Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Методические основы работы социаьного педагога по формированию социальной активности подростка
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 24.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 20.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Теоретические основы работы социального
педагога по формированию социальной
активности.
1.1 Сущность содержания понятия
социальной активности.
1.2 Работа социального педагога
по формированию социальной активности
Глава 2. Методические основы работы
социаьного педагога по формированию
социальной активности подростка.
2.1 Опытно-экспериментал ное изучение
формирования социальной активности.
2.2 Педагогические условия эффективности
формирования социальным педагогом социальной
активности подростка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Вхождение России
в европейское образовательное
пространство, сложившаяся в стране
социально -экономическая и политическая
ситуация делает актуальной проблему
необходимости изменения приоритетов
в учебно-воспитательно процессе, выдвигая
на первый план не только задачу повышения
качества образования, но и требуя особых
педагогических усилий от школы в решении
проблемы адаптации ребенка в окружающем
социуме.
[12;14;20;22;24;55;60 90]. Констатируя множественность
институтов социального влияния на личность
молодого человека, необходимо особо выделить
воздействие на него и взаимоотношений
в школе, которые выступают одним из факторов
социальной активности подрастающего
поколения, а так же роль социального педагога,деятельност
которого открывает широкие возможности
для воспитания у школьников активной
гражданской позиции [3;4;6;7;8; 19;35;74;79;93; 124].В
условиях демократизации воспитания молодежи
школьные взаимоотношения становится
благоприятной сферой для развития социальной
активности школьников, формирования
среди них лидеров. Подростки, готовя себя
к новым социальным отношениям, учатся
умению преодолевать и разрешать конфликты
в обществе, развивать общественные процессы
в позитивном русле, стараются приносить
пользу обществу, утверждать идеи добра,
справедливости, совершенствоваться и
саморазвиваться.
Понятие социальной
активности в философской, психолого-педагогиче кой
литературе многоаспектно.А.В. Петровский определяет
социальную активность как активную жизненную
позицию человека, выражающуюся в его
идейной принципиальности, последовательности
в отстаивании своих взглядов, единстве
слова и дела.
В педагогической
науке понятие социальной активности
личности претерпело за последние годы изменения. Так, Н.В. Савин в
свое время определял социальную активность
как общественно-политичес ую активность,
представляющую собой
Развитие
социальной активности учащихся
является одной из важнейших
задач современного образовательно-воспитательного
процесса. Главная цель формирования
социальной активности учащихся связана
с формированием гражданина, личности,
способной полноценно жить в новом демократическом
обществе и быть максимально полезным
этому обществу.
Целью нашего исследования
является изучение влияния коллектива на социальную
активность ученика для продуктивной
работы социального педагога над формированием
активной социальной позиции школьников.
Объект: социальная
активность школьников
Предмет: Влияние
классного коллектива на социальную
активность учеников
Гипотиза: Социальному
педагогу необходимо развивать социальную
активность класса в целом, для повышения
ее уровня у каждого члена группы.
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков.
Исследовать методики для анализа взаимоотношений в классе,а так же его сплоченности.
По результатам методик определить дальнейшие действия социального педагога с учениками.
Методы:
Метод теоретического анализа литературы.
Методика определения ценностно-ориентацион ого единства группы (ЦОЕ) (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).
Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
Социометрия.
Методы качественной и количественной обработки данных.
Экспериментальная
база исследования:
МБОУ «СОШ №27» , г.Чебоксары, 8 «А»
Структура работы: Курсовая работа состоит
из введения, теоретической и практической
глав.Заключение.
ГЛАВА
1. Глава 1.Теоретические
аспекты исследования социальной активности
школьников. Влияние коллектива на ученика
в процессе формирования у него социальной
активности.
Харрактеристика жизненной позиции и механизм формирования социальной активности
Если формирование
познавательной активности .школьников
с помощью методов проблемно-развивающего
обучения достаточно широко осуществляется в современной
советской школе, то формирование социальной
активности в ходе учения нуждается в
особом внимании с. Мотивы социальной
отдачи нередко менее развиты у школьников,
чем познавательные мотивы. Разработаны
общие подходы к формированию личности
в коллектива. Для формирования социальных
мотивов учения школьников важным для
коллективной и групповой работы является
наличие совместной деятельности школьников:
выработка общей цели (задачи) совместной
работы и обсуждение ее вариантов членами
группы, поиск способов выполнения этой
общей работы и сопоставление нескольких
различных вариантов способа решения,
определение путей самои взаимоконтроля
в совместной работе, сопоставление разных
способов ее контроля, предлагаемых членами
группы, мотивация к коллективной деятельности—
стремление участвовать в групповой работе,
потребность и желание получить оценку
от других членов группы.
В зависимости
от наличия всех этих компонентов
совместной деятельности учебная работа
в классе может находиться на разных уровнях. Чаще всего
школьники владеют первым уровнем совместной
деятельности, т. е. видят общую цель, но
не могут найти способа ее достижения.
Большую трудность, но вместе с тем и больший
интерес школьников вызывает поиск различных
способов работы, взаимодействие школьников
в ходе этого поиска, который обычно сопровождается
и ярко выраженными положительными эмоциями
общения. Еще позднее складывается мотивация
к коллективной учебной работе. Вначале
она представлена у детей в виде самого
общего нерасчленённого стремления к
контактам, что учитель наблюдает уже
у учащихся начальной школы, а затем постепенно
складываются подлинные социальные мотивы
сотрудничества в коллективной работе
(как правило, к концу средней школы).
Соответственно
совместная деятельность школьников может различаться
по степени их самостоятельности и роли
в ней учителя. Например, учитель может
задавать школьникам общую цель (в этом
случае ему надо проследить, чтобы эта
цель была внутренне принята группой детей),
а способы совместной работы и приемы
ее контроля предлагает найти самим школьникам.
В другом случае учитель в коллективную
работу включает поиск учениками целей
и способов, а контроль сохраняет за собой.
Одним из примеров нежесткой организации
коллективной познавательной деятельности
является ситуация так называемой «мозговой
атаки», когда участникам предлагается
высказывать по данному вопросу любые
идеи, причем и задачи, и способы поиска
вначале ничем не лимитированы, и лишь
позднее они оцениваются и критически
обсуждаются.
Совместная деятельность школьников
может осуществляться в ходе их коллективной
и групповой учебной работы на уроке. Если
названные выше моменты (постановка общей
цели, сопоставление способов работы и
контроля) объединяют часть класса, то
эта работа является групповой, а если
в ней участвует весь класс — то и коллективной.
Совместная
учебная деятельность может различаться
и по форме ее осуществления —
одновременности или последовательности
участия в ней нескольких участников.
В первом случае ученики намечают,
например, общую цель, и все сразу
приступают к ее решению, к сопоставлению
способов. Причем учитель может сталкиваться
и с тем, что цель в групповой работе задается
одним участником, а другие ее только реализуют,
что обусловливается сложными внутригрупповыми
отношениями, проанализированными в названной
выше социально-психологич ской литературе.
В другом случае бывает необходимо, чтобы
один ученик начал работу, а второй продолжил,
т. е. при определении способа своей работы
опирался на результат предыдущего участника
деятельности.
Совместная
учебная деятельность имеет много
и собственно организационных сторон:
число участников в группах, чередование
фронтальных, индивидуальных и групповых
занятий. В литературе высказывается
мысль, что лучше начинать урок с
широкой фронтальной работы, затем
осуществлять разные формы групповой
работы, а ее проведение уже позволит перейти
к подлинно коллективной работе.
В реальном процессе
воспитания необходимо учитывать неравномерность
развития различных компонентов
социальной активности, чтобы влиять на те
ее стороны, которые слабее развиты или
не развиты у отдельных учащихся. Социальному
педагогу нужно изучать особенности учащихся,
организуя общественную работу в классе
таким образом, чтобы в ней принимали в
той или иной степени участие все школьники.
Ученики обычно проявляют интерес к общественной
работе, но у них нет достаточного опыта,
не хватает настойчивости, упорства. Первые
неудачи могут привести их к разочарованию,
сформировать отрицательное отношение
к данной работе, что способствует формированию
таких качеств, как пассивность, равнодушие
к жизни класса, школы, а затем и общества
в целом. Поэтому необходима поддержка
учителя в развитии общественной активности
школьников, распределение поручений
с учетом интересов учащихся, в формировании
ответственного отношения к порученному
делу.
Социальная
активная позиция учащихся успешно
развивается в условиях демократического
стиля педагогического общения,
когда педагог заинтересован
в повышении роли учащихся во взаимодействии,
стремится привлекать каждого из
них к решению общих проблем, когда создаются
наиболее благоприятные условия для самореализации
личности.
Если уже
в начальной школе социальный
педагог проявляет заботу о развитии
самостоятельности учащихся, уважает
их мнение и считается с ним, если ему удается
сформировать коллектив школьников, отличающийся
высокой организованностью и активностью,
у учащихся формируется социальная активная
позиция, которая совершенствуется в дальнейшем.
Немаловажным
условием формирования социальной активности учащихся является
работа социального педагога по обучению
учащихся организаторским умениям. С этой
целью используют систему меняющихся
поручений учащихся, так чтобы каждый
из них смог попробовать свои силы в организационных
делах. Это может быть работа в группах
сменного состава, где каждый ученик имеет
возможность побывать в роли лидера, организатора
какого-либо совместного дела. Обучение
школьников умениям планировать, контролировать,
оценивать свою работу и работу своих
товарищей также является важнейшим фактором
развития их организаторских способностей.
Влияние общества на формирование социальной активности личности школьника.
Активность, как
черта личности, предполагает, что
учащийся становится субъектом деятельности
и руководит своим собственным развитием с учетом
общечеловеческих ценностей, требований
общества и поэтому активность, как личностное
образование, выражает состояние обучаемого
и его отношение к деятельности.
Каждый ребенок, независимо
от особенностей его индивидуального
развития и степени готовности, достигнув
определенного возраста, оказывается
поставленным в соответствующее, принятое
в данном обществе положение. И тем самым
попадает в систему объективных условий,
определяющих характер его жизни и деятельности
на данном возрастном этапе. Соответствовать
этим условиям для ребенка жизненно важно,
так как только при этом он может чувствовать
себя на высоте занимаемого положения
и испытывать эмоциональное благополучие.
Социально ориентированные
воспитательные дела создают необходимые
условия для формирования жизненной позиции
школьников, когда они привлечены к преобразующей
практической деятельности. Это должны
быть серьезные, настоящие и ответственные
дела.
Таким образом, важнейшими условиями
формирования социальной активности учащихся
являются совместная деятельность коллектива
класса, объединенная общей целью, демократический
стиль руководства в коллективе, развитие
гуманистических коллективистских отношений
между учащимися, обучение школьников
организаторским умениям.
Широкие социальные мотивы
(мотивы социальной сугдачи) формируются
причастностью школьника к жизни всей
страны, всей воспитательной работой школы,
семьи. Социальные позиционные мотивы
(стремление утвердить себя через положительную
оценку, мнение окружающих в ходе взаимодействия
и контактов с ними) складываются и развиваются
в общественной работе, в общественно
полезных видах деятельности, в разных
формах коллективной и групповой учебной
работы. Мотивы социального сотрудничества
(стремление осознать и усовершенствовать
способы взаимодействия с другим человеком)
не всегда складываются в рамках школьного
возраста, но также развиваются в ходе
общественных и учебных контактов с окружающими
школьника людьми.
1.3.Влияние жизнидеятельности
классного коллектива на формирование
социальной активности личности школьника.
Обсуждая роль совместной
деятельности школьников для формирования
социальной активности, надо иметь в виду,
что всякая учебная деятельность в классе
в широком смысле слова является совместной.
Ученик никогда не учится как изолированный
индивид, а всегда живет в реальном коллективе
и всегда (явно или неявно, осознанно или
нет) сопоставляет свои действия, их оценку
учителем с действиями и оценками других
учеников, стремится завоевать в той или
иной мере желаемое им место в коллективе
сверстников. Когда социальный педагог
организует коллективную и групповую
работу, это с психологической точки зрения
означает, что он развертывает и выносит
во внешний план все мысленные сопоставления
себя с другим человеком, которые так или
иначе проводит каждый ученик. Благодаря
этому социальный педагог получает возможность
формировать, управлять социальными взаимодействиями
учеников в ходе учения. Исследования
и практический опыт показывают большую
роль коллективной и групповой работы
для воспитания личности школьников и
ее мотивации.
В коллективной учебной работе
складывается умение школьника оценивать
себя с точки зрения другого человека,
а также умение оценивать себя
с разных точек зрения — в зависимости
от места и функции этого школьника
в совместной деятельности. Повышается
также ответственность перед другим человеком
(а на этой основе — и перед обществом
в целом), умение принять решение, касающееся
не только себя, но и другого человека.
Это способствует выработке у школьника
активной жизненной позиции, способности
к саморегуляции и более адекватной самооценке,
приемов согласования своих действий
и координации с другими учениками, умений
преодолевать конфликты в ходе общения.
Показано, что участие
в коллективной и групповой работе
улучшает учебную деятельность и повышает
мотивацию слабоуспевающих школьников.
Через групповую работу учитель может
управлять развитием личностных взаимоотношений
внутри группы и тем самым социальных
мотивов. В условиях групповой и коллективной
работы резко возрастает инициатива школьников,
число вопросов К учителю и товарищам,
число контактов и разнообразных форм
общения со сверстниками в ходе учения.
Таким образом, можно говорить о существенном
влиянии коллективной и групповой учебной
работы на все виды социальной мотивации,а
значит и на социальную активность участников
группы. Социальные мотивы могут поддерживать
интерес к учению там, где не сформированы
познавательные интересы. Вместе с тем
сами по себе они играют неоценимую роль
в гармоническом развитии социальной
активности личности школьника.
В литературе приведен ряд
данных о большом мотивирующем значении
совместной учебной работы. «Ученики
отмечают, что возросло желание самому
понять задание (61,2%) и не отставать
от других (53,4%)». Групповая работа повышает
общий рабочий настрой в классе и снижает
число нарушений дисциплины. «Из ответов
школьников выясняется, что чаще всего
они отвлекаются и занимаются посторонними
делами и разговорами, когда соученик
выполняет задание у доски (66,2%). На втором
месте находятся фронтальные объяснения
учителя, во время которых, по данным 13,4
% учащихся, они занимаются посторонними
делами. На третьем месте стоит фронтальная
работа, во время которой занимаются не
тем, чем нужно, 8,5% учеников. Во время групповой
работы такие случаи отмечены всего 2,1%
учеников. Можно сказать, таким образом,
что групповая работа способствует деловой
направленности учащихся. 63,4% учащихся
пожелало в дальнейшем выполнять задания
в форме групповой работы, 33,1%—в форме
фронтальной работы, а 3,5% —индивидуально»
(СНОСКА: Лийметс X. Й. Групповая работа
на уроке. М., 1975, с, 51, 52).
Следовательно, формы коллективной
и групповой работы оказывают
большое влияние на становление
всех видов социальной активности школьников.
Как мы уже говорили,коллективная
работа класса положительно влияет на
социальную активность подростков. Необходимым
условием для успешной,плодотворно совместной
деятельности является сплоченность учащихся,
которая проявляется как в их поведении
в рамках конкретного труда и трудовых
действий, так и на фоне разнообразного
взаимодействия. Особенно ярко сплоченность
коллектива проявляется в его организованности
- способности к самоорганизации, слаженности,
согласованному преодолению возникающих
сложных ситуаций, присущих моментов во
взаимодействии, иначе говоря, к совместной
эффективной деятельности и к совместному
решению проблем.
При определенной настроенности
членов коллектива на восприятие друг
друга, нельзя обойти вопрос, как она
поддерживается во времени и от чего
зависит ее постоянство. В попытках
решить его, исследователи поставили цель,
- найти средства измерить наличный уровень
групповой сплоченности и определить,
каким способом его можно повысить.
Сплоченность коллектива,
как считает ряд авторов при
описании его социально-психологич ских
характеристик, называют ведущей коллективистской
направленностью.
Сплоченность коллектива
определяется А.А. Гусалиновой как
идейное, нравственное, интеллектуальное,
эмоциональное и волевое единство
его членов, развивающееся на основе
такой объективной характеристики,
как организационное единство.
В.А. Богданов и В.Е. Семенов
рассматривают сплоченность, как
существенный и характерологический
признак первичного коллектива, при
этом экспериментальные способы
обнаружения феномена сплоченности
связывают с анализом системы коммуникаций
и взаимодействий в коллективе.
В.В. Шпалинский считает, что
при использовании традиционных
методических процедур представления
о сплоченности как коммуникативном
объединении людей более или
менее адекватно отражает реальный
феномен диффузных групп, но оказывается
совершенно непродуктивным, когда они
превращаются в методологическую основу
исследования коллектива, объединенного
в первую очередь целями, задачами и принципами
совместной общественно-полезной деятельности
[6]. Авторам ставится задача поиска более
информативных параметров групповой сплоченности,
которые включали бы в себя не только эмоционально-психоло ические,
но, прежде всего содержательные социально-психологич ские
характеристики.
В качестве характеристик
сплоченности А.В. Петровский, исходя из
концепции деятельностного опосредования
групповой активности, предложил выделить
ценностно-ориентацио ное единство, коллективистскую
идентификацию и самоопределение.
Была выдвинута
гипотеза, что в общностях, объединяющих людей на основе совместной,
общественно значимой деятельности, взаимоотношения
опосредствуются ее содержанием и ценностями.
Эта особенность межличностных отношений
обнаруживает себя в том, что член коллектива
избирательно относится к любым влияниям,
принимая одни и отвергая другие, в зависимости
от опосредствующих факторов - убеждений,
принципов, идеалов, целей совместной
деятельности. При этом, как подчеркивает
А.В. Петровский, феномены ценностно-ориентацион ого
единства, коллективистского самоопределения
и идентификации детерминируют важнейшие
социально-психологи еские характеристики
живого социального организма коллектива
[5].
Исследование
феномена групповой активности позволило
Р.С. Немову выделить в качестве одной
из основных характеристик группы ее
сплоченность. При этом сплоченность
коллектива определяется как сходство представления участников
об ожиданиях и нормах, о требованиях и
моральном долге. Отличается, что чем выше
единство мнений членов коллектива по,
тем или иным вопросам, от которых на практике
зависит проявление сверхнормативной
активности, тем большей активности следует
ожидать от членов данного коллектива.
Под сверхнормативной активностью Р.С.
Немов понимает высший критерий эффективности
общественно полезной деятельности коллектива.
Сверхнормативная активность выражается
в соответствии поведения и результатов
деятельности коллектива [4].
Теория деятельностного
опосредования межличностных отношений
в коллективе, предложенная А.В. Петровским,
и вытекающий из нее стратометрический
принцип иерархизации подсистем
межличностных отношений в коллективе
позволили по новому подойти к характеристике
сущности социально-психологич ских явлений
в коллективе и их экспериментальному
изучению.
Взаимоотношения
в коллективе, согласно этой теории,
образуют три качественно своеобразных
уровня или страты. Первую, основную
страту коллектива составляют
отношения к содержанию совместной деятельности,
прежде всего отношения мотивационного
плана. Они образуют ядро социальной психологии
коллектива, складываются в процессе совместной
деятельности и выступают в качестве предпосылки
для формирования отношений 2-х других
страт, второй и третьей. Вторая психологическая
страта коллектива включает межличностные
связи, опосредованные содержанием деятельности.
Среди них выделены и изучены коллективистическое
самоопределение, сплоченность, понимаемая
как ценностно-ориентацион ое единство,
действенная групповая эмоциональная
идентификация, референтность и ряд других
феноменов. В отличие от первого, предметно-мотивацион ого
слоя, они составляют собственно межличностные
связи, причем связи особого рода. Их специфика
состоит в генетической и функциональной
опосредованности содержанием групповой
деятельности. Межличностные связи второго
слоя возникают и развиваются как и отношения
первого слоя, на базе совместной деятельности
и вне ее сформироваться не смогут. В развитом
коллективе отношения второго слоя доминируют
над межличностными связями третьего,
поверхностного слоя. Непосредственные
межличностные связи составляют третий
слой интрагрупповой активности. Они складываются
вне и независимо от совместной деятельности
участников коллектива на основе известных
механизмов межличностного восприятия:
"эффекта мола", "имплицитной теории
личности" и т.п. Образующие поверхностный,
неспецифический слой коллектива, эти
отношения позволяют видеть в нем признаки
происхождения от случайной, диффузной
группы. Отношения этого слоя в отличие
от феноменов второго слоя могут быть
экспериментально выявлены практически
в любой группе, и даже в случайной.
ГЛАВА
2. Опытно-экспериментал ное
изучение взаимоотношений в классном
коллективе.
2.1 Диагностика ценностно-ориентацион ого
единства группы,сплоченности класса.
:Исследования
по методике определения ценностно-ориентацион ого
единства группы (ЦОЕ) (В.С. Ивашкин, В.В.
Онуфриева).
Важным аспектом
групповой структуры является то, насколько сплоченной
она является. Сплоченность группы понимается
как свойство группы, связывающее воедино
ее членов, способствующее симпатии между
членами группы.
Нами было проведено исследование
сплоченности в 8 классе.
Ход выполнения
задания:
Каждый исследуемый
выбирает из анкеты 5 наиболее важных,
с его точки зрения, качеств
личности, необходимых для успешного
выполнения совместной учебной деятельности.
Обработка данных:
• Подсчитать
количество выборов, приходящихся
на 5 самых популярных качеств (Н).
• Подсчитать
количество выборов, приходящихся
на 5 самых непопулярных качеств
(М).
• Вычислите
коэффициент ценностно-ориентационного
единства (С) по формуле.
С=(n-m)/60* 100 %
где n — сумма выборов, которые
получили пять качеств, чаще всего указываемых
на втором экспериментальном этапе;
m — сумма
выборов, которые получили пять
качеств, реже всего указываемых
на втором экспериментальном
этапе;
N — общее
число сделанных испытуемыми
выборов.
С=(43-19)/60*100%=40
Если:
а)
С > 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.
б) 30%
< С< 50%, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла.
в)
в остальных случаях - ЦОЕ низкое,
оценка 1 балл.
Результаты
представлены в таблице №1
Таблица №1
В нашем случае
средний уровень ценностно-ориентационного
единства.
Методика определения индекса групповой сплоченности
Сишора.
Групповая
сплоченность - чрезвычайно важный
параметр, показывающий степень
интеграции группы, ее сплоченность
в единое целое, - можно определить не только
путем расчета соответствующих социометрических
индексов.
Значительно проще
сделать это с помощи методики,
состоящей из 5 вопросов с несколькими
вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно
приведенным в скобках значениям (максимальная
сумма +19 баллов, минимальная - 5). В ходе
опроса баллы указывать не нужно.
Тест:
1. Как бы вы
оценили свою принадлежность
к группе?
a) Чувствую себя
ее членом, частью коллектива (5)
b) Участвую в
большинстве видов деятельности
(4)
c) Участвую в
одних видах деятельности и
не участвую в других (3)
d) Не чувствую,
что являюсь членом группы (2)
e) Живу и существую
отдельно от нее (1)
f) Не знаю, затрудняюсь ответить
(1)
2. Перешли бы
вы в другую группу, если бы
представилась такая возможность
(без изменения прочих условий)?
a) Да, очень отел
бы перейти (1)
b) Скорей перешел
бы, чем остался (2)
c) Не вижу
никакой разницы (3)
d) Скорее всего, остался бы в своей группе (4)
e) Очень хотел
бы остаться в своей группе
(5)
f) Не знаю, затрудняюсь
ответить (1)
3. Каковы взаимоотношения
между членами вашей группы?
a) Лучше, чем
в большинстве коллективов (3)
b) Примерно такие
же, как и в большинстве коллективов (2)
c) Хуже, чем в
большинстве групп (1)
d) Не знаю, затрудняюсь
ответить (1)
4. Каковы у
вас взаимоотношения с руководством?
a) Лучше, чем
в большинстве коллективов (3)
b) Примерно такие
же, как и в большинстве коллективов
(2)
c) Хуже, чем в
большинстве коллективов (1)
d) Не знаю (1)
5. Каково отношение
к делу (учебе) в вашем коллективе?
a) Лучше, чем
в большинстве коллективов (3)
b) Примерно такие
же, как и в большинстве коллективов
(2)
c) Хуже, чем в
большинстве коллективов (1)
d) Не знаю (1)
Уровни групповой
сплоченности
15,1 баллов и
выше - высокая;
11,6 - 15 баллов - выше
средней;
7 - 11,5 - средняя;
4 - 6,9 - ниже средней;
4 и ниже - низкая.
Результаты
представлены в таблице №2
Таблица №2
257/28=9.2
Следовательно,средн й
уровень групповой сплоченности,из чего следует,что
коллектив в процессе формирования.
Социометрия
Методические
указания: социометрическая методика
проводится тогда, когда группа включает
в себя не менее 12 человек и существуют
не менее одного года. Количество выборов
может быть определённым. Статистический
анализ позволяет выявить некоторые количественные
характеристики: взаимность выбора, его
осознанность, устойчивость межличностных
отношений.
Школьникам
предлагается подписать свой листок
и написать на нём фамилии выбранных ими людей из коллектива.
Нужно соблюдать последовательность предпочтений
(в первую очередь(1), во вторую (2), в третью
(3 очередь)).
В зависимости
от характера выявленных отношений
вопросы могут быть различными: «С
кем бы я хотел пойти в поход?».
Учащиеся указали фамилии и имена
тех, кого выбрали. При этом им объяснили,
что их фамилии будут зашифрованы и результаты
сохранены в тайне.
Обработка результатов:
листы с ответами шифруются; то есть
каждому присваивается определенный
номер, который фиксируется в верхнем правом углу листа.
Интерпретация
данных социоматрицы.
«Звезды» -Афанасьева Екатерина(9),Ларкин
Владимир(8)
«Предпочитаемые»
– Борисова М.(5),Веревкина Д.(6),Никитин
Н.(5),Прохорова А.(5)
«Принятые»
– Блок Е., Болодурин П., Голубева
И., Ефремов С.Журавлева Е., Игнатьев Д.,Исаева
М.,Косов А., Лукиянов Г., Никитин Н.,Ожиганов
Н., Петров Д.,Рожнов И., Сергеев Е.,Смирнов
И.,Сидоренко А.,Степанов С.,Тюрина К., Федорова
М.
«Непринятые»
– Михайлова А.(1),Чернов К.(1)
«Отвергнутые» –нет
2.2 Анализ полученных
результатов
Проведенные методики
помогли выявить, что в исследуемой группе большинство
детей имеет более или менее благоприятный
статус. Средний уровень благополучия
взаимоотношений означает благополучие
большинства детей группы в системе межличностных
отношений, их удовлетворенность в общении,
признании сверстниками. Проявляется
интерес к совместной деятельности с выбираемым
ребенком. В данной группе положение Но
все-таки присутсвует некоторая разобщенности
группы. Нельзя оставлять без внимания
непопулярных детей (Михайлова А.,Чернов
К). Следует выявить и развить у них положительные
качества, поднять заниженную самооценку,
уровень притязаний, чтобы улучшить их
положение в системе межличностных отношений.
Также социальному педагогу необходимо
провести работу с учителем, чтобы пересмотреть
его личное отношение к этим детям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый тип коллектива актуализирует
свои специфические механизмы формирования
социальной активности личности. При средней
социометрической сплоченности в коллективе
актуализируется создание ценностные
ориентации и цели совместной деятельности.
Положение учащегося в системе личных взаимоотношений
класса определяется двумя противоположными
тенденциями: коллективизмом и индивидуализмом.
Коллективы,которым присущ индивидуализм,
характеризуются низкой социальной активностью,
а при коллективизме — высокой.
Организация совместной групповой общественно-политичес ой,
учебной и трудовой деятельности старшеклассников
с учетом особенностей взаимоотношений
учащихся в классном коллективе способна
целенаправленно влиять на процесс развития
социальной активности личности.
Список литературы
1.Абульханова-Славс ая, К. А.
Психология и сознание личности (проблемы
методологии, теории и исследования реальной
личности) / К. А. Абульханова-Славская
М.-Воронеж, 1999. - 182 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика творческого
саморазвития / В. И. Андреев. Казань : Изд-во
Казанского университета, 1996. - 567 с.
10. Андромонова,
И. М. Воспитание социальной
акт и т.д.................