Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 24.04.13. Год: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
I. Понятие социальной нормы, социального порядка, соцального контроля:
1. Социальная норма………………2
2. Социальный порядок………………6
3. Социальный контроль………………..9
II. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей ……….11
Список использованной литературы………...14











I Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля.
1. Социальная норма
Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.
Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях( “Социальный” происходит от латинского слова socialis, что означает “общественный”.).
Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
Социальные нормы характеризуются рядом признаков:
1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.
2. Социальные нормы — это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия.
3. Социальные нормы — это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.
Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.
Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
— по способу их у становления (создания);
по средствам охраны их от нарушений.
На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
1. Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
4. Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).
6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов — их красочность и театрализованность.
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.
Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

























2. Социальный порядок
Социальный порядок - философско-социологи еское понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком смысле концепции "СП." призваны ответить на вопрос: "как возможно общество?". В более узком контексте понятие "СП." используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии индивидов и на функционировании социальной системы в целом. Часто употребимыми также являются близкие по смыслу "СП." понятия "морального порядка" и "нормативного порядка". Последний представляет собой систему правил и разделяемых ожиданий, которые регулируют частные социальные ситуации. Идея существования некоей всеобщей формы - порядка - бытия социума возникает в философии античности (Платон, Аристотель). Однако в качестве понятия и конструирующих его концепций "СП." формулируется только в эпоху Просвещения в теории общественного договора. Наиболее известные социально-философски концепции ее принадлежат Гобсу, Локку и Руссо. По утверждению Гоббса, безопасность и порядок в обществе могут быть достигнуты только посредством заключения договора, согласно которому каждый гражданин уступает свою индивидуальную Власть в пользу центральной власти (суверена), получая взамен защиту своей жизни и собственности. Альтернативную концепцию предлагал Локк. "Социальный договор", предложенный им, основывается на "природных законах" - стяжательстве и личном интересе. Руссо представлял "социальный контракт" как основанный на выражении "всеобщей воли" и требующий полного равенства индивидов и возможности демократического участия. Теории "социального договора", предложенные эпохой Просвещения, оказались достаточно привлекательными и плодотворными, разрабатываясь впоследствии (хотя и в существенно измененном виде) гораздо более поздними авторами. Так, Спенсер трактовал СП. в индустриальном обществе, как основанный на совместимых личных интересах и договорных отношениях; к анализу проблематики СП. через условия общественного договора подходили Поппер и Хайек. С некоторой степенью условности можно выделить два классических направления анализа СП. Первое связывают с именами Дюркгейма, Парсонса и социально-философско традицией функционализма. Дюркгейм исходил из критики утилитаристских концепций, в том числе концепции социального договора. Он постулирует центральность морали и духовности в объяснении процессов социальной интеграции и порядка. Продолжая данное рассуждение, Парсонс определил СП. в обществе как основанный на поддержании и принятии социальных норм и ценностей. Различие концепций Парсонса и Дюркгейма в том, что последний не отрицает наличия и необходимости конфликтов и других деструктивных элементов, особенно в периоды быстрых социальных изменений. Парсонс, напротив, ставит во главу угла социальную солидарность и гармонию как необходимое условие СП. Само понятие СП. . в теории Парсонса является антитезой "дезинтеграции&q ot;. Последовательная позиция Парсонса в наделении социального консенсуса и солидарности решающим значением в концепции СП., справедливо подвергалась резкой критике со стороны теоретиков социального конфликта и социальных изменений. Второе направление анализа СП. развивалось в рамках марксистской традиции. Акцентуируя неравенство материального положения и политической власти в капиталистическом обществе как источник постоянного всеобъемлющего конфликта, Маркс определяет СП. как поддерживаемый насильственно, за счет экономического, политического и правового принуждения в обществе. Впоследствии в данную материалистическую трактовку СП. привносится и ценностный нормативный элемент - доминирующая идеология. Наиболее интересные современные концепции СП. не обнаруживают тенденции строгого следования одному из заданных направлений, скорее - напротив. Например, Бурдье основывает теорию С. П. на понятии воспроизводства "современной культуры, которая благоприятствует интересам находящихся у власти через дифференцированную систему дистрибуции знания через образовательные институты", что, по сути, представляет собой оригинальное соединение классических подходов. С критикой обоих направлений выступает в своей работе "Солидарность и раскол" (1992) Д. Локвуд, демонстрируя, что и Маркс, и Дюркгейм оказались не в состоянии удовлетворительно решить поставленную задачу, поскольку использовали в своих доказательствах категории, дополняющие друг друга. Как правило, концепции СП. представляют собой теории макроуровня, но существует ряд социально-философск х направлений, анализирующих воспроизводство и реализацию СП. на микроуровне (теория символического интеракционизма, теория социального обмена и т.п.).















3. Социальный контроль

Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения . Если контроль осуществляется отдельным человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом — семьей , группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем .
Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы , сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений . Это требует от контроля большой гибкости , способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред , и необходимые для его развития , которые следует поощрять .
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях , инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого , если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное в этом старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи , которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое , новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи , нормы , традиции .
Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением .



























II Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей

Личность суверенна. Вопрос о вмешательстве в ее жизнь, об этической стороне социальной регуляции поведения, о формах такой регуляции, о границах и допустимости ее целей, средств и приемов имеет огромное социальное значение. Это значение состоит в том, что регулирование поведения выступает как механизм организации взаимодействия и взаимоотношений людей во всех сферах жизнедеятельности. По существу, речь идет о сути социального процесса, об управлении, упорядочивании всех психологических компонентов этого процесса.
Социальное значение регулирования повеления заключается и в том, что результат регулирования может быть как положительным, общественно значимым, так и отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества Например, воздействие на личность через группу признается наиболее эффективным способом социальной перестройки личности. В то же время малые группы могут выступать не только как проводники и посредники макросоциальных влияний, но и как барьеры, источники помех для таких влияний. В неблагоприятных социальных условиях могут формироваться группы, асоциальные по своим устремлениям, способствующие выработке «группового эгоизма», противопоставлению интересов группы и ее членов интересам общности и общества в целом.
Многообразны механизмы социального регулирования поведения личности – Они делятся на институциональные и неинституциональные.
Содержанием действия механизмов регулировани является:
    создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкции, кодексов);
    регламентация поведения;
    его оценивание;
    определение санкций.
Каналами регулирования социального поведения личности являются:
    малые группы,
    совместная деятельность людей,
    общение,
    общественная практика,
    средства массовой информации.
Социально-психологи еские механизмы регуляции включают все средства воздействия – внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.
Процесс регулирования поведения осуществляется входе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения, социализации и воспитания личности.
В результате регулирования поведения осуществляется взаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения, проходит процесс общения. Общим итогом действия механизмов социальной регуляции может быть манипулирование личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.
Элементами системы социального контроля выступают:
    Технологический, включающий техническое звено, – техническая аппаратура, измерительные приборы и т. д., вообще предметы, предназначенные для целей контроля; технологическое звено в узком смысле – совокупность инструкций, методов организации осуществления контроля.
    Институциональный – обособленные специализированные институты, занимающиеся определенным типом социального контроля (комиссии, комитеты контроля, административный аппарат).
    Моральный – общественное мнение и механизмы личности, в которых нормы поведения группы или личности осознаются и переживаются как собственные требования индивида. Это определяет и личное участие человека в осуществлении определенного вида социального контроля посредством технологических, организационных механизмов и общественного мнения. Сама личность выступает как объект и субъект социального контроля.
Для понимания механизма регуляторного действия социального контроля важное значение имеют особенности неформального неинституционализир ванного контроля. В этом наибольший психологический смысл контроля. Главные особенности этого вида контроля состоят в том, что его осуществление не требует официального утверждения полномочий. Он основывается не на должном положении человека, а на его моральном сознании. Каждый человек, имеющий моральное сознание, может быть субъектом социального контроля, т. е. способным оценивать поступки окружающих и свои собственные поступки. Каждый поступок, совершенный в коллективе (кража, обман, предательство и пр.) является объектом неформального контроля – критики, осуждения, презрения. В зависимости от степени, в которой он затрагивает интересы коллектива, к человеку могут быть применены и институционализирова ные механизмы, административные санкции (увольнение с работы, предание суду и др.). Сфера неформального контроля гораздо шире. Под его воздействие попадают не только совершенные действия, поступки, но и намерения совершить аморальные действия и поступки. Важнейшими психологическими механизмами неформального психологического контроля являются чувство стыда, совесть, общественное мнение. Они определяют эффективность всякого внешнего воздействия на личность. В них и посредством их наиболее ярко выражается взаимодействие внешних и внутренних регуляторов, взаимодействие морали и социальной психологии личности.



Список использованной литературы

1. “ Основа социологии “ С. С. Фролов . г. Москва , = Юрист = 1997г.
2. “ Введение в социологию “ А. И. Кравченко , г. Москва , учебное пособие 1997г.
3. “ Теория социологии “ Г. П. Зинченко , г. Ростов-на-Дону ,1993г.
4. “ Социология. Основы общей теории “ г. Москва , = Аспект- Пресс = , 1994г.
5. “ Социология “ Н. И Смелзер , г.Москва , = Феникс = , 1994г.
6. “ Основы социологии “Харчева , Учебник , г.Москва , = Логос = ,1997г.
7. “ Современная социология права “Кудрявцев , Казимирчук , г.Москва , =Юрист= , 1995г.
8. Абульханова – Славская, К.А. Деятельность и психология личности. / К.А. Абульханова-Славская -М.:Наука, 2003.-512 с.;
9. Андреева, Г.М. Психология социального познания./Г.М. Андреева. – М.:Аспект Пресс, 1999.-544 с.;
10. Андреева, Г.М. Социальная психология./ Г.М. Андреева. – М: Международная педагогическая академия, 2009. – 463 с.;
11. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция повеления./М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1998. – 286 с.;
12. Кон, И.С. Социология личности./ И.С. Кон. – М.: Аспект Пресс, 1999.-314 с.;
13. Рубинштейн, С.Л. Методологические проблемы социальной психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер 2002. – 720 с.;
16. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов/ Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 286 с.;
17. Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии./ Э. Торндайк. – М.:Издательский центр «Академия», 2003. – 258 с.;
- -


и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.