Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Наднациональная региональная политика Европейского союза
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение……………….3-4
1. Агропромышленный комплекс региона………..5-9
2.Наднациональная региональная политика
Европейского союза
2.1.Европейский Союз (ЕС): цели, задачи
и принципы функционирования…10- 3
2.2.Формирование региональной политики
ЕС………...13-14
2.3.Основные направления и принципы региональной
политики ЕС………14-17
Задача………………17-18
Заключение………………19-21
Список использованной
литературы………..22
Введение
Региональная экономика - одна из важнейших отраслей экономических
знаний. Предметом региональной экономики является изучение социально-экономичес ого
регионального размещения производительных
сил России и развития отраслей ее экономики,
важнейших природно-экономическ х, демографических
и экологических особенностей регионов,
а также межрегиональных, внутрирегиональных
и межгосударственных экономических связей.
Иными словами, важной составляющей предмета
исследований региональной экономики является изучение пространственного
аспекта общественного воспроизводства.
Региональная экономика как научная область знаний занимается
исследованием закономерностей, принципов
всех элементов производительных сил
и социальной инфраструктуры в территориальном
аспекте, анализом и прогнозированием,
а также обоснованием направлений размещения
производительных сил с учетом общей стратегии
социально-экономиче кого развития и
экологических требований; изучением
экономики республик и регионов и межрегиональных
экономических связей, исследованием
территориальной организации хозяйства.
Но в то же время региональная экономика изучает развитие и размещение производительных
сил Российской Федерации в целом, ибо
экономика каждого региона рассматривается
прежде всего как часть единого хозяйственного
комплекса России.
Региональная экономика изучает природно-ресурсный потенциал
России и ее регионов, население, трудовые
ресурсы и современные демографические
проблемы, анализирует стартовый уровень
экономики России и ее регионов в период
становления и развития рыночных отношений,
определяет основные факторы размещения
производительных сил в переходный период
к рынку, изучает структуру хозяйства
и определяет пути ее рационализации,
направления структурной перестройки
экономики России и ее регионов, место
России в мировой хозяйственной системе.
Современный хозяйственный комплекс России
имеет сложную отраслевую структуру, которая
сейчас испытывает коренную перестройку
в направлении социологизации. Но и при
приоритетном развитии отраслей, производящих
товары для населения, важнейшими звеньями
отраслевой структуры останутся электроэнергетика,
топливная промышленность, металлургия,
химия, машиностроение, отрасли агропромышленного
комплекса, строительство и транспорт.
Региональная политика
уже несколько десятилетий входит
в число ключевых на правлений
социально экономической политики в ЕС что
вполне объяснимо. Ведь, с одной стороны,
в пределах основной европейской интеграционной
группировки всегда сохранялось немало
проблемных территорий. Анализ наднациональной региональной
политики Европейского союза представляет
особую практическую ценность для Российской
Федерации с точки зрения ее неизбежных
попыток «реанимировать» интеграцию с
теми или иными государствами СНГ и найти
экономический компромисс не только на
межстрановом уровне, но и на уровне регионов.
Постепенное превращение Западной Европы,
состоящей из государств, в «Европу регионов»
- социально-экономичес ий феномен конца
XX века, который еще предстоит осознать.
Ясно однако, что усилия по формированию
единого социально-экономичес ого пространства
вряд ли увенчаются успехом без проведения
целенаправленной региональной политики.
1. Агропромышленный комплекс региона
Калининградская область
занимает всего 15,1 тыс. км2 (менее 0,1% площади России).
Площадь сельскохозяйственных
угодий Калининградской области составляет 723,4 тыс. га. В том числе: пашня
- 369,1 тыс. га, сенокосы и пастбища - 346,3 тыс.
га, многолетние насаждения - 8 тыс. га.
Имеется около 98 тыс. га польдерных земель
(70% польдерных земель Российской Федерации),
обладающих высоким потенциалом урожайности.
Эти земли защищены дамбами, общая протяженность
которых составляет 722 км. Функционирование
польдерных земель обеспечивается насосными
станциями в количестве 117 штук. Природно-климатическ е
условия области определяют высокий потенциал
производства сельскохозяйственной продукции.
В регионе существуют производства пушнины,
так же развивается спортивное коневодство.
Перерабатывающая промышленность Калининградской области представлена мясоперерабатывающим
предприятиями и цехами, молокозаводами,
комбикормовыми заводами, крупными
мукомольными заводами и рядом мелких
мельниц, кондитерскими фабриками,
средними и крупными хлебопекарными предприятиями.
Климатические условия области благоприятствуют
развитию сельского хозяйства в регионе.
Длительный вегетационный период (160 -
180 дней), достаточная влажность и плодородные
почвы создают хорошую базу для успешного
развития сельского хозяйства, причем
потенциал богатых сельскохозяйственных
земель полностью не использован. На территории
Калининградского региона существуют
несколько тысяч ферм, их угодья занимают
64,5 тысяч гектар земли. Однако в последнее
время отмечается устойчивая тенденция
к снижению площадей, отведенных под сельскохозяйственное
производство, к тому же снижается плодородие
почв сельскохозяйственных угодий. Сельское
хозяйство в Калининградской области
издавна определяло его развитие. Начиная
с 1990 года, в результате экономических
реформ был не только приостановлен спад
в сельскохозяйственном производстве,
но и отмечался небольшой подъем. Администрацией
области были приняты законы для защиты
местных производителей, а также повышены
закупочные цены. Руководством Калининградского
региона принимались всевозможные меры
для того, чтобы сделать сельское хозяйство
рентабельным. На сегодняшний день доля
сельского хозяйства во внутреннем валовом
продукте области составляет менее десяти
процентов.
Природные предпосылки -
прежде всего длительный вегетационный период и достаточное количество
осадков - благоприятствуют развитию сельского
хозяйства области. Однако для эффективного
ведения сельскохозяйственного производства
необходимы большие капиталовложения
в создание мелиоративных систем, окультуривание
сельхозугодий и значительные текущие
расходы на поддержание мелиорации, внесение
органических и минеральных удобрений.
Лишь при таких условиях может быть достигнута
высокая урожайность сельскохозяйственных
культур и продуктивность животноводства.
Основные сельскохозяйственные отрасли в Калининградской
области представлены: мясомолочным животноводством,
птицеводством, овощеводством, рыболовством
и пушным звероводством. Переработку сельскохозяйственной
продукции ведут многочисленные предприятия
разных форм собственности.
Земледелие носит вспомогательный
характер. В области существовали 3 вида производителей:
коллективные хозяйства различных форм
собственности, фермерские и домашние
хозяйства. Вся вырабатываемая сельскохозяйственная
продукция перерабатывается на местных
предприятиях пищевой промышленности.
За последние годы
значительно снизилось использования
удобрений и средств защиты растений,
являющихся основными факторами
формирования урожая.
Калининградский анклав ввозил ранее большое количество
комбикормов. С резким падением этого
ввоза значительно снизился и выпуск продукции
животноводства и птицеводства.
В регионе производство
мясо снижается, это связано, в основном, с падением поголовья скота.
Мясо, которое произведено в личных
подсобных хозяйствах, в основном идет
для собственного потребления. Из общего
поголовья преобладает крупный рогатый
скот, далее идет поголовье свиней, овец
и коз содержат в личных подсобных хозяйствах.
Значительно упало производство молока.
Можно выделить две главные причины
снижения производства: забой молочных
коров и снижение качества кормов. В кормах
содержится теперь значительно меньше
протеина, что сказывается на молочной
продуктивности.
Основная часть сельскохозяйственных
земель обрабатывается коллективными
хозяйствами (бывшие колхозы и совхозы). Коллективные
хозяйства превращены в акционерные общества
закрытого типа или товарищества с ограниченной
ответственностью. Это хозяйства работников,
которым переданы в собственность здания,
оборудование, животные, земля.
Укрупнению хозяйств не способствует нынешнее
законодательство в сфере землепользования.
С одной стороны, не контролируется использование
земель - многие сельхозугодия фактически
выведены из оборота или используются
неэффективно. С другой стороны, отсутствует
частная собственность на землю сельскохозяйственного
назначения (за исключением садово-огородных
участков), что могло бы способствовать
концентрации угодий у крупных собственников,
работающих более эффективно. Именно этот
возможный процесс “обезземеливания”
части фермеров и является мотивом отказа
большинства членов Государственной Думы
от поддержки идеи введения частной собственности
на землю. Высказываются также опасения
о выводе значительных площадей из хозяйственного
оборота в результате скупки земель, хотя,
как отмечено выше, сельхозугодия недоиспользуются
и сейчас; к тому же могут быть приняты
законодательные меры по поводу использования
земель не по назначению (и в нынешних,
и в любых иных условиях).
Товарность фермерских
хозяйств невелика, их роль в аграрном производстве незначительна.
Таким образом, сельскохозяйственное
производство сильно снизилось. Это
привело к тому, что отдельные
мясоперерабатывающи и молочные комбинаты
практически бездействуют из-за отсутствия
сырья. Кроме того, значительная часть земли, которая могла бы быть обработана,
не используется, хотя Калининградская
область имеет хорошие почвы. При внесении
необходимого количества удобрений, улучшении
дренажных систем и собственно обработки
земли производство может быть увеличено
до уровня европейских стран с соответствующими
природно-климатичес ими условиями. Помимо
того есть возможность производить в
области большое число трудоемких культур,
имеющих в Западной Европе меньшую рентабельность
из-за более высокой там заработной платы.
Оплата труда в Калининградской области
будет оставаться низкой еще ряд лет, что
при близости крупных рынков Германии
и Скандинавии сделает выгодным производство
глубокозамороженных ягод и овощей и позволит
калининградским аграриям занять свою
нишу на рынке продовольствия.
Нехватка сырья негативно
сказывается на объемах производства
пищевой промышленности. Пищевая
промышленность Калининградской области (без учета
рыбной) основывается, главным образом,
на восстановленных довоенных предприятиях
бывшей Восточной Пруссии и включает в
себя преимущественно переработку мяса,
молока, а также размол пшеницы и ржи для
производства хлеба и кормов. Часть новых
предприятий и производств была построена
в 1970-1988 гг. Отрасль частично ориентировалась
на местный рынок, а отчасти на поставку
продукции в крупные города России (Москва,
Санкт-Петербург). В основном вывозились
мясные и молочные продукты. Животноводческий
сектор частично использовал корма из
Белоруссии, Украины и импортные.
Сейчас из-за нехватки
сырья, конкуренции со стороны импортной продукции на внутреннем
рынке и недостатка экспортных рынков
производственные мощности отрасли используются
слабо. Существуют и проблемы с технологиями,
которые в большинстве случаев устарели
и обеспечивают производство продукции
только низкого качества.
Спрос на местную пищевую
продукцию до последнего времени
был невысок, что связано с
ростом цен и скудным ее ассортиментом. Цены на продукты питания выросли
очень значительно. Высокая инфляция,
в первую очередь, сказывается на группах
населения с низкими доходами и особенно
на пенсионерах.
Потребление в регионе
продуктов питания сокращается менее существенно, чем их производство.
Импорт картофеля составлял около 40% от
его местного производства, что во многом
связано с неблагоприятными погодными
условиями, повлиявшими на общий сбор.
Работа предприятий
может быть значительно улучшена
за счет модернизации перерабатывающих
линий, но одновременно с этим должны
возрасти и поставки сырья. Интеграция
перерабатывающих производств с
коллективными хозяйствами помогла бы создать
условия для рентабельного производства
сельскохозяйственног сырья.
2. Наднациональная региональная политика
Европейского союза.
2.1. Европейский Союз (ЕС): цели, задачи и
принципы функционирования.
Принято различать
следующие виды интеграционных
объединений:
зону свободной торговли, когда страны-участницы ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле;
таможенный союз, когда свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
общий рынок, когда ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы и капитала;
экономический союз, который предполагает в дополнение ко всем вышеперечисленным интеграционным мероприятиям проведение государствами-участн ками единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономичес их процессов, протекающих в регионе;
полная интеграция, когда полностью согласовываются также валютная и фискальная сферы, кредит, конъюнктурная политика и т. д.
По сути дела лишь один интеграционный союз в мире в полной
мере отвечает критериям, предъявляемым
к четвертому и частично пятому виду -
это Европейский союз. Он представляет
собой классический вариант региональной
социально-экономиче кой интеграции в
составе 15 (по состоянию на конец 1998 г.)
западноевропейских государств; Франции,
Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга,
Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Швеции,
Финляндии и Австрии.
Официально
провозглашенные цели ЕС - постепенное
устранение всех ограничений в
торговле между странами-участницами
установление общего таможенного тарифа
в торговле с третьими странами, ликвидация
ограничений для свободного передвижения
людей, капиталов и услуг и проведение
общей политики в области транспорта,
сельского хозяйства, создание валютного
союза, унификация налоговой системы,
сближение законодательства, разработка принципов согласованной
экономической политики.
При создании
ЕС (первоначально именовавшегося Европейским
Сообществом или Общим рынком)
в 1957 г. важную роль сыграла послевоенная
расстановка сил в западном мире, где установилась
гегемония США. Естественно, что западноевропейские
государства стремились к сплочению для
возвращения утраченных позиций на международной
арене. За истекшее с тех пор время Союз
из конгломерата различных стран превратился
в тесное экономическое и политическое
объединение государств, один из трех
ведущих материально-веществе ных блоков
в мире. Несмотря на острую конкуренцию
и определенные межгосударственные противоречия,
«взаимосцепление» национальных процессов
воспроизводства становится все теснее,
происходит сближение экономических и
политических структур, складывается
трансрегиональный хозяйственный комплекс,
формируется новая культура общения между
нациями и людьми.
Мощным фактором
развития интеграционных процессов
стал быстрый рост транснациональных
корпораций и банков, усиливающееся переплетение
национальных финансовых капиталов. Возникший
на их основе транснациональный монополистический
капитал выступает в роли главного интегратора
национальных хозяйств. Игнорируя межстрановые
перегородки, он связывает в единые производственно-технологические
комплексы деятельность сотен и тысяч
предприятий и компаний, функционирующих
в различных странах.
ЕС оказывает
существенное воздействие на развитие
экономики региона. Благодаря широкой
либерализации обмена на рынке ЕС открылись новые
возможности для модернизации производства,
углубления специализации и взаимного
разделения труда, совместных инвестиций,
торговых, кредитных и иных связей между
странами-участницам . В итоге на этом
рынке реализуется более половины всей
экспортируемой ими продукции (против
1/3 до создания Союза), сюда направляется
около 40 % вывозимого капитала. Совместная
аграрная политика позволила странам
ЕС повысить самообеспеченность сельскохозяйственной
продукцией. Начиная с 1993 г. (со времени подписания
Маастрихтских соглашений) в истории развития
ЕС открыта новая страница. Закрыты сотни
таможенных пунктов и коммерсанты могут
беспрепятственно ввозить в любых количествах
товары и продавать у себя дома. Авиарейсы
в рамках ЕС отныне не считаются международными
с вытекающими отсюда выгодами. Люди могут
жить и работать беспрепятственно в любом
месте интеграционного союза. ( Правда,
отмена ограничений происходит поэтапно,
с учетом степени готовности стран).
Перспективы
расширения ЕС на Восток связаны прежде
всего с планируемым приемом в эту организацию
(не ранее 2002 г.) Чехии, Венгрии, Польши,
Эстонии, Словении и Кипра. Следующими
кандидатами на прием числятся еще пять
стран: Болгария, Румыния, Латвия, Литва
и Словакия, которым придется «томиться»
в ожидании неопределенно долго. Самую
сложную «головоломку» для стран ЕС представляет
позиция Турции, которая хотя и числится
кандидатом с 1961 г., пока не получила приглашения
вступить в интеграционный союз из-за
несоответствия се экономики европейским
стандартам. Между тем Турция - член НАТО,
и в ЕС существуют опасения, что «разобиженные»
турецкие парламентарии в свою очередь
откажутся ратифицировать соглашения
о намечаемом расширении НАТО.
Несмотря
на ощутимые достижения в социально-экономичес ой
сфере, ни о какой «нивелировке» в рядах членов ЕС говорить
пока не приходится. Интеграционные процессы
протекали в условиях «двухполюсного»
и «трехполюсного» развития, где наиболее
динамична ФРГ (имеются в виду 80-е гг.),
затем идут Франция, Великобритания, Италия
и другие страны, а «замыкают» Сообщество
Греция и Португалия. Существенные различия
наблюдаются и в хозяйственных структурах.
Например, Дания, имеет узкоспециализированну
экономику; Великобритания и Бельгия -
«угольные державы», к тому же первая,
интенсифицируя добычу нефти в Северном
море, претендует па роль и ведущей «нефтяной»;
Франция - иногда рассматривается как
«амбар, пастбище и молочная ферма» Сообщества и т. д.
Условно ЕС принято
делить на «богатый» Север (Бельгия,
Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Франция,
Австрия, Швеция и частично Италия), «бедный»
Юг (Португалия, Испания, Греция) и «маргинальный
слой» (Ирландия, Финляндия). Политическим
стержнем западноевропейской интеграции остается сложившаяся ось Париж-Берлин (Бонн). Ведущее
положение в экономике региона прочно
заняла объединенная Германия, опирающаяся
на мощный экономический и научно-технический
потенциал. Франция претендует на роль
политического лидера в сообществе. Великобритания
в свою очередь стремится перехватить
инициативу в решении как экономических,
так и политических проблем интеграции.
Что же касается малых
стран, которые численно преобладают
в Союзе, то их участие в формировании
интеграционной политики менее значительно.
Очень серьезные диспропорции в уровне
экономического и социального развития
наблюдаются в разрезе регионов.
2.2.Формирование региональной политики
ЕС.
При создании Европейского экономического
сообщества в преамбуле Римского договора
была зафиксирована решимость государств-основател й
«объединить национальные хозяйства и
обеспечить их гармоничное развитие при
сокращении разрыва и т.д.................