Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Психофизиологические основы учебного труда и ин-теллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособ
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 25.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 12.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Пензенская
ГСХА»
Кафедра «Физическое
воспитание»
Реферат на тему:
«Психофизиологическ е основы
учебного труда и интеллектуальной деятельности.
Средства физической
культуры в регулировании работоспособности»
Выполнила: Проверила:
Пенза 2011г.
Содержание
Введение. Основные
понятия ………...3
1. Объективные и субъективные факторы
обучения и реакция на них организма студентов………………..4
2. Изменение состояния организма студента
под влиянием различных режимов и условий
обучения……………….6
3. Работоспособность в умственном труде
и влияние на нее внешних и
внутренних факторов…………….
7
4. Средства физической культуры в регулировании
умственной работоспособности, психоэмоционального
и функционального состояния студентов………10
Заключение………………...14
Список использованной литературы………..15
Введение. Основные понятия
Динамика учебного процесса
с его неравномерностью распределения
нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной
сессии является своего рода испытанием
организма студентов. Происходит снижение
функциональной устойчивости к физическим
и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает
негативное влияние гиподинамии, нарушений
режимов труда и отдыха, сна и питания,
интоксикации организма из-за вредных
привычек; возникает состояние общего
утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическа характеристика
труда - сопряженная характеристика
изменения состояния психофизических
и физиологических систем и функций организма
под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность
человека выполнить целесообразную, мотивированную
деятельность на заданном уровне эффективности
в течение определенного времени. Зависит
от внешних условий деятельности и психофизиологических
резервов человека. Различают максимальную, оптимальную
и сниженную работоспособность.
Утомление - временное объективное
снижение работоспособности под влиянием
длительного воздействия нагрузки на
организм человека. Сопровождается потерей
интереса к работе, преобладанием мотивации
на прекращение деятельности, негативными
эмоциональными реакциями. Появление
утомления зависит от вида нагрузки, локализации
ее воздействия, времени, необходимого
для восстановления. Выделяют физическое и умственное,
острое и хроническое, нервно-эмоциональное
и другие виды утомления.
Переутомление - накопление утомления
по причинам нерационального режима труда
и отдыха при отсутствии своевременного
восстановления. Влечет за собой снижение
работоспособности и продуктивности труда,
появление раздражительности, головной
боли, расстройство сна и т.п. Переутомление
бывает начинающееся, легкое, выраженное,
тяжелое.
Усталость - комплекс субъективных
ощущений, сопровождающих развитие состояния
утомления. Характеризуется чувством
слабости, вялости, физиологического дискомфорта,
нарушением протекания психических процессов
(памяти, внимания, восприятия, мышления
и др.)
Релаксация - состояние
покоя и расслабленности, возникающее
вследствие снятия напряжения после больших
физических нагрузок, сильных переживаний
и т.п. Может быть непроизвольной, например,
при отходе ко сну и произвольной, вызванной
расслаблением мышц, до этого вовлеченных
в различные виды активности, принятием
спокойной позы, представлением состояния
покоя (аутотренинг) и т.д.
Самочувствие - субъективное
ощущение внутреннего состояния физиологического
и психологического комфорта или дискомфорта.
1. Объективные и субъективные
факторы обучения и реакция на них организма
студентов
Важнейшим фактором обеспечения
высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является
активная учебно-трудовая и познавательная
деятельность студентов. Эта деятельность
представляет собой сложный процесс в
условиях объективно существующих противоречий, к которым
относятся:
- противоречия между большим объемом
учебной и научной информации, и, дефицитом
времени на ее освоение;
- между объективно текущим постепенным,
многолетним процессом становления социальной
зрелости будущего специалиста и желанием
как можно быстрее самоутвердиться и проявить
себя;
- между стремлением к самостоятельности
в отборе знаний с учетом личных качеств.
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное
напряжение, которое отрицательно отражается
на здоровье и, особенно, на психофизическом
состоянии студентов. Учет и понимание
студентами такого рода противоречий
необходимы для нормального протекания
их учебной деятельности.
Студенческий возраст характеризуется
интенсивной работой над формированием
своей личности, выработкой стиля поведения.
Это время поисков молодыми людьми ответов
на разнообразные нравственно-этические
эстетические, научные, общекультурные,
политические и другие вопросы. Студенческий
возраст является также заключительным
этапом поступательного возрастного развития
психофизиологически и двигательных
возможностей организма. Молодые люди
в этот период обладают большими возможностями
для напряженного учебного труда, общественно-политичес ой
деятельности. Трудности обучения в вузе
связаны не только с необходимостью творческого
усвоения большого объема знаний, выработкой
нужных для будущей профессии умений и
навыков, их практическим применением.
Эти трудности явные. Но существуют еще
и скрытые трудности, которые сказываются
порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном
состоянии студентов.
К ним относится целый ряд обстоятельств
студенческой жизни, кажущихся малозначительными,
когда они взяты в отдельности, но в совокупности
дающие отрицательный эффект, который
можно назвать неприспособленностью студентов
к обучению в вузе. В числе причин такого явления
наиболее значительными становятся следующие:
- резко отличающиеся от школьных методы
и организация обучения, требующие значительного
повышения самостоятельности в овладении
учебным материалом;
- отсутствие хорошо налаженных межличностных
отношений, а стало быть, и группового
контакта, что характерно для всякого
формирующегося коллектива;
- ломка старого, сложившегося за годы
учебы в школе или на производстве жизненного
стереотипа и формирование нового, "вузовского&quo ;;
- сопутствующие поступлению в вуз новые
заботы, которые чаще возникают у студентов,
проживающих в общежитии (самообслуживание,
самостоятельное ведение бюджета, планирование
и организация своего учебного и свободного
времени и др.)
Особенно в затруднительном положении
оказываются студенты младших курсов.
С одной стороны, они должны сразу включаться
в напряженную работу, требующую применения
всех сил и способностей, с другой, - само
по себе преодоление новизны условий учебной
работы требует значительной затраты
сил организма. Включение студентов в
новую систему жизнедеятельности может
сопровождаться нервным напряжением,
излишней раздражительностью, вялостью,
снижением волевой активности, беспокойством
и т.д. Происходящие явления связаны с
трудностями процесса адаптации.
Для становления личности специалиста
особое значение имеют профессиональная,
социально-психологи еская и дидактическая
адаптация.
Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождествление)
себя с избранной профессией, с социальной
ролью, которую предстоит выполнять после
окончания вуза. Это идентификация личностных
качеств с требованиями профессии и активно
положительным отношением к избранной
специальности. Первостепенное значение
в этой адаптации имеет формирование профессиональной
направленности личности. По окончании
процесса профессиональной адаптации
студент должен получить целостное представление
о той деятельности, к которой он готовится.
У него должен сформироваться профессиональный
идеал как ориентировочная основа его
деятельности.
Социально-психологи еская
адаптация означает интеграцию личности
со студенческой средой, принятие ее ценностей,
норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает
на личность отпечаток, определяет изменение
направленности потребностей. На процесс
внутренней переориентации личности оказывают
влияние факторы межличностных отношений,
в процессе которых складываются установки,
удовлетворяющие личностный статус студента,
формирующие уровень его притязаний. По
мере укрепления межличностных отношений
студент активно включается в деятельность
коллектива учебной группы.
Дидактическая адаптация
предполагает повышение уровня психической
и интеллектуальной готовности студентов
к вузовской специфике обучения. Низкий
уровень этой готовности при поступлении
в вуз приводит к психической усталости,
ослаблению памяти, мышления и т.д.
Высшая школа требует нового типа учебного
поведения, более сложных форм умственной
деятельности. На психофизическом состоянии
студентов отражаются также объективные
и субъективные факторы. К объективным факторам
относятся возраст, пол, состояние здоровья,
величина учебной нагрузки, характер и
продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы
включают в себя мотивацию учения, уровень
знаний, способность адаптироваться к
новым условиям обучения в вузе, психофизические
возможности, нервно -психическую устойчивость,
личностные качества (характер, темперамент,
коммуникабельность и др.), работоспособность,
утомляемость и т.п.
Серьезным испытанием организма является
информационная перегрузка студентов,
возникающая при изучении многочисленных
учебных дисциплин, научный уровень и
информационный объем которых все время
возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения
студентов является экзаменационный период
- один из вариантов стрессовой ситуации,
протекающей в большинстве случаев в условиях
дефицита времени и характеризующейся
повышенной ответственностью с элементами
неопределенности. Отрицательное воздействие
на организм усиливается при суммарном
влиянии нескольких факторов риска, когда
они воздействуют одновременно и принимают
хронический характер.
2. Изменение состояния организма
студента под влиянием различных режимов
и условий обучения
Увеличение числа заболеваний сердечнососудистой
системы и других функциональных нарушений
среди студентов является следствием
все увеличивающейся интенсификации умственного
труда и нервно-эмоциональных перегрузок.
К факторам риска, способствующим появлению
сердечнососудистых, нервных и психических
заболеваний, относятся также социальные
перемены, жизненные трудности, непонимание
близкими людьми, нетерпение, постоянное
ощущение недостатка времени, торопливая
еда, мотивационный конфликт и конфликт
интимно-личного характера, смена работы
и профессии и т.п.
Особенно остро интенсивная умственная
работа отражается на состоянии ЦНС и
на протекании психических процессов.
Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший
отдел - кору головного мозга проявляется
преимущественно в таких психических
процессах, как внимание, восприятие, мышление,
анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей
интенсивностью протекают процессы обмена
веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы
тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего
во внутреннюю среду организма, и для нормального
проявления своих функций мозг должен
иметь высокий уровень стабильности кровообращения.
Однако, многие факторы, сопутствующие
умственной деятельности студентов, снижают
эффективность кровообращения в головном
мозге, ухудшают его кровоснабжение. К
ним относятся: длительное пребывание
в положении сидя за столом, нервно-психическое
напряжение, отрицательные эмоции, напряженная
работа в условиях дефицита времени, высокая
ответственность за результаты усвоения
знаний и др.
Длительная напряженная умственная работа
снижает также возможности организма
к ее качественному продолжению, наступает
утомление, как нормальная реакция организма.
Утомление может вызвать состояние усталости,
которое появляется перед наступлением
утомления и является субъективным чувством
человека. Усталость нарастает при непонимании
значения выполняемой работы, неудовлетворенности
ее результатами. Наоборот, усиление интереса,
успешное завершение работы снижает чувство
усталости. Утомление не всегда обнаруживается
в одновременном ослаблении всех сторон
деятельности. Снижение работоспособности
в одном виде учебного труда может сопровождаться
сохранением его эффективности в другом
виде. Так, например, устав производить
вычислительные операции, можно успешно
заниматься чтением. Такое утомление,
частичного характера, свойственно определенным
видам умственного труда и является обратимым
процессом. Утомление снимается своевременным
эффективным отдыхом, особенно связанным
с ДА.
Степень развития утомления можно определить
по некоторым внешним признакам. Но может
быть и такое состояние общего утомления,
при котором, например, ни занятия математикой,
ни чтение литературы, ни даже простой
разговор оказываются не по силам - только
безудержно хочется спать. В таких условиях
повышение умственной работоспособности
за счет функционального перенапряжения
весьма опасно для организма и, как правило,
вызывает длительное неблагоприятное
последствие.
При систематическом перенапряжении нервной
системы возникает переутомление, для
которого характерны чувство усталости
до начала работы, отсутствие интереса
к ней, апатия, повышенная раздражительность,
снижение аппетита, головокружение и головная
боль.
Таким образом, умственная деятельность,
связанная с психическими напряжениями,
предъявляет высокие требования к организму
и при определенных неблагоприятных условиях
может быть причиной серьезных заболеваний.
3. Работоспособность в умственном
труде и влияние на нее внешних и внутренних
факторов
Работоспособность определяется как способность человека
к выполнению конкретной умственной деятельности
в рамках заданных временных лимитов и
параметров эффективности. Основу работоспособности
составляют специальные знания, умения,
навыки, а также определенные психофизические особенности,
например, перцепции (перцепция - восприятие,
непосредственное отражение объективной
действительности органами чувств) памяти,
внимания, мышления и др.; физиологические - состояние
сердечнососудистой, дыхательной, мышечной,
эндокринной и других систем; физические - уровень развития
выносливости, силы, быстроты движений
и др.; совокупность специальных качеств,
необходимых в конкретной деятельности.
Работоспособность зависит от возможностей
человека, адекватных уровню мотивации
и поставленной цели.
В каждый момент работоспособность определяется
воздействием разнообразных внешних и
внутренних факторов не только по отдельности,
но и в их сочетании.
Работоспособность в учебной деятельности
в определенной степени зависит от свойств
личности, типологической особенности
нервной системы, темперамента. Наряду
с этим, на нее влияют новизна выполняемой
работы, интерес к ней, установка на выполнение
определенного конкретного задания, информация
и оценка результатов по ходу выполнения
работы, усидчивость, аккуратность, уровень
ДА.
Исследованиями установлено, что суточная
динамика работоспособности человека
во многом определяется периодикой физиологических
процессов под влиянием экзогенных (связанных
с изменениями внешней среды) и эндогенных
- внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания,
изменения кровяного давления и т.п.) факторов.
Колебания работоспособности в течение
суток соответствуют биологическим ритмам
организма. Высокая работоспособность
в любом виде деятельности обеспечивается
только в том случае, если жизненный (рабочий)
ритм правильно согласуется со свойственными
организму биологическими ритмами его
психофизиологически функций.
Есть студенты с устойчивой стереотипностью
и последовательностью изменения работоспособности
(ритмики) и их большинство и студенты
с неустойчивой их последовательностью
(аритмики). В зависимости от времени работоспособности
ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки&quo ;)
и вечерние ("совы") типы.
Студенты - "жаворонки"
встают рано, с утра бодры, жизнерадостны;
приподнятое настроение сохраняется в
утренние и дневные часы. Они наиболее
работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером
они рано устают. Это наиболее адаптированные
к существующему режиму обучения студенты.
Практически их биологический ритм совпадает
с социальным ритмом дневного вуза.
Студенты - "совы"
наиболее работоспособны с 18 до 24 часов,
Они поздно ложатся спать, чаще всего не
высыпаются, нередко опаздывают на занятия;
в первую половину дня заторможены. Они
находятся в наименее благоприятных условиях,
обучаясь на дневном отделении вуза.
Очевидно, период спада работоспособности
у обоих типов студентов целесообразно
использовать для отдыха. Для "сов"
целесообразное 18 часов устраивать консультации
и занятия по наиболее сложным разделам
программ.
Аритмики занимают промежуточное
положение между рассмотренными двумя
группами, но все-таки они стоят ближе
к лицам утреннего типа.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности
работоспособность студентов претерпевает
изменения, которые отчетливо наблюдаются
в течение дня, недели, полугодия (семестра),
учебного года.
Учебный день студенты, как правило, не
начинают сразу с высокой продуктивностью
учебного труда. После звонка они не могут
сразу сосредоточиться и активно включиться
в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более
30 минут, прежде чем работоспособность
достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется
постепенным повышением работоспособности
с определенными колебаниями.
Период оптимальной (устойчивой)
работоспособности имеет продолжительность
1,5-3 часа, в процессе чего функциональное
состояние студентов характеризуется
изменениями функций организма, адекватных
той учебной деятельности, которая выполняется.
Третий период - период полной компенсации,
характеризуется появлением начальных
признаков утомления, которые компенсируются
волевым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация,
нарастает утомление, наблюдаются колебания
волевого усилия, а также колебания продуктивности
учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности,
которое перед окончанием работы может
смениться кратковременным ее повышением
за счет мобилизации резервов организма
(конечный порыв).
При дальнейшем продолжении работы, в
шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности
в результате снижения работоспособности
и угасания рабочей доминанты (доминанта
(лат.) - временно господствующий очаг возбуждения
в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью
и способный оказывать тормозящее влияние
на деятельность других нервных центров).
Учебный день студентов кроме аудиторных
занятий включает самоподготовку. Наличие
второго подъема работоспособности при
самоподготовке объясняется не только
суточным ритмом, а главным образом, психологической
установкой на выполнение учебных заданий.
Вариативность изменения отдельных сторон
работоспособности обусловлена и тем,
что учебная деятельность студентов характеризуется
постоянным переключением различных видов
умственной деятельности (лекции, семинары,
лабораторные занятия и др.).
Учебная неделя. Динамика
умственной работоспособности в недельном
учебном цикле характеризуется наличием
периода врабатывания в начале (понедельник,
вторник), устойчивой работоспособности
в середине (среда - четверг) и снижением
в последние дни недели. В некоторых случаях
в субботу отмечается ее подъем, что связывают
с явлением "конечного порыва".
Типичная кривая работоспособности может
изменяться при наличии фактора нервно-эмоциональног
напряжения, сопровождающего работу в
различные дни недели. Такими факторами
могут быть выполнение контрольной работы,
участие в коллоквиуме, подготовка и сдача
зачета и т.п.
Учебный семестр и учебный
год. В начале учебного года в течение
3-3,5 недель наблюдается период врабатывания,
сопровождаемый постепенным повышением
уровня работоспособности. Затем на протяжении
2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает
период устойчивой работоспособности.
В конце семестра, когда студенты готовятся
и сдают зачеты, работоспособность начинает
снижаться. В период экзаменов снижение
кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул
работоспособность восстанавливается
к исходному уровню, а если отдых сопровождается
активным использованием средств физической
культуры и спорта, наблюдается явление
повышенной работоспособности.
Начало второго полугодия
также сопровождается периодом врабатывания,
продолжительность которого сокращается
по сравнению с первым полугодием до 1,5-2
недель. Дальнейшие изменения работоспособности
со второй половины февраля до начала
апреля характеризуются устойчивым уровнем.
Причем, этот уровень может быть выше,
чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются
признаки снижения работоспособности,
обусловленные возникающим утомлением.
В зачетную сессию и в период экзаменов
снижение работоспособности выражено
резче, чем в первом полугодии. Процесс
восстановления отличается более медленным
развитием, вследствие значительной глубины
утомления.
4. Средства физической культуры
в регулировании умственной работоспособности,
психоэмоционального и функционального
состояния студентов
Среди мероприятий, направленных на повышение умственной
работоспособности студентов, на преодоление
и профилактику психоэмоционального и
функционального перенапряжения можно
рекомендовать следующие:
- систематическое изучение учебных предметов
студентами в семестре, без "штурма"
в период зачетов и экзаменов;
- ритмичную и системную организацию умственного
труда;
- постоянное поддержание эмоци и т.д.................