На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Общекорпоративные цели ООО «Брянский молочник» в количественном и качественном выражении, его стратегическая альтернатива, эталонная и конкурентная стратегии для достижения поставленных целей. Разработка эффективной кадровой политики предприятия.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 29.05.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


69

Введение

Менеджер должен организовать работу предприятия путем координирования действий всех сотрудников, решением социальных проблем коллектива, организации его работы на базе современных методов, устранить отрицательное воздействие рискованных ситуаций. Основная его задача заключается в обеспечении нормального существования фирмы на рынке при любых изменяющихся условиях. Перед менеджером стоит сложная задача построения динамической системы управления предприятием, которая способна выдержать «контрастный душ» российской и мировой действительности.

Квалифицированный менеджер должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками в управлении организацией. Практика в управлении современными организациями очень важна в сложной конкурентной ситуации, которая складывается на рынке.

Данная тема курсовой работы была выбрана для разработки стратегического, аналитического анализа, а также стратегического планирования, разработки и реализации функциональных стратегий в торговой компании ООО «Брянский молочник», реализующей оптом молочную продукцию под торговой маркой «Му-у-у!», с целью повышения объемов продаж на брянском рынке молочной продукции и завоевании его 30% доли.

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом для повышения эффективности работы организации.

Предметом исследования является система управления торговой компании ООО «Брянский молочник».
Для эффективного управления компанией в условиях нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени необходима согласованная работа всех составляющих компании. А, как известно, из всех решений, принимаемых руководителем, ни одно не может сравниться по своей важности с решениями в отношении сотрудников, поскольку именно они определяют результативность любой организацию (П.Дракер). Следовательно, для эффективного стратегического управления компанией необходимо разработать кадровую стратегию предприятия.
В курсовой работе использованы общие и специальные научные методы, выступающие в качестве инструментов познания, решения научных задач, достижения цели, проводимого анализа совершенствования системы управления персоналом для повышения эффективности работы торгового предприятия ООО «Брянский молочник».

Для достижения главной цели данной организации и эффективного решения поставленных перед ней задач необходимо:

1. Провести анализ внешней и внутренней среды, увязать управление предприятия с этим анализом.

2. Понять функции и процессы управлений предприятиями в их взаимосвязи.

3. Осуществить анализ организационной структуры и диагностику организационных проблем.

4. Понять сущность бизнеса и стратегического управления в условиях рынка.

5. Определить миссию и цели предприятия и понять их взаимосвязь.

6. Проанализировать возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной среде.

7. Выработать общекорпоративную стратегию и функциональные стратегии предприятия.

8. Разработать организационную структуру, адекватную стратегии компании, целям и задачам, а также внешним и внутренним условиям.

9. Разработать кадровую стратегию для реализации кадровых целей.

В ходе курсовой работы должны быть разработаны рекомендации для обеспечения стабильной работы предприятия ООО «Брянский молочник» в условиях высокой конкуренции, несмотря на любые изменения рынка; добиться максимизации прибыли путем увеличения объемов продаж и доли рынка; совершенствовать всю работу фирмы на основе применения современных методов управления, улучшать в соответствии с изменяющимися требованиями организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива в целом.

1. Информация о предприятии и его бизнесе

Объектом исследования данной курсовой работы является торговая компания, занимающаяся реализацией молочной продукции, под названием ООО «Брянский молочник». Ранее предприятие занималось производством молочной продукции на Дубровском молочном комбинате. Для эффективной работы и удовлетворения целей руководства в расширении ассортимента и объемов выпуска продукции предприятию необходимо было увеличение производственных мощностей. С этой задачей завод не справлялся, производство стало нерентабельным. Завод был продан. Далее предприятие решило позиционировать себя как торговую компанию, реализующую молочную продукцию оптом (крупным и мелким) под своей торговой маркой «Му-у-у!», зарегистрированной 5 декабря 2003 года.

Предприятие ООО «Брянский молочник» было создано (учреждено) 29 апреля 2004 года.

Адрес предприятия (юридический): Россия, 241000, г. Брянск, ул. Вали Сафроновой, 59.

Адрес предприятия (фактический): Россия, г. Брянск, ул. Фрунзе, 64.
Приёмная (тел): (0832) 41 - 52 - 59
Отдел сбыта: (0832) 41 - 65 - 32
Учредителем общества являлся гражданин РФ - Кулагин Сергей Николаевич, 1978 года рождения, который затем 1 сентября 2005 года продал принадлежащую ему долю в Уставном капитале Павлову Александру Михайловичу, 1973 года рождения, в размере 100%. Номинальная стоимость доли - 10 000 рублей.
Предметом деятельности предприятия являются:
§ комиссионные услуги по продаже молочной продукции,
§ посреднические услуги по продаже молочной продукции,
§ возмездное оказание услуг и выполнение работ,
§ иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ Согласно Уставу ООО «Брянский молочник»..
ООО «Брянский молочник» реализует различные виды молочной продукции:
§ цельномолочную: молоко, кефир, ряженку, сметану;
§ творожные изделия: сырки сладкие, массы творожные, творог;
§ сливочное масло.
Также планируется продажа йогуртов и сливочного масла в 100 г упаковке, масла шоколадного. Вся продукция фасуется как в пакеты, так и упаковку Tetra Pak .

2. Анализ потенциала предприятия

Производство

Предприятие самостоятельно не занимается производством молочной продукции. «Светлогорск ОАО» (г. Светлогорск РБ) поставляет необходимое количество качественной молочной продукции в упаковку заказчика и под его торговой маркой в необходимые сроки и по цене, устраивающей обе стороны. Масло поставляет «Калинковичи ЧПУП» (г. Калинковичи РБ), творожные массы и сырки поставляет «Мерида ООО» (г. Печерск, Смоленская обл.), заменители молочного жира поставляет «Нижегородский масложировой комбинат ОАО» (г. Н.Новгород).

Предприятие арендует склад общей площадью 600 квадратных метров по адресу ул. Тупиковая, дом 4. Арендная плата составляет 35 тысяч рублей в месяц. Также ООО «Брянский молочник» арендует офисное помещение общей площадью 280 квадратных метров и арендной платой - 40 тысяч рублей в месяц.

Арендная плата и затраты на маркетинговые мероприятия оплачиваются за счет чистой прибыли предприятия и не увеличивает себестоимость продукции.

Таблица 1. Основные показатели деятельности предприятия по продукции за 2005 год

Наименование показателя
Ассортимент выпускаемой продукции
молоко 1 л 3,2%
кефир 0,5 л 3,2%
сметана 0,230 г 14%
творог 180 г 5%
Цена за ед., руб.
13 - 05
8 - 00
12 - 00
12 - 30
Себестоимость, руб.
11 - 51
7 - 85
11 - 45
12 - 01
Доля в объеме производства, %
25%:
7%
3,7%
5%
Доля в объеме производства, тыс. руб.
4249,57
294,73
75,95
164,33
Объем производства, тыс. шт.
1302,55
526,3
171,05
267,2
Объем производства, тыс. руб.
16998,28
4210,4
2052,6
3286,56

Таблица 2. Стоимость продукции

Наименование продукции, единица измерения
Цена производителя
Стоимость упаковки
НДС на единицу продукции
Общая цена единицы продукции
Цена продажи
Объем продаж за неделю, шт
Молоко «Российское» пастер.3,2%, 1 л
8-41
0-47
0-89
11-51
13-05
26051
Молоко «Российское» пастер.3,2%, 0,5 л
4-17
0-48
0-47
6-86
7-00
14368
Молоко «Умница» обогащ. йодказ. 2,5%, 1 кг
7-53
0-48
0-81
10-56
11-95
6556
Молоко топленое 2,5%, 0,5 л
5-02
0-68
0-57
8-01
8-16
6788
Сливки 10%, 0,25 кг
4-48
0-47
0-50
5-45
6-00
3698
«Биокефир» классический 3,2%, 0,5кг
5-39
0-49
0-59
8-21
8-80
3677
1
2
3
4
5
6
7
Кефир 3,2%, 0,5кг
5-07
0-48
0-56
7-85
8-00
10526
Ряженка 2,5%, 0,5кг
5-41
0-49
0-59
8-19
8-80
5446
Творог классический 5%, 0,18 кг
7-80
1-53
0-94
12-01
12-30
5344
Творог классический 5%, 1 кг
37-09
1-00
3-80
45-37
50-00
920
Сметана классическая 25%, 0,15 кг
7-00
1-45
0-85
9-30
9-90
885
Сметана классическая 25%, 0,45 кг
17-02
2-03
1-90
24-43
26-90
3062
Сыр «Адыгейский», 1 кг
59-95
1-00
6-10
68-79
69-00
110
Сыр «Диетический», 1 кг
43-43
1-00
4-45
50-62
55-00
-
Масло «Крестьянское» фасованное, 0,18 кг
12-10
2-35
1-45
17-64
18-90
1575
Биокефир 3,2% П/Пак, 0,45 кг
5-00
1-42
0-65
8-81
9-70
427
Кефир 3,2% П/Пак, 0,45 кг
4-47
1-42
0-59
8-22
9-65
567
Кефир 3,2% П/Пак, 1 кг
9-51
1-86
1-14
15-99
16-40
350
Молоко 3,2% П/Пак, 0,45 кг
4-11
1-42
0-53
7-80
8-50
180
Молоко 3,2% П/Пак, 1 кг
8-48
1-86
1-03
13-11
14-50
245
Сметана нежирная 14%, 0,23 кг
7-18
1-64
0-89
11-45
12-00
3421
Сметана нежирная14%, 0,37 кг
10-59
1-64
1-22
15-19
17-10
760
Творог классический 9% фасованный, 0,18 кг
9-50
1-53
1-10
13-87
-
-
Творог классический 9% весовой, 1 кг
44-25
1-00
4-53
51-52
-
-
ИТОГО
94956

Общие расходы на транспортировку продукции из Белоруссии и доставку по городу и области, на заработную плату сотрудников за неделю (5 рабочих дней) составляет 165127 рублей. Эти расходы распределяются непропорционально объему реализации данного вида продукции. Они увеличивают стоимость каждого вида продукции на 1 рубль 74 копейки. На такие продукты как сливки 10%, 0,25 л и сметану классическую 25%, 0,15 кг эти дополнительные расходы не налагаются, иначе данная продукция будет нерентабельной и даже убыточной. Дополнительные расходы этой продукции отнесены на стоимость кефира 3,2% П/Пак, 1 кг, творога классического 5%весового и сметаны классической 25%, 0,45 кг, так как объем продаж нерентабельной продукции (сливок и сметаны классической 25%, 150 г) составляет 4583 штуки еженедельно, а расходы соответственно равны 7 974 рублей. Объем реализации кефира 3,2% П/Пак, 1 кг, творога классического 5%весового и сметаны классической 25%, 0,45 кг еженедельно составляет 4332 штук. Оставшаяся часть расходов, связанных с доставкой, равная 436 рублей еженедельно, покрывается из чистой прибыли предприятия.

Таблица 3. Сильные и слабые стороны производственной деятельности предприятия

Сила
Слабость
1. Производство качественной продукции по доступным ценам.
1. Потеря части прибыли, уходящей на заводы - поставщики продукции и необходимых компонентов.
2. Отсутствие необходимых затрат на поддержание и контроль производственной базы, создание и разработку НИОКР.
2. Полная зависимость от производителя продукции.
Маркетинг

На предприятии есть служба маркетинга, которая занимается проведением маркетинговых мероприятий, разработкой рекламы, организацией и проведением различных акций и дегустацией. Предприятие ориентируется на продажу недорогой доступной (но и не дешевой) молочной продукции высокого качества для женщин, ведущих семейное хозяйство, всех возрастов.

Для проведения маркетинговых исследований и организации различных акций привлекаются дополнительные специалисты по каждому виду деятельности. Предприятие ежегодно занимается проведением маркетинговых исследований. На предприятии разработана и действует стратегия 5 «Р».

Продукция компании представлена во всех крупных торговых точках, в которых проводятся различные рекламные акции, например, бегающая по магазину корова (человек в костюме), выпускаются яркие и красочные календари, ручки и т.д., что повышает информированность потребителей о торговой марке, а также создает в их глазах благоприятный имидж компании. Цена на продукцию устанавливается ниже цены главного конкурента - Брянского молочного комбината на аналогичную продукцию.

Таблица 4. Смета затрат на маркетинговую деятельность

Наименование затрат, руб.
в динамике поквартально
Затраты на рекламу
18000
18000
18000
Затраты на приобретение торговой марки, лицензии
0
0
0
Затраты на стимулирование сбыта
3000
4500
2800
Затраты на ежегодное маркетинговое исследование в виде анкетирования
5000
0
0
Итого
26000
22500
20800

Таблица 5. Сильные и слабые стороны производственной деятельности предприятия

Сила
Слабость
1. Низкая заработная плата
1. Необходимость дополнительно привлекать специалистов.
2. Хорошая имиджевая реклама и постоянное проведение различных акции и дегустаций.
2. Реклама мало информирует о продукции компании.
3. Ежегодные маркетинговые исследования.
3. Высокие затраты на проведение маркетинговых мероприятий: рекламу, акции, дегустации, исследования.
4. Высокая степень восприятия руководителями и работниками организации маркетинговой концепции
Кадры

Общая численность сотрудников ООО «Брянский молочник» составляет 22 человека. Производительность труда одного сотрудника равна 2 346 886 рублей ежегодно.

На предприятии нет отдела кадров, который несет ответственность за подбор персонала для предприятия. Секретарь занимается наймом на работу, по согласованию кандидатуры обращается к ген. директору. Сотрудников нанимают путем подачи объявлений в газету «Моя реклама». При наборе штатных сотрудников ООО «Брянский молочник» проводит собеседование и анкетирование. На каждого сотрудника заполняется личная карточка, содержащая все необходимые сведения (см. приложение 3) о работнике. Таким образом, можно сказать, что кадровая работа на предприятии не ведется.

Ситуация с кадрами в компании стоит очень остро. Управленческое звено составляет костяк фирмы, это люди, работающие на предприятии с самых его истоков. Здесь наблюдается низкая текучесть кадров, четкое понимание и осознание целей и задач компании. В неуправленческом звене наблюдается совершенно противоположная ситуация. Высокая текучесть, несогласованность в работе, безответственность сотрудников делает неэффективной всю работу сотрудников высшего звена. Данная проблема связана с несколькими причинами:

§ сотрудники не осознают своей значимости и принадлежности к компании;

§ коллектив не считает себя единой командой, которая должна действовать сплоченно для достижения целей компании;

§ наличие только материальной системы мотивации;

§ отсутствие четко прописанных должностных инструкций, включающих обязанности и полномочия;

§ постоянные стрессы сотрудников, вследствие конфронтации отделов компании;

§ высокая текучесть неуправленческого звена;

§ сотрудники фирмы полностью не используют свой потенциал.

У всех сотрудников предприятия есть предыдущий опыт работы в данной сфере деятельности, у каждого по своей профессии. То есть, все работники компании являются квалифицированными специалистами в своей области деятельности.

Руководство компании также занимается повышением собственной квалификации путем обучения на различных программах.

Бухгалтерией на предприятии занимается ООО «Бухгалтерское бюро».

В компании существует только материальная мотивация кадров, при хорошей работе сотрудник к маленькому окладу получает 100 - 300% премии. В компании отсутствует система аттестации кадров, что связано с постоянным повышением профессионализма в процессе работы.

В таблице 6 представлены данные о работниках предприятия.

Таблица 6. Данные о сотрудниках компании ООО «Брянский молочник»

Ф.И.О. работника
Должность
Стаж работы на ООО «Брянский молочник» на 18.11.2005г.
Зарплата
Беззубенко Г.А.
Экспедитор
17 дней
800 рублей
Беляева О.А.
Менеджер по продажам
7 мес. 28 дней
1000 рублей
Березина Т.А.
Технический директор
1 год 5 мес. 17 дней
6000 рублей
Головкина Н.В.
Секретарь
2 мес. 6 дней
800 рублей
Горбатейко С.Н.
Менеджер по продажам
1 год 2 мес. 26 дней
1500 рублей
Демкова О.В.
Диспетчер
6 мес. 14 дней
800 рублей
Иванина Е.А.
Юрист ОК
5 мес. 24 дня
800 рублей
Касьяненко О.В.
Оператор-диспетчер ПК
7 мес. 17 дней
1000 рублей
Кучеров В.А.
Экспедитор
6 месяцев
800 рублей
Лобода В. И.
Кассир
1 год 5 мес. 17 дней
2500 рублей
Нестарова Л.А.
Заведующая складом
1 год 5 мес. 17 дней
4500 рублей
Павлов A.M.
Менеджер по снабжению
10 мес. 17 дней
800 рублей
Савватина О.А.
Менеджер по продажам
1 год 1 мес. 7 дней
800 рублей
Семенкина Н.А.
Менеджер по продажам
1 месяц
800 рублей
Сорока Д.А.
Экспедитор
2 мес. 16 дней
800 рублей
Фролов В.А.
Экспедитор
1 год 3 мес.
800 рублей
Храброе С.А.
Грузчик
1 месяц
800 рублей
Худяков М.А.
Экспедитор
1 год 5 мес. 17 дней
800 рублей
Чекрыгина А.В.
Кассир
1 год 2 мес. 17 дней
800 рублей
Шкодин П.А.
Торговый представитель
1 год 5 мес. 17 дней
800 рублей
Шпаков И.А.
Генеральный директор
1 мес. 12 дней
2000 рублей
Шпиленок В.В.
Маркетолог
2 мес. 17 дней
800 рублей

Таким образом, на предприятии работают 2 управленца высшего звена и 5 менеджеров среднего звена. Сотрудников, проработавших на предприятии более года, насчитывается 9 человек, что составляет 41% от общей численности занятых; 6 человек работают уже около полугода. Таким образом, 68% сотрудников компании, которой менее двух лет, стояли у истоков фирмы или начали работать к ней в самом начале ее жизнедеятельности.

Самая высокая текучесть кадров наблюдается среди водителей, диспетчеров, грузчиков и экспедиторов.

Рис.1. Половая структура персонала

Таблица 7. Сильные и слабые стороны производственной деятельности предприятия

Сила
Слабость
1. Высокая и сильноразвитая материальная мотивация (до 300% премии от оклада)
1. Отсутствие нематериальной мотивации
2. Высококвалифицированные специалисты
2. Ограничение участия персонала в принятии решений
3. Низкая текучесть управленческого звена
3. Высокая текучесть кадров неуправленческого звена

Таким образом, перед руководством предприятия стоит следующая задача в кадровой политике: решить проблему конфликтов между отделами, ведущую к высокой текучести работников, снижению производительности труда. Эта проблема возникает в результате отсутствия четкого регламентирования обязанностей сотрудников фирмы, их взаимодействии в процессе работы. Также необходимо разработать нематериальную систему мотивации труда, способствующую улучшению психологического климата в коллективе.

Менеджмент

Уровень управленческой подготовки руководителей организации очень высок. Руководство очень компетентно, давно работает в данном бизнесе, обучается современным способам управления предприятием и ведению бизнеса.

Распределение ответственности и полномочий между руководителями строгое и четкое. Руководитель каждого звена отчитывается за проделанную работу только генеральному директору.

Для компании характерна классическая организационная структура, в которую входят три отдела: отдел маркетинга, отдел торговли и отдел снабжения. Отдел маркетинга состоит из одного штатного маркетолога. При найме дополнительных специалистов для проведения различных маркетинговых мероприятий, они непосредственно подчиняются маркетологу и отчитываются ему за проделанную работу. Отдел торговли занимается сбытом продукции. Директору по торговле подчиняются 4 менеджера по направлениям: Бежицкому, Советскому, Володарскому и Фокинскому районам. Они занимаются поставками продукции для клиентов каждый по своему району. Менеджерам по продажам подчиняются грузчики, экспедиторы и диспетчера, обеспечивающие доставку и прием заявок на продукцию, тесно взаимодействующие между собой. Также в торговый отдел входит независимый торговый агент (представитель), который отчитывается за проделанную работу непосредственно генеральному директору. В отделе снабжения все подчиняются техническому директору. Заведующая складом руководит приемом и отпуском продукции со склада, в этом ей помогают грузчики. Менеджер по снабжения обеспечивает предприятие в продукции и всех необходимых для этого компонентах и материалах. Менеджер по снабжению взаимодействует с диспетчерами.

Для предприятия характерны:

§ проектная структура: временные коллективы специалистов разного профиля (маркетинг, бухгалтерия, транспортировка и доставка продукции), собираемые для выполнения определенного вида работ.
§ линейно-функциональная (традиционная структура): предприятие состоит из подразделений, каждое из которых выполняет свою функцию.
Организационная структура предприятия выглядит следующим образом:
69
Для оценки сформированной системы управления используется несколько показателей.
Аппаратная норма (АН):
Коэффициент управленческих расходов (Купр р):
Таблица 8
Содержание функции
Название функции
Кто этим занимается
Работа с рынком, проведение различных рекламных акций, дегустаций. Проведение маркетинговых исследований, опрос потребителей. Разработка рекламы.
Функция «маркетинг»
Маркетолог
Решения в области ассортимента закупаемой продукции, контроль ее качества.
Функция «торговля»
Торговый директор
Финансирование основного вида деятельности
Функция «финансы»
Генеральный директор
Обеспечение персоналом, набор и подготовка кадров
Функция «человеческие ресурсы»
Генеральный директор
Доставка продукции клиентам
Функция «транспортировка»
Менеджеры по продажам
Таблица 9. Сильные и слабые стороны производственной деятельности предприятия
Сила
Слабость
1. Современные адаптированные к сложным и постоянно меняющимся условиям внешней среды методы управления
1.Высокие затраты на обучение и подготовку высшего управленческого персонала
2. Высокая квалификация старшего управленческого персонала
2.Высокая доля управленцев различного уровня на предприятии
3. Обучение менеджеров современным методам управления и мотивации

2. Содержание второй главы курсовой работы. Стратегический анализ внешней среды

В курсовой работе необходимо разработать стратегию для развития предприятия.

Для реализации этой задачи необходимо провести анализ внешней среды - анализ факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию.

Демографический фактор

Число безработных за 2004 год увеличилось до 1,3 млн.чел.

Не радуют и прогнозы на 2005г. - число безработных увеличится до 8 млн. чел., а вынужденных жить на пособия будет 2 млн. чел. Но есть и положительные моменты.

Повышение рождаемости способствует увеличению покупок населением молочной продукции.

Таблица 10. Основные социальные показатели Российской Федерации в динамике

Показатели
За 3 года
Общая численность населения, млн.чел
Реальные располагаемые денежные доходы, млн.руб

Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника:

· номинальная, руб.

· реальная, руб.
Средний размер пенсии, руб. (среднемесячный)
Общая численность безработных, млн. чел.
Численность официально зарегистрированных безработных, млн. чел.
1,3
8

Таблица 11. Возможности и угрозы предприятия

Возможности
Угрозы
1. Рост рождаемости
1.Уменьшение численности населения
2. Желание населения употреблять натуральную пищу без консервантов
2. Падение жизненного уровня населения

Экономические факторы
Статистические исследования зафиксировали на конец 2005г. среднедушевые денежные доходы населения Брянской области - 4425 руб. Но, несмотря на все это, у основной части населения все же наблюдается повышение уровня жизни. По общим прогнозам в стране уровень доходов будет возрастать, что благоприятным образом может сказаться на спросе любой продукции.
На снижении инфляции также сказалось продолжающееся укрепление курса рубля, рост конкуренции на рынке потребительских товаров, как со стороны импортных, так и среди отечественных производителей, сохраняющейся невысокой покупательной способностью заметной части населения, что сдерживало рост цен на товары.
Напряженным остается вопрос о расходах на транспортировку продукции и сырья. Так, из-за топливного кризиса (чрезмерно высоких цен на топливо и их постоянного роста) стоимость перевозок постоянно растет, что ведет к увеличению себестоимости, а следовательно и цены продукции.
Несмотря на преобладающее отрицательное влияние экономических факторов ООО «Брянский молочник» пытается увеличить объем продаж, а соответственно и свою долю рынка. Риск банкротства в современной сложной ситуации был снижен путем изменения формы деятельности (из производителя предприятие переквалифицировалось в торговую компанию - «реализатора») и снижением прибыли.
Таблица 12. Основные экономические показатели Российской Федерации в динамике
Показатели
За 3 года
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. реальный
9032
10933
11589
Выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики, %
107,3
106,6
Объем промышленной продукции, млрд. руб.
6659,7
9718,2
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.
2186,4
2729,8
Темп инфляции, %
13,4
11,7
8,4
Ставка рефинансирования, %
16-18
13-14
12
Таблица 13. Основные экономические показатели Брянской области в динамике
Показатели
За 3 года
Общая численность населения, тыс.чел
431,5
442,5
424,1
Реальные располагаемые денежные доходы, млн.руб
114,9
109,9
119,9
Начисленная среднемесячная номинальная заработная плата одного работника, руб.
3316
4196
4425
Средний размер пенсии, руб. (среднемесячный)
1674
1908
Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел.
12,9
12,7
10,6
Таблица 14. Возможности и угрозы предприятия
Возможности
Угрозы
1. Снижение подоходного налога на продукты
1.Увеличение уровня безработицы
2. Уменьшение налоговой ставки
2.Уменьшение реальных доходов населения
3. Рост доходов населения
3.Рост инфляции

Политические факторы

В РФ в настоящее время установлен достаточно высокий уровень политической стабильности и общественного согласия, что укрепляет деловой климат в стране и создает благоприятные условия для развития предпринимательства благодаря поддержке со стороны государства. Государственная политика страны направлена на становление цивилизованного рынка и его активного развития, а также укрепления частной собственности. Принят Земельный кодекс, пакеты законодательных актов по дебюрократизации экономики и совершенствованию налоговой базы. Приняты законы о поддержке малого и среднего бизнеса.

Таблица 15. Возможности и угрозы предприятия
Возможности
Угрозы
1. Поддержка малого и среднего бизнеса
1. Увеличение таможенных пошлин на импортные товары
2. Снижение налога на прибыль
2. Ужесточение контроля качества
3. Укрепление государственной власти
3. Запрет на использование импортного сырья по программе поддержки отечественного производителя.
Экологические факторы

Состояние окружающей среды в Брянской области после аварии на Чернобыльской АЭС заметно ухудшилось. В связи с экологической ситуацией в брянской области на многих предприятиях города служащие и рабочие употребляют молоко «за вредность».
Нарушение экологической ситуации в Брянской области не отразится на качестве молочной продукции, так как ее производят в Белоруссии. Следовательно, нарушение экологического равновесия окружающей среды города Брянска отрицательно не повлияет на величину спроса, а даже наоборот вызовет положительные тенденции к его увеличению.
Вывод: на сегодняшний день серьезных опасений со стороны внешних факторов для предприятия нет. Вместе с тем стабилизация социально-экономического и политического положения в стране благоприятствует целям организации увеличить свою долю рынка. Но, следует принимать во внимание тот факт, что внешние факторы являются неконтролируемыми, следовательно, ситуация может измениться в любой момент.
Таблица 16. Возможности и угрозы предприятия
Возможности
Угрозы
Нарушение экологического баланса в брянской области
Нарушение экологического равновесия в стране изготовителе молочной продукции - Белоруссии
Для конкретизации информации, полученной в результате PESTE-анализа, необходимо провести его в количественной форме.
Таблица 17. Оценка PESTE-факторов
Факторы
Важность для отрасли
X
Влияние на организацию
Y
Направленность влияния
Z
Степень важности
S=X*Y*Z
Социальные факторы
3
3
+
9
Технологические и
технические факторы
2
0
0
Экономические факторы
2
2
+
4
Политические и правовые факторы
1
1
+
1
Экологические факторы
3
1
-
3
ИТОГО
11
9
17
Всего (-)
1
Всего (+)
3
Таким образом, в результате количественного PESTE анализа, наиболее значимыми факторами для ООО «Брянский молочник» оказались социальные, экономические и экологические. Экономический фактор является определяющим для всех предприятий, так как он обуславливает покупательную способность населения. Хорошая экономическая ситуация в стране и области свидетельствует о высоком уровне жизни населения, его доходах, тем самым обеспечивает сбыт продукции или услуг, а следовательно и удовлетворяет цель предприятия в получении прибыли. Социальный фактор очень значим для ООО «Брянский молочник», так как от численности населения напрямую зависит величина спроса на молочную продукцию. Влияние экологического фактора на производителей молочной продукции неоднозначно. С одной стороны, при нарушении экологического баланса люди начнут потреблять больше молока и других молочных продуктов, что повысит объемы продаж и реализации. Но, с другой стороны, это приведет к сокращению числа населения - потенциальных и реальных потребителей молочной продукции, что в свою очередь приведет к снижению объемов реализации.
Молочная промышленность входит в состав пищевой отрасли народного хозяйства страны. Особенность молочного производства заключается в привязанности производителей к местам производства сырья и недолгих сроках хранения готовой продукции. Поэтому производство в основном носит местный и региональный характер. Возможность выхода со своей продукцией на рынки соседних регионов имеют только производители, наладившие выпуск пастеризованной продукции с длительным сроком хранения. Но это указывает на наличие в продуктах консервантов, продлевающих срок хранения, но снижающих качество продукции.
Анализ отрасли, производящей молочную продукцию, будет производиться по пяти конкурентным силам Портера.
1 сила: производители аналогичной продукции. Внутриотраслевая конкуренция довольно жесткая. Значительная конкуренция на рынке молочных продуктов обусловлена, прежде всего, спросом на продукт, а также полезностью и незаменимостью молочных продуктов.
Основными конкурентами ООО «Брянский молочник» являются следующие предприятия: Брянский молочный комбинат (БМК), ТнВ ТД «Сыр Стародубский» (г. Стародуб), Молочный комбинат «Воронежский» (г. Воронеж.), ОАО «Лианозовский» молочный комбинат (г. Москва. Основную угрозу предприятию составляет продукция ОАО «БМК». Данная продукция производится непосредственно в городе Брянске, на местном рынке представлена в больших объемах, продукция данного производителя находится на той же ценовой нише, что и продукция ООО «Брянский молочник». Также продукция БМК пользуется особым уважением. На предприятии две линии по производству молочной продукции: «Веселый луг», производящие молоко, кефир, ряженку, йогурты и творожную массу в пакетах и «Милград», производящие молочную продукцию в упаковке Tetra Pak.
Потенциальными конкурентами являются и другие производители более дорогой молочной продукции, например, «Веселый молочник». Эти молочные продукты стоят порядком дороже, поэтому у целевого сегмента особого интереса не вызывают и не влияют на показатели продаж. Данную продукцию люди начинают покупать в связи со значительным ростом дохода. Незначительную конкуренцию составляет АО «Снежка», производящее молоко, литровый пакет которого стоит 13 рублей. Но, данная продукция продается только в фирменных магазинах Снежка, редко бывает в продаже. Таким образом, при опросе потенциальных потребителей молочной продукции, данный производитель вообще не был назван среди покупаемых молочных продуктов.
Для определения конкурентного положения предприятие проводит исследование конкуренции на рынке г. Брянска.
ОАО «БМК»
Адрес: Россия, 241035, г. Брянск, ул.50-й Армии, 2 б.
Впервые продукция этого предприятия появилась на прилавках магазинов в 1977 году. В августе комбинат отмечает свой день рождения.
Основные виды деятельности ОАО «БМК»:
1) Производство:
· цельномолочной продукции
· плавленого сыра, других сыров
· масла животного, комбинированного
· сухих продуктов из молока
2) Реализация продукции и товаров, производимых и приобретённых.
3) Осуществление торгово-закупочной деятельности.
4) Транспортное обслуживание населения предприятий и организаций.
5) Самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.
ОАО «Брянский молочный комбинат» (БМК) ввел в эксплуатацию две линии по розливу и упаковке молочной продукции общей стоимостью $1,8 млн. Мощность линий «Тетра Рекс-71» составляет 11 тыс. упаковок в час. Оборудование предоставлено шведской компанией Tetra Pak. Новые линии позволят увеличить ассортимент выпускаемой продукции, за счет чего комбинат планирует расширить географию ее поставок.
В ассортименте выпускаемой продукции - более 100 наименований: от традиционных молока, кефира, ряженки, сметаны, творога до новейших разработок - йогуртов с натуральными фруктовыми добавками, кисломолочных продуктов диетического и лечебно-профилактического назначения, крем-десертов, плавленых сыров оригинальной рецептуры.
ОАО «БМК» работает как на внутреннем рынке (г. Брянск и Брянская область), так и за её пределами: г. Благовещенск, Екатеринбург, Н.Новгород, Калуга, Белгород, Воронеж, Москва и др. На внутреннем рынке Брянской области в течение года было реализовано 80% произведённой продукции.
Выручка от реализации цельномолочной продукции, масла животного, сыров плавленых, СОМ -98,4%.
ОАО «Молочный комбинат Воронежский»
Адрес: 394016, г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 259.
ОАО «Молочный комбинат Воронежский» перерабатывает до 50000 тонн молока в год. В ассортименте предприятия более 40 наименований продукции: в упаковке тетра брик и Lean Pack: молоко, кефир, биокефир, ряженка, сметана, йогурты, глазированные сырки, сыр «Российский», сыр сулугуни, масло крестьянское.
Комбинат обладает многочисленными медалями с различных выставок, а именно, «Продовольствие Донагро 2000», «ПРОДЭКСПО 2001», «Продторг 2001», что подтверждает высокое качество продукции.
Базовые продукты (молоко, кефир, ряженка, творожная масса, масло, творог, сметана) под новым названием - «Вкуснотеево». Ввод бренда позволил выделить продукцию комбината среди конкурентов, сделать упаковку привлекательной и интересной для покупателя.
ОАО «Молочный комбинат Воронежский» успешно конкурирует на рынке молочной промышленности не только г.Воронежа и центрального Черноземья, но и г. Москвы, г.Санкт-Петербурга, г.Ростова-на-Дону.
ТнВ ТД «Сыр Стародубский»
Адрес: 243240, РФ Брянская область, г. Стародуб, ул. Краснооктябрьская, д.115
Телефон: (08348) 2-22-08, 2-28-50
Факс: (08348) 2-28-50, 2-39-17
Продукция, выпускаемая ТнВ ТД «Сыр Стародубский», уже давно известна на рынке молочной продукции г. Брянска и Брянской области. ТнВ ТД «Сыр Стародубский» неоднократно принимает участие во всероссийских выставках и конкурсах молочной продукции, получая награды. Так, например, с 28 по 31 октября 2003 года в г. Угличе прошла научно-практическая конференция и смотр-конкурс качества масла и сыров, выпускаемых отечественными предприятиями молочной промышленности. По итогам конкурса золотой медалью был награждён Сыр «Деликатесный» , 45%-ной жирности, производителем которого является ТнВ «Сыр Стародубский»
ОАО «Лианозовский молочный комбинат»
Адрес: РФ, 127591, г.Москва, Дмитровское шоссе, 108 Тел.: (095) 484-6831
Факс: (095) 483-0047
ОАО «Лианозовский молочный комбинат» - крупнейшее молочное предприятие в Европе с мощностью 1500 тонн в сутки. На предприятии работают 1900 человек. Лианозовский Молочный Комбинат (ЛМК) начал выпускать свою продукцию в ноябре 1988 года. Он строился при участии московских властей, а одним из подрядчиков выступил крупный шведский концерн Tetra Laval. ЛМК возводился как самое современное для своего времени предприятие. В конце 1992 года комбинат принял предложение компании «Вимм-Билль-Данн» о стратегическом сотрудничестве. При этом «Вимм-Билль-Данн» предоставил лианозовцам не только финансовую помощь, но и реальную возможность действовать на основе современного менеджмента. Компания занялась разработкой новых торговых марок и созданием эффективных схем продвижения товара на рынке. ОАО «ЛМК» занимает 3-е место среди 100 ведущих отечественных компаний.

Таблица 18. Сводная таблица анализа конкурентов
Наименование предприятия-конкурента
Ассортимент выпускаемой продукции
Доля на рынке
Целевой сегмент
Цены на товары
БМК
широкий
43%
все жители
Средние
ЛМК
средний
13%
состоятельные люди
Высокие
ТнВ ТД «Сыр Стародубский»
низкий
10%
все жители
Средние

Таблица 19. Возможности и угрозы предприятия
Возможности
Угрозы
1.Завоевание большой доли рынка с целью получения большей прибыли
1.Вытеснение с рынка более сильными конкурентами
2.Ухудшение качества молочной продукции, производимой в области, связанное с экологией
2.Расширение ассортимента конкурентами
3.Уход с рынка каких либо предприятий
3. Появление на рынке новых предприятий
Ассортимент выпускаемой продукции ООО «Брянский молочник» разнообразен, он включает 26 различных продуктов. Также разрабатывается план по продажам йогуртов. Полный перечень предлагаемых продуктов с ценами на них представлен в приложении.
Список покупателей состоит из более чем 200 позиций. Самыми крупными покупателями являются ИП Антипкин, ОАО Бежицкий хлебокомбинат, ООО Брянскмол - сервис, ООО Брянское мясо, ОАО Брянскхолод, ООО Веста, ИП Еськова, ИП Инютин, Лицей №1, ИП Мозгачева, МУП № 21 Бежицкого района, МУП № 35, ИП Петраченков, ИП Полугаевский (один из самых крупных клиентов, его доля в общем объеме - 8,6%), ООО Сайка, ЗАО Тандер (40%), ИП Федосова, ИП Шевелев (85%).
Таблица 20. Возможности и угрозы предприятия
Возможности
Угрозы
1.Большое число крупных клиентов, контроль которых не так сложен, как контроль большого числа мелкооптовых клиентов.
1. Уменьшение покупок крупными клиентами
2.Повышение объемов покупок крупными клиентами за счет расширения своих торговых точек
2. Их уход к другому производителю
Таблица 21. Основные поставщики ООО «Брянский молочник»
Название предприятия
Адрес
продукт
Полимиз ОАО
г. Борисов РБ
пленка полиэтиленовая
МолоПак ООО
г. Чехов РФ
пюр-пак
ТВП Калуга ООО
г. Киров
стаканчики полистирольные
Елохово ООО ПП
г. Москва
фольга кашированная, крышка из фольги стермолаком
Каплайн ООО
г. Минск РБ
стаканчики полистирольные
ЦКК Светлогорск ОАО
г. Светлогорск РБ
гофротара
Мерида ООО
п. Печерск Смоленская обл
творожные массы, сырки
Светлогорск ОАО
п. Медков Светлогорский
молочная подукция
Калинковичи ЧПУП
г. Калинковичи РБ
масло
Нижегородский масложировой комбинат ОАО
г. Н. Новгород
заменители молочного жира
Амипак ОАО
г. Буда-Кошелёво РБ
тара пластиковая

Таблица 22. Возможности и угрозы предприятия
Возможности
Угрозы
1.Долгосрочные доверительные отношения с поставщиками
1. Поставщики могут завысить цены
2.Уверенность в качестве закупаемой продукции
2.Трудность найти нового поставщика в короткие сроки
Большинство жителей города Брянска предпочитают продукцию БМК - крупнейшего и старейшего производителя молочной продукции в Брянской области. Если «сломать» стереотипы людей и привлечь их внимание к продукции ООО «Брянский молочник», то выгоды получат обе стороны. Потребители получат более дешевую, но не уступающую по качеству молочную продукцию, ООО «Брянский молочник» - увеличит свою долю рынка.
Вся молочная продукция еженедельно тестируется, государственные органы жестко следят за ее качеством, чтобы не допустить массового отравления некачественным товаром. В отрасли существуют высокие входные барьеры. На рынке царит атмосфера жесткой конкуренции, производители или торговые компании «бьются» за выживание с более сильными конкурентами, стремящимися к монополизации рынка.
Таблица 23. Возможности и угрозы предприятия
Возможности
Угрозы
1.Высокие входные барьеры препятствуют появлению новых конкурентов
1.Возможность переключения «наших» потребителей на товар конкурента
2.Возможность завоевать клиентов фирм-конкурентов
2.Вытеснение из отрасли в следствии недостачи капитала при «ценовой войне»
Молочные продукты относятся к таким продуктам питания, которые незаменимы по своей необходимости и полезности.
Таблица 24. Количественный SWOT - анализ
Факторы внешней и внутренней сред предприятия
Удельный вес фактор
А
Оценка
В
Итоговая оценка
С = А*В
Сильные стороны
1.Постоянное проведение маркетинговых мероприятий и исследований
2.Получение высококачественного продукта по доступным ценам
3.Хорошая материальная мотивация сотрудников
4.Низкая текучесть управленческого персонала
5.Высокая квалификация управленческого персонала
0,25
0,3
0,15
0,05
0,25
5
4
4
4
5
1,25
1,2
0,60
0,20
1,25
Итого
1
22
4,50
Слабые стороны
1.Высокие затраты на рекламу и имиджевые акции
2.Потеря части прибыли, связанная с отсутствием производства
3.Отсутствие нематериальной мотивации
4.Высокая доля управленцев на предприятии
5.Высокие расходы на обучение управленцев
0,3
0,3
0,2
0,1
0,1
5
2
1
3
3
1,5
0,6
0,2
0,3
0,3
Итого
1
14
2,9
Возможности
1.Желание потребителей употреблять только натуральные продукты
2.Поддержка государством малого и среднего бизнеса
3.Снижение налогов
4.Рост доходов населения
5. Нарушение экологии в области
0,2
0,3
0,3
0,1
0,1
4
4
5
3
3
0,8
1,2
1,5
0,3
0,3
Итого
1
19
4,1
Угрозы
1.Увеличение таможенных пошлин
2.Падение численности населения
3.Падение уровня жизни населения
4.Значительные инвестиции в предприятия области (БМК)
5.Разработка новой экономичной и более совершенной технологии
0,3
0,2
0,1
0,2
0,2
1
1
2
1
3
0,3
0,2
0,2
0,2
0,6
Итого
1
10
1,5
По результатам количественного SWOT - анализа предприятие «Брянский молочник» выбрало следующее направление своего развития: рост, ежегодное резкое повышение целей от достигнутого путем внутреннего роста - расширения ассортимента предлагаемой молочной продукции.

3. Содержание третьей главы курсовой работы. Стратегическое планирование на предприятии

Лозунг: Предоставлять высоко качественную вкусную доступную молочную продукцию для всех жителей Брянской области!!! (Максимальное качество по минимальной цене!)

Миссия: ООО «Брянский молочник»: стремится быть лучшим поставщиком молочной продукции в городе Брянске и Брянской области, максимально удовлетворить желания и потребности своих покупателей в вкусной, качественной и доступной молочной продукции.
Компания стремиться, чтобы любой житель города и области мог купить вкусную молочную продукцию в любой удобной для него торговой точке.
Молочная продукция под торговой маркой «Му-у-у!» отличается от аналогичных продуктов высоким качеством, доступными ценами и широчайшим ассортиментом. Таким образом, при покупке молочной продукции торговой марки «Му-у-у!» потребитель получает отличное сочетание цены и качества.
Надежными партнерами компании являются главный поставщик - Светлогорский молокомбинат и Импэкс банк.
ООО «Брянский молочник» обеспечивает индивидуальный подход к каждому поставщику и покупателю и высокий уровень обслуживания.
Одной из своих целей компания считает справедливое отношение к работникам, выражающееся прежде всего в соответствующей заработной плате. Предприятие содействует повышению уровня образования у руководителей и специалистов компании.
Сокращенный вариант миссии: ООО «Брянский молочник» предлагает всем жителям города Брянска и Брянской области молочную продукцию высокого качества по низким ценам. Компания способствует вытеснению производителей низкокачественной молочной продукции. Фирма расширяет ассортимент предлагаемой продукции в соответствии с желаниями покупателей.
Компания придерживается стратегии роста, ежегодно увеличивая рыночную долю, а также обеспечивает сотрудникам справедливое вознаграждение.
В 2004 году ООО «Брянский молочник» занимал 14% рыночную долю. В 2005 году этот показатель увеличился до 20,5%.
69
Дерево целей ООО «Брянский молочник» на 2006 год.
Таблица 25. Определение прибыли и себестоимости в 2006 году
Годы
Выручка, тыс. руб.
Затраты условно-переменные,
тыс. руб.
Прибыль от продаж, тыс. руб.
2005
51 631
47 175
3 955
2006
77 447
69 552
х
Сила воздействия операционного рычага (СВОР)= Валовая маржа/ Прибыль = (51631-47175)/3955=1,13
Изменение прибыли = Изменение Выручки * СВОР = 0,5* 1,13 = 56,5%
Сила воздействия операционного рычага говорит, что при увеличении выручки в полтора раза прибыль увеличится на 56,5% и составит 6 189 тысяч рублей. Таким образом, сила воздействия операционного рычага говорит о том, что при увеличении выручки произойдет еще большее увеличение прибыли.
Цели по функциональным областям
Рыночные цели - добиться 30% доли брянского рынка молочной продукции.
Производственные цели - обеспечить необходимый объем поставляемой в Брянск продукции.
Организационные цели - разработать нематериальную мотивацию персонала, устранить конфликты.
Финансовые цели - обеспечить необходимое количество денег для увеличения числа закупок.
Следующим этапом стратегического планирования является разработка корпоративной стратегии предприятия. Стратегия разрабатывается следующим образом:
1.Определение количества бизнесов предприятия
На ООО «Брянский молочник», реализующем молочную продукцию в городе Брянске и в пределах области, разрабатывается стратегия для одного бизнеса и общая для всех продуктов. Количество стратегических зон хозяйствования предприятия равно 1, так как предприятие работает на одном целевом сегменте на одном географическом рынке (Брянской области).
2.Портфолио-анализ
При формировании вариантов и выборе управленческих решений можно воспользоваться матрицей Бостонской консультативной группы.
Рис.6.Матрица БКГ
Темп прироста рынка молочной продукции в Брянске составляет около 3% в год. ООО «Брянский молочник» занимает 20% рынка Данные получены в результате маркетингового исследования, проведенного в декабре 2005 года.. Следовательно, компания попадает в разряд «дойной коровы».
«Дойным коровам» нужно удерживать лидирующее положение. Так как ООО «Брянский молочник» ставит целью увеличение рыночной доли до 30% и имеет для этого возможности, фирме необходимо реализовать следующие направления развития своего бизнеса:
1. Поддерживать лидирующее положение по цене.
2. Расширять ассортимент продукции согласно пожеланиям потребителей.
3.
Проводить различные рекламные акции.
ссс
Позиции в конкурентной борьбе на рынке
Низкая
Средняя
Высокая
Активность на рынке
Высокая
Инвестирование или уход с рынка
Инвестирование
Удерживать или расширять лидерство на рынке
Слабая
Уход с рынка, постепенное сокращение инвестиций
Рост или уход с рынка
Удерживать лидерство на рынке
Низкая
Сокращение инвестиций
Постепенное сокращение инвестиций, изъятие основного капитала
Изъятие собственного капитала, избирательная оборонительная стратегия
Рис.7. Матрица GE Мак - Кинзи

Проведем расчет координат для определения положения предприятия в матрице
GE Мак - Кинзи. Для расчета координаты Х воспользуемся таблицей 26.
Таблица 26. Координата позиции в конкурентной борьбе
Факторы

Важность
Оценка
Результат
Интегрированная координата

1
2
3
4
5

Потенциал маркетинга
3
X
15
4
Относительная доля рынка
3
Х
12
Качество
2
Х
8

Уровень менеджмента
2

X
8
Персонал
3
Х
9

Всего
13
52

Таблица 27. Координата активности на рынке
Факторы
Важность
Оценка
Результат
Интегрированная координата

1
2
3
4
5

Степень насыщенности рынка
3
X
15
4,5
Интенсивность конкуренции
3

X
15

Рентабельность отрасли
2
X
8
Жизненный цикл отрасли
2
X
6
Диапазон ценовой политики
3
X
15
Всего
13
59

Активность на рынке


Позиция в конкурентной борьбе
Рис.8. Матрица GE Мак - Кинзи

ООО
«Брянский молочник» будет удерживать или расширять лидерство на рынке, то есть придерживаться наступательной стратегии - инвестирования. Для увеличения сбыта продукции рекомендуется привлечь трех торговых представителя, а также будут проведены маркетинговые мероприятия общей суммой 240 тысяч рублей, направленные на увеличение сбыта.
3. Выбор стратегической альтернативы
С помощью корреляционного SWOT - анализа удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи компании, и внешними угрозами и возможностями для установления цепочек связи между ними, которые могут быть использованы для формулирования стратеги компании.
Возможности
1.Желание потребителей употреблять только натуральные продукты
2.Поддержка государством малого и среднего бизнеса
3.Снижение налогов
4.Рост доходов населения
5. Нарушение экологии в области
Угрозы
1.Увеличение таможенных пошлин. 2.Падение численности населения. 3.Падение уровня жизни населения. 4.Значительные инвестиции в предприятия области (БМК). 5.Разработка новой экономичной и более совершенной технологии
Сильные стороны
1.Постоянное проведение маркетинговых мероприятий и исследований
2.Получение высококачественного продукта по доступным ценам
3.Хорошая материальная мотивация сотрудников
4.Низкая текучесть управленческого персонала
5.Высокая квалификация управленческого персонала
Поле «СИВ»
1.Реализация только натуральных молочных продуктов без консервантов. 2.Увеличение рыночной доли за счет поддержки государством предприятий малого и среднего бизнеса, а также снижения налогов. 3.Расширения ассортимента продукции в соответствии с желаниями потребителей. 4.Использование отличного сочетания цены и качества продукции для увеличения прибыли компании за счет роста продаж
Поле «СИУ»
1.Проведение рекламной компании для поддержания объемов сбыта при увеличении цены за счет роста таможенных пошлин
2.Создание в глазах жителей области благоприятного имиджа компании
3.Использование руководством компании современных методов ведения бизнеса для минимизации негативного воздействия угроз внешней среды
Слабые стороны
1.Высокие затраты на рекламу и имиджевые акции. 2.Потеря части прибыли, связанная с отсутствием производства. 3.Отсутствие нематериальной мотивации
4.Высокая доля управленцев на предприятии
5.Высокие расходы на обучение управленцев
Поле «СЛВ»
1.В связи с ростом доходов населения сократить затраты на рекламу
2.Снижение расходов на обучение управленческого звена за счет государственных программ поддержки (бесплатные центры подготовки руководителей)
Поле «СЛУ»
1. Изменить методы ведения бизнеса в соответствии с изменениями во внешней среде
2.Провести активную рекламную кампанию и принять меры по стимулированию сбыта
3.Повысить эффективность управления организации
Рис.9. Корреляционный SWOT-анализ
После выполнения SWOT-анализа организация выбирает направление развития из четырех стратегических альтернатив (табл. 28):
Таблица 28
Стратегическая альтернатива
Условия применения
Ограниченный рост
Применяется при стабильной технологии и удовлетворенности организацией своим положением. Ставится задача небольшого увеличения показателей от уже достигнутого уровня.
Рост
Используется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющихся технологиями производства.
Сокращение
Характерна для фирм, в которых цели устанавливаются «ниже достигнутого», в случае, если ключевые показатели имеют устойчивую тенденцию к снижению
Сочетание
Характерна для многоотраслевых компаний.
Наиболее эффективным для ООО «Брянский молочник» будет применение стратегии роста.
4. Выбор эталонной стратегии
Компания использует эталонные стратегии концентрации, так называемые стратегии концентрированного роста, например стратегия усиления позиций на рынке, при которой фирма делает все., чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции.
Для реализации данной стратегии требуются большие маркетинговые затраты.
Увеличение объемов реализации молочной продукции обеспечит фирме дополнительные конкурентные преимущества. ООО «Брянский молочник» придерживается следующего варианта стратегического развития фирмы (СС): проникновение вглубь рынка, рост объемов продаж со старым товаром на старом рынке за счет более низких цен, чем у конкурентов, масштабной рекламной компании, сервиса (бесплатна. доставка продукции).
Для торгового предприятия ООО «Брянский молочник», работающего на рынке молочной продукции с медленным темпом роста рынка, но сильной конкурентной позицией (БМК рассматривает данную компанию как основного конкурента) можно порекомендовать стратегию центрированной диверсификации, для которой характерны поиск и использование заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для реализации новых продуктов, например витаминизированные йогурты, йогурты со вкусом колы, шоколада и ванили, а также с орехами; творожную массу с кокосовой стружкой и шоколадным кремом, а также глазированные сырки, мороженое, питьевой йогурт, творожный крем.
Среди возможностей для реализации данной стратегии можно выделить следующие предпосылки: хорошо известная торговая марка компании, сильная управленческая команда предприятия, хорошая маркетинговая поддержка продукции и имиджа компании в целом.
Данная стратегия приведет фирму к достижению своих целей в увеличении рыночной доли до 30%. Ее реализация даст предпосылки для появления новых конкурентных преимуществ, таких как расширенный ассортимент молочной продукции в соответствии с желаниями потребителей на основе изучения их неудовлетворенных потребностях в молочных продуктах. Выбранная стратегия соответствует потенциалу и возможностям фирмы, для компании приемлем риск, заложенный в данной стратегии.
5. Выбор конкурентной стратегии
Выбор конкурентной стратегии фирмы осуществляется с помощью матрицы Портера.
Стратегическое преимущество
Неповторимость продукта Лидерство затрат
Дифференциация
Лидерство в области затрат
Концентрация на сегменте
Вся отрасль
Один сегмент
рынка
Рис.12. Матрица Портера
ООО «Брянскому молочнику» следует придерживаться стратегии концентрации на сегменте. Ее применение позволит фирме при минимальных затратах на рекламу добиться широкой информированности целевого сегмента о продукции торговой марки «Му-у-у!». Руководство давно пользуется данной стратегией, что дало возможность сразу сформировать приверженцев к своему товару и получить значительную прибыль. Важным фактом в пользу компании можно считать низкие цены и широкий ассортимент молочной продукции.

4. Содержание четвертой главы курсовой работы. Разработка и реализация функциональных стратегий предприятия

Производственная стратегия

ООО «Брянский молочник» самостоятельно производством не занимается. Вся продукция заказывается в Белоруссии.

готовая продукция
упаковка
Рис.13. Схема получения продукции

В данном процессе получения продукции все очень экономично. Следовательно, резервов снижения издержек нет. Для достижения главной цели организации - увеличения рыночной доли, необходимо увеличить объем закупок в 1,5 раз. Следовательно, увеличатся расходы на транспортировку, упаковку, заказ продукции. Но, следует отметить, что расходы на продукцию и упаковку увеличатся пропорционально в отличие от расходов на транспорт. Необходимо размещать товар по машинам более экономично, так как затраты на транспортировку из Белоруссии до Брянска продукции ежегодно составляют 5179200 рублей. Возможен и другой вариант доставки: нанимать машины большей грузоподъемности.

Ведущие компании не связывают свой долгосрочный прогресс с одной программой, стратегией, тактикой, механизмом, поведенческой нормой, символом или речью руководителя. Их успех определяется согласованной работой всех компонентов.

Менеджер по снабжению закупает упаковку и все другие необходимые компоненты. Он организовывает при помощи водителей, экспедиторов, диспетчеров доставку этих компонентов на завод - производитель. Оттуда готовая продукция при помощи водителей, экспедиторов, диспетчеров поступает на склад предприятия. За этот процесс ответственен торговый директор. Здесь уже проглядывается конфликт, так как на складе главной является заведующая складом, которая подчиняется техническому директору, а взаимодействует она с торговым директором. Таким образом, несогласованность в целях и приказах двух директоров отражается на скорости и качестве работы склада. Далее готовую продукцию менеджеры по продажам развозят по заказчикам продукции. Но, диспетчера, экспедиторы и водители находятся в двойном подчинении и в данный момент могут заниматься работой, порученной им не отделом торговли, а отделом снабжения. Таким образом, для более эффективной работы предприятия необходимо устранить несогласованность в работе различных подразделений.

Маркетинговая стратегия

На предприятии ежегодно проводятся маркетинговые исследования брянского рынка молочной продукции. В декабре 2005 года такое исследование дало следующие результаты, представленные в приложении 4.

Анкеты делались по четырем группам молочной продукции: цельномолочной продукции, масло-жировой продукции, йогуртам и твороженным изделиям.

В ходе проведенного маркетингового исследования, в котором участвовало 500 человек, было выявлено, что 19% потребителей в первую очередь обращают внимание на марку (первостепенный фактор, влияющий на покупку), 18% - на производителя, 63% - учитывают оба эти фактора.
Также в ходе анкетирования 7% опрошенных узнали о торговой марке «Му-у-у!». Только 28% опрошенных знали о новинке «Брянского молочника» - молока в литровой коробке, а 72% - узнали о нем из анкеты.
Потребители желают видеть на прилавках витаминизированные йогурты, йогурты со вкусом колы, шоколада и ванили, а также с орехами; творожную массу с кокосовой стружкой и шоколадным кремом, а также глазированные сырки, мороженое, топленое молоко, питьевой йогурт, творожный крем, творог без добавок, сливки, бифидоки и бифилаки.

Большинство потребителей (38%) повысили бы частоту покупок при снижении цены, 20% - при улучшении качества и 19% - при расширении ассортимента, 18% - все устраивает. Предпочтительными источниками информирования о новинках являются:

§ телевидение - 34%

§ радио - 16%

§ газеты - 26%

§ уличная реклама - 14%

§ другое - 10%

Говоря о жизненном цикле товара, можно сказать, что молочная продукция в условиях экономической загрязненности Брянской области пользуется стабильным спросом, находясь на этапе зрелости. Молочные продукты также являются востребованными среди предприятий, работающих во вредных условиях (работа на вредных производствах).
ООО «Брянский молочник» планирует расширение ассортимента путем реализации в городе Брянске масла сливочного в 100 г. упаковке, масла шоколадного и йогуртов. Компания не дифференцирует рынок на сегменты и работает со всеми покупателями, предлагая им хорошее качество по доступной цене. Рынок молочных продуктов довольно насыщен, фирма занимает около 20% рынка Брянской области. Можно отметить, что ёмкость рынка молочной продукции - стабильная с небольшим ростом. Целью маркетинговой стратегии является ориентация персонала на нужды клиентов.
Ценовая политика

При расчете отпускной цены торговая компания ООО «Брянский молочник» придерживается двух принципов: данная цена должна быть ниже цены главного конкурента - БМК на аналогичную продукцию и на основе расчета издержек. У компании есть все возможности для ведения ценовой конкуренции и даже в случае необходимости предприятие может вступить в «ценовую войну».

Спрос на молочную продукцию по большинству позиций является неэластичным. Графически это выглядит следующим образом:

Цена

Спрос

Рис.14. Спрос молочной продукции

При использовании метода ценообразования, исходя из расчета издержек, себестоимость каждого вида молочной продукции определяется путем суммирования переменных затрат (закупочная цена продукта + упаковка + НДС + расходы на транспортировку и доставку) и постоянных (заработная плата сотрудников + аренда складского и офисного помещений + затраты на маркетинг), поделенных на общий объем реализованной продукции.

Компания также следует за ценами рыночного лидера - БМК, лидерство которого определяется такими важными показателями как рыночная доля (около 56% брянского рынка молочной продукции), качество продукции и их престижность.

Таким образом, ООО «Брянский молочник» устанавливает цену выше себестоимости продукции, но ниже цены БМК на аналогичную продукции. При данной способе компания получает общую рентабельность 15%.

Сбытовая политика

ООО «Брянский молочник» является коммерческой оптовой организацией с полным обслуживанием, предоставляющей полный набор услуг по доставке товаров клиентам, по продвижению и сбыту товаров (реклама молочных продуктов под торговой маркой «Му-у-у!»).

При сбыте своей продукции компания использует канал прямого маркетинга. Вся продукция доставляется оптовым клиентам, которые реализуют ее через свои торговые точки или используют в дальнейшем производстве. Транспорт наемный. Доставка продукции по городу обходится предприятию ежедневно в 5 тысячи рублей, по области - в 6 тысяч рублей.

Компания открывала собственную торговою точку, но та оказалась не рентабельной, вследствие чего предприятие отказалось от собственной сбытовой сети.

Запасов на складе предприятия нет, так как вся продукция ежедневно доставляется из Белоруссии и со склада в этот же день направляется клиентам по предварительным заказам. Таким образом, в конце рабочего дня и его начале склады оказываются пустыми. Следовательно, в компании нет политики управления запасами.

Продвижение

Фирма обеспечивает продвижение своих товаров за счет прямых средств, таких как реклама, дегустации, выпуск календарей и ручек. Данные мероприятия способствуют доведению информации о новом продукте до потребителей, его торговой марке, производителе, вырабатывают положительное отношение потребителей к продукту и компании, что способствует их желанию покупки. Компания не занимается благотворительностью, связями с общественностью.

Фирма использует стратегию «вытягивания». Вся деятельность торговой компании, направленная на продвижение продукта, адресована конечным потребителям, которые при желании купить продукт начинают его требовать от представителей распределительной сети. В первую очередь, это телевизионная реклама. Также способствует стимулированию сбыта проведение дегустаций, раздача календарей и ручек.

В бюджете компании на 2006 год заложены расходы на рекламу в размере 200 тысяч рублей и проведение дегустаций в торговой точке - «Журавли» на сумму 40 тысяч рублей.

Для разработки рекомендаций по повышению эффективности работы персонала, как главной составляющей организации, была разработана анкета на осознание персоналом важности своей работы с клиентами, представленная ниже.

1. Как часто Вы непосредственно работаете с клиентами?

2. Бывает ли у Вас на работе плохое настроение?

3. Бывает ли, что Вы из-за плохого настроения нагрубили клиенту?

4. Осознаете ли Вы, что ваша грубость наносит непоправимый вред репутации компании?

5. Понимаете ли вы, что от работы с клиентами зависит будущее компании?

Данная анкета для заполнения была предложена не всем сотрудникам, а только тем, которые не являются управленцами высшего звена и непосредственно общаются с клиентами. Чтобы получить достоверные сведения, анкеты заполнялись анонимно. Всем сотрудникам было гарантировано неразглашение информации. Ее заполнили экспедиторы, диспетчера, менеджеры по продажам, менеджеры по снабжению, заведующая складом, секретарь, грузчики, маркетолог и торговый представитель, то есть люди по общению с которыми у клиентов создается образ и имидж компании.
После заполнения анкеты, были получены следующие данные: из 16 опрошенных все ежедневно контактируют с клиентами реальными и потенциальными. Все также признали, что часто в рабочее время у них плохое настроение. 11 человек признались, что хотя бы один раз грубили клиенту. Только 3 человека осознают причиненный ими вред репутации компании. Но, при этом все осознают, что клиенты - это будущее компании, их надо беречь.

Данные результаты свидетельствуют о необходимости повышения заинтересованности коллектива о делах компании, осознании себя как ее части и принадлежности к ней. Для этого необходимо устранить конфликты внутри организации, создать единый сплоченный коллектив, для чего необходимо снизить текучесть кадров до минимума.

Также анкету заполнял и генеральный директор компании.

Анкета для генерального директора

1. В коллективе проводятся обследования социально - психологического климата? нет

2. В работе коллектива используются стандартные правила, методические указания и инструкции? да

3. Работа по управлению тщательно планируется? нет

4. Прилагаются ли все усилия, чтобы подчиненные выполнили план? нет

5. Подчиненные четко знают свои и общие задачи, стоящие перед подразделениями? да

6. Вы лично решаете, что и как должно делаться для достижения целей? да

7. Допускается инициативность подчиненных для выполнения целей? нет

8. Вы работаете в выходные и сверхурочно? нет

9. Для обеспечения контроля за выполнением плана требуете информированности от подчиненных? да

10. Подчиненным разрешается устанавливать собственный темп работы, если это не отражается на выполнении плана? нет

11. Вы советуетесь с подчиненными? да

12. Следите, чтобы подчиненные придерживались определенного стиля общения и делового этикета? да

13. Планируете ли служебный рост подчиненных, чтобы они знали перспективы своего служебного роста и условия для этого? нет

14. В работе коллектива бывают сбои? да

15. Вы информируете коллектив о событиях, происходящих в нем и общем положении дел в системе управления? нет

16. Поддерживаете свой внешний вид, одежду, порядок в кабинете, манеры поведения на должном уровне? да

17. Оплата и стимулирование труда в коллективе осуществляются в соответствии с реальным вкладом каждого в общий результат? да

18. Как руководитель Вы проводите в жизнь долгосрочную кадровую политику (придерживаюсь на практике известных коллективу принципов найма, продвижения, увольнения работников)? нет

19. Анализируя работу подчиненных, Вы приходите к выводу, что они недостаточно знающие и умелые работники, у них не хватает инициативы, деловитости и других необходимых качеств? нет

20. В руководстве используете личный положительный пример, как средство повлиять на подчиненных и создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе? да

21. В коллективе, которым Вы руководите, бывают конфликты? да

22. Создаете ли Вы условия для того, чтобы подчиненные выражали свое мнение? нет

23. В руководстве используете делегирование полномочий? нет

24. Читаете ли Вы книги и другие публикации, как руководить людьми?

25. Как руководитель придерживаетесь на практике известных теоретических и прикладных рекомендаций по работе с людьми? да

26. Считаете, что для повышения отдачи от людей в сфере управления ведущую роль следует отводить организационно-техническим факторам (приказам, инструкциям), а на втором плане должны находиться социально-психолрогические факторы? нет

27. Результаты работы коллектива достаточно высокие? да

28. В коллективе созданы условия для проявления инициативы? нет

29. Вы прилагаете усилия, для поддержания высокой трудовой дисциплины и распорядка дня? да

30. В коллективе осуществляется четкий контроль прав, обязанностей и полномочий? нет

31. Стиль руководства оказывает положительное влияние на результаты работы и поведение сотрудников? нет

В результате была получена следующая информация: данный стиль руководства присущ руководителям, которые заботятся о выполнении производственно-хозяйственных задач, игнорируя человеческий фактор, личность работника, мнение коллектива. Есть угроза превращения руководителя в «погонялу», действующего по принципу «давай-давай». Это со временем перестанет приносить успех в достижении целей. Таким образом, для эффективной работы компании необходимо делегировать полномочия, давать подчиненным возможность проявления инициативы и заниматься социально-психологической обстановкой в коллективе. Для реализации этих целей необходимо нанять психолога, который бы снимал стрессы с сотрудников фирмы, участвовал в разъяснении конфликтных ситуаций и способствовал улучшению психологического климата в организации.

Таблица 29. Бюджет маркетинговых мероприятий на 2006 год

Затраты
Сумма, руб.
Маркетинговые исследования
5 000
Проведение дегустаций
40 000
Зарплата маркетолога
57 600
Реклама в СМИ
200 000
Итого
302 600
Стратегия управления персоналом

Желание навести порядок в своей организации обычно начинается с оценки персонала. Руководители обычно хотят точно знать, кто и как работает в их компании, а также иметь возможность сравнивать людей между собой. Фуколова, Ю. Оцифровка кадров / Ю.Фуколова // Секрет фирмы. - 16.01.2006 - 22.01.2006. - № 2 (137). - С.54-57.

Результаты компании определяются в первую очередь качеством подбираемых ею сотрудников.

Подбор кандидатов является основой для отбора будущих сотрудников организации. В связи с отсутствием на предприятии отдела кадров, можно порекомендовать следующий путь отбора сотрудников:

§ первичный отбор

§ собеседование с кандидатом

§ собеседование с руководителем отдела

§ испытание



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.