Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Территориальные особенности миграций
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 28.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
на тему:
Территориальные особенности
миграций.
Научный руководитель к.и.н.,
доцент
Беляева Екатерина Алексеевна.
Выполнил студент 3 курса,
группы 33
специальности «Государственно
и муниципальное управление»
Дмитриева Наталья Николаевна
Смоленск
2011
Оглавление.
Введение_______3.
Глава 1. Теоретические основы
миграций.______6.
Сущность понятия «миграция населения»_____6.
Нормативно-правовая база миграций______12.
Организация управления миграционными процессами___15.
Глава 2. Анализ миграционных
процессов Смоленской области___17.
2.1 Миграционная служба Смоленской
области___17.
2.2 Проблемы, связанные с миграционными
процессами Смоленской
области______22.
2.3.Пути решения проблем_________
23.
3. Заключение______27.
4. Список используемой
литературы______29.
Приложение 1
Приложение 2
Введение.
Актуальность исследования
обуславливается наличием противоречий,
с одной стороны миграция населения
сыграла ведущую роль в развитии человечества.
Нынешнее громадное и чрезвычайно разнообразное
во многих отношениях население Земли
в большой степени создано миграцией.
Люди расселились по всей пригодной для
проживания территории. Именно в результате
миграций возникли многомиллионные города,
городские агломерации. Многие современные
государства (США, Канада, Австралия, Новая
Зеландия) основаны мигрантами. В настоящее
время в миграциях ежегодно участвуют
сотни миллионов человек, но с другой стороны
в районах оттока мигрантов формируется
старая структура населения. С течением
времени смертность становится больше
рождаемости, и население уменьшается
не только за счет оттока, но и за счет
естественной убыли.
Среди движущих сил экономической
глобализации и одновременно ее результатов
не на последнем месте находится перемещение
через границы миллионов людей. В поисках
работы и лучших заработков, по политическим
и иным причинам люди эмигрируют, покидая
свое отечество навсегда или на долгие
годы. Еще большее число людей отправляется
за рубеж на временные заработки. Многочисленный
иностранный персонал постоянно работает
в посольствах, различных зарубежных представительствах
и фирмах. Потоки туристов, бизнесменов,
ученых и деятелей культуры, частных граждан
ежегодно пересекают в обоих направлениях
границы стран.
Под миграцией обычно
понимается переселение людей в другую
страну на постоянное или длительное жительство.
Такое смешение людей разных культур и
языков, разных обычаев и нравов, ассимиляция
одних другими или образование сохраняющих
свою самобытность крупных иммигрантских
диаспор представляет, несомненно, важную
сторону глобализации. Возможно, что миграция
в этом смысле даже в большей мере, чем
другие процессы, определяет будущее мирового
сообщества. Речь, разумеется, не идет
о новом великом переселении народов,
когда толпы пришельцев оседали на новых
землях, вытесняя аборигенов, когда происходило
смешение кровей и языков, разрушалась
одна культура и возникала другая, не обязательно
более высокая. Канули в лету колониальные
завоевания, сопровождавшиеся истреблением
местного населения в Америке и Австралии,
никогда не повторится насильственный
вывоз рабов из Черной Африки, общее число
которых в американских колониях составило
с XV по XIX в. около 15 млн.
Изучение миграции населения
весьма актуально для нашего времени,
поскольку миграционные процессы не
ослабевают, а нарастают. Конечно же, лидируют
внутренние миграции – 85%, из одного субъекта
в другой – 45%. По статистике каждый десятый
человек постоянно переезжает. Поэтому
для курсовой работы выбрано изучение
теоретических и практических основ и
сущности миграционного процесса и предложение
путей решения.
Для написания курсовой работы
изучена следующая литература: в книге
Алисова Н.В. и Хорева Б.С. «Экономическая
и социальная география мира» раскрываются
понятия миграции населения, анализируется
влияние социально-экономичес их изменений
на миграцию населения, книга О.Т. Богомолова
«Мировая экономика и век глобализации»
в разделе «Международная миграция населения»
выясняется суть, формы и причины миграции,
материалы Международной практической
конференции «Миграция населения в стратегии
региональной безопасности и регионального
развития», проводившейся в Смоленске
в мае 2000 года, охватывают весь спектр
миграции, способствуют познанию механизма
миграции, миграционной политики. Большая
Российская энциклопедия, Борисов В. И.,
Боровикова Т. В., Кузьмина Л. А. Территориальная
организация населения, Симагин Ю. А. Территориальная
организация населения и хозяйства, Брук
С.И. Миграция населения, Большая Советская
Энциклопедия, Медков В.М. Демография,
Назарова Е.А. Особенности современных
процессов миграции, Стерлягов А.А. История
развития хозяйства Смоленской области.
– Смоленск: Изд-во СмолГУ, Ушкалов И.,
Малаха И. Утечка умов Гардарики.
Объект исследования курсовой
работы – миграционные процессы.
Предмет исследования – территориальные
особенности миграций.
Целью курсовой работы стало
выявление особенностей миграций.
Данная цель предполагает
решение следующих задач:
Раскрыть сущность понятия миграция;
Рассмотреть виды миграций;
Проанализировать причины миграций;
Изучить организацию управления миграционными процессами;
Выявить особенности миграций Смоленской области;
Разработать пути решения проблем связанных с миграционными процессами Смоленской области.
Логика исследования обусловила
структуру работы, состоящую из введения,
двух глав, заключения, списка используемой
литературы и приложения. Первая глава
посвящена теоретическим основам миграций,
раскрывается сущность понятия « миграция
населения», рассматриваются виды миграций,
описывается нормативно-правовая база,
изучается организация управления миграционными
процессами. Вторая глава раскрывает особенности
миграций Смоленской области, посвящена
также миграционной службе Смоленской
области, выявлены проблемы миграций и
представлены пути решения. В заключении
подводятся итоги проведенного исследования.
Глава 1.Теоретические основы
миграций.
1.1.Сущность понятия «миграция
населения».
Одним из проявлений интернационализации
хозяйственной и социально-культурной
жизни человечества, а также возможных
последствий острых межнациональных противоречий,
прямых столкновений между народами и
странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий являются крупномасштабные перемещения
населения в разнообразных формах
Массовая миграция населения
стала одним из наиболее характерных
явлений жизни мирового сообщества
второй половины XX в.(Приложение 1)
Миграция –
это переселения, перемещения людей между
населенными пунктами. В современном обществе
степень подвижности людей постоянно
увеличивается. Соответственно по
росту подвижности населения можно судить
об общем уровне развития страны. Чем больше
мигрантов, тем больше в обществе активных
самостоятельных людей, быстро адаптирующихся
к нововведениям и изменению внешних условий
своей жизни.
Миграция населения
оказывает большое влияние на демографическую
ситуацию как в районе выхода, так и в районе
вселения. Она приводит к сдвигам в возрастной
структуре населения, в уровне рождаемости
и смертности. Важно также указать, что
мигранты, с одной стороны, привносят свое
демографическое сознание и поведение
в места вселения, а с другой — воспринимают
в определенной мере демографические
установки населения районов вселения.
В целом же миграция является тем фактором,
благодаря которому может сложиться более
равноценная демографическая ситуация
в различных регионах.
Существует несколько
классификаций миграций, важнейшими из
которых являются три[9].
Во-первых,
все миграции делятся на:
внутренние – перемещение людей в пределах одной страны;
внешние – перемещение людей между странами.
Внешние миграции, в свою
очередь, делятся на эмиграцию (выезд
из страны) и иммиграцию (въезд в страну).
В процентном соотношении в настоящее
время внутренние миграции составляют
85%,а внешние всего 15%.
Во-вторых, все миграции делятся
на:
безвозвратные – это переселение людей на постоянное место жительства в другой населенный пункт;
возвратные – изменение постоянного места жительства не происходит.
Возвратные миграции могут
быть:
Сезонные миграции - это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов.[4]
Маятниковые миграции - ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы и обратно, расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений или даже превышают их. Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений - центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квали икационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.
Нерегулярные – это перемещение населения в отпуск, в командировку.
В современном обществе главными
являются возвратные миграции.
В-третьих, все миграции делятся
на:
Добровольные – это миграции, совершающиеся по каким-то конкретным причинам и могут быть:
1.Трудовыми – миграции с целью
трудоустройства. Рабочая сила из развивающихся
стран и городов означает для промышленно
развитых стран обеспечение ряда отраслей,
инфраструктурных служб необходимыми
работниками, без которых невозможен нормальный
производственный процесс, а иногда просто
повседневная жизнь. Достижения науки и их коммерческое
использование решающим образом определяют
культурный и социально-экономичес ий
прогресс наций. Поэтому научные знания,
квалификация превращаются в ценнейший
капитал, от обладания которым зависят
конкурентная мощь национальной экономики
и выгоды, которые она может извлечь из
процесса глобализации. Словом, в постиндустриальных,
информационных обществах, в новой экономике,
основанной на знаниях, высококвалифицирован ые
кадры действительно приобретают ключевое
значение и становятся товаром, пользующимся
высоким спросом. Возникает специфический
международный рынок труда. Поэтому многие развитые государства
стремятся привлечь к себе на работу талантливых
специалистов и высококвалифицирован ых
рабочих из других стран и городов( «утечка
умов»).
2.Рекреационными – миграции
с целью отдыха;
3.Культурно-бытовыми – миграции с целью
приобретения покупок и получения услуг;
Вынужденные – это миграции, совершающиеся по принуждению и могут быть:
Миграции беженцев (которые не могут оставаться на прежнем месте из-за угрозы жизни, здоровью и благосостоянию);
Миграции депортантов (которых переселяют насильственно).
Миллионы людей перемещаются, структура
населения некоторых стран радикально
меняется. Такая миграция — это миграция по внеэкономическим
причинам. Специалисты относят к внеэкономическим
причинам политические, национальные,
религиозные, расовые, семейные и др. проблемы.
Экономическая миграция зависит от спроса на рабочую
силу и протекает в определенных пределах
постоянно. Экономические факторы иногда
усиливают миграцию, вызванную политическими
причинами. Конечно, термин «экономическая
миграция» должен быть принят как относящийся
не только к мигрирующим работникам, но
и к членам их семей.
К причинам экономического
характера следует отнести следующие:
1) различия в уровне экономического и,
в частности, промышленного развития отдельных
стран (как свидетельствует практический
опыт, рабочая сила мигрирует в основном
из стран с низким уровнем жизни в страны
с более высоким уровнем); 2) наличие национальных
различий в размерах заработной платы;
3) существование органической безработицы
в некоторых странах, и прежде всего слабо
развитых; 4) международное движение капитала
и функционирование международных корпораций.
(Как известно, корпорации способствуют
соединению рабочей силы с капиталом,
либо осуществляя движение рабочей силы
к капиталу, либо перемещая свой капитал
в регионы с избытком трудовых ресурсов.)
[1].
В традиционных обществах
жители очень редко покидали пределы
тех населенных пунктов, в которых
родились, стараясь жить в соответствии
с вековыми традициями. Любые нововведения
в таких однородных обществах внедрялись
с большим трудом. Зато ими было проще
управлять, чем современным обществом,
состоящим из большого количества социальных
групп и отдельных индивидов, осознающих
и отстаивающих свои интересы.
Миграции влияют изменение
численности населения той или
иной территории не только прямым способом,
но и косвенно. Так как переселения
на постоянное место жительства обычно
совершаются в молодом возрасте, в районах
притока населения формируется молодая
возрастная структура, что ведет к увеличению
рождаемости и уменьшению смертности.
И, наоборот, в районах оттока формируется
старая структура населения. С течением
времени смертность становится больше
рождаемости, и население уменьшается
не только за счет оттока, но и за счет
естественной убыли.
Миграции влияют также
на однородность национального состава
населения той или иной территории.
В районах длительного оттока
населения этнический состав, как
правило, однородный. Подавляющее большинство
жителей являются местными уроженцами.
Они с недоверием относятся к приезжим,
особенно если другой национальности.
Международные конфликты и обмен культурами
в таких районах крайне затруднены. И,
наоборот, в районах притока населения
большинство жителей являются приезжими
и относятся они зачастую к самым различным
этносам. Культурное и межнациональное
взаимодействие происходит значительно
легче.
Экономическое значение миграций
заключается в перераспределении
трудовых ресурсов между районами страны
или различными государствами. При этом
происходит движение населения из районов
староосвоенных в районы нового освоения,
где не хватает рабочих рук, а также из
государств с избытком трудовых ресурсов
в те государства, где их не хватает. Но
в периоды экономических кризисов, когда
сложившиеся территориальные пропорции
хозяйства нарушаются, возможны и обратные
потоки мигрантов.
После завершения стрессовых
миграций территориальная зона притока
значительно сократилась, в 2008-2009 годах
она стала более тесно связанной с социально-экономичес им
состоянием регионов и центро-периферийными
различиями. Данные о миграциях за весь
межпереписной период не могут показать
этот перелом, они в основном отражают
ситуацию 1990-х годов. Изменения 2000-х годов
очень значительны. Во-первых, восстановился
миграционный отток из периферийных регионов
Центра и Поволжья с более низким уровнем
жизни. В остальных областях Центра и освоенной
части Северо-Запада, за исключением крупнейших
агломераций и регионов с наиболее привлекательными
условиями (Белгородская область) или
надеждой на их появление в будущем (Калининградская
область), миграционный прирост сократился
до минимума и скоро тоже сменится оттоком.
Во-вторых, перестал притягивать мигрантов
юг Западной Сибири, с завершением миграций
из Казахстана здесь восстанавливается
зона оттока, как и в советское время. В-третьих,
значительно вырос миграционный отток
из республик Северного Кавказа, их молодое
население все активней переселяется
в другие регионы. На севере и востоке
страны миграционный отток сохранился,
но интенсивность его заметно снизилась.
Продолжают притягивать население тюменские
нефтегазодобывающие округа, к ним добавился
Ненецкий АО с быстро растущей добычей
нефти. Таким образом, в период экономического
роста миграции стали более четким индикатором
социально-экономиче кой привлекательности
того или иного региона. (Выбор мигрантов
более тесно коррелирует с такими объективными
критериями как уровень дохода и бедности
в регионе, стоимость жизни, состояние
рынка труда и качество социальной среды).
Вклад миграций и естественного
прироста (убыли) в изменения численности
населения регионов теперь выглядит иначе.
Только в Москве и Московской области
сохранился значительный миграционный
прирост, почти полностью компенсирующий
естественную убыль. В Ленинградской области
миграции компенсируют половину естественной
убыли, однако в С.-Петербурге их вклад
малозаметен. В 40% регионов России (36 из
83) сильная естественная убыль дополняется
миграционным оттоком, большая часть таких
регионов (25%) расположена в освоенной
Европейской части страны и пока в них
отток невелик. Только в трех субъектах
РФ - тюменских округах и Ненецком АО -
положительный естественный прирост дополняется
миграционным (в Ингушетии это временная
ситуация, связанная с перемещением беженцев
из Чечни). Прогнозные расчеты показывают,
что в ближайшем будущем значительную
миграционную «подпитку» будет получать
только столичная агломерация, на остальные
регионы страны демографических ресурсов
не хватит.
Миграционный обмен с
дальним зарубежьем имеет устойчивое
отрицательное сальдо, хотя по сравнению
с началом 1990-х годов к 2008-2009 годам оно
уменьшилось вдвое (с 100-120 тыс. чел. до 45-55
тыс. чел. в год). Изменилась и география
выезда, вместо столичных городов лидером
стал юг Западной Сибири, особенно Омская
область и Алтайский край. Из этих регионов
эмигрировали российские немцы, в связи
с чем значительно выросла доля сельских
жителей среди покидающих Россию.
Эмиграцию из крупнейших городов
обычно связывают с "утечкой мозгов",
отъездом образованной молодежи. Официальная
статистика показывает, что в возрастной
структуре эмигрантов из федеральных
городов повышена доля не молодежи,
а пенсионеров, которые оформляют
выезд на ПМЖ (26-28% при средней
доле среди всех эмигрантов 14-15%). Столичная
молодежь покидает Россию не только по
каналам официальной эмиграции,
а также через выезд на учебу
или временную работу, туристические
поездки, однако достоверные данные об
этих формах выезда отсутствуют. Угроза
утечки мозгов из "закрытых" городов
ракетной и ядерной промышленности оказалась
преувеличенной. Исследования показали,
что интенсивность перехода в бизнес без
смены места жительства была в 6 раз выше
эмиграционного оттока, причем чаще всего
меняли работу специалисты в самом продуктивном
возрасте - 30-39 лет. В целом, несмотря на
более чем двукратное сокращении объемов
миграций в дальнее зарубежье, она внесла
значительный вклад в вымывание из страны
наиболее активных и образованных жителей.
1.2. Нормативно-правовая база
миграций.
Федеральные законы.
Федеральный закон от 15.08.1996
N 114-ФЗ
(ред. От 10.01.2007)
"О порядке выезда из Российской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию"
(принят ГД ФС РФ 18.07.1996). Данный закон контролирует
выезд из РФ и въезд на территорию РФ, определяет
условия этих процессов.
Федеральный закон от 18.07.2006
N 109-ФЗ
"О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.06.2006). Закон
предполагает учет иностранных граждан,
прибывших на территорию РФ, и контроль
за лицами, проживающими на территории
РФ без гражданства РФ.
Федеральный закон от 25.07.2002
N 115-ФЗ
(ред. От 27.12.2009)
"О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" (принят
ГД ФС РФ 21.06.2002). Закон определяет правовой
статус иностранных граждан на территории
РФ.
Федеральный закон от 31.05.2002
N 62-ФЗ
(ред. От 18.07.2006)
"О гражданстве Российской Федерации"
(принят ГД ФС РФ 19.04.2002). Закон определяет,
кто является гражданином РФ, обязанности,
права и свободы гражданина РФ, условия
принятия гражданства.
Федеральный закон от 19.02.1993
N 4528-1
(ред. От 30.12.2006)
"О беженцах". На основании данного
закона определяется, кто является по
определению беженцем, его права, обязанности
и льготы.
Законы РФ.
Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1
(ред. От 18.07.2006)
"О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации". Закон регламентирует право
каждого гражданина РФ на свободное передвижение
по территории страны и возможность выбора
места жительства на территории РФ.
Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1
(ред. От 18.07.2006)
"О вынужденных переселенцах"
Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1
(ред. От 26.06.2007)
"О государственной границе Российской
Федерации". Данный закон определяет
территориальную границу РФ, площадь страны.
Указы Президента Российской
Федерации.
Указ президента Российской
Федерации 22.06.2006 N 637
«О мерах по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом».
Постановления Правительства Российской
Федерации.
Постановление Правительства
РФ от 01.10.1998 N 1142
(ред. От 24.04.2003) "О реализации отдельных
норм федерального закона "о порядке
выезда из Российской Федерации и въезда
в российскую федерацию"
(вместе с "положением о регистрации
в министерстве иностранных дел Российской
Федерации организаций в целях оказания
им консульских услуг", "положением
об оформлении свидетельства на въезд
(возвращение) в Российскую Федерацию",
"положением об оказании помощи по страховым
случаям гражданам Российской Федерации,
находящимся на территории иностранного
государства", "положением об оформлении
приглашения в Российскую Федерацию иностранных
граждан и лиц без гражданства", "положением
о предъявлении иностранными гражданами
и лицами без гражданства гарантий предоставления
средств для их проживания на территории
Российской Федерации и выезда из Российской
Федерации").
Постановление Правительства
РФ от 01.11.2002 N 790
"О квотах на выдачу иностранным гражданам
и лицам без гражданства разрешений на
временное проживание в Российской Федерации".
Постановление Правительства
РФ от 09.06.2003 N 335
"Об утверждении положения об установлении
формы визы, порядка и условий ее оформления
и выдачи, продления срока ее действия,
восстановления ее в случае утраты, а также
порядка аннулирования визы".
Постановление Правительства
РФ от 10.01.2007 N 1
"О компенсационном пакете участника
государственной программы по оказанию
содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом".
Постановление Правительства
РФ от 15.11.2006 N 681
"О порядке выдачи разрешительных документов
для осуществления иностранными гражданами
временной трудовой деятельности в Российской
Федерации".
Постановление Правительства
РФ от 17.01.2007 N 21
"об утверждении правил подачи иностранным
гражданином или лицом без гражданства
уведомления о подтверждении своего проживания
в Российской Федерации".
Постановление Правительства
РФ от 02.04.2003 N 188
(ред. От 01.02.2005)
"о перечне инфекционных заболеваний,
представляющих опасность для окружающих
и являющихся основанием для отказа в
выдаче либо аннулирования разрешения
на временное проживание иностранным
гражданам и лицам без гражданства, или
вида на жительство, или разрешения на
работу в Российской Федерации"
Приказ ФМС России от 20.12.2007
г. N 465
«Об утверждении административного регламента
Федеральной миграционной службы по исполнению
государственной функции по предоставлению
статуса вынужденного переселенца, продлению
срока его действия, утрате и лишению статуса
вынужденного переселенца, а также по
учету вынужденных переселенцев».
Организация управления миграционными процессами
На федеральном уровне
управление миграцией в течение
длительного времени фокусировалось
на приеме и размещении вынужденных мигрантов
(беженцев и вынужденных переселенцев).
В последние годы акцент переместился
на борьбу с нелегальной иммиграцией,
что нашло яркое отражение в законах о
гражданстве и об иностранных гражданах.
При этом на задний план отошли проблемы
обустройства беженцев и вынужденных
переселенцев, несмотря на то, что перед
значительной их частью государство так
и не выполнило взятых на себя в 1990-е годы
обязательств. Для МВД, в ведении которого
в настоящий момент находится управление
миграциями, миграционные проблемы, очевидно,
относятся к второстепенным и. главное,
кажутся решаемыми традиционными для
этого министерства запретительно-контро ьными
методами. Реальный вклад государства
в регулирование миграций состоит во все
усложняющейся системе контроля и регистрации,
которая обязательна и для внутренних,
и для внешних мигрантов. Система эта чрезвычайно
забюрократизирована и при этом малоэффективна,
ибо ее очень легко "обойти", учитывая
ее коррупционность. На сегодняшний
день в российском законодательстве количество
нормативно-правовых актов, затрагивающих
те или иные аспекты управления миграционными
процессами, насчитывает более десятка
федеральных законов, свыше пятидесяти
действующих указов Президент Российской
Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации,
нормативных актов различных министерств
и ведомств, а также несколько десятков
межгосударственных и межправительственных
соглашений. Однако, несмотря на такое
многообразие федерального правового
опыта, а также огромный массив законов
и иных нормативных правовых актов, принимаемых
в субъектах России, вопросы управления
внутрироссийскими миграционными процессами
практически не отражены в современном
миграционном законодательстве Российской
Федерации. В настоящее время Федеральная
миграционная служба МВД России, по образному
выражению зам. директора этой службы
генерала М. Тюркина, "в основном только
отслеживает процессы внутренней миграции,
но не регулирует их".
Таким образом, внутренние миграции
(столь значимые для социально-экономичес ого
развития страны и представляющие привычный
объект управления в дореволюционной
России в советский период) практически
игнорируются без всякого логичного объяснения
такого подхода государства. Это тем более
не оправдано, учитывая, что масштабы внутренних
перемещений населения значительно превосходят
внешние миграции. Приходится констатировать
тот факт, что в России до настоящего времени
отсутствует официально одобренная государственная
стратегии в области управления миграционными
процессами, которая бы учитывала объективные
факторы настоящего и будущего развития
страны и связывала воедино все типы и
виды миграционных движений, интересы
федеративного государства и его отдельных,
а также различных групп населения, включая
мигрантов. Концепция регулирования миграционных
процессов Российской Федерации, одобренная
распоряжением Правительства РФ 1 марта
2003 г. (№ 256-р), не устраняет этот пробел,
поскольку в ней вопросы совершенствования
законодательства в области миграции
рассматриваются в обобщенном виде и не
содержится четких установок относительно
миграционной политики страны. Однако
самый большой провал нынешней государственной
миграционной политики состоит в отсутствии
какой-либо политики в отношении внутренней
миграции.
Для достижения
оптимального результата, представляется
целесообразным скорейшая разработка
и принятие Концепции государственной
миграционной политики, которая призвана
определить основные направления реализация
государственной политики. Концепция
должна выступать в качестве общего подхода,
генеральной идеи, объединяющей все меры
миграционной политики в непротиворечивую
систему. Фундаментальной идей концепции
должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться,
используя весь мощный репрессивный аппарат
государства, а благо для России.
Наблюдающийся в России экономический
рост, приводящий к возникновению
неизбежных территориальных и отраслевых
диспропорций в размещении населения
и рабочей силы, наряду со значительным
сокращением численности трудоспособного
населения вследствие неблагоприятной
демографической ситуации обуславливают
необходимость межрегионального перераспределения
населения с учетом потребностей экономики
и интересов национальной безопасности
России. Теоретически механизмом такого
перераспределения населения должна выступать
внутренняя миграция населения, призванная
смягчить существенные региональные различия
и более эффективно задействовать дефицитные
трудовые ресурсы России. Вместе с тем,
как было показано нами в предыдущих главах,
административные барьеры, недостаточная
степень развития российских рынков труда
и жилья, а также финансового рынка приводят
к неэффективности рыночных механизмов
регулирования миграционных потоков внутри
страны.
Глава 2. Анализ особенностей
миграций Смоленской области.
Миграционная служба Смоленской области.
Миграционная служба
Смоле Управление федеральной миграционной
службы Российской Федерации по Смоленской
области — орган исполнительной власти,
осуществляющий правоприменительные
функции, функции по контролю, надзору
и оказанию государственных услуг в сфере
миграции на территории Смоленской области.
Калугин Николай Тимофеевич
Начальник
Шестаков Сергей Юрьевич
Заместитель начальника
Гончаров Николай Дмитриевич
Заместитель начальник
Телефоны для
справок
по вопросам получения паспорта гражданина Российской Федерации — 65-25-86
по вопросам гражданства — 35-39-34
по вопросам получения заграничного паспорта — 35-39-44
по вопросам получения разрешения на работу иностранному гражданину — 65-13-07
по вопросам регистрации иностранного гражданина — 35-39-09
Режим приема населения
Адрес: ул.Багратиона, 13А, каб. № 201, № 202
понедельник, вторник — с 10.00 до 12.00 и с 16.00 до 17.30
четверг — с 16.00 до 17.30
пятница — с 10.00 до 13.00
Контактная информация
Адрес:
214004,
г. Смоленск, ул.Багратиона, 13А
Телефон:
Код
города: 481-2
35-39-27
В ноябре 2005
года в связи с реорганизацией территориальных
подразделений по делам миграции, а также
паспортно-визовой службы, приказом Директора
ФМС России было создано Управление Федеральной
миграционной службы по Смоленской области
(далее - УФМС России по Смоленской области).
УФМС России по Смоленской области создано
для осуществления правоприменительных
функций, функций по контролю, надзору
и оказанию государственных услуг в сфере
миграции, а также для реализации отдельных
установленных законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации задач и функций Федеральной
миграционной службы.
УФМС России по Смоленской области является
государственным органом, находящимся
в подчинении Федеральной миграционной
службы (ФМС России).
Основными задачами Управления
являются:
1. Производство по делам о гражданстве
Российской Федерации, оформление и выдача
основных документов, удостоверяющих
личность гражданина Российской Федерации.
2. Осуществление регистрационного учета
граждан Российской Федерации по месту
пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации и контроля за соблюдением
гражданами и должностными лицами правил
регистрации и снятия с регистрационного
учета граждан Российской Федерации.
3. Оформление и выдача иностранным гражданам
и лицам без гражданства документов для
въезда в Российскую Федерацию, проживания
и временного пребывания в Российской
Федерации.
4. Осуществление контроля за соблюдением
иностранными гражданами и лицами без
гражданства установленных правил проживания
и временного пребывания в Российской
Федерации.
5. Реализация во взаимодействии с другими
территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти мер по
предупреждению и пресечению незаконной
миграции.
6. Исполнение законодательства Российской
Федерации по вопросам беженцев и вынужденных
переселенцев, участие в установленном
порядке в предоставлении политического
убежища иностранным гражданам и лицам
без гражданства.
7. Осуществление в соответствии с законодательством
Российской Федерации контроля и надзора
в сфере внешней трудовой миграции, привлечения
иностранных работников в Российскую
Федерацию и трудоустройства граждан
Российской Федерации за пределами Российской
Федерации.
8. УФМС России по Смоленской области в
своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного
права, международными договорами Российской
Федерации, нормативными правовыми актами
Министерства внутренних дел Российской
Федерации, приказами и распоряжениями
ФМС России, а также Положением об Управлении.
9. Деятельность УФМС России по Смоленской
области осуществляется в соответствии
с принципами уважения прав и свобод человека
и гражданина, законности и гуманизма,
на основе планирования, сочетания единоначалия
в решении вопросов служебной деятельности
и коллегиальности при их обсуждении,
персональной ответственности каждого
сотрудника, гражданского служащего, работника
территориального органа за состояние
дел на порученном участке и выполнение
отдельных поручений.
10. УФМС России по Смоленской области создается,
преобразуется и ликвидируется в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации.
11. УФМС России по Смоленской области осуществляет
свою деятельность в сфере миграции на
территории Смоленской области.
12. Положение об УФМС России по Смоленской
области, структура, штатное расписание,
численность территориального органа
и фонд оплаты труда, в пределах установленных
численности и фонда оплаты труда сотрудников
органов внутренних дел, федеральных государственных
гражданских служащих и работников ФМС
России, а также смета доходов и расходов
на их содержание в пределах ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете
на эти цели, утверждаются директором
ФМС России.
13. УФМС России по Смоленской области состоит
из 10 структурных подразделений и 29 территориальных
структурных подразделений, расположенных
в муниципальных образованиях.
14. Должности в территориальном органе
могут замещаться в установленном порядке
сотрудниками органов внутренних дел,
гражданскими служащими и служащими.
15. УФМС России по Смоленской области осуществляет
свою деятельность во взаимодействии
с другими территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти.
При решении совместных задач УФМС России
по Смоленской области обеспечивает необходимое
взаимодействие с органами исполнительной
власти, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными
организациями Смоленской области. [12]
Миграция населения за
пределы области может оказаться
важным фактором, отрицательно влияющим
на демографическую ситуацию. Социологические
исследования, проведенные в некоторых
районах области, показывают, что значительная
часть трудоспособного населения из-за
отсутствия работы или ее низкой оплаты
стремится найти работу в Москве и Московской
области. Многие переезжают туда на постоянное
место жительства, так как находят там
лучшие условия труда и более высокую
заработную плату. С 1999 года впервые за
последние 20 лет миграционное сальдо в
Смоленской области стало отрицательным.
В период с 1995 по 2010 год в Смоленскую
область прибыло более 120 тысяч мигрантов,
из них статус вынужденного переселенца
и беженца получили около 35 тыс. человек,
т.е. только четвертая часть. В 1990, 1992, 1993
и 1994 годах за счет миграционного прироста
и его превышения над естественной убылью
численность населения области увеличивалась,
а затем стала резко падать, обозначив
демографический провал, который продолжает
углубляться.
Начиная с 2005 года из трудоспособного
возраста вышла относительно многочисленная
часть населения — те, кто родился в начале
1950-х годов. В трудоспособный возраст вошла
малочисленная возрастная группа — рожденные
в конце 1980-х и начале 1990-х годов (период
резкого падения рождаемости). Это привело
к значительному дефициту трудовых ресурсов.
Из подобного чрезвычайного положения
существует два выхода: использование
труда пенсионеров и привлечение дополнительной
рабочей силы из стран СНГ и Балтии. Миграция
из этих стран, если так можно выразиться,
выгодна, так как отличается более прогрессивной
возрастной и профессиональной (квалификационной)
структурой по сравнению со структурой
местных жителей. Так, в Смоленскую область
в числе вынужденных переселенцев прибывает
до 30% детей, а доля людей трудоспособного
возраста составляет более 55%. Число мигрантов,
имеющих высшее, незаконченное высшее
и среднее специальное образование, в
1,5—2 раза превышает соответствующий показатель
для местного населения.
Среди прибывающих многие
являются жителями городов. 70 % из общего
числа мигрантов оседают в
городских поселениях, 30% — в сельской
местности. По национальному составу это
в абсолютном большинстве русские — 85%.
Одним из перспективных способов
переселения может стать так
называемое общинное переселение, предполагающее
обустройство мигрантов в одном населенном
пункте, создание компактных поселений
с общей инженерной и социальной инфраструктурой.
Примером такого опыта может служить поселение
мигрантов в поселке Маньково Краснинского
района Смоленской области. Пополнение
трудового коллектива товарищества «Маньково»
за счет мигрантов позволило сохранить
и развить сельскохозяйственное производство.
Для решения жилищных вопросов
и трудоустройства вынужденных переселенцев
необходимо создать нормативно-правовую
базу, которая бы определяла порядок предоставления
жилья (в частности, построенного или приобретенного
за счет средств федерального или местного
бюджета), финансирования строительства
объектов социальной и инженерной инфраструктуры
поселков, создания новых рабочих мест.
Внутриобластная миграция перераспределяет
население между отдельными поселениями,
между городами и сельской местностью.
В пригородных зонах значительное
распространение получила маятниковая
миграция. В послевоенное время, вплоть
до 1991 г. включительно, сельская местность
выступала в качестве "донора". Выезд
из нее превышал въезд. Особенно много
уезжало молодежи. Поэтому миграция ухудшала
и без того неблагоприятную демографическую
ситуацию. В 1992 г. впервые положительное
сальдо миграции наблюдалось и в сельской
местности. Среди мигрантов преобладают
люди в трудоспособном возрасте. Однако
неконтролируемая миграция может вызвать
ряд социально-экономичес их проблем.
Значительные масштабы миграции,
возможность обострения проблем с ней
связанных, потребовали создания специальной
областной миграционной службы.
Проблемы, связанные с миграционными процессами Смоленской Области.
В любых процессах, связанных
с жизнью населения, возникают проблемы,
и миграционные процессы Смоленской
области не являются исключением. Существует
множество проблем, из которых можно выделить
следующие наиболее важные:
Нелегальные мигранты. Их порой очень сложно отследить. Они являются катализатором экономических проблем.
Рост криминализации. Живя в чужой стране, мигранты видят социальные блага коренных жителей, понимают, что себе они не могут позволить такого и поэтому возникает соблазн приобрести чужое незаконным способом.
Проблемы с трудоустройством у местного населения. Мигранты являются достаточно дешевой рабочей силой, и предприятиям выгоднее принять на работу именно их. Отсюда и получается, что они занимают раб и т.д.................