Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Развод как социально-психологический феномен
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 18.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание:
Введение……………….2
1. Причины конфликтов
в семье………..4
2. Особенности темперамента
и конфликты в семье……….6
3. Причины и последствия
семейного неблагополучия………………9
4. Кризисные периоды в
развитии семьи………11
5. Развод как социально-психологический
феномен………16
Вывод……………….20
Список использованной литературы………..22
Введение.
Проблема конфликта всегда
была в той или иной степени
актуальна для любого общества. Однако
в России на всех этапах развития конфликты
оказывали не просто заметное, а, как
правило, решающее влияние на ее историю.
Войны, революции, борьба за власть, борьба
за собственность, межличностные и
межгрупповые конфликты в организациях,
убийства, бытовые и семейные конфликты,
самоубийства как способы разрешения
внутриличностных конфликтов – основные
причины гибели людей в нашей
стране. Конфликт был, есть и в обозримом
будущем будет решающим фактором,
влияющим на безопасность России и ее
граждан.
Жизнь доказывает, что конфликт
не относится к тем явлениям, которыми
можно эффективно управлять на основе
жизненного опыта и здравого смысла.
Конфликт наиболее острый способ разрешения
значимых противоречий, возникающих в
процессе взаимодействия, заключающийся
в противодействии субъектов конфликта
и обычно сопровождающийся негативными
эмоциями.
В своей работе я хочу
рассмотреть семейные конфликты, т
.к .эта тема мне близка. Мои родители уже
много лет живут отдельно друг от друга,
т.к. не могут существовать, как единое
целое .Я задалась вопросом- «А почему
же так? Наверное, есть веские причины
таких «никаких отношений»? И постаралась
в этом разобраться.
Множество семейных проблем
возникло не вчера. Неполные семьи, разводы,
супружеские конфликты, проблемы одиночества
существовали и в прошлом, но не привлекали
такого пристального внимания. Кроме
того, и сам человек стал более
требователен в любви, в духовной
близости и взаимопонимании.
Пути к счастью у
каждого свои. Вступление в брак
не гарантирует человеку полного
счастья и разрешения всех проблем
сразу. Брак — это построение взаимоотношений
с супругом, детьми, родственниками
каждый день. Особенно важен процесс
построения взаимоотношений в начале
совместной жизни, необходима взаимная
адаптация. Период адаптации — обязательный
этап становления семьи. Он может
длиться годами или быть коротким.
Многое зависит от желания, от умения
идти навстречу друг другу. Адаптация
супругов предполагает близость психологическую
и эмоциональную, установление контакта
между всеми членами семьи, определение
правил общения и совместного
проживания.
Большинство людей относятся
к браку серьезно. Они надеются
прожить долгую и счастливую совместную
жизнь. Но почему не всем удается сохранить
семью? Почему возникают конфликты? Почему
происходят ссоры и нарастает непонимание?
Все люди неодинаковы и
отношение к любви у всех разное.
Одни понимают любовь как половую
близость, другие — как духовную
близость с дорогим человеком, другом.
Многие ставят на первое место личные
потребности и стремятся использовать
мужа или жену как средство их удовлетворения.
Такая любовь отмечена потребительским
настроением. В нормальных же семьях
супруги посвящают свою жизнь
друг другу и детям, стремятся
доставлять радость близкому человеку,
не огорчать намеренно никого.
Молодые люди часто не понимают,
что семья — это умение и
желание дарить счастье другому
человеку, постоянный поиск путей
сохранения взаимоотношений и любви.
1. Причины
конфликтов в семье.
Конфликт является столкновением
противоположных мнений, взглядов,
интересов и потребностей. Можно
выделить несколько причин, которые
вызывают частые конфликты в семье:
• разные взгляды на семейную
жизнь;
• неудовлетворенные потребности
и пустые ожидания;
• различия в духовных интересах;
• эгоизм;
• неверность;
• неуважительное отношение
друг к другу;
• нежелание участвовать
в воспитании детей;
• ревность;
• бытовая неустроенность;
• неуважение к родственникам;
• нежелание помогать по
дому;
• несоответствие темпераментов;
• пьянство одного из супругов
и т. д.
Это далеко не все причины,
вызывающие конфликты в семье. Чаще
всего причин несколько, и последняя
не является основной.
В зависимости от их разрешения,
конфликты можно разделить на
два типа:
Созидательный — представляет собой определенное
терпение в отношениях друг к другу, отказ
от оскорблений, унижения; поиск причин
возникновения конфликта; готовность
к ведению диалога, желание изменить сложившиеся
отношения.
Разрушающий — представляет собой оскорбления,
унижение: стремление обидеть, больше
проучить, свалить вину на другого. Итог:
исчезает взаимное уважение, общение друг
с другом превращается в обязанность,
часто неприятную.
Необходимо определить, что
является основой для порождения
конфликта в семье:
1. Неудовлетворенная потребность
в самоутверждении.
2. Стремление одного или обоих
супругов реализовывать в браке прежде
всего личные потребности (эгоизм).
3. Неумение супругов общаться
друг с другом, с родственниками, друзьями
и знакомыми, коллегами по работе.
4. Сильно развитые материальные
амбиции у одного или обоих супругов.
5. Нежелание одного из супругов
участвовать в ведении домашнего хозяйства.
6. Наличие у одного или обоих
супругов завышенной самооценки.
7. Нежелание одного из супругов
заниматься воспитанием детей или несовпадение
взглядов на методы воспитания.
8. Различия представлений супругов
о содержании ролей мужа, жены, отца, матери,
главы семьи.
9. Непонимание как результат
нежелания вести диалог.
10. Разные типы темперамента
супругов и неумение учитывать тип темперамента.
11. Ревность одного из супругов.
12. Супружеская неверность одного
из супругов.
13. Половая холодность одного
из супругов.
14. Вредные привычки у одного
из супругов и связанные с ними последствия.
15. Особые случаи.
Нужно отметить, что любой
из вышеперечисленных конфликтов имеет
свое разрешение и при правильном,
заинтересованном подходе не ведет
к разрыву семейных отношений.
2. Особенности
темперамента и конфликты в
семье.
Каждый тип темперамента
связан с определенным поведением человека,
проявляется в его действиях
и поступках. Сочетание различных
типов темперамента может послужить
причиной постоянных конфликтов в семье.
Холерик. Это легко увлекающийся человек,
с бурными эмоциональными проявлениями.
Энергично берется за любое дело, но быстро
остывает. Быстро двигается, быстро действует.
Не может долго заниматься однообразной
работой. Часто способен отвлекаться,
переключаться с одного дела на другое.
Холерик не может спокойно
и внимательно слушать собеседника.
Способен прервать разговор, вмешиваться
в разговор других людей. Говорит
громко и быстро. Такой человек
способен в порыве гнева накричать
на собеседника, оскорбить его, но быстро
успокаивается и как ни в чем
не бывало может начать снова разговаривать
с человеком, с которым недавно отчаянно
ругался.
Холерик в любом деле хочет
получить быстрый результат. Также
ему обязательно нужен успех.
Если этого не происходит, холерик
может отключиться и выполнять
работу кое-как. Такой человек быстро
обучается новому делу. Он энергичен,
упорно стремится к цели, может
легко и быстро справляться с
заданием, смысл которого ему понятен
и интересен конечный результат.
У холерика часто меняется
настроение, он может вспылить по пустяковому
поводу. Если ему кто-то пытается в
резкой форме указывать на ошибки,
он начинает злиться, скандалить.
Если такой человек
чувствует, что скандалом можно
добиться удовлетворения своих потребностей,
он будет стремиться к ним и
специально устраивать ссоры.
Флегматик. По характеру спокойный и уравновешенный.
В конфликтных ситуациях невозмутим и
молчалив. Его душевное состояние нелегко
понять и невозможно почувствовать. Он
крайне редко сам бывает инициатором конфликта.
Часто не умеет общаться, медлительный
в обществе и дома. При ограничении времени
на работу не достигает успеха. Если такого
человека ругать за медлительное поведение
и наказывать за это, он начнет чувствовать
себя ущербным и верить, что неспособен
к деятельности. Так развивается неуверенность
в своих силах и усугубляется настрой
на неуспех.
Флегматики старательны,
добросовестны. Их трудно включить в
работу: такой человек долго обдумывает
дело, прикидывает, медленно приступает
к нему. Но если он берется за дело, то
обязательно доводит его до конца и действует
со рвением, прилежанием. Но его нельзя
обвинять в медлительности, нельзя подгонять
в работе.
Такого человека труднее
убедить в изменениях, производимых
в работе, также он сложнее понимает
новшества в его деле. Поэтому
взаимодействие с ним требует
терпения и выдержки.
Флегматики всегда консерваторы.
Они стремятся сохранить сложившийся
стиль и условия жизни. Часто
боятся перемен. Флегматик не способен
к бурному проявлению чувств. Его
отпугивают резкие перепады настроения,
хотя он способен к преданной и
сильной любви. Флегматик любит,
находиться в одиночестве: никто
не мешает ему думать, не торопит, не
отвлекает. Он освобождается от отрицательных
эмоций, которые вызывают люди, не считающиеся
с особенностями его темперамента.
Положительные качества флегматиков:
трудолюбие, аккуратность, добросовестность,
терпение, воля, выдержка, усидчивость.
Меланхолик. Впечатлительный, ранимый, глубоко
переживающий обиды человек. Он часто
замкнут, застенчив, стеснителен, необщителен.
Когда меланхолик расстроен, он может
совершить непредсказуемый поступок.
В стрессовых ситуациях у такого человека
парализуется воля, он становится скованным,
порой невменяемым. Плохо контролирует
свое поведение в этом состоянии.
Часто у таких людей
развивается подозрительность, боязнь
общения, стремление к одиночеству.
При обиде происходит сильное
волнение. Нередко у меланхолика
занижена самооценка. Не любит изменений
в своей жизни, так как боится,
что люди вызывающе будут вести
себя с ним, нанесут ему обиды.
Люди такого темперамента
чувствуют себя комфортнее, увереннее,
если окружающие не насмехаются над
ними, не высказывают недоброго отношения.
В такой обстановке они бывают
активны, энергичны. Достигают значительных
результатов в деятельности. Их надо
оберегать от психических травм.
Боязнь обид и упреков
вызывает у меланхолика потребность
добросовестно и эффективно работать.
Сам никогда не будет искать повода
для ссоры, не станет провоцировать
конфликт, так как нуждается в
обстановке, лишенной психотравмирующих
факторов.
Сангвиник. Энергичный человек. Подвижный
и в то же время уравновешенный, спокойный,
он часто улыбается, действует открыто
и доброжелательно. Сангвиник — оптимист,
он страстно любит жизнь во всех ее проявлениях.
Всегда чем-либо занят, не сидит без дела.
Занимается часто любимым делом, то есть
имеет хобби, которому уделяет все свободное
время.
Такой человек часто является
душой компании, он коммуникабелен,
легко сходится с людьми. Всегда
может увлеченно рассказывать о
своих интересах, полагая, что это
будет интересовать окружающих. К
неудачам относится легко, часто
не конфликтует, но может высказать
претензии, если почувствует, что его
ущемляют в деле, которое его интересует.
Иногда слушает только себя, не обращая
внимания на упреки супруга. Считает, что
это пустяки.
Типы темперамента нельзя
разделять на положительные и отрицательные.
Так как людей с чистыми темпераментами
не бывает, и в процессе взросления людей
их темпераменты подвергаются изменениям.
Но знание темперамента позволяет понять
поведение партнера в семье, помогает
правильно выбрать средство общения. Определив
тип темперамента, также можно предугадать
особенности взаимоотношений, скорректировать
поведение супругов.
Например, если оба флегматики,
жизнь обязательно будет стабильной.
Такие пары редко разлучаются, разводятся.
В таких семьях редко случаются
конфликты. Но они часто могут
находиться в состоянии холодной
войны, поэтому необходимо избегать
затяжных недомолвок.
Если же только один из супругов
флегматик, а другой холерик или
сангвиник, то конфликт может возникнуть
из-за того, что флегматик не способен
бурно проявлять чувства и
его могут отпугнуть бурные эмоции
супруга с другим темпераментом.
И тогда возникают упреки в
недостаточной любви и безразличии
к супругу. Необходимо понять, что
такие упреки несправедливы и
приводят только к усугублению конфликта.
Нужно скорректировать поведение
обоих супругов, найти компромисс.
Если оба супруга холерики,
то можно ожидать повышенной конфликтности
в семье. Если же только один из супругов
холерик, а другой — флегматик, то
вспыльчивость и нетерпение одного
могут натолкнуться на выдержку и
ровное настроение другого. Холерик
успокаивается, и ссора не возникает.
Хотя в зависимости от обстановки
он может сорваться, накричать. При
взаимопонимании супругов этого
не происходит.
Если оба супруга меланхолики,
то ситуация может осложниться тем,
что они будут глубоко переживать
события, которые происходят вокруг
них. Если же меланхолик сталкивается
на семейном поле с холериком или
сангвиником, то их резкое или невнимательное
слово может привести к охлаждению
отношений между супругами. Необходимо
быть осторожными в своих высказываниях.
Сангвиники относятся
к жизни довольно легко. Это может
привести к конфликтам на почве ревности,
а также может возникнуть обида
из-за кажущегося легкого отношения
к чужим проблемам.
3. Причины
и последствия семейного неблагополучия.
Разнообразные причины, вызывающие
семейное неблагополучие, взаимосвязаны
и взаимозависимы.
Можно выделить три группы
причин неблагополучия в семье. Во-первых,
кризисные явления в социально-экономической
сфере, которые непосредственно
влияют на семью. Во-вторых, причины
психологического свойства, связанные
с внутрисемейными отношениями
и воспитанием детей в семье.
В-третьих, биологического характера (физически
или психически больные родители,
дурная наследственность у детей, наличие
в семье детей с недостатками
развития или детей-инвалидов).
Среди объективных социально-экономических
причин наиболее важны падение жизненного
уровня и ухудшение условий содержания
детей, сокращение социальной инфраструктуры
детства и резкое снижение уровня
социальных гарантий для детей в
жизненно важных сферах духовного и
физического развития, нерешенная жилищная
проблема, дистанцирование школы от детей
с трудными судьбами, резкий поворот в
ценностных ориентациях общества и снятие
многих моральных запретов, а также усиление
влияния асоциальных криминальных групп
в микросреде.
Усугубляют семейное неблагополучие
просчеты воспитания в семье. Очень
часто между родителями и ребенком
наблюдается эмоциональное отторжение.
Гиперопека, когда ребенку не
дают проявить элементарную самостоятельность,
изолируют от окружающей жизни, также
имеет за собой негативные последствия
в будущей жизни ребенка. Непонимание
закономерностей и своеобразие личностного
развития детей, и несоответствие требований
и ожиданий родителей возможностям и потребностям
детей также усугубляют психологическое
состояние ребенка.
Аффективность - избыток родительского
раздражения, недовольства, беспокойства,
тревоги по отношению к детям создает
в семье эффект суматохи, всеобщего возбуждения.
Тревожность и страх за
детей, которые приобретают навязчивый
характер и лишают родителей жизнерадостности
и оптимизма, заставляют их прибегать
к постоянным запретам и предостережениям,
что заражает детей таким же беспокойством.
Авторитарность воспитания
- стремление подчинить ребенка своей
воле; категоричность суждений, приказной
тон; навязывание своего мнения и
готовых решений; стремление к строгой
дисциплине и ограничению самостоятельности
детей; использование принуждения
и репрессивных мер, включая физические
наказания; постоянный контроль за действиями
ребенка не позволяют проявить самостоятельности,
что замедляет социализацию.
А также гиперсоциальность,
когда родители пытаются строить воспитание
по определенной (пусть и позитивной) заданной
схеме, не учитывая индивидуальности ребенка,
предъявляя к нему завышенные требования,
без надлежащего эмоционального контакта,
отзывчивости и чуткости. Вот такие просчеты
в воспитании чаще встречаются в семьях
социального риска. С каждым годом возрастает
число неблагополучных семей (семьи алкоголиков,
наркоманов, правонарушителей и др.). Наряду
с общим сокращением рождаемости происходит
рост числа детей, рожденных вне брака.
В сложной социально-психологической
ситуации оказываются также дети
в семьях, находящихся на грани
развода. В результате в неблагополучных
семьях степень невнимания к ребенку
даже сильнее, чем в детских учреждениях
интернатного типа.
Нарушение психологической
связи между ребенком и родителями
приводит к уходу детей из семьи и т.д.................