Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Анализ экономического положения стран Азии
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 25.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение
Тема работы
особенно актуальна в современных
условиях, поскольку углубляющаяся интернационализация
товарных и финансовых рынков, усиливающаяся
взаимосвязь и взаимозависимость национальных
экономик оказывают все большее воздействие
на развитие каждой отдельной страны.
Экономические спады, финансовые и валютные
кризисы, первоначально возникнув в отдельных
странах или регионах, неизбежно приобретают
глобальный характер. По оценкам
экономического положения стран
Азии в 2011 году эксперты прогнозируют,
что в развивающихся странах Азии по-прежнему
будет наблюдаться непрерывный рост
в течение следующих двух лет, даже с учетом
инфляции, геополитической неопределенности,
говорит Азиатский банк развития (АБР)
в своем основном новом отчете. В то же
время, рост цен на продовольствие и нефть,
разжигаемый потрясениями на Ближнем
Востоке и в Северной Африке, а также недавней
чрезвычайной ситуацией в Японии, представляют
потенциальную угрозу для устойчивого
экономического роста в интересах всех
слоев населения. Необходимо тщательно
управлять инфляцией с помощью комплекса
мер политики действий, в том числе более
гибкого управления валютными курсами
и скоординированного контроля над движением
капитала, так как недостаточно просто
полагаться на ужесточение денежно-кредитной
политики. Укрепление экономических взаимосвязей
между странами Юга может создать новый
глобальный рост, который может прийти
на смену затишью, вызванному охлаждением
спроса со стороны промышленно развитых
стран на Севере.
Целью работы
является изучение экономического
положения стран Азии в 2011 году.
Для осуществления поставленной цели необходимо
выполнить следующие задачи:
Изучить сущностные особенности развития мировой экономики;
Показать международную специализацию различных стран Азии;
Определить особенности экономического развития стран Юго-Восточной; Восточной; Южной и Центральной Азии.
Объектом исследования
является экономическое положение
стран Азии.
Предметом –
развитие стран Азии в посткризисный
период.
Структура работы
представлена введением, двумя
главами основной части, заключение, списком использованной
литературы и приложениями.
1. Теоретические предпосылки
развития стран Азии
где принимаются основные решения по регулированию экономики;
откуда черпается большая часть ресурсов;
куда направлена большая часть связей5.
Все указывает
на национальную экономику, так как
именно национальные правительства — главный
регулятор экономических процессов, большую
часть ресурсов национальные экономики
черпают из своих внутренних источников,
а связи между основными хозяйствующими
субъектами все же в большей степени формируются
внутри национальных границ.
В то же время
реальной экономической деятельностью
занимаются фирмы и домохозяйства. Государства же управляют
ими. Мировая экономика не содержит органов,
способных осуществлять полномасштабное
управление фирмами или государствами.
Т.о., МЭ не является цельным самостоятельным
объектом. Она является конгломератом
экономических субъектов, связи между
которыми гораздо слабее, чем макроэкономические
связи. Так песчинки в куче песка, безусловно,
как-то сцеплены, но связи между ними гораздо
слабее, чем связи между атомами, составляющими
отдельные песчинки. Поэтому свойства
данного объекта определяются не на уровне
кучи, а на уровне отдельной песчинки.
Главными движущими
силами развития МЭО являются:
рост мирового уровня экономического и технологического развития;
увеличение разнообразия потребностей, экономических благ и ресурсов,
углубление специализации;
развитие инфраструктуры6.
Учитывая все
это, можно выделить следующие этапы
развития МЭО.
Этап I. МЭО как
система случайных связей.
Этап II. «Эпоха империй». МЭО, опирающиеся
на военную силу. Принудительный характер
МЭО. 2 волны: античные империи и колониальные
империи (до сер. ХХ века). Промышленный
переворот и возникновение международного
разделения труда (МРТ) как существенной
экономической реальности.
Этап III. Постиндустриальный
этап развития МЭО. МЭО как инструмент
значительного повышения эффективности функционирования
экономических субъектов всех уровней.
Вытеснение военной силы из МЭО.
Таким образом,
можно выделить следующие этапы
и периоды развития МЭ:
Этап I. МЭО как
система случайных связей.
Этап II. «Эпоха империй»:
Период 1. «Локальные империи». Преимущественно
аграрная, национально ограниченная экономика.
Период 2. Колониальные империи.
Влияние НТП на экономику. Мануфактурно-аграрны
характер производства. Начало перехода
на свободные отношения в экономике.
Период 3. Промышленная революция.
Индустриальная экономика.
Этап III. Постиндустриальная
экономика. Крушение колониальных империй.
Отказ от силы в МЭО. Информационно насыщенная
экономика. НТП как главный фактор развития
и производства.
1.3. Супергиганты — Китай и Индия
и новые индустриальные страны
первой волны
Индия и Китай
представляют собой совершенно особые
явления в мировой экономике. Благодаря
своему человеческому потенциалу (в середине
2011 года население Индии было равно 1 млрд.
80 млн человек, что составляло 17 % населения
мира, население Китая 1 млрд. 306 млн человек,
20 % населения мира), эти страны обладают
громадным экономическим потенциалом,
а экономическая политика обоих правительств
позволяет достаточно успешно этот потенциал
реализовать. По уровню ВВП, рассчитанному
по ППС валют, Китай занимает 2 место в
мире, а Индия 4-е. ВВП Китая составляет
60 % от ВВП США, ВВП Индии — около 30 %. Доля
Китая в ВМП составляет 13,7 %, доля Индии
— 6,2 %. Интересно, что между Китаем и Индией
на третьем месте стоит Япония, что позволяет
высказать предположение, что недолгое
экономическое доминирование Запада,
а тем более Европы, подходит к концу10.
Индия и Китай
входят в оба элитных клуба
сверхдержав — и в ядерный, и в космический,
правда, если Китай занимает здесь весьма
заметное место, и даже сумел стать третьей
страной мира, запустившей пилотируемый
космический корабль, не говоря уже об
участии в борьбе за коммерческие запуски
спутников, то Индия пока имеет довольно
скромные успехи в этой области. В остальном
в экономиках этих двух гигантов больше
различий, чем сходства, поэтому будем
рассматривать их отдельно. Китай начал
экономические реформы сразу после смерти
Мао Цзэдуна, с конца 70-х годов, фактически
используя все основные методы и инструменты
восточноазиатской модели, то есть все
больше снимая с государственных органов
несвойственные современному государству
функции прямого хозяйствования, передавая
ответственность и права собственности
быстро народившемуся частному бизнесу.
Но китайское государство делало это постепенно,
постоянно корректируя процесс трансформации
структуры собственности, направляя и
контролируя частный бизнес, создавая
ему стимулы для перелива капитала в приоритетные
области. Параллельно шел процесс создания
иностранным бизнесом современных отраслей
в свободных экономических зонах (СЭЗ),
и довольно долго две эти экономики Китая
практически не пересекались.
Подобная экономическая
политика привела к явным и
видимым успехам. Китай превратился в одного
из крупнейших мировых производителей
товаров повседневного спроса и стал самым
динамично развивающимся государством
(рост ВВП составлял около 9 % на протяжении
более чем 20 последних лет), сменив в этой
роли НИС Азии, которые в свое время потеснили
с этой позиции Японию. Однако экономические
достижения Китая ещё не сделали его страной
современной и развитой. Во-первых, китайское
государство по-прежнему остается административно-авто итарным,
в то время как опыт НИС Азии и Латинской
Америки показал, что развитая рыночная
экономика плохо совмещается с диктатурой
любой формы. Во-вторых, китайское государство
остается излишне бюрократизированным
и коррумпированным. В третьих, социальная
структура страны в своей трансформации
не успевает за изменениями отраслевой
структуры. Если ВВП распределяется по
сферам производства следующим образом:
в сельском хозяйстве создается — 13,8 %,
в промышленности — 52,9 %, в сфере услуг
33,3 %, то рабочая сила распределена иначе:
в сельском хозяйстве занято 49 %, в промышленности
— 22 %, в сфере услуг — 29 %. Китай по-прежнему
остается небогатой крестьянской страной.
По уровню ВВП на душу населения КНР занимает
75 место с показателем 5600 долл. причем
доля потребления составляет всего лишь
57 % ВВП (это один из самых низких показателей
в мире). По комплексу из 5 показателей
страна располагается на 96 месте, а с учетом
ВВП — на 75. По уровню младенческой смертности
КНР занимает 88 место с коэффициентом
24,18 ‰11.
Китай является
шестым экспортером мира, его доля
в мировом экспорте около 7 %, а экспортная
квота 33 %. Экспорт высокотехнологичных
изделий составляет 23 % от экспорта промышленной
продукции (в экспорте России эта доля
— 13 %). Китай является крупнейшим в мире
объектом вложения прямых иностранных
инвестиций.
Экономика Индии,
несмотря на то, что страна является
ядерной и космической державой, во многом
определяется традиционными чертами.
Для индийского народного хозяйства характерна
не просто многоукладность, а как бы разделенность
на несколько почти изолированных уровней,
что позволяет проводить модернизацию
без значительных социальных потрясений.
Аграрные преобразования практически
не изменили структуру земельной собственности,
ограничившись, главным образом, уменьшением
возможности эксплуатации арендаторов
и батраков. Тем не менее, зерновое самообеспечение
было достигнуто. В настоящее время в сельском
хозяйстве занято 60 % населения, в промышленности
— 17 %, в сфере услуг 23 %. Вклад в ВВП этих
сфер экономики следующий: сельское хозяйство
23,6 %, промышленность 28,4 %, сфера услуг 48
%. В современном секторе работает 12-13 %
населения, 40 % промышленной продукции
производит государственный сектор12.
Государство играет
ведущую роль в промышленности современной
Индии. Так как оно никогда
не имело эффективных рычагов воздействия на общество
и экономику, то после ухода англичан ему
пришлось строить современную промышленность,
непосредственно выступая в роли хозяйствующего
субъекта и используя главным образом
административные методы воздействия
на другие сектора. Модернизация до настоящего
времени осуществляется на основе мягкой
импортозамещающей модели преимущественно
с опорой на собственные силы, по отношению
к импортерам и иностранным инвесторам
проводится протекционистская политика.
Подобная экономическая
модель обеспечивает медленный рост
производства и благосостояния без серьёзных
социальных изменений и тем более потрясений.
Темпы роста ВНП за годы независимости
составили в среднем около 4 % в год, в 2011
году они были около 8 %, государственный
сектор рос приблизительно на 6 % ежегодно.
Индия занимает 93 место в мире по уровню
ВВП на душу населения, по комплексу из
5 показателей 136, а с учетом ВВП — 111. По
уровню младенческой смертности Индия
стоит на 132 месте в мире с коэффициентом
56,29 ‰. В стране сосредоточен один из крупнейших
корпусов специалистов с высшим образованием,
постепенно она выдвигается в мировые
лидеры по производству программного
обеспечения.
В целом, как
уже было сказано, экономика Индии
развивается по пути импортозамещения. Данная модель
предполагает опору на собственные силы,
что выражается в том, что доля Индии в
мировом экспорте составляет 0,8 %, и она
занимает 33 место по этому показателю.
Экспортная квота равна 10,6 %. Высокотехнологичные
изделия составляют 5 % промышленного экспорта.
Доля в мировом импорте 1,1 %, страна является
22 мировым импортером, импортная квота
равна 16 %.
К Новым индустриальным
странам (НИС) Азии первой волны относят
Республику Корея, Тайвань, Гонконг,
а также фактически к ним примыкает Макао,
хотя эта страна уступает четверке «азиатских
тигров» по основным показателям.
В политическом
отношении обычной страной среди
них является только Сингапур, так
как Республика Корея до сих пор
не урегулировала свои отношения с КНДР, и вопрос об объединении
этих частей довоенной Кореи обсуждается
постоянно и рано или поздно должен быть
решен. Тайвань официально признан в качестве
государства лишь 27 странами мира, среди
которых нет ни одной заметной, а Гонконг
и Макао после истечения срока аренды
территорий, на которых они располагаются,
вернулись законному владельцу — КНР.
Тем не менее, в экономическом плане все
эти страны являются самостоятельными
и очень заметными державами.
По своему реальному
экономическому положению в мире
они вполне соответствуют понятию «развитые
страны». По 5 качественным показателям
все они располагаются среди развитых
стран, наивысшее место занимает Сингапур
(15), наинизшее — РК (28), Макао располагается
на 35 месте. Все они занимают самое высокое
положение среди стран, официально не
относимых к группе развитых, причем такие
крупные европейские державы как Италия
и Испания находятся ниже Кореи. С учетом
уровня ВВП эти страны располагаются компактной
группой с 16 по 20 место (18 место занимает
Люксембург), Макао занимает 44 место.
При доле населения
в 1,2 % от мирового, эти 4 страны производят
3,3 % мирового ВВП. Сингапур имеет наименьшую
младенческую смертность в мире (коэффициент
2,29 ‰), Гонконг занимает 3 место (2,96 ‰),
РК — 33 место с коэффициентом 6,28 ‰, Тайвань
— 35 (6,4 ‰). Макао с коэффициентом 4,39 ‰
занимает 13 место.
Отраслевая
структура экономики Сингапура
и Тайваня практически не отличается от структуры развитых
стран (если не считать того, что в Сингапуре
практически отсутствует сельское хозяйство,
как и в Гонконге). Структура экономики
Республики Корея имеет некоторый перекос
в сторону промышленности (40,4 %), а Гонконг,
являясь официальными и неофициальными
воротами КНР, имеет гипертрофированную
долю сферы услуг (88,6 %).Что касается отраслевой
структуры промышленности, то во всех
четырёх странах лидирует машиностроение,
причем, прежде всего, бытовая и промышленная
электроника.
Характерной особенностью
НИС Азии на протяжении последних 40
лет были устойчиво высокие темпы
экономического роста (в среднем 8 %
в год) и низкий уровень безработицы
(в среднем 3 %). Финансовая сфера
этих стран (за исключением РК), к тому
же, отличается высокой стабильностью.
Все 4 страны имеют диверсифицированную
структуру промышленности, включающую
химию и нефтехимию, металлургию, энергетику,
легкую и пищевую промышленность и т. д.
Тайвань и Южная Корея имеют развитую
атомную электроэнергетику, а Корея является
одной из крупных автомобилестроительн х
держав и мировым лидером в области судостроения.
Сингапур и Гонконг являются крупнейшими
региональными и крупными мировыми финансовыми
центрами13.
Таким образом,
НИС Азии по всем объективным параметрам
могут считаться современными экономически
развитыми странами. Однако этого «включения»
азиатской четверки в мировую элиту не
происходит, особенно на неформальном
уровне. Дело в том, что при всех различиях
экономик этих НИС, все они развиваются
по единой сугубо восточноазиатской модели,
которая идеологически очень далека от
европейской. В основе всех трех европейских
моделей лежит признание ведущей роли
рынка, частной инициативы и гражданского
общества в построении экономики. Государству
отводится дополняющая и корректирующая
роль. Взаимодействие государства и бизнеса
строятся снизу вверх, обе стороны выступают
как равноправные партнеры, играющие по
четко определенным правилам. В восточноазиатской
модели, в полном соответствии с особенностями
китайской цивилизации, ведущая роль отведена
государству. Именно оно ставит цели, стимулирует
и направляет экономическую активность
населения, планомерно выстраивает структуру
экономики и внешнеэкономических связей.
Это определяет существенные отличия
НИС от развитых стран Запада в сфере социального
обслуживания и социального обеспечения,
в области регулирования рынка труда и
в целом в области государственного регулирования
экономики.
2. Анализ экономического
положения стран Азии
2.2. Отличительные особенности
экономического развития стран
Центральной Азии в 2011 году
Темпы роста
в странах Кавказа и Центральной
Азии (КЦА), составившие в 2011 году 6? процента,
были выше, чем ожидалось, при этом движущей
силой были экспорт биржевых товаров и
государственные инвестиции. Страны-экспортеры
нефти и газа имели прирост на 7 процентов
и улучшили свое сальдо счета текущих
операций на 5? процентного пункта ВВП.
Хотя прирост в странах-импортерах
нефти и газа был меньше (4 процента), их
внешнеэкономическое положение также
упрочилось, этому способствовали более
высокие цены на минеральное сырье и металлы,
а также увеличение денежных переводов.
Ожидается, что в 2012 году, когда замедлится
рост производства нефти и газа, темпы
роста экономики снизятся до 5? процента.
Рост инфляции происходит
во всех странах КЦА. В среднем
ее темпы в 2011 году составили 7? процента,
и, по прогнозам, в 2012 году они еще больше
возрастут, достигнув 10 процентов, в основном
в результате повышения цен на продовольствие
и топливо, а также, в некоторых случаях
из-за возникающего давления со стороны
спроса. Высокая инфляция отрицательно
сказывается на малоимущих и усложняет
разработку и проведение политики. Официальные
органы реагируют на это, ужесточая денежно-кредитную
политику, с тем чтобы избежать эффектов
второго порядка от роста цен на биржевые
товары, и в некоторых случаях применяя
административные меры для ограничения
повышения цен.
Планы бюджетной
консолидации на 2012 год в странах региона являются
различными и подвергаются давлению,
оказываемому с целью увеличения расходов.
В Армении и Грузии, где бюджетное пространство
ограничено и, по-видимому, происходит
самостоятельный подъем в экономике,
планируется дальнейшее ужесточение налогово-бюджетной
политики. В других странах требования
об увеличении расходов приводят к отсрочке
или замедлению консолидации. В странах-
экспортерах нефти и газа, где есть достаточное
бюджетное пространство, целесообразны
постепенные темпы бюджетной консолидации,
при этом в 2012 году ненефтяные дефициты
останутся существенно более высокими,
чем до кризиса.
Директивным органам
будет необходимо решить три основные
неотложные проблемы: повышение инфляции,
увеличение общественного давления в
целях наращивания расходов и низкое
качество банковских кредитных портфелей.
Сдерживание инфляции потребует внимательного
наблюдения за развитием событий и, возможно,
дополнительного ужесточения экономической
политики, поскольку появляются эффекты
второго порядка, связанные с шоками цен
на биржевые товары. Меры по определению
приоритетов и повышению качества государственных
расходов будут критически важны в
период, когда странам необходимо разработать
адресные и экономически эффективные
системы социальной защиты для наиболее
уязвимых групп. Оздоровление банковских
систем, особенно в Казахстане, Кыргызской
Республике и Таджикистане, необходимо
для поддержки восстановления кредита
и частных инвестиций.
Таблица
1. Регион КЦА: отдельные
экономические показатели, 2000–11 годы
(В процентах
ВВП, если не указано иное)
В среднесрочной
перспективе важнейшими целями для
всех стран являются создание рабочих мест
и сокращения бедности. Успехи в этом направлении
зависят от создания достаточных систем
социальной защиты, повышения роли частного
сектора, диверсификации экономики за
счет уменьшения зависимости от природных
ресурсов и достижения более значительных
региональных синергетических эффектов.
Улучшение деловой среды благодаря повышению
степени прозрачности, совершенствованию
управления и повышения качества институтов
является важной составной частью
программы реформ.