можно условно подразделить на две категории: а) обязательные затраты, которые отслуживаются на государственном уровне и регулируются законами; б) затраты на добровольные природоохранные мероприятия широкого профиля.
Следует отметить, что узость видения взаимосвязи экономических, социальных и экологических проблем в сфере малого и среднего бизнеса ведет к ограниченному прагматичному пониманию ответственности перед обществом, природой, настоящим и будущим поколениями.
Отсюда вытекает необходимость совершенствования экологического образования и воспитания предпринимателей и повышения экологической культуры в сфере бизнеса в целом. Речь идет о формировании нового, экологического менталитета российских предпринимателей, который может гарантировать экологически грамотное, стабильно хозяйское отношение производителей и потребителей к природным богатствам, при котором основой системы ценностей станет достижение социального и экологического комфорта, а не только материальных благ.
Соблюдение принципов экологической этики в сфере внешнеэкономической деятельности предполагает выполнение действующих национальных обязательств России, предусмотренных конвенциями и соглашениями в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, только в тесном взаимодействии прав и обязанностей по отношению природы и использования ее ресурсов может проявляться справедливость и этика. Этические обязанности для предпринимателя в широком понимании этого понятия, то есть для какого-либо субъекта хозяйственной деятельности, является ответственность относительно работников и окружающей среды. В этой связи предприятия должны развивать экологически ориентированный, согласованный с интересами природы образ мышления. Собственно на устранение недостатков в национальном законодательстве в области охраны окружающей среды, предупреждение и снижение отрицательного воздействия производства на состояние окружающей среды и направлены международные стандарты ISO серии 14000, разработанные Международной организацией по стандартизации в области экологического менеджмента и экологического аудита.
К примеру, начиная с 2002 г. ОАО «Газпром» осуществлять разработку и внедрение отраслевой Концепции устойчивого развития. Следует отметить, что основные цели и задачи экологической политики в ОАО «Газпром» утверждены в 2000 г. и соответствуют целям и задачам Экологической хартии Международного газового союза.
Применительно к крупному газодобывающему и газоперерабатывающему концерну реализация принципов устойчивого развития заключается в осуществлении ряда последовательных процедур, в частности:
* создание в 1999-2000 гг. системы экологического управления отрасли на основе стандартов ISO 14000. Применительно к отдельной отрасли экономики в России такая система разрабатывается и внедряется впервые.
* подготовка экологов-аудиторов из специалистов природоохранных служб системы ОАО «Газпром». В настоящее время здесь прошли обучение и получили сертификат экологов-аудиторов 35 человек, которые представляют основные газодобывающие районы России. В Государственной академии нефти и газа им. И.М. Губкина уже несколько лет студентам и слушателям системы повышения квалификации читаются специальные курсы по экономике окружающей среды, экологическому аудиту и др.
* начиная с 2002 г. ОАО «Газпром» издает и распространяет среди своих акционеров экологические заявления (декларации), в которых информирует общественность, российских и зарубежных партнеров о выполнении своих экологических обязательств.
В порядке эксперимента основные принципы экологической экономики и концепции устойчивого развития в отрасли внедрены в 2005-2006 гг. на предприятиях «Волгатрансгаз» в Нижегородской области. Среди других инструментов экологического управления, которые используются на нефтегазодобывающих предприятиях в соответствии с Концепцией устойчивого развития ОАО «Газпром» можно назвать: экологическое страхование, плата за природные ресурсы и плата за загрязнение окружающей среды, возмещение причиненного ущерба, экономическая оценка природных ресурсов, финансирование природоохранных мероприятий за счет средств общества и др.
Следует отметить, что реализации политики устойчивого развития в ОАО «Газпром» положительно отражается на формировании благоприятного экологического имиджа корпорации, а также учитывается при оценке стоимости акций. Дальнейшее совершенствование системы экологического менеджмента и экологического аудита здесь связано с разработкой национального законодательства и нормативных документов в данной области, а также предполагает расширение международного сотрудничества. К примеру, можно отметить тесное сотрудничество фирмы по оздоровлению окружающей среды в процессе освоения нефтегазовых месторождений с «Рургаз АГ» и др.
В декабре 2005 г. впервые в России проводился конкурс «Лучшее предприятие года» в номинации (категории) «За эффективную экологическую политику». Организаторами данного конкурса являются Российский союз промышленников и предпринимателей совместно с Торгово-промышленной палатой России, редакцией журнала «Эксперт», издательским домом «Экономика и жизнь», Госкомэкологии России.
В качестве критериев для отбора лучших предприятий рассматривались:
* наличие на предприятии системы экологического менеджмента;
* проведение на предприятии экологического аудита;
* внедрение на предприятии экологического страхования;
* проведение процедуры экологической сертификации.
Важным моментом было то, что эколого-экономическая оценка деятельности предприятия рассматривалась в динамике, то есть учитывалось, как предприятие продвинулось в использовании экологического управления.
По итогам конкурса премию «Шанс» получили:
* ОАО «Лукойл» (нефтедобыча и нефтепереработка»;
* ОАО «Саянский алюминиевый завод», г. Саяногорск, Республика Хакассия - (за финансирование природоохранной деятельности и внедрение системы экологического счетоводства);
* ОАО «Газпром» - дочернее предприятие «Бургас», г. Москва (нефтегазопереработка) [118].
В качестве примера соблюдения этических принципов ведения бизнеса с учётом требований сохранения окружающей среды можно привести нефтяную компанию «Лукойл». В Заявлении Совета директоров и правления компании по случаю десятилетия со дня основания компании «Наш потенциал: цели и задачи на 2001-2010 годы» отмечается следующее. Успешность своей деятельности компания тесно связывает с обязательным соблюдением безопасности на производстве и экологической безопасности. В ближайшие 10 лет компания будет стремиться непрерывно совершенствовать стандарты своей деятельности, которые должны стать отражением приверженности компании задачам обеспечения безопасности работников и охраны окружающей среды.
В ближайшем десятилетии данная компания планирует укрепить свое положение лидера в российской нефтяной отрасли, в том числе за счет развития концепции обязательств компании перед акционерами и обществом. Такие обязательства, к примеру, включают соблюдение международных стандартов финансовой прозрачности и раскрытия информации, соблюдение российских и международных стандартов защиты прав акционеров, в том числе - с учётом экологических факторов, соблюдение этических принципов ведения бизнеса, которые включают требования поддержания благоприятного качества окружающей среды и др.
Использование потенциала России в области экологического аудита направлено на развитие рыночной экономики. Развитие системы экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество, обмен информацией и опытом в указанной области.
Как видно на примере ОАО «Газпром» и нефтяной компании «Лукойл», учет экологического фактора в предпринимательской деятельности непосредственно связан с процессом формирования корпоративной ответственности фирмы.
При этом носителем корпоративной экологической ответственности являются верхние уровни компаний, однако процесс ее формирования должен затрагивать все иерархические уровни фирмы, где должны быть созданы условия для проявления инициативы. По мнению многих зарубежных компаний, экологическое управление является жизненным элементов бизнеса. Они строят свою политику не необходимости удовлетворять экологические потребности с учетом мнения потребителей, инвесторов и общественности.
Наиболее характерные пункты экологических обязательств, которые отмечаются в политике передовых компаний, сводятся к следующему [107]:
* давать полную и правильную информацию о влиянии деятельности фирмы на окружающую среду;
* принять и соблюдать имеющиеся национальные и международные экологические стандарты;
* постоянно совершенствовать природоохранную деятельность;
* поддерживать на фирме отношения к природе как к высоким ценностям человечества;
* обеспечивать максимальное проявление инициативы всеми сотрудниками фирмы на совершенствование экологической деятельности;
* развивать партнерство с другими компаниями и общественными организациями для улучшения экологических показателей;
* консультировать и сотрудничать с теми, на кого можно влиять по распространению требований экологизации экономики;
* признавать и уважать экологические требования, претензии лиц и организаций на всех стадиях бизнеса фирмы;
* защищать здоровье персонала фирмы;
* обеспечивать экологическое обучение сотрудников фирмы и там где это необходимо - потребителей ее продукции, распространять соответствующую информацию.
Кроме того, в число экологических обязательств фирмы можно включать развитие экологического предпринимательства, где экологические факторы могут быть решающими в принятии решений об инвестировании экологически ориентированных видов деятельности, а также осуществление деятельности по «экологизации» компании.
Так, многие компании Великобритании подчеркивают связь между экологической ответственностью и положительным корпоративным имиджем. В частности, исследования, проведенные конфедерацией промышленности Британии (CBI), показали, что восприятие их компании со стороны общественности тесно связано с уровнем выбросов, сбросов в окружающую среду. Это связано с тем, что в глазах общественности решению экологических проблем отводится ведущая роль.
Развитие системы экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество, обмен информацией и опытом в указанной области, предупреждение монополистических ситуаций и отношений.
1. Анализ экологической составляющей социально-экономического развития показывает, что развитие рыночных отношений ставит перед производственным и непроизводственным секторами экономики ряд новых проблем в сфере природопользования, решение которых должно базироваться на позитивной связи между эффективностью, прибылью и сохранением благоприятного качестве окружающей природной среды.
2. Развитие экономики природопользования как науки должно быть ориентировано на снижение потребительского давления на окружающую среду. С этой целью необходимо выработать такой механизм хозяйствования во взаимоотношениях с природой, который бы учитывал изменения сложившихся представлений о человеческих потребностях и ценностях, способность окружающей среды к удовлетворению возрастающих потребностей общества с учетом воспроизводства благоприятного качества окружающей среды.
3. Усиление требований российского и международного законодательства в области охраны окружающей среды, развитие экономических инструментов в сфере природопользования приходит к тому, что законы конкуренции заставляют предпринимателей, в том числе -предприятия малого и среднего бизнеса, следовать принципам устойчивого развития и внедрять системы экологического управления. Как показывает выполненный в работе анализ, как в России, так и за рубежом активно формируется прослойка предприятий, которые последовательно внедряют принципы экологического регулирования и управления в свою хозяйственную деятельность.
4. Изменение форм собственности в ходе осуществления рыночных преобразований в России открыло новые возможности для развития предпринимательства - особенно малых предприятий. Предлагается разработка комплекса организационно-экономических мер по усилению роли экологического фактора в деятельности малого бизнеса, направленных на развитие принципов экологической этики в предпринимательскую деятельность путем внедрения систем экологического управления.
5. Гармонизация целей развития экономики и сохранения благоприятного качества окружающей среды предполагает переход
предпринимательской деятельности на принципы экологического управления. К ним относятся:
а) признание корпоративной экономической ответственности за экологические последствия в сфере бизнеса, что предполагает расширенное применение платности природопользования и компенсации за причиненный ущерб окружающей среде и создание эффективной системы экологического управления;
б) эколого-экономическая оценка жизненного цикла производимой продукции, оказываемых работ и услуг, что предполагает использование в малом бизнесе таких процедур, как экологический аудит, экологическое страхование, экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и д..;
в) экологическая сертификация и маркировка продукции, информирование производителей, поставщиков и потребителей товаров (работ и услуг) об экологических свойствах потребляемой продукции, сырье и материалах;
г) мотивация персонала с учетом экологических факторов и повышение его квалификации в области охраны окружающей среды;
д.) принцип совмещения затрат на охрану окружающей среды и получения экономической выводы предприятия за счет формирования благоприятного экологического имиджа фирмы и улучшения положения на рынке;
е) учет экологических обязательств предприятия перед акционерами и потребителями, что проявляется в соблюдении национальных и международных стандартов, норм и привил в области охраны окружающей среды.
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Характеристика объекта исследования

В качестве объекта исследования в работе рассмотрены предприятия малого и среднего бизнеса. Главный упор сделан на малые предприятия, занятые в сфере торговли, общественного питания, а также малые пекарни.
Малые предприятия - это небольшая хозяйственная единица, занимающая относительно малую нишу на предоставленном рынке, управляемая своим владельцем на предельно персонифицированном уровне без какой-либо четко сложившейся формализованной управленческой структуры, локально сконцентрированной в своей области производства, и в конечном итоге, независимой в части мобильности и отсутствия контроля извне за предпринимательскими решениями, строящей стратегию своего существования и развития на своих внутренних резервах.
Малый бизнес в рыночной экономике во многом определяет темпы экономического роста, структуру валового национального продукта. В большинстве развитых стран на долю такого бизнеса приходится 60-70% общего объема производства. Этот сектор экономики по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
До последнего времени основной упор в регулировании природопользования делался на крупные промышленные предприятия как основные источники загрязнения. Вместе с тем, как по числу предприятий, по уровня работающих и объему производства продукции на данном сегменте рынка данные предприятия также требуют своего анализа с точки зрения их воздействия на окружающую среду, использования природных и других ресурсов, внедрения систем экологического управления. В табл. 4 показаны число и структура малых предприятий по отраслям экономики России за 1997-1999 годы.
Таблица 4 - Число малых предприятий по отраслям экономики (на 1 января)
2004
2006
всего
в % к итогу
всего
в % к итогу
Всего
841737
100,0
868008
100,0
в том числе: промышленность
131878
15,7
136117
15,7
сельское хозяйство
10879
1,3
13759
1,6
Строительство
137970
16,4
137511
15,8
Транспорт
17506
2,1
18570
2,1
связь
торговля и общественное питание
359357
42,7
386110
44,5
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения
14593
1,7
13214
1,5
Информационно-вычислительное обслуживание
6167
0,7
5201
0,6
Операции с недвижимым имуществом
3859
0,5
5865
0,7
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
35919
4,3
35244
4,0
другие виды деятельности
13,3
12,9
Так, наибольшее число малых предприятий (15,7% от их общего количества) имеется в промышленности. На долю торговли и общественного питания в 1999 г. приходилось 45,5% всех малых предприятий.
Аналогично можно проанализировать роль малого бизнеса в экономике, исходя из численности занятых и объема производимой здесь продукции, табл. 5. Всего в 1998 г. на данном сегменте рынка было занято 6207,8 тыс. чел., а объем произведенной продукции (работ и услуг) -261908,0 млн. руб.
Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Как альтернатива крупному, монополизированному произвудству, малый бизнес во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей.
В России малые предприятия играют важную роль в преодолении монополизма. Теоретический и практический интерес и характеристика и динамика малых предприятий в г. Черкесске за 1999-2007 гг., табл. 6.
После быстрого роста число таких предприятий в городе стабилизировалось и составило в 2007г. 175163 едициц, среднесписочная численность занятых здесь за этот же период составила 1121,4 тыс. чл. Для такого города, как Черкесск это значительная сфера приложения труда и обеспечения занятости, в том числе - с привлечением совместителей. Почти половина реально функционирующих предприятий в Москве - предприятия малого бизнеса.

Таблица 5 - Численность работавших и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях в 2007 г.
Среднесписочная численность работников
Объем произведенной продукции (работ, услуг), всего
Тыс. чел.
в % к итогу
млн. руб.
в % к итогу
Всего
6207,8
100,0
261908,0
100,0
в том числе: промышленность
1357,6
21,9
63084,8
24,1
Сельское хозяйство
138,7
2,2
2657,8
1,0
Строительство
1344,9
21,7
67275,0
25,7
Транспорт
177,3
2,9
8952,0
3,4
Связь
26,1
0,4
1830,8
0,7
Торговля и общественное питание
2202,9
35,5
71113,5
27,2
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения
90,6
1,5
5219,9
2,0
Информационно-вычислотельное обслуживание
23,0
0,4
1273,8
0,5
Операции с недвижимым имуществом
27,5
0,4
1604,4
0,6
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
193,6
3,1
7707,5
2,9
Другие виды деятельности
620,8
10,0
30905,1
11,8
Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: I Госкомстат России, с, 2в0.
По оценкам каждый пятый работающий москвич занят в сфере малого предпринимательства, а каждый седьмой рубль, который получает бюджет Москвы, поступает от предприятий малого бизнеса.
Таблица 6 - Характеристика деятельности малых предприятий в г. Москве
Показатель
1999
2000
2007
1. Число малых предприятий (на начало года)
183508
181340
175163
2. Среднесписочная численность работников, тыс. чел.
1161,7
1661,7
1121,4
3. Средняя численность внештатных совместителей, тыс. чел.
247,1
273,3
215,3
4. Средняя численность работавших по договорам гражданскоправового характера, тыс. чел.
787,8
798,5
170,3
В структурном отношении наибольший вес по числу малых предприятий в Москве приходится на предприятия торговли и общественного питания (35,4%), на долю предприятий строительства, науки и научного обслуживания и промышленности приходится соответственно 15,5%, 11,8% и 11,7% общего числа всех малых предприятий в городе. В сфере деятельности по обслуживанию рынка занято 8,5% предприятий, в сфере транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания соответственно 2,1% и 199% малых предприятий. На долю малых предприятий в сфере финансов, кредита, страхования, а также на другие виды деятельности приходится 1,8% и 11,3% от общего их количества в городе.
В настоящее время малый бизнес играет важную роль в экономике многих стран. Например, в США малые предприятия составляют около 90% от общего числа фирм и на их долю приходится более 40% ВНП, в Японии на предприятия с числом занятых до 300 человек приходится 51% промышленного производства.
Как показывает анализ зарубежного опыта, чем более развита экономика, тем большее внимание уделяется малому бизнесу, который имеет ряд преимуществ по сравнению с крупными компаниями. Среди преимуществ малых и средних компаний можно отметить такие, как быстрота реакции на изменение конъюнктуры рынка, в том числе и по экологическим характеристикам товаров и предоставляемых услуг, близость к местным рынкам, простота в управлении, возможность быстрого технического перевооружения за счет недорогого оборудования и т.д. Малые предприятия придают рыночной экономике необходимую гибкость, вносят существенный вклад в формирование конкурентной среды.
В России малый бизнес является одним из ключевых факторов становления рыночных отношений и обладает большим потенциалом.
Одной из новых тенденций в сфере становления экологического менеджмента за рубежом является распространение основных принципов экологического управления, в том числе - в сфере малого бизнеса, в непромышленном секторе экономики (автозаправочные станции, предприятия питания, гостиничное хозяйство, торговля, туризм и др.)
Попытки внедрения экологического менеджмента на предприятиях системы АПК предпринимаются и в России. Как было отмечено выше, в качестве конкретных объектов исследования выбраны малое предприятие по торговле пищевыми продуктами - ООО «В Раменках», и малая пекарня «Волбо» в г. Черкесск. Для оценки перспектив развития данных малых предприятий, в том числе - для обоснования внедрения здесь систем экологического управления рассмотрим динамику потребления некоторых продуктов питания в домашних хозяйствах России, табл. 7.
До последнего времени развитие систем экологического менеджмента
в основном было ориентировано на производственные системы. Это было связано с тем, что при рассмотрении проблем устойчивого развития внимание уделялось, прежде всего, производственной стороне. Хотя известно, что потребление является не менее значимым фактором для достижения экологически устойчивого сбалансированного развития.
Как видно из таблицы, хлебные продукты занимают существенную
позицию в питании российских граждан - в 1998 г. 120 кг в среднем на члена домашнего хозяйства в год. При этом вопрос рациональности такого питания в работе не рассматривался.
Таблица 7 - Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах России (в среднем на члена домашнего хозяйства в год, кг)
1980
1990
1995
2007
2007г. в % к 1980 г.
Хлебные продукты
112
97
102
120
107,1
Картофель
117
94
112
111
94,9
Овощи и бахчевые
92
85
83
83
90,2
Фрукты и ягоды
35
37
30
27
77,1
Мясо и мясопродукты
70
70
53
58
82,9
Яйца, шт.
286
231
191
198
69,2
Молоко и молочные продукты
390
378
249
245
62,8
Рыба и рыбопродукты
17
15
9
15
88,2
Сахар и кондитерские изделия
35
32
27
44
125,7
Таким образом, при общем снижении потребления продуктов питания на душу населения в домашних хозяйствах (особенно фруктов и ягод, мясомолочных продуктов и др., потребление хлебных продуктов за 1980-2007 гг. возросло на 7,1%.
Потребление в традиционной экономической теории рассматривается
как основной показатель благосостояния потребителя. Однако общественная полезность и выгодность содержит нечто большее, чем измеряемые товары и услуги. Данная категория должна рассматриваться с учетом экологических характеристик предоставляемых работ и услуг.
В структуре потребительских расходов и потребления продуктов питания в Российской Федерации расходы на покупку продуктов для домашнего питания составляет 51,3%, в том числе - на покупку хлеба и хлебных продуктов - 8,2%, табл. 8 Таблица 8 - Структура потребительских расходов и потребления продуктов питания в Российской Федерации (по материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств)
1980
1990
1995
2007
Потребительские расходы, всего
100,0
100,0
100,0
100,0
в том числе:
расходы на покупку продуктов для
домашнего питания
36,1
31,5
49,0
51,3
из них на покупку:
хлеба и хлебных продуктов
4,3
3,1
8,2
8,2
Картофеля
0,9
0,8
1,0
0,9
Овощей и бахчевых
2,8
3,0
2,9
2,9
Фруктов и ягод
2,8
3,4
2,8
2,5
Мяса и мясных продуктов
9,3
8,6
13,2
14,2
Рыбы и рыбных продуктов
1,7
1,3
2,2
2,9
Молока и молочных продуктов
5,6
4,0
7,4
1,3
Сахара и кондитерских изделий
5,1
3,8
6,0
6,0
Яиц
1,8
1
1,5
1,1
Масла растительного и других жиров
0,8
0,6
1,5
2,1
Чая, кофе и безалкогольных напитков
1,0
1,8
2,3
3,2
Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2007, с. 166.
Все это предопределяет рассмотрение производства хлеба и показателей, что связано с возрастающим вниманием потребителей к экологическим параметрам данной продукции.
Основным направлением деятельности ООО «Волбо» является выпечка хлебобулочных изделий с улучшенными экологическими свойствами. Производительность мини пекарни, которая введена в действие в 1995 г. и где занято 41 человек, 30 т продукции в месяц. Ассортимент продукции охватывает такие ее виды, как батоны (3 вида), хлеб формовой (ржаной), булочная продукция (4-х видов).
Система экологического менеджмента на предприятии регламентируется приказом об экологическом управлении, в соответствии
С которым определены обязанности работников в области охраны окружающей среды. Координация данной работы возложена на главного инженера. Для мини пекарни разработан экологический паспорт, который согласован с Государственным комитетом по охране окружающей среды Смоленской области. Имеются договора на переработку и утилизацию образующихся производственных и бытовых отходов (пищевые отходы, люминесцентные лампы, ветошь и др.).
Все потребляемое сырье (мука, соль, пищевые добавки и т.п.) имеет гигиенический сертификат (сертификат соответствия) и не содержит опасных пищевых добавок. Мака, к примеру, закупается у фирм-производителей зерна, которое выращено без применения минеральных удобрений (или с их небольшим количеством), пестицидов и других химических реагентов.
На производство 1 т хлебобулочной продукции потребляется 400 л воды. Сточные воды поступают в систему канализации для последующей очистки. Выбросы вредных веществ в атмосферу от печей для выпечки хлеба находятся в пределах установленных и согласованных природоохранными органами нормативов. Поэтому плата за эти выбросы относится на себестоимость продукции и составляет порядка 342 рубля в квартал.
В табл. 9 приведены основные эколого-экономические показатели деятельности мини пекарни ООО «Волбо», г. Черкесск за 2007г. Значительное внимание на предприятии отводится благоустройству территории, озеленению, созданию благоприятного экологического климата в коллективе путем повышения экологической культуры персонала. Так, только на озеленение и благоустройство территории ежегодно направляется порядка 30,0 тыс. руб.

Таблица 9 - Основные эколого-экономические показатели деятельности мини пекарни ООО «Волбо», г. Черкесск.
№№ п./п.
Показатели
Ед. изм.
2007г.
1.
Размер земельного участка
га
0,205
2.
Стоимость основных производственных фондов
тыс. руб.
637,8
3.
Численность работающих
чел.
41
4.
Ассортимент выпускаемой продукции
хлебобулочные изделия
Батоны, изюмом, выпечка и др.
5.
Потребление электроэнергии
КВт/ч
4081
6.
Потребление основных видов сырья (мука)
тонн
240
7.
Потребление воды, всего
Куб. м
2165
В том числе - питьевого качества
- «
2165
8.
Потребление тепловой энергии
Гкал
180
9.
Потребление бензина
тонн
11,2
10.
Потребление природного газа
куб. м
55928
11.
Количество источников выделения вредных веществ в атмосферу, всего,
в том числе:
количество внутризаводского транспорт аи транспорта с двигателями внутреннего сгорания
Ед. -«-
2
12.
Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу
Ед.,
6
13.
Число вредных веществ, сбрасываемых в водные объекты (горколлектор)
Ед.
3
14.
Суммарный вырос загрязняющих веществ в атмосферу
тонн
1,342
15.
Суммарный сброс сточных вод в горканализацию
Куб. м
298
16.
Суммарное количество отходов производства и потребления
тонн
1,686
17.
Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
Руб.
1370
18.
Платежи за сброс загрязняющих веществ в горколлектор
Руб.
2970
19.
Плата за размещение отходов
Руб.
-
20.
Плата за природопользование: плата за воду плата (налог) за землю
Руб.
7590 3940 3650
21.
Экономические санкции за причиненный ущерб окружающей среде
Руб.
-
Известно, что загрязнение окружающей среды приводит к возникновению двух видов затрат: затрат на предупреждение негативного воздействия загрязненной среды на реципиентов и затрат, вызываемых воздействием загрязненной среды (компенсационных затрат). В свою очередь затраты, вызываемые воздействием загрязненной среды на реципиентов, определяются как сумма приведенных затрат на медицинское обслуживание персонала, заболевшего вследствие загрязнения окружающей среды; компенсацию потерь продукции из-за снижения производительности труд, а также невыходов трудящихся на работу вследствие загрязнения окружающей среды ; компенсацию количественных и качественных потерь продукции из-за загрязнения окружающей среды и др.
Для определения величины экологических обязательств предприятия и его ответственности за загрязнение окружающей среды определяется экономический ущерб от загрязнения среды. Для простоты исчислений допускаем, что данная величина коррелирует с расчетом платы за загрязнение окружающей среды. Расчет платежей за загрязнение окружающей среды выполнялся в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды [103, 104].
Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ определяются, как произведение удельного экономического ущерба от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения, а также корректируются на коэффициенты индексации платы. В свою очередь базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов на территории Российской Федерации применяются для учета суммарного воздействия, оказываемого выбросами (сбросами, размещением отходов) загрязняющих веществ на данной территории. В основу коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды и территории экономических районов страны в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов.
Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
Пн вод=ХСн) вод. * Mj вод. при М; во..< Мн, вод. (5)
где: i - вид загрязняющего вещества (1=^12, 3.....п);
Пн вод. - плата за сброс загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы, руб..;
Сн[ вод. - ставка платы за сброс 1 тонны загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов, руб.;
СН; ВОД= Нб;; ВОД Кэ ВОД (6)
где: H6hj вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов, руб..;
Кэ вод - коэффициент экологической ситуации водного объекта.
В свою очередь плата за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется пуеем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по виаам размеыаемых отходов.
Общая плата предприятия за загрязнение окружающей среды подсчитывается по формуле:
Общ = Па + Пв + По,
где: Па - плата природопользователя за загрязнение атмосферы, руб.;
Пв - плата природопользователя за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, руб..;
По - плата природопользователя за размещение отходов, руб.
Как показано на рис. 6 деятельность мини пекарни оказывает определенное воздействие на состояние окружающей среды. Оно осуществляется как с точки зрения потребления отдельных видов природных ресурсов, сырья, энергии, так с точки зрения выбросов и сбросов в окружающую среду.
С учетом реализации принципа экономической ответственности мини пекарни за загрязнение окружающей среды, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения имеет следующий вид, табл. 10.
Таблица 10 - Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения в ООО «Волбо» в 2007 г.
Наименование загрязняющего вещества
Временно согласованный норматив (ВСН/ВСВ), тонн
Выброс, тонн
Базовые нормативы платы за выброс 1 т загрязняющего вещества, руб.
Плата за выбросы в атмосферу, руб.
В пределах ВСВ
В пределах ВСВ
Всего
Азота оксид
0,20
0,20
2,08
0,416
0,416
Ацетальдегид
0,017
0,017
8,25
0,14025
0,14025
Кислота уксусная
0,062
0,062
1,38
0,08556
0,08556
Спирт этиловый
0,603
0,603
0,02
0,01206
0,01206
Углерода оксид
0,454
0,454
0,03
0,01362
0,01362
Пыль мучная
0,06
0,06
0,55
0,0033
0,0033
Итого:
1,342
1,342
0,671
0,671
С учетом коэффициента экологической значимости территории и индексации платы, ее размер в 2000 г. за превышение норм предельно допустимого выброса составил 98,14 руб.
Производственно-хозяйственная деятельность мини пекарни ООО «Волбо» допускает сброс загрязняющих веществ в водные объекты по таким ингредиентам загрязнения, как БПК-полн., ХКТК, взвешенные вещества, нефть и нефтепродукты. В табл. 11 приведен расчет платы предприятия за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Таким образом, суммарная плата предприятия за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (горколлектор) составляет 1306,52 руб. в год.
На мини пекарне образуются также отходы 4 класса токсичности, а также нетоксичные отходы, которые размещаются на санкционированной свалке, а также частично утилизируются. В табл. 12 приведен расчет платы предприятия за размещение отходов. Таким образом, с учетом коэффициента экологического состояния территории и индексации платы, плата мини пекарни за размещение отходов в пределах лимита составит в 2007 г. 894,58 руб.
Таблица 11 - Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты ООО «Волбо» в 2007 г.
Наименование загрязняющего вещества
Временно согласованный норматив (ВСН/ВСС) тонн
Сброс, тонн
Базовые Нормативы платы за сброс 1 т загрязняющего вещества, руб.
Плата за сброс в водные объекты, руб.
В пределах вес
В пределах все
Всего
БПК-полн.
0,063
0,063
3,65
0,22995
0,22995
ХПК-стандарт
0,00
0,00
0,0
0,0
Взвешенные вещества
0,596
0,596
14,75
8,791
8,791
Нефть и нефтепродукты
0,016
0,016
44,35
3,548
3,548
Итого:
0,675
0,675
12,569
12,569
Примечание: Коэффициент экологической значимости на выпуске для водных объектов в КРЧ- 1,35, коэффициент индексации платы в 2007 г. составил 77,0.
указанная плата вносятся мини пекарней в КЧР внебюджетный экологический фонд в соответствии с договором на внесение платы за загрязнение окружающей природной среды.
Таблица 12 - Плата за размещение отходов производства и потребления на мини пекарне ООО «Волбо» в 2007 г.
Наименование отхода
Место размещения
Лимит на размещение отходов, тонн, куб. м
Норматив платы за размещение отхода, руб.
Плата за размещение отходов, руб.
В пределах лимита
Всего
Отходы 4 класса токсичности, тонн
Санкционированная свалка
1,95
2,0
3,9
3,9
Нетоксичные отходы, куб. м
Санкционированная свалка
28,01
0,12
3,3612
3,3612
Итого:
7,2612
7,2612
Вывоз твердых бытовых отходов осуществляется в соответствии с договором с ООО «Благоустройство», г. Вязьма по цене 36 руб. за 1 куб. м отходов. Следует отметить, что на предприятии имеются такие виды отходов (отходы муки, тара и упаковка и др.)), которые утилизируются на других предприятиях как пищевое сырье и вторичные ресурсы.
Аналогично основные элементы системы экологического менеджмента поэтапно внедряются в 0ОО «В Раменках», которое специализируется на торговой деятельности продуктами питания (овощи, фрукты, продукты питания), табл. 13.
С развитием практической деятельности в области экологического менеджмента и создания систем экологического управления создаются предпосылки для получения конкретной выгоды, в том числе, экономической, при решении разнообразных экологических проблем. К подобным преимуществам в первую очередь относятся новые подходы, нетрадиционные пути и возможности в гармонизации экономических и экологических интересов на конкретном малом предприятии. Экологический менеджмент при этом рассматривается как практическая основа создания экологически чистого (экологически безопасного) производства.
Как показывает практика деятельности мини пекарни за последние 4 года, можно говорить о следующих возможностях и выгодах, которые могут быть получены при внедрение системы экологического менеджмента:
* улучшение маркетинга, стабилизация производства и рост конкурентоспособности фирмы;
* сокращение внутренних затрат, определение и использование потенциала экономии;
* возможность совмещения затрат на охрану окружающей среды с экономической выгодой;
* возможность получения экономических (налоговых и д..) льгот для предприятия со стороны местных органов управления и природоохранных органов.
Таблица 13 - Основные эколого-экономические показатели деятельности торгового комплекса по торговле продуктами питания ООО «В Раменках», г. Черкесске г.1999-2006
№п/п.
Показатели
Ед. изм.
1999 г.
2007г.
1.
Размер земельного участка
га
0,1793
0,1793
2.
Торговая площадь
кв. м
593
593
2.
Стоимость основных производственных фондов
тыс. руб.
3100,0
1599,7
3.
Численность работающих
чел.
25
25
4.
Ассортимент выпускаемой продукции
Розничная торговля (пищевые продукты, овощи, фрукты)
5.
Потребление электроэнергии
КВт/ч
134070
159040
6.
Потребление воды, всего
Куб. м
4224
4543
В том числе - питьевого качества

4224
4543
7.
Потребление тепловой энергии
Гкал
394,08
476,71
8.
Количество источников выделения вредных веществ в атмосферу: Количество внутризаводского транспорта и транспорта с двигателями внутреннего сгорания
Ед. -«-
-
-
9.
Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу
Ед.
-
-
10.
Суммарный сброс сточных вод в горканализацию
Куб. м
Нет данных
Нет
данных
11.
Количество видов отходов производства и потребления
Ед.
5
5
12.
Суммарное количество отходов производства и потребления
тонн
50,4
72,0
13.
Платежи за сброс загрязняющих веществ в горколлектор
Руб.
19590
26989
14.
Плата за размещение отходов
Руб.
30590
436680
20.
Плата за природопользование: плата за воду плата (налог) за землю
Руб.
27625 25798,77
29711 39355,32
21.
Экономические санкции за причиненный ущерб окружающей среде
Руб.

С системой экологического управления непосредственно связаны активизация и объединение уже имеющихся количественных возможностей и средств для практического решения приоритетных эколого-экономических проблем путем использования имеющихся неиспользованных технологических, технических и организационных и финансовых возможностей и резервов.
Как показывает зарубежный опыт, за счет внедрения системы экологического управления можно снизить на 20-30% негативное воздействие предприятия на состояние окружающей среды за счет использования малозатратных методов и средств. С учетом корректировки платежей за природопильзование это позволяет обеспечить существенную экономию финансовых ресурсов предприятия.
2.2 Характеристика действующей системы организации и управления охраны окружающей среды на предприятии и задачи ее совершенствования

Известно, что составной и неотъемлемой частью системы экологической мотивации и управления является механизм управления, который выступает важнейшей двигательной силой процесса экологизации производства и потребления. Как показывают исследования, его реализацию целесонбразно осуществлять через так называемый "квадрат" функциональных элементов данного механизма, которые включают в себя: а) цель и задачи экологизации; б) объекты, т.е. процессы и изделия, трансформацией и изменением которых может быть достигнута цель оздоровления окружающей среды; в) субъекты, т.е. предприятия и люди, которые являются действующими лицами процесса экологизации и выступают в качестве производителей или потребителей продукции; г) инструменты реализации задач экологической политики, т.е. методы и рычаги (экономические, правовые, административные и т.д.)), с помощью которых мотивируется достижение целей экологизации экономики,
В настоящее время в мировой практике для снижения воздействия хозяйственной деятельности на компоненты природной среды внедряются системы управления окружающей средой, требования к которым установлены в международных стандартах (ISO) серии 14000. С апреля 1999 года эти стандарты введены в действие на территории Российской Федерации.
Согласно ГССТ Р ИСО 14001-98 система управления окружающей средой (environmental management system) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.
Система управления окружающей средой является средством, дающим организации возможность достичь того уровня экологической эффективности, который она сама себе установила, и систематически контролировать его. Интеграция экологических аспектов с общей системой административного управления может внести свой вклад в эффективное внедрение системы управления окружающей средой, основанной на динамическом циклическом процессе «планирование, внедрение, контроль и анализ».
В широком смысле система управления окружающей средой должно позволить организации:
* определить экологическую политику, подходящую для нее самой;
* идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых (намечаемых) видов деятельности, продукции или услуг с тем, чтобы определить существенные воздействия на окружающую среду;
* идентифицировать соответствующие требования законодательных актов и различные регламентационные требования и ограничения;
* идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические и экономические показатели;
* разработать организационную сумму для реализации политики и достижения указанных показателей;
* способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующему действию, аудиту и анализу с тем, чтобы обеспечить соответствие системы управления окружающей средой и установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне;
* обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
Система экологического управления предприятия - это часть общей системы управления, которая включает организационную структуру, распределение ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для выработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.
Согласно ГССТ Р ИСО 14004 к элементам системы управления окружающей средой включают:
Принцип 1. Обязательства и политика. Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. Сюда же относятся и другие экологические обязательства фирмы, например, возмещать
причиненный ущерб, осуществлять свою деятельность в соответствии с принципов «загрязнитель платит» и т.д.
Принцип 2. Планирование. В соответствии с данным принципом организация должна сформулировать план реализации своей экологической политики,
Принцип 3. Реализация. С целью эффективной реализации данной политики организация должна создать возможности и механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей деятельности в области оздоровления окружающей среды и достижения целевых плановых экологических и экономических показателей.
Принцип 4. Измерение и оценка. Организация должна измерять, контролировать и оценивать эколого-экономическую эффективность своей деятельности.
Принцип 5. Анализ и улучшение. Организация должна анализировать и постоянно улучшать свою систему управления окружающей средой с целью повышения своей общей эколого-экономической эффективности.
С учетом перечисленных принципов система управления окружающей средой представляет собой организационную структуру, которая должна постоянно контролироваться и периодически анализироваться с тем, чтобы обеспечить эффективное направление природоохранной деятельности фирмы в зависимости от изменяющихся внутренних и внешних факторов. При этом каждый служащий организации должен нести ответственность за улучшения в области охраны окружающей среды. Важное значение имеет также анализ существующей системы управления охраной окружающей среды.
Создание и введение в действие системы управления окружающей средой само по себе необязательно приведет к немедленному уменьшению отрицательного воздействия на окружающую среду. В то же врммя наличие
на предприятии системы экологического управления может помочь приобрести фирме уверенность в том, что:
* существует обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добираться целевых плановых экологических и экономических показателей;
* особое значение придается больше предупреждающему действию, чем корректирующему;
* могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной регламентации хозяйственной деятельности с учетом требований оздоровления окружающей среды;
* в систему заложен процесс постоянного ее улучшения. Предприятие или фирма, система административного управления
которой включает в себя систему управления окружающей средой, обладает основой для гармонизации экономических и экологических интересов. Таким образом, предприятие, внедрившее систему управления окружающей средой, может достичь значительных преимуществ при конкуренции.
От введения системы управления окружающей средой можно получить экономические выгоды. Их следует идентифицировать с тем, чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления окружающей средой для организации. Это также дает предприятию возможность увязать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, где они принесут наибольшую пользу с финансовой и с экологической точек зрения.
Потенциальные выгоды, связанные с эффективной системой управления окружающей средой на предприятии, включают в себя: * предоставление потребителям гарантии в том, что существует обязательство в отношении демонстрируемого управления окружающей средой;
* поддержание крепких государственных и общественных связей;
* удовлетворение критериям инвестора и расширение доступа к финансовым ресурсам;
* получение страховки по разумной цене;
* улучшение репутации и увеличение доли фирмы на рынке;
* соблюдение критериев сертификации поставщика;
* усиление контроля за экономическими и экологическими издержками;
* сокращение случаев, ведущих к задолженности;
* рациональное использование потребляемых материалов, природных ресурсов и энергии;
* содействие в получении разрешений (например, лицензий) и других полномочий;
* поощрение развития и участие в решениях, касающихся окружающей среды;
* улучшение связей между государственными органами, промышленным и непромышленным сектором экономики, включая малый
бизнес.
Основными принципами создания системы экологического управления
(согласно ISO 14000) являются:
* установление порядка, при котором управление качеством окружающей среды становится одним из приоритетов предприятия;
* создание или укрепление экологической службы предприятия;
* установление и поддержание связей с внутренними и внешними заинтересованными в эффективной экологической политики сторонами (включая общественность);
* реализация согласия между руководством и работниками по экологическим проблемам с ясным пониманием взаимной экономической и другой ответственности;
*идентификация требований нормативно-правовых актов к экологическим аспектам деятельности предприятия и уточнение соответствия этим требованиям показателей его воздействия на окружающую среду;
* первичная оценка параметров производственных и других процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности предприятия;
* включение процедур планирования и учета экологических аспектов в весь жизненный цикл продукции или услуг (в том числе и во вспомогательные процессы);
К указанным принципам относится также выделение материальных, финансовых и кадровых ресурсов, достаточных для обеспечения уровня экологичности производства, оценка процессов экологического управления посредством проверок и идентификации возможности улучшения самой системы экологического менеджмента (посредством проведения экологического аудита системы управления) и др.
С методической точки зрения для внедрения системы экологического управления на предприятии необходимо:
- определить политику в области экономики природопользования и охраны окружающей среды и сформулировать требования к системе экологического управления;
сформулировать программу и разработать механизм реализации экологической политики и достижение сформулированных целей, обеспечить эффективный контроль, мониторинг и экологичен аудит характеристик окружающей среды; обеспечить постоянный анализ состояния и улучшение характеристик системы экологического управления на предприятии обеспечивая ее постоянное соответствие изменяющимся внешним и внутренним факторам;
совместное рассмотрение экологических аспектов и хозяйственных проблем.
Объективная оценка системы управления в области охраны окружающей среды на предприятии необходима как при определении приоритетов инвестиций, так и для оценки риска, связанного с обязательствами владельца предприятия.
Определение экологических рисков, к примеру, производится по результатам экологического аудита, в ходе которого изучается состояние системы управления природоохранной деятельности предприятия; выясняются взаимоотношения с местными и федеральными органами регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды; прогнозируется изменение ситуации при росте объемов производства; выявляются «скрытые» проблемы, которые могут потребовать дополнительного вложения средств, а также резервы; определяется соответствие между экологической документацией и финансовой отчетностью; выбираются объекты для инвестиций; собираются данные об экологической ситуации для получения целевых кредитов от международных организаций.
С точки зрения эффективности управления проверка экологической ситуации представляет собой процесс выявления потенциальных расходов в области экономики оздоровления окружающей среды. Точная оценка этого риска позволяет уточнить условия кредитования.
При эколого-экономическом анализе деятельности предприятия важные сведения дает оценка текущих платежей предприятия за природопользование - как общих объемов платежей, так и распределения платежей по видам (плата за выбросы/сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов /сверхлимитные платежи/ штрафные санкции). Кроме того, необходим анализ распределения платы по видам отходов.
Установление платежей, дифференцированных по видам отходов, способно заставить собственника тщательно выбирать направления тех или иных природоохранных мероприятий, однако при этом должна обеспечиваться долговременность установленных ставок и нормативов. Только при таком условии возможна разработка долговременных программ природоохранной деятельности предприятий, которые позволят оценить эффективность природоохранных затрат.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между ТПП России и Госкомэкологии России в 1994 г. балла разработана концепция социально ориентированного управления предприятиями. Она представляет собой систему современных взглядов в сфере предпринимательской деятельности, ориентированной на устойчивое социально-экономическое развитие страны. Данный документ призван детализировать и дополнить законодательно регламентированный экономический механизм охраны окружающей среды системой экологически ориентированного управления предприятиями.
Данный документ направлен, в частности. На создание благоприятной основы для деятельности предприятий, на совершенствование методов управления, на экологизацию производства и внедрение принципов экологического менеджмента.
Следует учитывать, что помимо государственной экологической политики, ориентированной на выпускаемую продукцию, на уровне предприятия действуют также добровольные системы, направленные на улучшение качественных характеристик продукции и охрану окружающей среды. Такие системы применяются в разных странах и называются по-разному: системы управления природопользованием, системы экологического управления и т.д.
Впервые система управления природопользованием балла применена в Нидерландах в 1985 г. и впоследствии широко использовалась в Европе и Северной Америке, где стала не только составной частью деловой стратегии, но и инструментом государственного регулирования деятельности компаний. Наиболее важным положением в применении данной системы является то, что компании на добровольной основе берут на себя ответственность за решение проблем природопользования в дополнение к мерам правового регулирования в области охраны окружающей среды. Природоохранные мероприятия включаются во все аспекты деятельности предприятия, а улучшение экологических и экономических показателей достигается путем рационального использования ресурсов окружающей среды.
Применение принципов экологического управления предполагает, кроме того, открытость в предоставлении информации об экологическом состоянии компании. Такой подход позволяет укрепить доверие инвесторов, акционеров и потребителей и расширить доступ к инвестициям. При этом необходимо также предоставлять информацию самим работникам предприятия, поскольку их участие в экологическом регулировании бизнеса способствует повышению эффективности производства в целом.
При этом особую актуальность приобретает задача создания механизмов обеспечения участия общественности в процессе установления целей экологической политики, программ и мероприятий.
В сфере управления предприятием: - для обеспечения в гармонии с окружающей средой необходимо создание условий единства применяемой техники, технологии и управления,необходимых для производства конкурентоспособной продукции, позволяющей предприятию эффективно войти в систему мирохозяйственных связей;
организация принятия качественных управленческих решений на основе современных научных подводов к менеджменту - системного, комплексного, воспроизводственного, функционального, обеспечивающих целостность, взаимосвязанность технических, экономических, экологических, социальных и других аспектов управления; обеспечение производства товара на уровне лучших мировых образцов на момент его потребления (на основе применения опережающей базы сравнения при планировании производства и обновления товара).
Важнейшим элементом функционирования системы экологического управления на предприятии является анализ текущего состояния управления качеством окружающей среды, которое может быть оценено сопоставлением с исходным состоянием управления в данной области. Изменение характеристик по состояния окружающей среды при этом может оцениваться по следующим параметрам и индикаторам:
* оценка соблюдения внутренних и внешних стандартов, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.