На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сертификация как основа контроля качества продукции. Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации. Основные этапы построения системы менеджмента качества. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 17.07.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
НА ТЕМУ: Сертификация систем менеджмента качества

ВОРОНЕЖ - 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Сертификация - как основы контроля качества продукции
1.1 Сущностная характеристика понятия «сертификация»
1.2 Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации
2. Сертификация системы менеджмента качества
2.1 Основы сертификация системы менеджмента качества
2.2 Основные этапы построения системы менеджмента качества
3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации
3.1 Маркировка товаров
3.2 Знаки-награды компаний, фирм, предприятий и организаций
4. Стандартизация и сертификация систем менеджмента качества (Стандарты ИСО серии 9000)
Заключение
Список используемой литературы
Введение

Менеджмент качества - важнейший инструмент для успешного ведения бизнеса в условиях жесткой конкуренции. Внедрение системы менеджмента качества на предприятии помогает оптимизировать процесс производства и обслуживания клиентов.[9]
Сертификация менеджмента качества (СМК) служит подтверждением того, что на предприятии внедрена система управлением качества. Потребителям это говорит о том, что ваша компания заботится о качестве продукции, товаров и услуг и является надежным партнером.
Стандарты ISO - это международная серия общих, межотраслевых стандартов управления качеством, безопасностью и конкурентоспособностью производства, товаров, услуг, персонала на предприятии.[1]
Система менеджмента качества (иначе СМК) представляет собой подробное описание всех бизнес-процессов организации с их последующей регулярной оптимизацией. СМК неотъемлемая часть системы управления организацией, направленная на поддержание и неизменное повышение качества предоставляемых услуг либо выпускаемой продукции. СМК важнейший инструмент развития компании, применимый ко всем аспектам её управления: производственным процессам, продажам, маркетинговым исследованиям рынка, работе с персоналом.[9]
Актуальность темы. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное - обществу в целом и его интересам. С годами число полученных сертификатов соответствия требованиям ISO в России растет, поскольку Россия все-таки постепенно выходит на мировой рынок не только как сырьевой поставщик. Для работы с зарубежными партнерами и продвижения своей готовой продукции за пределами России это будет важным условием заключения сделок и успешной внешнеэкономической деятельности предприятий страны.
Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства.
Объектом исследования работы являются вопросы управления качеством.
Предметом исследования является сертификация системы менеджмента качества (СМК).
Целью данной работы является изучение системы международных стандартов качества ISO серии 9000, а также понятия «сертификация» и сертификация системы менеджмента качества.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие сертификации - как основы контроля качества продукции; а также порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации;
- изучить процесс сертификация системы менеджмента качества, основы сертификация системы менеджмента качества;
- проанализировать проблемы сертификации СМК по стандартам ISO 9000.
- рассмотреть сертификацию систем качества и экономические оценки работы по сертификации, изучить документацию СМК;
- дать характеристику стандартизации и сертификации в системе менеджмента качества (Стандарты ИСО серии 9000).
Методом исследования темы я выбираю изучение и анализ специальной литературы, периодики.
1. Сертификация - как основы контроля качества продукции

1.1 Сущностная характеристика понятия «сертификация»

Сертификация в переводе с латыни означает: «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо, знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом можно получить достоверные доказательства этого соответствия.[7]
Сертификация - процедура, подтверждающая третьим лицом соответствие продукции, процесса или услуги заданным требованиям и оформленная в виде письменной гарантии.[10]
Систему сертификации (в общем виде) составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля.[1]
Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции (процесса, услуг) -- это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящиеся именно к данной продукции. Несколько таких систем сертификации однородной продукции со своими органами и другими составляющими могут входить в общую систему сертификации.
Систематическую проверку степени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой соответствия (conformity assessment). Более частным понятием оценки соответствия считают контроль (inspection), который рассматривают как оценку соответствия путем измерения конкретных характеристик продукта.[7]
В современных условиях введение обязательной сертификации продукции и услуг является необходимым условием не только контроля качества, но и вхождения в рыночную экономику, а также интеграции в региональные и мировые рынки.
В 1992 году Госстандарт России начал реализацию соответствующих положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", которые предусматривали сертификацию продукции и услуг.
Качество - Способность совокупности реализуемых и присущих продукту, системе или процессу характеристик удовлетворять требованиям потребителя.[9]
Сегодня можно констатировать, что в стране создана система сертификации и успешно действует механизм ее реализации.
Однако завершен только первый этап. В ближайшем будущем еще предстоит решить целый ряд вопросов по сертификации систем качества и сертификации по схемам ИСО/МЭК. Затем выйти на совершенно новую ступень - организацию подтверждения соответствия.
На этом этапе сертификация системы качества и подтверждение соответствия могут сосуществовать одновременно. Особенности предыдущего развития страны и российский менталитет наложили свои отпечатки и не позволяют сразу подняться на ступень обеспечения соответствия, не апеллируя при этом к третьей стороне, осуществляющей сертификацию.
Другими словами, дальнейшая работа в области сертификации должна опираться в большей степени на контроль высоких организационно-технических возможностей поставщика, расширение его функций в области само обеспечения контроля. Эта работа уже начата и охватывает некоторые системы сертификации однородных видов продукции и осуществляется в форме заявлений-деклараций.[7]
Остановимся более подробно на Законе Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг". В этом законе сертификация продукции рассматривается как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Организация работы по сертификации продукции предусматривает следующие направления:
- содействие предприятиям, организациям и предпринимателям в осуществлении деятельности на едином товарном рынке Российской Федерации и участие в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- создание условий для компетентного выбора продукции потребителями;
- реализацию мер, направленных на защиту интересов потребителя от недобросовестности изготовителя;
- осуществление контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждение показателей качества продукции, предъявляемых изготовителем;
- применение в управлении сквозного механизма.
В соответствии с Законом сертификация представляет собой метод объективного контроля качества любого вида продукции, установления ее соответствия определенным требованиям.
Сертификация может быть обязательной или добровольной:
Обязательная сертификация - средство государственного контроля за безопасностью продукции.
Добровольная сертификация - средство повышения конкурентоспособности продукции.[7]
Наличие официального документа о сертификации продукции у предпринимателя облегчает проведение экспортно-импортных операций, служит ориентиром покупателю, в определенной степени гарантирует его безопасность.
При этом объект сертификации - продукция производственно-технического назначения, все виды услуг, товары народного потребления и т.д. Перечень объектов обязательной сертификации формируется законодательным органом и закрепляется в законодательном акте. [7]
Обязательная сертификация распространяется на область государственных стандартов, обязательных к применению. В то же время ее использование практикуется в целях реализации государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности тех или иных видов продукции, их взаимозаменяемости и совместимости, а также ресурсосбережения.
Наличие обязательной и добровольной сертификации продукции - особенность российской системы сертификации. Такое деление сертификации продукции отсутствует в Руководстве ИСО/МЭК 2. В Европе современная система сертификации является органическим продолжением систем сертификации различного функционального назначения и как бы выросла внизу. У нас в стране деление сертификации на обязательную и добровольную совпадает с существованием коммерческой и государственной сертификации. Формирование российской системы сертификации не пошло по европейскому пути, несмотря на то, что существовала отечественная система испытаний, включающая и сертификационные испытания, которые определялись как контрольные и проводились для установления соответствия характеристик свойств продукции нормативным документам других стран.[10]
В последнее время в соответствии с международными соглашениями, подписанными Российской Федерацией, был принят ряд международных систем сертификации продукции, которые распространяются на электротехнические и электронные изделия, отдельные виды огнестрельного оружия и дорожные транспортные средства. Теперь при проведении сертификации этих видов продукции применяют правила соответствующей международной системы сертификации.
Законом определены цели и направления деятельности Госстандарта России в области сертификации. К ним относятся следующие:
- разработка и проведение государственной политики в области сертификации, принятие общих правил и рекомендаций по организации сертификации, осуществление их информационного обеспечения;
- обеспечение государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;
- распространение официальной информации о системах сертификации и знаках соответствия, действующих в стране;
- подготовка и заключение соглашений с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации и присоединении к международным (региональным) системам сертификации;
- участие в работе международных (региональных) организаций по вопросам сертификации в качестве национального органа Российской Федерации в области сертификации.
В настоящее время действует только базовая система обязательной сертификации ГОСТ, порядок и правила которой установлены соответствующим органом Госстандарта России. Однако Закон "О сертификации" предполагает создание многих систем, поэтому одним из важнейших направлений в работе Госстандарта страны является принятие общих правил, обязательных для всех иных систем сертификации, призванных обеспечить координацию их разработки и функционирования.[10]
Закон не предусматривает возможность отказа в регистрации системы добровольной сертификации. На отказ нет каких-либо причин и оснований, так как добровольная сертификация имеет явочно-учетный характер, осуществляется на договорной основе. Она подпадает под юрисдикцию общих норм гражданского законодательства и не требует специального правового регулирования. При этом только после регистрации системы добровольной сертификации в Госстандарте России юридическое лицо в праве начать применение данной системы сертификации.
Регистрация систем обязательной сертификации, напротив, предусматривает всестороннюю предварительную проверку и подтверждение соответствия, фиксируемых в соответствующих документах. Лишь после установления компетентности и удовлетворения всех требований проводится регистрация. Государственные органы проводят аккредитацию исполнителей работ в системах данного вида на право их проведения. Отдельные исполнители могут иметь контрольные и арбитражные функции. В этом случае Закон допускает разрешительный (лицензионный) порядок их деятельности.
Такой подход объясняется тем, что системы государственной сертификации создаются органами государственного управления в процессе исполнения решений законодательного органа о начале проведения обязательной сертификации.
Регистрация систем сертификации и знаков соответствия в центральном государственном органе (Госстандарте РФ) дает им право функционировать на территории Федерации.
Система сертификации - это совокупность участников сертификации и правил, установленных в этой системе в соответствии с Законом "О сертификации". Она создается государственными органами управления, предприятиями и организациями.[7]
Системы сертификации обязаны пройти государственную регистрацию в установленном порядке и могут включать в себя несколько систем сертификации однородной продукции.
Создать систему имеет право только юридическое лицо. В ее состав могут входить предприятия и организации любых форм собственности, в то числе и общественные организации.
В составе системы сертификации согласно закону - две составляющие:
- участники сертификации;
- правила сертификации.
Среди участников сертификации:
- государственные органы;
- организации - создатели системы сертификации;
- испытательные лаборатории;
- центральные органы систем сертификации;
- органы по сертификации;
- а также изготовители (продавцы, исполнители) продукции.
Что же касается правил системы, то правила сертификации - это набор документов (положений), осуществляющих регулирование и координацию всех сторон деятельности данной системы.[7]
Система сертификации обслуживает определенный вид или класс однородной продукции, состоящий из больший групп товаров, видов работ или услуг, объединенных своим функциональным назначением, принципами работы или применения, методами контроля и испытаний. Существуют, например, системы сертификации:
- транспортных средств;
- электротехнической продукции;
- пищевого сырья и пищевых продуктов;
- бытовых услуг и т.д.
При этом отдельные системы сертификации однородной продукции могут быть интегрированы в укрупненную систему, функционирующую по единым правилам, сохраняя в то же время специфику своей нормативной базы. Примером такой объединяющей системы может служить система обязательной сертификации в России.
Сертификат соответствия - документ о прохождении сертификации в соответствии с правилами и дающий подтверждение сертифицированной продукции или услуги установленным требованиям. Он имеет единую форму как для сертификатов обязательной, так и для добровольной сертификации.[7]
Обычно сертификат содержит сведения о системе сертификации и органе, где он выдан, а также номер, срок действия, наименование товара, основание для выдачи и ссылку на нормативный документ. Содержание сертификата зависит от избранной схемы сертификации и категории заявителя (изготовитель или продавец, или исполнитель). Правила оформления, выдачи и регистрации сертификатов разрабатываются для каждой системы сертификации.
Знак соответствия - подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям, установленным в данной системе сертификации. Регистрация знака соответствия осуществляется по правилам, утверждаемым Госстандартом Российской Федерации.
Порядок применения знаков соответствия распространяется на системы обязательной и добровольной сертификации и утверждается конкретной системой сертификации в соответствии с требованиями Госстандарта России.[7]
1.2 Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации

В России сертификация как импортных, так и отечественных товаров (продукции) проходит по одним и тем же правилам. Однако подход к обязательной и добровольной сертификации в нашей стране и, например, на Западе сильно различается. За рубежом у вас не купят товар (продукцию) без соответствующего сертификата. В условиях жесткой конкуренции и избытка товаров на рынке его наличие стало непременным требованием обеспечения продаж, реализации продукции. В России, напротив, в период экономического кризиса до предела увеличился объем распространения продукции самого низкого сорта и даже опасной для здоровья человека. В этой связи решение одной из главных проблем российской экономики лежит в области расширения сферы внедрения обязательной сертификации. [2]
Ежегодно обновляется и пополняется номенклатура товаров обязательной сертификации. Первые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, включали детские товары, электроприборы бытового назначения, индивидуальные автотранспортные средства, продукты питания. С принятием "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" их список пополнился продукцией, подпадающей под действие этого регулирующего документа. Не раз заявлялось о необходимости введения процедуры обязательной сертификации продукции на соответствие назначению, совместимости и взаимозаменяемости. Однако столь значительное, огромное по своим масштабам расширение перечня требует колоссальных материальных затрат, упирается главным образом в отсутствие финансового обеспечения.
Следует подчеркнуть, что продукция (товары), ввозимая на территорию России и нуждающаяся в подтверждении безопасности, должна помечаться специальным кодом ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). При импорте автотранспортных средств предусмотрен сертификат соответствия "Одобрение типа транспортного средства". [8]
Продукцию, подлежащую обязательному страхованию, в том случае, если не получен сертификат соответствия рекламировать запрещается. Когда же сертификат имеется, о нем желательно упомянуть в рекламе.
Добровольную сертификацию осуществляют как юридические лица, имеющие право выполнять функции органов по добровольной сертификации, так и органы по обязательной сертификации. Необходимым условием ее проведения является заключение соответствующего договора между юридическим или физическим лицом и органом по сертификации. [2]
Сертификация не проводится, если международные соглашения, заключенные Российской Федерацией с зарубежными странами, предусматривают признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в нашей стране и соответственно российских за рубежом.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации осуществляется под руководством и при участии Госстандарта Российской Федерации.
Далее остановимся на рассмотрении схемы системы по сертификации конкретного вида продукции и функций органа по сертификации. [3]
В системах сертификации однородных видов продукции выделяют:
- национальный орган (Госстандарт России);
- центральный орган по сертификации (однородной продукции);
- орган по сертификации (конкретной продукции);
Национальный орган - Госстандарт России, а также другие органы управления государства создают системы сертификации однородной продукции, руководствуясь в рамках своих полномочий общими правилами и положениями, осуществляя при этом следующие основные функции:
- разрабатывают и вводят правила и порядок проведения процедур сертификации в системах сертификации;
- проводят выбор схем сертификации и при необходимости выявляют центральные органы систем сертификации;
- определяют порядок и требования аккредитации и выдачу лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
- осуществляют аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также выдачу лицензий на выполнение определенных видов работ;
- вносят в государственный реестр участников и объектов сертификации;
- передают в Госстандарт Российской Федерации официальные сведения об участниках и объектах сертификации;
- определяют требования к признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний на территории России;
- устанавливают порядок и формы проведения государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
- выдают сертификат и лицензии на применение знака соответствия;
- занимаются рассмотрением апелляций по вопросам сертификации и знаков соответствия.
Центральный орган системы сертификации (однородной продукции) занимается:
- формированием системы сертификации однородной продукции, осуществлением координации деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий данной системы и общим руководством всей системой в целом;
- рассмотрением номенклатуры продукции, предлагаемой для включения в систему для прохождения сертификации;
- разработкой нормативных документов;
- обеспечением информационного обслуживания системы сертификации;
- рассмотрением апелляций по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий, включенных в систему. [8]
Основной организатор работ в системе сертификации однородных видов продукции - орган по сертификации продукции. Его деятельность охватывает:
- процесс сертификации продукции, выдачу сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;
- организацию и проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
- осуществление мер регулирования функционирования сертификатов;
- принятие и совершенствование нормативных документов;
- представление информации о своей деятельности в установленном порядке.
Испытательная лаборатория представляет собой лабораторию или центр, осуществляющий испытания определенного вида продукции в рамках своей компетенции.
Центр по сертификации может совмещать в одном лице функции испытательной лаборатории и органа по сертификации, когда он представлен одним юридическим лицом.
Экспертом по сертификации или аккредитации может быть должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию на право проведения одного или нескольких видов работ по сертификации. [3]
Процедура, с помощью которой выявляют соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, установленным к данному типу продукции, называется идентификацией продукции. Эти требования фигурируют в информации о продукции, в нормативной и технической документации.
Органы государственного управления ведут государственный реестр участников и объектов сертификации, передают о них информацию в Госстандарт Российской Федерации. В государственный реестр вносятся сведения о центральных органах систем сертификации, об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях, а также утвержденных системах сертификации однородной продукции и знаках соответствия, сертифицированной продукции, аттестованных экспертах, правилах и рекомендациях по сертификации. [8]
Порядок проведения инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации устанавливает Госстандарт России. Организацией и осуществлением непосредственного инспекционного контроля за сертифицированной продукцией занимается орган по сертификации продукции и государственные органы управления.
Инспекционный контроль - это повторная оценка уже сертифицированной продукции, проводимая для подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.
Этот вид контроля осуществляют те же органы, которые проводили ее сертификацию. Инспекционный контроль за конкретными видами сертифицированной продукции регламентируется правилами сертификации однородной продукции. Аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории руководствуются в своей деятельности общими правилами инспекционного контроля.
В настоящее время правила и рекомендации по сертификации приведены в соответствие с действующими международными нормами и правилами таких организаций, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), международными стандартами ИСО серий 9000 и 10000, европейскими стандартами серий 45000 и 29000, а также требованиями документов других международных и региональных организаций по сертификации. Таким образом, сертифицированные виды продукции получили признание результатов сертификации за рубежом. [8]
Схемы сертификации - это совокупность наиболее важных вопросов, связанных с порядком осуществления сертификации.
Схема (форма, способ) сертификации представляет собой определенный набор действий, подтверждающий официально соответствие продукции заданным требованиям.
Сертификация осуществляется в соответствии со схемами, которые определяются системами сертификации однородной продукции.
При обязательной сертификации схемы устанавливаются Госстандартом РФ, а также другими государственными органами управления в пределах их компетенции, регулируемой законодательными актами. При обязательной сертификации принимаются во внимание особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, затраты заявителя и требуемый уровень доказательности сертификации (например, при использовании схем, применяемых в международной и зарубежной практике сертификации).
Схемы сертификации устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, технологии ее производства, обращения и использования. [8]
Орган по сертификации выбирает конкретную схему сертификации для данного вида продукции. При выборе схемы сертификации учитываются два подхода: первый - предусматривает оптимальное использование возможностей самих систем, второй - учет конкретных особенностей продукции и ее производства, хранения, транспортировки. Правильный выбор схемы сертификации позволяет получить доказательства способности производства, гарантировать стабильный выпуск продукции не ниже заданного уровня качества. При этом показатели экономичности выбранной схемы являются одним из важных критериев. [8]
Как правило, схемы сертификации предусматривают проведение испытаний.
Испытания - комплекс сложных мероприятий, требующих больших затрат, проводимый с целью подтверждения заявленных характеристик, свойств, качеств.
Порядок проведения, схемы сертификации и органы по сертификации услуг.
Услуга - результаты непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя, внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя (МС ИСО 8402: 1994).
Предоставление услуги означает деятельность поставщика, необходимую для обеспечения потребителя. Таким образом, услуга представляет собой часть продукции или комбинацию с другими частями продукции. Следовательно, нормативная документация по сертификации продукции, трактовка качества и управления качеством продукции также относится и к услугам, являясь условием их успешной реализации.[3]
В настоящее время уровень сертификации услуг в Российской Федерации поднялся на новую ступень в связи с принятием Закона РФ "О защите прав потребителей", который ввел обязательную сертификацию товаров и услуг на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья человека, имущества и охраны окружающей среды.
Сегодня, в условиях рыночных отношений проведение работ по сертификации услуг уже диктуется не только заботами о повышении качества, но и является также фактором их успешной конкурентоспособности.
Сертификация услуг, в отличие от сертификации продукции, - более сложная проблема. Ее решение наталкивается не только на разнообразие объектов конечного результата услуги, частое совмещение объекта и потребителя услуги в одном лице, но и на отсутствие разработанной нормативной базы и недостаток высококвалифицированных специалистов.
Средством проведения и осуществления политики в области качества услуги служит система качества услуг, документально оформленная и поддерживаемая в рабочем состоянии.
При этом, как правило, управление услугой и характеристики предоставления услуги достигаются непосредственно путем управления процессом предоставления услуги. Следовательно, измерения технических характеристик и сам процесс управления представляют собой весомое звено в деле достижения и поддержания требуемого качества услуги.[8]
Что же касается системы сертификации услуг транспорта (воздушного, морского, речного, автомобильного и др.), то она уже создана и начала функционировать. Ее подсистемы содержат требования к различным видам транспортных услуг.
В каждой подсистеме созданы центральные органы, общее руководство работами по сертификации осуществляет координационный совет системы.
2. Сертификация системы менеджмента качества

2.1 Основы сертификация системы менеджмента качества

Под системой менеджмента качества в стандартах ИСО 9000 понимается часть системы управления предприятием, базирующаяся на документированных процедурах управления и выполнения бизнес-процессов.[9]
Сертификация систем менеджмента качества -- это высокоэффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).[4]
Постановка современного менеджмента качества предполагает, что на предприятии должна быть осуществлена системная перестройка деятельности, затрагивающая задачи, которые в той или иной мере опираются на принципы менеджмента качества, заложенные в стандартах ИСО серии 9000 (стратегия, структура, процессы, персонал).
Процедура сертификации имеет целью дать предприятию-изготовителю соответствующей продукции лицензию на использование знака соответствия (за рубежом -- монограммы, клейма определенного вида).
Подготовка к сертификации предполагает:
* оценку действующего производства - оценочный аудит;
* подготовку необходимых документов: отчета, мероприятий и методик;
* разработку Руководства, пакета Методологических инструкций и Программы качества;
* консультации по внедрению;
* предварительный аудит;
* сертификационный аудит и выдачу сертификата;
* обучение специалистов компании: высшего и среднего звена и исполнителей по специально разрабатываемым программам.
В качестве критериев для принятия решения о сертифицирующей инофирме целесообразно принять:
- стоимость услуг;
- наличие опыта в сертификации организаций данного (требуемого) профиля;
- наличие Российского представительства и соответственно возможность подготовки документов и обмена информацией на русском языке;
- ориентировочная длительность работ;
- готовность к сотрудничеству с представителями российского консалтинга на предмет подготовки пакета документации по качеству (см. выше), что весьма важно для снижения затрат на сертификацию;
- наличие у сертифицирующей организации аккредитаций в ряде стран (в которых у компании могут быть деловые интересы);
* предварительную проверку производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации);
* испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).
В России в соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг создана государственная система сертификации продукции, которая действует' под руководством Госстандарта России как национального органа по сертификации. Эта система соответствует правилам ISO. [9]
Основанием для сертификации по показателям обеспечения безопасности людей и охраны окружающей среды являются отечественные или зарубежные стандарты.
Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются:
* проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции;
* предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.[9]
По согласованию с органом по сертификации конкретной продукции могут быть использованы и другие схемы сертификации, принятые в зарубежной и международной практике и рекомендованные ISO.
Работы по подготовке и проведению сертификации включают:
* выбор, доработку (при необходимости) и принятие нормативно-технических документов на продукцию, в соответствии с которыми будет проводиться сертификация;
* разработку документа (положения) о порядке сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведения:
* выдачу сертификата соответствия и права на использование знака соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом;
* заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными органами;
* надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и состояния ее производства;
* информацию о результатах сертификации.[9]
Выбор, доработка и принятие нормативно-технических документов, проверка производства сертифицируемой продукции, испытания базируются на действующих в стране:
- системе стандартизации и фонде нормативно-технической документации;
- системе сертификации систем качества;
- системе аккредитации испытательных лабораторий и сети таких лабораторий.
Расходы по проведению обязательной сертификации оплачивают изготовители или поставщики продукции (при импорте), добровольной - заявители. Оплата проводится по тарифам, утвержденным в установленном порядке или при их отсутствии - по договорам.[9]
Организационную структуру государственной системы сертификации образуют:
* национальный орган России по сертификации (Госстандарт РФ);
* органы по сертификации конкретной продукции и (или) в регионах;
* аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
* изготовители и (или) поставщики продукции.
Проверка эффективности системы менеджмента качества
Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают:
* аудит системы;
* аудит процесса;
* аудит продукта.
В соответствии с ИСО 9000 аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают внешние и внутренние аудиты (далее - проверки) качества.[4]
Результаты внутренней проверки в виде документированного «Обзора состояния менеджмента качества» оцениваются руководством предприятия.
Важной особенностью стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года является то, что они базируются на 8 принципах всеобщего управления качеством (TQM). Принцип TQM - это всестороннее и фундаментальное правило менеджмента для продвижения и действия предприятия, нацеленное на долгосрочное, непрерывное повышение эффективности, ориентируемой на потребителей при учете потребностей всех других заинтересованных сторон.[1]
Восемь принципов менеджмента качества
способствуют достижению целей в области качества.[9]
1. Ориентация на потребителя - Предприятия зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство руководства - Руководители создают единство целей предприятия и его управления. Они должны создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей предприятия.
3. Вовлечение работников - Работники всех уровней составляют сущность предприятия, полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо предприятия.
4. Процессный подход - Желаемый результат достигается эффективнее если осуществляется менеджмент деятельности и ресурсов как цепочки взаимосвязанных процессов.
5. Системный подход к менеджменту - Эффективность и результативность предприятия улучшаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с установленной целью.
6. Постоянное улучшение - Непрерывное улучшение должно быть постоянной целью предприятия.
7. Принятие решений, основанных на ф и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.