Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Структура речевой деятельности

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 25.04.13. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение________стр.3

Структура речевой деятельности______стр.3

Функциональные стили современного русского литературного языка___стр.5

Разговорный стиль речи______стр.6

Научный стиль речи ______стр.8

Публицистический стиль речи______стр.11

Официально-деловой стиль речи______стр.15

Список используемой литературы______стр.17








Введение

Язык - это средство общения людей (средство коммуникации), орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, т. е. обладать речевой культурой;
Наш язык велик, богат и могуч, он сохранил лучшие традиции прошлого и впитывает в себя лучшее, что характерно для наших дней.
M. Горький писал: «язык - это первоэлемент, основной материал литературы», т. е. лексика, синтаксис, стиль речи – это первоэлемент, ключ к пониманию идеи и образов произведения.
В настоящей работе я постарался разобраться во всем многообразии речевых коммуникаций, постарался систематизировать накопленный наукой материал по этой теме, постарался обобщить, иногда различающиеся, мнения ученых, и сделать собственные выводы опираясь на первоисточники и свой жизненный опыт.
Тема работы очень актуальна в сегодняшние дни, т. к. на переломе политических и социальных преобразований происходит и интенсивное преобразование русского языка. Язык теряет свою уникальность, многообразие, чистоту, по мнению некоторых ученых происходит варваризация языка. Активизируются псевдоученые различного пошиба, такие как Пилевин, Сорокин, Лимонов и другие, появляются словари «Русское арго», «Жаргон гомосексуалистов», «Мат в русском языке конца ХХ столетия» и т. п..Настоящая русская культура «размывается» различными субкультурными направлениями. Очень мало стало носителей элитарного типа речи – людей владеющих всеми нормами литературного языка, выполняющих этические и коммуникативные нормы, все более входит в обиход фамильярно-разговорн й тип речи, в том числе и в средствах массовой информации, и среди людей высокого ранга (политиков, депутатов, бизнесменов). В местах лишения свободы в среде осужденных имеет место «феня» - разновидность жаргонного стиля.
Чтобы сохранить русский язык, а с ним и русскую культуру, нужно изучать его, нужно овладевать элитарным типом речи, нужно аккуратно относиться к богатству нашего языка, стараться приобщить к этому богатству своих детей, близких и окружающих. Для этого разговаривать и писать грамотно, корректно, не допускать самому и пресекать в окружении любое сквернословие.

Структура речевой деятельности.
Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.
Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:
1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.
2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформление. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.
3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

Формы речи

Различают две формы речи: устная речь;письменная речь.

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.
Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).
Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, создается в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи, порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь, читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь".
В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логически рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).
Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное.
Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонацион ая нерасчлененность, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечетким, содержание текста делается расплывчатым, неопределенным. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).
Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.
Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Функциональные стили современного русского литературного языка

Слово стиль происходит от латинского STYLUS – остроконечная палочка. В древности для письма использовался инструмент, заостренный с одного конца и заточенный в виде лопаточки с другого (острием писали, а лопаточкой стирали написанное).

В качестве принципа классификации функциональных стилей выдвигаются и разные функции языка. Так, В. В. Виноградов, выделяя стили по таким основным функциям языка, как общение, сообщение и воздействие, предлагает следующую классификацию: обиходно-бытовой стиль (функция общения); обиходно-деловой, официально-документа ьный и научный (функция сообщения), публицистический и художественно-беллетристический (функция воздействия). Такое соотнесение стилей с основными функциями языка целесообразно, однако оно не может быть положено в основу классификации, так как той или иной функции соответствует сразу два или несколько различных стилей, тем самым игнорируются дифференциальные признаки отдельных стилей.

Сегодня слово стиль означает уже качество написанного.

Можно охарактеризовать признаки каждого из стилей, придерживаясь следующей схемы:

а) с какой целью говорим;

б) в какой обстановке говорим;

в) речевые жанры;

г) языковые средства выражения;

д) стилевые черты речи.

Разговорный стиль

Используется:
а) для непосредственного, повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам;
б) в сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке; в) дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма;
г) разговорная и просторечная лексика; д) характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.



Научный стиль
а) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов; б) в официальной обстановке; в) научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация; г) терминологическая и профессиональная лексика;
д) строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность.

Официально-деловой стиль

а) сообщение, информирование;
б) в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-прав вой деятельности);
в) законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная);
г) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи;
д) точность, не допускающая иного толкования.

Публицистический стиль

а) функция воздействия через средства массовой коммуникации;
б) в официальной обстановке; выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях;
в) статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь; г) общественно-политичес ая лексика;
д) логичность речи и вместе с тем образность,эмоциональность, оценочность, призывность.

Стиль художественной литературы

а) изображение и воздействие на читателя;
б) в художественных произведениях;
в) роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия;
г) использование всех богатств лексики;
д) образность, эмоциональность, конкретность речи; использование возможностей разных стилей.
А теперь рассмотрим каждый стиль более подробно.
Разговорный стиль речи
Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.
Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме – записками, частными письмами.
Письма бывают разные: дружеские и деловые. В разговорном стиле выполнены в основном – дружеские, но и деловая переписка давних партнеров часто имеет элементы простого разговорного стиля. Обычно письмо письмо содержит основные компоненты: а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).
В лексике, словосочетаниях, устойчивых оборотах речи, в структуре предложений письма определяются признаки разговорного стиля.
Устная форма разговорного стиля речи применяется в сфере бытовых и профессиональных отношений.
Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладающая форма общения – диалог, но возможен и монолог.
Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников – все это влияет на особенности речи, позволяет экономить собственно языковые средства, сокращать языковый объем высказывания, упрощать его форму.
Наиболее характерные языковые средства, создающие особенности стиля:
В лексике и фразеологии – слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания; конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциона ьной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических). Ограничены: абстрактная, иноязычного происхождения, терминологическая лексика; книжные слова. Однако подавляющее количество слов – общеупотребительные, нейтральные.
Синонимика (чаще ситуативная).
Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и оценочностью.
Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (лапушка, солнышко, холодина, грязища); с окраской разговорности: -к- (ночевка, свечка), -яга (трудяга, деляга), -ятина (тухлятина, пошлятина), -ша (кассирша, дикторша).
Образование прилагательных оценочного значения (глазастый, худющий, здоровенный), глаголов (пошаливать, поговаривать, здороветь, похудать).
Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой-пребольшой, черный-черный).
В морфологии: нет преобладания существительного над глаголом. Глаголы здесь встречаются чаще. Чаще (чем в художественном стиле речи) употребляются личные местоимения и частицы (в том числе разговорные ну, вот, ведь). Весьма употребительны притяжательные прилагательные (Петина сестра, Федорова жена). Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются. Редко употребляются краткие прилагательные.
Среди падежных образований употребительны варианты форм родительного и предложного падежей на -у (из дому, в отпуску, нет сахарку).
Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Иванычу), не склонять составные числительные (из триста сорок пять), склонять аббревиатуры (в ГУМе).
Разнообразны временные значения глагола (прошедшее и будущее в значении настоящего). Широко используются глагольные междометья (прыг, скок, трах, бах).
Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения.
Порядок слов в предложении свободный. Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать); междометьем (а он бац об землю); повторением сказуемого (и пить не пьет, и делать не делает).
В разговорной речи широко распространены безличные предложения.
В устной речи большое значение имеют паузы, выделение голосом тех или иных слов (интонации, громкость), ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.
В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи. Например: Люди как люди; Дождь так и льет; А еще товарищем назывался; Что за человек!; Хорош помощник!
Разговорный стиль характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.
По моему мнению к этому стилю как подстиль можно отнести и жаргон или сленг (устная разговорная речь людей из различных социальных групп). Хотя мнение разных авторов на эту тему сильно различается от полного игнорирования жаргона как стиля устного общения, до возведения его в статус особого языка, со всеми присущими языку атрибутами.
Сегодня это своеобразная речь тинейджеров (продвинутой молодежи). Например: «У тебя прикольные родаки» означает: «Утебя хорошие родители».
По-своему разговаривают между собой и представителей хакерского сообщества (активные пользователи сети интернет). «Вчера крякнул классную прогу» - «Вчера нарушил защиту от несанкционированного использования и копирования у хорошей программы»; «Пролил кофе на клаву – накрылась мама» - «Пролил кофе на клавиатуру – вышла из строя материнская плата (главная плата системного блока ПК).
Особый жаргон – «феня» у представителей преступного мира и заключенных ИУ, в их речи «накатать маляву» означает: написать записку, жалобу.
Некоторые слова – жаргонизмы употребляют учащиеся (кол – оценка «1»); студенты (пара – сдвоенная лекция, хвост – несданный экзамен, зачет); водители (подкрылки – защитные щитки арок колес, баранка – руль) и т. д.
Знание жаргона, хорошее владение им – это своеобразный пароль для доступа в определенную социальную среду, получение кредита доверия ее членов. Это немаловажный момент в работе правоохранительных органов и служащих УИН.
Научный стиль речи
К научному стилю речи относится такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии,словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также являются образцами научного стиля речи.
Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения. Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.
Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.
Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
Отвлеченность и обобщенность непременно присутствуют в каждом научном тексте. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, графики, условные обозначения, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Береза хорошо переносит морозы, т.е. не единичный предмет, а порода деревьев – общее понятие. В художественной речи та же береза не является понятием или термином, она – словесный художественный образ (сравнение, олицетворение);
Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение. Не только существительные, но и глаголы обычно используются не в своих конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.
В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: будет=есть, является.
Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают. Широко употребляются формы несовершенного вида.
Для научной речи характерно: преобладание местоимений 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прил
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.