Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Иван I (Калита)- государь всея Руси
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 24.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 25.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Реферат по истории
Выполнила студентка 10 группы
Хамидулина Екатерина Научный руководитель:
Профессор,
доктор исторических наук
Сыпченко А.В
Самара, 2012
Оглавление:
Введение.
Глава 1. Условия формирования
личности.
Глава 2. Иван 3 – политик, государственный
деятель.
Глава 3. Личностные
качества Ивана 3: ум, характер, привычки.
Заключение.
Список
используемой литературы
Приложение
Введение
Со
школьной скамьи знакомо нам имя Иван
Калита (1325 - 1340). Но что можно сказать о
человеке, носившем это имя и это прозвище?
Первый московский правитель... Князь-скопидом,
прозванный за прижимистость «денежным
мешком»... Хитроумный и беспринципный
лицемер, сумевший войти в доверие к хану
Золотой Орды и наводивший во имя своих
личных интересов татар на русские города...
Таков привычный образ Ивана Калиты. Но
этот образ - не более чем миф, созданный
на потребу простодушной любознательности.
Что
же послужило причиной возвышения маленького
удельного княжества, площадь которого
в первой четверти XIV века была намного
меньше площади Тверского княжества и
равнялась 35000 кв. км. Одной из причин стала
мудрая политика московских князей, начало
которой положил Иван Калита. С этого времени
начинается бурный рост Московского княжества,
укрепление его авторитета среди русских
князей. По взаимному согласию с митрополитом
Петром Иван Калита перенес митрополичью
кафедру из Владимира в Москву. Калита
приказал соорудить в центре Кремля каменный
собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы
митрополиту не зазорно было переезжать
из знаменитого Владимирского Успенского
собора. С 1326 года, то есть с момента переезда
митрополита из Владимира в Москву, Москва
становится центром православия на Руси,
а значит и центром земель русских. Это
сыграло важную роль в дальнейшей судьбе
города.
Иван Данилович Калита – «Собиратель
земли Русской». Он первый московский
князь, который предпринял попытку объединить
Русь в борьбе с татарско-монгольским
игом. С началом его правления на Руси
воззарил мир и спокойствие на целых 40
лет.
Этот
человек и его политика вызывает
много противоречий и споров в
кругу историков и просто ученых.
С одной стороны считают, что
его политика была направлена на удовлетворения
своих желаний и амбиций. С другой, что
он все делал для укрепления положения
Москвы и Руси в целом. И он доказал,
что только объединившись можно победить
Золотую Орду.
Цели и задачи
моей работы состоит в том, чтобы
выявить особенности его личности и политики.
Постараться разобраться в причинах его
действий.
Глава 1
Условия формирования личности.
Середина XV столетия застала русские земли
и княжества в состоянии политической
раздробленности. Существовало несколько
сильных политических центров, к которым
тяготели все остальные области; каждый
из подобных центров проводил вполне независимую
внутреннюю политику и противостоял всем
внешним врагам. Такими средоточиями власти
были Москва, Новгород Великий, уже не
раз битая, но всё ещё могучая Тверь, а
также литовская столица – Вильно, которой
подвластна была вся колоссальная русская
область, именовавшаяся «Литовской Русью».
За полтора века до этого рассеяние политической
власти и силы было значительно большим:
независимые центры, фактически самостоятельные
государства на той же территории можно
было исчислять десятками. Политические
игры, междуусобья, внешние войны, экономические
и географические факторы постепенно
подчинили слабых сильнейшим (прежде всего
Москве и Литве); сильнейшие же приобрели
такое влияние и такую мощь, что могли
претендовать на власть над всей Русью.
Появилась
возможность создания единого государства.
Выгоды его образования состояли прежде
всего в способности общими силами организовать
противостояние многочисленным внешним
неприятелям: татарским ханствам, образовавшимся
после распада Золотой орды, литовцам,
ливонским рыцарям и шведам. Помимо этого
оказались бы невозможными внутренние
междуусобные войны, а экономическое развитие
было бы облегчено введением единого законодательства,
единой монетной системы и единых систем
мер и весов.
Однако
окончательное объединение русских
земель и княжеств в могучую державу
требовало целого ряда жестоких, кровавых
войн, в которых одному из соперников надлежало
сокрушить силы всех остальных. В не меньшей
степени необходимы были внутренние преобразования;
в государственной системе каждого из
перечисленных центров продолжали сохраняться
полузависимые удельные княжества, а также
города и учреждения, имевшие заметную
автономию. Их полное подчинение центральной
власти обеспечивало тому, кто первый
сумеет это сделать, крепкие тылы в борьбе
с соседями и увеличение собственной военной
мощи. Иными словами, наибольшие шансы
на победу имело отнюдь не государство,
обладавшее наиболее совершенным, наиболее
мягким и демократичным законодательством,
но государство, внутреннее единство которого
было бы непоколебимым.
Прошло
менее полувека. Не стало Новгородской
республики и великого княжества Тверского,
литовский рубеж далеко отодвинулся на
запад; безоговорочно победила Москва.
Она же подчинила себе Казань и Пермь Великую,
отбила шведов и ливонцев. Невероятное,
с трудом представимое усилие создало
за эти несколько десятилетий Московское
государство, Россию. До Ивана , взошедшего
на великокняжеский престол в 1462 г., такого
государства еще не было, да и вряд ли кто-нибудь
мог вообразить себе саму возможность
его возникновения в столь короткий срок
и в столь впечатляющих границах. Во всей
русской истории нет события или процесса,
сравнимых по своему значению с образованием
на рубеже XV – XVI вв. Московского государства.
Эти полстолетия – стержневое время в
судьбе русского народа. Крещение Руси
при Владимире, монголо-татарское нашествие,
Петровские реформы, Октябрь 1917 г. и победа
над Германией в 1945 г. – все это менее значимо.
То, в каких условиях и как шло становление
Московского государства, на пять веков
предопределило социальную, политическую
и культурную историю не только русского,
но и во многом всех народов Восточной
Европы.
X
и XIV столетия – первые века
татарского ига – были едва
ли не самыми тяжёлыми в
русской истории. Татарское нашествие
сопровождалось страшным опустошением
страны. Старинные приднепровские области
Руси, некогда столь густо заселённые,
надолго превратились в пустыню со скудными
остатками прежнего населения. Большая
часть народа была либо перебита, либо
уведена в плен татарами, и путешественники,
проезжавшие через Киевскую область, видели
лишь бесчисленное количество человеческих
костей и черепов, разбросанных по полям.
Сам Киев после разгрома в 1240 году превратился
в ничтожный городок, в котором едва насчитывалось
200 домов. В 1299 году митрополит Максим оставил
опустошённый Киев и перешёл во Владимир.
В таком запустении эта земля оставалась
до половины XV столетия.
В 14-15 вв. Москва стала основой
объединения Руси в единое
государство , центром образующей
русской народности . Во второй
половине 14 в. Москва возглавила
борьбу против монголо-татарского ига.
Москва была центром развитого ремесла
, в особенности производили металлические
изделия и оружия . Высокого развития достигли
также строительное мастерство , иконное
и книжное дело и т. д. Москва являлась
крупнейшим торговым городом Восточной
Европы , так как была связана водными
путями (Москва-река , Ока , Волга и др.)
с Поволжьем , Средней Азией , Закавказьем
и Персией . С верховьев Дона начинался
путь по Дону , Азовскому и Черному морям
в Константинополь . Купцы , торговавшие
с итальянскими колониями в Крыму , в частности
с г. Сурож (Судак) , назывались в Москве
«гостями-сурожанами . Через город Дмитров
Москва была связана с верхним течением
Волги – с водными путями на Белоозеро
и далее на Сурож .Сухопутные дороги соединяли
Москву с Новгородом и Смоленском . По
своим размерам Москва принадлежала
к числу крупнейших европейских городов
. Главную массу московского населения
составляли ремесленники , мелкие торговцы
, холопы и крепостные феодалов . Незначительной
по численности , но наиболее экономически
и политически мощной группой населения
являлись феодалы во главе с великим князем
, а также примыкавшие к ним крупные купцы
. Для Москвы 14-15 вв. характерна большая
имущественная дифференциация населения
, резкие классовые конфликты .
Точная
дата рождения Ивана Даниловича Калиты
не известна, но большинство исследователей
сходятся во мнении, что родился
он около 1288 года (существует версия, что
родился он в 1283 году). Он имел много
братьев – старшего Юрия, Александра,
Бориса, Афанасия, Семёна и Андрея. О судьбе
последних двух летописи ничего не сообщают.
Неизвестно также, имел ли он сестёр.
Отцом
Ивана был князь Даниил Александрович
Московский, умерший в 1304 году. Он недолго
сидел на княжении в Новгороде, отправив
туда вместо себя сына Ивана.
Всего
пять безмятежных лет было отпущено
судьбой княжичу Ивану. Едва-едва
начал он постигать по Псалтири книжную
премудрость. Ещё слушал он былины и
сказки, которые рассказывали ему няньки
на материнской половине терема, когда
жизнь подхватила его и закружила в своём
беспощадном водовороте.
В
Новгороде и начал Иван Калита
осваивать мудрость правителя, набираться
знаний под зорким оком приставленных
к нему отцом московских бояр. Пробыл
он там с 1296 по 1298 год. Малолетство
посаженного на княжение Ивана не удивляет
– подобное не было редкостью для княжеских
сыновей. Удивляет только то, что отец
не послал по традиции «сидеть» над новгородцами
старших сыновей – Юрия, Александра или
Бориса. Это даёт право предположить, что
Даниил Александрович выделял Ивана среди
старших княжичей.
Следующее
упоминание об Иване встречается
в летописях, относящихся к 1300 году.
Тогда он был приглашён стать
крёстным отцом первенца московского
боярина Фёдора Бяконта. Крестник впоследствии
станет митрополитом Алексием.
Княжича
воспитывали в семье так же,
как и в других княжеских семьях.
Его обучали ратному делу, грамоте.
Иван, в отличие от братьев, на долгие
годы пристрастился к чтению старинных
религиозных книг, черпая в них
житейскую мудрость.
В
1293 году он стал свидетелем нашествия
Дюденевской рати на русские земли. Ордынцы
захватили Москву и взяли в плен князя
Даниила, которому потом даровали свободу
в обмен на клятвенное обещание быть послушным
хану Орды. Ханский баскак жил рядом с
отцовским теремом в деревянном московском
кремле. Поэтому Иван с раннего детства
испытал страх перед ордынцами – «злыми
татарами». Возможно, ордынское владычество
оставило глубокий и болезненный след
в психике и умонастроениях юного княжича.
Прежде всего это был страх перед могуществом
Золотой Орды. Потомки великого завоевателя
Чингисхана прекрасно знали силу слепого
страха, постоянно унижая покорённые народы,
порождая ощущения безысходности и отчаяния.
Пройдёт немало времени, прежде чем самосознание
русского народа обретёт прежнюю силу,
и в этом будет значительная заслуга Ивана
Калиты. Иван Калита долгое время оставался
в тени брата Юрия который беспрестанно
был в отлучках, но после того как Юрий
получил великое княжение и уехал в Новгород,
Москва оставлена была в полное управление
Ивана Даниловича, это был очень расчетливый
хозяин, умный и дальновидный политик.
Он владел обширными землями, скупая их
у мелких князей. За большое состояние
его прозвали Калитой, что значило "сума,
торба, мешок". Первая, продолжительная
поездка в Золотую Орду, длившаяся около
полутора лет, дала Ивану калите очень
многое. Он сумел основательно познакомиться
с ханским двором, завести многочисленные
полезные знакомства, познать обычаи и
уклад жизни татар и их правителей. Скорее
всего, младший брат русского великого
князя произвёл на хана Узбека хорошее
впечатление.
Глава 2
Иван Калита- политик,
государственный деятель
В
1322 году великий князь попал в
опалу, был лишён не только ярлыка
на великое княжение (новым обладателем
заветного ярлыка на Владимирский «стол»
стал Дмитрий Тверской), но и московского
стола. Москве требовался новый правитель,
более смиренный и менее воинственный,
чем Юрий. Таким удельным князем должен
был стать Иван Данилович. За полтора года
его проживания в Орде хан Узбек успел
хорошо присмотреться к молодому русскому
князю и прийти к выводу, что он идеально
соответствует политическим видам Орды
на состояние Руси, самого богатого данника
и самого опасного в силу своего возрождения.
21
ноября 1325 года великий князь
Дмитрий Грозные Очи в порыве
гнева убил опального князя
Юрия, ожидавшего ханского суда
в Сарае. Хан не мог простить
самосуда, и в 1326 году князь
Дмитрий был казнён. В Сарай
прибыли Иван Данилович и Александр
Михайлович, брат казнённого. Место великого
князя занял брат казнённого Александр
Тверской. Он вернулся на Русь с ярлыком
великого князя и с толпой сарайских кредиторов.
Ханский ярлык стоил больших денег.
Вернулся
домой и Иван Данилович. Он остался
на московском престоле, но и без долгов.
Он мудро отступил от открытого спора
с Тверью за великое княжение Владимирское.
Однако княжеское чутьё и знание ордынских
дел подсказывало ему, что время тверских
князей на Руси подходит к концу. Оставалось
только терпеливо ждать своего часа и
не допускать тех поступков, которые совершал
его старший брат Юрий.
Иван
Данилович большую часть времени
проводил в стольном граде небольшого
Московского удела, много занимался
хозяйственными делами, семьёй. Он слыл
христолюбивым человеком, ища дружбу и
поддержку у церковных иерархов. Особое
почтение он оказывал митрополиту Петру,
который всё чаще приезжал в Москву.
Один
из самых авторитетных и популярных
людей на Руси Пётр обосновался в
Москве в своём подворье в 1322 году,
для него был выстроен новый обширный
«двор» в восточной части Московского
Кремля. Пётр и Иван Данилович много времени
проводили в беседах. Именно здесь московский
удельный князь стал превращаться в «собирателя
Руси» Ивана Калиту.
Новый,
по хронологии, князь начал правление
не с военного похода на соседний удел,
не с охоты и не с многодневного пира. Иван
Данилович начал своё правление с каменного
строительства в столице. 4 августа 1326
года в Москве был заложен первый камень
в Успенский собор пока ещё деревянного
кремля. Начало строительства освятил
митрополит Пётр. Московский правитель
верил. Что если не он, то его сыновья завершат
строительство белокаменного собора в
кремле. К тому времени у него родился
сын Иван. Вскоре у него появился ещё один
сын – Андрей.
20
декабря 1326 года преставился митрополит
Пётр. Усопший сам выбрал место своего
последнего пристанища – белокаменную
гробницу в восточной части строившегося
Успенского собора. Митрополит Пётр «послужил»
Москве и после смерти. В первой половине
1327 года во Владимире-на-Клязьме состоялся
церковный собор Русской Православной
Церкви, на котором было утверждено местное,
московское почитание Петра как святого.
Идея канонизации принадлежала скорее
всего князю Ивану Даниловичу. Появление
у Москвы собственного святого повышало
её авторитет в православном христианском
мире. В 1339 году святость митрополита Петра
была признана константинопольским патриархом.
Пока
в Москве готовились к торжественному
освящению Успенского собора, в Твери
назревало событие иного рода.
Ордынцы Чолхана, разместившиеся в городе,
всячески оскорбляли и притесняли тверичей.
Прелюдией к восстанию горожан против
татар стал следующий случай. 15 августа
рано утром дьякон по прозвищу Дудко повёл
лошадь к реке, чтобы напоить её. Встретившиеся
по пути ордынцы без лишних слов отняли
у священника лошадь. Дьякон стал кричать:
«Люди тверские! Не выдайте!» Между горожанами
и татарами началась драка, зазвенели
колокола в церквях. Собравшееся городское
вече решило всем городом выступить против
ордынцев. Народное возмущение возглавили
братья Борисовичи: тверской тысяцкий
и его брат. Весь конный отряд Чолхана
был истреблён. Спастись удалось только
татарским пастухам, сторожившим табуны
в окрестностях города. Они успели бежать
в Москву, а оттуда в Орду.
Тверское
восстание в 1327 году стало одним из первых
выступлений против золотоордынского
гнёта на Руси. Убийство ханского посла
ордынцы считали тягчайшим преступлением,
а совершившие его подлежали полному истреблению.
В Орде стали готовиться к большому карательному
походу на Тверь, а может и на всю Северо-Западную
Русь.
В
том же 1327 году в Сарай по приказу
хана явились русские князья. Хан
приказал собрать конное войско численностью
около 50 тысяч всадников. Во главе
стояли пять «темников великих». Летопись
донесла до нас имена трёх из них – «Федорчюк,
Туралык, Сюга». По имени первого из них
летописцы и назвали этот поход Орды Федорчюковой
ратью.
Хан
повелел идти на Тверь войной и
дружинам русских князей – московскому,
суздальским и другим. Уклонение
от расправы над мятежниками ордынцы могли
расценить только как измену их великому
хану. Карательное войско двинулось в
поход зимой, по замёрзшему руслу Волги,
что позволяло Ивану Даниловичу и князьям
Суздальской земли уберечь свои владения
от опустошительных действий ордынской
конницы.
Тверские
князья с семьями бежали из города,
а княжество покрылось дымом
пожарищ. Вместе с ордынцами опустошали
эту землю и дружины князей
Москвы и Суздальщины. Летописи того
времени удивительно кратко сообщают
о походе Федорчюковой рати и участии
москвичей в разорении Твери. Такие исследователи,
как Н.С.Борисов, считают, что это, возможно,
следы работы московских летописных редакторов
XV – XVI веков, не желавших вспоминать о
таких тёмных пятнах в биографии основателя
могущества Москвы, как участие в татарском
погроме.
Тверичи
защищались отчаянно, но силы были не равны.
Помимо Твери был также опустошен
Кашин и другие города. Новгородцы,
в землях которого укрылись братья
великого князя Александра Тверского
Константин и Василий, откупился
от ордынцев, отправив к ним послов «со
многими дары и 5000 рублёв новгородцких».
Войско Золотой Орды возвращалось в степи,
обременённое награбленным добром, уводя
с собой многотысячный полон.
В
Сарае понимали, что Русь могла
платить огромную дань только в условиях
относительного покоя и порядка. Летом
1328 года русских князей вызывали в Орду.
Хан Узбек разделил великое княжение:
Ивану Калите отдавалась Костромская
земля и половина ростовского княжества.
Суздальскому князю Александру Васильевичу,
тоже принимавшему участие в походе на
Тверь, достались Владимир и Нижний Новгород.
На Тверское княжение ярлык получает Константин
Михайлович, а его брат – на Кашинский
удел.
Самой
большой победой Ивана Даниловича
при разделении великого княжения стало
то, что хан оставил за ним богатый
Новгород, где уже сидели московские посадники.
Новгородцы, приславшие послов в Орду,
сами просили за московского князя. В том
же 1328 году хан Узбек передал под управление
Москвы ещё три огромных территории с
городами Галич, Белоозеро и Углич.
Разделение
великого княжества на Руси просуществовало
на Руси всего три года. После
кончины суздальского князя хан
Узбек передал его долю в руки
Ивана Калиты, исправно платившего
дань Орде. Случилось это важное
в истории Москвы событие в 1331
году. Теперь величие Твери безвозвратно
ушло в прошлое.
Получив
главенство среди многочисленных русских
князей, Иван Данилович важнейшей
своей государственной заботой
назвал мир. Он хотел дать Руси покой,
обеспечив созидательный труд горожан
и селян, прекратить приходы ордынских
«ратей». Для того времени трудно даже
представить, сколь сложной виделась эта
задача.
Летописец,
сообщая о получении великого
княжения Иваном Калитой, писал: «И бысть
оттоле тишина велика на 40 лет и пересташа
погани воевати Русскую землю
и заклати христиан, и отдохнуша и починуша
христиане от великиа истомы многыа тягости,
от насилиа татарского, и бысть оттоле
тишина велика по всей земле».
Русь
с 1328 до 1368 года получила передышку
от ордынских нашествий на 40 лет!
Передышка эта стала возможной
только потому, что Иван Калита и его сыновья-наследники
– Семён Гордый и Иван Красный сумели
обеспечить полную и своевременную выплату
дани с русских земель. Хан Узбек, правивший
28 лет, и сменивший его Джанибек были удовлетворены
этим и не мешали усилению московского
князя.
Выдающийся
отечественный историк В.О.Ключевский
высоко оценил «великую тишину», созданную
Иваном Калитой: «…многочисленные русские
князья холопствовали перед татарами
и дрались друг с другом. Но подросли
внуки, сверстники Ивана Калиты, и стали
присматриваться и прислушиваться к необычным
делам в Русской земле. В то время как все
русские окраины страдали от внешних врагов,
маленькое срединное Московское княжество
оставалось безопасным, и со всех краёв
Русской земли потянулись туда и простые
люди. В то же время московские князьки,
братья Юрий и этот самый Иван Калита,
без оглядки и раздумья, пуская против
врагов все доступные средства, ставя
в игру всё, что могли поставить, вступили
в борьбу со старшими и сильнейшими князьями
за первенство, за старшее владимирское
княжение, и при содействии самой Орды
отбили его у соперников. Тогда же устроилось
так, что и русский митрополит, живший
во Владимире, стал жить в Москве, придав
этому городку значение церковной столицы
Русской земли. И как только случилось
всё это, все почувствовали, что татарские
опустошения прекратились и наступила
давно не испытанная тишина в Русской
земле. По смерти Калиты Русь долго вспоминала
его княжение, когда ей впервые за сто
лет рабства удалось вздохнуть свободно,
и любила украшать память этого князя
благодарной легендой.
Так
в половине XIV века подросло поколение,
выросшее под впечатлением этой тишины,
начавшее отвыкать от страха ордынского,
от нервной дрожи отцов при
мысли о татарине. Недаром представителю
этого поколения, сыну великого князя
Ивана Калиты, Симеону современники дали
прозвание Гордого. Это поколение и почувствовало
ободрение, что скоро забрезжит свет».
Основанием
этой «великой тишины» стал исправный
сбор ордынской дани, но укрепление
московской государственности шло через
насилие при сборе этой самой дани. От
огромных поборов страдали не только «черные
люди», но и знать. Известно, например,
что отец Сергия Радонежского, ростовский
боярин Кирилл обнищал именно от поборов
московского князя.
Иван
Калита получил право сбора недоимок с
Ростовской земли. Учинив в городе Ростове
настоящий погром, княжеские воеводы Василий
Кочева и Мина собрали недоимки. Ордынский
хан отблагодарил за это великого князя
– в состав его владений была включена
Сретенская половина Ростовского княжества.
Собирая
недоимки на Ростовской земле, великий
князь Иван Данилович преследовал
и свои личные цели как удельный
московский князь. Обирая должников-ростовцев,
он в то же время давал им подняться
и хотя бы отчасти восстановить своё
благосостояние. Разорённым ростовцам
Иван Калита давал большие льготы, если
те соглашались переселиться в обширную
и малонаселённую волость его княжества
Радонеж.
Если
раньше русские князья в своих
постоянных междоусобицах такую
политику переселении проводили вооружённой
рукой, то Иван Калита делал это иначе.
Благодаря такой «мирной» политике росла
мощь Москвы, и ослаблялись её соседи,
терявшие податное население. После сбора
недоимок в Ростове некогда малонаселённая
Радонежская волость Московского княжества
стала за год довольно многолюдной. Среди
ростовцев, перебравшихся туда, оказался
и 14-летний отрок Варфоломей – будущий
основатель Троицкого монастыря и великий
подвижник Сергий Радонежский.
Проводя последовательную политику
возвышения Москвы, Иван Калита прибег
и к династическим бракам, он немало преуспел
в такой политике. Иван выдал свою дочь
Марию за юного ростовского князя Константина
Васильевича, который стал править всем
Ростовским княжеством. Таким образом,
он стал одним из сильнейших русских князей,
но оставался послушным «подручником»
московского правителя. Другая дочь, Феодосия,
была выдана замуж за Белозерского князя
Фёдора Романовича. Белозерские князья
на долгие годы станут верными союзниками
московских князей. Со временем Белозерские
владения войдут в состав Московского
княжества. Третья дочь стала супругой
ярославского князя Василия Давидовича.
Сбор
дани в ханскую казну никем
не контролировался. Ханских чиновников
интересовала только установленная
сумма дани. О том, сколько московский
князь имел от сбора дани, история умалчивает.
Не случайно историки будущего назовут
Ивана Даниловича «денежным мешком».
Наличие
«лишних» денег позволило Ивану
Калите использовать ещё один мирный
способ расширения своих земель. В
ходе частных сделок у местных владельцев
покупались деревеньки, сёла и даже целые
волости. Так в удельных княжествах Северо-Восточной
Руси появлялись островки московских
владений. При сборе дани они, естественно,
пользовались определёнными привилегиями.
Чтобы
создать «великую тишину» на Руси, Ивану
Даниловичу пришлось навести относительный
порядок на русских землях. Произвол всегда
царил на них, и потому немалая часть собранной
дани просто присваивалась и разворовывалась
«сильными людьми». На дорогах «трудились»
разбойники. Иван Данилович считал борьбу
с разгулом «лихих людей» одной из основных
великокняжеских задач.
Покончить
с разбойничьими шайками, татями
(ворами) мешала существовавшая тогда
судебная система. По древней традиции
право судить имели крупные земельные
собственники – бояре, монастыри, церковные
иерархи. Попавшиеся преступники зачастую
просто откупались и продолжали совершать
преступления.
Иван
Калита передал в ведение московской
администрации борьбу с тяжкими
преступлениями («татьба, разбой, душегубство»).
Классик российского летописания С.М.Соловьёв
в своих сочинениях повторил то, что было
сказано о великом князе в далёкую старину
– что он «избавил русскую землю от татей».
Другой российский историк В.О.Ключевский
сказал, что Иван Данилович «первый начал
выводить русское население из того уныния
и оцепенения, в какое повергли его внешние
несчастия. Образцовый устроитель своего
удела, умевший водворить в нём общественную
безопасность и тишину, московский князь,
получивший звание великого, дал почувствовать
выгоды своей политики и другим частям
Северо-Восточной Руси. Этим он подготовил
себе широкую популярность, то есть почву
для дальнейших успехов».
В
чертах характера Ивана Калиты одной
из самых значимых видится «любовь»
к московскому купечеству. Ему нравилась
смекалка купцов, их деловитость и расчётливость,
готовность к риску в торговых операциях,
а главное – они исправно пополняли княжескую
казну. Более того, нередко во времена
безденежья купцы Москвы выручали правителя.
Но справедливости ради следует заметить,
что и купечество облагалось тяжёлыми
налогами и правежами за долги. Иван Калита
много занимался развитием налоговой
системы в своём княжестве, это был основной
источник его личных доходов. Тем не менее,
факт остаётся фактом: московская торговля
уверенно шла в гору и соперничать с ней
теперь могли лишь новгородские купцы.
Экономическое
и хозяйственное возрождение
Русской земли связывалось с
одним из великих деяний Ивана
Даниловича – с тем, что именно
он получил у хана Золотой Орды
право собирать дань в его казну. Это
общепризнанная заслуга московского князя
перед современниками.
Во время правления Ивана Калиты приобрело
международный политический вес и стало
претендовать на все древнерусское наследство
Литовско-Русское княжество, объединявшее
в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск,
Литву, в последствии Среднее Приднепровье.
Орда поощряла и более разжигала противоречия
между двумя великими княжествами, поочередно
принимая сторону одной из сторон, следуя
еще выработанной при Чингисхане политике.
Все эти достижения ордынской политики
в Восточной Европе оказались возможными,
видимо, потому, что в самой Орде происходили
тогда важные изменения. С этого времени
начинается бурный рост Московского княжества,
укрепление его авторитета среди русских
князей. Ко времени правления Ивана 1 Калиты
относится расширение территории Московского
княжества и усиление значения Москвы
, которая стала основой объединения Разрозненной
Руси в единое государство с единым правительством
, с единым руководством . Ведя осторожную
политику в отношении Золотой Орды и используя
ханов как орудие для выполнения своих
замыслов , Иван1 Калита ослабил Тверское
княжество ,соперничавшее с Московским
.
С
именем Ивана Калиты связано введение
новой торговой пошлины – «тамги».
Тамга дополнила старую русскую торговую
пошлину – «осьмичное», равное восьмой
части цены товара. Появилась и ещё одна
торговая пошлина – «мыт». Она взималась
при пересечении купеческим обозом границы
княжества, уезда или города.
Немалые
доходы в великокняжескую казну
вносили подмосковные вари, где из собранного
бортниками мёда диких пчёл варилась хмельная
медовуха. Торговля хмельным «мёдом» стала
весьма прибыльным делом на Руси.
Стремление
к возвеличиванию своего стольного
града постоянно побуждало московского
правителя к осуществлению различных
градостроительных проектов. Прежде всего
– к храмовому строительству. Иван Калита
смотрел гораздо дальше своих современников
– с православием он связывал будущее
единение Русской земли, а также видел
в Православной Церкви надёжнейшую опору
своего удельного самодержавия.
В
1329 году закладывается церковь Иоанна
Лествичника. При Успенском соборе
устраивается придел Поклонения веригам
апостола Петра. В московском Кремле
появился свой монастырь – Спасский.
Строился он наподобие Рождественского
монастыря во Владимире. Подмосковные
каменоломни близ села Мячкова работали
круглый год.
1331
год стал одним из самых
тяжёлых в жизни Ивана Калиты.
Сначала в марте умерла его
любимая жена Елена, а в начале
мая небывалый пожар испепелил
деревянный Московский Кремль. Сгорели
крепостные стены, а на строительство
новых, поскольку город оставался почти
беззащитным, требовалось разрешение
хана Золотой Орды. В Сарае же с крайней
подозрительностью смотрели на строительство
даже малых крепостей на Руси и в других
покорённых землях.
Но
тот же 1331 год добавил величие
московскому князю. Сперва умер ростовский
князь Фёдор Васильевич, правивший
в Сретенской половине Ростовского
княжества. Наследников он не оставил.
Затем не стало соправителя Ивана
Калиты по великому княжению Владимирскому
князя Александра Васильевича Суздальского.
В
конце года русские князья съехались
в Сарай. Многие хотели получить ярлыки
на освободившиеся «столы». Но хан рассудил
иначе: всё великое княжение и
Сретенская половина Ростовского княжества
передавались в руки одного удельного
князя – Ивана Даниловича Калиты. Это
был большой политический успех московского
правителя.
В
следующем 1332 году на русские земли
обрушился неурожай и его следствие
– голод. Тысячи людей начали стекаться
в Москву, готовые трудиться за кусок хлеба
из княжеских закромов. Это обстоятельство
позволило Ивану Калите возобновить каменное
строительство с затратой самых малых
средств за труд людей.
Летом
великий князь женился во второй
раз. Сведений о его второй жене осталось
не много. Известно, что она родила ему
двух дочерей – Марию и Феодосию.
Украшая
Москву, Иван Калита начал возведение
Архангельского собора, ставшего в
Московском Кремле первым каменным храмом,
который освятил сам митрополит
Феогност. Построен был собор всего за
«одиного лета». Московские храмы, построенные
Иваном Калитой, просуществовали только
до царя Ивана Васильевича - в ту пору
каменное строительство церковных храмов
оста и т.д.................