Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Потребности и ресурсы

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 25.04.13. Год: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО “ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. П.М. МАШЕРОВА”




РЕФЕРАТ

по дисциплине “ экономическая теория”
на тему: «Потребности и ресурсы»




Выполнила студентка ОЗО
ФСПиП 3 курс 34 группа
Боченкова Наталья Васильевна
Преподаватель: Гращенкова Татьяна Михайловна




Витебск
2012


Содержание
Введение 3
Сущность и классификация экономических потребностей 4
Экономические блага и их классификация 7
Понятие и виды экономических ресурсов 12
Переплетение, взаимозаменяемость экономических ресурсов 15
Заключение 17
Список использованных источников 19
Приложение А 20
























Введение
Вопрос ограниченности ресурсов и благ в современном мире является одним из самых актуальных.
В жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограничены, а экономические потребности безграничны.
Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.
Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требуют все большего количества ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратится огромное количество ресурсов. Необходимо ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к фатальным последствиям.
Цель этой работы состоит в том, чтобы по возможности наиболее полно раскрыть темы и проблемы, связанные с безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов.
Задачи работы состоят в следующем:
изучить сущность, виды экономических потребностей и благ;
изучить сущность, виды экономических ресурсов, а также проблему выбора;
рассмотреть проблему ограниченность ресурсов на примере Украины.
Предметом исследования является ограниченность ресурсов и благ, объектом - ресурсы и блага.
Непосредственно тема данной курсовой работы в литературе освещена достаточно неплохо. Большое количество материала по данной теме можно найти в учебной литературе.
При написании курсовой работы использовались труды таких авторов, как и др.



Сущность и классификация экономических потребностей

Потребность - одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики, характеризующей состояние неудовлетворенности, то есть великой "заслугой" потребностей выступает то, что они стимулируют людей к действию.
По мнению таких ученых, как Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, потребности представляют собой выражение природы человека. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых люди нуждаются, которые они желают и стремятся иметь, потреблять, использовать.
Человек может как удовлетворять, так и подавлять свои потребности, если отсутствуют условия для их реализации. В некоторых случаях одни потребности могут заменяться другими. Также к потребностям относятся не только полезные, но и вредные для здоровья, в силу сложившихся вредных привычек, блага.
Е.Ф. Борисов предлагает следующее определение потребностей: потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Именно экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека.
Классификация потребностей характеризуется большим разнообразием.
В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.
На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей - в пище, одежде, жилье. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами, например, ремонт автомобиля, консультация врача.
Духовные потребности удовлетворяются, например, занятием искусством, получением образования, нравственным совершенствованием. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.
По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей - потребностей, связанных с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.
В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от "низших" материальных до высших "духовных" (см. приложение А):
1) физиологические потребности (еда, одежда и т.д.);
2) потребность в безопасности (экологически чистые продукты, жилье, защита от боли, страха и т.д.);
3) социальные потребности (любовь, общение, дружба и т.д.);
4) потребность в уважении (самоуважение, достижение цели, признания);
5) потребность в самовыражении (саморазвитие, реализация способностей и т.д.).
Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Нуреев Р.М. в своих учебниках предлагает разделение потребностей на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и пр.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - заменяемы. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется.
Также существуют следующие классификации потребностей:
1) по субъектам удовлетворения:
а) индивидуальные (еда, отдых, жилье, образование);
б) коллективные (безопасность, экология);
в) общественные (снижение уровня безработицы, инфляция и т.д.);
2) по степени эластичности:
а) неэластичные - более жесткие, существующие в течение длительного периода (вода, еда);
б) эластичные - менее жесткие, близкие к духовным;
3) по степени реализации:
а) абсолютные - определяемые современным уровнем мировой экономики;
б) действительные - определяются уровнем развития экономики данной страны;
в) платежеспособные - потребности, определяемые соотношением собственных доходов и уровня цен;
4) по способу зарождения:
а) базисные - потребности, направленные на поддержание жизнеспособности человека (пища, воздух, защита от природных бедствий и др.);
б) цивилизационные - потребности, порожденные цивилизацией (связь, комфорт и др.).
Итак, потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом.

































Экономические блага и их классификация

Источником удовлетворения потребностей является благо. Разные авторы по-разному его определяют. Одни из них ограничивают понятие блага вещами и предметами, другие же относят к благам не только продукты труда, но и плоды природы. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо как любой положительный эффект. Гукасьян Г.М. дает следующее определение блага: благо - это любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность.
В экономической литературе имеется сложная система классификации благ.
Блага могут быть доступны в ограниченном и неограниченном количестве. С этой точки зрения блага можно разделить на свободные (даровые) и экономические (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1 - Виды благ по доступности :

В зависимости от критериев, положенных в основу классификации, блага подразделяются на:
1) долговременные (многоразового использования) и недолговременные (исчезающие в процессе потребления);
2) прямые (потребительские) и косвенные (производственные);
3) предметы роскоши (эксклюзивная, престижная продукция) и продукты массового производства (для повседневного потребления, выпускаемые в большом количестве);
4) комплементы (то есть взаимодополняемые) и субституты (то есть взаимозаменяемые);
5) нормальные (потребление которых возрастает при снижении их цен и наоборот);
6) низкокачественные и товары Гиффена (потребление которых снижается при снижении их цен).
Разделение на долговременные и недолговременные блага зависит срока использования этого блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Бутерброд и коробок спичек - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще.
Долговременные блага предполагают многоразовое использование. Недолговременные блага исчезают после (или в процессе) разового использования (потребления).
Прямые блага, или настоящие, - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными, или будущими, благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.
Также имеют место предметы роскоши и товары массового потребления.
В тетради мы пишем авторучкой или карандашом, у многих из нас есть мобильный телефон или персональный компьютер, мы носите одежду и т.д. Мы все окружены предметами, необходимыми нам ежедневно и удовлетворяющими наши повседневные потребности. Эта продукция производится массово: у нас похожие ручки и тетради, мы можем встретить на улице человека в похожей куртке, потому что эти блага производятся фирмами в большом количестве и стоят относительно недорого. А кто из нас пишет перьевой ручкой фирмы "Паркер"? У кого из нас есть мобильный телефон, украшенный инкрустацией и крошками драгоценных камней? Многие ли из нас носят эксклюзивную одежду от известных дизайнеров? Пожалуй, нет. Это очень дорогая продукция, которую себе может позволить далеко не каждый потребитель. Подобные блага называют предметами роскоши. С точки зрения потребительских качеств, может ничего не измениться: ведь пользуясь обычным телефоном и очень дорогим, мы одинаково слышим и говорим. Потому что потребительские качества - не единственная и не ключевая особенность товаров роскоши. Основная функция, которую выполняют подобные товары - это престижность. Например, два пиджака могут быть одинакового качества, цвета и т.д. При этом разница в цене будет существенной, потому что один пиджак произведен на фабрике массового производства и в огромном количестве, а другой - в мастерской известного дизайнера и в единственном экземпляре. Приобретая второй пиджак, потребитель платит не только за необходимое качество, но и за "имя" (или брэнд) производителя.
Понятие предмета роскоши постоянно меняется:
Вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут со временем стать таковыми - например, антиквариат.
Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими. В свое время эксклюзивным товаром и предметом роскоши являлись и авторучка, и автомобиль, и мобильный телефон. Теперь они продукты массового производства и потребления. Когда-то автомобили двигались не намного быстрее лошадей, были штучным товаром, их потребительские качества были спорными, но они однозначно являлись предметом роскоши и маркой престижа. Еще десять лет назад мобильные телефоны были огромных размеров и ими пользовались только очень богатые люди. В тот момент пользоваться сотовыми телефонами было не столько удобно, сколько престижно.
Но есть блага, которые всегда были и остаются на данный момент, престижными и предметами роскоши. Например, драгоценные камни.
Бывают также взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага. Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только в комплексе друг с другом.
Это блага, которые потребитель не может использовать по отдельности. Например, лыжи совершенно бесполезны, если к ним нет креплений. В тетради мы пишем ручкой, в чай сыплем сахар, а автомобиль - не поедет без бензина.
Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.
Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.
Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной - нет.
Взаимозаменяемые блага. Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Воспользоваться услугами одной фирмы или другой? В выходной день можно пойти в кино или цирк, на ужин можно купить мясо или рыбу, а в перерыве на обед выпить чашечку чая или кофе.
Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми, как и взаимодополняемыми, могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.
Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского substitute - замена, заменитель, заместитель).
По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.
При совершенной взаимозаменяемости одно благо целиком заменяется другим, а при относительной - может и частично.
Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.
Как определить стоимость экономического блага? Карл Маркс предлагал рассчитывать ее, исходя из трудовых затрат на производство этого товара. А по мнению неоклассиков (последователей классической теории экономики), стоимость благ зависит от того, насколько они редки (от степени их ограниченности), то есть от интенсивности потребности в благе и от количества блага, способного эту потребность удовлетворить. При этом предполагается, что каждая потребность может быть удовлетворена несколькими видами благ, а каждое экономическое благо может быть использовано для удовлетворения нескольких потребностей. Если q1, q2 …, qn - совокупность определенных количеств каждого из n благ, а р1, р2 …, рn - их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана как E pipq, где i=1, …n.
Для получения недостающих потребительских благ, как правило, необходимы косвенные экономические блага - ресурсы.


























Понятие и виды экономических ресурсов

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста.
Нуреев Р.М. дает следующее определение экономических ресурсов. Экономические ресурсы, или факторы производства, (economic resources) - это элементы, используемы для производ
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.