Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Законы и загадки зрительного восприятия человека
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 25.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Оглавление.
Введение………………...3
1. Понятие самооценки
личности...………...4
2. Понятие стрессоустойчивости…. .………..10
3. Влияние самооценки
на стрессойстойчивость……………...12
Заключение………...…………...13
Список использованной литературы………...………14
Введение
В современной жизни на
первое место выступает проблема социальной
ценности человека, при этом здоровье
является одним из важных условий жизнедеятельности.
Среди множества факторов, определяющих
работоспособность и другие характеристики
здоровья, большую роль играет психическая
устойчивость к стрессовым ситуациям.
Высокий уровень психической устойчивости
к стрессам является залогом сохранения,
развития и укрепления здоровья и профессионального
долголетия личности. Формирование стрессоустойчивости
является залогом психического здоровья
людей и непременным условием социальной
стабильности, прогнозируемости процессов,
происходящих в обществе. Нарастающие
нагрузки, в том числе психические, на
нервную систему и психику современного
человека приводит к формированию эмоционального
напряжения, которое выступает одним из
главных факторов развития различных
заболеваний. В настоящее время на передний
план выходит забота о сохранении психического
здоровья и формировании стрессоустойчивости
современного человека. Путь к психическому
здоровью – это путь к интегральной личности,
не разрываемой изнутри конфликтами мотивов,
сомнений, неуверенностью в себе. На этом
пути важно познавать особенности своей
психики, что позволит не только предупреждать
возникновение болезней, укреплять здоровье,
но и совершенствовать самих себя и свое
взаимодействие с внешним миром. Социальные
взаимоотношения могут способствовать
психологической, социальной адаптации,
усвоению форм здорового поведения и восстановлению,
если они носят поддерживающий характер,
а также влиять на физиологические показатели
здоровья.
1. Понятие самооценки личности
Самооценка - оценка человеком
самого себя, своих достоинств и
недостатков, возможностей, качеств, своего
места среди людей. Это наиболее существенная
и наиболее изучаемая в психологии сторона
самосознания личности. С помощью самооценки
происходит регуляция поведения личности.
Самооценка связана с
одной из центральных потребностей
в самоутверждении, со стремлением
человека найти свое место в жизни,
утвердить себя как члена общества
в глазах окружающих и в своем
собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих
у личности постепенно складывается
собственное отношение к себе
и самооценка своей личности, а
так же отдельных форм своей активности:
общения, поведения, деятельности.
Как же личность осуществляет
самооценку? Человек становится личностью
в результате совместной деятельности
и общения.
Познавая качества другого
человека, личность получает необходимые
сведения, которые позволяют выработать
собственную оценку. Уже сложившиеся оценки
собственного “Я” есть результат постоянного
сопоставления того, что личность наблюдает
в себе, с тем, что видит в других людях.
Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается
к другому человеку, сравнивает себя с
ним, предполагает, что и тот небезразличен
к его личностным качествам, поступкам,
проявлениям; все это входит в самооценку
личности и определяет ее психологическое
самочувствие. В процессе общения личность
постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости
от результатов проверки, оказывается
довольный собой или недовольный.
Возникает представление
о том, что каждый человек имеет
своего рода “внутренний манометр”,
показания которого свидетельствуют
о том, как он себя оценивает, доволен ли
он собой или нет. Значение этой суммарной
оценки удовлетворения своими качествами
очень велико. Слишком высокая и слишком
низкая самооценки могут стать внутренним
источником конфликтов личности. Разумеется
эта конфликтность может проявляться
по-разному.
2. Понятие стрессоустойчивости
Поскольку стресс связан с
любой активностью, избежать его
может лишь тот, кто ничего не делает.
Но кому была бы интересна жизнь
без взлетов и падений, без
успехов и ошибок? Стресс — это
своего рода вкус и аромат жизни. Со
стрессами мы сталкиваемся постоянно,
решая те или иные проблемы. Мы можем
испытывать стресс, стоя в длинной
очереди, сталкиваясь с трудностями
на работе и проблемами в семье, когда
хотим сделать многое, а времени
для этого нет, когда имеются
нереализованные возможности и
во многих других ситуациях, перечень
которых можно продолжать до бесконечности.
Но при этом все люди по-разному
и с разными для организма
последствиями реагируют на стресс.
Эпидемиологические и
клинические наблюдения свидетельствуют
о том, что в человеческой популяции
существует не менее 30% индивидов, сохраняющих
нормальные физиологические показатели
даже при длительных и остро выраженных
напряжениях. Все это указывает
на то, что в живых организмах
есть механизмы устойчивости к различного
рода стрессам. Вследствие познания этих
механизмов возможна выработка адекватных
методов реабилитации, способных
поднять устойчивость человека к
воздействию стрессовых факторов (стрессоустойчивость)
Многие исследователи
склонны считать стрессоустойчивость
результатом тренировок, однако, не
следует отрицать, что у каждого
человека есть определенный набор личностных
черт и физиологических особенностей,
которые определяют его устойчивость
к стрессу. Некоторые специалисты
считают, что гены способны влиять на
наше отношение к стрессу.
К наиболее известным физиологическим
особенностям, обеспечивающим повышенную
стрессоустойчивость, относят:
• Тип нервной системы.
Люди со слабым типом нервной системы
менее устойчивы к стрессу. У
крайних типов (холериков, меланхоликов)
адаптация к воздействию стрессоров
не является стойкой. Рано или поздно
факторы, воздействующие на психику, приводят
к развитию неврозов, которые характеризуются
дезорганизацией как психических, так
и вегетативных функций. У меланхоликов
стрессовые реакции чаще всего связаны
с тревогой или испугом, фобией или невротической
тревожностью, характеризуются нервозностью
и бессонницей. У холериков типичная стрессовая
реакция — гнев, страх неудачи и потери
контроля, боязнь совершить ошибку. У флегматиков
под действием стресса снижается активность
щитовидной железы, замедляется обмен
веществ и может повышаться содержание
сахара в крови. В стрессовых ситуациях
они «нажимают» на еду, в результате чего
могут становиться тучными. Наблюдается
состояние «умственной тяжести», вялости,
пересыпания. Сильная нервная система
сангвиников позволяет им легче всех справляться
со стрессом.
• Гормональные особенности.
Люди с пониженным уровнем кортизола
в крови менее подвержены воздействию
стресс-факторов. Данная особенность
наблюдается и у животных. Проводимые
в дикой природе эксперименты
показали, что среди обезьян вершину иерархической
лестницы возглавляет самец с наименьшим
уровнем кортизола в крови, что делает
его способным к быстрым реакциям на угрозу
и способствует повышенной выживаемости.
Известно, что высокий уровень кортизола
не только предрасполагает к сердечно-сосудистым
заболеваниям или раку, но также повышает
вероятность депрессивного, меланхолического
настроения.
Некоторые личностные черты,
обусловливающие повышенную стрессоустойчивость:
•
Уровень самооценки. Чем выше самооценка,
ощущение важности своего существования,
тем больше стрессоустойчивость.
•
Уровень субъективного контроля
(характеристика степени независимости,
самостоятельности и активности
человека в достижении своих целей,
его личной ответственности за свои
действия и поступки). Интерналы
считают, что способны влиять на ситуацию,
они занимают позицию «Я — не
жертва» и берут ответственность
за происходящее в свои руки. Тем
самым они менее подвержены стрессовым
влияниям, чем экстерналы, которые воспринимают
ситуацию как результат внешних обстоятельств
и, соответственно, более уязвимы.
•
Уровень личностной тревожности (устойчивой
склонности воспринимать большой круг
ситуаций как угрожающие и реагировать
на них состоянием тревоги). Тревожность
не является изначально негативной чертой.
Определенный уровень тревожности
— естественная и обязательная особенность
активной личности, поддерживающая инстинкт
самосохранения. При этом высокая личностная
тревожность тесно связана с наличием
невротического конфликта, с эмоциональными
срывами и психосоматическими заболеваниями.
Поэтому открытость, интерес к изменениям
и отношение к ним не как к угрозе, а как
к возможности развития на фоне адекватного
уровня личностной тревожности приводит
к повышению стрессоустойчивости.
•
Баланс мотивации достижения и избегания.
Люди, мотивированные на достижение чего-либо,
легче переносят стрессовую ситуацию,
чем люди, мотивированные на избегание
неудач.
В 60-е годы XX столетия считали,
что трудоголики с сильной
хваткой, цепкие и агрессивные натуры
более предрасположены к болезням
сердца. Эту группу стали называть
«личности типа А». Для них характерны
нетерпеливость, подвижность, раздражительность,
дух соперничества, честолюбие.
Поведение, характерное для
типа А:
Надеясь побольше «выжать»
из своего дня, тип А стремится
все делать быстро, чтобы сохранить
время. Люди этого типа едят, ходят,
водят машину и говорят в ускоренном
темпе.
Тип А практикует «полифазность»,
то есть делает два или более дел
в одно время. Такие люди подписывают
бумаги и в это время говорят по телефону
на совершенно отвлеченные темы.
Люди типа А своеобразно
ведут себя в ситуации выбора. Например,
в супермаркете покупатель типа А
по мере приближения к кассе будет
колебаться, прежде чем выберет очередь.
Он обратит внимание на количество
ждущих людей, оценит число предметов
в каждой тележке и эффективность действий
кассиров. И исходя из всех этих фактов,
тип А предпочтет самую «быструю» очередь.
Вы думаете, что после этого он успокоится?
Вместо того чтобы спокойно ждать, личности
типа А станут внимательно наблюдать за
движением других очередей, чтобы удостовериться,
не ошиблись ли они в выборе. Уровень их
стрессовых гормонов растет, когда они
видят, что другие очереди двигаются быстрее.
Они неистово злятся, если их очередь задерживается
кем-то, кто проверяет цены по чеку, и буквально
«взрываются», когда их очередь наконец-то
подошла, а лента в кассовом аппарате закончилась.
Личности типа А склонны
к трудоголизму. Если они стремятся
к успеху и работают все больше
и больше, чтобы достичь своих
целей, то у них могут возникать
проблемы в семье и в общении
с окружающими. Они совершенно не
умеют расслабляться, отключаться
от работы.
По мнению ряда ученых, в
опасности не все энтузиасты и
трудоголики, а только те, кто враждебно
относится к миру. Таким образом,
тип А подразделяется на тип А
Враждебный и тип А Усердный. В
отличие от людей первого типа,
которые достаточно агрессивно настроены
к миру, люди второго типа рассматривают
любую незнакомую ситуацию как вызов,
а не как угрозу. Они используют
эту возможность для развития,
ждут перемен к лучшему, много
для этого делают, считают, что
способны сами управлять своей жизнью,
и, как правило, менее подвержены
стрессу.
Когда люди типа А уверяют,
что чувствуют себя при стрессе
прекрасно, это говорит о том,
что они привыкли к состоянию
приподнятости и уверенности, которое
создает выброс одного из гормонов стресса
— норадреналина.
Симптомы действия норадреналина:
— активная мыслительная
работа;
— плохой сон;
— повышенная активность.
Люди типа В спокойны и
не раздражительны. Они не так реактивны,
как тип А, но это вовсе не означает,
что тип В менее честолюбив
и не стремится к успеху. Просто
у них другие методы достижения целей.
Даже в значимой ситуации люди типа
В не паникуют, не теряют самообладания
и не действуют в состоянии
повышенной тревожности. Они не создают
себе ненужного стресса, спокойно реализуют
свои возможности, и поэтому их здоровье
вне опасности.
Исследователи стресса выделили
еще один тип личности — «вечно
рискующие», или «искатели приключений»
(люди типа Т). Их легко можно узнать,
поскольку именно они постоянно
в поисках приключений, о которых
другие даже не помышляют. Например, таких,
как прыжки с парашютом или
полеты на дельтаплане.
Беря во внимание личностные
особенности, по способам реагирования
на стресс людей можно разделить
на 3 категории, условно названные
«стресс кролика», «стресс льва»
и «стресс вола».
К первой категории —
«стресс кролика» — относятся
те, для кого характерна пассивная
реакция на стресс. При этом человек
способен только на короткое время
активизировать свои немногочисленные
силы. Ко второй категории — «стресс
льва» — относятся люди, бурно
и энергично реагирующие на стресс.
Наконец, 3 категория — «стресс
вола» — данный тип людей может
долго и методично работать на
пределе своих возможностей, выполняя
большую нагрузку.
Психологи советуют в каждом
конкретном случае анализировать ситуацию.
Подумать, что зависит от вас, на
какие внешние обстоятельства вы
можете повлиять, а на какие —
нет. И в зависимости от этого
выбирать стратегию поведения, характерную
для той или иной роли.
Умение справляться со
стрессом зависит от того, насколько
хорошо человек к нему подготовлен, от
отношения к ежедневным требованиям, предъявляемым
вам жизнью. Люди, с трудом преодолевающие
жизненные испытания, чувствуют, что часто
оказываются во власти непредвиденных
ситуаций. И если некоторые рождаются
с хорошими способностями к «преодолению»,
то другим их необходимо приобрести и
постоянно развивать. К этим способностям
можно отнести:
— настойчивость;
— умение принимать
решения;
— рациональное осмысление
своих поступков;
— организованность;
— умение создать
свой круг общения;
— умение «качественно»
общаться;
— умение контролировать
себя.
Главное помнить, что события,
которые нас взволновали сегодня,
завтра могут оказаться не такими
уж значимыми.
3. Влияние самооценки на стрессойстойчивость
Стрессоустойчивость – это
культура отношения к себе: понимание
своих состояний, формирующихся
в процессе повседневной жизни, понимание
механизмов, причин и последствий
развития стресса, знание способов управления
собственным состоянием и умением
эти способы реализовывать.
Человек на протяжении всей
жизни каждый день сталки и т.д.................