Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Конфуцианство как этико-политическое учение и религия
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Реферат
Тема: «конфуцианство
как этико-политическое учение и религия».
План:
1.Введение
2. Предпосылки возникновения конфуцианства
3. Суть конфуцианства
3.1 Место человека в
конфуцианстве
4. Ритуал и воспитание
4.1 Низкий человек и
благородный муж
4.2 Достойный правитель
5. Гуманность Конфуция
6. Позднее конфуцианство о человеке
7. Современное конфуцианство
8. Заключение
9. Список литературы
1. Введение
Конфуцианство – одно
из ведущих идейных течений в
древнем Китае. В ряде публикаций дается “компромиссное” определение
конфуцианства одновременно как религии
и как этико-политического учения. Конфуций
- создатель нравственно- религиозного
учения – оставил глубочайший след в развитии
духовной культуры Китая, во всех сферах
его общественной жизни – политической,
экономической, социальной, моральной,
в искусстве и религии.
Я ознакомился с цивилизацией
Китая, когда учился в школе, жизнь
стран Востока, их традиции и нравы
всегда очень интересовали меня, а
т.к. конфуцианство является основной и главенствующей религией Китая,
я решил углубиться в эту тему и подготовить
реферат на эту тему.
2. Предпосылки возникновения
конфуцианства.
Кун - Цзы ( Конфуций ) - создатель
нравственно-религиоз ого учения –
оставил глубочайший след в развитии
духовной культуры Китая, во всех сферах
его общественной жизни – политической,
экономической, социальной, моральной,
в искусстве и религии. Конфуций родился
в 551 году до нашей эры, отцом его был великий
воин своего времени, прославившийся своими
подвигами Шу Лянхэ. Крупнейший ученый
своего времени, он одним из первых заинтересовался
человеческой сущностью, смыслом человеческой
жизни, истоками человеческих стремлений
и желаний. Пытаясь их объяснить он, руководствуясь
собственным опытом , предложил ряд интереснейших
идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках
того главного, ради чего и живет человек.
Конфуций жил в эпоху великих социальных
и политических потрясений, когда чжоуский
Китай находился в состоянии глубокого
экономического кризиса. Власть чжоуского
правителя ослабла, хотя он еще считался
сыном Неба и сохранял функции первосвященника.
Разрушались патриархально-родовы нравы
и принципы функционирования общества,
в межусобной войне гибла родовая аристократия.
На смену ей приходила принципиально новая,
централизованная власть правителей отдельных
царств, которые опирались на административно-бюрократический
аппарат (формировался за счет незнатного
чиновничества).
Все это вызвало критику со стороны сторонников
древности (старых устоев). Они предлагали
новые идеи, которые можно было бы противопоставить
социальному и политическому хаосу, а
также аморальности и межусобной враждебности.
Однако, для того, чтобы отрицание существующего
состояния вещей приобрело моральное
право на существование и необходимую
социальную силу, оно должно было опираться
на высокий авторитет. Такой авторитет
Конфуций нашел в полулегендарных образцах
и идеалах глубокой древности. Например,
такое утверждение, что когда-то, давным-давно,
правители были мудрыми, чиновники - бескорыстными
и преданными, а народ благоденствовал,
стало после смерти Конфуция основным
импульсом общественной жизни Китая. Критикуя
свою эпоху и высоко ценя прошлые столетия,
Конфуций на основе этого противопоставления
создал свой идеал совершенного человека
- Цзюн-цзы.
Как мы видим, конфуцианство возникло
и существовало сначала не как религия,
а как философско-этическая система, которая,
правда, включала в себя отдельные религиозные
положения. Лишь в первых столетиях нашей
эры конфуцианство становиться действительно
религией, создает свою догматику, толкование,
превращается в жестокую систему религиозных
требований, обязательных для всех.
3. Суть конфуцианства
Основная задача Конфуция – гармонизировать
жизнь государства, общества, семьи, человека.
В центре внимания конфуцианства взаимоотношения
между людьми, проблемы воспитания. Конфуций
не доволен существующим, однако его идеалы
не в будущем, а в прошлом. Человек обращен
лицом к прошлому, к будущему же повернут
спиною. Древность постоянно присутствует
в настоящем. Будущее не привлекает слишком
большого внимания – ведь время движется
по кругу; и все возвращается к своему
истоку.
Кульминация конфуцианского культа прошлого
– “исправление имен” (“чжэн мин”). Конфуций
признавал, что “все течет” и что “время
бежит, не останавливаясь”. Поэтому конфуцианское
“исправление имен” означало не приведение
общественного сознания в соответствие
с изменяющимся общественным бытием, а
попытку привести вещи в соответствие
с их былым значением. Поэтому Конфуций
учил, что государь должен быть государем,
сановник – сановником, отец - отцом и
сын - сыном не по имени, а реально, на самом
деле. Идеализируя древность, Конфуций
рационализирует учение о нравственности
- конфуцианскую этику. Она опирается на
такие понятия, как “взаимность”, “золотая
середина”, “человеколюбие”, составляющие
в целом “правильный путь” - дао.
В своем учении Конфуций основывался на
традиционных китайских взглядах на устройство
мира. По представлениям древних китайцев,
человек возникает после того, как изначальный
эфир (или пневма, “ци” ) делится на 2 начала:
Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением
он как бы призван преодолеть эту расколотость
мира, ибо объединяет в себе темное и светлое,
мужское и женское, активное и пассивное,
твердость и мягкость, покой и движение.
3.1. Место человека в конфуцианстве
Как нам уже известно, древнекитайский
мыслитель Кун-цзы жил в эпоху, когда вопросы
стабильности государства вышли на первый
план. Как правильно управлять государством,
чтобы сохранить в нём неизменный порядок
- вот что волнует Конфуция в первую очередь.
Человек интересует его не сам по себе,
а как часть иерархии, где он занимает
определенное место. Поэтому учение о
человеке неотделимо от учения об управлении
государством. Цель конфуцианского учения
о человеке – показать, как должен вести
себя человек в различных ситуациях, т.е.
учение имеет ярко выраженную практическую
направленность, а теоретический аспект
является подчиненным: обосновать вечность
и неизменность рекомендуемых правил
поведения и отношений между людьми.
Достаточно познакомиться с произведением
“Лунь-юй” (Беседы и высказывания) , которое
все исследователи считают наиболее достоверным
выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться,
что для него нет проблемы человека, а
есть набор практических советов, которые
подает учитель Кун-цзы.
Конфуцианские начала, знание: Конфуций
четко разграничивает людей, обладающих
различным социальным статусом в зависимости
от моральных качеств, которым он приписывает
надчеловеческое, вселенское значение
и тем самым утверждает неизбежность и
незыблемость социального расслоения.
По его мнению, небо следит за справедливостью
на земле, стоит на страже социального
неравенства.
Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных
начал, или постоянств:
1. “жэнь” – гуманность, человеколюбие;
2. “синь” - искренность, прямота, доверие;
3. “и” – долг, справедливость;
4. “ли” – ритуал, этикет;
5. “чжи” – ум, знание.
Основа человеколюбия – “жень” – “почтительность
к родителям и уважительность к старшим
братьям”, “взаимность” или “забота
о людях” - основная заповедь конфуцианства.
“Не делай другим того, чего не желаешь
себе”. “Жэнь” представляет собой почти
недосягаемый идеал, характерными чертами
которого были наделены лишь предки (давние
люди).
Конфуций обращается к доверию (Синь) как
к политической и нравственной категории.
“Управляя царством, имеющим 1000 боевых
колесниц, следует серьезно относиться
к делу и опираться на доверие, соблюдать
экономию в расходах и заботиться о людях;
использовать народ в соответствующее
время. Идею Доверия он проводит сквозь
все свое учение.
Все эти начала опираются на знания в конфуцианском
смысле. Имеются в виду не теоретические
знания, а знания правил поведения с обязательным
применением их на практике. Конфуцианское
учение о знании подчинено социальной
проблематике. Знать – “значит знать
людей”. Познание природы его не интересует.
Его вполне удовлетворяет то практическое
знание, которым обладают те, кто непосредственно
общается с природой – земледельцы, ремесленники.
Конфуций допускал врожденное знание.
Но оно редко: “Те, кто обладает врожденным
знанием, стоят выше всех, а за ними следуют
те, кто приобрел знание благодаря учению”.
Учение у Конфуция должно обязательно
дополняться размышлением. Отсюда вытекает,
что отождествлять конфуцианскую ученость
с книжной премудростью не совсем справедливо.
Хотя в конфуцианстве авторитет мудрецов
древности и изложенного ими учения был
всегда высок, на первый план выходит правильное
поведение, а не знание само по себе. Ценность
знания в том, чтобы способствовать правильному
поведению.
4. Ритуал и воспитание.
Применяются конфуцианские знания
по правилам этикета, без которых
их использование не будет “правильным”
, а ч еловеческое поведение
окажется нерегулируемым. Задача воспроизведения
норм возлагается на самого человека:
“Сдерживать себя, с тем чтобы во всем
соответствовать требованиям ритуала,
- это и есть человеколюбие. Осуществление
человеколюбия зависит от самого человека,
разве оно зависит от других людей?” Так
гуманность связывается с ритуалом, причем
человек должен приложить определенные
усилия, чтобы преодолеть себя, включиться
в систему отношений, регулируемых правилами
этикета, и добиться того, чтобы дальше
проявлять себя наилучшим образом без
дополнительных усилий, то есть стать
“благородным мужем” (Цзюнь-цзы).
Все это указывает на необходимость воспитания,
предусматривающего деятельное участие
в нем самого человека, его стремление
стать воспитанным. Но это не означает
отказа от ответственности. Скорее речь
идет об уравновешенности того и другого,
ибо естественность обеспечивает проявление
искренности: “После того как воспитанность
и естественность в человеке уравновесят
друг друга, он становится благородным
мужем”.
Таким образом, создавая концепцию ритуальной
формы организации общества, Конфуций
выводит ритуал из предфилософской мировоззренческой
традиции. Он берет из Ритуала все лучшее
и приспосабливает его к условиям классового
общества. Ритуал как слово, музыка и движение
становиться у Конфуция главным способом
теоретического и практического воплощения
своих идей среди верхов и низов.
Осуществляя ритуализацию политики, нравственности,
семейных отношений, Конфуций замечает
еще одну силу, способствующую успеху
Ритуала, - культ предков. Их имеет каждый
из живущих людей. Семейные узы самые крепкие
и искренние среди всех прочих отношений.
Конфуций и здесь стремиться осуществить
ритуализацию, находя в почитании предков
как основы политических устоев, так и
морали.
4.1. Низкий человек и благородный
муж.
Как же увязываются между собой
положения Конфуция о близости людей
к природе, о необходимости определенных
действий, чтобы стать благородным мужем,
и социальной иерархией в зависимости
от моральных качеств? Логично допустить,
что каждый человек способен стать благородным
мужем. Но как тогда быть с неизменным
социальным расслоением?
Дело в том, что природа человека в китайской
традиции включает в себя как бы два уровня:
врожденные качества и способность к самосовершенствовани .
Человеку мало обладать некоторыми качествами,
надо еще уметь их применить, сконцентрировав
волю и регулируя свое поведение. По-видимому,
Конфуций имеет в виду именно такую трактовку
природы человека. Тогда становится понятным,
как при сходстве врожденных качеств люди
оказываются представителями различных
слоев, определяемых моральным статусом.
Поскольку способности людей регулировать
свое поведение признаются различными
от природы, каждому слою предъявляются
особые требования и предписываются различные
правила поведения. Конфуций связывает
общественное положение человека не с
богатством или знатностью, а с его моральной
характеристикой. Конфуций дает развернутый
образ человека, соответствующего конфуцианским
моральным заповедям. Это цзюнь-цзы (“благородный
муж”) , которому противопоставляется
“низкий человек”. Низкий человек не
обладает должным знанием, поэтому его
поведение не регулируется этикетом.
4.2. Достойный правитель.
На благородного мужа Конфуций возлагает
ответственность за поддержание
порядка в Поднебесной. Исходя из
этого, особое значение Конфуций придает
описанию правителя, для которого гуманн и т.д.................