Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Управление дебиторской задолженностью компании

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 25.04.13. Год: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального обучения
Нижегородский государственный университет
им.Н.И.Лобачевского

Арзамаский филиал
Специальность «Финансы и кредит»
Курсовая работа
по дисциплине «Теоретические основы финансового менеджмента»
на тему «Управление дебиторской задолженностью компании»

Выполнил студент 5 курса очной формы обучения(гр.6-15ФК/8)
Ломака Е.В.

Проверил
Ражев А.А.

Арзамас
2012 год

Содержание
Введение………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью компании………………..5
1.1. Сущность и виды дебиторской задолженности………5
1.2. Основные задачи, функции управления дебиторской задолженности….9
1.3. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия………………..10
Глава 2. Процесс управления дебиторской задолженностью………..16
2.1. Характеристика этапов управления дебиторской задолженностью…….16
2.2. Методы инкассации дебиторской задолженности………..23
2.3. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности…….33
Глава 3. Анализ управления дебиторской задолженностью на примере ОАО «Сургутское судоремонтное предприятие»………35
3.1. Краткая характеристика предприятия………..35
3.2. Анализ управления дебиторской задолженность в ОАО «Сургутское судоремонтное предприятие»………….38
3.3. Проблемы управления дебиторской задолженностью и пути их решения……………….4
Заключение……………….44Список используемой литературы………46
Приложение………………..47

Введение.
Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой политики предприятия,с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременной индексации долга.
В условиях формирования рыночной экономики России предприятия и организации с разными формами собственности получили широкую самостоятельность в вопросах обеспечения их сырьем, кадрами, организации процесса производства продукции, услуг, оплаты труда, в установлении размера индивидуальной заработной платы, выборе систем оплаты труда, определении расходов на оплату и т.д.
Дебиторская задолженность может возникнуть по всем видам расчетов предприятия с контрагентами и является их составной частью. Основной вид взаимных долговых обязательств имеет место при расчетах с поставщиками и подрядчиками.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности организаций за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния организаций.
Основная цель курсовой работы – рассмотреть управление дебиторской задолженностью и денежными средствами на предприятии, а также применить полученные знания на практике на примере ОАО «Сургутское судоремонтное предприятие» и разработки рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженности и денежными средствами на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- теоретическое изучение управления дебиторской задолженности;
- анализ управления дебиторской задолженности на предприятии ОАО «Сургутское судоремонтное предприятие»;
- на основе проведенных исследований дать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженности.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Сургутское судоремонтное предприятие». Общество создано и действует на основе учредительного договора и устава, утвержденных общим собранием участников ОАО «Сургутское судоремонтное предприятие».












Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью компании.
      Сущность и виды дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность является неотъемлемой частью сбытовой деятельности любого предприятия, компании. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость и повышает риск финансовых потерь компании.
Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны юридических или физических лиц. Другими словами, она возникает в том случае, когда товар или услуга уже проданы, а денежные средства за них продавцом еще не получены.
Обычно экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том, что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Соответственно для эффективного управления дебиторской задолженностью, необходимо изучать ее экономическую сущность, чтобы знать какой именно метод применить в той или иной ситуации, для достижения положительного результата для предприятия. В идеале, предприятие должно стремиться не допускать образования дебиторской задолженности, но на практике такое не возможно.
По своей экономической сути, дебиторская задолженность это средства, которые временно отвлечены из оборота предприятия. Показатель качества дебиторской задолженности определяет вероятность получения задолженности в полной сумме, которая зависит от срока образования задолженности. Практика показывает, что чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.[3]
В соответствии с бухгалтерской отчетностью в составе дебиторской задолженности учитывается следующее:
• задолженность покупателей и заказчиков;
• векселя к получению;
• задолженность дочерних и зависимых обществ;
• задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
• авансы выданные;
• прочие дебиторы.
Актив «дебиторская задолженность» обладает тремя существенными характеристиками:
- он выражает будущую выгоду, которая в свою очередь обеспечивает прирост денежных средств;
- представляет собой ресурсы, которым управляет хозяйствующий субъект;
- права на будущую выгоду должны иметь юридическое доказательство возможности ее получения.
В современной хозяйствующей практике дебиторскую задолженность подразделяют на следующие виды:
    В зависимости от предполагаемых сроков погашения
- краткосрочная – срок погашения в течении года после отчетной даты;
- долгосрочная – срок погашения ожидается не ранее, чем через год после отчетной даты.
2. По своевременности оплаты
- нормальная - задолженность, срок оплаты по которой не наступил;
- неоправданная (просроченная) - задолженность, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, ослабление контроля над отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но не оплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям). Она в свою очередь подразделяется на: сомнительную и безнадежную дебиторские задолженности. Сомнительная ДЗ – это задолженность непогашенная в сроки, и не обеспеченная залогом или поручительством. Безнадежная ДЗ – это долги, срок исковой давности по которым истек, а так же если обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения.[1]
3. Дебиторская задолженность в процессе управления делится на
- ДЗ на товары, работы и услуги, срок оплаты которых не наступил;
- ДЗ за товары, работы, услуги, не оплачиваемые в срок;
- ДЗ по векселям полученным;
- ДЗ по расчетам с персоналом;
- ДЗ по расчетам с бюджетом и тд.
В общей сумме дебиторской задолженности 80-90% приходится на расчеты с покупателями, поэтому при формировании политики управления особое внимание должно уделяться именно этой задолженности.
Некоторые специалисты утверждают, что дебиторская задолженность отвлекает из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием, либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. На Западе широко распространена практика создания резервов по сомнительным долгам, поскольку можно однозначно утверждать, что не вся задолженность будет погашена покупателями. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен). Однако не каждое предприятие согласится выполнять роль финансовых институтов, поскольку, во-первых, оно не обладает мощными денежными ресурсами, а во-вторых, не имеет опыта работы и доступа к инфраструктуре данного сектора экономики. [5]
С другой стороны, практически для каждого предприятия действует правило: чтобы оставаться конкурентоспособным и коммерчески успешным, необходимо предоставить своим покупателям определенный коммерческий кредит. Исключением является ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке или предприятие-производ тель является монополистом и может диктовать свои платежные условия. Разумное использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и положительно влияет на финансовые результаты компании.
Отсрочка оплаты может иметь различный характер:
1. Технический, или так называемый манипуляционный, вызванный необходимостью оформления документов и перечислением средств со счета покупателя на счет производителя. В этом случае дебиторская задолженность имеет кратковременный характер и, как правило, финансируется из средств, предусмотренных на покрытие текущих нужд;
2. Коммерческого кредита, который означает передвижение сроков оплаты за поступившие товары на более длительное время, то есть, по существу, означает финансирование активов покупателей за счет заемных средств;
3. Реализации товаров в рассрочку, которая во многих развитых странах является главной формой продажи ценностей высокой стоимости. Такой вид оплаты положительно влияет на ускорение оборотов по реализации и повышение рентабельности продукции.
Дебиторская задолженность включает разные виды средств в расчетах, которые являются собственностью предприятия и только на определенное время (до погашения) отвлечены из денежного оборота.

1.2.Основные задачи, функции управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.
Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и ускорение цикла оборота этих средств для улучшения платежеспособности предприятия.
Основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:[8]
    комплексная проверка дебитора на начальном этапе;
    юридическое сопровождение сделок;
    финансирование дебиторской задолженности;
    учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности;
    взыскание просроченного долга;
    претензионная работа с недисциплинированными дебиторами;
    ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
    выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
    определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
    ускорение востребования долга;
    уменьшение бюджетных долгов;
    оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Функциями управления дебиторской задолженности являются:
    планирование (определение финансовых и управленческих целей);
    организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей);
    мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью);
    контроль;
    анализ результатов и обратная связь.

      Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия
При выработке политики платежей, предприятие исходит из сравнения прибыли, дополнительно получаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемов продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.
Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на:
- увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.);
- увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации);
- увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.
Смягчение условий коммерческого кредита может заключаться в увеличении срока кредита для новых потребителей. Очевидно, что в этом случае и традиционные потребители увеличат срок оплаты коммерческого векселя.
Широкое распространение в управлении дебиторской задолженностью (в формировании политики условий продаж) получили коэффициенты инкассации. Коэффициенты инкассации - доля поступлений от задолженности определенного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задолженности. [1]
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.
Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки, либо дебетовой карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебетовая карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя.
Безналичные расчеты выполняются с помощью платежных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека). [2]
Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов.
Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.
Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого, в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности приводимым в форме «Приложение к бухгалтерскому балансу», можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами. [4]
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
    Учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
    Диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
    Разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
    Контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Качество дебиторской задолженности оценивается также удельным весом в ней вексельной формы расчетов, поскольку вексель выступает высоколиквидным активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса полученных векселей в общей сумме дебиторской задолженности свидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности.
Особую актуальность проблема дебиторской задолженности приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.
На современном этапе развития бизнеса организации, предприятия, индивидуальные предприниматели сталкиваются с недобросовестными партнерами, невозвратом долгов, что порождает возникновения конфликта интересов.
Просроченная дебиторская задолженность существенно повышает издержки организации, уменьшает фактическую выручку, рентабельность и ликвидность оборотных средств, негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании. [7]
Управления дебиторской задолженностью является частью политики предприятия в области управления оборотными средствами, и заключается она в оптимизации общего размера данного вида задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Поэтому управление дебиторской задолженностью требуется осуществлять на всех этапах взаимодействия с контрагентами, как на стадии проведения преддоговорных процедур, так и до фактического исполнения определенных в договоре обязательств.
Большинство компаний испытывающие финансовые затруднения, связанные с неоплатой долгов, опасаются внедрить у себя на предприятии систему управления дебиторской задолженностью в виду недостаточности денежных средств, трудовых резервов и других факторов.







Глава 2. Процесс управления дебиторской задолженностью.
2.1. Характеристика этапов управления дебиторской задолженностью.
Таблица 2.1.(приложение)
Этапы управления текущей дебиторской задолженностью.
1.Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной целью такого анализа является повышение эффективности управления дебиторской задолженности и оптимизации ее размера. [9]
• На первой стадии анализа определяется объем ДЗ компании в предшествующем периоде и ее уровень. На этом этапе определяется коэффициент отвлечения оборотных активов в ДЗ:
Кдз = (1)
Где ДЗ – дебиторская задолженность;
ОА – оборотные активы.
• На второй стадии анализа определяется количество оборотов ДЗ в рассматриваемом периоде и средняя продолжительность одного оборота ДЗ в рассматриваемом периоде:
КОдз = (2)
Где Выр – выручка от реализации продукции;
СрДЗ – средняя ДЗ
Тдз = (3)
Где Оо – сумма ежедневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
• На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Расчет этого показателя производится по формуле:
, (4)
где ПИдз - средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);
- средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде;
- средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде;
Оо - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
• На четвертой стадии анализа определяется уровень просроченной дебиторской задолженности, а так же средний ее возраст:
Кпр = (5)
Где ДЗпр – просроченная ДЗ
Тпр = (6)
Где Ср ДЗпр – средняя просроченная ДЗ.
• На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Расчет этого эффекта осуществляется формуле:
Эдздз-ТЗдз-ФПдз, (7)
где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз - текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность, который рассчитывается по формуле:
, (8)
где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
- средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в странах с развитой рыночной экономикой.
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит. Учитывая степень риска, финансовое состояние предприятия, а также цели его функционирования, различают три вида стратегии построения кредитной политики предприятия: консервативную, активную и умеренную.[3]
При консервативной стратегии продавец (производитель) пытается практически исключить риск неплатежеспособности клиентов, что возможно при полном отказе от продажи в кредит. Дополнительно предусматривается материальное обеспечение кредита (например вексель, оплату которого гарантирует банк или страховая компания). Противоположностью консервативной является активная стратегия, которая расширяет возможности кредитования покупателей даже при неплатежеспособности Она способствует увеличению круга дополнительных клиентов, реализации продукции, однако требует наличия значительных источников финансирования дебиторской задолженности для покрытия возрастающих финансовых затрат. В таких случаях неплатежеспособность одного покупателя может повлечь за собой ухудшение финансового состояния многих партнеров и привести к банкротству (эффект домино). В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. В зависимости от степени риска, финансового состояния предприятия, перспектив его развития дифференцируются объем, сроки и условия выдачи кредита предоставляется возможность отсрочки погашения задолженности постоянному клиенту, который переживает временные финансовые трудности, разумеется, при существовании шансов на их преодоление.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка; потенциальная способность предприятия наращивать объем; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия.
3 Определение необходимой суммы финансовых средств, инвестированной в ДЗ, по товарному или коммерческому кредиту:
Идз = (9)
Где ОРк – объем реализации продукции с предоставлением товарного или коммерческого кредита;
Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены, реализуемой в кредит продукции;
СрППК – средний период предоставления кредита покупателям (дни);
СрПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту (дни).
Если финансовые возможности компании не позволяют инвестировать в ДЗ рассчитанную сумму, компании необходимо скорректировать систему кредитных условий с тем, чтобы сократить сумму Идз .
4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
• срок предоставления кредита (кредитный период)- время, на которое покупателю предоставляется отсрочка платежа за отгруженную продукцию.
Увеличение срока предоставления кредита стимулирует увеличение объема реализации, приводит к увеличению продолжительности операционного и финансового цикла в компании;
• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит)- представляет собой максимальную сумму, на которую может быть представлена отсрочка платежа покупателю.
На величину кредитного лимита оказывают влияние различные факторы: выбранный тип кредитной политики, финансовые возможности предприятия в части отвлечения части ДЗ, уровень кредитоспособности покупателей и тд;
• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию).
ПСк = (10)
Где ЦСн – величина ценовой скидки при немедленной оплате за отгруженную продукцию (%);
СПк – срок предоставления товарного кредита (дни).
Устанавливая стоимость товарного кредита следует иметь в виду, что ее величина не должна превышать стоимости краткосрочного банковского кредита.;
• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями – обычно предусматривает величину пени, неустоек.
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.[6]
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществлений;
• репутация покупателя в деловом мире;
• платежеспособность покупателя;
• результативность хозяйственной деятельности покупателя;
• состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
• объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
• дееспособность покупателя;
• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
• состав личного имущества покупателя, которое может составлять
обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности.
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.
8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.
Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторском задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает условие:
, (11)
где ДЗо - оптимальный размер текущей дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр - дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз - дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности;
ПКдз - размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособнос и) покупателей.
2.2. Методы инкассации дебиторской задолженности.
Комплекс мер по взысканию дебиторской задолженности на предприятии является неотъемлемой частью всей кредитной политики организации. Многообразие различных экономических ситуаций привело к тому, что помимо традиционного отслеживания состояния дебиторской задолженности и непосредственного контакта с покупателями по поводу оплаты счетов за поставленную продукцию существует несколько способов инкассации дебиторской задолженности, позволяющих вернуть денежные средства за поставленную продукцию.[5]
Сгруппировать используемые российскими и зарубежными предприятиями методы инкассации дебиторской задолженности можно по признаку их эффективности, которая характеризуется частотой их применения на практике:
1.Оформление дебиторской задолженности векселем;
2.Уступка права требования как способ погашения дебиторской задолженности;
3.Инкассация дебиторской задолженности посредством факторинговых операций;
4.Новация;
5.Отступное.
Следует признать, что зачастую предприятие-должник действительно не имеет средств для немедленного погашения своей задолженности за полученные товары или услуги. В таком случае предприятие-продавец может прибегнуть и к другим методам инкассации дебиторской задолженности.
Одним из наиболее эффективных методов инкассации дебиторской задолженности является оформление дебиторской задолженности векселем.
1. Оформление дебиторской задолженности векселем
Вексель, являясь одним из видов безналичных расчетов, по данным Госкомстата, в последние годы приобретает все большую популярность среди предприятий при расчетах за поставленную продукцию или оказанные услуги и благодаря своим свойствам выступает одним из наиболее привлекательных способов инкассации дебиторской задолженности. Особенность векселя в качестве долгового обязательства состоит в том, что он является безусловным, бесспорным, не зависящим от причин, вызвавшим его выдачу, обязательством. Разумеется, получение векселя не уменьшает объем дебиторской задолженности в составе оборотных активов предприятия. Однако обеспечение дебиторской задолженности векселем предоставляет векселедержателю больше вариантов для управления и оптимизации дебиторской задолженности, обеспеченной векселем. Действительно, наличие векселя не только гарантирует векселедержателю получение указанной в векселе суммы по истечении определенного срока, но и позволяет самому рассчитываться данным векселем со своими контрагентами за полученные товары или услуги. При необходимости векселедержатель получит денежные средства по данному векселю раньше указанного в векселе срока, реализовав его третьим лицам.[3]
Вообще следует отметить, что вексель, как специфический финансовый инструмент, способный выполнять целый ряд задач, без профессиональной организации вексельного обращения теряет свою силу. Приведем некоторые причины данной ситуации на российском вексельном рынке.
Во-первых, это противоречивость законодательной базы: российское вексельное законодательство подчинено нормам международного права, рассчитанного на развитость вексельного делового оборота, в то время как практика вексельного законодательства в России только начала возрождаться, а соответствующие обычаи цивилизованного вексельного рынка почти полностью отсутствуют.
Во-вторых, неразвитость инфраструктуры торговли векселями: существует необходимость уделять повышенное внимание проверке векселей, так как подделки бланков векселей, а также дефекты формы встречаются довольно часто.
При использовании вексельной формы расчетов по хозяйственным сделкам с отсрочкой платежа нужно иметь в виду, что выдача векселя не означает, что платеж совершен и дебиторская задолженность покупателя перед поставщиком погашена. Вексель — это не деньги. Поэтому расчеты по договору могут считаться оконченными только после фактической оплаты векселя, если только стороны прямо не предусмотрели в договоре, что выдача векселя прекращает обязательство покупателя оплатить товар.
2. Уступка права требования как способ погашения дебиторской задолженности[5]
Следующим после векселя способом возврата средств предприятия является договор уступки права требования (так называемая цессия). Уступкой права требования, или цессией, называют соглашение о замене прежнего кредитора, который выбывает из обязательства, на другого субъекта, к которому переходят все права прежнего кредитора.
В соответствии со статьей 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и н
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.