Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Становление банковской системы в Белоруссии

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 25.04.13. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Экономический факультет



Реферат на тему:
«Становление банковской системы в Белоруссии»









Выполнила:
студентка группы 82-3
Руденок К.Е.
___
___

Проверила:
___
___
Куприянова Т. А.







Содержание

Банковская система Республики Беларусь. Особенности банковской системы в Республике Беларусь 3
Банковская система Республики Беларусь на современном этапе 6
Особенности и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь 12
Рейтинг белорусских банков по итогам 2011 года 15
Заключение 16





























Банковская система Республики Беларусь. Особенности банковской системы в Республике Беларусь


В конце 80-х – начале 90-х в Республике Беларусь начали создаваться коммерческие банки, сначала на паевой, затем на акционерной основе. В августе 1990 года на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь. Наряду с головной конторой в Минске в состав Национального банка вошли филиалы (главные управления) во всех шести областях и 12 отделений в наиболее крупных городах республики.
Законодательной основой их функционирования стали 2 закона, принятые в декабре 1990 года: «О Национальном банке БССР» и «О банках и банковской деятельности в БССР». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью.
Специализированные банки были преобразованы в акционерные коммерческие банки: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк и Сберегательный банк.
Вплоть до 1993 года длился стремительный процесс создания коммерческих банков. Они получали достаточно высокую прибыль за счет разницы между внутренними и мировыми ценами, довольно долго сохранявшейся из-за колебаний реального курса и высокой инфляции. В 1995 году эта тенденция вступила в противоречие с беднеющей экономикой и снижением темпов инфляции. К началу 1996 года как минимум 8-10 банков являлись потенциальными банкротами. Причины уменьшения количества банков в 1996-1997 годах – перерегистрация банков по выполнению ими минимального размера уставного фонда; отрицательные показатели совокупного финансового результата деятельности, повлекшие за собой различного рода санкции со стороны НБ РБ. В 1999 году НБ РБ кампания отбраковки банков, хронически неспособных сформировать уставный фонд, продолжилась.
Таким образом, в Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система: первые уровень – центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь), второй уровень – коммерческие банки.
Двухуровневая система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали – это отношения между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками; по горизонтали – отношения партнерства и конкуренции между различными низовыми звеньями банковской системы (коммерческими банками).
Национальный банк Республики Беларусь – Центральный банк Республики Беларусь, находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.
Основными целями банка являются:
- кредитно-денежное регулирование экономической системы РБ;
- поддержка общей экономической политики Правительства РБ;
- обеспечение устойчивости официальной денежной единицы РБ.
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Его полное наименование:
на русском языке – Национальный банк Республики Беларусь;
на белорусском языке – Нацыянальны банк Рэспублiкi Беларусь;
на английском языке – National Bank of the Republic of Belarus.
Органами управления Национального банка РБ являются Правление Национального банка РБ и Совет директоров Национального банка РБ.
В настоящее время в стране действуют 32 банка, в том числе 6 из них: Беларусбанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк, Белинвестбанк и Приорбанк - уполномочены на обслуживание государственных программ. На долю уполномоченных банков приходится порядка 80% активов банковской системы Белоруссии. Доля государства имеется в 13 банках и составляет порядка 80% от общего объема уставных фондов коммерческих банков.
Следует отметить, что по-прежнему монополистом среди коммерческих банков остается АСБ «Беларусбанк», который контролирует 50% валовых активов, 43% чистых активов, 58% вкладов населения.
Банковская система регулируется банковским законодательством. К актам законодательства относятся:
    Конституция Республики Беларусь;
    Гражданский кодекс Республики Беларусь;
    Банковский кодекс Республики Беларусь (2000 г.),
    декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;
    нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковского законодательства.
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь банк – юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
    привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
    размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
    открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
    Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные статьей 14 Банковского кодекса Республики Беларусь.
    Основными принципами банковской деятельности являются:
    обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями лицензии на осуществление банковских операций;
    независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
    разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;
    обязательность соблюдения установленных Национальным банком экономических нормативов для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;
    обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;
    обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
    обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
Органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
Количественный состав Правления Национального банка устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Правлением Национального банка утверждена Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг. Концепция разработана специалистами Национального банка, Министерства экономики, Министерства финансов, банков, ведущих ученых страны и определяет целевые ориентиры, задачи и направления развития банковского сектора. Как считают специалисты Нацбанка, ее реализация приведет к формированию в Беларуси банковской системы, приближенной по важнейшим характеристикам к банковским системам динамично развивающихся государств.


Банковская система Республики Беларусь на современном этапе


В 2010 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в условиях постепенного преодоления последствий мирового финансово-экономичес ого кризиса, как в национальной экономике, так и в экономиках стран — основных торговых партнеров. Вместе с тем, по мнению
международных финансовых организаций, последствия кризиса будут сказываться на макроэкономической ситуации многих стран мира еще долгое время.
В Республике Беларусь в 2010 г. ускорились темпы роста объемов производства, доходов населения, потребления и инвестиций. Однако ряд прогнозных показателей оказались не выполнены, среди них, к сожалению, такой принципиально важный для страны показатель, как энергоемкость валового внутреннего продукта. За январь — ноябрь 2010 г. он снизился на 1,1% при прогнозном значении 8—10%.
Неблагоприятно складывались пропорции внешней торговли. Фактический показатель роста импорта соответствовал прогнозному темпу — порядка 121%, но рост экспорта оказался ниже прогнозного показателя на 10 процентных пунктов, составив 118%.
Относительно 2009 г. внешняя торговля инвестиционными и потребительскими товарами имела положительную динамику, но динамика торговли промежуточными товарами — прежде всего такими, как нефть и нефтепродукты, оборудование, черные металлы, машины, химические продукты, — характеризовалась существенным превышением импорта над экспортом. В итоге за 11 месяцев истекшего года отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 6,4 млрд. долл. США.
По итогам прошедшего года в Беларуси обеспечен существенный рост реального ВВП — на 7,6%. Это хороший результат, если принять во внимание, что в 2010 г. прогнозный рост мирового ВВП оценивался в 3—3,3%, стран с развитой экономикой — в 1,9—2,3%, в том числе Европейского союза — в 1%. Для стран с формирующимися рынками указанный прогнозный показатель составлял 5,9—6,2%. Как видим, достигнутый в Республике Беларусь экономический рост превысил средние прогнозные оценки для всех указанных групп стран.
В сложившихся условиях банковская система страны, а также проводимая Национальным банком и Правительством Республики Беларусь денежно-кредитная политика внесли существенный вклад в развитие национальной экономики, обеспечили финансовую стабильность, позволили создать задел для успешного решения задач новой пятилетки.
В условиях неблагоприятной динамики внешней торговли, превышения спроса над предложением на валютном рынке курсовая политика была ориентирована на сохранение финансовой стабильности и обеспечение устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных
валют. Стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 1,8% при установленном Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год коридоре возможных колебаний ее стоимости в пределах плюс/минус 10%.
Была поддержана ценовая конкурентоспособност белорусского экспорта. В январе — ноябре 2010 г. Индекс реального эффективного курса белорусского рубля по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. снизился на 6,29%.По предварительным данным, валютная выручка от экспорта товаров, услуг и прочих поступлений за 2010 г. составила 29,3 млрд. долл. США. Относительно выручки за предыдущий год имеет место ее увеличение на 4,1 млрд. долл. США, или на 16,2%.
Валютная выручка, поступившая из стран СНГ, возросла на 5,5 млрд. долл. США, или на 62,6%, а выручка из стран вне СНГ снизилась на 1,4 млрд. долл. США, или на 8,3%. В истекшем году не удалось достичь поставленных целей по наращиванию международных резервных активов Республики Беларусь. В национальном измерении их прирост составил 176,8 млн. долл. США, или 3%. В международном измерении произошло снижение данного показателя на 621,8 млн. долл. США. Негативное влияние на динамику международных резервных активов оказал сложившийся в течение года высокий спрос на иностранную валюту со стороны предприятий резидентов, который составил на чистой основе 6,9 млрд. долл. США. В последнем квартале возрос спрос на валюту со стороны населения, достигнув в итоге 1,5 млрд. долл. США на чистой основе.
Положительную роль в наполнении национального валютного рынка сыграли банки — резиденты Республики Беларусь. За отчетный год они на чистой основе продали валюты на сумму почти 500 млн. долл.США.
Важно отметить, что в прошедшем году удалось удержать инфляцию в рамках прогнозных значений.
Прирост индекса потребительских цен за 2010 г. составил 9,9% против 10,1% годом ранее.
Кредитная политика банков была направлена на максимальное с учетом банковских рисков удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Требования банков к экономике на 1 января 2011 г. составили почти 92,9 трлн. руб. (За отчетный год по номиналу они увеличились на 39,9%, что соответствует прогнозному параметру.
По итогам 2010 г. отношение требований банков к экономике в процентах к ВВП составило 57%, превысив прогнозное значение на 6 процентных пунктов. Банки, как и ранее, весомо участвовали в реализации крупных государственных социально-экономичес их программ и мероприятий, осуществляемых по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь. В 2010 г. на эти цели выдано кредитов в сумме 17,8 трлн. руб., что на 3,3 трлн. руб., или в 1,23 раза, больше, чем за предыдущий год.
Стратегическим приоритетом в нашей стране традиционно является жилищное строительство. Более того, в условиях кризисного и пост кризисного развития данная сфера экономики рассматривается как очень важный рычаг поддержания деловой активности в смежных отраслях экономики. Одним из направлений реализации данной стратегии является расширение льготного кредитования банками жилищного строительства. За 2010 г. банки выдали льготных кредитов на цели жилищного строительства в сумме 6,76 трлн. руб., что на 2,2 трлн. руб., или в 1,48 раза, превышает объем выдачи за 2009 г.
Совокупная задолженность населения по всем кредитам на цели жилищного строительства и приобретения жилья к 1 января 2011 г. достигла 15,8 трлн.руб., что в 1,5 раза больше, чем на начало прошлого года.
После некоторого спада (на 3,4%), имевшего место в 2009 г., в отчетном году возобновился рост потребительского кредитования. На 1 января 2011 г. задолженность физических лиц по названным кредитам составила 6,72 трлн. руб., что на 20,8% больше, чем на начало 2010 г.
Напряженное финансовое состояние значительной части субъектов хозяйствования существенно повышает основной банковский риск — кредитный. На 1 января 2011 г. совокупная проблемная задолженность банков, в которую включены пролонгированная и просроченная задолженность на балансе, проблемная задолженность, вынесенная за баланс, просроченные и неполученные доходы, составила 1,82 трлн.руб. За год данный показатель возрос на 440,0 млрд.руб., или на 32%.
В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 г. на контроле находился более общий показатель — доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску. На начало текущего года сумма проблемных активов, отнесенных к III, IV и V классификационным группам, составила 3,38 трлн. руб., или 3,55% от всех активов, подверженных кредитному риску. Это ниже установленного предельного значения “не выше 10%”.
Относительный показатель неплох, но значительные абсолютные суммы проблемных кредитов и активов свидетельствуют о необходимости предельного внимания со стороны банков и Национального банка к проблеме управления кредитным риском.
К положительным результатам отчетного периода необходимо отнести следующее. Если на 1 января 2010 г. специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, в целом по системе был сформирован в размере 74,9% от расчетной величины, то на начало текущего года — 99,8%, то есть почти соответствовал расчетному нормативу.
Проводимая Национальным банком и банками в отчетном периоде процентная политика была ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок. Ставилась цель увеличить доступность кредитных ресурсов для населения и предприятий при сохранении привлекательности банковских депозитов. Эта цель достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, содействовала росту банковских сбережений, существенно повысила доступность кредитных ресурсов для предприятий и населения.
В 2010 г. Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5% годовых на начало года до 10,5% годовых на 1 января 2011 г., то есть на 3 процентных пункта, что соответствует прогнозному показателю.
Исходя из ситуации, складывающейся на денежных рынках в течение 2010 г., были снижены ставки по инструментам Национального банка: по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности — на 5,5 процентного пункта, до 16% годовых, по депозиту овернайт — на 2,5 процентного пункта, до 7% годовых. Данные меры позволили сузить коридор процентных ставок Национального банка по операциям регулирования ликвидности и способствовали сокращению колебаний ставок на рынке межбанковских кредитов.
В целом проводимая центральным банком страны политика обеспечила гибкость в предоставлении ресурсов банкам и снижение уровня процентных ставок на рублевом рынке межбанковских кредитов. Средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту в белорусских рублях сложилась в декабре 2010 г. на уровне 10,5% годовых против 19,8% годовых в декабре 2009 г. — то есть снизилась на 9,3 процентного пункта.
В период дефицита ликвидности в целях обеспечения нормального платежного процесса, недопущения неплатежей, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку банкам. В период избытка ликвидности проводились операции на открытом рынке по стерилизации избыточной ликвидности. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы в 2010 г. составил 1,13 трлн. руб., среднедневной остаток средств банков по операциям изъятия ликвидности — 390,5 млрд. руб. В результате мер процентной и курсовой политики сложилась следующая динамика основных процентных ставок на национальном денежном рынке.
Полная (с учетом комиссий) средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2010 г. составила 13,7% годовых, что на 7,5 процентного пункта ниже относительно уровня января 2010 г. (21,2% годовых).
Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических и физических лиц в национальной валюте в декабре 2010 г. состав
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.