Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Риск - Менеждмент
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 24.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 23.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
?Кафедра «Экономика, организация производства, управление»
Контрольная работа по дисциплине: «Риск - Менеджмент»
Студент: Vкурса группы 07-АУ1 Харитонова Галина Владимировна Преподаватель: канд. тех. наук, доц. Демиденко И.А.
Брянск 2011 Оглавление Введение 1. Задание №1. Теоретическая часть 1.1 Финансовое равновесие 1.2 Основные правила финансирования 1.3. «Золотое правило финансирования» 2. Задание №2 Тест 3. Задание № 3 Задача 4. Задание № 4 "Оценка рисков финансово-хозяйствен ой деятельности «Хоум Кредит энд Финанс Банка» на этапе принятия управленческого решения" Список литературы:
Введение
При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, т.е. на свой страх и риск. Их финансовое будущее является непредсказуемым и малопрогнозируемым. Риск - это финансовая категория. Риск-менеджмент - это система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Финансовый риск-менеджмент в современной России находится в стадии становления. С одной стороны это связано с особенностями политической и экономической истории страны, с низкими сравнительно с другими странами, темпами развития рынка в России, с другой стороны, следует помнить о сравнительно молодом возрасте самого направления в мировой экономической науке и практике, под которым мы сегодня понимаем управление рисками. Одна из глобальных, проблем современного риск-менеджмента состоит в недооценке проблемы восприятия риска лицами, принимающими решения, и в недостаточно формализованных на сегодняшний день процедурах целеполагания и определения критериев для систем управления рисками, которые могли бы учитывать иррациональность предпочтений. Возможно, одним из инструментов для решения этой проблемы является имитационное моделирование индивидуальных предпочтений конкретных лиц по данным реальных или игровых экспериментов, например, путём обучения этим данным нейронной сети. В данной контрольной работе будет рассмотренофинансовог равновесия, «Золотого правила финансирования», рассмотрены задачи и решен тест. Главной целью контрольной работы является теоретическое и практическое освоение материала по предмету «Риск менеджмент».
1. Задание №1. Теоретическая часть
1.1 Финансовое равновесие
Под финансовым равновесием понимается оптимальный уровень ликвидности и платежеспособности наряду с обеспечением необходимого уровня рентабельности собственных средств. Сложность определения финансового равновесия заключается еще и в том, что оно должно быть обеспечено во времени, т.е. в динамике. Значит, для анализа важны, прежде всего, не статичные (на отчетную дату) показатели, а динамичные, выраженные в темпах роста и темпах прироста. В целом финансовое равновесие торговой организации можно представить как балансирование между ее имуществом в денежной и неденежной формах (для обеспечения необходимого уровня ликвидности активов) и величинами собственного и заемного капитала компании (посредством регулирования рентабельности собственного капитала при помощи эффекта финансового рычага). Для обеспечения такой классификации имущества торговой организации в динамике можно использовать ниже приведенную таблицу1 Таблица 1 Пример.
После проведения группировки имущества торговой организации необходимо обратиться к показателям финансового состояния и конкретизировать сущность некоторых из них. Рассматривая ликвидность и платежеспособность организации, менеджмент, как правило, больше интересуется показателями абсолютной платежеспособности и ликвидности, следовательно, основным элементом в анализе этих показателей должны выступать денежный капитал компании или имущество в денежной форме. Совместив фактические ранги темпов роста с нормативными, можно выявить, какие из составляющих имущества торговой организации растут в недостаточной степени.
1.2 Основные правила финансирования
Экономически оправданное финансирование всегда направлено на покрытие определенных специальных потребностей. При финансировании следует опираться на общепринятые правила. Они не являются законами, но тем не менее служат хорошим ориентиром для финансового планирования. Сведем все правила в таблицу: Таблица 2.Основные правила финансирования. Из данной таблицы возьмем «Золотое правило финансирования» и рассмотрим его далее более подробно.
1.3. «Золотое правило финансирования»
Золотое правило финансирования состоит в необходимости согласования сроков, на которые мобилизуются финансовые ресурсы, со сроками, на которые они вкладываются в реальные или финансовые инвестиции. В соответствии с этим правилом финансовый капитал должен быть мобилизован на срок, не меньше того, на который данный капитал замораживается в необоротных и оборотных активах предприятия. Данное правило обеспечивает предприятию стабильную ликвидность и платежеспособность. При его использовании возникает проблема сопоставления отдельных статей актива и пассива баланса, поскольку из балансового отчета непосредственно не видно, какие именно активы профинансированы за счет тех или других пассивов. Именно поэтому управление процессом согласования привлечения и использования капитала следует осуществлять на стадии планирования потребности в ресурсах и источников ее покрытия. При соблюдении правила, финансовое равновесие обеспечивается: если инвестированный капитал своевременно (в предусмотренные сроки) высвобождается в результате хозяйственной деятельности; если существует возможность субституции или пролонгации сроков возвращения капитала; если платежи, срок оплаты которых наступил, можно осуществить за счет поступлений от операционной и инвестиционной деятельности. Важное значение при финансировании предприятия должно уделяться требованию к вертикальной структуре капитала: собственный капитал, собственные источники финансирования должны превышать заемные.
Эти правила легко контролируются на любом предприятии сопоставлением соответствующих позиций активов и пассивов или расчетом специальных аналитических коэффициентов, которые разделены на две группы. Осуществляя управление финансированием в рамках финансового менеджмента, необходимо соблюдать основное правило финансирования, которое заключается в следующем — долговременно находящиеся в распоряжении предприятия предметы имущества должны финансироваться из долгосрочных источников финансирования (горизонтальная структура баланса): а) из собственного капитала; б) из собственного и долгосрочного заемного капитала Сопоставление показателей горизонтальной структуры баланса: а) СК > ВНА; б) (СК + ЗКД) > (ВНА + ПЗ), где СК — собственный капитал; ВНА — внеоборотные активы; ЗКД — заёмный капитал долгосрочный; ПЗ — производственные запасы. Норматив коэффициентов покрытия: а) СК / ВНА > 1; б) (СК + ЗКД) / (ВНА + ПЗ) > 1 Вертикальная структура капитала: а) уровень собственного капитала СК / (ЗККр + ЗКД) > 1 б) коэффициент автономии СК / Баланс (по норме > 0,5) О соблюдении правил финансирования свидетельствуют также коэффициенты ликвидности, в основе расчета которых лежит сопоставление позиций текущих активов и текущих пассивов: Коэффициенты текущей ликвидности = ОА / ЗККр Коэффициенты промежуточной ликвидности = (ОА - ПЗ) / ЗККр Коэффициенты абсолютной ликвидности = (ДС + ФВ) / ЗККр Расчеты указанных коэффициентов и соотношение их с нормативными значениями дает основание специалистам делать выводы об эффективности работы по организации финансирования предприятия. Кол= Оборотные активы / Текущие обязательства.
2. Задание №2 Тест
Данные тесты предполагают ответ да или нет и обязательные комментарии.
1. Вопрос: Все коммерческие риски - финансовые риски. Нет, потому что финансовые риски входят в коммерческие риски. 2.Ворос: Финансовые риски относятся к чистым рискам. Нет, потому что финансовые и чистые риски, это различные риски. 3.Вопрос: Критериями степени риска являются среднее ожидаемое значение и колеблемость возможного результата. Да. Величина риска или степень риска измеряется двумя критериями: среднее ожидаемое значение, колеблемость (изменчивость) возможного результата. 4.Вопрос: Величина степени риска зависит от неопределенности хозяйственной ситуации. Да. Предприниматель принимает на себя риск из-за неопределенности хозяйственной ситуации, то есть неизвестности условий политической и экономической обстановки. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем больше степень риска. 5.Вопрос: Венчурный капитал - разновидность портфельных инвестиций. Нет. Портфельные инвестиции – это вложение средств юридического или физического лица в одну, несколько или множество видов ценных бумаг и других финансовых инструментов, образующих единую совокупность для данного лица. Венчурный капитал – это инвестиции в высокорисковые ценные бумаги. 6.Вопрос: Объект управления в риск-менеджменте - рисковые вложения капитала и фин. отношения между субъектами в процессе реализации риска. Да. Объект управления в риск – менеджменте – это рисковые вложения капитала и финансовые отношения между субъектами хозяйствования в процессе реализации выбранного решения. 7.Вопрос: Субъект управления в риск-менеджменте - это любой аппарат управления, в том числе коммерческая служба (отдел сбыта). Нет. Субъект управления – это группа специалистов (финансовый менеджер, менеджер по рискам, отдел рисковых вложений капитала), которая на основе полученной информации, определяет цели, задачи, разрабатывает стратегию, тактику риск – менеджмента на основе концепции приемлемого уровня риска. 8.Вопрос: Стратегия риск-менеджмента - это направления и способы управления риском. Да. Риск – менеджмент включает стратегию и тактику управления. Стратегия управления риск – менеджментом включает направления и способ использования средств для достижения поставленной цели. 9.Вопрос: Приемы снижения степени риска - это избежание, удержание и передача риска. Нет, потому что избежание, удержание и передача риска относятся к средствам снижения степени риска. Приемы снижения степени риска – это диверсификация, самострахование, страхование. 10.Вопрос: Диверсификация представляет собой установление предельных размеров рискового вложения капитала. Нет. Диверсификация – это один из способов снижения риска инвестиционного портфеля. 11.Вопрос: Страхование – это элемент производственных отношений. Да, потому что это связано с возмещением потерь от чрезвычайных событий в процессе общественного производства. 12.Вопрос: Сущность рисковой функции страхования заключатся в сбережении денежных сумм на дожитие. Нет. Сбережение денежных сумм на дожитие – это сберегательная функция. 13.Вопрос: Страховое возмещение – это плата за страхование. Нет. Страховое возмещение – это сумма денежных средств, выплачиваемая страховщиком в покрытие ущерба при наступлении страхового случая с имуществом. 14.Вопрос: Показатели страховой статистики используются для актуарных расчетов. Да. При таких расчетах используются показатели страховой статистики, представляющей собой систематическое изучение наиболее массовых и типичных страховых операций на основе статистических методов обработки показателей страхового дела. 15.Вопрос: Коэффициент кумуляции риска определяется как отношение количества страховых событий к количеству объектов страхования. Нет, потому что коэффициент кумуляции риска представляет собой отношение числа пострадавших объектов к числу страховых событий. 16.Вопрос: Хеджирование - метод страхования валютных рисков от неблагоприятных изменений курса валют в будущем. Нет. Хеджирование – биржевая операция страхования цены реальных и финансовых активов от риска нежелательного падения или нежелательного повышения. 17.Вопрос: Страхование ответственности проводится для страховой защиты интересов возможных причинителей вреда. Да. Страхование ответственности – это отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими физическими или юридическими лицами вследствие какого – либо действия или бездействия страхователя. 18.Вопрос: Цедирование риска - это процесс, связанный с передачей риска. Да. Цедирование риска – это передача всего или части риска другому страховщику или перестраховщику. 19.Вопрос: Перестраховочный пул - это объединение страховых компаний для перестраховой защиты. Да. Перестраховочные пулы - организации страховщиков или перестраховщиков, принимающие на себя особые виды рисков (атомные, военные, авиационные и др.), исходя из солидарной ответственности всех участников. 20.Вопрос: Прямой убыток - это первичный ущерб. Да. Прямой убыток выступает как первичный ущерб, т.е. как реально наблюдаемый. Этим прямой убыток отличается от косвенного убытка, который является производным, часто скрытым убытком. 21.Вопрос: Сфера деятельности страхового бизнеса – финансовый рынок в целом. Нет, потому что страховой бизнес не ограничивается страхованием, например, только бизнеса а включает так же страхование жизни, юридической ответственности и т.д. 22.Вопрос: Для получения лицензии на проведение страховой деятельности страховщик может иметь любой размер уставного капитала. Нет. Для того чтобы заниматься страховой деятельностью, страховая компания должна получить лицензию от Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. Для получения лицензии страховая компания должна иметь минимальный уставный капитал в размере 20 млн.руб.. Если же она собирается заняться страхованием жизни, то 40 млн.руб.. Уставный капитал перестраховочных компаний должен составлять не менее 80 млн.руб.. 23.Вопрос: Страхователь может контролировать деятельность страховщика. Да. В соответствии со статьей 3 Закона об обязательном государственном страховании дополнительный контроль за деятельностью страховщиков осуществляется наблюдательными советами (комитетами), состоящими из полномочных представителей страховщиков и страхователей. 24.Вопрос: Свободные активы страховщика определяются как разность между общей суммой активов и суммой его обязательств. Да. Это утверждено методикой расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков. 25.Вопрос: Главные критерии надежности страховщика – это оперативность и полнота исполнения обязательств по договорам. Да. Основными критериями надежности страховщика являются оперативность и полнота исполнения обязательств по договорам.
3. Задание № 3 Задача
Сущность правила оптимального сочетания выигрыши и величины риска заключается в том, что менеджер оценивает ожидаемые величины выигрыша и риска (проигрыш, убытка) и принимает решение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и одновременно избежать большого риска. Исходные данные: Q1 = 0,6 Q2 = 1,9 Q3 = 0,7. Задача: Имеются два варианта рискового вложения капитала. При первом варианте доход составляет 10 млн.руб., а убыток - 3 млн.руб. По второму варианту доход составляет 15 млн.руб., а убыток - 5 млн.руб. Соотношение дохода и убытка позволяет сделать вывод в пользу принятия первого варианта вложения капитала, так как по первому варианту на 1 руб. убытка приходится 3,33 руб. дохода ( ). по второму варианту - 3,0 руб. дохода ( ). Таким образом, если соотношение дохода и убытка по первому варианту составляет 3,3:1, то по второму варианту - 3:1. Делаем выбор в пользу первого варианта. Правила принятия решения рискового вложения капитала дополняются способами выбора варианта решения. Существуют следующие способы выбора решения. 1. Выбор варианта решения при условии, что известны вероятности возможных хозяйственных ситуаций. 2. Выбор варианта решения при условии, что вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но имеются оценки их относительных значений. 3. Выбор варианта решения при условии, что вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но существуют основные направления оценки результатов вложения капитала. Например, инвестор имеет три варианта рискового вложения капитала – К1, К2, К3. Финансовые результаты вложений зависят от условий хозяйственной ситуации (уровень конкуренции, степень обеспечения ресурсами и т.п.), которая является неопределенной. Возможны разные условия хозяйственной ситуации, также представлены три варианта – А1, А2, A3. При этом возможны любые сочетания вариантов вложения капитала и условий хозяйственной ситуации. Эти сочетания дают различный финансовый результат, например норму прибыли на вложенный капитал (табл. 3). Таблица 3 Норма прибыли на вложенный капитал, %
Материал табл. 3 показывает, что вложение капитала при хозяйственной ситуации А1 дает наибольшую норму прибыли: 121,6% на вложенный капитал; вложение капитала К1 при хозяйственной ситуации А2 дает норму прибыли в 2 раза больше, чем вложение капитала К2 при хозяйственной ситуации А2, При вложении капитала К1 наибольшую норму прибыли получаем при хозяйственной ситуации А3 – 37,8 %. При вложении капитала К2 наибольшую норму прибыли получаем при хозяйственной ситуации А1 – 121,6 %. При вложении капитала К3 наибольшую норму прибыли получаем при хозяйственной ситуации А3 – 35 %. Перед финансовым менеджером возникает проблема найти наиболее рентабельный вариант вложения капитала. Для принятия решения о выборе варианта вложения капитала необходимо знать величину риска и сопоставить ее с нормой прибыли на вложенный капитал. В данном случае величину риска можно определить как разность между показателями нормы прибыли на вложенный капитал, получаемыми на основе точных данных об условиях хозяйственной ситуации и ориентировочных. Например, если при наличии точных данных известно, что будет иметь место хозяйственная ситуация А3, то менеджер примет вариант вложения капитала К1. Это даст ему норму прибыли на вложенный капитал 37,8%. Однако менеджер не знает, какая может быть хозяйственная ситуация. Поэтому он не может принять вариант вложения капитала К3, который при той же хозяйственной ситуации дает норму прибыли на вложенный капитал всего 35%. В этом случае величина потери нормы прибыли на вложенный капитал равна 2,8% (37,8 - 35). Данную величину потерь принимаем за величину риска. Аналогичные расчеты выполним для остальных хозяйственных ситуаций и получаем следующие величины рисков (табл. 4).
Таблица 4 Величина рисков для разных вариантов рискового вложения капитала, %
Материал табл. 4 дает возможность непосредственно оценить разные варианты вложения капитала с позиции риска. С позиции риска вариант вложения капитала К1 при хозяйственной ситуации A1 лучше, чем вариант вложения капитала К3 при хозяйственной ситуации А3. Выбор варианта вложения капитала в условиях неопределенной хозяйственной ситуации зависит прежде всего от степени этой неопределенности. Имеются три варианта принятия решения о вложении капитала. Первый способ выбора решения. Выбор варианта вложения капитала производится при условии, что вероятности возможных условий хозяйственной ситуации известны. В этом случае определяется среднее ожидаемое значение нормы прибыли на вложенный капитал по каждому варианту и выбирается вариант с наибольшей нормой прибыли. В нашем примере вероятности условий хозяйственной ситуации составляют: 0,2 - для ситуации A1, 0,3 - для ситуации А2, 0,5 -для ситуации А3. Среднее ожидаемое значение нормы прибыли на вложенный капитал составляет при варианте вложения капитала K1 34,02% ; при варианте вложения капитала К2 – 72,96% ; при варианте вложения капитала К3 – 30,1% . Выбираем вариант вложения капитала К2 как обеспечивающий наибольшую норму прибыли на вложенный капитал (72,96%.). Второй способ выбора решения. Выбор варианта вложения капитала производится при условии, что вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но имеются оценки их относительных значений. В этом случае путем экспертной оценки устанавливаем значение вероятностей условий хозяйственных ситуаций A1, А2, А3 и дальше производим расчет среднего ожидаемого значения нормы прибыли на вложенный капитал аналогично методике расчета, приведенной для первого варианта решения. Пример. Известно, что условия хозяйственных ситуаций А1, А2, А3, по оценке экспертов, могут соотноситься как 3:2:1. Тогда значения вероятности хозяйственной: ситуации А1 принимаются на уровне 0,5 , ситуации А2 - 0,33 , ситуации А3 – 0,17 . При этих значениях вероятностей среднее ожидаемое значение нормы прибыли на вложенный капитал составляет: при варианте вложения капитала K1 34,02% ; при варианте вложения капитала К2 – 72,96% ; при варианте вложения капитала К3 – 30,1% . Сравнение результатов вариантов решений показывает, что наиболее доходным вариантом вложения капитала является вариант К1. Третий способ выбора решений. Выбор варианта вложения капитала производится при условии, что вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но существуют основные направления оценки результатов вложения капитала. Такими направлениями оценки результатов вложения капитала могут быть. 1. Выбор максимального результата из минимальной величины. 2. Выбор минимальной величины риска из максимальных рисков. 3. Выбор средней величины результата. Пример первого направления оценки результатов вложения капитала. По величине значения нормы прибыли на вложенный капитал распределяются следующим образом: максимальная величина - от 50 до 100%, минимальная - от 0 до 49% По данным табл. 3 видно, что минимальные величины нормы прибыли на вложенный капитал колеблются от 21 до 37,8%. Производя оценку результата вложения капитала по первому направлению по данным табл. 3, определяем варианты вложения капитала К1 при хозяйственной ситуации А3, дающие норму прибыли 40% на вложенный капитал. Для варианта вложения капитала К3 при хозяйственной ситуации А1 норма прибыли 40% на вложенный капитал является предельной. Все другие величины нормы прибыли меньше 40%. Пример второго направления оценки результатов вложения капитала. По величине значения рисков распределяются следующим образом: максимальная величина риска - от 50 до 100%; минимальная величина риска - от 0 до 49%. По данным табл. 4 видно, что не имеется величин максимального риска. Пример третьего направления оценки результатов вложения капитала. Применение этого направления базируется на двух крайних показателях результата (минимум и максимум), для каждого из которых принимается значение вероятности 0,5, т.е. исходят из принципа "50 на 50". Так, по данным табл. 4 найдем среднее значение нормы прибыли на вложенный капитал для каждого варианта рискового вложения капитала. Имеем: для варианта вложения капитала K1 – 32,4%, ; для варианта вложения капитала К2 – 91,2% ; для варианта вложения капитала К3 - 28% По величине средней нормы прибыли выбираем вариант вложения капитала К2, дающий наибольшую величину нормы прибыли на вложенный капитал.
4. Задание № 4 "Оценка рисков финансово-хозяйствен ой деятельности «Хоум Кредит энд Финанс Банка» на этапе принятия управленческого решения"
В условиях рыночных отношений проблема оценки рисков финансово-хозяйствен ой деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления. Предприятиям следует не избегать риска, а уметь управлять им. Одно из главных правил финансово-хозяйствен ой деятельности гласит: “Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня”. Рассмотрим оценку рисков финансово-хозяйствен ой деятельности на примере ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк". ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", один из лидеров российского рынка банковской розницы, работает на российском рынке с 2002 года. Фирменное наименование банка: Общество с ограниченной ответственностью "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (ООО " Хоум Кредит энд Финанс Банк"). Банк расположен по адресу: 125040 г. Москва, ул. Правды, д. 8, корп.1. Телефон: (495) 648-99-30, факс: (495) 785-82-18. Миссия: Банк Хоум Кредит делает жизнь лучше. Банк Хоум Кредит предлагает ряд потребительских услуг (потребительский кредит и кредитные карты). ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" имеет свой сайт www.homecredit.tu. Общая численность сотрудников банка составляет 80 человек. Организационная структура ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" представляет собой функциональную структуру управления. Структура представляет собой множество отделов, которыми управляют функциональные руководители, во главе которых стоит генеральный директор. Руководители отделов подчиняются генеральному директору. Система управления качеством построена таким образом, что весь руководящий состав принимает деятельное участие в разработке стратегических планов банка, регулярно участвуя в собраниях и совещаниях. Для банка характерны следующие виды рисков: - Региональный — характеризует особенности региона, в котором планируется или уже осуществляется финансово-хозяйствен ая деятельность предприятия. - Законодательный — обусловлен возможностью резкого изменения различных законодательных актов, влияющих на финансово-хозяйствен ую деятельность предприятия. - Организационный — обусловлен внутренними факторами, действующими внутри компании. Такими факторами могут быть стратегия фирмы, принципы деятельности, ресурсы и их использование, качество и уровень использования менеджмента и маркетинга. - Маркетинговый — характеризует условия рынка (спрос, предложение, цены), в котором осуществляется финансово-хозяйствен ая деятельность предприятия. - Расчетный — характеризует вероятность финансовых потерь в результате неправильно выбранного момента, формы и срока платежа. - Инвестиционный — обусловлен выбором вложения капитала с целью получения экономической выгоды в течение некоторого промежутка времени. - Кредитный — характеризует обобщающее понятие всех рисков, связанных с процессом оценки заемщика. Основной задачей данной методики оценки рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на финансово-хозяйствен ую деятельность предприятия. Используем следующий алгоритм оценки рисков: 1. Получение и обработка информации 2. Фиксация рисков 3. Составление алгоритма решения 4. Качественная оценка рисков 5. Количественная оценка рисков и информации 6. Предварительное принятие решения о действии (бездействии) 7. Анализ критических значений 8. Окончательное принятие решения
Применим данный алгоритм оценки рисков для ХКФ Банка, используя ситуацию с выдачей коммерческого кредита. В качестве исследуемого риска используем кредитный риск. Первый этап: «Получение и обработка информации»
На данном этапе рассмотрим получение и обработку информации о юридическом лице, которое собирается взять кредит. Для оценки качества информации используем следующую таблицу 5: Таблица 5 Оценка используемой информации
Второй этап: «Фиксация рисков» При оценке финансово-хозяйствен ой деятельности необходимо произвести фиксацию рисков, то есть ограничить количество существующих рисков, используя принцип “разумной достаточности”. Этот принцип основывается на учете наиболее значимых и наиболее распространенных рисков для оценки финансово-хозяйствен ой деятельности предприятия. В данном примере будем учитывать кредитный риск, как наиболее значимый для ситуации выдачи кредита.
Третий этап: «Составление алгоритма принимаемого решения» Данный этап в оценке рисков финансово-хозяйствен ой деятельности предназначен для поэтапного разделения планируемого решения на определенное количество более мелких и простых решений. Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка: 1. Рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком 2. Изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде 3. Подготовка и заключение кредитного соглашения 4. Контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита
Четвертый этап: «Качественная оценка рисков» Качественная оценка рисков подразумевает: выявление рисков, присущих реализации предполагаемого решения; определение количественной структуры рисков; выявление наиболее рискоопасных областей в разработанном алгоритме принимаемого решения. Для осуществления данной процедуры используем таблицу качественного анализа. В данной таблице 6 по строкам представлен алгоритм действий при принятии решения, а по столбцам — фиксированные ранее риски. Так, при решении о выдаче среднесрочного коммерческого кредита оценка кредитного риска будет выглядеть следующим образом:
Таблица 6 Качественная оценка рисков
Пятый этап: «Количественная оценка рисков» Таблица 7 Оценка кредитного риска Количественная оценка рисков проводится на основе данных, полученных при их качественной оценке, то есть оцениваться будут только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения. Для каждого зафиксированного риска составляется таблица оценки риска на основе данных, полученных из статистических, научных, периодических источников, а также на основе личного опыта руководителей. Рассмотрим количественную оценку кредитного риска (табл. 7) Шестой этап: «Принятие решения» Принятие решения является заключительной и самой ответственной процедурой в оценке рисков финансово-хозяйствен ой деятельности. При выработке стратегии поведения и в “процессе принятия конкретного решения целесообразно различать и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных (ожидаемых) потерь в финансово-хозяйствен ой деятельности”. Принятие решения состоит из трех этапов: ? 1 этап — предварительное принятие решения; Предварительное принятие решения производится на основе среднеарифметическог значения отдельного вида риска и качества информации раздельно по каждой операции алгоритма принятия решения. ? 2 этап — анализ критических значений; На этом этапе оценки проводится анализ тех составляющих риска, значения которых превышают критическую величину (в данная ем случае данная величина равна 0.8). Необходимость данного действия состоит в выявлении и выделении тех составляющих, вероятность риска для которых очень велика, что может привести к потере всех вложенных средств и банкротству предприятия.
Таблица 8 Оценка риска при принятии решения
? 3 этап — принятие окончательного решения; Принятие окончательного решения производится на основе результатов предварительного решения и анализа критических значений. При принятии решения в условиях неопределенности отдельное внимание должно отводиться качеству информации. В связи с этим используем риско-информационную таблицу 9 принятия решения: Таблица 9 Риско-информационная таблица принятия решения
Список литературы:
1. Лапуста М. Риски в предпринимательской деятельности. — М.: ИНФРА-М, 2003. 2. Гарантуров В. Экономический риск. — М.: Дело и Сервис, 1999. 3. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2002.4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.5. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ. / Под ред. Л.П.Белых. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.6. Бартон Т., Шенкир У., Уокер П. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься. Практика ведущих компаний. Making enterprise risk management pay off. – М.: ИНФРА-М, 2003. 28