Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 18.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Титульная
страница
Контрольная
работа на тему: «Посттравматическое стрессовое
расстройство»
Содержание
Введение
Клиническая типология
и классификация посттравматического
стрессового расстройства (ПТСР), связанного
с последствиями тяжелой психической
травмы, продолжают уточняться. В эту группу
расстройств отнесены затяжные патологические
состояния у военнослужащих, ветеранов
войны, бывших депортированных и экс-военнопленных
после кратковременного или длительного
экстремального воздействия. В качестве
важных характеристик тяжелого психотравмирующего
фактора обозначены неожиданность, стремительный
темп развития катастрофического события
и длительность воздействия, а также повторяемость
в течение жизни.
Помимо тяжести стрессорного
фактора важную роль играет уязвимость
индивидуума к ПТСР, о которой
свидетельствуют не только особенности преморбида (незрелость,
астенические черты, гиперсенситивность,
зависимость, склонность к чрезмерному
контролю, направленному на подавление
нежелательной эмоции), но также склонность
к виктимизации (тенденции оказываться
в роли жертвы при аналогичных ситуациях)
или черты травматофилии (удерживание
травматического опыта). В современном
мире человек постоянно подвергается
различным воздействиям из окружающей
среды. В нашей жизни имеется много источников
психической травматизации индивида,
и симптомы посттравматического расстройства
не редкость среди окружающих людей.
Травмирующие жизненные
события часто влекут за собой
возникновение стрессов, ухудшение
психического здоровья, а затем и
возникновение различных психических расстройств и болезней.
Поэтому, мы считаем важным рассмотрение
темы психической травмы.
Целью работы является исследование посттравматических травм.
Задачи:
проанализировать литературу
- дать определение и выявить основные направления.
Рассмотреть профилактические, диагностические и
реабилитационные процедуры ПТСР.
Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости
Возникает как отставленная
и/или затяжная реакция на стрессовое
событие или ситуацию исключительно угрожающего
или катастрофического характера, которые
способны вызвать дистресс почти у любого
человека (катастрофы, войны, пытки, терроризм
и т.п.). На протяжении жизни ПТСР переносит
1% населения, а у 15% могут возникнуть отдельные
симптомы. К факторам риска развития ПТСР
относятся следующие: характерологические
особенности личности, зависимое поведение,
наличие психотравмы в анамнезе, подростковый
возраст, пожилые люди, наличие соматического
заболевания.
Диагностические критерии:
· травмирующее событие;
· начало расстройства после латентного
периода, следующего за травмой (от нескольких
недель до 6 месяцев, но иногда и позже);
· вспышки воспоминаний ("flashbacks&qu t;),
повторяющие психотравмирующие события.
Они могут появиться спустя десятилетия.
Описан случай, когда у ветерана корейской
войны, спустя 40 лет, имел место "flashbacks&quo ;–эффект,
возникший в момент, когда по телевизору
показывали летящий вертолет, звук которого
напомнил ему военные события;
· актуализация психотравмы в представлениях,
снах, кошмарных сновидениях;
· социальное избегание, дистанцирование
и отчуждение от других, включая близких
родственников;
· изменение поведения, эксплозивные вспышки,
раздражительность или склонность к агрессии.
Возможно антисоциальное поведение или
противоправные действия;
· злоупотребление алкоголем и наркотиками,
особенно для снятия остроты болезненных
переживаний, воспоминаний или чувств;
· депрессия, суицидальные мысли или попытки;
· острые приступы страха, паники;
· вегетативные нарушения и неспецифические
соматические жалобы (напр., головная боль).
У значительной части
лиц ПТСР хронифицируются и часто
сочетаются с аффективными расстройствами
и наркогенными заболеваниями.
Лечение. Необходимость
длительного, комплексного лечения
лиц, перенесших ПТСР, не вызывает сомнений.
При легких случаях ПТСР хорошее действие
оказывает психотерапия. Примирить человека
с его прошлым — смысл большинства методов
психотерапии при ПТСР. Для успешного
лечения психотерапевт должен умело реагировать
на "сильные аффекты", которые столь
часто обнаруживают больные: эмоциональную
лабильность, взрывчатость, ранимость.
Психотерапия помогает больному справиться
с чувством вины, обрести потерянное чувство
контроля над окружающим, справиться с
состоянием беспомощности и бессилия.
Очень важны группы поддержки, в которых
пациенту помогут глубже разобраться
в значении травматического события. В
Америке существуют группы поддержки
ветеранов для жертв военных действий
и военнопленных, в Нидерландах — убежище
для женщин, избиваемых дома, в Киеве начала
функционировать группа для жертв насилия.
Важным этапом психокоррекционной
работы является семейное консультирование.
Необходимо рассказать родственникам
о клинических признаках ПТСР,
о переживаниях и чувствах больного,
о принципах поведения родственников в данной
ситуации. Обязательно необходимо проинформировать
их о длительности течения этого заболевания
и о возможном "flashbacks&quo ;–эффекте. С
близкими родственниками также необходимо
проведение психотерапевтических сеансов,
ибо очень часто поведение больного может
способствовать развитию пограничных
психических расстройств. Очень важно
обучить пациента методам релаксации,
так как чувство тревоги и напряжения
очень часто сопровождает их длительное
время после травмы.
На определенных этапах развития ПТСР целесообразно
применение фармакотерапии. Показаниями
для назначения медикаментозного лечения
являются:
·психомоторное возбуждение,
панические атаки, приступы страха;
·депрессии, аутоагрессивное
поведение;
·агрессивное и деструктивное поведение;
·соматовегетативные нарушения.
Как при остром, так
и при хроническом ПТСР целесообразно
применение антидепрессантов и транквилизаторов
бензодиазепинового ряда, в некоторых
случаях показано применение нейролептиков.
Очень важно лечение симптоматического алкоголизма или наркоманий,
которые нередки у этих больных.
Согласно данным катамнестических
исследований (Т. Дж. МсGlinn, G.L. Methcalf, 1989),
состояние примерно 50% пациентов
с ПТСР улучшается в течение шести
месяцев после травмы. Если пациент способен справиться со стрессовой
ситуацией без эмоциональной лабильности,
тревоги, напряжения, вегетативной дисфункции
— применение психофармакотерапии можно
прекратить. Показанием к прекращению
лечения можно считать достижение такого
состояния пациента, при котором он восстановил
свою самооценку, социальный и профессиональный
статус и способен корригировать свое
эмоциональное состояние не прибегая
к лекарствам.
ПТСР при ситуациях потери объекта особой привязанности
В последние годы в
качестве отдельной таксономической единицы выделена категория
ПТСР, формообразующим фактором для которых
являются ситуации непредвиденной потери
объекта особой привязанности или значимого
другого. В отличие от других вариантов
жизненных катастроф эта психотравмирующая
ситуация затрагивает в первую очередь
сферу индивидуальных личностных ценностей.
Хотя направленность психогенного фактора
иная, чем при событиях, связанных с угрозой
физическому существованию, такого рода
предельная ситуация воспринимается как
эквивалентная ей - “непоправимое” уничтожение
личности. Утрата значимого другого в
результате любовной драмы или смерти
после угрожающего жизни заболевания,
несчастного случая, исчезновения при
трагических обстоятельствах, самоубийства
и др. рядоположенных ситуаций сопровождаются
ощущением полной утраты Я, чувством невозможности
последующего восстановления и связанным
с этими посттравматическими проявлениями
персистирующим отчаянием.
Формирование ПТСР при
утрате объекта привязанности происходит
в первые 6 месяцев после психотравмирующего события
и продолжается от 6 мес до нескольких
лет и более. Так же, как и классические
формы ПТСР, эти состояния отличаются
следующими особенностями: 1) формируются
в несколько стадий, приобретая, таким
образом, пролонгированное течение; 2)
определяются полиморфной психопатологической
структурой; 3) завершаются стойкими резидуальными
состояниями в 6-20% с отчетливой длительной
дезадаптацией. Следует подчеркнуть, что
данные об отдаленных этапах (первые 6-12
мес после психотравмирующего воздействия)
свидетельствуют о появлении в структуре
ПТСР помимо реактивных образований других
расстройств, сосуществующих одновременно
с основным расстройством по механизму
коморбидных связей. Квалификация психических
нарушений при патологических реакциях
утраты с признаками ПТСР, проводимая
в соответствии с МКБ-10, выявляет тенденцию
к многоосевой диагностике патологии.
Как правило, у пациентов выявляются расстройства
настроения дистимического уровня - дистимия
(субклинические или психопатологически
завершенные формы) или депрессивные эпизоды
легкой или умеренной степени тяжести
(единичные или рекуррентные), особенностью
которых являются общие с ПТСР симптомы.
Кроме того, у ряда больных отмечаются
коморбидные ПТСР диссоциативные (конверсионные)
нарушения или соматоформные расстройства
с проявлениями невротической ипохондрии
(кардионевроз, невроз желудка, "нервный
понос" и пр.). Оценка состояний на отдаленных
этапах ПТСР позволяет выделить в большинстве
случаев признаки посттравматического
развития личности. В рамках этих расстройств
отмечается возникшая в посттравматическом
периоде тенденция к постоянному воспроизведению
в своей жизни ситуации аналогичной пережитой
или напротив - полному избеганию ситуаций,
напоминающих об этих событиях. ПТСР приводит
к снижению или утрате потребности в близких
межличностных отношениях, к неспособности
возвращения к семейной жизни, к обесцениванию
брака и рождения детей и пр. В отличие
от личностных девиаций, возникших после
тяжелого стресса военного времени, в
этих случаях последствия катастрофы
не столь масштабны, соответственно и
качество жизни нарушается в меньшей степени.
ПТСР этого типа существенно меньше влияет
на профессиональные амбиции, хотя в этой
сфере выявляются "срывы" со снижением
мотивации и интереса к деятельности,
безразличие к успехам и карьере.
Согласно данным литературы
выделены некоторые факторы, отражающие характеристику больных при неблагоприятно
текущих реакциях утраты. Как правило,
среди этого контингента отмечается существенное
преобладание лиц женского пола, что сходно
с данными по выборкам ПТСР, развивающимся
в ответ на семейное насилие (жестокое
избиение, изнасилование и пр.). Вместе
с тем такое распределение по полу отличается
от классических форм ПТСР (боевые действия,
заключение в концлагерях и тюрьмах) и
от других вариантов, наблюдаемых у гражданского
населения (техногенные и природные катастрофы).
В то же время следует учитывать, что эпидемиологические
показатели распределения по полу отражают
особенности контингента каждой из этих
групп.
Формирование ПТСР
Для формирования ПТСР может
играть роль наличие в анамнезе аналогичного “запустившему” психогению
предшествующего воздействия: в случаях
повторных утрат значимого лица или двух
и более лиц, к которым отмечается сверхценное
отношение (в первую очередь, родителей
и детей, а также других членов семьи, с
которыми поддерживались неформальные,
близкие отношения). При этом, по мнению
разных авторов, травматический опыт может
иметь отношение как к утратам во взрослом
возрасте, так и к сепарации в детском
или подростковом периодах. В качестве
дополнительного фактора риска ПТСР рассматривается
предшествующая сенсибилизация - отягощенность
затяжными реакциями на другие индивидуально
значимые травмы (например, сексуальное
насилие, длительное пребывание в детском
возрасте в эмоционально пренебрегающем
окружении или конфликтной обстановке
экстремального уровня). Обобщая эти факты,
можно отметить, что по данным литературы
более значимыми для прогноза риска ПТСР
являются данные анамнеза о предшествующих
пролонгированных реактивных состояниях
(депрессивных, смешанных тревожно-депрессивных
и пр.) в ответ на сепарацию или утрату
близкого лица, в то время как генетическая
уязвимость, например, наследственная
отягощенность состояниями типа ПТСР
у близких родственников менее значима.
Признаки формирования
ПТСР обнаруживаются уже на начальных
стадиях психогении - на стадии шоковой
реакции. Так, клиническая картина патологической
реакции горя или утраты, осложняющейся
ПТСР, уже на начальных этапах представлена
не только малоспецифическими истерическими
нарушениями, укладывающимися в рамки
этологической (соответствующей инстинктивному
или генетически обусловленному поведению,
наблюдаемому у животных в естественных
условиях или у младенцев) модели реагирования
в ответ на угрозу существованию (аффектогенный
ступор, фугиформная реакция, утрата кожной
чувствительности и т.д.), но включают и
более сложные проявления диссоциации
(по типу диссоциативного отчуждения,
эмоционального паралича, диссоциативного
расстройства идентичности, альтернирующего
сознания с диссоциативной амнезией и
галлюцинациями воображения и др.). На
этой стадии восприятие травматического
опыта происходит “необычайно остро”
без характерной для личности эмоциональной
и когнитивной переработки: в виде меланхолических
раптусов, неожиданных приступов плача,
импульсивных высказываний о желании
"соединиться с умершим" с демонстрацией
суицидальных намерений и пр. В отдельных
случаях в этот период отмечаются транзиторные
психотические проявления: психогенные
галлюцинации и иллюзии, содержанием которых
остается объект утраты.
Варианты ПТСР после утраты объекта привязанности
В соответствии с данными
о стадиях развернутой реакции
и отдаленных этапах могут быть выделены
два варианта патологических состояний
после утраты объекта сверхценной привязанности:
1) с типичной клинической картиной ПТСР,
в рамках которой флэшбек-симптомы и посттравматические
сверхценные образования обнаруживают
взаимосвязи с психопатическими нарушениями:
либо по механизму амальгамирования (“сплава”)
симптоматики, либо посредством отщепления
производных от расстройства личности
психопатологических расстройств; 2) с
атипичной клинической картиной ПТСР,
в рамках которого выявляется тенденция
к целому ряду психопатологических расстройств,
формирующихся на основании механизма
посттравматической коморбидности. При
этом общими для обеих групп признаками
являются парадоксальная интенсивность
и необычная продолжительность состояний,
сочетающиеся с неоднородностью клинических
проявлений: обнаруживается аффинитет
гипотимии, доминирующей в структуре ПТСР,
к целому ряду других психопатологических
феноменов - тревожным опасениям и обсессиям,
кататимным и сверхценным образованиям,
особенности которых и являются предикторами
структуры ПТСР и ее устойчивости. Для
прогноза ПТСР в обеих группах оказываются
значимыми патохарактерологичес ие девиации,
участие которых в реакции посттравматической
интеграции личности можно считать решающим
фактором (хотя механизмы постреактивной
психопатизации различны). В целом личностные
девиации при патологических реакциях
утраты в отличие от ПТСР жизнеопасных
ситуаций не имеют тенденцию к тяжелым
деструктивным формам личностных нарушений
с агрессивными, брутальными, эксплозивными
проявлениями и вторичными расстройствами
влечений.
Дифференциация проявлений ПТСР утраты значимого
Дифференциация типичных
и атипичных проявлений ПТСР утраты
значимого другого осуществляется следующим
образом. При первом варианте ПТСР по мере
уменьшения проявлений “аффективного
шока” формируется патологическое состояние
с нарастающим чувством неудовлетворенности,
поддерживающимся стойким представлением
об уникальности постигшей утраты и масштабности
ее последствий (вплоть до степени потери
смысла собственной жизни). Клиническая
картина патологической реакции утраты
определяется аффективной патологией,
преимущественно характерологической
(истерической, дисфорической, апатической)
депрессией, формирующейся по типу дистимии.
Амальгамирование аффективной и личностной
патологии, выявляющееся при появлении
общих признаков (ангедонии, отсутствия
интереса к обыденной деятельности, ранимости,
обидчивости, идей малоценности и никчемности,
тенденции к самоистязанию, персистирующего
чувства одиночества, навязчиво повторяющихся
мыслей о бессмысленности существования,
депрессивно-“самопораженческого” стиля
поведения и пр.), по сути отражает трансформацию
депрессии в патохарактерологичес ие
расстройства. Кататимные комплексы, определяющиеся
в преморбиде или манифестирующие в рамках
динамики ПТСР, приобретают форму сверхценных
образований. Развитие последних осуществляется
в двух направлениях. В одних случаях симптоматика
фокусируется на гипертипической траурной
атрибуции с возводимым в культ страданием
посредством “депрессивных” воспоминаний,
созданием “музея” памяти утраченного
объекта привязанности, а также исключением
адекватных отношений с окружением или
поддержанием их на минимальном уровне
с отчетливой тенденцией к “затворничеству”.
В рамках другого направления на фоне
апатии, алекситимии и других признаков
негативной аффективности, затрудняющих
выражение чувств по поводу утраты, клиническая
картина ПТСР определяется “отзеркаливанием”
кататимного комплекса с формированием
изолированного диссоциативного комплекса
отрицания потери (фантома кататимного
комплекса). По мере динамики расстройства
последний приобретает характер овладевающих
представлений (иногда бредоподобных
фантазий), сфокусированных на продолжении
отношений с объектом особой привязанности
на виртуальном уровне по типу фантома
продолжающейся жизни умершего. К этой
группе случаев можно отнести некоторые
психогенные депрессии, формирующиеся
по типу “сталкерства”: пограничная эротомания
проявляется в форме эротической одержимости
после неожиданного отвержения и ухода
объекта любви к другому лицу. Несмотря
на редукцию психогенной депрессии, у
больных сохраняется посттравматическая
убежденность в необходимости удержания
“настоящей любви” - невзирая на полное
прекращение общения имеют место попытки
установления постоянной коммуникации
посредством телефона, писем, электронной
почты, наблюдения и пр. Ригидное стремление
к восстановлению связи с объектом привязанности
отличает поведение этих больных от состояний
с эротической паранойей, включающих преследование
объекта влюбленности.
Профилактические, диагностические и реабилитационные процедуры ПТСР
Профилактические процедуры
Существуют различные
профилактические процедуры ПТСР. Это
различные методики и подходы, которые
позволяют человеку предотвратить ПТСР,
помогающие справляться ему со стрессовыми
травмирующими событиями. Мы приведем
некоторые из них.
Кризисная интервенция
Кризисная интервенция
— это профессиональная психосоциальная
помощь, предоставляемая лицам, которые
испытали продолжительное нарушение психического
и социального равновесия по вине какого-то
критического жизненного события, не приобретя,
однако, в результате никакого психического
расстройства. Критическое изменяющее
жизнь событие приводит к нарушению соответствия
между имеющимися психическими и естественными
социальными ресурсами и требуемым психическим
напряжением. Кризисная интервенция призвана
помочь таким людям восстановить душевное
и социальное равновесие, до того как данная
проблема «затвердела» и превратилась
в расстройство. В этом отношении функцию
кризисной интервенции можно назвать
профилактической, а часто она способствует
и дальнейшему развитию, если человек
способен интерпретировать кризис как
задачу или шанс для развития, дающие стимул
для новой самоорганизации в личной и
социальной жизни. Если критические жизненные
события предсказуемы, то с помощью целенаправленных
мер можно подготовить соответствующий
круг людей (например, находящихся в преддверии
ухода на пенсию) еще до наступления перегрузки,
чтобы реакция на предстоящее событие
была более компетентной.[2]
Подходы самоконтроля
Многие модели самоконтроля представляют собой расширенную концепцию
классической теории научения — в той
мере, насколько у соответствующего индивида
предполагается способность к управлению
собственным поведением. Это особенно
хорошо видно на примере концепции саморегуляции;
Канфер выделяет в этой модели следующие
ступени: самонаблюдение, самооценка с
помощью определенных стандартов и самоподкрепление
как следствие сравнения стандарта с собственным
поведением.
Самоконтроль означает
специфический случай саморегуляции
при наличии специфической конфликтной ситуации:
индивид прерывает во многом автоматизированную
поведенческую цепочку, чтобы точно проанализировать
ситуацию и собственное поведение. В качестве
основы самоконтроля решающую роль играют
мотивационные, когнитивные и поведенческие
процессы.
К самоконтролю в более
узком смысле этого слова можно
отнести следующие методы:
а) Методы самонаблюдения,
служащие чаще всего первой ступенью
в процессе изменений.
б) Методы контроля стимула.
Здесь индивид во многом сам управляет
собственным поведением за счет того, что благодаря
специальной организации физического
или социального окружения становится
более вероятным — или невероятным —
соответствующее целевое поведение.
в) Методы контроля последствий.
Индивид в принципе самостоятельно
может управлять вероятностью наступления
собственного поведения путем самоподкрепления,
самонаказания или заключения специальных
контрактов.[2]
Когнитивная терапия А.Т. Бека
По мнению Бека, причину
депрессивных расстройств в первую
очередь следует видеть в нарушении паттерна когнитивной переработки.
Депрессивный человек неверно перерабатывает
важный опыт: все определяется тем, что
он узнает о самом себе, своем окружении
и своем будущем. Различные ошибки мышления
Бек относит также к различным категориям
(например, избирательная абстракция,
произвольные умозаключения, чрезмерные
обобщения и т. д.). Бек тем не менее отмечает,
что диагностика проблемного паттерна
мышления у пациента может происходить
только на основе индивидуального анализа.
Интервенция применяется в нескольких
плоскостях, что имеет целью наглядно
продемонстрировать пациенту ошибки в
его восприятии и соответственно ошибочные
заключения, с тем, чтобы он изменил их;
таким образом, анализ и идентификация
проблемного паттерна мышления — это
только один шаг на пути к более реалистичному
взгляду пациента на мир.
Для убеждения пациента Бек обращается
также к конкретному опыту, без
чего вряд ли удалось бы когнитивное
переструктурировани (например, поручение
справиться с небольшими задачами, благодаря
чему пациент приобретает опять-таки конкретный
опыт, что он в состоянии сформировать
и изменить свой окружающий мир).[2]
Тренинг решения проблем
Тренингами решения
проблем для психических расстройств
больше всего занимались Д'Зурилла
и Голдфрид и Д'Зурилла и Незу. В этом подходе апеллируют к тому факту,
что пациенты с психическими нарушениями
обнаруживают меньшую способность к решению
когнитивных и межличностных проблем.
При этом было естественным обратиться
к рассуждениям, известным из общей и когнитивной
психологии, где много исследовались частные
компоненты эффективного решения проблем.
Тренинг отдельных этапов разрешения
проблем — (1) общая ориентация, (2) описание
проблемы, (3) выдвижение альтернатив, (4)
принятие решения, (5) оценка — должен не
только помочь клиенту выработать или
изменить отдельные способы поведения,
но и научить его различным стратегиям,
которые были бы применимы для решения
широкой сферы проблем.
Между тем модели решения
проблем — и как частные
компоненты терапевтической программы, и в виде некой
метамодели терапевтического процесса
— относятся к стандартному репертуару
действий в поведенческой терапии. Правда,
правомерность перенесения модели решения
проблем на эмоциональные и психические
проблемы тоже подвергается критике в
том смысле, что психические расстройства
как раз нельзя анализировать так же, как
академические проблемы. Тренинг решения
проблем применяется разнопланово: и как
составная часть терапии при различных
расстройствах, и специально — при межличностных
проблемах. В этом смысле оценка тренинга
решения проблем доказала его высокую
эффективность.[2]
Тренинг самоинструктирования и прививки против стресса
Оба метода были разработаны
Д. Мейхенбаумом в начале 70-х гг. В
тренинге самоинструктирования функцию
контроля над действиями индивида перенимает
(постепенно) язык. Мейхенбаум здесь обращается
к психологии развития, согласно которой
язык у маленьких детей обладает функцией
управления поведением. В ходе развития
это самоинструктирование интернализуется
и начинает «скрыто» управлять поведением.
В терапевтическом плане эти рассуждения
используются в той мере, насколько к языку
обращаются как к поддерживающему элементу
при выполнении сложных задач. Тренинг
самоинструктировани создает у пациента
чувство личного контроля, что крайне
важно в проблемных ситуациях: через свой
собственный язык («внутренний монолог»)
клиент приобретает некоторый контроль
над различными способами поведения.
Тренинг прививки против
стресса — это одна из терапевтических
стратегий для преодоления неприятных стрессовых
ситуаций. Мейхенбаум обращается здесь
к так называемой двухфакторной теории
эмоций Шахтера, согласно которой у эмоций
можно выделить, во-первых, компонент неспецифического
физиологического возбуждения, а во-вторых,
компонент когнитивной оценки. Эта не
бесспорная модель эмоций, эвристически
оказывается тем не менее весьма плодотворной
для клинической психологии.
Мейхенбаум обучает
пациентов релевантным для решения
задач когнициям в трех фазах:
1) Фаза получения информации — анализируется проблема и пациенту
сообщается когнитивная поведенческо-терапев ическая
точка зрения в отношении эмоций и возможностей
совладания с ними.
2) Фаза упражнения
— пациент учится обращаться
со стрессором в терапевтической ситуации; при этом он должен
различать стадии конфронтации со стрессором
и тренироваться в самовербализациях
для преодоления ситуации.
3) Фаза применения, в
которой пациент отыскивает в
повседневной жизни конкретные стрессовые ситуации
и для их преодоления апробирует приобретенные
стратегии (самовербализации).[2
Диагностические процедуры
В литературе отражены разнообразные
диагностические процедуры ПТСР.
Это различные методики, опросники,
шкалы и тесты, которые позволяют продиагностировать симптомы ПТСР,
их выраженность. Далее представлены некоторые
из них.
Структурированные диагностические интервью [10]
В клинических исследованиях
существует стандартная практика применения структурированного диагностического
интервью, чтобы убедиться, что детально
учтены все симптомы ПТСР. Диагностические
интервью сочетают преимущества точных
рекомендаций по выяснению того или иного
диагноза и метода интервью, обладающего
конкретными психометрическими свойствами.
Далее представлены некоторые диагностические
интервью и их психометрические характеристики.
Структурированное клиническое интервью для DSM
Структурированное клиническое
интервью для DSM (Structured Clinical Interview for DSM, SCID) – наиболее
часто используемое интервью для определения
1 и 2 осей психических расстройств. Оно
состоит из отдельных модулей для наиболее
распространенных диагностических категорий.
SCID может обеспечить получение информации
по широкому кругу клинических состояний.
При клинической работе с травмами рекомендуется
применение моделей тревожного расстройства,
аффективного расстройства, модуль злоупотребления
химическими веществами, а также систематическую
проверку наличия признаков шизофрении.
Перечень вопросов для интервью по диагностике тревожных расстройств (пересмотренный)
Перечень вопросов для
интервью по диагностике тревожных расстройств (Anxiety Disorders
Interview Schedule – Revised, ADIS-R) разработан ДиНардо
и Барлоу и представляет собой структурированное
диагностическое интервью, направленное
в первую очередь на выявление тревожных
и аффективных расстройств. В ADIS-R используется
процедура шкалирования Ликерта, и поэтому
результаты можно анализировать множеством
способов, поскольку определяется степень
наличия или отсутствия симптома.
ПТСР-интервью
ПТСР-интервью Ватсона
предоставляет возможность получить
дихотомические, и континуальные оценки.
ПТСР-интервью имеет высокие психометрические
характеристики. При его проведении пациенты
читают шкалу вместе с интервьюером и
пациентов просят дать клиницисту ответы
по шкале Ликерта по каждому из симптомов.
Этот формат имеет много общего с опросниками для
самозаполнения, но отличается от других
диагностических шкал тем, что не позволяет
клиницисту самому производить оценку,
опираясь на свои знания и опыт.
Структурированное интервью для ПТСР
Структурированное интервью
для ПТСР (Structured Interview for PTSD, SI-PTSD) было разработано
Девидсоном, Смитом и Кудлером. SI-PTSD позволяет
получить и дихотомичные, и континуальные
измерения симптомов ПТСР. Это интервью
является полезным инструментом для диагностирования
ПТСР и определения тяжести симптомов.
Симптомы ранжируются
врачом по шкале Ликерта из пяти
пунктов, и клиницист отмечает тяжесть
каждого симптома. Интервью включает
начальные пробные вопросы и
дополнительные последующие вопросы
для обеспечения более глубокого
понимания симптомов пациента.
Клиническая шкала для диагностики ПТСР
Клиническая шкала для
диагностики ПТСР (Clinical-Administra ed PTSD Scale, CAPS) разработанная
Национальным Центром ПТСР в Бостоне.
CAPS состоит из 30 пунктов и оценивает все
17 симптомов ПТСР, а также набор дополнительных
характеристик, часто наблюдаемых при
этом расстройстве. В CAPS также содержится
оценка социальной и профессиональной
жизнедеятельности и оценка валидности
ответов пациента. CAPS предоставляет возможность
получить и дихотомичные, и континуальные
результаты. Уникальной особенностью
CAPS является то, что она содержит отдельные
оценки частоты и интенсивности каждого
симптома и обладает уже сформулированными
вариантами вопросов о поведении человека
и шкалами оценки. Интервьюером рекомендуют
задавать собственные вопросы и использовать
собственные клинические заключения для
установления более точной оценки.
Интервью по диагностике ПТСР
Разработанное Фоа PSS-I (PTSD Symptom Scale Interview) обладает многими
достоинствами. PSS-I состоит из 17 вопросов,
направленных на диагностику симптомов
ПТСР по DSM, и использует шкалу Ликерта
для оценки каждого из симптомов. Преимуществами
PSS-I являются его относительная краткость,
многообещающие психометрические свойства
и использование шкалы Ликерта, которое
обеспечивает и непрерывную, и дихотомическую
процедуру подсчета. Кроме того, оно разработано
и валидизировано на людях, переживших
сексуальное насилие, что представляет
большую значимость.
Самоотчеты или тестовые методики [10]
Несколько методик самоотчета были разработаны в качестве
экономичного по времени и эффективного
метода для получения информации по симптоматике
ПТСР. Эти методики получили широкое применение
и признание благодаря простоте использования
и подсчета, они хорошо дополняют структурированные
диагностические инструменты.
Шкала оценки влияния травматического события (переработанная, IE5-R)