Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Методика расследования ДТП
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 27.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
?40
ПЛАН ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 1.1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений 1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению ГЛАВА II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 2.1. Осмотр места происшествия и следов торможения 2.2. Осмотр трупа на месте его обнаружения 2.3. Осмотр транспортных средств и освидетельствование водителя ГЛАВА III. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение транспортной безопасности было и остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой. Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированност , а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству. Расследование причин катастроф транспортных средств нередко затруднено из-за больших объемов экспертных действий специалистов и организационных сложностей. Век автомобилизации делает все более доступными для личного пользования различные марки и модели автомобилей с невероятным количеством индивидуальных особенностей (по форме и размеру кузова, салона и дополнительных деталей его интерьера - руль справа или слева, подушки безопасности, ремни, навигаторы и целый ряд других характеристик). Эксперты - автотехники даже не всегда успевают отследить официальные технические данные о появляющихся на рынке новых моделях, а в момент аварии или катастрофы любая деталь машины может оставить след на теле человека и требует идентификации. Все больше водителей ездят ежедневно круглый год, по квалификации приближаясь к водителям-профессиона ам. Не только опыт вождения, но и состояние водителя за рулем может стать причиной ДТП. Все эти сведения должны быть учтены, изучены и логично выстроены при расследовании уголовных и гражданских дел, в которых фигурирует транспортное средство. Объектом исследования данной работы являются дорожно-транспортные происшествия. Предмет исследования курсовой работы – методика расследования дорожно-транспортных происшествий. Цель и задачи данной курсовой работы заключаются в криминалистической характеристике вышеуказанных преступлений, а также в методике их расследования. В процессе написания представленной работы используются следующие общенаучные методы: исторический, логический, системный; частнонаучные методы: метод конкретно-социологич ских исследований, статистический метод; юридические методы: сравнительно-правово и формально-юридически . Исследованию вопросов расследования транспортных преступлений, свои работы посвятили: Т.В. Аверьянов, Д.И. Астапкин, Р.С. Белкин, Ю.П. Гармаев, Ф.Х. Ермаков, Ю.П. Кузякин, Б.В. Россинский, А.А. Топорков, Б.А. Федосюткин, Э.Г. Хачатрян, А.В. Шмонин и другие.
ГЛАВА I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1. Обстоятельства совершения преступления
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба; смерть человека; смерть двоих и более людей. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте. В число наиболее распространенных видов ДТП входят: 1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное; 2) столкновение транспортных средств между собой; 3) опрокидывание транспортных средств; 4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства. По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия: 1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.; 2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.; 3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения[1]. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения. Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что зачастую они - результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин. Выяснить криминалистические значимые обстоятельства дорожно-транспортног происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда». Механизм - это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу. В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная. Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП. Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной. Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим состоянием транспортных средств, личностными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов. Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства. В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие - кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен. На характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса. Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления. ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельств происшествия.[2]
1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению
Поводами для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются: непосредственное обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления; заявления потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к происшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций. В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждают следователи органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства: 1. Каков характер ДТП - было это преступление, несчастный случай или действие непреодолимой силы? 2. Где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.? 3. Кто виноват в случившемся? 4. Есть ли причинно-следственная связь между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями? 5. Каков механизм ДТП? 6. Какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного материального ущерба)? 7. Какие правила дорожного движения нарушены действиями виновного? 8. Кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта? Следователь должен установить и такие специфические обстоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения. Содержание исходных следственных ситуаций зависит от очевидности или неочевидности ДТП, наступивших вредных последствий, своевременности его обнаружения, характера следов преступления и предпринятых попыток их сокрытия, особенностей личности виновного и др. Анализ следственной практики позволяет назвать такие исходные следственные ситуации: 1) водитель, автомобиль и потерпевший находятся на месте происшествия; 2) водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомобиль и потерпевшего; 3) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потерпевшего; 4) водитель скрылся с места происшествия и увез потерпевшего. В первом случае обстановка на месте происшествия практически не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой достаточно типичной ситуации следующие: а) происшествие стало результатом нарушения правил дорожного движения водителем; б) причина происшествия - грубое нарушение правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход на проезжую часть дороги и др.); в) происшествие - результат выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом тормозной системы); г) происшествие возникло в результате непреодолимой природной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП. Во втором и третьем случаях обстановка на месте происшествия остается в первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места ДТП (эта ситуация характерна для серьезных вредных последствий или совершения ДТП в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть решена задача установления обстоятельств происшествия, в первую очередь определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам на теле и одежде потерпевшего. Если обстановка на месте происшествия сознательно изменена его участниками (четвертый случай), тогда названные версии необходимо дополнить следующей: изменение обстановки, характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе восстановления безопасного движения транспорта, произведено уничтожение материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия. Наиболее типична первая ситуация, когда потерпевшим причиняются легкие или средней тяжести телесные повреждения. Алгоритм действий по ее разрешению включает безотлагательный осмотр места происшествия и автомобиля, допросы всех очевидцев, освидетельствование водителя, назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертных исследований. Вторая следственная ситуация отличается наиболее серьезными вредными последствиями: причинением потерпевшему тяжких телесных повреждений или смерти. Эта ситуация обычно складывается после угона автомобиля либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователю необходимо произвести осмотр места происшествия, установить и допросить очевидцев и других осведомленных лиц, назначить судебно-медицинскую экспертизу пострадавшего и дать поручение органам дознания (ГИБДД, уголовному розыску) о производстве оперативно-розыскных мероприятий. Для третьей следственной ситуации характерно причинение потерпевшему телесных повреждений средней тяжести. Для ее разрешения производится осмотр места происшествия и транспортного средства, устанавливаются и допрашиваются очевидцы, в том числе потерпевший, назначается судебно-медицинская экспертиза, дается поручение органам дознания о розыске скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, здесь возможен угон транспортного средства, а также нетрезвое состояние водителя. При четвертой следственной ситуации алгоритм действий следователя состоит в осмотре места происшествия, допросах осведомленных лиц и даче поручений органам дознания произвести оперативно-розыскные мероприятия. При обнаружении трупа потерпевшего назначается судебно-медицинская экспертиза, а при обнаружении автомобиля - криминалистические экспертизы. При третьей и четвертой ситуациях исключительно важное значение имеет розыск скрывшегося водителя и автомобиля, которым он управлял. Прежде всего о случившемся должны быть немедленно информированы отдел ГИБДД и соседние территориальные органы милиции. В результате будут перекрыты возможные пути движения, произведен опрос свидетелей по направлению предполагаемого уезда скрывшегося транспортного средства, организовано преследование по горячим следам. Производится обследование автопредприятий и автосервисов, гаражей, автостоянок, дворов и других мест для обнаружения искомого транспортного средства. Розыск автомобиля и водителя обычно отправляется от следов и других исходных данных, выявленных на месте ДТП, - марки и типа автомобиля, его цвета, номера и других примет, характера перевозимого груза, повреждений на окружающих предметах или теле потерпевшего, следов протектора и т.д. Очень важны показания очевидцев о внешности водителя. Для розыска следует использовать возможности местной прессы, радио, телевидения, привлекать представителей общественности. В результате предпринятых мер исходная следственная ситуация становится более простой, если водитель и транспортное средство установлены; либо остается прежней, если этого сделать не удалось. Алгоритм действий следователя в первом случае включает допросы водителя, потерпевшего и других осведомленных лиц, проведение следственных экспериментов, назначение автотехнической, судебно-медицинской и судебно-химической экспертиз. При втором варианте развития событий следователю необходимо всячески стимулировать оперативно-розыскные мероприятия по поиску и обнаружению водителя и его автомобиля, осуществляемые работниками ГИБДД и других служб милиции[3].
ГЛАВА II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
2. 1. Осмотр места происшествия и следов торможения
Уголовное дело по признакам ст. 264 УК РФ, а равно ст. 266 УК РФ и ст. 268 УК РФ надлежит возбуждать по самому факту ДТП с учетом последствий, предусмотренных диспозициями указанных статей, и (или) наличия других признаков преступлений, с согласия прокурора (ст. ст. 146 и 149 УПК РФ). Федеральным законом от 29 мая 2002 г. №58-ФЗ законодатель вернул в часть первую ст. 176 УПК РФ привычное словосочетание «осмотр места происшествия». Однако это понятие значительно расширено за счет изменения ч. 1 ст. 176 УПК: в него теперь входит еще и осмотр местности, жилища и иного помещения, предметов и документов. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Порядок производства осмотра дается в ст. 177 УПК РФ и сводится к следующим основным моментам. Первое. Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ (в труднодоступной местности, а также если производство следственных действий связано с опасностью для жизни и здоровья людей, осмотр места происшествия может быть произведен без понятых, с применением мер технической фиксации или без таковых). Второе. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 177 УПК. Третье. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов. Четвертое. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра. Пятое. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165 УПК РФ. Шестое. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.[4] Основные исходные данные для расследования ДТП можно получить только в результате своевременного и тщательного проведения осмотра места происшествия. Проведение остальных первоначальных следственных действий: осмотр машин, находящихся вне места происшествия, допрос очевидцев, пострадавших и водителя, организация розыска и задержания скрывшегося с места происшествия водителя, назначение экспертиз, очные ставки и т.д. - осуществляется уже после осмотра места происшествия. Следователь обязан незамедлительно прибыть на место происшествия. Без ознакомления с обстоятельствами дела на месте и самого подробного осмотра места происшествия невозможно составить себе ясного представления о характере происшествия и о необходимости возбуждения уголовного дела, нельзя наметить правильный план его расследования. Необходимость скорейшего выезда следователя на место происшествия обусловливается еще и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время в неизменном виде место происшествия (улицу, дорогу), ее необходимо быстро «очистить» от обломков разбитого транспорта, других предметов, чтобы они не мешали нормальному движению, что особенно важно на тех улицах (дорогах), где происходит интенсивное движение автотранспорта. Нельзя оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она заняла проезжую часть, когда в данном месте нет возможности организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или другую сторону. Движущиеся по дороге машины могут повредить важные для расследования следы, которые восстановить уже никогда не удастся. Наконец, следы на улице (дороге) особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер). Вот почему совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место автотранспортного происшествия. К выезду на место происшествия следователь должен быстро, но тщательно подготовиться. К участию в осмотре целесообразно привлечь специалистов: автотехника, криминалиста, судебного медика, а лучше экспертов, ибо их заключения и показания являются источником доказательств в уголовном процессе (ст. 80 УПК РФ). Организацию дорожного движения на месте ДТП, его охрану необходимо поручить сотрудникам ГИБДД. Весьма желательно присутствие водителей, причастных к дорожно-транспортном происшествию. Прибыв на место происшествия, следователь должен: 1) с помощью сотрудников ГИБДД обеспечить безопасность проведения осмотра, ибо он осуществляется на проезжей части, где, как правило, невозможно полностью закрыть движение; 2) выяснить, не подвергалась ли изменению обстановка места происшествия; 3) обеспечить оказание помощи пострадавшим, вплоть до вызова скорой помощи или транспортировки пострадавших в ближайшее лечебное учреждение; 4) зафиксировать обстановку автопроисшествия, составив схему ДТП с участием понятых и водителя (водителей). К подбору понятых следователь должен подходить с особой осторожностью. Надо предварительно убедиться в том, что понятые не являются лицами, заинтересованными в исходе дела. Понятых следует выбирать из лиц, имеющих водительские удостоверения, разбирающихся в обстановке дорожно-транспортног происшествия и способных дать подробные показания о виденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещественных доказательствах. Следует учитывать, что понятые могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей. Итак, прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение машин, следов и иных вещественных доказательств путем фотографирования, замеров и т.д. Фотографирование целесообразно производить с возвышенного места, например с крыши грузовой машины. В случае если весь нужный участок дороги не умещается в один кадр, то последовательно фотографируются отрезки места ДТП, причем таким образом, чтобы на каждой паре снимков имелись перекрывающие друг друга участки, что дает возможность в последующем сложить отдельные кадры в панорамный снимок. По возможности следует произвести видеосъемку. Начинать же осмотр места происшествия следует все-таки не с осмотра трупов и не с потерпевшей аварию техники, а с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи. Надо «привязать» место ДТП на схеме к определенному недвижимому объекту. Замеры производят от правого тротуара или обочины по ходу движения транспорта. Положение колес, точки начала и окончания следов торможения, волочения и т.п. следует очертить на асфальте мелом. Их тоже надо замерить, причем по длине проезжей части исходными точками могут быть обозначения пешеходной дорожки, линия «стоп», перпендикуляр, угол дома, километровый, телеграфный столб и другие ориентиры. Дорожную обстановку, положение объектов и их координаты также фиксируют на схеме ДТП. Приступая непосредственно к осмотру, необходимо стремиться к тому, чтобы: - как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта; - осмотреть прежде всего менее устойчивые следы, к которым относятся: а) следы, указывающие на точку наезда или место столкновения машин; б) следы крови; в) следы вещества, которым был загружен транспорт; г) следы масла автомашины. Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего. Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, повреждения на машинах и т.д. Этот осмотр производится также по правилам ст. ст. 176 - 177 УПК РФ. При работе со следами торможения надо иметь в виду, что начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа (машина уже замедляет движение, а рисунок протектора еще не отражает этого процесса на дороге). Длину тормозного пути замеряют от начального видимого отпечатка протектора (а при его отсутствии - от начального следа скольжения) до окончания четко видимого следа протектора (или следа скольжения). Точное значение длины тормозного пути данного транспортного средства имеет существенное значение, так как эта величина является исходной при вычислении скорости движения машины в момент аварии, определении полного остановочного пути и установлении технической возможности предотвращения вредных последствий. Нельзя оставить без внимания внешний вид (отражение) тормозного пути, на котором бывают отпечатки четко выраженного рисунка протектора; следы скольжения колес по асфальтовому покрытию (след «ЮЗ»); признаки смещения, когда отпечаток рисунка протектора переходит в след скольжения или наоборот. Если следы правых и левых колес различны по длине, то замеряют отдельно длину каждого следа. Тормозной след может быть не сплошным, а прерывистым. Фиксировать нужно как длину каждого следа, так и расстояния между ними. Специфические особенности обнаружения и фиксации следов протекторов покрышек колес автомашин в наиболее обобщенном и упрощенном виде сводятся к следующим основным моментам: 1) При движении машин по прямой линии протекторы передних и задних колес большинства машин прокладывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины, и поэтому задние колеса стирают полностью или частично отпечатки рисунка, оставленные протекторами покрышек передних колес, и на грунте сохраняются следы протекторов покрышек только задних колес. Для того чтобы разыскать отпечатки протекторов всех четырех покрышек, необходимо отыскать такой участок дороги, где машина сделала поворот (например, при наезде на обочину). При повороте машины на грунте запечатлеваются следы протекторов покрышек всех четырех колес. 2) Степень пригодности следов протекторов покрышек колес автотранспорта для исследования зависит не только от характера грунта, но и от его состояния. Так, лучше всего следы запечатлеваются на мягком грунте - в густой грязи, во влажном песке, в размягченном во время жары асфальте или гудроне. В этих случаях на дороге остаются негативные (вдавленные) следы рисунка протекторов покрышек. Выпуклые части протектора имеют в негативных следах вид углублений, а углубления между выпуклыми частями протекторов - вид выпуклостей. Гораздо хуже следы рисунка протекторов покрышек запечатлеваются на сухой, твердой дороге. На твердом асфальте, как правило, остаются позитивные (поверхностные) следы, иногда едва различимые, в виде лентообразных полос. Эти следы выступают более отчетливо в тех случаях, когда, например, машина проехала через лужу или грязь и затем оставляет на сухом асфальте отпечатки мокрых или грязных протекторов. Очень хорошие, пригодные для целей идентификации поверхностные следы на твердом грунте остаются в тех случаях, когда машина проехала через какое-нибудь красящее или опыляющее вещество, например через муку, краску, мел. Тогда на некотором расстоянии от того места, где машина пересекла краситель, на дороге остаются отпечатки протекторов покрышек с достаточно четким рисунком. Однако в поверхностных следах отпечатки оставляют только выпуклые части протекторов, а углубления между ними вовсе не фиксируются. 3) Изучение следов протекторов покрышек машины на дороге имеет другое криминалистическое значение. По этим следам в некоторых случаях можно определить направление и скорость машины, взаимное расположение автотранспортных средств в момент столкновения и непосредственно перед этим, поведение водителя во время происшествия (применил ли тормоз, пытался ли объехать препятствие и т.п.). Для того чтобы следы протекторов покрышек на дороге не ввели в заблуждение, следователь (в тех случаях, когда участвовавшие в происшествии машины находятся на месте происшествия) должен убедиться в том, что имеющиеся следы принадлежат именно данным машинам. Это достигается путем сличения рисунков протекторов покрышек задних колес автомашин с соответствующими отпечатками на следах, сличения дефектов на этих покрышках с их отпечатками в следах и, наконец, путем удостоверения непрерывности следа от места стоянки машины до того пункта дорожного участка, до которого следователь считает нужным произвести осмотр места происшествия. 4) При небольшой скорости движения легкового, негруженого грузового автотранспорта по рыхлому грунту, на мокром песке, грязи, мокром снеге дно следа протекторов покрышки имеет вид зубцов, обращенных своей утолщенной частью в сторону, обратную движению; в сторону движения обращены пологие стороны зубцов. Механизм образования этих зубцов таков: колесо, двигаясь по грунту, надавливает на него, и мелкие частицы грунта прилипают к выпуклостям рисунка протекторов, затем участки покрышки с приставшими к ним частицами грунта приподнимаются и под своей тяжестью частицы отпадают, ложась последовательно одна за другой. Чем выше поднимается соответствующий участок покрышки, тем реже падают частицы грунта, почему в сторону движения и образуется более тонкий пологий слой грунта, в связи с чем и получается след в форме зубца, обращенного своей пологой частью в сторону движения. 5) При более быстром движении машин любых марок (в том числе и грузовых) на сыпучем грунте (сухой снег, пыль, сухая мелкая земля, сухой песок) образуются иные следы, позволяющие судить о направлении движения: по обе стороны следа располагаются частицы грунта в виде веера, который острой стороной обращен в сторону движения, а расходящимися концами - в сторону, обратную движению. Чем больше скорость движения машины, тем шире крылья веера, образуемого пылью или песком, вылетающими из-под колес автомашины и ложащимися по обе стороны следа. 6) Нагруженная машина будет продолжать двигаться по инерции дольше, чем ненагруженная. На продолжительность движения машины по инерции оказывает влияние и состояние дороги. На скользкой или мокрой дороге машина будет продолжать движение дольше, чем по сухой. При этом надо учитывать, что резкое торможение на мокрой обледенелой дороге чрезвычайно опасно как для самой машины, так и для окружающих, так как при этом машину заносит и она непроизвольно меняет направление движения. Если машина двигалась до этого на большой скорости, она в результате заноса может перевернуться. Если вследствие заноса машина резко изменила первоначальное направление движения, она может врезаться в другие машины, выехать на тротуар, сбить прохожих и т.п. На сухом асфальте движение машины по инерции будет происходить дольше, чем по булыжнику или грейдерной дороге. 7) Если водитель, управляя машиной, скрылся на ней с места происшествия и видны следы ТС на дороге, то осмотр дорожного участка надо начинать в том направлении, в котором машина уехала. На этом отрезке дорожного участка следователь в некоторых случаях может по следам шин определить место, где машина останавливалась, например, для смены скатов или для их перестановки. Иногда в том направлении, в котором машина скрылась, можно (на дороге, обочинах или в кюветах) обнаружить утерянные детали этой машины. Такой осмотр нередко превращается в преследование «по горячим следам». При осмотре места происшествия могут обнаружиться и другие вещественные доказательства: а) осколки стекла (фар, ветровых или боковых стекол автомашины), которые следует сфотографировать, а затем принять меры к их идентификации; б) отдельные детали автомобиля (колпак колеса, ободок фары, подфарники и т.д.), в том числе отломанные; их также надлежит подробно описать в протоколе осмотра и сфотографировать, а затем приобщить к уголовному делу; в) краска, облупившаяся с машины, скрывшейся с места происшествия, или следы вещества, которым была гружена машина. Эти вещества должны быть изъяты и сохранены для последующей криминалистической экспертизы. В одних случаях простое сличение формы куска засохшей краски, отпавшей от кузова машины, с соответствующим повреждением окраски на кузове позволяет прийти к неоспоримому выводу, что краска отпала именно от данной машины. В других случаях химическая экспертиза позволяет судить о полном совпадении состава красок. Химическая же экспертиза позволяет установить полное совпадение составов образцов вещества, оставшегося на месте происшествия, с составами образцов вещества, имеющегося на заподозренной машине; г) отдельные предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомашины, участвующей в автотранспортном происшествии и скрывшейся с места происшествия. Эти предметы иногда выпадают из машины в момент столкновения или наезда и могут служить целям розыска виновного; д) грунт (почва) и его части (частицы), осыпавшиеся с колес (крыльев, подкрылков и т.д.), могут быть идентифицированы с грунтом, изъятым с места происшествия, что может однозначно указывать, каким автомобилем совершено ДТП, создана аварийная ситуация и т.д.[5] О производстве осмотра в соответствии со ст. ст. 176 - 177 УПК составляется протокол.
2.2. Осмотр трупа на месте его обнаружения
Следователь производит осмотр трупа на месте его обнаружения с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается (ч. 1 и 2 ст. 178 УПК). Указанный осмотр необходимо производить только с участием судебно-медицинского эксперта, при этом сначала труп фотографируют. Осуществляя наружный осмотр трупа, следователь обязан точно установить его местонахождение на дороге, сориентировав его (очертив на схеме) по отношению к окружающим неподвижным предметам (столб, обочина дороги, дом, остановки и т.д.). Тщательный анализ расположения трупа и его позы, места нахождения крови, волос, мозгового вещества, одежды, точек наезда и других объектов позволяет воспроизвести механизм случившегося. Наличие и расположение повреждений на теле погибшего позволяют восстановить положение пострадавшего в момент аварии (например, шел ли пешеход по проезжей части или машина наехала на лежащего человека). Труп должен быть измерен. Также должно быть измерено расположение удара или переезда колес по отношению к верхней и нижней точкам трупа для того, чтобы иметь возможность восстановить, в каком положении находился потерпевший по отношению к нанесшей ему удар машине в момент наезда. Это особенно важно при расследовании автотранспортных происшествий, при которых не было очевидцев, когда восстановление картины происшествия возможно только на основании изучения следов, оставленных на трупе и на полотне дороги. Следует различать повреждения, нанесенные ударом машины, от повреждений, явившихся результатом волочения трупа по земле (ссадин в виде множества параллельно расположенных полос). Нужно также отличать повреждения образовавшиеся на трупе вследствие удара о камни, об асфальт при падении отброшенного машиной тела потерпевшего. Характерными для автотранспортных травм являются отпечатки ткани одежды на теле потерпевшего. Вследствие давления, оказанного колесом машины на одежду потерпевшего и т.д.................