Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Ответственность за нарушение договора перевозки грузов
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 25.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 23.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
миниcтерство образования
и науки российской федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Восточно-Сибирский Государственный
Университет Технологий и Управления
Межотраслевой региональный институт
подготовки кадров
Юридический факультет
Кафедра « Гражданское право
и процесс»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Гражданское право»
на тему: «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ»
Исполнитель: слушатель заочной
формы обучения набор 2011 г.
ДОЛБЕЕВА ЕКАТЕРИНА БАИРОВНА /___/
Руководитель: ___
Оценка: ___
Дата: ___
Улан-Удэ, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ………………3
ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
1.1 Виды
транспорта и их организационное
построение………...5
1.2 Понятие
обязательства перевозки ………7
1.3 Организационные
предпосылки заключения договора
перевозки...10
1.4 Виды
договоров перевозки ………..14
ГЛАВА 2.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ГРУЗОВОЙ
ПЕРЕВОЗКЕ
2.1 Условия
и особенности ответственности
в обязательствах грузовой перевозки
………...24
2.2 Ответственность
перевозчика за неподачу транспортных
средств и грузоотправителя за
их не использование ……………….25
2.3 Ответственность
за нарушение договора перевозки
груза (субъекты, основания, объем)
……….26
2.4 Порядок
предъявления претензий и исков
по договору грузовой перевозки
………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
………..31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
...33
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт
образует самостоятельную сферу
экономической деятельности, живущую
по особым правилам. Роль транспорта заключается
в оказании специфических услуг,
направленных на перемещение товара
или человека в пространстве.
Транспортная
деятельность не сопровождается созданием
новых вещей (предметов материального
мира). Ее ценность в том экономическом
эффекте, который создается в результате
перемещения груза, пассажира и багажа
в согласованное место.
Поэтому
отношения по перевозке возникают
при наличии потребности в
территориальном перемещении объектов
или людей с помощью транспортных
средств. Обычно в них принимают
участие два субъекта: транспортная
организация (владелец транспортного
средства) и лицо, заинтересованное
в транспортировке. Будучи урегулированы
нормами права, эти отношения
принимают форму обязательственно-прав вых.1
В современном
обществе существуют несколько вполне
самостоятельных видов транспорта.
Их подразделение обусловлено различием
транспортных средств, которые используются
для перемещения груза и пассажиров
(воздушное или морское судно,
железнодорожный состав), а также
разной естественной средой их эксплуатации
(например, речной и морской транспорт).
В современных
рыночных условиях правовое регулирование
договорных обязательств, применяемых
в области транспортной деятельности,
имеет особое значение для Российской
Федерации с ее обширной территорией
и развитой транспортной сетью.
Отражением этого являются постоянно
развивающееся транспортное законодательство
и большое число споров, возникающих
между транспортными организациями
и их клиентурой, связанных с исполнением
договоров перевозки. Актуальность выбранной
темы определяется тем, что перевозка
пассажиров занимает значительное место
в деятельности транспортных организаций.
Целью данной
курсовой работы является изучение общих
положений о транспортных обязательствах,
видов транспорта и их организационного
построения, понятий обязательства
перевозки, организационных предпосылок
заключения договора перевозки, видов
договоров перевозки, а так же
ответственности за нарушение обязательств
по грузовой перевозке, условий и
особенностей ответственности в
обязательствах грузовой перевозки, ответственности
перевозчика за неподачу транспортных
средств и грузоотправителя за их
не использование, ответственности
за нарушение договора перевозки
груза.
Объектом настоящего исследования
выступают отношения, складывающиеся
по поводу организации перевозок
пассажиров и багажа. Предметом исследования
являются ответственность за нарушение
обязательств по перевозке грузов.
При написании
курсовой работы ставились следующие
задачи:
- дать правовую
характеристику договора перевозки грузов;
- определить
виды договоров перевозки;
- раскрыть
содержание договора перевозки грузов;
- рассмотреть
ответственность по договору перевозки.
Задачи
исследования определяют его структуру.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников
информации.
ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
1.1 Виды
транспорта и их организационное
построение
Транспортное
обязательство – это обязательство,
в силу которого перевозчик обязуется
доставить груз или пассажира
в указанный пункт назначения,
а отправитель груза (багажа) пассажир
или иное лицо обязуется уплатить
вознаграждение за оказанные ему
услуги.2
Железнодорожная перевозка. Будучи естественной монополией, железная дорога остаётся единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной собственности. Железные дороги выступают в качестве государственных унитарных предприятий. Управление ими осуществляется федеральными исполнительными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в централизованном порядке, но с использованием рыночных принципов.3 Это определяет специфику договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.4
Перевозка на внутреннем водном транспорте. На речном транспорте перевозки отличаются по видам флота – осуществляемые судоходным и несамоходным флотом, а также на судах смешанного плавания «река-море». Выделяются также прямые и местные (осуществляемые портовым флотом) перевозки. При местных перевозках перевозчиком является порт, во всех остальных случаях пароходство.
Морская перевозка. Перевозка морским транспортом классифицируется на: транспорт договор перевозка ответственность
а) внутренние
перевозки между портами одного
моря (в малом каботаже);
б) внутренние
перевозки между портами разных
морей (в большом каботаже);
в) перевозки
в заграничном сообщении.
Выделяются
также местные перевозки (в пределах
порта и его акватории).5
Воздушная перевозка. Воздушный кодекс разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК РФ). Кроме того, выделяются местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.6
В законодательстве
о воздушной перевозке выделяются
фигуры авиационных предприятий, эксплуатантов
и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК РФ).
Авиационное
предприятие – это юридическое
лицо, которое может осуществлять
любые виды деятельности, связанные
с воздушной перевозкой или выполнением
авиационных работ на основании
лицензии.
Эксплуатант
– это физическое или юридическое
лицо имеющее право собственности
или иной законный титул (договор
аренды и др.) на воздушное судно
и использующее его для полетов.
Эксплуатант должен обладать особым
сертификатом для совершения полетов.
Перевозчик
– это эксплуатант, который имеет
лицензию на осуществление воздушной
перевозки на основании соответствующих
договоров.
Автомобильная перевозка. На автомобильном транспорте перевозки различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно:
а) городские
(в пределах черты города, другого
населенного пункта);
б) пригородные
(за пределы города или другого
населенного пункта на расстоянии до
50км включительно);в) междугородние (за
пределы указанных выше населенных
пунктов на расстоянии более 50км);
г) межреспубликанские
(на территории нескольких субъектов
Федерации);
д) международные.7
1.2 Понятие
обязательства перевозки
Транспорт
образует самостоятельную сферу
экономической деятельности, живущую
по особым правилам. Роль транспорта заключается
в оказании специфических услуг,
направленных на перемещение товара
или человека в транспорте. Транспортная
деятельность не сопровождается созданием
новых вещей (предметов материального
мира). Её ценность в том экономическом
эффекте, который создается в
результате перемещения груза, пассажира
и багажа в согласованное место.
Поэтому отношения по перевозке
возникаю при наличии потребности
в территориальном перемещении
объектов или людей с помощью
транспортных средств. Обычно в них
принимают участие два субъекта:
транспортная организация (владелец транспортного
средства) и лицо, заинтересованное
в транспортировке. Будучи урегулированы
нормами права, эти отношения
принимают форму обязательственно-прав вых.8
Однако
не всякое территориальное перемещение
объектов или людей с помощью
транспортных средств приводит к
возникновению обязательства перевозки.
Последнее характеризуется рядом
особенностей. Во-первых, оно должно
быть товарным и строиться на эквивалентно-возмезд ых
началах. Так называемые технологические
перевозки, выполняемые собственным
транспортом какого-либо лица (перевозка
сырья со склада в цех, готовой
продукции на склад и др.), не порождают
обязательства перевозки. Во-вторых,
необходимо учитывать способ перемещения.
Перевозку характеризует пространственное
перемещение грузов и лиц, находящихся
«на» и «в» самих транспортных
средствах (на платформе, на палубе, в
вагоне, в каюте, в трюме и т.д.).
Если перемещение объекта осуществляется
с помощью тяги и толкания (например,
баржи или плота с помощью
буксира), то возникают особые отношения
буксировки. В-третьих, основная часть
перевозок осуществляется так называемыми
общественными возчиками, специально
созданными для оказания транспортных
услуг всем и каждому. Их функции
объясняются местом транспорта в
системе разделения труда. Транспорт
– одна из самых высокомонополизирова ных
отраслей человеческой деятельности,
а отдельные его виды обладают
естественной монополией (железнодорожный
транспорт).9
Следовательно,
в силу обязательства перевозки
перевозчик обязуется доставить
груз или пассажира в указанный
пункт назначения, а отправитель
груза (багажа), пассажир или иное лицо
обязуются уплатить вознаграждение
за оказанные транспортные услуги (внести
провозную плату).
Обязательство
перевозки можно назвать ядром
транспортных обязательств. При его
осуществлении могут также возникать
иные обязательства, связанные с
транспортными услугами (организационно-перев зочные,
экспедиционные, арендные и др.). Производность
таких обязательств не устраняет
их самостоятельного юридического значения.
Близким по своей природе, но всё же отличным
от перевозки является буксировочное
обязательство. Таким образом, транспортными
обязательствами называются обязательства
по перевозке грузов, пассажиров и багажа,
а также иные обязательства по оказанию
транспортных услуг, связанных с перевозкой,
либо направленные на перемещение грузов
иным способом.
1.3 Организационные
предпосылки заключения договора перевозки
Транспортировке
грузов всегда предшествует согласование
основных условий перевозки (сроков
и количества транспортных средств,
необходимых для перевозки, а
также объемов и характера
перевозимых грузов). Основная задача
такого согласования состоит в наиболее
рациональном и экономичном использовании
перевозочных средств, отвечающем запросам
рынка. В период, когда в регулировании
экономики преобладали административные
начала, подавляющая часть перевозок
планировалась в централизованном
порядке. Именно поэтому во все транспортные
уставы и кодексы включались разделы
о планировании перевозок. В настоящее
же время планирование перевозок, как
правило, носит технико-экономически ,
а не административно-прав вой характер.10
По общему
правилу, закреплённому в ст. 784 ГК
РФ11, перевозка
грузов, пассажиров и багажа осуществляется
на основании договора перевозки. Заключение
договора перевозки груза требует наличия
организационных предпосылок. Они воплощаются
во встречных действиях сторон обязательства
перевозки: перевозчик должен подать под
погрузку исправные транспортные средства,
а грузоотправитель – предъявить груз
к перевозке (ст. 791 ГК РФ). Предпосылки
сегодня могут приобретать правовые формы:
a) заявок
(заказов) на железнодорожном,
речном, автомобильном и воздушном
транспорте;
б) договоров
об организации перевозок (годовых,
навигационных и др.) на любых
видах транспорта;
в) административно-план вых
актов в упоминавшихся особых
случаях. Кроме того, иногда все организационные
предпосылки заключения договора перевозки
груза просто содержатся в самом договоре
перевозки, имеющем консенсуальную природу.
При системе
заявок (заказов) грузоотправитель предоставляет
перевозчику сведения о своих
потребностях в осуществлении перевозок.
Договор
об организации перевозок заключается
в порядке, установленном ст.798 ГК
РФ. Такая форма взаимоотношений
между перевозчиком и грузовладельцем
применяется при систематических
перевозках грузов на долгосрочной основе.
Суть этого договора в том, что
перевозчик обязуется в установленные
сроки принимать, а грузовладелец
– предъявлять к перевозке
грузы в обусловленном объеме.
По своей природе он не является
договором перевозки, носит консенсуальный,
взаимный характер и направлен на
обеспечение планомерных отправок
грузов. Договоры об организации перевозок
получили разное наименование в транспортных
уставах и кодексах (годовой договор
– на автомобильном транспорте,
навигационный – на внутреннем водном
и др.).12 Существенными
условиями договора считаются объем и
сроки предоставления транспортных средств
и предъявление грузов к перевозке, порядок
расчетов сторон и пр.13
Выполнение
действий, указанных в ст. 791 ГК РФ,
происходит в порядке, установленном
транспортным законодательством. Перевозчик
обязан подать транспортные средства
в количестве, согласованном с
грузоотправителем, в обусловленный
срок и в определенном месте. В
установленных случаях и по согласованию
с отправителем допускается подача
перевозочных средств в большом
количестве, чем указано в заявке.
Сроки подачи перевозочных средств
определяются по соглашению сторон или
в нормативном порядке. Условия
и порядок подачи перевозочных средств
устанавливаются специальными правилами,
которые действуют на отдельных
видах транспорта. Так, на железнодорожном
транспорте порядок подачи вагонов
на подъездные пути определяется договором
на эксплуатацию подъездных путей или
договором на подачу и уборку вагонов
с учетом размеров среднесуточной погрузки
или выгрузки. Подача вагонов под погрузку
средствами грузоотправителя на пути
общего пользования производится по предварительным
уведомлениям или через определенные
интервалы времени. Первоначально установленное
время подачи перевозочных средств может
быть изменено по соглашению сторон. Место
подачи транспортных средств зависит
от особенностей их эксплуатации и технических
возможностей перевозчика и отправителя.
На воздушном транспорте, например, им
будет место нахождения аэропорта или
специально оборудованной взлетно-посадочной
площадки. На автомобильном транспорте,
технические возможности которого позволяют
подавать перевозочные средства непосредственно
к складам клиентуры, местом их подачи
обычно является склад грузоотправителя
или иной пункт, указанный в договоре.
При перевозках железнодорожным и водным
транспортом перевозочные средства подаются
на станции (пристани, причалы), в порты
как общего пользования, так и принадлежащие
отправителям.14
В соответствии
со ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать
грузоотправителю исправные средства
в состоянии, пригодном для перевозки
соответствующего груза. Исправность
и пригодность перевозочных средств
должна быть технико-коммерческой и
обеспечивать сохранность в процессе
транспортировки. Транспортное средство
подается очищенным от остатков груза
и мусора или промытым и продезинфицированным
и т.п. При этом отправитель груза
вправе отказаться от поданных транспортных
средств на пригодных для перевозки
соответствующего груза. Для морской
перевозки большое значение имеет
мореходность судна, также обнимающая
и техническую, и коммерческую его
характеристику.
Обязанности
перевозчика подать груз соответствует
обязанность отправителя предъявить
груз к перевозке. Условия сдачи
груза к перевозке бывают общими,
которые подлежат выполнению во всех
случаях, независимо от специфики груза,
и специальными, которые применяются
при перевозке грузов, обладающих
особыми свойствами. Общие условия
касаются количества и наименования
груза, определение его веса, тары
(упаковки), маркировки и объявление
ценности. Специальные – устанавливаются
для грузов, перевозка которых
требует соблюдения особых мер и
условий их транспортировки. Так, при
перевозке многих видов грузов необходимо
представить сертификат их качества,
а при перевозке животных и
птиц – ветеринарные документы.15
Количество
и род груза, который подлежит
сдаче к перевозке, определяются
заявкой, договором об организации
перевозок или самим договором
перевозки. Замена одного груза другим
допускается с согласия перевозчика.
Предъявляемый к перевозке груз
должен быть правильно наименован.
Грузы, нуждающиеся в предохранении
от утраты, порчи или повреждения,
должны предъявляться в исправной
таре, соответствующей стандартам или,
по крайней мере, обеспечивающей их
полную сохранность. При соблюдении
этого требования транспортная организация
в праве отказаться в приеме груза.
По усмотрению отправителя груз может
быть сдан к перевозке с объявленной
ценностью. Использование последней
облегчает доказательство стоимости
груза при его утрате и повреждении.
Одним из условий, обеспечивающих сохранность
и индивидуализацию груза в процессе
перевозки, является его маркировка,
т.е. нанесение на груз определенных
надписей и условных знаков для определения
принадлежности груза, его особенностей,
соблюдения мер предосторожности и
т.д.
Вес груза
может быть определен:
а) взвешиванием
(воздушный и часто другие виды
транспорта);
б) по трафарету
на каждом грузовом месте;
в) по стандарту
при перевозке грузов, упакованных
в тару стандартной вместимости;
г) расчетным
способом (например, по обмеру или по
осадке судна);
д) условно
(животных, автомобилей и пр.).
Способ
определения веса указывается в
транспортных документах. Если иное не
установлено законом или договором,
вес груза определяет тот, кто
производит погрузку.
Совершая
названные действия стороны вступают
в договорные отношения.16
1.4 Виды
договоров перевозки
Железнодорожная
перевозка.
Договор
оформляется накладной, которая
является основным перевозочным документом.
Она сопровождает груз на всем пути
его следования и на станции назначения
выдается грузополучателю вместе с
грузом (отсюда ее название – грузосопроводительны
документ). Юридическое значение накладной
в том, что:
а) она
является обязательной письменной формой
договора;
б) доказывает
факт заключения договора и воплощает
его содержание;
в) легитимирует
лицо на предъявление претензий и
исков к транспортной организации,
вытекающих из ненадлежащего исполнения
договора перевозки.
Накладная
составляется грузоотправителем, который
отвечает за все последствия неправильности,
неточности или неполноты указанных
в ней сведений. Дорога имеет право,
но не обязана проверять достоверность
этих сведений.
Договор
считается заключенным с момента,
когда груз сдан к перевозке вместе
с накладной. Перевозчик совершает
на накладной соответствующую отметку,
а в удовлетворение приема груза
к перевозке выдает отправителю
грузовую квитанцию. Последняя имеет
доказательственное значение в отношении
факта заключения договора перевозки
и служит основанием для предъявления
требования к железной дороге в случае
утраты груза и накладной. К числу
иных перевозочных документов также
относятся дорожная ведомость, вагонный
лист, передаточная ведомость при
перевозках прямым смешанным сообщением.
Все они являются документами
первичного учета и имеют доказательственное
значение.
Тарифы
на грузовые перевозки устанавливаются
на основе государственной бюджетной,
ценовой и тарифной политики в
соответствии с Законом о естественных
монополиях в порядке, определяемом
Правительством РФ.17 Дополнительные
работы и услуги железных дорог могут
уплачиваться по договорным ценам. Все
причитающиеся железной дороге платежи
за перевозку груза вносятся грузоотправителем
на станции отправления. Нарушение этой
обязанности влечет взыскание с него штрафа
в размере, установленном УЖД, а отправление
груза до внесения платежей может быть
задержано. Кроме того, дорога вообще освобождается
от ответственности за неподачу транспортных
средств до момента внесения отправителем
платежей за предыдущую перевозку. За
сверхнормативное хранение взыскивается
пеня. Окончательные расчеты за перевозку
груза осуществляются с получателем, если
иное не установлено договором.
Железная
дорога обязана доставить груз в
пункт назначения в установленный
срок, который зависит от расстояния,
вида отправки, скорости перевозки
и других условий. Различаются перевозки
грузовой и более высокой скоростью
(ст. 14 УЖД), а также перевозки пассажирскими
поездами и грузобагажом. Срок доставки
исчисляется с 24 часов дня приема груза
к перевозке, а если груз был принят к перевозке
ранее намеченного дня погрузки, то с 24
часов дня в который груз должен быть погружен.
Груз считается доставленным в срок, если
на станции назначения он выгружен средствами
железной дороги или если вагон (контейнер)
подан под выгрузку средствами грузополучателя
до истечения установленного срока доставки.
При задержке подачи вагона (контейнера)
под выгрузку по причинам, зависящим от
получателя, груз считается доставленным
в срок, если он прибыл на станцию назначения
до истечения установленного срока доставки
(ст. 33 УЖД). При различных обстоятельствах
действующие сроки могут удлиняться или
укорачиваться.
Если
в районе станции назначения груза
не окажется получателя, дорога поступает
с грузом по указанию отправителя. При
неполучении от него указаний до истечения
установленного срока хранения груза
последний как невостребованный
передается для реализации в установленном
порядке. Вырученные суммы, за вычетом
причитающегося железной дороге, перечисляются
получателю при оплате им стоимости
груза и отправителю в остальных
случаях.
Перевозка
на внутреннем водном транспорте.
Система
документов, их правовое значение и
порядок заключения договора перевозки
груза на внутреннем водном транспорте
близки к применяемым на железнодорожном
транспорте. Аналогично решаются и
вопросы исполнения сторонами обязанностей
по договору. Основное же различие между
ними состоит в следующем. Прежде
всего для речной перевозки установлены
сроки приема грузов к перевозке.
Если груз адресован в пункт, где
у пароходства нет помещений,
пригодных для хранения данного
груза, а грузополучатель к моменту
прибытия груза за ним не явился,
хотя и был своевременно извещён,
груз может быть доставлен пароходством
за счёт грузополучателя в ближайший
пункт, где имеются необходимые
складские помещения. При отсутствии
такой возможности пароходство обязано
уведомить грузоотправителя о неявке
грузополучателя и потребовать от отправителя
указаний, как поступить с грузом. За время
ожидания судном выгрузки и приёма груза,
а также за время ожидания распоряжения
отправителя с него взыскивается штраф
за простой судна, а в случае доставки
груза в другой пункт – расходы по выгрузке,
сборы за хранение груза в пункте вынужденной
выгрузки, а также по дополнительной перевозке
и реализации груза (ст. 114 Кодекса внутреннего
водного транспорта).18
Морская
перевозка.
Морская
перевозка традиционно регулируется
диспозитивными нормами, а потому договор
приобретает здесь особое значение.
Перевозчиком обычно является пароходство
(иногда порт). Договор морской перевозки
грузов может быть заключена) с условием
предоставления для перевозки всего судна,
его части или определённых судовых помещений
(трюмов);
б) без
такого условия.
В первом
случае заключается договор фрахтования
судна или чартер, в силу которого
одна сторона (фрахтовщик, судовладелец)
обязуется предоставить другой стороне
(фрахтователю, отправителю) за плату
всю или часть вместимости
одного или нескольких транспортных
средств на один или несколько
рейсов для перевозки грузов, пассажиров
и багажа (ст. 787 ГК РФ). Во втором случае
договор оформляется коносаментом.
Чартер
применяется при перевозках значительных
партий или массовых грузов, а коносамент
– при небольших по объему перевозках.
Коносамент составляется перевозчиком
на основании погрузочных документов,
подписывается капитаном судна
и выдается отправителю. Он является
строго формальной ценной бумагой, распоряжение
которой означает передачу товара.
В этом отличие коносамента от
накладной: он не просто сопровождает
груз, а является товарораспорядительн м
документом. Коносамент как ценная бумага
может быть именным, ордерным и предъявительским.
Реквизиты коносамента делятся на обязательные
(они перечислены в законе) и факультативные,
которые включаются по соглашению сторон.
К числу обязательных ст. 144 Кодекса торгового
мореплавания относит:
а) наименование
судна, если груз принят к перевозке;
б) наименование
перевозчика;
в) место
приёма или погрузки груза;
г) наименование
отправителя;
д) место
назначения груза, а при наличии
чартера место назначения или
направления судна;
е) наименование
получателя в именном коносаменте
или лица, приказу которого коносамент
выдан (ордерный коносамент), или указания
на предъявительский характер коносамента;
ж) наименование
и характеристика груза;
з) размер
вознаграждения перевозчика (фрахта);
и) время
и место выдачи коносамента;
к) число
экземпляров коносамента;
л) подпись
капитана.19
Документ,
не содержащий хотя бы одного из названных
условий, не считается коносаментом.
Коносамент обычно составляется в двух
экземплярах, один из которых остаётся
у перевозчика и следует с
грузом, а другой выдаётся отправителю
и служит основанием для получения
груза, а также платежей по договору
с его получателем. По желанию
отправителя ему может быть выдано
несколько экземпляров коносамента
тождественного содержания с отметкой
об их количестве. После выдачи груза
по одному из них остальные теряют
силу.
Заключение
договора морской перевозки тесно
связано с выбором стандартных
(базисных) условий договоров купли-продажи,
в которых установлены способ
и место доставки, а распределены
обязанности по уплате провозной
платы, страховых премий, а также
распределены риски, связанные с
товаром. Они собраны в специальных
международных правилах толкования
торговых терминов (Инкотермс).
Чартер
– консенсуальная разновидность
договора перевозки. Поскольку его
заключение не свидетельствует о
приеме груза к перевозке и
не дает возможности распорядиться
им, при чартерных перевозках может
быть выписан и коносамент. В этом
случае отношения между фрахтовщиком
и фрахтователем определяются чартером,
а между перевозчиком (фрахтовщиком)
и получателем – коносаментом,
если в нем нет иной оговорки со
ссылкой на чартер.
От чартера
отличается договор фрахтования
судна на время – тайм-чартер.
Он применяется как при перевозках
грузов и пассажиров, так и для
достижения иных целей (проведения научных
экспедиций, эксплуатации морских богатств,
проведения экскурсий и прогулок
и др.), о чем прямо указанно
в ст. 178 Кодекса торгового мореплавания
(КТМ). По своей природе тайм-чартер
является договором аренды транспортных
средств, который был охарактеризован
выше.20
Провозная
плата (фрахт) определяется по соглашению
сторон договора морской перевозки,
а в некоторых случаях –
по тарифу. В тех случаях, когда
допускается перевод платежей на
получателя (ст. 154 КТМ), груз выдается последнему
при условии предъявления им документа
о перечислении соответствующих
сумм.
Сроки доставки
грузов устанавливаются в нормативном
порядке и по соглашению сторон.
Если они не определены, перевозчик
считается выполнившим свою обязанность
в отношении срока при условии,
что после погрузки судно сразу же
вышло в рейс и двигалось с обычной для
него скоростью, обычным путем, которым
пользуются торговые суда при аналогичных
перевозках. Отклонения в пути в целях
спасения на море человеческих жизней,
судов и грузов, а равно иное разумное
отклонение, если оно не вызвано неправильными
действиями перевозчика, не считаются
нарушением договора (ст. 150 КТМ).
По прибытии
груза в порт назначения пароходство
(порт) обязано послать извещение
(нотис) получателю не позднее 12 часов
следующего дня, хотя бы груз прибыл и
ранее истечения срока доставки.
При нарушении этой обязанности
пароходство лишается права на взимание
платы за хранение груза в течении
просроченных дней. В случае невозможности
вручить извещение получателю перевозчик
извещает об этом отправителя.
Грузополучатель
обязан в установленные сроки
принять и вывезти в его
адрес груз. В случае неявки получателя
или его отказа от принятия груза
последний сдается капитаном
судна для хранения на склад или
в иное надежное место и хранится
в течение 2 месяцев со дня прихода
судна в порт выгрузки. При неуплате
отправителем всех причитающихся перевозчику
сумм по данной перевозке груз реализуется
в установленном порядке (ст. 157 КТМ).
КТМ, в
изъятие из общего правила о недопустимости
одностороннего отказа от исполнения
договора, перечисляет условия, при
которых договор перевозки может
быть расторгнут одной стороной с
уплатой или даже без уплаты вознаграждения
другой стороне (ст. 143-145 КТМ). При определенных
обстоятельствах договор перевозки
вообще прекращается без отказа сторон
и без обязанности выплаты
вознаграждения друг другу (ст. 147 КТМ).
Воздушная
перевозка.
Договор
оформляется грузовой накладной, которая
составляется отправителем.21 Он отвечает
за правильность и полноту сведений, представленных
перевозчику в накладной. Наряду с обычной
воздушной перев и т.д.................