На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Механизм и функции рынка новшеств. Основы организации инноваций, их экономическая и социальная оценка. Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия и пути повышения его конкурентоспособности посредством внедрения новшеств.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 07.10.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Введение
С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах. Можно выделить две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство. Сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция). К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество - уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике исключительно слабо. Анализ конкурентоспособность основной массы российской продукции на мировых рынках показал, что почти по всем позициям основная масса гражданской продукции уступает зарубежным аналогам. Особенно четко это проявилось в условиях массового выхода на внешний рынок. Возможности конкурировать на мировом, да и российском рынке товаров были резко ограничены как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и факторы экстенсивного роста.
В российской экономике пока мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность. Ситуация в этом случае порождена сложностью восприятия и практического перехода на инновационную систему хозяйствования после долгих лет принудительного перераспределения и концентрирования ресурсов. Кроме того, ограниченность ресурсов должна побуждать производство снять эти ограничения путем инноваций. Однако побудительные мотивы могут быть практически подавлены, с одной стороны, при экономических кризисах и неопределенности развития, а с другой стороны, при снижении отдачи от вложенных средств. Поэтому общее состояние экономики, материального производства влияет на развитие инновационного предпринимательства. В отличие от производственного процесса инновационный процесс характеризуется следующим:
- многочисленность и неопределенность путей достижения цели и высоким риском;
- невозможность детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;
- необходимость преодоления сопротивления в сложившихся экономических отношениях и интересах участников инновационного процесса.
Эти особенности в предпринимательстве слабо учитываются, что резко снижает инновационную культуру. Сложность проблемы состоит в том, что простое накопление научных результатов в любых масштабах автоматически не вливается в инновационный процесс. Передача знаний по цепочке от одной фазы инновационного процесса к другой требует дополнительной, посреднической системы. Такая система по существу представляет собой рынок новшеств, входящий составной частью в товарный рынок.
Рынок новшеств образуется в условиях неопределенности, которые вытекают из характера инновационных процессов, и в специфической среде взаимоотношений участников рынка. Становление рынка новшеств следует рассматривать в связи с развитием предпринимательства в сфере инноваций. В начале этого пути пришлось отказаться от прямого управления производством в пользу предпринимательства, адаптироваться к новым, рыночным условиям хозяйствования. Наконец, появились активные независимые субъекты рынка, осуществляющие инновационное поведение, суть которого - в непрерывном поиске новшеств и диверсификации производства, активном вовлечении в этот процесс финансового капитала и интеллектуального потенциала.
Таким образом, в данной работе рассматривается сущность рынка новшеств, специфика торговли новшествами и особенности отношений между продавцом и покупателем.
1. Рынок новшеств и его специфика

1.1 Содержание понятий «новшество» и «инновация»

В соответствии с «Руководством Фраскати» (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОСЭР) в 1993 г. в итальянском г. Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Следует разграничивать понятия «новшество» и «инновация».
Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.
Инвестиции в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты.
Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (внедрения в собственном производстве либо накопления), так и для продажи. На «входе» фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары. Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.
Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию (оказываемую услугу), т.е. превращения в форму инноваций. На современном этапе технологической революции фирмы стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику. Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный результат.
Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т.д.). Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновации) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью.
Можно выделить следующие структурные источники экономического развития страны:
1) развитие на основе факторов производства;
2) развитие на основе инвестиций;
3) развитие на основе инновационной деятельности.
Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.
Направление развития на основе инвестиций характеризуется вложениями капитала не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство. В российской экономике в настоящее время инвестиций не хватает даже на простое воспроизводство, вследствие этого растет удельный вес изношенных основных фондов, повышается их аварийность. Экономическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, так как кредиты надо возвращать, и с большими процентами.
Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции являются средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.
Основными критериями классификации инноваций должны быть:
а) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;
б) возможность количественного (качественного) определения критерия;
в) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
С учетом имеющегося опыта и приведенных критериев проф. Р.А. Фатхутдиновым предлагается следующая классификация новшеств и инноваций (табл. 1).
Таблица 1. Классификация новшеств и инноваций
Признак классификации
Виды инноваций
1. Уровень новизны новшества
1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов)
2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и др.)
2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество
1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга
2. То же на стадии НИОКР
3. Организационно-технологическая подготовка производства
4. Производство (включая тактический маркетинг)
5. Сервис, осуществляемый изготовителем
3. Масштаб новизны инновации (новшества)
1. Инновация (новшество) в мировом масштабе (открытие, изобретение, патенты)
2. Инновация в стране
3. Инновация в отрасли
4. Инновация для фирмы
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация
1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки
2. То же в сфере образования
3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.)
4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.)
5. Сфера применения инновации (новшества)
1. Инновации для внутреннего (внутрифирменного) применения
2. Новшества для накопления на фирме
3. Новшества в основном для продажи
6. Частота применения инновации
1. Разовые
2. Повторяющиеся (диффузия)
7. Форма новшества - основа инновации
1. Открытия, изобретения, патенты
2. Рационализаторские предложения
3. Ноу-хау
4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы
5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации
1. Научно-технический
2. Социальный
3. Экологический
4. Экономический (коммерческий)
5. Интегральный
9. Подсистема системы менеджмента, в которой внедряется инновация
1. Подсистема научного сопровождения
2. Целевая подсистема
3. Обеспечивающая подсистема
4. Управляемая подсистема
5. Управляющая подсистема
Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь девять цифр.
Приведем пример кода инновации; 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например, первая цифра означает - радикальная инновация; вторая - новшество разработано на стадии НИОКР; третья - новшество в мировом масштабе; четвертая - новшество создано в сфере науки; пятая - новшество создано в основном для продажи; шестая - инновация повторяющаяся; седьмая - инновация на основе изобретения; восьмая - эффект получен интегральный; девятая - инновация относится к системе научного сопровождения в системе инновационного менеджмента.
Другой пример кода инноваций: 244411544. Эта ординарная инновация, внедренная в производство, новая для фирмы, промышленная, внутреннего применения, разовая, рационализирующая производственный процесс, дающая экономический эффект, относящаяся к управляемой подсистеме системы инновационного менеджмента.
Кодировать инновации можно в рамках страны и мировом масштабе. В последнем случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации. Кодирование инноваций позволит автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный экономический эффект.
1.2 Механизм и функции рынка новшеств

Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством, условиями и местом реализации товаров-новшеств. Рыночный механизм, как известно, включает цены, деньги, кредит (проценты) и другие стоимостные категории. К рынку новшеств имеют отношения спрос и предложение новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и др. Рыночный механизм обслуживает обращение товаров-новшеств и является фактором его управления. Одновременно он используется для воздействия на производителей новшеств и предпринимателей.
Новшество - наиболее массовый инновационный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности с определенным сроком жизни и морального старения. Несколько взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность и отражающих определенные тенденции развития техники и технологии Комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах (и) или новое качество экономического роста. Комплекс единичных объектов и базовых новшеств, вплоть до взаимозаменяемых, обеспечивающих новую потребность.
Определенные расхождения в объектной структуре спроса и предложения могут быть вызваны: отказом предпринимателей (покупателей) от базовых новшеств, требующих значительных инвестиций, неудовлетворением качеством (техническим уровнем) ряда новшеств, нежеланием менять традиционные технологии и поставщиков сырья, даже в ущерб его экономии и пр. Во многих случаях спрос на новшества не может быть удовлетворен из-за отсутствия адекватного предложения. Эта ситуация характерна для наукоемких отраслей техники и технологии. Сложность и комплексность проблем развития определяет значительные временные разрывы между появлением спроса на новшество и его удовлетворением.
Формирующийся рынок новшеств имеет ряд существенных особенностей. Рынок новшеств не может нормально функционировать без признания права на объекты интеллектуальной собственности, которые сегодня широко реализуются в экономическом обороте. Новшества как объекты интеллектуальной собственности рассматриваются как товар особого рода, который можно отчуждать в товарно-денежной форме. Участники экономического оборота должны считаться с особыми качествами интеллектуальной собственности: надлежащей лигитимизацией объекта (наличие исключительного права на продукты, вовлекаемые в экономический оборот), формой передачи, объективным наличием интеллектуального продукта в хозяйстве соответствующего субъекта рынка.
Поступающая в экономический оборот интеллектуальная, в первую очередь, промышленная собственность и производные права на нее, полученные по договору, должны подчиняться общим правилам хозяйствования: закрепляться за предприятиями, находиться в составе нематериальных активов, переносить свою стоимость на продукцию предприятия в соответствии с нормами износа нематериальных активов.
Рынок новшеств включает помимо продуктов промышленной собственности (права на изобретения, полезные модели, ноу-хау, товарные знаки и др.) массу информационных продуктов, которые не патентуются и не защищаются авторским правом. Эти результаты интеллектуальной деятельности могут быть тесно связаны с объектами промышленной собственности. Тем самым возникают комплексы взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности, представляющие для предпринимателя большую ценность, чем сумма ценностей, вошедших в комплекс.
Если речь идет о товарном характере новшества и его реализации, то возникают специфические особенности торговли ими. Эти особенности затрагивают возможность и необходимость того, чтобы товарные отношения между, например, инновационной организацией - производителем новшеств и предпринимателем-потребителем новшеств были поставлены на планово-договорную основу, включающую важнейшие условия реализации товаров, такие, как количество, качество, цена, сроки поставки, затраты на обращение и т.д., а также положения, касающиеся невыполнения договорных обязательств. Следует заметить, что при торговле новшествами в значительной степени отпадает один из наиболее характерных признаков товарооборота - неизвестный потребитель и связанная с ним неполная ясность в характере спроса на товар. Функция свободного спроса и предложения как форма регулирования при этом не исключается (например, на информацию), но более ограничена. Особенности торговли новшествами выделяют ее в самостоятельную сферу, в относительно обособленный рынок.
Важнейшая особенность этого рынка - ценообразование, а именно: имеют ли новшества стоимость и цену, а также будет ли она денежным выражением его стоимости. Само по себе новшество, кроме опытной продукции, не имеет прямой потребительной стоимости. Но использованное или приспособленное к нуждам производства и внедренное в него, оно может привести к созданию новых потребительных стоимостей. Следовательно, его потребительная стоимость опосредована и проявляется дополнительно. Интеллектуальный продукт может перейти из сферы науки, где он проявился, в сферу производства и получить непосредственную потребительную стоимость, перевоплотившись в произведенную с его помощью новую продукцию или новую технологию, новые средства труда или другие формы. Поэтому независимо от того, как происходит это перевоплощение (опосредование), можно говорить о наличии потребительной стоимости новшества - одного из элементов товарности.
Но иначе обстоит дело со стоимостью - вторым атрибутом товара. Научный труд имеет особый характер, он не может быть подведен под общую рубрику абстрактного труда, рассматриваемого как целесообразная деятельность человека, расходующего свою энергию. Не это характеризует научный труд, так он не сводится к простому человеческому труду и содержит в себе интеллект и специфику творческого движения. С другой стороны, и время научного труда не может служить его мерой, как и мерой полученного результата. Следовательно, нельзя говорить и о стоимости научного труда, как овеществленном в нем труде, что означает отсутствие его стоимости в классическом смысле и необходимость признания его особенной стоимости. Особенности стоимости обусловливают ряд факторов, которые ее образуют. Она представляет собой специфическое проявление эффекта, который научный труд создает для общества. Стоимость и цена новшества не имеют прямой связи с трудом, вложенным в его производство, как и со временем, в рамках которого этот труд был затрачен. Эта стоимость определяется исключительно тем эффектом, который новшество создает в производстве и представляет капитализированный эффект. Сказанное о стоимости относится и к цене новшества. Её сущность может быть определена как выраженная в деньгах стоимость эффекта, созданного с использованием новшества. Особенности стоимости новшества определили и специфику его цены, а также способа ее образования. Требования к ценам могут быть сформулированы следующим образом:
- эффект от использования новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при использовании в производстве;
- срок использования новшества, от которого зависит масса эффекта, обусловливается моральным износом новшества;
- уменьшение со временем эффекта от использования новшества;
- эффект от новшества не может быть полностью присвоен инновационной организацией (продавцом), так как это делает бессмысленным для предпринимателя его покупку и использование в производстве. Мировая практика дает различные соотношения в его дележе между продавцом и покупателем новшества. Покупателем присваивается от 0,2 до 0,6 части прибыли (эффекта) от использования научного продукта. Это соотношение зависит от научного уровня продукта и от характера участия покупателя в его создании (производстве);
- научный продукт не отчуждается от инновационной организации (ученых), а при использовании не уничтожается, как все остальные товары, и может быть продан различным покупателям, если это не ограничено первым покупателем. Повторная продажа, однако, имеет отношение к оценке новшества. Чем больше повторяется продажа, тем больше совокупный экономический результат от производственного использования новшества.
Разнообразие факторов, воздействующих на цену новшества, усложняет установление цены. Остановим внимание на трех ошибках, совершаемых предпринимателями при определении цены на новшества:
- прямое использование сметной стоимости (себестоимости) выполненных работ при создании новшества. Цена, построенная путем учета затрат, не является стоимостью новшества и ничем в принципе не отличается от простого возмещения затрат в действующей любой другой форме;
- уход от затратной основы при формировании цены через категорию экономического эффекта. Экономический эффект работает как сравнительная категория в аналитической, а не практической области и не может быть использован в условиях рынка новшеств;
- самая распространенная - это попытка создать видимость более полной оценки новшества путем прибавления к затратам на его создание дополнительной прибыли, выступающей в роли меры экономической эффективности. Эта прибыль не может служить мерой эффективности научного труда (новшества), и ее стимулирующее влияние практически мало из-за несопоставимости с затратами.
Природа этих ошибок одна и заключается в неопределенности представлений:
- о характере научного труда, главная особенность которого состоит в том, что он может создавать прибавочный продукт, многократно превышающий затраты на его получение;
- о продукте научного труда, который, как было показано выше, только при определенных условиях может быть приравнен к товарной продукции в силу возможностей его непосредственного использования в материальном производстве с целью удовлетворения конкретной общественной потребности с получением прибыли.
Если новшество используется непосредственно в материальном производстве, то цена на него должна исходить из ожидаемых экономических результатов именно этого производства (цена фактора производства). Во всех остальных случаях в условиях рынка цена на него всегда будет условной. Новшества в первую очередь удовлетворяют непосредственно производственные потребности и прямо не связаны с удовлетворением индивидуальных, социальных и творческих потребностей. Как показали многочисленные исследования, они могут длительное время «стареть на полке», ожидая спроса и теряя свою потребительскую стоимость. Практика активного проталкивания новшеств также не приносит решающего успеха, т.к. их спрос не сформирован объективными экономическими, техническими, и организационными требованиями. Отсюда вытекает исключительная важность для рынка новшеств взаимодействия инновационной организации - продавца новшеств и покупателя. Особенность такого рынка в том, что он поддается «субъектному» программированию, точной адресации новшества и применению маркетинговых методов управления созданием и реализацией новшеств.
Характеризуя отношения продавцов и покупателей, действующих на рынке новшеств, можно предположить что они имеют полную информацию о технических и экономических характеристиках (показателях) новшеств. Однако на практике инновационная организация - продавец новшеств знает о нем больше, чем предприниматель, т.е. возникает проблема асимметричной рыночной информации. Эта проблема тесно связана, с одной стороны, с неопределенностью качественной характеристики новшеств, а с другой стороны, - с корпоративным характером отношений продавца и покупателя.
В условиях рынка покупатель новшества не может его проверить до того, как он совершил сделку. В результате он всегда будет иметь подозрения на счет качества новшества, занижать цену на него, страхуя свой риск.
Особенностью рынка новшеств является его информационная асимметричность, что оказывает влияние на поведение субъектов рынка. Инновационная организация, сталкиваясь с осторожным поведением покупателя, обусловленным асимметричностью рыночной информации о качестве новшеств, может попытаться снизить порог недоверия, используя вместо кардинальных новшеств набор (комбинации) известных технических решений. Подобный отказ от серьезных изменений в технике и технологии снижает не столько порог недоверия, сколько эффективность инноваций.
Исследование уровня техники, предлагаемой на рынке новшеств, показывают ее значительную зависимость от наличия новой элементной базы и новых материалов. Например, потенциально высокие возможности авиационных конструкторов прямо зависят от уровня новых композиционных материалов, создаваемых химиками. Поэтому отказ от кардинальных новшеств, малый спрос на них могут сложиться из-за отсутствия соответствующего качественного уровня техники в другом предпринимательском секторе
Остановимся на возможностях уменьшения асимметричности информации о качестве новшеств:
- за счет повышения инновационной репутации продавца. Предприниматели больше доверяют характеристикам новшеств в том случае, когда продавец новшеств им известен или имеет хорошую репутацию в промышленности и на рынке товаров;
- за счет адресности новшества и информирования будущего покупателя (предпринимателя) в процессе создания новшества. На 15.1. приведены кривые, показывающие снижение асимметричности информации о качестве новшества по мере выполнения работ по его созданию.
Максимально возможное доверие покупателя к информации о качестве новшества может возникнуть после стадии создания демонстрационной (опытной) мощности, где проверяются технические решения и удельные экономические показатели, которые можно зафиксировать и экстраполировать в бизнес. В значительной степени удается снять асимметричность информации о ноу-хау, демонстрируя его в условиях опытного производства, где особенно важна информация, получаемая в процессе испытаний опытных партий новой продукции. Можно говорить об активном или пассивном отношении к рыночной, информации со стороны как инновационной организации, так и предпринимателя. Активность и адресность в этом вопросе сокращают временной отрезок от момента появления новшества до его коммерческой реализации.
На рынок часто смотрят как на технико-экономическую категорию, функцией которой является простое продвижение товара до потребителя. Такая пассивная роль не свойственна рынку новшеств, поскольку он имеет существенные регулирующие функции:
- служит средоточием осуществления научно-технической и политики;
- оказывает экономические воздействия на производителей новшеств (через цены, проценты, льготы и др.);
- подсказывает предпринимателям необходимость развития того или иного производителя новшества и изменение пропорций в масштабах производства новшеств;
- формирует требования (показатели) к новшествам со стороны бизнеса;
- прямо регулирует производство новшеств через активный спрос на инвестиционные товары для предпринимательских проектов.
Чтобы выполнять свои функции, рынок должен иметь возможность экономически воздействовать на динамику и масштабы инноваций. Существо экономического воздействия состоит в том, что повышается или понижается интерес участников инновационного процесса к производству и реализации и их распределению. Воздействие рынка зависит от возможности изменить величину стоимости категорий в соответствии с рыночной конъюнктурой и тем самым повысить или снизить интерес к новшествам. При этом цены, прибыль, процент (и т.д.) выполняют роль инструментов, с помощью которых рынок оказывает свое воздействие, превращая новшества в важнейшую часть рынка факторов производства.
Основные положения теории издержек производства построены на моделях конкурентного рынка, где спрос на отдельный фактор производства достаточно эластичен, а покупатель фактора предполагает, что его приобретение никак не повлияет на цену фактора. Для рынка факторов производства экономическая рента - это разница между расходами на факторы производства и минимальной платой за них. Применительно к рынку новшеств как части рынка факторов производства это означает, что стоимость и цена новшества на рынке формируются под влиянием экономической результирующей взаимодействия факторов конкретного производства, а не только величинами совокупного спроса и предложения.
Рассмотрим возможности появления конкуренции на рынке новшеств. Субъектами конкуренции могут выступать продавцы и покупатели новшеств, сами инновационные организации, а также сами покупатели новшеств, т.е. предприниматели. Объектами конкуренции, как правило, могут быть, как отмечалось выше, цены, издержки производства и качества новшеств. Исходя из отношений субъектов рынка могут складываться различные ситуации на рынке. Обозначим условно число инновационных организаций-продавцов новшеств: 1 - одна организация; и - несколько организаций иил - много организаций, а также аналогично обозначим число покупателей новшеств.
Анализ конкурентных ситуаций, возникающих на рынке новшеств, показал, что когда реализуется ноу-хау или крупномасштабный новый продукт, мы имеем дело с ограниченной монополией. В случаях, когда новшество представляет собой новый продукт, выпускаемый в небольших масштабах на опытном заводе инновационной организации, мы имеем дело с монополией в чистом виде. Эти две рыночные ситуации наиболее характерны для первого этапа формирования рынка новшеств. Постепенно приватизация инновационного сектора и диверсификация производства создают возможность проявления олигополических отношений субъектов, а затем и конкуренции на рынке новшеств.
1.3 Основы организации инноваций, их экономическая и социальная оценка

Инновационный процесс, в котором рынок новшеств играет важную посредническую роль, а предприниматель - активную регулирующую роль, трудно прогнозируем из-за своей сложности, динамичности и неожиданности. Поэтому разработка стратегии бизнеса в этой области, по существу, представляет собой альтернативное планирование реализации экономических установок. Полезные выгоды извлекаются предпринимателем, как отмечалось, за счет более удачной комбинации производственных факторов, что определяет экономическую эффективность деятельности хозяйствующего субъекта. Исходя из факторов экономического роста, предпринимателю представляется возможность выбрать одну из трех возможных целевых экономических установок инновационного бизнеса: технологические нововведения, инициирующие замену старой техники, рост объемов производства и экономию производственных ресурсов; продуктовые нововведения, предполагающие создание новых и реконструкцию действующих мощностей; освоение новых рыночных ниш. Отечественный опыт и анализ международной практики позволяют предложить следующую последовательность в выработке стратегии инновационного бизнеса.
1. Сущностный и экономический анализ новшества (группы новшеств) и выработка экономической установки инновационного предпринимательства.
2. Определение сумм инвестиций, установление проектной цены новшества.
3. Анализ финансово-экономической эффективности инвестиций.
На стадии выбора стратегических инновационных решений, когда проводится оценка будущих результатов использования новшеств, мы сталкиваемся с неопределенностью ситуации в отсутствии исходных данных, достаточных для технико-экономических расчетов. Существующие методики оценки экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса действуют в условиях определенной экономической ситуации и имеющийся опыт экономического обоснования предпринимательских проектов распространяется, как правило, на объекты с достоверной структурой экономических показателей. В большинстве случаев при выработке инновационной стратегии мы имеем дело с прогнозными расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику конкретной инновационной области. Определение ожидаемых показателей требует специальных подходов, от рациональности которых зависит дальнейшая возможность использования показателей для экономического обоснования целесообразности создания и использования новшества в соответствии с имеющимися методическими рекомендациями.
В условиях неопределенности технико-экономической ситуации, когда, с одной стороны, еще нет ясности в том, какие технические характеристики будут подтверждены при использовании новшества, а, с другой стороны, - существуют нестабильность с ценами на ресурсы и колебания в спросе на продукцию, полученную с использованием новшеств, учесть все факторы и условия нововведения практически невозможно. Иностранные инвесторы, например, ограничиваются прогнозом потребностей рынка и возврата инвестиций (окупаемости). Используя этот опыт, рассмотрим наиболее рациональный подход в экономическом анализе нововведений. Такой анализ можно провести по двум основным параметрам: цене новой продукции и объему инвестиций (капиталовложений) в практическую реализацию новшества. Суть метода заключается в использовании приемов маркетинговых исследований, в частности, принципов конкуренции. Ожидаемая цена новой продукции или продукции, произведенной с использованием новшеств, определяется несколькими методами:
- прямым укрупненным расчетом себестоимости продукции с учетом прогнозируемой рентабельности и налога на добавленную стоимость;
- на основании рыночной оценки - анализа запросов потребителей по уровню цены в связи с потребительскими свойствами и качеством продукции;
- качественное сопоставление новой продукции с продукцией-аналогом и установлением интерпретированно-условной цены на новую продукцию;
- исходя из цены продукции, вырабатываемой в опытных условиях на демонстрационных мощностях экспериментальных заводов, с перерасчетом ее применительно к промышленному производству;
- руководствуясь уровнем цены продукции зарубежного аналога.
Определяемые по каждому из указанных методов цены на новый продукт сопоставляются между собой. Анализируя полученные результаты расчетов, предприниматель выбирает наиболее вероятный уровень цены. При отсутствии необходимой информации цена определяется не по всем пяти методам, а лишь по тем, где возможно выполнить соответствующие расчеты.
Цена на нову и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.