Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Становление банковской системы в Белоруссии
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство образования
и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет»
Экономический факультет
Реферат на тему:
«Становление банковской
системы в Белоруссии»
Выполнила:
студентка группы 82-3
Руденок К.Е.
___
___
Проверила:
___
___
Куприянова Т. А.
Содержание
Банковская система Республики
Беларусь. Особенности банковской системы
в Республике Беларусь 3
Банковская система
Республики Беларусь на современном этапе 6
Особенности и перспективы развития банковской
системы в Республике Беларусь 12
Рейтинг белорусских
банков по итогам 2011 года 15
Заключение 16
Банковская система Республики
Беларусь. Особенности банковской системы
в Республике Беларусь
В конце 80-х – начале 90-х
в Республике Беларусь начали создаваться
коммерческие банки, сначала на паевой,
затем на акционерной основе. В августе
1990 года на базе Белорусского республиканского
банка Госбанка СССР был создан Национальный
банк Республики Беларусь. Наряду с головной
конторой в Минске в состав Национального
банка вошли филиалы (главные управления)
во всех шести областях и 12 отделений в
наиболее крупных городах республики.
Законодательной основой их функционирования
стали 2 закона, принятые в декабре 1990 года:
«О Национальном банке БССР» и «О банках и банковской
деятельности в БССР». Все учреждения банков СССР на территории
Беларуси были объявлены ее собственностью.
Специализированные банки были преобразованы в
акционерные коммерческие банки: Белагропромбанк,
Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк
и Сберегательный банк.
Вплоть до 1993 года длился стремительный процесс
создания коммерческих банков. Они получали
достаточно высокую прибыль за счет разницы между внутренними
и мировыми ценами, довольно долго сохранявшейся из-за
колебаний реального курса и высокой инфляции.
В 1995 году эта тенденция вступила в противоречие
с беднеющей экономикой и снижением темпов
инфляции. К началу 1996 года как минимум
8-10 банков являлись потенциальными банкротами.
Причины уменьшения количества банков
в 1996-1997 годах – перерегистрация банков
по выполнению ими минимального размера уставного фонда;
отрицательные показатели совокупного финансового
результата деятельности, повлекшие за
собой различного рода санкции со стороны НБ
РБ. В 1999 году НБ РБ кампания отбраковки
банков, хронически неспособных сформировать
уставный фонд, продолжилась.
Таким образом, в Республике Беларусь сформировалась
двухуровневая банковская система: первые уровень – центральный
банк страны (Национальный банк Республики Беларусь),
второй уровень – коммерческие банки.
Двухуровневая система основывается
на построении взаимоотношений между банками
в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.
Взаимоотношения по вертикали – это отношения
между Национальным банком Республики
Беларусь и коммерческими банками; по горизонтали – отношения партнерства
и конкуренции между различными низовыми
звеньями банковской системы (коммерческими
банками).
Национальный банк Республики
Беларусь – Центральный банк Республики
Беларусь, находится в собственности Республики
Беларусь и действует исключительно в интересах Республики
Беларусь. Национальный банк Республики
Беларусь регулирует денежное обращение,
обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет
иную деятельность по регулированию кредитно-денежных
отношений в Республике Беларусь. Национальный
банк Республики Беларусь подотчетен
Парламенту Республики Беларусь. Национальный
банк Республики Беларусь является юридическим лицом
и имеет право на осуществление банковской
деятельности.
Основными целями банка являются:
- кредитно-денежное регулирование экономической системы
РБ;
- поддержка общей экономической политики
Правительства РБ;
- обеспечение устойчивости официальной денежной
единицы РБ.
Национальный банк является
юридическим лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба Республики Беларусь
и надписью "Национальный банк Республики
Беларусь". Его полное наименование:
на русском языке – Национальный
банк Республики Беларусь;
на белорусском языке – Нацыянальны
банк Рэспублiкi Беларусь;
на английском языке – National
Bank of the Republic of Belarus.
Органами управления Национального
банка РБ являются Правление Национального
банка РБ и Совет директоров Национального
банка РБ.
В настоящее время в стране действуют
32 банка, в том числе 6 из них: Беларусбанк,
Белагропромбанк, Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк,
Белинвестбанк и Приорбанк - уполномочены
на обслуживание государственных программ.
На долю уполномоченных банков приходится
порядка 80% активов банковской системы
Белоруссии. Доля государства имеется
в 13 банках и составляет порядка 80% от общего
объема уставных фондов коммерческих
банков.
Следует отметить, что по-прежнему монополистом
среди коммерческих банков остается АСБ «Беларусбанк»,
который контролирует 50% валовых активов,
43% чистых активов, 58% вкладов населения.
Банковская система регулируется
банковским законодательством. К актам законодательства
относятся:
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Банковский кодекс Республики Беларусь (2000 г.),
декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;
нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковского законодательства.
В соответствии с Банковским
кодексом Республики Беларусь банк – юридическое лицо,
имеющее исключительное право осуществлять
в совокупности следующие банковские операции:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные статьей 14 Банковского кодекса Республики Беларусь.
Основными принципами банковской деятельности являются:
обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями лицензии на осуществление банковских операций;
независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;
обязательность соблюдения установленных Национальным банком экономических нормативов для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;
обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
Органом управления Национального банка является
Правление Национального банка – коллегиальный
орган, определяющий основные направления
деятельности Национального банка и осуществляющий
руководство и управление им.
Количественный состав Правления Национального
банка устанавливается Президентом Республики
Беларусь.
Правлением Национального банка утверждена
Концепция развития банковской системы Республики Беларусь
на 2001-2010 гг. Концепция разработана специалистами Национального банка,
Министерства экономики, Министерства
финансов, банков, ведущих ученых страны и определяет целевые
ориентиры, задачи и направления развития банковского сектора.
Как считают специалисты Нацбанка, ее реализация
приведет к формированию в Беларуси банковской
системы, приближенной по важнейшим характеристикам
к банковским системам динамично развивающихся
государств.
Банковская система Республики
Беларусь на современном этапе
В 2010 г. экономическое развитие
Республики Беларусь протекало в условиях
постепенного преодоления последствий
мирового финансово-экономичес ого кризиса,
как в национальной экономике, так и в
экономиках стран — основных торговых
партнеров. Вместе с тем, по мнению
международных финансовых организаций,
последствия кризиса будут сказываться на
макроэкономической ситуации многих стран
мира еще долгое время.
В Республике Беларусь в 2010
г. ускорились темпы роста объемов производства,
доходов населения, потребления и инвестиций.
Однако ряд прогнозных показателей оказались не
выполнены, среди них, к сожалению, такой
принципиально важный для страны показатель,
как энергоемкость валового внутреннего продукта.
За январь — ноябрь 2010 г. он снизился на
1,1% при прогнозном значении 8—10%.
Неблагоприятно складывались
пропорции внешней торговли. Фактический показатель
роста импорта соответствовал прогнозному
темпу — порядка 121%, но рост экспорта оказался
ниже прогнозного показателя на 10 процентных
пунктов, составив 118%.
Относительно 2009 г. внешняя торговля
инвестиционными и потребительскими товарами
имела положительную динамику, но динамика
торговли промежуточными товарами — прежде
всего такими, как нефть и нефтепродукты,
оборудование, черные металлы, машины,
химические продукты, — характеризовалась существенным
превышением импорта над экспортом. В итоге за
11 месяцев истекшего года отрицательное сальдо
внешней торговли товарами и услугами
составило 6,4 млрд. долл. США.
По итогам прошедшего года в Беларуси
обеспечен существенный рост реального ВВП — на
7,6%. Это хороший результат, если принять
во внимание, что в 2010 г. прогнозный рост
мирового ВВП оценивался в 3—3,3%, стран с развитой
экономикой — в 1,9—2,3%, в том числе Европейского
союза — в 1%. Для стран с формирующимися
рынками указанный прогнозный показатель
составлял 5,9—6,2%. Как видим, достигнутый в
Республике Беларусь экономический рост
превысил средние прогнозные оценки для
всех указанных групп стран.
В сложившихся условиях банковская система страны,
а также проводимая Национальным банком
и Правительством Республики Беларусь
денежно-кредитная политика внесли существенный
вклад в развитие национальной экономики,
обеспечили финансовую стабильность,
позволили создать задел для успешного
решения задач новой пятилетки.
В условиях неблагоприятной
динамики внешней торговли, превышения
спроса над предложением на валютном рынке курсовая
политика была ориентирована на сохранение
финансовой стабильности и обеспечение
устойчивости курса белорусского рубля
к корзине иностранных
валют. Стоимость корзины иностранных валют увеличилась
на 1,8% при установленном Основными направлениями денежно-кредитной
политики на 2010 год коридоре возможных
колебаний ее стоимости в пределах плюс/минус
10%.
Была поддержана ценовая конкурентоспособност
белорусского экспорта. В январе — ноябре
2010 г. Индекс реального эффективного курса белорусского
рубля по сравнению с соответствующим периодом
2009 г. снизился на 6,29%.По предварительным
данным, валютная выручка от экспорта
товаров, услуг и прочих поступлений за
2010 г. составила 29,3 млрд. долл. США. Относительно
выручки за предыдущий год имеет место
ее увеличение на 4,1 млрд. долл. США, или
на 16,2%.
Валютная выручка, поступившая из
стран СНГ, возросла на 5,5 млрд. долл. США,
или на 62,6%, а выручка из стран вне СНГ снизилась
на 1,4 млрд. долл. США, или на 8,3%. В истекшем
году не удалось достичь поставленных
целей по наращиванию международных резервных
активов Республики Беларусь. В национальном
измерении их прирост составил 176,8 млн.
долл. США, или 3%. В международном измерении
произошло снижение данного показателя
на 621,8 млн. долл. США. Негативное влияние
на динамику международных резервных
активов оказал сложившийся в течение
года высокий спрос на иностранную валюту
со стороны предприятий резидентов, который
составил на чистой основе 6,9 млрд. долл.
США. В последнем квартале возрос спрос
на валюту со стороны населения, достигнув
в итоге 1,5 млрд. долл. США на чистой основе.
Положительную роль в наполнении
национального валютного рынка сыграли банки
— резиденты Республики Беларусь. За отчетный
год они на чистой основе продали валюты
на сумму почти 500 млн. долл.США.
Важно отметить, что в прошедшем году
удалось удержать инфляцию в рамках прогнозных
значений.
Прирост индекса потребительских цен за
2010 г. составил 9,9% против 10,1% годом ранее.
Кредитная политика банков
была направлена на максимальное с
учетом банковских рисков удовлетворение
потребности юридических и физических
лиц в кредитных ресурсах. Требования
банков к экономике на 1 января 2011 г. составили
почти 92,9 трлн. руб. (За отчетный год по
номиналу они увеличились на 39,9%, что соответствует
прогнозному параметру.
По итогам 2010 г. отношение требований
банков к экономике в процентах к ВВП составило
57%, превысив прогнозное значение на 6 процентных
пунктов. Банки, как и ранее, весомо участвовали в
реализации крупных государственных социально-экономичес их
программ и мероприятий, осуществляемых
по решениям Президента и Правительства
Республики Беларусь. В 2010 г. на эти цели
выдано кредитов в сумме 17,8 трлн. руб.,
что на 3,3 трлн. руб., или в 1,23 раза, больше,
чем за предыдущий год.
Стратегическим приоритетом в нашей стране
традиционно является жилищное строительство.
Более того, в условиях кризисного и пост
кризисного развития данная сфера экономики
рассматривается как очень важный рычаг поддержания деловой активности
в смежных отраслях экономики. Одним из
направлений реализации данной стратегии
является расширение льготного кредитования
банками жилищного строительства. За 2010
г. банки выдали льготных кредитов на цели
жилищного строительства в сумме 6,76 трлн.
руб., что на 2,2 трлн. руб., или в 1,48 раза,
превышает объем выдачи за 2009 г.
Совокупная задолженность населения по
всем кредитам на цели жилищного строительства и приобретения
жилья к 1 января 2011 г. достигла 15,8 трлн.руб.,
что в 1,5 раза больше, чем на начало прошлого
года.
После некоторого спада (на
3,4%), имевшего место в 2009 г., в отчетном году
возобновился рост потребительского кредитования.
На 1 января 2011 г. задолженность физических
лиц по названным кредитам составила 6,72
трлн. руб., что на 20,8% больше, чем на начало
2010 г.
Напряженное финансовое состояние значительной
части субъектов хозяйствования существенно
повышает основной банковский риск —
кредитный. На 1 января 2011 г. совокупная
проблемная задолженность банков, в которую
включены пролонгированная и просроченная
задолженность на балансе, проблемная
задолженность, вынесенная за баланс,
просроченные и неполученные доходы, составила
1,82 трлн.руб. За год данный показатель
возрос на 440,0 млрд.руб., или на 32%.
В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной
политики на 2010 г. на контроле находился
более общий показатель — доля проблемных
активов в активах, подверженных кредитному
риску. На начало текущего года сумма проблемных
активов, отнесенных к III, IV и V классификационным группам,
составила 3,38 трлн. руб., или 3,55% от всех
активов, подверженных кредитному риску.
Это ниже установленного предельного значения
“не выше 10%”.
Относительный показатель неплох,
но значительные абсолютные суммы проблемных
кредитов и активов свидетельствуют о необходимости
предельного внимания со стороны банков
и Национального банка к проблеме управления
кредитным риском.
К положительным результатам отчетного периода
необходимо отнести следующее. Если на
1 января 2010 г. специальный резерв на покрытие
возможных убытков по активам, подверженным
кредитному риску, в целом по системе был сформирован
в размере 74,9% от расчетной величины, то
на начало текущего года — 99,8%, то есть
почти соответствовал расчетному нормативу.
Проводимая Национальным банком
и банками в отчетном периоде процентная
политика была ориентирована на снижение
общего уровня процентных ставок. Ставилась
цель увеличить доступность кредитных
ресурсов для населения и предприятий
при сохранении привлекательности банковских
депозитов. Эта цель достигнута. Во взаимодействии
с курсовой политикой процентная политика
обеспечила стабильную работу финансовой
системы, содействовала росту банковских
сбережений, существенно повысила доступность
кредитных ресурсов для предприятий и
населения.
В 2010 г. Национальный банк осуществил
постепенное снижение ставки рефинансирования
с 13,5% годовых на начало года до 10,5% годовых на
1 января 2011 г., то есть на 3 процентных пункта,
что соответствует прогнозному показателю.
Исходя из ситуации, складывающейся
на денежных рынках в течение 2010 г., были
снижены ставки по инструментам Национального банка:
по постоянно доступным и двусторонним
операциям поддержки ликвидности — на 5,5
процентного пункта, до 16% годовых, по депозиту
овернайт — на 2,5 процентного пункта, до
7% годовых. Данные меры позволили сузить
коридор процентных ставок Национального банка
по операциям регулирования ликвидности
и способствовали сокращению колебаний
ставок на рынке межбанковских кредитов.
В целом проводимая центральным банком
страны политика обеспечила гибкость
в предоставлении ресурсов банкам и снижение
уровня процентных ставок на рублевом
рынке межбанковских кредитов. Средневзвешенная
процентная ставка по однодневному межбанковскому
кредиту в белорусских рублях сложилась в декабре
2010 г. на уровне 10,5% годовых против 19,8% годовых в
декабре 2009 г. — то есть снизилась на 9,3
процентного пункта.
В период дефицита ликвидности в целях обеспечения
нормального платежного процесса, недопущения
неплатежей, сглаживания колебаний процентных
ставок на рынке межбанковских кредитов
Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку
банкам. В период избытка ликвидности проводились операции
на открытом рынке по стерилизации избыточной
ликвидности. Среднедневной остаток задолженности
по операциям поддержания текущей ликвидности банковской
системы в 2010 г. составил 1,13 трлн. руб.,
среднедневной остаток средств банков
по операциям изъятия ликвидности — 390,5
млрд. руб. В результате мер процентной
и курсовой политики сложилась следующая
динамика основных процентных ставок
на национальном денежном рынке.
Полная (с учетом комиссий) средняя процентная
ставка по новым кредитам банков в национальной
валюте в декабре 2010 г. составила 13,7% годовых,
что на 7,5 процентного пункта ниже относительно
уровня января 2010 г. (21,2% годовых).
Средняя процентная ставка
по вновь привлеченным срочным депозитам юридических и физических
лиц в национальной валюте в декабре 2010
г. состав и т.д.................