Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Прогресс в области кредитования МСП
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 24.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
содержание
Введение …………..3
Рынок финансирования малого
бизнеса в России ………5
Основные организации, предоставляющие
кредиты Малому и Среднему Бизнесу
(МСП) в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………11
II Сопротивление и проблемы,
существующие в сфере кредитования
Малого и Среднего Бизнеса
(МСП)………..14
Причины культурного характера,
объясняющие сопротивление коммерческих
банков предоставлять кредиты МСП……….14
Специальное обучение и технология
кредитования………..15
Требования по предоставлению
обеспечения кредитов………16
Регулирующие нормы по
наличию резерва, являющиеся препятствием
для маленьких банков………………..18
Проблемы, связанные с
открытием банками счетов для
МСП….19
Проблемы, связанные с
судебной системой, выполнением судебных
решений и административными
барьерами……….21
Взыскание долга……….23
Проблемы, связанные с
рекламированием банковских услуг
Малых и Средних Предприятий (МСП)………...23
III Прогресс в области
кредитования МСП………..25
Низкая степень риска,
ассоциируемая с кредитованием
МСП…..25
Не банковские финансовые
учреждения………..25
Выдача кредитов через
представительства банков………..27
Публичная поддержка финансирования
МСП. Схемы обеспечения кредитов………………28
Долгосрочное финансирование………………..30
Международные программы
по поддержке МСП………31
Кредитная история………31
Заключение………………33
Список литературы………………..35
Введение
Наличие развитого сектора малого
бизнеса является обязательным условием
успешного функционирования национальной
экономики. Владельцы малых предприятий
составляют основу среднего класса общества,
который служит гарантом стабильного
развития государства.
Малый бизнес проник во все
сферы производства, обслуживания,
сервиса, науки и стал неотъемлемой
частью экономики России. Малые предприятия
выполняют ряд важнейших социально-экономичес их
функций, таких, как обеспечение
занятости, формирование конкурентной
среды, увеличение налоговой базы, поддержание
социальной стабильности, а также
могут произвести ряд товаров, заменяющих
импортируемые.
Малый бизнес выполняет важную
функцию и в формировании инновационной
экономики, инвестируя средства в становление
новых направлений науки и
техники. В настоящее время перед
Российской Федерацией остро стоит
задача диверсификации национальной экономики
с акцентом на развитие обрабатывающих
и высокотехнологичных отраслей.
Нынешняя сырьевая ориентация страны
приводит к сильной зависимости
отечественного хозяйства от мировой
конъюнктуры цен, не позволяя тем
самым рассчитывать на планомерный
рост в будущем. Создание развитого
сектора малого бизнеса приведет
к увеличению числа наукоемких предприятии,
укрепит инновационный вектор развития
российской экономики, будет способствовать
структурной перестройке народного
хозяйства.
В условиях развития рыночной
системы страны одним из важнейших
вопросов при создании и функционировании
малого предприятия является определение
источника финансирования основного
и оборотного капитала. Но заимствование
необходимых сумм является существенной
проблемой.
Существует три наиболее
оптимальных варианта привлечения
финансовых ресурсов субъектами малого
предпринимательства
Банковский кредит
Займы, выданные государственными
фондами поддержки малого предпринимательства
Займы, выданные микрофинансовыми
организациями (МФО)
Приведенные способы заимствования
средств можно назвать наиболее
популярными и отвечающими реальным
потребностям и возможностям малого
бизнеса.
В своей работе я хочу подробнее
рассмотреть кредитование малого бизнеса.
Поэтому цель моей работы будет заключатся
в следующем:
Выявить проблемы с которыми
сталкиваются банки и их клиенты,
т.е. малые предприятия при кредитовании;
Рассмотреть основные источники
финансирования малого бизнеса;
Выявить недостатки и причины,
препятствующие росту кредитования
малого бизнеса, и способы их устранения;
Рынок финансирования малого бизнеса
в России
Основной отличительной
особенностью малых форм организации
производства является высокая мобильность,
обеспечивающая быстрое перемещение
трудовых, материальных и финансовых
ресурсов в сферы повышенного
спроса. В конечном счете, это способствует
оптимизации структуры экономики,
увеличению доходной части бюджета,
повышению уровня занятости, снижению
социальной напряженности, формированию
среднего класса общества. Поэтому
для его успешного функционирования
требуется соответствующее законодательное,
имущественное, финансовое, кадровое,
информационное, организационно-методи еское
и техническое обеспечение. Сегодня
наиболее острыми проблемами, сдерживающими
развитие малого бизнеса, являются отсутствие
серьезной финансовой поддержки
и несовершенство нормативно-правовой
базы. Первое положение подтверждает
анализ источников финансирования малых
и средних предприятий (МСП), которые
представлены в табл. 1 [5, с. 47].
Таблица 1
Источники финансирования развития
МСП (в % к опрошенным МСП).
Таким образом, финансирование
малого бизнеса может осуществляться
из внутренних и внешних источников
предприятия (кредиты, займы (у юридических
и физических лиц), и за счёт бюджетного
финансирования малого и среднего бизнеса).
Основным же источником финансирования
малого бизнеса являются собственные
средства владельцев малых предприятий
и прибыль, полученная в результате
деятельности бизнеса. Зачастую собственных
средств катастрофически не хватает,
причём нехватка финансов может ощущаться
как на этапе создания бизнеса (так
называемый стартовый капитал), так
и в процессе развития предприятия.
Недостаток финансирования
малого бизнеса может не только разрушить
все планы на дальнейшее расширение
бизнеса, но и поставить под угрозу
саму деятельность предприятия. Если у
крупных организаций и предприятий
есть больше способов решить проблему
финансирования, например, провести эмиссию
акций предприятия, то малый бизнес
такой возможности не имеет.
Получение кредита является
ключевой проблемой малого бизнеса.
Сегодня докризисные тенденции
наращивания банковских портфелей
кредитов малому и среднему бизнесу
сменились на прямо противоположные: на
фоне сокращения числа малых и средних
предприятий, объемов и прозрачности их
бизнеса усложнилась оценка кредитоспособности
малых и средних предприятий; ужесточились
требования банков к финансовому состоянию
и периоду работы на рынке и условия кредитования
(суммы кредитов снизились в 2 – 2,5 раза,
сроки кредитования – до 1 – 2 лет, процентные
ставки повысились до 20 – 25% годовых в
рублях и выше, большинство банков ужесточило
подходы к залогам) [5, с. 47]. Кроме того,
сейчас кредитование малого бизнеса проводится
только для тех предприятий, которые уже
отработали более шести месяцев после
регистрации, а в некоторых банках этот
срок может достигать и трех лет.
Банки предоставляют кредит
для предпринимателей на организацию
или развитие бизнеса, пополнение оборотных
средств, для приобретения нового оборудования,
движимого или недвижимого имущества
и т.д. Одна из проблем, с которой
сталкиваются субъекты малого предпринимательства,
– это достаточно высокие процентные
ставки по кредитам. Средняя максимальная
процентная ставка, по которой выразили
готовность платить опрошенные предприниматели,
на сегодняшний день составляет от 10 до
13% годовых. Большинство банков же официально
предлагают ставки выше тех, по которым
готовы платить предприниматели (табл.
2). Все это не способствует росту привлекательности
банковских структур и их продуктов у
субъектов малого предпринимательства
[1, с. 57].
Таблица 2
Суммы, проценты и сроки
кредитования малого бизнеса по трем
банкам
Одной из актуальных проблем
при кредитовании малых предприятий
является проблема наличия ликвидного
обеспечения. Для того чтобы получить
банковский кредит, предприниматели
должны предоставить банку ликвидный
залог в виде оборотных средств,
собственного движимого или недвижимого
имущества или же имущества третьих
лиц, а также гарантией для
банков служит поручительство третьих
лиц. Все это дает возможность
предпринимателю получить в 2 раза больше
денежных средств на развитие своего
бизнеса, кроме того, облегчается доступ
к финансовым ресурсам коммерческих банков,
а также предприниматель получает обеспечение
до 50% залога для получения кредита в банке.
Необходимо иметь в
виду и то, что достаточно высокая
доля субъектов малого предпринимательства
по-прежнему отдает предпочтение работе
в «тени». Отсюда и отсутствие залога,
и трудности с определением реальной
платежеспособности клиентов, и, как
следствие, отказы в выдаче кредитов
[1, с. 58].
Для многих предпринимателей
важным источником финансирования является
государственная поддержка. Причём
существует два варианта поддержки
малого бизнеса в этом направлении:
безвозмездная помощь и кредиты.
Получение денег на создание малого
бизнеса без процентов и последующего
возврата средств возможно в виде
грантов. Субсидии малому бизнесу в
форме грантов выдаются тем, кто
решил начать своё дело. Сумма грантов
составляет до 3000 руб., однако получить
её может не любой желающий, а тот, кто
предоставит убедительный бизнес-план
своего будущего предприятия. Решение
о выдаче грантов тому или иному предпринимателю
принимает специальная комиссия, которая
внимательно изучает представленный предпринимателями
бизнес-план, выносит свой "вердикт",
а через год попросит отчитаться в расходовании
полученных средств. Если выяснится, что
предприниматели потратили гранты не
на открытие своего бизнеса, а на другие
цели, то деньги необходимо вернуть.
В связи c трудностью получения
кредита появилась новая государственная
программа поддержки кредитования малого
бизнеса, осуществляемая корпорацией
«Банк развития и внешнеэкономической
деятельности» (Внешэкономбанк). Согласно
этой программе, Внешэкономбанк получает
от государства средства, которые потом
распределяет между банками (банками-партнерами)
желающими финансировать малый бизнес.
Внешэкономбанк выдаёт средства банкам
под определённый процент, а банки, в свою
очередь, добавляют к нему свою выгоду.
Но общая сумма процентов всё равно получается
ниже, чем по другим кредитам малому бизнесу.
Согласно данной программе,
для осуществления финансовой поддержки
малого и среднего бизнеса разработаны
такие кредитные продукты, как «Стартовый
капитал» (данный продукт предназначен
для кредитования вновь создаваемых субъектов
малого и среднего бизнеса в целях формирования
и укрепления его материально-техничес ой
базы), «Капитал для роста» (направлен
на рост материально-техничес ой базы
уже действующего субъекта малого и среднего
бизнеса, расширение производства, создание
новых технологий), «Оборотный капитал»
(ориентирован на пополнение материальных
запасов, приобретение товарно-материальной
ценностей) и «Регион» (кредитование приоритетных
для регионов проектов). Решение о том,
в рамках какого из указанных продуктов
кредитовать субъект малого и среднего
бизнеса, принимается банком-партнером
самостоятельно.
Приоритетными целями кредитования
в рамках рассматриваемой программы
являются: создание новых производств,
приобретение и модернизация основных
средств, развитие научно-технической
и инновационной деятельности, а
также внедрение новых технологий,
развитие экспортных операций и импортозамещение.
Наиболее же привлекательный
вариант для малого бизнеса –
финансирование за счёт бюджета, т.к. в
этом случае денежные средства возвращать
не нужно, и процент за их использование
не начисляется. Единственное, что нужно
будет сделать – представить отчёт о целевом
расходовании данной финансовой поддержки.
В
рамках целевых программ, разработанных
на общегосударственном уровне и
в регионах, финансирование малого
бизнеса осуществляется на определённых
условиях. То есть чтобы получить субсидии,
предприятие должно соответствовать
определённым требованиям, которые
могут несколько отличаться в
зависимости от конкретной программы
поддержки малого и среднего бизнеса.
Есть и обязательные условия, которые
действуют для всех целевых программ.
К ним относятся следующие
требования:
предприятие должно быть включено
в Единый реестр субъектов малого
предпринимательства
предприятие не должно иметь
задолженности по платежам в бюджет;
отсутствие просроченной
задолженности по кредитам.
Следует
также учитывать, что бюджетное
финансирование малого бизнеса в
рамках различных программ проходит
в основном на конкурсной основе [6].
Таким образом, для решения проблем
финансирования малого предпринимательства
необходимо: на законодательном уровне
облегчить доступ предпринимателям к
кредитным ресурсам, предоставлять налоговые
льготы банкам, кредитующим субъектов
малого бизнеса; оптимизировать налогообложение
малого предпринимательства, чтобы налоговое
бремя не являлось причиной ликвидации
деятельности субъектов малого бизнеса;
совершенствовать работу лизинговых компаний,
предоставлять налоговые и иные льготы
тем из них, которые предоставляют свои
услуги малым предприятиям по низким процентным
ставкам; привлекать для финансирования
малых предприятий службы занятости, чтобы
их средства шли не только на выплату пособий
по безработице, но и, например, на льготное
кредитование тех предпринимателей, которые
помогают решать проблему занятости населения;
увеличить количество государственных
заказов, предоставляемых малым предприятиям,
причем придать этому решению форму закона
и контролировать его выполнение; повысить
ответственность региональных органов
власти за поддержку и развитие малого
бизнеса, контролировать целевое использование
бюджетных средств на финансово-инвестицио ную
поддержку субъектов малого предпринимательства.
Реализация в комплексе
данных мер позволит активизировать
кредитную деятельность банков в
сегменте малого и среднего бизнеса,
обеспечит конкуренцию и оптимизацию
условий кредитования.
Основные организации, предоставляющие
кредиты Малому и Среднему Бизнесу
(МСП) в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сбербанк. Начиная с 1994 года, Сбербанк
выдавал небольшие кредиты сначала только
в определенных местах, а позже – через
очень густую сеть своих отделений в 89
субъектах Российской Федерации. При содействии
Фонда Поддержки Малого Бизнеса (ФПМБ)
был создан департамент по выдаче микро
кредитов, и в рамках этой перспективы
было проведено обучение сотрудников
банка по проведению оценки бизнеса. Сбербанк
создал этот департамент, воспользовавшись
в начале возможностями обучения сотрудников,
предложенные ЕБРР. Учитывая значительную
депозитную базу этого банка (В Сбербанке
находятся 75% всех частных сбережений
Российской Федерации), у него есть возможность
профинансировать имеющихся клиентов,
что существенным образом компенсирует
недостаточную кредитную историю в России.
На самом деле, по словам представителей
Сбербанка, данный банк никогда не вступает
в контакты с кредитными бюро после получения
заявок на кредиты. Для того чтобы компенсировать
проблемы потенциальных мелких заемщиков
по предоставлению 100% требуемого обеспечения,
банк часто делит кредиты на два транша.
Это позволяет заемщику воспользоваться
оборудованием, приобретенным на средства
первого транша, что затем служит обеспечением
для получения второго транша. В 2004 году
Сбербанк выдал 110.000 новых кредитов МСП,
а в начале 2005 года выдал 33.5% всех крупных
кредитов из кредитов, выданных российским
МСП.
Банк КМБ. В период с 1998 года по
2004 год банк КМБ, получивший финансирование
от ЕБРР и от других международных финансовых
организаций, учредил в 30 субъектах Российской
Федерации ряд представительств по кредитованию
МСП. В апреле 2005 года ЕБРР и другие акционеры
вступили в соглашение по приобретению
акций, в соответствии с которым большая
доля в Банке КМБ будет продана итальянскому
банку (Banca Intesa) за 90 миллионов американских
долларов. За последние пять лет банк КМБ
выдал более 130 тысяч кредитов МСП на общую
сумму 1.2 миллиона американских долларов,
причем, большинство из них в размере 7.000-10.000
американских долларов. В настоящее время
банк КМБ является вторым на российском
рынке кредитования МСП, причем, этот банк
выдает кредиты как МСП, так и индивидуальным
предпринимателям. В последнем случае
выдаются менее обременительные потребительские
кредиты. В ходе развития этой сферы банк
КМБ сконцентрировал свое внимание на
высококачественной подготовке своих
сотрудников, специализирующихся на кредитовании
МСП, а также использовал конкретные технологии,
адаптированные к принятию риска, связанного
с кредитованием МСП.
Внешторгбанк. Внешторгбанк запустил
программу кредитования МСП в апреле 2004
года, однако эта программа, руководимая
бывшим сотрудником КМБ, заработала только
в августе 2004 года. Общий объем кредитов,
выданных до этой даты, составлял 70 миллионов
долларов, и та же сумма была выдана в виде
кредитов МСП в рамках этой программы.
По собственным оценкам этого банка в
каждом субъекте Российской Федерации
имеется от 10.000 до 100.000 МСП, и банк планирует
расширить сеть своих представительств
на территории Российской Федерации от
21 субъекта до, примерно, 40, что, по его
мнению, позволит обслуживать 80-85% всего
рынка кредитования МСП в России. Поэтому
Внешторгбанк активно развивает свою
программу кредитования МСП, используя
для этого 150 сотрудников, и сосредоточивая
внимание на приоритетных регионах.
НДБ Банк. Созданный в 1992 году как
региональный банк в Нижнем Новгороде,
НДБ Банк ориентировал свою деятельность
на МСП с 1994 года. Данный банк принял участие
в ряде международных программ, проводимых
Всемирным Банком, ЕБРР, Американо-Российским
Инвестиционным Фондом и Швейцарским
Фондом по техническому сотрудничеству.
Доля ЕБРР составляет 25% в капитале банка.
Ставки кредитования МСП составляют: от
21% за кредиты до 500.000 рублей, и от 15% за
кредиты до 5 миллионов рублей. Была запущена
новая программа по выдаче «экспресс кредитов»
МСП, объемом до 150.000 рублей на срок до
полутора лет без предоставления обеспечения.
В настоящее время банк расширяет кредитование
МСП. В случае недостатка обеспечения
у МСП, являющихся клиентами банка, банк
может обратиться за гарантиями в Швейцарский
Фонд (Swisscontact) или в Региональный Фонд.
В качестве гарантий Швейцарский Фонд
может предъявить аккредитив Швейцарского
Банка, а гарантиями от Регионального
Фонда будут служить депозиты наличных
средств в банк. К настоящему времени этот
банк максимально широко пользуется обеими
схемами получения гарантий.
Некоторые иностранные банки,
такие как Райфайзен (Raiffaisen) или
Ситибанк (Citibank) также приложили существенные
усилия в сфере финансирования российских
МСП; они используют специальные программы
финансирования во всех своих отделениях,
которые в настоящее время в основном
сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.
II Сопротивление и проблемы, существующие
в сфере кредитования Малого
и Среднего Бизнеса (МСП).
Хотя каждый российский банк
является потенциальным заимодателем
для МСП, многие банки имеют очень ограниченный
опыт в кредитовании малого бизнеса, поскольку
подавляющее большинство российских банков
не хотят предоставлять кредиты мелким
предприятиям. Причины этого связаны с
культурными традициями и с регулированием,
хотя оба эти обстоятельства не играют
столь превалирующей роли как раньше.
По свидетельству представителя Внешторгбанка
в настоящее время всего около 50-100 российских
банков имеют специальные программы финансирования
МСП, хотя их число быстро растет.
Причины культурного характера, объясняющие
сопротивление коммерческих банков
предоставлять кредиты МСП
Во-первых, российские банки
все еще рассматривают деятельность
МСП как
высоко рискованную. Основной
причиной, по которой малым предприятиям
сложно получить финансирование
от крупных банков, является их неспособность
предоставить достаточные доказательства
того, что деньги будут возвращены.
Банки принимают взвешенные
решения в отношении того риска,
на который они, за определенное вознаграждение,
готовы пойти. Однако в случае кредитования
малого бизнеса риск представляется относительно
высоким.
Большое количество банков все
еще считают, что проще выдать
один большой кредит, чем несколько маленьких.
На самом деле затраты и объем работы,
необходимые для проведения анализа ходатайств
на получение кредита, едва ли определяются
размерами займа. Крупные банки, действующие
в конкретном секторе экономики, унаследовали
от советских времен традицию финансировать
большие, бывшие ранее государственными
предприятия, действующие в сфере строительства,
тяжелой индустрии или, к примеру, сельского
хозяйства, поэтому они не склонны финансировать
небольшие предприятия. Еще одна группа
банков, входящая в крупные консорциумы,
была создана для обслуживания финансовых
потребностей компаний, входящих 4 пu1074
a эти группы. Поэтому эти банки не предназначены
для кредитования предприятий, не входящих
в группу, и мене
всего для кредитования МСП.
Специальное обучение и технология
кредитования
Обычная система и деятельность
российских коммерческих банков не предназначены
для этой группы клиентов. Сотрудники
банка не в состоянии
определить качества малого
предприятия, подавшего ходатайство
о предоставлении кредита. Как правило,
сотрудники российских банков не имеют
соответствующей подготовки, необходимой
для осуществления кредитования МСП. Были
разработаны методы финансового анализа
применительно к МСП для того, чтобы отслеживать
быстро меняющиеся потребности МСП, а
также особенности их окружения. Только
сотрудники банков, прошедшие специальную
подготовку, способны провести анализ
МСП с применением этих методов. В отношении
кредитования МСП применяются специальные
технологии с разработанным для них программным
обеспечением. Однако, всего лишь небольшое
количество банковских служащих прошли
соответствующую подготовку, и только
несколько российских банков располагают
соответствующими технологиями. «Технологии
кредитования» представляют собой сочетание
процедур по оценке кредита и систем информационных
технологий, разработанных или приспособленных
для выполнения требований по обработке,
предоставлению информации и составлению
отчетности в сфере
кредитования МСП, в то
время как «методика кредитования»
включает оценку кредита, мониторинг выданных
займов и процедуры сбора денег.
Осуществление специальной
подготовки сотрудников банка по
кредитованию МСП и приобретение соответствующих
технологий высоко затратны, поэтому для
небольших банков реализовать такую программу
сложно до того, как они создадут большой
портфель по предоставлению кредитов
МСП. В свою очередь развитие кредитования
МСП требует участия большого количества
специалистов и станет экономически рентабельным
только тогда, когда кредитный портфель
банка достигнет внушительных размеров,
и будут предложены привлекательные процентные
ставки, сокращающие банковскую маржу.
Требования по предоставлению обеспечения
кредитов
Предоставления обеспечения
(залога) является обычным обязательным
требованием для выдачи кредита. Однако,
малому бизнесу зачастую трудно
представить банкам достаточное
и качественное обеспечение. Как
правило, банки принимают обеспечение
в следующем виде: недвижимое имущество,
производимая продукция,
ценные активы. Они менее склонны
принимать в
качестве обеспечения
остаток на текущем счете, баланс
торговли, гарантии,
предоставляемые другой компанией
или банком, ценные бумаги.
Наибольшее количество российских
МСП осуществляет торговую деятельность,
поэтому товары, внесенные в инвентарный
список, являются наиболее вероятными
активами для предложения в качестве обеспечения
кредита. Однако наличие быстро меняющихся
и непрочных материалов делают их менее
привлекательными для банков. Считается,
что банк КМБ все еще принимает инвентарные
списки в качестве обеспечения кредита,
и даже не всегда требует обеспечения
в том случае, если заемщик представил
хорошие финансовые проекты и имеет хорошую
репутацию. Российский рынок по продаже
подержанных машин и оборудования настолько
не развит, что на практике восстановленные
предметы реализуются за малую долю их
первоначальной стоимости.
Автомобили и другие транспортные
средства не регистрируются Государственной
Инспекцией по Безопасности Дорожного
Движения («ГИБДД») с того момента, как
они становятся обеспечением кредита
(залогом). Результатом является меньшая
безопасность ссудодателя, чье обеспечение
может быть передано без уведомления добросовестного
приобретателя об имеющемся залоге на
эту вещь.Кроме того, может оказаться,
что недвижимое имущество, переданное
в залог акционером или менеджером МСП,
очень сложно реализовать в случае, если
это единственная квартира у третьей стороны,
являющейся гарантом, поскольку в 2004 году
были введены ограничения социального
характера, защищающие
физических лиц. В Семейном
Кодексе также есть положения, защищающие,
кроме 3 Специальное исследование Фонда
Поддержки Малого Бизнеса, Июль 2003, стр.4.
гаранта, интересы других членов
семьи, что делает очень сложной
продажу
квартиры в случае дефолта.
Как правило, российские банки имеют довольно
жесткие требования в отношении предоставления
обеспечения, зачастую невыполнимые для
МСП. Нередко банки требуют обеспечения,
которое можно реализовать на рынке в
пределах 200% от стоимости кредита. Завышенные
требования к предоставлению обеспечения
показывают, что степень его реализации
невысока: обеспечение необходимо, но
оно менее ценно, чем в Западных странах,
поскольку перспектива его возврата неопределенна
и далека. Интервью, проведенные с займодателями,
показывают, что вначале они пытаются
договариваться о выплате кредита в случае
невыполнения обязательств (дефолта);
обеспечение страхует кредиты, не выплачиваемые
в срок тогда, когда переговоры не приносят
успеха. Практика применения серьезной
защиты кредитов являет собой глобальную
реакцию на возникновение неприятных
ситуаций, но это также и ответ на большие
проблемы, связанные с реализацией обеспечения
в России. Большой размер взыскиваемой
суммы в случае невыполнения обязательств
по выплате кредита, достигающий 40% от
стоимости имущества, объясняется следующим:
5% - это стоимость судебных издержек, 15%
- стоимость судебных услуг по возврату
имущества, и 20% - НДС.
Процедура по реализации обеспечения
кредита обычно очень длительная.
Если стороны заранее не договорились
о мирном разрешении конфликта в случае
невыполнения обязательств по выплате
кредита, то судебная процедура займет
не меньше одного года, поскольку на предоставление
подтверждений выдачи кредита и доказательств
невыполнения обязательств по выплате
кредита в арбитражный суд уходит шесть
месяцев с начала возбуждения процедуры,
и само проведение процедуры потребует
такого же времени. К тому же ответчику
очень легко оспаривать эти длительные
процедуры, что приведет к дополнительному
затягиванию рассмотрения дела.
Регулирующие нормы по наличию
резерва, являющиеся препятствием для
маленьких банков.
В соответствии со стандартами,
установленными Базельским Комитетом,
ЦБР разработал классификацию банковских
обязательств, основанную на рисках кредитной
политики банков, и предполагающую создание
банками резервов. На основании Руководства
ЦБР по банковской политике, сами банки
определяют уровень риска в отношении
каждого клиента и соответствующие необходимые
ему резервы. В силу ограниченного объема
собственных активов банков и недостаточности
предоставляемого обеспечения, обычно
считается, что кредитование МСП являет
собой высокую степень риска. Поэтому
банки рассматривают ссуды, выдаваемые
малым предприятиям как «сомнительные»
или «проблемные» кредиты (категории III
и IV), что требует от них создания резервов
размере от 21 до 50% от объема кредита в
случае клиентов третьей категории, и
от 51 до 100% в случае клиентов четвертой
категории. В силу не отвечающей требованиям
документации, предоставляемой МСП, а
также отсутствия опыта по кредитованию
МСП у сотрудников большинства банков,
банки стоят на крайне консервативных
позициях в вопросах оценки риска кредитования
МСП, что приводит к созданию раздутых
резервов. Если требование по созданию
резервов не представляет собой проблему
для Сбербанка, то для банков меньшего
размера очень дорого и сложно выделять
ресурсы для кредитования малых предприятий.
К тому же традиционно российские банки
имеют недостаточную капитализацию. Ассоциации,
представляющие МСП, к примеру, такие как
«Опора России», рекомендуют проведение
более гибкой банковской политики, открывающей
МСП более простой доступ к кредитам, учитывая
их сложное окружение и проблемы, связанные
с предоставлением обеспечения кредитов.
В силу вышесказанного Положение
ЦБР №254-П от 2004 года обязывает
банки создавать резервы для кредитных
портфелей клиентов одной категории (например,
для индивидуальных предпринимателей
и малых предприятий), а не для каждого
индивидуального заемщика. В результате
происходит сокращение объема работы
по оформлению кредитов в соответствующих
департаментах банка, поскольку каждый
портфель однородных кредитов составляет
не более 0.1% от уставного капитала банка.
Банки представляют ежемесячные отчеты
о консолидированном объеме резервов,
но рассчитывают их поквартально, определяя,
остается ли каждый подобный кредитный
портфель в пределах нормы, установленной
в Положении ЦБР №254-П.
Проблемы, связанные с открытием
банками счетов для МСП.
Для того чтобы открыть
счет для проведения текущих операций,
банки должны представить следующие
документы:
• копии учредительных
документов;
• соответствующие уведомления
налоговых органов (для постановки
на учет)
и социальных фондов о намерении
открыть банковский счет;
• приказ о назначении руководителя
в соответствии с процедурой, разработанной
Уставом компании (генеральный директор)
• приказ о назначении главного
специалиста по финансовым вопросам
(главный бухгалтер);
• банковские карточки с
образцами подписей лиц, имеющих
право контролировать счета. Нотариус
должен заверить подписи и поставить печать
только на одной карточке. Гонорар нотариуса
за заверение карточки
должен составлять два
официальных минимальных оклада
служащих банка;
• заявление на открытие
счета;
• соглашение, заключенное
между банком и компанией на предоставление
банковских услуг компании.
Вся процедура занимает один
день, при условии, что документы
правильно
составлены и поданы с
соблюдением необходимых условий.
По международным стандартам эта процедура
не является обременительной, однако требования,
предъявляемые при открытии банковских
счетов, оставляют за рамками банковской
системы компании, действующие в области
серой экономики, а большинство их составляют
именно российские МСП. Индивидуальные
предприниматели без образования статуса
юридического лица не имеют возможности
брать кредиты у банков в качестве малых
предприятий. Мелкие предприниматели,
имеющие статус юридического лица, часто
также имеют проблемы с получением кредитов.
Поскольку является обязательным уведомлять
об имеющихся обязательствах социальные
фонды и налоговые органы, эти компании
не хотят иметь дело с банками, так как
в соответствии с действующими Положениями
ЦБР для получения кредита необходимо
открыть банковский счет; предоставление
кредитов наличными, даже в небольших
размерах, запрещено.
Некоторое количество банков,
включая банк КМБ, выступают за изменение
положений, регулирующих банковскую деятельность
с тем, чтобы дать возможность предоставления
кредитов наличными объемом до 10.000 долларов,
которые представители компаний, и в частности,
индивидуальные
предприниматели, могли бы
получать в кассе банка. Круглый
стол, организованный в 2003 году для представителей
ЦБР, АРБ, АРРБ, не привел к принятию положений,
позволяющих выдавать небольшие кредиты
наличными индивидуальным предпринимателям.
В то же время «Опора России»
сообщила информацию о том, что в
настоящее время ЦБР готовит проект Положения,
который позволит предоставлять МСП кредиты
в размере до 300.000 рублей без открытия
банковского счета. Однако, правила, направленные
против отмывания денег, запрещают выплату
сумм свыше определенного порога, если
это осуществляется не путем банковского
перечисления. Но эта информация не была
подтверждена ЦБР. Банк КМБ ранее сделал
подобное предложение с рекомендацией
внести поправки в Положение ЦБР № 54-П,
в результате которых банки получили бы
право выдавать кредиты не только юридическим
лицам и отдельным лицам, но и «лицам, имеющим
статус малых предприятий».
Для того чтобы преодолеть
барьеры, стоящие на пути открытия банковского
счета, некоторые банки
стали рассматривать индивидуальных
предпринимателей, получивших статус
юридического лица, как отдельные
физические лица, а не как
юридические лица, поскольку это
предусмотрено
статьей 23 Гражданского Кодекса
Российской Федерации. Однако такие
кредиты рассматриваются как индивидуальные
или потребительские, а не как кредиты,
предоставляемые малым предприятиям.
Из этого вытекают некоторые негативные
последствия для сторон: например, в случае
спора в отношении потребительских кредитов
это дело будет рассматривать суд общей
юрисдикции, в то время как спор по бизнес
кредиту будет рассматриваться арбитражным
судом.
Известно, что арбитражные
суды рассматривают дела быстрее, и
что они более сведущи в вопросах
торгового права. Кроме того, в зависимости
от того, каков характер спора – гражданский
или коммерческий – будут применяться
разные правила к обеспечению кредитов
и к их возврату. Правила будут менее благоприятными
для банков, если рассмотрение спора будет
осуществляться судом общей юрисдикции.
Проблемы, связанные с судебной
системой, выполнением судебных решений
и административными барьерами.
Банк КБМ, в портфеле которого
находится примерно сто оспариваемых
дел,
сделал акцент на такие
проблемы как коррупция судей
и присяжных заседателей, а также
на неопытность судей судов общей юрисдикции
при рассмотрении дел, связанных с банковским
правом. При рассмотрении проблем, связанных
с выполнением судебных решений, было
отмечено, что, поскольку организациям,
занимающимся выполнением судебных решений,
может не хватать опыта и необходимых
средств, банки должны финансировать работу
судебных приставов, например, возить
их к клиентам, которые не выполняют обязательства
по выплате кредитов. В банке КБМ рассказывают
о недавнем деле, связанном с его дочерней
компанией в Уссурийске в Приморском Крае.
Речь шла о выполнении противоречивого
судебного решения судебными приставами.
Пытаясь выполнить решение суда о получении
невозвращенного кредита, пристав арестовал
товары, которые хранились в банке в ожидании
продажи. Вскоре после этого служба судебных
приставов регионального суда возбудила
уголовную процедуру против банка на основании
того, что арестованные товары разбазаривались.
Административные барьеры
тяжелы для всех участников Российской
экономики, но особенно для МСП. Было отмечено,
что таможенные органы устанавливали
наиболее громоздкие административные
барьеры для участников экономической
деятельности, которым приходилось выплачивать
таможне пятикратную стоимость товара
только для того, чтобы иметь возможность
ввезти его на территорию России. Для восстановления
прав участников экономической деятельности,
практически нет никаких эффективных
возможностей в отношении подачи исков
против налоговых властей.
Пилотная система «одного
окна» для предприятий, созданная
в Казани, известна как первая и удачная
попытка ограничения административных
барьеров, которая облегчила предпринимателям
регистрацию в налоговых органах, открытие
банковского счета, осуществление других
шагов, в том числе административных, для
открытия и управления бизнесом. «Опора
России» упомянула об одном исследовании,
проведенном фондом Саратова, согласно
которому бюджет России равен годовой
стоимости коррупции в экономике, а на
долю МСП приходится 60% этого груза.
Взыскание долга.
Поскольку взыскание долга
на основании судебного решения
остается сложным, банки все больше привлекают
частные компании для решения этих проблем.
Агенты по взысканию долгов берут комиссионные
только по результатам собранных сумм.
Как правило, размер вознаграждения равен
25%, но он может меняться в зависимости
от срока не возврата кредита и других
факторов. Обычно собирается от 60 до 80%
долга, причем, используются разные методы,
начиная с внезапного прихода к должнику
на предприятие до использования психологического
давления и других способов, все из которых
предположительно разрешены законом.
Предстоящее создание реестров
кредитных историй в России также
поможет
выполнению судебных решений,
что на данном этапе является неудовлетворительным
Поскольку сохранение репутации может
послужить
стимулом к оплате долгов,
кредиторы могут полагаться на такие
реестры как на некоторую форму контракта
о выполнении, а не идти в суд в случае
невыполнения обязательств по возврату
кредита должником. Это очень важно там,
где н и т.д.................