Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Психические состояния и их учёт в профессиональной деятельности юриста
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 24.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
1.Психические
состояния и их учёт
в профессиональной деятельности
юриста
Юристу-практику необходимо всегда адекватно
оценивать показания свидетелей,
своих подзащитных и других участников
гражданского (уголовного) процесса и
для этого надо знать основные
закономерности и свойства ощущений.
К ним относятся: чувствительность
анализатора (зрительного, слухового
и т.д.) и его характеристики –
нижний порог и верхний порог
чувствительности, а также разностный
порог (минимальная величина различения
силы двух раздражителей).
Восприятие – это психический процесс
отражения предметов и явлений, когда
в сознании человека возникает целостный
образ. Именно знание законов восприятия
помогает юристу в его практической работе
гораздо лучше понимать механизм формирования
показаний свидетеля, оценивать объективность
притязаний клиента (в адвокатуре), выявлять
в ходе ведения дела психологические ошибки
суда, следователей и, соответственно,
давать профессиональные рекомендации.
Юристу самому необходимо вырабатывать
в себе наблюдательность, являющуюся производной
от восприятия.
Память – сложное психическое явление,
которое состоит в способности человека
сохранять в сознании и воспроизводить
различные обстоятельства, имевшие место
в прошлом. Она должна отличаться большим
объемом, прочностью запоминания, точностью
воспроизведения различных деталей правопрводства
и достаточной мобилизационной готовностью
припомнить необходимые сведения, причем
в нужный момент.
Юрист-практик должен и обязан уметь
извлекать из памяти свидетелей, потерпевших,
клиентов необходимую информацию, и,
естественно, он должен обладать и пользоваться
знаниями о закономерностях запоминания,
сохранения и воспроизведения. И
это качество является очень важным
в деятельности следователя, судьи,
адвоката.
Юрист-практик должен в полном объеме
представлять и использовать в работе
различные виды мышления.
Предметное мышление юриста основано
на навыках, опыте (социальном и профессиональном).
В процессе дискурсивного мышления формируются
понятия, делаются выводы, решаются сложные
теоретические задачи. Это основное средство
познавательной деятельности юриста.
Вот почему юрист-практик, и особенно адвокат,
должен следить, как и о чем говорит участник
гражданского (уголовного) процесса, составлять
соответствующее мнение о характере его
мыслительной деятельности, оценивать
уровень его интеллекта.
В профессиональной деятельности юриста,
безусловно, требуется понимание
особого класса психических явлений,
включающих в себя: эмоции, чувства,
тревогу, страх, стресс, фрустрацию, аффект.
Эмоции – это кратковременные переживания
человека, которые выражают его отношение
к происходящему1.
Самому юристу-практику также необходимо
владеть языком эмоций и чувств и
учитывать эти факторы при оценке психического
состояния виновного, подзащитного, свидетеля
и т.д. Например, это касается разрешения
гражданско-правовых споров, связанных
с компенсацией морального вреда субъекту,
перенесшему нравственные и физические
страдания (см. ст. 151, 1101 ГК РФ). В судопроизводстве
оценка тревожности того или иного участника
процесса проводится с учетом личности
субъекта, его социального статуса, самооценки
и т.д. Страх является эмоциональной реакцией
на конкретную, объективно существующую
угрозу. Страх – это проявление инстинкта
самосохранения.
Особой разновидностью страха являются
фобии – навязчивость, неадекватные переживания,
которые имеют в своей основе боязнь конкретного
содержания (открытого, закрытого пространства,
высоты, животных и т.д.).
Юристу-практику надо иметь в виду,
что субъект (подзащитный, гражданский
истец и т.д.) действительно пережил
состояние страха, если в ходе рассмотрения
уголовных дел установлено, что
преступление сопровождалось угрозами,
запугиванием. При разрешении гражданско-правовых
споров признаются недействительными
различные сделки, совершенные под влиянием
угроз.
Стресс – это состояние психической
напряженности, которое обусловлено приспособлением
психики человека, его организма к сложным,
изменяющимся условиям жизнедеятельности.
Такими условиями (в юридической практике)
могут быть как обстоятельства, связанные
с совершением противоправных действий,
так и сама процедура ведения дела, вызывающая
состояние психической напряженности
не только у обвиняемого, свидетеля, подзащитного,
но часто и у следователя, адвоката, судьи.
Юристу-практику следует помнить,
что реакции агрессивного характера
чаще всего наблюдаются у людей
несдержанных, грубых, склонных к психопатии.
Знание психологических мотивов
возникновения фрустрации помогает
юристу понять побудительные причины
противоправных действий против личности.
Фрустрация может привести к эмоциональным
срывам, одной из форм которых является
аффект.
Аффект – на это эмоциональное состояние
давно обращают внимание юристы. Понятие
аффекта зафиксировано в правовых нормах
(ст. 107, 113 УК РФ)2. Аффект – это
кратковременный эмоциональный процесс
взрывного характера, который быстро овладевает
субъектом, очень бурно протекает и характеризуется
значительными изменениями сознания и
снижением контроля над волей.
Знание определенных признаков
аффекта помогает суду, следователю,
адвокату путем работы со свидетелями,
потерпевшими, подозреваемыми собрать
необходимую информацию и произвести
анализ содеянного человеком в состоянии
аффекта.
Библиографический список:
Правовые акты:
1)Уголовный
кодекс Российской Федерации от 13 июня
1996 г. N 63-ФЗ (в последней ред. от 7 декабря
2011 года № 420-ФЗ) // Собрание законодательства
Российской Федерации. №25, 1996, ст. 2954
Научная литература:
1)Романов В.В. Юридическая психология:
Учебник. — М.: Юристъ, 1998. —488 с.
2.Криминогенность дефектов
правовой социализации в семье
и школе
Формирование у личности в процессе
правовой социализации законопослушного
поведения, безусловно, является наиболее
желательной целью. Однако в процессе
правовой социализации возможны социально-негативные
отклонения - от совершения незначительных
правонарушений до преступлений.
Существует общая схема процесса
деморализации с последующей
криминализацией (дефекты социализации)
детей, подростков:
1) конфликты с родителями (дефекты семейной
социализации);
2) трудности, неудачи в школе (дефекты
социализации в школе);
3) контакты, сближение с деморализованными
сверстниками (дефекты социализации в
группах сверстников)3.
Из всех дефектов правовой социализации
личности наиболее социально опасны
дефекты социализации в семье.
Правильная социализация индивида
предполагает усвоение им морально-правовых
норм и правил поведения в обществе.
Первостепенное значение в усвоении
этих норм детьми, подростками принадлежит
семье. Поведение собственных родителей
является эталоном, образцом для детей,
именно с родителей они прежде
всего копируют, "срисовывают&qu t;
образцы поведения. Вот почему важно,
чтобы эти образцы были нравственными,
социально полезными.
Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых
норм, принятых в данном обществе, наблюдаются
"по вине" семьи в следующих
случаях:
- родители словесно и на деле (своими
поступками) утверждают аморальные или
даже антисоциальные образцы поведения.
В этом случае может произойти прямое
усвоение ребенком (подростком) норм асоциального
поведения;
- родители словесно придерживаются общепринятых
нравственных норм поведения, но совершают
действия, поступки, им противоречащие.
В этом случае у детей воспитывается лицемерие,
ханжество, в целом аморальные установки;
- родители вербально (словесно) и на деле
придерживаются общепринятых норм, но
при этом не удовлетворяют эмоциональных
потребностей ребенка (подростка). Отсутствие
же прочных эмоциональных, дружеских контактов
родителей с подростками значительно
затрудняет нормальный процесс социализации;
- родители применяют неправильные методы
воспитания (методы, основанные на принуждении,
насилии, унижении личности ребенка (подростка).
Семьи, для которых характерны наиболее
глубокие дефекты правовой социализации,
провоцирующие детей на совершение
правонарушений и преступлений, криминологи
называют неблагополучными.
Школе как главному после семьи агенту
правовой социализации принадлежит важная
роль в нравственно-правовом воспитании
детей и подростков.
Следует иметь в виду, что у
значительной части детей, чье семейное
воспитание было негативным, отсутствует
или очень слабо выражена социальная
роль учащегося. Такие дети не в полной
мере освоили социальную роль школьника,
которая является для них важнейшей,
социально-значимой.
Как показывает
судебная практика, именно из среды
неуспевающих детей, подростков часто
выходят лица, совершающие вначале
правонарушения, а затем и преступления.
Учителя в целом относятся к
"трудным" резко отрицательно.
Обычно все их попытки справиться
с неуспеваемостью и недисциплинированност ю
этих ребят сводятся к методам
так называемого "негативного
стимулирования" - к нравоучительным
беседам, взысканиям, наказаниям, проработкам
в присутствии всего класса и
т. д. Все это не только не приносит
позитивных результатов, но, наоборот,
еще больше озлобляет и восстанавливает
"трудных" против учителей, против
школы и учебы в целом4.
Положение отвергнутого классным коллективом
вызывает у "трудного" состояние
глубокой фрустрации вследствие невозможности
удовлетворить базисные потребности
в общении с одноклассниками,
в завоевании личного и социального
статуса. Лишенный возможности реализовать
указанные потребности хорошей
учебой и примерным поведением, "трудный"
пытается завоевать определенное положение
среди соучеников по механизму реактивного
образования - с помощью негативизма,
ярко выраженного непослушания, немотивированного
упрямства, демонстративной агрессивности
и конфликтности, бравады отрицательными
качествами, курением, употреблением
спиртных напитков, наркотиков и т.
д.
Таким образом, школа, ПТУ перестают
быть для "трудных" подростков основной
сферой, где они удовлетворяют
потребности в общении и статусные
притязания. Эти ребята теряют прочные
социальные связи с коллективом
класса, приобретают отрицательное
отношение к школе. Они ищут поддержки,
утешения в асоциальных уличных
компаниях, где они "застревают&quo ;
и начинают проводить все свободное
время.
В результате фрустрации основной социально-позитивной
деятельности - учебно-профессиональн й
- образуется своеобразный "вакуум"
социальной активности, который заполняется
"трудными" подростками пустым
и бездумным времяпрепровождением
в уличных компаниях. В итоге
по механизму регрессии они фиксируются,
"застревают&qu t; на примитивных формах
проведения досуга, где удовлетворение
базисных потребностей в общении
и статусных происходит примитивными
способами - курением, выпивками, употреблением
наркотиков, картежной игрой, прослушиванием
низкопробных музыкальных записей.
На этом этапе своей деморализации
"трудные" нередко становятся
правонарушителями, а затем и
преступниками.
Библиографический список:
Научная литература:
3.Подготовка, назначение,
использование СПЭ следователем,
судом
Качество и результативность судебно-психологичес ой
экспертизы во многом определяются подготовительной
работой. Следователь (суд), предвидя возможность
проведения судебно-психологичес ой экспертизы,
направляет свои усилия на получение объективной
информации о личности обвиняемого (потерпевшего,
свидетеля) и ситуации, имеющей значение
для всестороннего изучения, обстоятельств
совершенного преступления.
При выявлении данных о типологических
особенностям высшей нервной деятельности
испытуемого необходимо обращать внимание
на его поведение не только в обычных
условиях, но и, что не менее важно,
в ситуациях повышенной сложности,
когда роль навыков, умений, опыта
значительно уменьшается, а роль
врожденного фактора - природной
организации нервной системы
– возрастает, на его отношение к окружающим,
характер отношений с родителями, эмоциональные
реакции, самооценку, проявление лживости
и многое другое.
При исследовании аффектогенной ситуации
рекомендуется выяснять: характер поступков
окружающих, их высказывания, затрагивающие
самооценку обвиняемого, травмирующие
его психику; обстоятельства, угрожающие
физическому состоянию человека; характер
неожиданно возникшего раздражителя,
непосредственно предшествовавшего противоправным
действиям (внезапное нападение, грубое
оскорбление и т.п.); фактор субъективной
значимости, эмоциональной окрашенности
обстановки совершения преступления,
субъективного восприятия ситуации в
качестве безвыходной, трудно разрешимой;
была ли необходимость быстрого принятия
решения в сложной, конфликтной ситуации5.
К выполнению обязанностей эксперта-психолога,
как правило, допускаются специалисты
с высшим психологическим образованием,
работающие в области психологии (имеющие
ученую степень в области психологии).
Чтобы убедиться в компетентности специалиста,
необходимо выяснить: в какой отрасли
психологии он работает и соответствует
ли круг его профессиональных, научных
знаний содержанию вопросов, выносимых
на разрешение экспертизы; каков стаж
его работы в области психологии и экспертной
деятельности, его профессиональные, научные
возможности.
Экспертиза должна назначаться
и проводиться своевременно, как
только возникли вопросы, для разрешения
которых требуются специальные
познания, и достаточно полно собраны
материалы, необходимые для составления
заключения.
В постановлении следователя, определении
суда о назначении судебно-психологичес ой
экспертизы в описательной части
излагаются обстоятельства дела, указываются
те признаки в поведении лица, его
характерологические особенности
и т.п., которые являются элементами
предмета юридической (общей, инженерной
и т.п.) психологии, рассматриваются
в качестве повода для назначения
экспертизы. Аналогичный подход должен
быть и к составлению ходатайства
защиты о проведении судебно-психологичес ой
экспертизы по делу.
Экспертное заключение должно содержать
психологическую оценку тех или
иных явлений, интересующих органы правосудия.
Эта оценка может выражаться либо
в психологической диагностике,
квалификации исследованных фактических
данных, либо в аргументированных
суждениях об отношении выявленных
фактов к интересующим правоохранительные
органы событиям.
Использованию заключения экспертизы
предшествует его оценка следователем,
судом, которые знакомятся с ним,
обращая внимание на то, насколько
оно соответствует полученному
заданию. Также оценивается научный
уровень заключения, аргументированность
содержащихся в нем выводов, в
каком объеме экспертами использованы
предоставленные материалы, даны ли
исчерпывающие ответы на поставленные
вопросы; насколько полно описана в заключении
проделанная ими работа, какие методы
исследования применялись. В своем заключении
эксперты-психологи должны не только указать,
какие исследования провели и получили
результаты, но и научно обосновать свои
выводы.
В уголовном процессе заключение судебно-психологичес ой
экспертизы используется следователем
(судом) в следующих случаях: 1) при
изучении механизма совершенного преступления;
2) при доказывании и квалификации содеянного.
Заключение судебно-психологичес ой экспертизы
является одним из доказательств фактических
обстоятельств, имеющих значение по делу;
3) для установления обстоятельств, смягчающих
наказание, например, при совершении преступления
под влиянием аффекта, иного состояния
эмоциональной, психической напряженности,
при обнаружении у обвиняемого (подсудимого)
признаков отставания в психическом развитии,
не исключающих вменяемости; 4) в целях
применения справедливых мер уголовно-правового
характера в отношении виновных в совершении
преступлений с учетом их личности6; 5) в тактических
целях: для установления психологического
контакта во время допроса, проведения
других следственных действий; для изобличения,
допрашиваемого во лжи, а также для выяснения
причин неумышленного искажения фактов
свидетелем.
Таким образом, судебно-психологичес ая
экспертиза является важным средством
получения доказательств - фактических
данных о психологических особенностях,
свойствах личности обвиняемого (подсудимого),
потерпевшего, гражданского истца, свидетеля,
объективной оценки показаний свидетелей,
потерпевших, обвиняемых (подсудимых),
выявления обстоятельств, смягчающих
наказание виновному, данных, характеризующих
его личность, а также для установления
психологических причин и условий, способствовавших
совершению преступлений.
Библиографический список:
Правовые акты:
1)Уголовный
кодекс Российской Федерации от 13 июня
1996 г. N 63-ФЗ (в последней ред. от 7 декабря
2011 года № 420-ФЗ) // Собрание законодательства
Российской Федерации. №25, 1996, ст. 2954
Научная литература:
1)Романов В.В. Юридическая психология:
Учебник. — М.: Юристъ, 1998. —488 с.
4.Психограмма личности юриста
Психологическая подготовленность является
комплексным слагаемым профессионального
мастерства юристов.
Она складывается из четырех групп
компонентов:
- профессионально-психологической
ориентированности и чувствительности
юристов (стремление, интерес и
умение понимать психологические
аспекты ситуаций и людей, с
которыми он имеет дело, умение
разобраться в них);
- подготовленности юристов по
психологическим аспектам эффективности
профессиональных действий и
тактики, проявляющейся в понимании
психологических условий эффективности
профессион и т.д.................