Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Здоровый образ жизни дошкольников
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 25.04.2013.
Год: 2012.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение
В настоящее время
одной из приоритетных задач, стоящих
перед педагогами, является сохранение здоровья
детей в процессе воспитания.
Понятие «здоровье» имеет
множество определений. Но самым
популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует
признать определение, данное Всемирной
организацией здравоохранения: «Здоровье
– это состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не просто отсутствие болезней или физических
дефектов».
Одной из главных
задач дошкольного учреждения является
создание условий, гарантирующих формирование
и укрепление здоровья дошкольников.
Основным из
средств реализации этой задачи является
формирование культуры здорового образа
жизни
Проблема исследования. На сегодняшний день существуют определенные
трудности в решении проблемы формирования
здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста:
- Во-первых, детям предлагается довольно сложная информация
относительно структуры и функций мозга,
почек, печени, сердца и т.д.;
- Во-вторых, формирование
здорового образа жизни в условиях
дошкольного образовательного учреждения
ограничивается отдельными мерами, которые
проводятся эпизодически и бессистемно;
- В-третьих, отсутствие
наглядного материала и недостаточное
материальное обеспечение;
- В-четвертых, проблема
формирования здорового образа
жизни дошкольников недостаточно освещена в
психолого-педагогич ской литературе;
Исходя из проблематики,
можно обнаружить целый ряд противоречий
в формировании здорового образа жизни дошкольников,
среди которых – неосознание родителями
основных компонентов здорового образа
жизни, их недостаточная педагогическая
образованность относительно содержания
и путей формирования здорового образа
жизни маленьких детей, малоэффективная
система взаимоотношений, совместных
усилий дошкольного учебного учреждения
и семьи и педагогического руководства
семейным воспитанием.
Одной из причин такого положения на сегодня является, во-первых,
недостаточное внимание дошкольной педагогики
отношениям между семьей и дошкольным
учебным заведением и их общим действиям
по формированию здорового образа жизни
дошкольника, во-вторых, недостаточно
изучается семья как фактор формирования
личности, психолого-педагогиче кие условия
семейного воспитания, воспитательный
потенциал семьи. На практике это проявляется
в эпизодическом участии семьи в решении
воспитательных проблем дошкольного учреждения.
Тема курсовой
работы – «Формирование здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста».
Актуальность
темы. Настоящее время достаточно быстро
характеризуется изменениями природной
и социальной среды, а также ведет к физическим,
психическим, культурным, нравственным
и другим переменам каждого человека.
Поэтому самой актуальной проблемой на
сегодняшний день является укрепление
здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал:
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота
о здоровье ребенка - это важнейший труд
воспитателя».
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое
и социальное благополучие, как гармоничное
состояние организма, которое позволяет
человеку быть активным в своей жизни,
добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии
с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем
здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний
день является формирование у детей
дошкольного возраста мотивов, понятий,
убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления
его с помощью приобщения к здоровому
образу жизни.
Объект исследования – процесс формирования представлений
о здоровом образе жизни детей дошкольного
возраста.
Предмет исследования - средства и методы формирования представлений
о здоровом образе жизни детей дошкольного
возраста.
Цель исследования: изучение особенностей педагогической
деятельности, направленной на формирование
представлений о здоровом образе жизни
у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- определить сущность
понятий «здоровье», «здоровый образ
жизни»;
- выяснить основные факторы, влияющие на
здоровье человека;
- выявить условия, необходимые для укрепления
здоровья;
- изучить средства и методы формирования
представлений о здоровом образе жизни
детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных
задач были определены методы исследования:
- теоретические (изучение
и анализ литературы по проблеме).
Методологической базой
исследования являются труды Алямовской В. Г., Змановского Ю. Ф., Шебеко
В. Н.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Глава 1. Теоретические
основы формирования
представлений дошкольников о здоровом
образе жизни
1.2. Формирование представлений дошкольников
о здоровом образе жизни как психолого-педагогиче кая
проблема
В настоящее время
перед дошкольными учреждениями
стоит много проблем, которые
оказывают негативное влияние на
решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей
при взаимодействии с семьей:
- несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической
службы дошкольного учреждения в вопросах
взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный
статус;
- отсутствие системы в вопросах просвещения
семьи по педагогическому, психологическому
направлениям;
- недостаточно продумана здоровьесберегающая
деятельность дошкольного учреждения
(преобладание аспекта на интеллектуальное
развитие детей, жесткая регламентация
режима дня и отсутствие такового в семье;
перегруженность групп);
- уровень педагогической компетентности
родителей не позволяет занять активную
позицию в образовательном процессе ДОУ,
несформированность потребности и умений
у детей, родителей и педагогов в здоровом
образе жизни;
- отсутствие должной материально-техничес ой
базы, отвечающей здоровьесберегающей
направленности воспитательно-образо ательного
процесса.
Данные проблемы влекут
за собой отрицательные социальные
последствия: подрывается духовно-нравственное,
физическое и психическое здоровье детей;
уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых
в школу; недостаточно высокий уровень
психолого-педагогич ской культуры родителей,
следствием этого феномена является низкая
активность, высокая конфликтность, безответственность
родителей к своим обязанностям по отношению
к детям и образовательному процессу в
ДОУ.
В настоящее время
одной из приоритетных задач, стоящих
перед педагогами-воспитателями, является сохранение
здоровья детей в процессе воспитания
и обучения. Формирование здорового образа
жизни должно начинаться уже в детском
саду.
Крайне важно организовать
приобщение детей к здоровому
образу жизни, начиная с самого раннего
детства, так как именно в этом
возрасте закладываются основы здоровья и долголетия
человека, его физической и умственной
работоспособности, потребности в физически
нагрузках, необходимых для нормального
функционирования всех систем организма.
У детей дошкольного возраста есть все предпосылки
для стойкого формирования представлений
о здоровом образе жизни [3, c. 113]:
- активно развиваются
психические процессы, растет самооценка, чувство
ответственности;
- заметны положительные изменения в физическом
и функциональном развитии; дети умеют
сохранять и демонстрировать правильную
осанку;
- дети способны самостоятельно
выполнять бытовые поручения,
владеют навыками самообслуживания, прилагают
волевые усилия для достижения поставленной
цели в игре, в проявлении физической активности».
На физиологическое
состояние детей старшего дошкольного
возраста большое влияние оказывает
их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных
установок. Поэтому ученые выделяют следующие
аспекты здорового образа жизни дошкольников
[6, c. 263]:
- эмоциональное самочувствие:
психогигиена, умение справляться
с собственными эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать
и использовать новую информацию для оптимальных
действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие:
способность устанавливать действительно
значимые, конструктивные жизненные
цели и стремиться к ним;
оптимизм.
Само понятие «здоровье» учеными сегодня
рассматривается не только как отсутствие
болезней и отклонений от физиологических
норм, но и как благополучие человека -
физическое, психическое и социальное,
т.е. в нем более выражен педагогический
аспект, чем медицинский. Отклонения в
здоровье происходят по данным ВОЗ на
50-70% по причине неправильного образа жизни,
в чем во многом повинно воспитание. Человеческий
организм обладает огромными резервными
возможностями, обеспечивающими его эффективное
существование и развитие в изменяющихся
условиях среды.
Ведущее место в воспитательном
процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений
дошкольников о здоровом образе жизни.
На сегодняшний день
разработано множество программ
по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях,
в том числе авторских и каждое из них
имеет свои особенности. Так, в базисной программе «Истоки», где
ребенок является центральной фигурой
воспитательного процесса, это направление
называется «Физическое развитие», а в
программе «Детство» оно формулируется:
«Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».
Целью программы «Истоки» является разностороннее развитие
ребенка; формирование у него универсальных,
в том числе творческих, способностей
до уровня, соответствующего возрастным
возможностям и требованиям современного
общества; обеспечение для всех детей
равного старта развития; сохранение и
укрепление их здоровья.
Целью программы «Детство»
является обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного
детства: интелектуального, физического,
эмоционально-нравст енного, волевого,
социально-личност-н го.
Серьезное же внимание к
формированию здорового образа жизни
старших дошкольников уделяется в программе «Радуга».
Эта программа представляет
собой целостную систему воспитания, развития и
образования детей с 2-х до 7 лет. В основу
программы изложено представление о возникновении
психологического роста ребенка на каждом
году его жизни. Программа обеспечивает
качественную подготовку к школе. Детей
знакомят с буквами, целенаправленно обучают
чтению, связной речи, математике, развивают
логическое мышление, формируют уверенность
в собственных силах, устойчивость к неуспеху.
Такое внимание ДОУ к
физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма
детей: ребенок растет, увеличивается
его рост, масса тела, развивается двигательная
активность и т.д.
Таким образом, воспитание
здорового образа жизни - важнейшая
проблема современности и может быть решена
только при взаимодействии педагогических
средств.
Глава
2. ФОРМИРОВАНИЕ
У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИНИ
2.2. Средства и методы формирования представлений
о здоровом образе жизни детей дошкольного
возраста
Одним из важнейших условий
воспитания здорового поколения является
культура здоровья человека, привитая
с раннего детства. В современных условиях
все? ускоряющегося темпа жизни и возрастания
напряженности социальных отношении?
здоровье становится одним из основных
условии? успешности любого человека.
Все понимают, насколько важно, начиная
с самого раннего возраста воспитывать
в детях активное отношение к собственному
здоровью, формировать культуру здоровья,
включающую в себя различные аспекты бытия
человека, поскольку, чему бы ребенок ни
научился в детстве, он проносит это через
всю жизнь. Дошкольный возраст считается
наиболее важным для физического и умственного
развития ребенка. В этот период закладываются
основы его здоровья, формируются главные
черты характера.
Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное
отношение к своему организму, привить
необходимые санитарно-гиги-ениче кие
навыки, научиться вести здоровый образ
жизни с раннего детства. Для того чтобы
эта работа стала инструментом оздоровления,
она дол-жна приносить удовлетворение.
Алгоритм формирования потребности здо-рового
образа жизни для ребенка таков: от удовольствия
- к привычке, от привычки - к потребности
[11, c. 102].
Модернизация физкультурно-оздоровительной
деятельности в дошкольном образовательном учреждении основывается
на следующих требованиях:
- необходимость становления
у человека уже с детских
лет позиции созидателя в отношении
своего здоровья и здоровья
окружающих;
- необходимость преодоления
узкоспециализирован ых подходов
в организации оздоровительной деятельности и физического
воспитания.
Позиция созидателя в
отношении своего здоровья и здоровья
окружающих базируется на потребности индивида
в здоровье, здоровом образе жизни, а также
самооценке им состояния своего здоровья.
Проблема заключается в том, что, как таковой,
потребности в здоровье у ребенка нет.
Она есть у родителей, школы, общества.
Но у каждого малыша огромное желание
скорее вырасти, стать сильным, не отличаться
от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то
превосходить их.
Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает
его как естественную данность. Он верит
в его нерушимость. В психологии подобное
считают нездоровым поведением, в основе
которого лежит феномен «нереалистичного
оптимизма». Пока ребенок мал, многое кажется
ему достижимым. Но по мере взросления
он начинает осознавать свои возможности,
их неадекватность своим мечтам. Так начинают
образовываться комплексы, зарождаться
пессимистически-нега ивное настроение.
Постепенно формируется пассивное отношение
к здоровью.
В укреплении и сохранении собственного
здоровья определяющая роль принадлежит
самому человеку. С этим неразрывно связано
и его умение оценивать свое здоровье
и свои физические возможности. Эффективность
самооценки здоровья прямым образом зависит
от знания себя. Оно для ребенка дошкольного
возраста предусматривает:
- знание правил гигиены и ухода за своим
телом;
- знание наиболее опасных факторов риска
для здоровья и жизни;
- знание о том, как
устроен человек, какие органы
нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической
подготовленности.
Ребенка необходимо учить
умению «прислушиваться» к состоянию
своего организма, понимать посылаемые
им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое
состояние и учить своевременно предпринимать
соответствующие меры.
Самооценка физического
здоровья выявляет меру благополучия
в функционировании организма. Гармония,
функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются
в переживании нами хорошего самочувствия.
Но хорошее самочувствие человека во многом
зависит также от осознания им своей успешности
и тех путей, которые могут обеспечить
эту успешность. В этой связи дети должны
уметь отслеживать «свой путь» в плане
физического развития, развития физических
качеств и физической подготовленности.
Это помогает им создать образ себя будущего.
Полюбив этот образ, дети стремятся к его
реализации, а достигнув желаемого, ставят
перед собой новые цели.
Современные дошкольные
образовательные программы составлены
достаточно грамотно и обоснованно, но они акцентированы на вопросах гигиены
и безопасности. Это, конечно, чрезвычайно
важные условия, как для нормальной адаптации
ребёнка в обществе, так и для сохранения
его жизни в целом. Но более глубокая задача
привить ребёнку необходимость быть здоровым,
а значит, активным, дееспособным и не
представляющим угрозы здоровью других
членов общества. Воспитатели призваны
воспитать у дошкольника уважение к собственному
здоровью и обязанность его беречь.
Известно, что дошкольный
возраст является решающим в формировании фундамента физического
и психиче и т.д.................