Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Политические идеи нового времени: западная традиция
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 14.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
РЕФЕРАТ
Тема: Политические идеи нового времени:
западная традиция
Выполнил: студент группы___
Коптев
Алексей Алексеевич
Проверил:___
Тюмень
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............
3
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ. Политические идеи нового времени:
западная традиция............5
1. Историческая характеристика
эпохи Нового времени......
5
2. Мыслители Нового времени, их
вклад в разработку учения
о политике, власти
и государстве.........7
3. Значение политических
идей Нового времени...... 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............
20
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...... 23
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений
постепенно снимало покрывало таинства
и сверхъестественности с общественных
отношений, некогда наброшенное религией,
и обнажало реальные механизмы взаимоотношении
людей. Связанный с эпохой Возрождения,
процесс обособления индивида и становления
его в качестве самостоятельного субъекта
исторического творчества, создал предпосылки
для формирования гражданского общества,
противостоящего государству. Теперь
участниками политического процесса становятся
государство - общество - личность.
Указанные изменения повлияли и на
развитие политической мысли. Период Нового
времени ознаменовал собой начало радикальной
трансформации существовавших подходов
к политике. Именно на этом этапе происходят
становление политической науки, прежде
всего ее предмета и метода, вычленение
закономерностей развития политики, в
чем особая заслуга принадлежит Н. Макиавелли,
которого заслуженно считают «отцом»
политической науки, и Ш, Монтескье, пытавшегося
выявить устойчивые взаимосвязи политического
развития.
Культивируется принципиально новый взгляд
на политику: на смену схоластическому
толкованию политики, опиравшемуся на
веру в божественный характер государства
и власти, приходит рационально-критичес ое
понимание ее. Через критику метафизических
умозаключений и оценок политики, априорно
заданных религиозными нормами, и схоластического
дедуктивного метода происходило становление
традиции объективного анализа политических
реалий. Обращение исследователей к анализу
политической практики позволило преодолеть
нормативный характер политических суждений,
изменило направленность эволюции политических
идей. Теперь мыслители не занимались
конструированием идеальных моделей государства,
а больше стремились понять и объяснить
природу существующих политических отношений.
1. Историческая
характеристика эпохи Нового
времени
Но?вое вре?мя (или новая история) - период
в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Критерием определения "нового
времени", его "новизны" по сравнению
с предшествующей эпохой был, с точки зрения
гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры,
то есть не социально-экономичес ий, а
духовно-культурный фактор. Понятие "новое
время" было воспринято историками
и утвердилось в научном обиходе, но смысл
его во многом остаётся условным - не все
народы вступили в этот период одновременно.
Несомненно одно: в данный отрезок времени
происходит возникновение новой цивилизации,
новой системы отношений, европоцентристского
мира, "европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в
другие районы мира.
Однако не эпоха Великих
географических открытий послужила
точкой отсчёта Нового времени (хотя
есть историки, придерживающиеся этого
мнения). А Испания и Португалия, первыми
ринувшиеся на богатый сокровищами американский
континент и славящиеся пряностями южные
острова, были не самыми развитыми странами
Европы, и награбленное золото и серебро
оседало в руках торговцев и промышленников
Нидерландов, Англии, Северной Италии.
Именно там сформировались отношения,
положившие начало промышленной цивилизации
Нового времени, подчинившей вскоре весь
мир. Именно там простолюдины, занимавшиеся
скупкой сырья у крестьян, стали создавать
мануфактуры - ручные производства с разделением
труда между работниками. Если ремесленник
делал всё изделие целиком, от начала до
конца, то рабочий мануфактуры выполнял
только отдельные операции, Доводя свои
навыки до автоматизма. В итоге мануфактурное
изделие бывало менее качественным, чем
ремесленное, но всегда более дешёвым
- ведь мануфактуры производили гораздо
больше продукции. Дешёвые товары хорошо
покупались населением, и мануфактурное
производство стало вытеснять ремесленное,
ремесленники разорялись и превращались
в рабочих, на мануфактуры стекались массы
потерявших землю крестьян. Промышленники
и торговцы богатели, и экономическая
мощь землевладельцев-феод лов стала
падать. Вскоре «буржуа» - так называли
новых богачей из простонародья - потребовали
расширения своих прав и участия в управлении
государством, а феодалы, опиравшиеся
на королевскую власть, этому противились.
В ходе революций 1566-1609г.г. в Нидерландах
и 1642-1648г.г. в Англии сопротивление знати
было сломлено, и государственную политику
по сути дела стала определять буржуазия.
Англия превратилась в
настоящий образец для Европы
и мира. Английские пряжа и полотно,
обувь и металлические изделия
заполонили в XVIII в. рынки многих стран.
Британские купцы, банкиры, фабриканты
создали образцовую политическую систему,
основанную на власти парламента, экономический
уклад, выросший на рыночных началах, своеобразную
культуру и идеологию - т.е. то, что понимается
под так называемым «английским образом
жизни». Всё это - уже неотъемлемая принадлежность
эпохи, пришедшей на смену феодализму.
Традиционно именно Английская буржуазная
революция считается тем рубежом, с которого
начинается отсчёт Нового времени. С середины
XVII столетия промышленная цивилизация
стала распространяться по Европе и другим
континентам, между делом разрушая натуральное
хозяйство, низвергая власть королей и
императоров, включая народы земного шара
в единый процесс мирового развития.
Историки разделяют Новое время
на несколько периодов. Начальный длился
немногим более столетия (середина XVII
в. - последняя треть XVШ в.). Промышленный
переворот, начавшийся в последние десятилетия
ХУШ в., и Великая французская революция,
открывшая эпоху массовых народных революций
в Европе, открыли второй период - период
победы капитализма в Европе, обур-жуазивания
монархий, перехода великих держав к созданию
колониальных империй. Второй период Нового
времени тоже продолжался около ста лет
и закончился к 1870-м г.г. Тогда европейские
державы уже разделили весь мир, подчинили
себе отдалённые земли и сошлись в острой
схватке за преобладание в Старом и Новом
Свете. Первая мировая война (1914-1918г.г.)
служит конечным рубежом этого периода,
внёсшего очень важные изменения в соотношение
сил в мире, в идеологию людей, в их быт,
образ жизни и т.д. Победа Октябрьской
революции в России позволила сторонникам
коммунизма заявить о том, что Новое время
- эпоха главенства западноевропейской
промышленной цивилизации - завершилось.
2. Мыслители Нового
времени, их вклад в разработку учения
о политике власти
и государстве
Родоначальником политической
науки был признан видный итальянский
философ и социолог Никколо Макиавелли
(1469 - 1527). Этот факт отразил признание его
заслуг в развитии политической власти.
В работах "Государь" (1513) и "Размышления
о первой декаде Тита Ливия" (1520) он сформулировал
предмет и метод политической науки.
Первое, что он сделал - обосновал
автономность и самостоятельность
политической сферы и политических
знаний, имеющих собственную логику,
отделив политическую науку от теологии,
философии и морали. Предметом политической
науки Н. Макиавелли считал власть во всех
ее проявлениях. Второе, что привнес в
политическую науку Н. Макиавелли -это
метод. До него религиозная схоластика
не разграничивала объективные факты
и суждения о них. Н. Макиавелли ввел политический
реализм, состоящий в прямом наблюдении
за фактами - за поведением политических
лидеров, масс, за их взаимодействием.
Политику он изучал как социальную реальность,
тем самым перенеся политику из сфер воображаемого
и желаемого в плоскость объективного
и реального. Н. Макиавелли заметил: "Мне
показалось более приемлемым следовать
действительной истине вещи, чем своему
воображению".
С именем Н. Макиавелли связано
новое видение природы политики как сферы
принятия стратегических решений. Его
работы "Размышления о первой декаде
Тита Ливия" и "Государь" являются
обоснованием технологии принятия эффективных
решений. Очистив политику от морали и
религии, он выявил реальные механизмы
ее эволюции - интересы людей. Политика,
с точки зрения Н. Макиавелли, представляет
собой целеполагающую деятельность людей,
в которой они пытаются реализовать свои
интересы и потребности. Природа политических
изменений определяется тем, в какой мере
удовлетворены интересы тех или иных социальных
групп. Принятие и реализация политических
решений должны учитывать два важных фактора:
принцип относительности и компоненты
эффективного лидерства.
Содержание принципа относительности
состоит в постоянном взаимодействии
цели, средств и ситуации. В каждый конкретный
момент они относительны друг друга: выбор
средств относителен ситуации, оценка
результата относительна средств, наконец,
цель, средства и ситуация должны соотноситься
между собой. Политический реализм Макиавелли
выразился в том, что он определил нравственность
как сферу абсолютного, а политику как
сферу относительного и подчеркнул: не
следует сферу политики оценивать мерками
абсолютного. Политик, по Н. Макиавелли,
не может руководствоваться нравственными
нормами, поскольку они лежат за пределами
сферы относительного.
Во многом эффективность
принимаемых решений зависит от лидера.
В этом отношении К Макиавелли был одним
из первых, кто создал модель эффективного
стиля лидерства. Западные аналитики выделяют
четыре составляющих эффективного лидерства:
поддержка лидера его сторонниками; взаимопонимание
между лидером и подчиненными (подчиненные
должны знать, что они могут ожидать от
своего лидера, и понимать, что он ожидает
от них); воля к выживанию, которой должен
обладать лидер; мудрость и справедливость,
образцом которых должен быть лидер для
своих сторонников.
В политической теории Н. Макиавелли
можно найти практически весь набор методов
исследований, которые впоследствии стали
использоваться в политической науке:
психологический, исторический, антропологический,
социологический и т. д. В его работах были
обозначены и в определенной мере решены
наиболее существенные проблемы политологии:
проблема власти и природа политики; соотношение
государства и гражданского общества;
проблема элит и лидерства; политические
режимы и их эволюция и т. д.
Одна из наиболее существенных
проблем политической практики в Новое
время заключалась в поисках основ стабильности
и умеренного "смешанного" правления.
В этом смысле представляет интерес теория
Н. Макиавелли о круговороте политических
форм. Циклическое развитие политических
форм обусловлено ограниченностью наличных
ресурсов у каждой из них. Достигая совершенства,
политическая форма начинает клониться
к упадку, поскольку изменяются условия
ее функционирования. Выделяя три плохие
(тиранию, олигархию и анархию) и три хорошие
(монархию, аристократию и демократию)
формы, Н. Макиавелли отмечал наличие достоинств
у каждой в конкретных ситуациях. Он энергично
развивал аристократическую идею "смешанного"
правления и настойчиво утверждал ее в
истории политической мысли. Заметно возросшие
возможности человека в преобразовании
окружающей действительности требовали
формирования иной картины мира, новых
смыслов деятельности индивида. Прежние
смыслы задавались христианской моралью
и призывали человека к покорности и смирению.
Процесс секуляризации обшественной жизни
обусловил поиск новых приоритетов и предпочтений
среди существовавших ценностей. Переход
общества к ценностям рационализма, свободы
и гражданского равенства был подготовлен
идеологами эпохи Просвещения.
Со второй половины XVП в.
начался процесс становления идеологий,
которые создавали новую картину мира,
отличную от прежней систему смыслов человеческой
деятельности, эффективных способов организации
общественной жизни и технологии ее изменений.
В рамках ценностей и предпочтений либерализма,
консерватизма и социализма политическая
мысль пыталась определить природу государства,
а также выявить конкретные политико-организацио ные
и конституционно-правов е формы обеспечения
умеренного правления. Политическая теория
либерализма, явившаяся исторически первой
формой идеологии, в своих построениях
исходила из ценностей естественного
права, свободы личности и, следовательно,
идеи ограниченного вмешательства государства
в жизнь граждан. Реализация идеала свободной
личности предполагала наличие механизма,
способного обеспечить осуществление
естественных и неотчуждаемых прав личности
(по Локку: "права на жизнь, свободу и
собственность") Таким инструментом
в либерализме признавалось государство.
Природа и смысл государства трактовались
в контексте общественного договора, заключенного
свободными гражданами для защиты и наиболее
полной реализации их естественных прав.
Создание государства рассматривалось
как гарантия равных возможностей для
каждого в реализации прав и свобод. В
такой интерпретации государство представлялось
как торжество человеческого разума.
Однако смысл общественного
договора понимался неоднозначно. Так,
Т. Гоббс (1588-1679) в "Левиафане" анализ
природы государства начинал с противопоставления
природного, "естественного&q ot; в человеке
и общественного. Считая свободу естественным
состоянием, пространством естественных
отношений, в котором развертывается деятельность
индивидов, Т. Гоббс требовал подчинить
власти государства ничем не скованную
свободу, ведущую к всеобщей вражде и насилию,
а также передать естественные права и
свободы народа государству - единственному,
кто способен обуздать природные страсти
людей. Однако не только природная вражда,
необузданная «война всех против всех»,
но и другие естественные чувства, такие,
как страх смерти, тревога за близких и
свое благополучие, жажда внутреннего
и внешнего спокойствия, заставляют людей
искать защиту у власти. По Т. Гоббсу, государство
творит гражданское общество, устанавливает
порядок, цивилизуя общество и его членов.
Для того, чтобы обуздать инстинкты, гарантировать
общественный порядок и права граждан,
сами граждане должны передать все права
и свободы государству во имя собственной
безопасности. Т. Гоббс был сторонником
абсолютистской государственности. Он
развивал концепцию сильной королевской
власти, установлению которой способствовал
после смерти О. Кромвеля.
Дж. Локк (1632-1704) также исходил
в определении природы государства
из противопоставления естественно-природног
и гражданского-цивилизованного. Он
замечал, что "те, кто объединены в одно
целое и имеют общий установленный закон
и судебные учреждения, куда можно обращаться,
и которые наделены властью разрешать
споры между ними и наказывать преступников,
находятся в гражданском обществе, но
те, кто не имеют такого судилища... все
еще находятся в естественном состоянии,
при котором каждый... сам является судьей
и началом...". В отличие от Т. Гоббса,
Дж. Локк был сторонником правовой государственности.
Он считал, что граждане, создавая государство,
исходят из общей для всех пользы - преимуществ
интеграции индивидуальных усилий и гарантий
со стороны государства естественных
прав личности. Государство и общество
связаны договором и доверием, основанными
на моральном порядке, знании и праве.
Тем самым разрешалось противоречие естественного
(в человеке) и разумного (в политике). Государство
охраняет естественные права граждан;
общество сдерживает естественные побуждения
власти к господству; власть обуздывает
природные инстинкты человека. С целью
предотвращения возможности поглощения
общества и индивида государством Дж.
Локк предложил идею разделения властей
на законодательную и исполнительную.
Законодательная власть имеет более высокий
статус, чем исполнительная, поскольку
определяет политику государства.
В дальнейшем в рамках либеральной
традиции поиск конкретных политике -
организационных форм умеренного правления
привел к созданию Ш. Монтескье (1689-1755)
теории разделения властей. Потребность
в фрагментации власти проистекает, по
Ш. Монтескье, из природы человека, из его
склонности к злоупотреблению властью.
Власть должна иметь свой предел и не угрожать
правам и свободам граждан. Ш. Монтескье
разделил власть на три ветви: законодательную,
исполнительную, судебную. Однако по статусу
они были неравнозначны.
Впоследствии правовая концепция
"неотчуждаемых quot; прав человека и
идея общественного договора как основы
образования государства дополнилась
концепцией федеральной республики как
особой формы "смешанного правления"
Дж. Мэдисона (1751-1836). Американская революция,
отменив сословия и привилегии, признала
народ в качестве единственного источника
власти. Следование принципам непосредственной
демократии создавало почву для формирования
в обществе двух фракций: большинства
и меньшинства. Большинство, находящееся
у власти, стремится и дальше ограничить
права меньшинства. Для преодоления тирании
большинства Дж. Мэдисон предложил систему
сбалансированного распределения власти
в обществе, исключающего проявления,
с одной стороны, крайностей автократии,
олигархии и демократии, с другой - тирании,
диктатуры и анархии. Требованиям справедливого
распределения политической власти между
различными социальными слоями в большей
степени, по Дж. Мэдисону, отвечает федеральная
республика, поскольку в ней, во-первых,
замещение государственных должностей
осуществляется через общенациональные
выборы; во-вторых, граждане на выборах
делегируют свои полномочия государственного
управления компетентным согражданам;
и, в-третьих, умеренность республиканского
правления обусловливается механизмом
"сдержек и противовесов", который
не позволяет власти концентрироваться
в руках группы лиц.
Концепция "сдержек и противовесов"
Адамса, Дж. Мэдисона и Гамильтона является
дальнейшим развитием теории разделения
властей Ш. Монтескье. У американских "федералистов&q ot;
все три ветви власти (законодательная,
исполнительная и судебная) равноценны,
что обеспечивает им возможность контролировать
и сдерживать друг друга.
Либеральная идея общественного
договора как основы образования
государства и концепция "естественных
и неотчуждаемых" прав и свобод человека
подвергались критике со стороны основоположника
радикализма Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и родоначальника
консерватизма Э. Берка (1729 - 1797). Ж.-Ж. Руссо
исходил из существования некой гомогенной
(единой) воли народа. Существующее государство
не представляет собой политического
целого, поскольку защищает интересы частных
собственников, а само государство закрепляет
неравенство, в котором "хищничество
богачей, разбой бедняков", безудержные
страсти всех порождают "непрерывные
войны". Общественный договор не меняет
природы государства. "Английский народ,
- утверждал Ж.-Ж. Руссо, - был свободен только
на протяжении одного дня, когда он избрал
свой парламент. После этого народ живет
в рабстве, он - ничто". Следовательно,
народ, если он хочет быть свободным, не
должен добровольно подпадать под ярмо
процедур принятия решений, основанных
на разделении властей. "Любой закон,
который народ сам «лично» не утверждал,
ничто, пустое место и т.д.................