Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Сопротивление воспитание
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 25.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Видимо, сопротивление воспитанию - это такое
состояние воспитанника в воспитательном
процессе, которое выражается в неприятии,
игнорировании, противостоянии всем компонентам
воспитательного процесса (от единичных
воспитательных воздействий - до всей
воспитательной системы в целом). При этом
выражено оно может быть в скрытых или
открытых проявлениях через различные
формы - словесные, эмоционально-волевые
и поведенческие (то есть в основе их -
система отношений к окружающему миру).
В психологии назван и
описан один из вариантов сопротивления
воспитанию. Дидактогения - возникновение негативных
психических процессов в структуре личности
учащегося (угнетенное состояние - страх,
фрустрация - представление о трудности,
нерешаемости проблем обучения и воспитания),
вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим
поведением, воздействием педагога... отрицательно
сказывающимся на деятельности и межличностных
отношениях учащихся,
Мы склонны рассматривать
явление не только применительно
к обучению (дидактике), но и более
широко - ко всему воспитанию в широком
смысле этого слова. Сопротивление
воспитанию может выступать и
как защитная реакция воспитанника
на негативные условия жизни и
воспитания, и как следствие отклонений
в физическом и психическом развитии школьника,
и как последствие нарушенных отношений
с окружающими сверстниками и взрослыми,
как неприятие жизненной позиции окружающих
людей (родителей, педагогов, ближайшего
бытового окружения, сверстников, отдельных
социальных групп, общества в целом), как
реакция на неадекватные средства, методы
и приемы воспитания, как протест против
авторитарного давления на личность в
жизни вообще и в воспитании в частности,
как защитная реакция на обиды, унижения,
оскорбления... как способ самоутверждения,
как средство самозащиты и самосохранения...
Сопротивление воспитанию,
как это хорошо известно педагогам-практикам,
может быть не только индивидуальным,
но и групповым, когда в группу объединяются
«единомышленники» сопротивления отдельным
воспитательным воздействиям, некоторым
педагогам, школьной системе в целом и
так далее. Возможно и фронтальное противостояние
всего класса действиям классного руководителя,
отдельных учителей, администрации, педагогическому
коллективу - тогда возникает и развивается
конфликт, требующий своего разрешения.
Как видим, сопротивление
воспитанию многолико, вариантов его
проявления - масса, а объяснение этого
одно - многообразие причин, лежащих
в ого основе. Каковы же они?
Если смотреть на причины
возникновения сопротивлению воспитателю
в широком плане, то надо анализировать
их в той же логике, делая акцент
на несоблюдение условий для полноценного
развития личности ребенка, подростка...
Эти негативные условия возникают
под влиянием групп причин разного
уровня, накладываясь одна на другую и
образуя в каждом конкретном случае
воспитания свою, собственную сложную
совокупную причину сопротивления
воспитанию, включающую в себя:
* глобальные, мировые причины;
* социальные (экономические, политическое,
культурологические. ; современные реалии
детства);
* психо-физиологически (здоровье, состояние
развития, забегание вперед или отставание
в развитии);
* педагогические (как условие воспитания,
психолого-педагогич ская ситуация
развития).
К примеру, что касается
последней группы причин, особо интересующей
нас, наиболее распространенными негативными
факторами воспитания являются:
* неадекватное воздействие материального
благосостояния семьи: избыток
(либо недостаток) вещей, приоритет
материального благополучия над
реализацией духовных потребностей
растущего человека, дисгармония
материальных потребностей и
возможностей их удовлетворения,
избалованность и изнеженность,
безнравственность и про-тийонравность
семейной экономики;
* бездуховность родителей; отсутствие
стремления к духовному развитию детей;
* авторитарном, либо «либерализм»,
безнаказанность и всепрощение;
* безнравственность, наличие аморального
стиля и тона отношений в
семье, противоправный образ жизни;
* отсутствие нормального психологического
климата в семье;
* фанатизм в любых его проявлениях
(страсть к накопительству денег
и вещей, религиозный, политический,
музыкальный, спортивный);
* безграмотность в психолого-педагогическом
отношении (отсутствие целенаправленности
воспитания, беспринципность, противоречивость
в применении методов воспитания,
физические наказания, причинение
детям тяжелых нравственных страданий).
Говоря о возникновении
сопротивления воспитанию, попробуем
расставить некоторые акценты, вычленить
нюансы воздействия этих, в общем-то
до банальности известных причин.
Нередко дети сопротивляются
воспитанию, когда цель воспитателя
не совпадает с целью воспитанника.
Школьному педагогу, принимающему
эстафету развития и воспитания ребенка,
необходимо вдумчиво оценить и понять
всю историю и логику предыдущего
развития, чтобы вести ее дальше.
Оценить нестандартно, нетрафаретно,
творчески. Это прекрасно описано
у В. Леви: «Детство - время бессознательных
обобщений. Отрицательное отношение
к еде легко переходит в
отрицательное отношение к людям.
Представим себе хоть на минутку, что
весь мир стал Заставляющим, Навязывающим,
Принуждающим... Ежедневная необходимость
сопротивляться... Сдаваться, притворяться
сдающимся...
В совокупности с нарушенной
техникой и логикой наказаний
и поощрений это приводит к
развитию критических ситуаций, в
которых оказывается ребенок
в школьном возрасте. Интересна и
полезна для школьного педагога
классификация таких ситуаций, данная
Г.П. Малаховым2: в зависимости от степени
напряжения воли и интеллектуальной работы,
необходимой для их преодоления, критические
ситуации подразделяются на четыре вида:
1) Стресс (англ. «напряжение») - общая
реакция организма на ситуацию, требующую
перестройки, адаптации, которая переживается
как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается
нарушением контроля, приспособления
к окружающему.
2) Фрустрация (лат. «обман, тщеславное
ожидание, расстройство») - состояние,
вызванное двумя моментами: наличием сильной
мотивации достичь цели и преграды, препятствующей
этому достижению; физические (ограничение
свободы), биологические (болезнь), психологические
(страх,, застенчивость, нехватка знаний
и умений), моральные (нормы, правила поведения,
запреты). Следствие - от небольшой дезорганизации
до полной потери терпения и надежды,
3) Конфликт (лат. «столкновение») - ситуация
выбора, которую личность не может разрешить,
не может найти компромиссного решения,
в результате чего поведение и сознание
человека (школьника) дезорганизуется.
4) Кризис (греч. «решение, поворотный
пункт») - состояние, порождаемое вставшей
перед личностью проблемой, от которой
она не может уйти и которую не может разрешить
в короткое время привычными способами
(тяжелая болезнь, переход в другие условия
существования, изменение внешности, кризисные
явления возраста и тому подобное...).
Все четыре вида критических
ситуаций в той или иной степени
характеризуют явление сопротивления
воспитанию и вынуждают школьного
педагога выстраивать свою логику воспитательного
процесса. Здесь же необходимо сказать
о последствиях сопротивления воспитанию,
с которыми нередко встречается
школьный педагог в практике воспитания.
Мы выделим их четыре основные группы.
1) Усугубление нервно-психических
заболеваний, для которых недостатки
воспитания и описанные выше критические
состояния являются психогенными факторами:
эпилепсия, шизофрения, различные неврозы
и неврастения (страха, навязчивых состояний,
навязчивых движений, онанизм, ночное
недержание мочи, логофобия, мутизм, сурдомутизм,
заикание и др.), психогенные шоковые реакции,
различные психопатии (тормозимая, шизоидная,
возбудимая и так далее), минимальная мозговая
дисфункция и другие. Мы не станем здесь
описывать их, ибо это дело медиков-специалистов
да и пособие наше - педагогическое. Отошлем
читателя к специальной литературе.1
2) Особые психические состояния:
аутизм (чрезмерная самоуглубленность,
отчуждение), стрессовое состояние (общее
возбуждение, напряжение), апатия (потеря
интереса, безразличие к окружающему),
навязчивые психические состояния (тягостные
мысли, страхи, тяжелые воспоминания...),
различного рода страхи (тревожность,
боязнь), аффилиация (актуализация потребности
в эмпатии, общении, дружбе, сотрудничестве),
эйфория (беспечное, радостное, блаженное
состояние, не соответствующее положению
человека), депрессия (подавленность, состояние
безысходности, общая пассивность), циклотомия
(периодическая смена возбуждения и депрессии),
аффект (бурное, трудносдер-живаемое эмоциональное
состояние при неспособности найти выход
из создавшейся ситуации), барьер смысловой
(затруднительное взаимопонимание между
людьми, вызванное различным пониманием
и оценкой одних и тех же явлений), одиночество
(состояние оторванности, изоляции от
других людей; напряженность, скука, опустошенность...
от недостатка общения и другие состояния.
3) Формирование в личности школьника
специфических ка и т.д.................