Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Особенности воспитания детей в неполных семьях
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 24.04.13.
Год: 2013.
Страниц: 26.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………….с.3-6
1. Теоретические аспекты процесса
воспитания в неполных семьях ……...с.7-27
1.1. Влияние стилей
родительского отношения в неполной
семье
на формирование
личности ребенка ………
с.7-15
1.2. Особенности характера детей
из неполных семей ……….с.14-20
1.3. Условия совершенствования
процесса воспитания
в неполных семьях
………..………..с.20-27
2. Организация
помощи неполной семье ………………...с.28-39
2.1. Анализ существующего
опыта оказания социальной помощи
неполной семье
……….с.28-34
2.2. Анализ опыта
работы
Отделения профилактики
безнадзорности детей и подростков
ГОУ СО «Центр социального
обслуживания населения» г. Кушвы ……..с.34-39
Заключение
………с.40-41
Список использованной
литературы ……….с.42-43
ВВЕДЕНИЕ
Семейное воспитание
происходит в процессе жизни – в отношениях, делах
и поступках, которые совершает ребенок.
Из своих отношений к отцу, матери он усваивает
первые обязанности перед обществом. В
семье ребенок рано приучается к труду.
Под влиянием семейных принципов и всего
семейного уклада воспитывается твердость
характера, гуманизм, сосредоточенный
ум. Именно в семье ребенок наблюдает и
испытывает чувство любви к родителям
и сам получает от них эту любовь и ласку.
Семейное воспитание, как всякий
организованный процесс предусматривает
определенную целеустремленность, постановку
конкретных задач. Главной целью воспитания
детей в любой семье составляет всестороннее
развитие личности, сочетающей в себе
духовное богатство, моральную чистоту
и физическое совершенство. Достижение
этой цели необходимо достигать и в неполных
семьях, количество которых в настоящее
время постоянно растет. Очевидно, что
сделать это будет намного труднее, так
как все ложиться на плечи одного из родителей,
матери или отца. В каждой пятой российской
семье с несовершеннолетними детьми
отсутствует один из родителей [4, с.13].
Так, если в 1993 году доля детей,
родившихся в России у женщин, не
состоящих в зарегистрированном
браке, составляла 18%, то в
1997 году она превысила 25%. Ежегодно,
по данным Госкомстата, распадается
500-600 тысяч браков, также образуя
неполные семьи, и почти столько
же детей в возрасте до 18
лет становятся детьми семей группы риска.
Часто взрослым
не хватает времени, знаний, сил, возможностей
для осуществления полноценного
развития ребенка в условиях неполной
семьи. В последние годы специалисты
чаще стали обращать внимание на специфику
положения этих семей в нашем обществе.
Негативные процессы, порожденные современной
социально-экономиче кой ситуацией, проявляются
особенно ярко, именно на воспитании детей
из неполных семей. Развод родителей,
нестабильный, конфликтный стиль отношений
в таких семьях искажают условия ранней
социализации, оказываясь причиной нервно-психических
расстройств, фактором риска возникновения
асоциального поведения, личностной деформации,
способствуя возникновению проблем взаимоотношения
ребенка с социальным окружением. Все
это затрудняет решение воспитательных
задач в условиях неполной семьи.
Как мы уже отметили,
среди проблем неполной семьи
особенно актуальной является проблема
ее функционирования как института
воспитания и социализации детей.
Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполных
семьях, прежде всего, связаны с воздействием
негативных экономических факторов. В
среднем по регионам России среди неполных
семей доля "бедных" составляет 60,9%,
а доля "зависимых от пособий" - 18,9%
от их числа. Таким образом, неполные семьи
имеют серьезные материальные проблемы,
фактически все они зависят от социальной
поддержки государства и попадают в низкодоходные
группы населения.
По мнению И.
Дементьевой, неполные семьи преимущественно
материнские, в связи с этим дополнительную угрозу им представляет
нынешняя политика занятости в стране,
так как идет вытеснение женщин с рабочих
мест в сферу низко оплачиваемых учреждений
[4, с.15].
Следующая проблема
неполной семьи заключается в
здоровье детей. Ученые пришли к выводу, что дети из неполных семей
значительно чаще, чем дети из полных семей,
подвержены острым и хроническим заболеваниям,
протекающих в более острой форме [4, с.14].
При этом неблагополучные показатели
здоровья детей связаны не только с влиянием
стрессов развода, но и с низкой медицинской
активностью матери (отца). Таким образом,
основными факторами риска здоровья в
неполной семье являются: наличие вредных
привычек, социально-бытовая и жилищная
неустроенность, несоблюдение гигиенических
норм жизни, самолечение и т. п.
Из всего
выше сказанного следует, что специфический
образ жизни семьи с одним
родителем ощутимо отражается на
воспитательном процессе. В рамках
воспитательной деятельности взрослым
не удается осуществить полноценный
контроль над детьми и в целом
эффективно влиять на их поведение.
Изучением проблемы
воспитания в неполных семьях занимаются
И.Дементьева, Н.Зубарева, М.А. Костенко и другие [4,
10]. К примеру, И. Дементьева и Н. Зубарева
в своих работах затрагивают такие вопросы,
как степень социальной ответственности
подростков из неполных семей, технология
индивидуальной работы с детьми и подростками
из неполных семей, негативные факторы
воспитания детей в таких семьях. Одним
из основных критериев эффективности
семейного воспитания И. Дементьева считает
идентификацию детей с родителями, также
она затрагивает вопрос об образовании
и профессиональной ориентации детей
развода, психологические особенности
личности таких детей [4. 10].
Таким образом, изложенное выше обосновывает
проблемный аспект темы «Потребность
неполной семьи в помощи социальных служб»
и проблема воспитания детей в условиях
неполной семьи требует более подробного
рассмотрения.
В связи с
этим, объект исследования - процесс воспитания детей
в неполных семьях.
Предмет
исследования - социально-педагогиче кая
помощь, оказываемая неполной семье в
воспитании ребенка.
Целью
данной работы является выявление эффективных
форм и методов социально-педагогиче кой
помощи данным семьям в современных условиях.
Гипотеза: мы предполагаем, что существующая
система помощи неполным семьям, в целом,
неэффективна.
Для достижения
поставленной цели необходимо реализовать
следующие задачи:
1. Изучить научную литературу
по данной теме;
2. Раскрыть влияние стилей родительского
отношения на формирование личности ребенка;
3. Изучить особенности характера
детей из неполных семей;
4. Раскрыть формы и методы социально-педагогиче кой
помощи неполной семье в воспитании детей;
5. Изучить опыт работы отделения
профилактики безнадзорности детей и
подростков Государственного областного
учреждения социального обслуживания
«Центр социального обслуживания населения»
г. Кушвы.
В процессе исследования
нами были использованы следующие методы: анализ научной литературы,
сравнение, наблюдение, изучение и обобщение
опыта.
1. Теоретические аспекты
процесса воспитания детей в неполных
семьях
1.1. Влияние стилей родительского
отношения в неполной семье на формирование
личности ребенка
При рассмотрении
процесса воспитания детей необходимо
изучение стилей родительского отношения
в неполных семьях. Какие же семьи можно
отнести к этой категории? Неполная семья
– это когда в семье есть лишь один родитель
с одним или несколькими детьми. Причинами
этого может быть смерть одного из супругов,
или развод, который происходит в связи
со злоупотреблением спиртными напитками,
бытовой неустроенностью супругов, супружеской
неверностью, с проблемами распределения
домашних обязанностей, с психологической
несовместимостью. Но нередко неполная
семья образуется и в результате внебрачного
рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой
женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях
отличаются большой самостоятельностью,
понятливостью и эмоциональностью.
Неполная семья
может относиться к благополучным
или неблагополучным семьям, семьям
группы риска или асоциальным семьям
[9, с.17]. Дадим краткую характеристику каждой
из названных семей. Благополучные семьи
успешно справляются со своими функциями,
практически не нуждаются в поддержке
специалиста по социальной работе, так
как за счет адаптивных способностей,
которые основываются на материальных,
психологических и других внутренних
ресурсах, быстро адаптируются к нуждам
своего ребенка и успешно решают задачу
его воспитания и развития. В случае возникновения
проблем им хватает однократной помощи.
Неблагополучные
семьи, имея низкий социальный статус
в какой-либо сфере жизнедеятельности
или в нескольких одновременно, не справляются
с возложенными на них функциями, их адаптивные
способности существенно снижены, процесс
семейного воспитания ребенка протекает
с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Для данного типа семьи необходима активная
и обычно продолжительная поддержка со
стороны специалиста по социальной работе.
В зависимости от характера проблем специалист
оказывает таким семьям консультативную,
образовательную, психологическую, посредническую
помощь в рамках долговременных форм работы.
Семьи группы риска
характеризуются наличием некоторого
отклонения от норм, не позволяющего определить
их как благополучные, например неполные
семьи малообеспеченные и т.п., и снижающего адаптивные способности
этих семей. Они справляются с задачами
воспитания ребенка с большим напряжением
своих сил, поэтому специалисту по социальной
работе необходимо наблюдать за состоянием
такой семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими
факторами, отслеживать насколько они
компенсированы другими положительными
характеристиками, и в случае необходимости
предложить своевременную помощь.
Асоциальные семьи
- те, с которыми взаимодействие протекает
наиболее трудоемко и состояние
некоторых из них нуждается в коренных изменениях.
В этих семьях, где родители ведут аморальный,
противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые
условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеничес им
требованиям, воспитанием детей, как правило,
никто не занимается, дети оказываются
безнадзорными, полуголодными, отстают
в развитии, становятся жертвами насилия,
как со стороны родителей, так и со стороны
других граждан того же социального слоя.
Работа специалиста по социальной работе
с этими семьями должна вестись в тесном
контакте с правоохранительными органами,
а также органами опеки и попечительства.
Особое внимание
необходимо обратить на взаимоотношения
между всеми членами неполной
семьи в каждой из этих семей, так
как от этого зависит процесс
формирования личности ребенка, в ней воспитывающегося. Чтобы
изучить возможные отношения между взрослыми
и детьми в неполных семьях, необходимо
знать существующие стили родительского
отношения к детям. В данной работе под
стилем семейного воспитания будем понимать
многомерное образование, включающее
когнитивный, эмоциональный и поведенческий
компоненты.
В рамках данной
работы необходимо рассмотреть существующие
классификации стилей родительского
отношения. Подробнее остановимся
на классификации стилей предложенной Д. Боумридом
[23, с.39]. На основе своих наблюдений Д. Боумрид
выделяет три типа детей, характер которых
соответствует определенным методам воспитательной
деятельности их родителей.
У авторитетных родителей
в неполных семьях инициативные, общительные,
добрые дети. Каких же родителей мы можем
назвать авторитетными? Авторитетны те
родители, которые любят и понимают детей,
предпочитая не наказывать, а объяснять,
что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний
раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного
поведения и стараются помочь им, чутко
относясь к их запросам.
Дети таких
родителей обычно любознательны, стараются
обосновать, а не навязать свою точку
зрения, они ответственно относятся
к своим обязанностям. Им легче
дается усвоение социально приемлемых
и поощряемых форм поведения. Они более энергичны
и уверены в себе, у них лучше развиты чувство
собственного достоинства и самоконтроль,
им легче удается наладить хорошие отношения
со сверстниками.
Авторитетные
родители стараются не акцентировать
свое внимание на сложившейся ситуации, в частности на возникновении
неполной семьи. Они уверены в своих силах,
в своих возможностях. Подсознательно
родители передают этот эмоциональный
настрой детям. Тем самым, способствуют
формированию у них чувства защищенности
от жизненных трудностей.
Для авторитетных
родителей свойственна высокая
степень вербального общения
с детьми, включаемость детей в
обсуждение семейных проблем, успешность
ребенка при готовности родителей
всегда прийти на помощь, стремление к
снижению субъективности в видении ребенка. Ограничения ребенка
существуют, но серьезные разногласия
по поводу дисциплинарных мер отсутствуют,
так как ребенок четко понимает смысл
ограничений. Ограничения родителей могут
быть постоянными и жесткими, но они признаются
ребенком, как справедливые и обоснованные.
Родители стараются, чтобы дети развивали
свои способности в интеллектуальной
и эмоциональной сферах, межличностном
общении, настаивают на необходимости
и праве детей на самостоятельность. Если
данный стиль отношений существует в неполной
семье, то эту семью можно считать благополучной.
Д. Боумрид подчеркивает,
что у авторитарных родителей дети становятся раздражительными,
склонными к конфликтам [23, с. 46]. Авторитарные
родители считают, что ребенку не следует
предоставлять слишком много свободы
и прав, что он должен во всем подчиняться
их воле, авторитету. А на самом деле авторитета
нет, есть боязнь. Не случайно эти родители
в своей воспитательной практике, стремясь
выработать у ребенка дисциплинированность,
как правило, не оставляют ему возможность
для выбора вариантов поведения, ограничивают
его самостоятельность, лишают права возражать
старшим, даже если ребенок прав.
Авторитарные
родители чаще всего не считают нужным
хоть как-то обосновывать свои требования.
Жесткий контроль над поведением ребенка — основа
их воспитания, которое идет дальше суровых
запретов, выговоров и нередко физических
наказаний. Наиболее часто встречающийся
способ дисциплинарного воздействия —
запугивание, угрозы. Такие родители исключают
душевную близость с детьми, они скупы
на похвалы, поэтому между ними и детьми
редко возникает чувство привязанности.
Однако жесткий контроль редко дает положительный
результат. У детей при таком воспитании
формируется лишь механизм внешнего контроля,
развивается чувство вины или страха перед
наказанием и, как правило, слишком слабый
самоконтроль, если он вообще появляется.
Дети авторитарных родителей с трудом
устанавливают контакты со сверстниками
из-за своей постоянной настороженности,
и даже враждебности к окружающим. Они
подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие
этого - несчастны.
У снисходительных
родителей дети становятся импульсивными
и агрессивными. Как правило, снисходительные
родители не склонны контролировать своих
детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится,
не требуя от них ответственности и самоконтроля.
Такие родители разрешают детям делать
все, что им захочется, вплоть до того,
что не обращают внимания на вспышки гнева
и агрессивное поведение, в результате
которых случаются неприятности. У детей
же чаще всего возникают проблемы с дисциплиной,
нередко их поведение становится просто
неуправляемым. Родители обычно приходят
в отчаяние и реагируют очень остро, грубо
и резко высмеивают ребенка, а в порывах
гнева могут применять физическое наказание.
Они лишают детей родительской любви,
внимания и сочувствия [23, с.48].
В неполных семьях
оставшийся родитель пытается найти
для себя оправдание, если не справляется
с воспитанием ребенка. Мать (отец)
не стремится исправить сложившуюся
ситуацию, а все бросает на самотек. Известно,
что "попустительств и вседозволенность
со стороны матери приводит к развитию
неадекватных представлений о самом себе,
об окружающем мире, способах конструктивного
взаимодействия с другими людьми" [1,
с. 28].
Следующая классификация, которую мы
рассмотрим, была предложена Е.Т. Соколовой.
Обобщив опыт своей работы в психологической
консультации [19], она выделила следующие
стили отношений "мать – ребенок":
сотрудничество, изоляция, соперничество,
псевдосотрудничеств .
Одним из выделяемых стилей является сотрудничество.
При этом стиле отношений в общении матери
и ребенка преобладают поддерживающие
высказывания над отклоняющими высказываниями.
В общении присутствуют взаимоуступчивость,
гибкость (смена позиций ведущего и ведомого).
Мать побуждает ребенка к активности.
Данный стиль отношений наиболее благоприятный
при воспитании детей в неполных семьях.
Ведь ребенку необходима поддержка, чувство
защищенности, любовь, а мама единственный
человек, который может дать это в условиях
неполной семьи.
В общении в
таких семьях матери стараются установить
равенство позиций. Равенство позиций
означает признание активной роли ребенка
в процессе его воспитания. Ребенок
является активным субъектом самовоспитания.
Мать может стать властителем души своего ребенка лишь
в той мере, в какой ей удается пробудить
в ребенке потребность в собственных достижениях,
собственном совершенствовании. В свою
очередь ребенок оказывает несомненное
воспитывающее воздействие на маму. Под
влиянием общения с собственным ребенком,
включаясь в разнообразные формы общения
с ним, мама изменяется в своих психологических
качествах, ее внутренний мир заметно
трансформируется.
Другим стилем
отношений "мать – ребенок" является изоляция. При данном стиле воспитания
в семье не принимается совместных решений.
Ребенок изолируется и не хочет делиться
своими впечатлениями и переживаниями
с матерью. Если в неполной семье сложился
именно этот стиль отношений, то ребенку
будет очень трудно справиться с возникающими
у него проблемами. Ребенок будет расти
замкнутым, скрытным, это может повлечь
за собой возникновение проблем в общении
со сверстниками, в обучении и в процессе
развития в целом. Матери следует строить
общение с ребенком на желании познавать
своеобразие его индивидуальности. Постоянное
тактичное всматривание, чувствование
эмоционального состояния, внутреннего
мира ребенка, происходящих в нем изменений,
особенностей его душевного строя – все
это создает основу для глубокого взаимопонимания
между ребенком и матерью в любом возрасте.
Следующим стилем
отношений "мать-ребенок&q ot; является соперничество. При этом стиле воспитания
партнеры по общению противостоят друг
другу. Критикуют друг друга, реализуя
потребности в самоутверждении и симбиотической
привязанности. В таких неполных семьях
возможны частые конфликты, непонимание
друг друга и как следствие эмоциональная
холодность. И как не странно, такое положение
устраивает и ребенка и мать. С одной стороны
у ребенка формируется стремление к самостоятельности,
к самоутверждению, а с другой стороны
складываются не совсем благоприятные
взаимоотношения с близкими людьми.
Последний стиль
отношений, который был предложен
Е.Т. Соколовой, является псевдосотрудничество При данном стиле мать и ребенок
проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных
решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с
таким стилем воспитания со стороны, кажутся,
без серьезных проблем, но это не совсем
так. В характере ребенка формируется
такая негативная черта, как эгоизм.
Таким образом,
Е.Т. Соколова выделяет четыре стиля
родительского отношения "мать – ребенок".
Положительное влияние на развитие ребенка
в неполной семье оказывает использования
такого стиля воспитания, как сотрудничество.
Данная классификация отношений относится
к неполной семье, во главе которой стоит
мама.
Если семья
является неполной, то мать старается
как можно чаще, баловать ребенка,
что "препятствует развитию у ребенка
социального интереса, или общественного
чувства – способности интересоваться
другими людьми и принимать участие в совместной деятельности"
[1, с. 142]. А.И. Захаров считал, что "баловство
ребенка ведет к возникновению аномалий
формирования личности в детском возрасте"
[8, с. 165]. А.В Петровский писал: "Изнеживающее
(расслабляющее) воспитание формирует
субъективизм и непостоянство характера
у детей" [16, с. 37].
Следует отметить,
что возможно сочетание нескольких
стилей отношений в неполной семье.
Таким образом,
проведенный анализ литературы по данному
вопросу позволяет нам еще
раз убедиться в том, насколько велика роль семьи, а именно
родителей, в становлении здоровья и психики
ребенка. В неполных семьях вопросу воспитания
ребенка необходимо уделять значительно
больше внимания, так как ответственность
за всестороннее гармоничное развитие
личности ребенка ложится на плечи одного
из родителей.
1.2. Особенности характера детей
из неполных семей
Как мы выяснили,
в процессе воспитания могут быть
использованы различные стили отношений,
многие из которых не способствуют
благоприятному развитию личности ребенка.
В процессе воспитания в характере
ребенка при данных стилях возможно формирование
своеобразных черт характера. Для нас
наибольший интерес представляют черты
характера детей из неполных семей. Поэтому
более подробно рассмотрим особенности
характера именно у детей из таких семей.
В неблагополучной
неполной семье ребенок фактически
безнадзорен и, следовательно, на него
воздействуют отрицательные примеры.
Чаще всего в неполных семьях отсутствует
единая твердая линия воспитания,
это то, что обычно порождает слабохарактерность, избалованность
ребенка.
На возникновение
некоторых особенностей характера
влияет также неумение учитывать
возрастные особенности ребенка. Таким
образом, неудовлетворение подростком
потребности быть или хотя бы казаться
взрослым, отношение к нему как к ребенку, часто приводит
к появлению и закреплению у него упрямства,
капризности, негативизма, грубости. Возможны
и более серьезные деформации черт характера.
Незнание возрастных особенностей ребенка
может вызвать крупные и продолжительные
конфликты с членами всей семьи, скрытую
или явную войну с ними. Следует отметить,
что члены неполной семьи не всегда своевременно
реагируют на появление особенностей
характера у детей, которые являются их
недостатками. А между тем, чем быстрее
с ними начать бороться, тем легче искоренить.
В противном случае они закрепляются в
структуре личности ребенка. Тогда для
искоренения отдельных недостатков характера
надо будет влиять на связанные с ними
другие психические качества, а то и на
всю личность. Понятно, что сделать это
бывает очень сложно.
Недостатки
характера – это устойчивые отрицательные
формы поведения человека. Поэтому,
прежде чем говорить о недостатках
характера ребенка, надо убедиться
в их устойчивости, а не эпизодичности,
вызванной переходящими обстоятельствами.
Для этого поведение ребенка надо пронаблюдать в
другой обстановке и в другое время. Необходимо
знать, что не все индивидуальные черты
выражают характер человека, а только
наиболее существенные. В категории привычных
недостатков характера выделяют два вида:
проявляющихся в его работе и в отношении
его к себе и другим людям. Первый вид:
леность, пассивность, неорганизованность,
отсутствие настойчивости. Второй вид:
эгоизм.
Более подробно
рассмотрим перечисленные недостатки
детей из неполных семей. К первому
виду недостатков характера относится леность. Леность
проявляется в отсутствии желания трудиться
и учиться. По многим причинам леность
справедливо считается крупнейшим недостатком
характера детей и взрослых. Трудовая
и учебная деятельности необходимы для
психического и физического развития
человека. Недаром труд используется даже
как средство лечения. Лишенный трудолюбия
ребенок оказывается не адаптированным
к миру взрослых, к самостоятельной жизни.
Отсутствие у ребенка потребности в посильном
систематическом труде лишает его радости
жизни и нередко приводит к деградации
личности. Недаром издавна говорят, что
праздность – мать всех пороков.
Что является причиной
появления лени у детей? Их несколько.
Во-первых, это отрицательное влияние
окружающей среды и чрезвычайно
заботливой мамы. Некоторые матери стремятся
всячески оградить своих детей от любого
труда и дать им больше развлечений. Они
сами воспитывают из них "лентяев".
Для преодоления тяжести труда в мире
взрослых ребенка надо приучать с малолетства
к посильным видам трудовой деятельности,
обнаруживать и развивать его природные
задатки. Требуется тактичная разъяснительная
работа и с самым ленивым ребенком. При
этом важно не уронить авторитет родителя
в глазах ребенка. Не так уж мало членов
неполных семей, особенно среди горожан,
внушающих своим детям пренебрежительное
отношение к физическому труду. Они объясняют
свое поведение стремлением подготовить
своего ребенка к "интеллигентной& uot;
профессии. Таким матерям следует объяснить,
что физическое развитие необходимо и
для человека умственного труда. В противном
случае ребенок станет не только ленивым,
но мало работоспособным человеком. Во-вторых,
леность нередко возникает из-за избалованности
ребенка, когда мама выполняет все его
желания и капризы, не побуждают его к
целенаправленной учебной деятельности.
В-третьих, сильным отрицательным фактором,
способствующим формированию лености,
может оказаться для ребенка бесперспективность
обучения. Дети хотят получить практический
результат от учебы сегодня, а не через
долгие годы. В противном случае многие
из них перестают интересоваться учебой
в школе, становятся ленивыми учениками.
Важно знать, что
воспитательное воздействие на ленивых
детей следует предпринимать
с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Так как, например, у
младших школьников чаще имеем
дело не с ленью, а с неорганизованностью.
А в решении этой проблемы им необходима
помощь. У подростков важно преодолеть
мнение, что учеба – это деятельность
для маленьких детей и также предоставить
им возможность проявить свою взрослость
на уроках в школе.
К данному виду
недостатков характера детей
из неполных семей относится пассивность.
Понятие "пассивный" в словаре С.И. Ожегова
[15] раскрывается как "не проявляющий
деятельности, безучастный, безразличный
к окружающей жизни", а также "зависящий
от деятельности другого, лишенный самостоятельности&qu t;.
В педагогической психологии "пассивный"
обычно толкуется как противоположный
активному, активный с отрицательным знаком.
Изучив соответствующую литературу [8],
мы пришли к выводу, что основными причинами
пассивности ребенка являются пониженная
интеллектуальная активность, недостатки
физического здоровья, дефекты развития.
Основной причиной
интеллектуальной пассивности у
подростков часто является невозможность
проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость.
Также интеллектуальная пассивность детей
может быть результатом болезни или переутомления.
Болезнь всегда подрывает физические
и умственные силы ребенка, лишает желания
чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение
ребенка должно серьезно озадачить маму
и учителей (воспитателей), заставлять
их в первую очередь исключать возможность
заболевания. В случае обнаружения болезни
надо поставить задачу выздоровления
на первое место. Причем важно не только
вылечить ребенка, но и существенно его
укрепить. Часто пассивность возникает
из-за переутомления ребенка. Нередко
бывают виноваты и сами члены неполной
семьи, которые из лучших чувств побуждают
своих детей записываться сразу в несколько
кружков. Особенно опасны перегрузки для
подростков, в организме которых происходят
серьезные изменения. К тому же подростки
часто сами переоценивают свои силы. Отсюда
усиливается опасность физических и нервных
срывов, приводящих в дальнейшем к полной
пассивности в отношении учебы и многих
других видов деятельности. Отметим, что
это нередко случается с подростками,
прежде бывшими активными и хорошо учившимися.
Пассивное поведение
может быть связано как с неправильным
отношением к ребенку, так и с
некоторыми психологическими особенностями
самого ребенка. Например, при слишком
большой опеке детей в неполных семьях
нередко вырастают безучастные, вялые,
унылые, равнодушные дети, ни к чему активно
не стремящиеся. Пассивность также может
возникнуть из-за требования безусловного
послушания родителю, в этом случае ребенок
не стремиться к самостоятельности, активной
деятельности. Необходимо отметить, что
причины пассивности ребенка могут быть
и внутреннего порядка. Одни из них обусловлены
неблагоприятным воздействием темперамента
ребенка. Так, флегматик нередко бывает
инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для
преодоления такого состояния важно не
только его тормошить, внешне побуждать
к деятельности, но и помочь ему формировать
внутренние мотивы деятельности: интересы,
убеждения, стремления.
Следующим недостатком характера ребенка,
воспитывающегося в неполной семье, является
отсутствие настойчивости. Настойчивость
– необходимая черта характера современного
человека. Она выражается в особенности
личности завершать начатое дело и достигать
поставленной цели в процессе достаточно
напряженной и длительной деятельности.
Таким образом, настойчивость связана
с умением осуществлять свои стремления,
т. е. с одним из важнейших видов внутренних
мотивов. Воспитание настойчивости непосредственно
связано с формированием таких черт характера,
как активность, организованность, упорство,
уверенность в себе, сознательность и
другие.
К другому виду недостатков характера
детей относится эгоизм. Какого человека
мы можем назвать эгоистом? Эгоист – это
себялюбец, предпочитающий во всем свои
личные интересы интересам других людей
и общества, часто пренебрегающий последними.
Жизненная направленность эгоиста – собственное
"Я", личное преуспевание (причем
нередко за счет других). Основными видами
выражения эгоизма являются нарциссизм,
синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности,
эгоцентризм, групповой эгоизм.
Кратко рассмотрим
эти виды эгоизма, чтобы иметь
о них представление. Итак, дети с
нарцисстическим характером чрезвычайно
влюблены в себя. Причем объектом собственной
любви у них, особенно у лиц мужского пола,
не обязательно является внешность. Они
могут обожать себя за внутреннее "совершенство&q ot;
(способности, ум, характер). Синдром Клеопатры,
в свою очередь, выражается у части девочек
в том, что они стремятся обращать на себя
внимание юношей, заигрывают с ними, а
потом без явной причины начинают раздражаться,
зло и грубо насмехаться над своими товарищами.
Важно обнаружить этот синдром и не пройти
мимо, т. к. в будущем этот недостаток характера
может привести женщину к несчастью в
любви и большим трудностям в семейной
жизни. Эгоизм из-за отчужденности может
возникнуть из-за невнимания родителя
к ребенку. В связи с этим у заметной части
молодежи усиливается эгоистическая направленность
личности и все больше проявляются грубость
и жестокость по отношению к окружающим.
Крайним выражением
эгоизма является эгоцентризм. Он заключается
в том, что в центр всей жизни
ребенок ставит свое индивидуальное
"Я". Так, его важной жизненной
потребностью является нахождение в
центре внимания, постоянные похвалы в его адрес, восхищение
его необыкновенными способностями. Ребенок
требует, чтобы родитель думал и заботился
только о нем, жил только для него. Такой
ребенок желает, чтобы в семье все отдавалось
ему. "Семейный" (групповой) эгоизм
возникает при направленности всех помыслов
взрослых членов неполной семьи на материальное
и карьерное благополучие этой семьи при
равнодушии к интересам окружающих.
Матери (отцу) необходимо
не только увидеть и устранить
недостатки характера, связанные с
эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию
у него таких качеств, как альтруизм, товарищество,
забота о слабом. Потому что эти качества
препятствуют формированию эгоизма во
всех его проявлениях.
На наш взгляд,
важно затронуть психологические
особенности личности детей после развода родителей,
так как этой категории детей становится
все больше. Большинство характеристик
детей, переживающих развод, свидетельствуют
о негативном характере его последствий
на личность ребенка. Например, обостренное
беспокойство о здоровье близких объясняется
их опасениями потерять единственного
родителя. Это тревожное чувство формируется
у них на первом этапе распада семьи и
сопровождает их до обретения полной социальной
и материальной самостоятельности. Вторая
группа причин тревожности связанна с
их личными проблемами. Детские страхи
выявляются через переживания разногласий
с родителями, а также через трудности
усвоения школьной программы.
Психологи особое
внимание обращают на повышенную уязвимость
мальчиков в неполной семье и
наличие у них дополнительных причин
для тревожности. В связи с отсутствием
мужского эталона (если мальчик остался
с матерью) идентификации одинокая мать
пытается компенсировать сыну этот недостаток
изменением своей роли. Однако эта смена
стратегии отношений с сыном приводит
к драматическим результатам: женщина
не в состоянии совмещать материнскую
любовь, терпимость и теплоту с отцовской
функцией, основанной на мужской строгости,
требовательности и авторитарности. В
результате мальчик лишается не только
отца, но и частично матери. Эмоциональное
состояние мальчиков более низкое, чем
девочек и связанно с ощущением личностной
изоляции. Мальчики чаще испытывают чувство
одиночества и трудности в общении. У детей
из неполных семей уход родителей связан
с представлениями о предательстве, отсутствием
любви и собственной значимости.
Таким образом,
мы можем сделать вывод, что в
неполных семьях в процессе воспитания,
в характере ребенка могут
сформироваться устойчивые отрицательные
формы поведения. Поэтому воспитывающему
родителю, необходимо иметь представление
о недостатках характера, которые могут
возникнуть в результате использования
неправильного стиля воспитания, для
того, чтобы своевременно их заметить
и постараться исправить. Но все же желательно
не допускать их появления, потому что
исправить недостатки очень трудно.
1.3. Условия совершенствования
процесса воспитания
в неполных семьях
Для того чтобы
не допустить формирование в характере
ребенка, воспитывающегося в неполной
семье, недостатков характера нужно
соблюдать ряд условий в процессе воспитания.
Проведенный нами анализ литературы, позволил
выделить эти условия, выполнение которых
способствует наиболее эффективному воспитательному
воздействию неполной семьи на формирование
личности ребенка. В чем же заключаются
эти условия?
Первым условием
является авторитет и личный пример
матери (отца). Под авторитетом следует понимать
глубокое уважение детьми матери (отца),
добровольное и сознательное выполнение
ее (его) требований, стремление подражать
ей (ему) во всем и прислушиваться к ее
(его) советам. На авторитете основана
вся сила педагогического влияния матери
(отца) на ребенка. Но он не дается от природы,
не создается искусственно, не завоевывается
страхом, угрозами, а вырастает из любви
и привязанности. С развитием сознания
авторитет закрепляется или постепенно
снижается и отражается в поведении детей.
Воспитательная сила личного примера
матери (отца) обусловлена психологическими
особенностями детей: подражательностью
и конкретностью мышления. Дети безотчетно
склонны подражать и хорошему, и плохому,
больше следовать примерам, чем нравоучениям.
Поэтому так важен требовательный контроль
матери (отца) за своим поведением, которое
должно служить детям образцом для подражания.
Положительное влияние примера
и авторитета матери (отца) усиливается,
если нет расхождений в ее (его) словах
и поступках, если требования, предъявляемые
к детям, едины, постоянны и последовательны.
Только дружные и согласованные действия
дают необходимый педагогический эффект.
Важным в создании авторитета является
также уважительное отношение матери
к окружающим людям, проявление к ним внимания,
потребность оказывать помощь. Очень важно,
чтобы мама (папа) не отзывалась плохо
об отце (матери) ребенка каким бы он не
был, так как со временем у ребенка может
сформироваться негативное отношение
к матери (отцу) именно по этой причине.
Наоборот положительный отзыв об отце
(матери) ребенка способствует повышению
авторитета не только отца (матери), пусть
даже отсутствующего, но и матери (отца).
Авторитет матери (отца) во
многом зависит и от отношения к детям,
от интереса к их жизни, к их маленьким
делам, радостям и печалям. Дети уважают
того, кто всегда готов их выслушать и
понять, прийти на помощь, кто разумно
сочетает требовательность с поощрением,
справедливо оценивает их поступки, умеет
своевременно учесть желания и интересы,
наладить общение, способствует укреплению
дружеских отношений. Детям нужна разумная
и требовательная родительская любовь.
Вторым
необходимым условием является педагогический
такт матери (отца). Авторитет матери (отца) поддерживается
ее (его) педагогическим тактом. Педагогический
такт - это хорошо развитое чувство меры
в обращении с детьми. Он выражается в
умении найти наиболее близкий путь к
чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные
воспитательные меры воздействия на их
личность, учитывая возрастные и индивидуальные
особенности, конкретные условия и обстоятельства.
Он предполагает соблюдение равновесия
в любви и строгости, знание действительных
мотивов поступков детей, верное соотношение
требовательности с уважением к достоинству
личности ребенка. Такт матери (отца) тесно
связан с тактом детей - с ответным чувством
меры в поведении, основанном на чутком
и внимательном отношении к людям. Вначале
он проявляется как подражание, вызванное
примером старших, а позже становится
привычкой вести себя тактично.
Третьим
условием, которое необходимо в процессе
воспитания, можно выделить культуру быта
в неполной семье. В понятие культурного быта
включаются правильные взаимоотношения
между членами неполной семьи, уважение
друг друга, а также разумная организация
всей жизни неполной семьи. При этом дети
учатся самостоятельно рассуждать и оценивать
факты и явления, а мама (папа) передает
им жизненный опыт, помогает утвердиться
в правильном суждении и ненавязчиво направляет
их мысли. Беседы с ребенком в свободной
и сердечной атмосфере создают близость
между матерью (отцом) и детьми и становятся
одним из средств материнского (отцовского)
влияния. Неполадки в воспитании часто
возникают там, где общая жизнь неполной
семьи недостаточно организована. Отрицательно
сказываются на характере и нравственных
качествах детей и пережитки старого быта,
сохранившиеся в некоторых неполных семьях:
неправильное отношение к женщине, алкоголизм,
предрассудки и суеверия. На воспитание
детей в неполной семье влияют и внешние
условия: культура домашней обстановки,
соблюдение гигиенических, общекультурных
и эстетических требований.
Четвертое
условие - знание возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Знание особенностей детей
позволяет матери (отцу) научиться правильно
обращаться с ними, повышает ответственность
за их воспитание и обеспечивает единство
и последовательность в требованиях к
детям со стороны всех членов неполной
семьи. Специальные педагогические
знания помогают развивать детскую пытливость,
наблюдательность, простейшие формы логического
мышления, руководить игрой и трудом, разбираться
в причинах детских поступков. Осведомленность
матери (отца) о физиологических и психологических
особенностях детей раннего возраста
помогает ей (ему) не только заботиться
об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно
развивать движения, культурно-гигиеничес ие
навыки, речь, деятельность, общение.
Пятое
условие следующее: удовлетворение потребности
в эмоциональном контакте с отцом (матерью).
У человека, как существа общественного,
имеется своеобразная форма ориентировки
- направленность на психический облик
другого человека. Потребность "ориентиров&quo ;
в эмоциональном настрое других людей
и называется потребностью в эмоциональном
контакте. Причем речь идет о существовании
двустороннего контакта, в котором человек
чувствует, что сам является предметом
заинтересованности, что другие созвучны
с его собственными чувствами. В таком
созвучном эмоциональном контакте и испытывает
потребность каждый здоровый человек,
независимо от возраста, образования,
ценностных ориентаций.
Может случиться
так, что цель воспитания ребенка
оказывается «вставленной» именно
в удовлетворение потребностей эмоционального
контакта. Таким образом, ребенок
становится центром потребности, единственным
объектом ее удовлетворения. Примеров
здесь множество. Это одинокие матери,
по тем или иным причинам испытывающие
затруднения в контактах с другими людьми,
в том числе и с отцом ребенка, и посвятившие
все свое время внукам бабушки. Чаще всего
при таком воспитании возникают большие
проблемы. Матери (отцы) бессознательно
ведут борьбу за сохранение объекта своей
потребности, препятствуя выходу эмоций
и привязанностей ребенка за пределы семейного
круга, что не допустимо. Надо позволять
ребенку общаться с отцом (матерью), если
есть такая возможность, интересоваться
этими отношениями, но не навязчиво, без
иронии.
Шестое
условие заключается в определение родителями
для себя потребности смысла жизни.
Большие проблемы возникают в общении
с ребенком, если воспитание стало у родителя
единственной деятельностью, реализующей
потребность смысла жизни. Потребность
смысла жизни характеризует поведение
взрослого человека. Без удовлетворения
этой потребности человек не может нормально
функционировать, не может мобилизовать
все свои способности в максимальной степени.
Удовлетворение такой способности связано
с обоснованием для себя смысла своего
бытия, с ясным, практически приемлемым
и заслуживающим одобрения самого человека
направлением его действий. Значит ли
это, что человек всегда осознает общий
смысл своих действий, своей жизни? Очевидно,
нет, однако каждый стремится в случае
необходимости найти смысл своей жизни.
Удовлетворением потребности смысла жизни
может стать забота о ребенке. Мать (отец)
или бабушка могут считать, что смысл их
существования является уход за физическим
состоянием и воспитанием ребенка. Они
могут этого не осознавать, полагая, что
цель их жизни в другом. Однако счастливыми
людьми они чувствуют себя только тогда,
когда они нужны. Если ребенок, вырастая,
уходит от них, они часто начинают понимать,
что "жизнь потеряла всякий смысл".
Седьмое
условие заключается в необходимости определения
потребности достижения. У некоторых
матерей (отцов) воспитание ребенка побуждается
так называемой мотивацией достижения.
Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться
того, что не удалось добиться родителям
из-за отсутствия необходимых условий,
или же потому, что сами они не были достаточно
способными и настойчивыми. Например,
мать мечтала играть на фортепьяно, но
условий для этого не было, и теперь ребенку
нужно интенсивно учиться музыке. Подобное
материнское (отцовское) поведение неосознанно
для нее (него) самой приобретает элементы
эгоизма: "Я хочу сформировать ребенка
по своему подобию, ведь он продолжатель
моей жизни...".
Ребенок лишается необходимой
независимости, искажается восприятие
присущих ему задатков, сформированных
личностных качеств. Обычно не принимаются
во внимание возможности, интересы, способности
ребенка, которые отличны от тех, что связанны
с запрограммированными целями. Ребенок
становится перед выбором. Он может втиснуть
себя в рамки чуждых ему идеалов матери
(отца) только ради того, чтобы обеспечить
любовь и чувство ее (его) удовлетворенности.
В этом случае он пойдет ложным путем,
не соответствующим его личности и способностям.
Но ребенок может и восстать против чуждых
ему требований, вызывая тем самым разочарование
матери из-за несбывшихся надежд, и в результате
возникают глубокие конфликты в отношениях
между ребенком и матерью (отцом).
Восьмое
условие заключается в необходимости
критики реализации определенной системы
воспитания. Встречаются неполные семьи,
где цели воспитания как бы отодвигаются
от самого ребенка и направляются не столько
на него самого, сколько на реализацию
признаваемой матерью (отцом) системы
воспитания. Это обычно очень компетентные,
эрудированные матеря (отцы), которые уделяют
своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись
с какой-либо воспитательной системой
и в силу разных причин доверившись ей,
они педантично и целеустремленно приступают
к ее неустанной реализации. Можно проследить
даже историю формирования таких воспитательных
целей, возникающих не редко как дань определенной
моде на воспитание.
Некоторые матери
(отцы) следуют идеям воспитательных
положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего
интеллектуального обучения, или призыву:
"Плавать, прежде чем ходить"; в иных
неполных семьях царит атмосфера сплошного
всепрощения и вседозволенности. Несомненно,
у каждой из этих воспитательных систем
есть свои ценные находки, немало полезного
и важного. Здесь речь идет лишь о том,
что некоторые матери следуют тем или
иным идеям и методам воспитания слишком
послушно, без достаточной критики, забывая
о том, что не ребенок существует для воспитания,
а воспитание для ребенка. Интересно, что
матери (отцы), следующие воспитанию по
типу "реализации системы", внутренне
похожи, их объединяет одна общая особенность
- относительная невнимательность к индивидуальности
психического мира своего ребенка.
Девятое условие
правильного воспитание состоит в формировании определенных
личностных качеств ребенка. Проблемы
независимости обостряются и в тех случаях,
когда воспитание подчиняется мотиву
формирования определенного желательного
для матери (отца) качества. Под
влиянием прошлого опыта, истории развития
личности человека в его сознании могут
появляться так называемые сверхценные
идеи. Ими могут быть представления о том
или ином человеческом качестве как наиболее
ценном, необходимом, помогающем в жизни.
В этих случаях мама (папа) строит свое
воспитание так, чтобы ребенок был обязательно
наделен этим "особо ценным" качеством.
Например, матери
(отцы) уверенны в том, что их сын
или дочь должны обязательно быть
добрыми, эрудированными и смелыми.
В тех случаях, когда ценности
матерей (отцов) начинают вступать в противоречие
либо с возрастными особенностями развития
ребенка, либо с присущими ему индивидуальными
особенностями, проблема независимости
становится особенно очевидной. Казалось,
что, если единственным или основным мотивом
воспитания является потребность эмоционального
контакта, или потребность достижения,
или потребность смысла жизни, воспитание
проводится на укороченной дистанции
и ребенок ограничивается в своей самостоятельности.
При реализации
определенной систе и т.д.................