Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение
Понятие и виды внутриличностных конфликтов.
Понятие внутриличностного конфликта.
Виды внутриличностных конфликтов
Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов
Способы разрешения и предупреждения внутриличностных конфликтов.
4. Внутриличностные конфликты
и суицидальное поведение
4.1. Личностные проблемы
человека и суицидальное поведение
4.2. Рекомендации по психокоррекции
суицидального поведения
Заключение
Список литературы
Введение.
Личность - это система
социально значимых качеств конкретного
индивида, мера овладения им социальными
ценностями и его способность
к реализации этих ценностей. Понятие
личности связано с понятием индивидуальности,
с творческим преломлением в индивиде общесоциальных
качеств с неповторимой системой отношений
конкретного человека к миру, с его индивидуальными
способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется
уровнем развития его сознания, соотнесенностью
его сознания с общественным сознанием,
которое, в свою очередь, определяется
уровнем развития данного общества.
Движущей силой развития личности являются
внутренние противоречия между постоянно
растущими общественно обусловленными
потребностями и возможностями
их удовлетворения (внутриличностный
конфликт). Понять личность - это, значит,
понять, какие жизненные задачи и каким
способом она решает, какими исходными
принципами решения этих задач она вооружена,
другими словами разрешить ее внутриличностный
конфликт.
В данной работе изучается
тема «внутриличностный конфликт». Она
особенно актуальна, потому как категория
внутриличностных конфликтов объединяет
психологические конфликты, состоящие
в столкновении различных личностных
образований (мотивов, целей, интересов
и т.д.), представленных в сознании индивида
соответствующими переживаниями. Такие
конфликты являют собой противостоянием
двух начал в душе человека, воспринимаемое
и эмоционально переживаемое, как значимая
для него психологическая проблема, требующая
своего разрешения и вызывающая внутреннюю
работу, направленную на его преодоление.
Задачи данной работы:
- изучить понятие и
виды внутриличностного конфликта;
- рассмотреть основные психологические
концепции внутриличностных конфликтов
и формы их проявления, а так же условия
и способы их разрешения и предупреждения;
- проанализировать внутриличностный
конфликт, причины суицидного поведения
и его последствия.
Понятие и виды внутриличностных конфликтов.
Понятие внутриличностного конфликта.
Внутриличностный
конфликт – это состояние структуры
личности, когда в ней одновременно существуют
противоречивые и взаимоисключающие мотивы,
ценностные ориентации и цели, с которыми
она в данный момент не в состоянии справиться,
т.е. выработать приоритеты поведения,
основанные на них.
Таким образом, выделяют следующие
характеристики внутриличностного конфликта:
внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;
сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;
внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ -- большее, а наказанию предпочитает награду;
любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;
Основу любого внутриличностного
конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:
- противоречивыми позициями
сторон;
- противоположными мотивами,
целями и интересами сторон;
- противоположными средствами
достижения целей в данных условиях (например,
преследуется цель – победить в битве,
но вместе с тем необходимо христианские
заповеди соблюсти, в том числе – “не
убий”);
- отсутствием возможности удовлетворения
какой-либо потребности и вместе с тем
невозможностью ее устранения.
Следует также добавить, что,
как показал Фрейд, внутриличностный конфликт
может быть не только осознанным, но и
неосознанным, что не делает его менее
значимым.
Виды внутриличностных конфликтов.
Подобно тому, как существуют
многочисленные основания классификации
конфликтов вообще, имеются различные
основания и для выделения
видов внутриличностных конфликтов.
Три типа внутриличностных
(психологических) конфликтов:
1. Конфликт потребностей. Его
основание заключается в том, что наши
потребности могут противостоять друг
другу и побуждать нас к различным действиям.
Иногда мы хотим одновременно противоречивых
вещей и поэтому не можем действовать.
Например: ребенок хочет съесть конфету.
Но мать просит его отдать лакомство ей.
В таком случае ребенок хотел бы съесть
конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает
конфликт потребностей и начинает плакать.
2. Конфликт между потребностью
и социальной нормой. Очень сильная
потребность может столкнуться
внутри нас с принудительным
императивом. Независимо от того,
уступим мы или нет этой
потребности, ситуация становится
конфликтной.
3. Конфликт социальных
норм. Сущность этого конфликта
заключается в том, что человек
испытывает равнозначное давление
двух противоположных социальных
норм.
Классификация на основе ценностно-мотивационно
сферы личности.
Более полная классификация
внутриличностных конфликтов содержится
в работе А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова,
которые предложи ли взять за основу классификации
ценностно-мотивацион ую сферу личности.
В зависимости от того, какие стороны внутреннего
мира личности вступают в конфликт, они
выделяют следующие основные его виды:
1. Мотивационный конфликт. Это
конфликты между бессознательными стремлениями,
между стремлениями к обладанию и безопасности,
между двумя положительными тенденциями.
2. Нравственный конфликт,
который часто называют моральным
или нормативным конфликтом. Это
конфликт между желанием и
долгом, между моральными принципами
и личными привязанностями.
3. Конфликт нереализованного
желания, или комплекса неполноценности.
Это конфликт между желаниями
личности и действительностью,
которая блокирует их удовлетворение.
Иногда его трактуют как конфликт
между “хочу быть таким, как они” и невозможностью
это желание реализовать. Он может возникнуть
в результате физической невозможности
человека осуществить это стремление.
Например, из-за неудовлетворенности своей
внешностью или физическими данными.
4. Ролевой конфликт. Он
выражается в переживаниях, связанных
с невозможностью одновременно
реализовать несколько ролей
(межролевой внутриличностный конфликт),
а также с различным пониманием требований,
предъявляемых самой личностью к выполнению
одной роли (внутриролевой конфликт). Примером
межролевого внутриличностного конфликта
может быть ситуация, когда человека в
качестве сотрудника организации просят
поработать сверхурочно, но в качестве
отца он хочет больше время уделить своему
ребенку. Примером внутриролевого конфликта
может служить ситуация, когда верующему
человеку для защиты отечества нужно взять
r руки оружие и идти на войну убивать.
5. Адаптационный конфликт.
Этот конфликт имеет два смысла.
В широком смысле он понимается
как возникающий на основе
нарушения равновесия между субъектом
и окружающей средой, в узком смысле
– как возникающий при нарушении процесса
социальной или профессиональной адаптации.
Это конфликт между требованиями, которые
предъявляет к личности действительность,
и возможностями самого человека (профессиональными,
физическими, психическими).
6. Конфликт неадекватной
самооценки возникает из-за расхождения
между претензиями личности и
оценкой своих возможностей. Результатом
этого является повышенная тревожность,
эмоциональное напряжение и срывы.
7. Невротический конфликт
– результат сохраняющегося в течение
длительного времени обычного внутриличностного
конфликта, характеризуется высшим напряжением
и противоборством внутренних сил и мотивов
личности».
2. Основные психологические
концепции внутриличностных конфликтов.
Проблема внутриличностного
конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда
(1856–1939)
Согласно З. Фрейду, человек
конфликтен по своей природе. В нем от
рождения борются два противоположных
инстинкта, определяющих его поведение.
Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный
инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения)
и танатос (инстинкт смерти, агрессии,
деструкции и разрушения). Внутриличностный
конфликт и является следствием извечной
борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба,
по З. Фрейду, проявляется в амбивалентности
человеческих чувств, в их противоречивости.
Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью
социального бытия и доходит до состояния
конфликта, который проявляется в неврозе.
Наиболее полно и конкретно
конфликтная природа человека представлена
З. Фрейдом в его взглядах на структуру
личности. По Фрейду, внутренний мир
человека включает в себя три инстанции:
Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).
Оно – это первичная, врожденная
инстанция, изначально иррациональная
и подчиненная принципу удовольствия.
Оно проявляется в неосознанных желаниях
и влечениях, которые проявляются в бессознательных
импульсах и реакциях.
Я – это разумная инстанция,
основанная на принципе реальности. Иррациональные,
бессознательные импульсы Оно «Я» приводит
в соответствие с требованиями реальной
действительности, то есть требованиями
принципа реальности.
Сверх-Я – это «цензурная» инстанция,
основанная на принципе реальности и представленная
социальными нормами и ценностями, требованиями,
которые общество предъявляет к личности.
Основные внутренние противоречия
личности складываются между Оно
и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает
Я. Если Я не смогло разрешить противоречие
между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции
возникают глубокие переживания, характеризующие
внутриличностный конфликт.
Фрейд в своей теории не
только раскрывает причины внутриличностных
конфликтов, но и вскрывает механизмы
защиты от них. Основным механизмом такой
защиты он считает сублимацию, то есть
преобразование сексуальной энергии
человека в другие виды его деятельности,
в том числе и в его творчество.
Кроме того, Фрейд выделяет и такие
защитные механизмы, как проекция, рационализация,
вытеснение, регрессия и др.
Теория комплекса
неполноценности Альфреда Адлера (1870–1937)
Согласно взглядам А. Адлера,
формирование характера личности происходит
в первые пять лет жизни человека.
В этот период он испытывает на себе
влияние неблагоприятных факторов,
которые и порождают у него
комплекс неполноценности. Впоследствии
этот комплекс оказывает существенное
влияние на поведение личности, ее
активность, образ мыслей и т. п. Этим
и определяется внутриличностный конфликт.
Адлер не только объясняет
механизмы формирования внутриличностных
конфликтов, но и раскрывает пути разрешения
таких конфликтов (компенсации комплекса
неполноценности). Таких путей он
выделяет два. Во-первых – это развитие
«социального чувства», социального
интереса. Развитое «социальное чувство»
в конечном итоге проявляется
в интересной работе, нормальных межличностных
отношениях и т. п. Но у человека может
сформироваться и так называемое
«неразвитое социальное чувство», которое
имеет различные негативные формы
проявления: преступность, алкоголизм,
наркомания и т. п. Во-вторых, стимуляция
собственных способностей, достижение
превосходства над другими. Компенсация
комплекса неполноценности посредством
стимуляции собственных способностей
может иметь три формы проявления: а) адекватная
компенсация, когда происходит совпадение
превосходства с содержанием социальных
интересов (спорт, музыка, творчество и
т. п.); б) сверхкомпенсация,
когда происходит гипертрофированное
развитие одной из способностей, имеющей
ярко выраженный эгоистический характер
(накопительство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация,
когда комплекс неполноценности компенсируется
болезнью, сложившимися обстоятельствами
или другими факторами, не зависящими
от субъекта.
Учение об экстраверсии
и интроверсии Карла Юнга (1875–1961)
К. Юнг в объяснении внутриличностных
конфликтов исходит из признания
конфликтной природы самой личностной
установки. В опубликованной в 1921 году
книге «Психологические типы» он дал типологию
личности, которая до сих пор считается
одной из самых убедительных и широко
используется как в теоретической, так
и в практической психологии Типологию
личности К. Юнг осуществляет по четырем
основаниям (функциям личности): мышлению,
ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая
из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться
в двух направлениях – экстраверсия и
интроверсия. Исходя из всего этого он
выделяет восемь типов личности, так называемые
психосоциотипы:
Главным в типологии Юнга
является направленность – экстраверсия
или интроверсия. Именно она определяет
личностную установку, которая в
конечном итоге и проявляется во внутриличностном
конфликте.
Так, экстраверт изначально
ориентирован на внешний мир. Он строит
свой внутренний мир в соответствии
с внешним. Интроверт же изначально
погружен в себя. Для него самое главное
– мир внутренних переживаний, а не внешний
мир с его правилами и законами. Очевидно,
экстраверт подвержен внутриличностным
конфликтам более чем интроверт.
Концепция «экзистенциальной
дихотомии» Эриха Фромма (1900–1980)
В объяснении внутриличностных
конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть
биологические трактовки личности и выдвинул
концепцию «экзистенциальной дихотомии».
В соответствии с этой концепцией, причины
внутриличностных конфликтов заключены
в дихотомичной природе самого человека,
которая проявляется в его экзистенциальных
проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности
человеческой жизни; громадных потенциальных
возможностях человека и ограниченности
условиями их реализации и др.
Более конкретно философские
подходы в объяснении внутриличностных
конфликтов Э. Фромм реализует в теории
биофилии (любовь к жизни) и некрофилии
(любовь к смерти).
Теория психосоциального
развития Эрика Эриксона (1902–1994)
Суть теории Эриксона состоит
в том, что он выдвинул и обосновал идею
стадий психосоциального развития личности,
на каждой из которых каждый человек переживает
свой кризис. Но на каждом возрастном этапе
происходит либо благоприятное преодоление
кризисной ситуации, либо неблагоприятное.
В первом случае происходит позитивное
развитие личности, ее уверенный переход
на следующий жизненный этап с хорошими
предпосылками для его успешного преодоления.
Во втором случае личность переходит в
новый этап своей жизни с проблемами (комплексами)
прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные
предпосылки развития личности и вызывает
у нее внутренние переживания.
Способы разрешения и предупреждения внутриличностных конфликтов.
Жизнь человека так устроена,
что вероятность обстоятельств,
грозящих нарушением оптимального процесса
развития личности, его внутреннего
мира, велика, и плохо, если человек
к ним не подготовлен. Трудно представить
человека, у которого не возникают
внутриличностные конфликты. Однако необходимо
избегать деструктивных внутренних
конфликтов, а если они возникают,
то разрешать их с минимальными издержками
для здоровья.
Зная причины и факторы,
способствующие возникновению внутриличностных
конфликтов, особенности их переживания,
можно обосновать условия их предупреждения.
Для сохранения внутреннего
мира личности важно принимать трудные
жизненные ситуации как данность
бытия, так как они побуждают
к активности, работе над собой, а
часто и к творчеству.
Большое значение имеет формирование,
каждым человеком жизненных ценностей
и следование им в своих делах
и поступках. Жизненные принципы
помогают избежать многих ситуаций, связанных
с сомнениями в истинности того дела,
которому человек служит. Надо стараться
не быть человеком-«флюгером»
Однако постоянство, верность
себе в определенных условиях проявляются
как инертность, консерватизм, слабость,
неумение приспособиться к изменившимся
требованиям. Если человек находит
в себе силы поломать привычный способ
существования, убедившись в его
несостоятельности, то выход из внутриличностного
противоречия будет продуктивным. Необходимо
быть гибким, пластичным, адаптивным, уметь
реально оценивать ситуацию и, если
необходимо, меняться.
Важно, уступая в мелочах,
не превращать это в систему. Постоянная
неустойчивость, отрицание стабильных
установок и схем поведения приведут
к внутриличностным конфликтам.
Необходимо надеяться
на лучшее развитие событий, никогда
не терять надежды на то, что жизненная
ситуация всегда может улучшиться.
Оптимистическое отношение к жизни –
важный показатель психического здоровья
человека.
Не быть рабом своих
желаний, трезво оценивать свои возможности
по удовлетворению своих желаний
и потребностей.
Необходимо учиться управлять
собой, своей психикой. Особенно это
относится к управлению эмоциональным
состоянием.
Развитие волевых, качеств
во многом способствует предупреждению
внутриличностных конфликтов. Именно
воля, представляющая собой достигнутый
уровень саморегуляции своей деятельности
и поведения, предполагающая способность
принимать решение со знанием дела, должна
сопровождать все виды жизнедеятельности
человека. Велика роль воли во внутриличностном
конфликте, где только с ее помощью человек
может преодолеть сложности ситуации.
Постоянно уточнять и корректировать
для себя иерархию ролей. Стремление
реализовать все функции, вытекающие
из той или иной роли, учесть все
пожелания окружающих неизбежно
приведет к возникновению внутриличностных
конфликтов.
Предупреждению ролевых
внутриличностных конфликтов способствует
достаточно высокий уровень личностной
зрелости. Он предполагает выход за
пределы чисто ролевого и т.д.................