Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Проблемы и виды электронного обучении. Создание электронных учебных материалов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 26.04.13. Год: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



---------



Реферат
Проблемы и виды электронного обучении.
Создание электронных учебных материалов




Владимир
2012



Содержание.
Введение
    Проблемы электронного обучения.
    Виды электронного обучения.
    Создание электронных учебных материалов.
Заключение
Список используемой литературы.











Введение.
Переход к информационному обществу влечет за собой радикальные изменения в сфере образования. Несмотря на повсеместное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), главным для современного преподавателя остается владение педагогической теорией и понимание проблем, которые она ставит перед ним. Педагогика в качестве своего объекта рассматривает систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Предмет педагогики есть целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX – середины XX века, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности]:
    вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
    совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
    широтою общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
    свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
    постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Другими словами, учебное заведение должно создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше, а это требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества. Естественно, это требует значительных материальных затрат для учебного заведения, но дело педагогов главное — искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования.
Также уже сегодня можно утверждать, что электронная педагогика — это не отдельная новая отрасль, а она присутствует в каждой из общепринятых отраслях педагогики (дошкольной педагогике, педагогике школы, производственной, военной, исправительно-трудов й, социальной и коррекционной педагогике). Каждая из этих отраслей эволюционно переходят в электронную педагогику.
Сегодня в процессе обучения нужно формировать способности и учить обобщенным способам деятельности. Образование начинает отставать от темпов изменения жизни, и с ним надо что-то делать. Возникающие проблемы надо формулировать и решать на научной основе. Потребность в новой педагогике уже давно ощущалась научно-педагогическ й общественностью и на это обращали внимание А.А. Андреев, А.М. Новиков, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, В.Д. Шадриков, С.А. Щенников и другие специалисты в этой области. Солдаткин Василий Иванович, д.ф.наук, профессор, первый вице-президент Московского технологического института «ВТУ», является основателем научной школы «Электронная педагогика». Проблемами педагогики в современных ИОС активно занимается д.п.н., профессор Андреев Александр Александрович. Большое количество очных и дистанционных конференций, семинаров, посвящённых применению ИКТ в образовании, говорит об актуальности и востребованности этого направления в научно-педагогическо сообществе.
Формирование электронной педагогики связывают с формированием и развитием свободной личности. В развитии талантов личности, в развитии сущности науки и посвящения в тайны бытия личности, решения проблем реальности должна видеть педагогика свою задачу.

      Проблемы электронного обучения.
Очень важно сформировать совокупность проблем электронного обучения, которые в своей основе схожи проблемам традиционного обучения, но имеют свои особенности. Эти проблемы надо решать вместе, иначе придется перерабатывать уже созданное или, что хуже, создавать все заново.
Перечислим эти проблемы и постараемся их прокомментировать.
    Проблема отсутствия теории обучения в современной информационно образовательной среде (ИОС), и как ее составной части отсутствие понятийно – категориального аппарата.
Ни одна из существующих в настоящее время теорий обучения не может быть непосредственно использована для обучения в ИОС. Существующие попытки строить компьютерное обучение или Интернет-обучение в соответствии с традиционной методологией обучения оказались малоэффективными.
Неудовлетворительно состояние разработки понятийных, терминологических проблем электронной педагогики подтверждает хотя бы частный пример многозначного понятия одного специфического средства обучения, имеющего различные названия в ИОС, а именно: электронный учебник, компьютерный учебник или компьютеризированный учебник, виртуальный учебник и т.д. В конце концов, всю эту совокупность средств обучения назвали "электронные издания учебного назначения". Но и это понятие не является установившимся, признанным.
В соответствие с ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» учебное электронное издание - это «электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения» .
В отличие от печатного учебного издания для его использования необходимы средства вычислительной техники. К электронные учебным изданиям относятся: электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные тренажеры и лабораторные работы, электронные базы данных учебного назначения, электронные системы контроля знаний.
На сегодня понятийный аппарат явно расширился. Появились новые категории: дистанционное обучение (ДО), электронное обучение, интернет-обучение, преподаватель ДО, тьютор, вебинары и др. Появился богатый опыт электронного обучения и его нужно обобщить и разработать теоретические основы, которые помогут совершенствовать практику.
    Проблема оптимального состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения в современных ИОС и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения.
Проблемой является, например, определение пропорций размещения элементов УМК на разных видах носителей информации для обучения с максимальной степенью эффективности. Эта проблема должна решаться на основе психолого-педагогиче ких теорий. Здесь же возникает проблема структурирования содержания учебных материалов в каждом элементе УМК (учебнике, учебном пособии и т.д.). Решение данной проблемы связано также с проблемами стандартизации в образовании, с применением соответствующих средств и методов.
В методическом плане электронные учебники существенно отличаются от учебников, предназначенных для сопровождения очного процесса. Электронный учебник как средство, ориентированное на самостоятельное изучение материала студентом, должен содержать не только учебный материал, но и предвидеть возникающие в процессе усвоения материала затруднения, уметь диагностировать их возникновение и проводить своевременную коррекцию с использование, например, тестов по самопроверке.
Наиболее продвинутыми в области формирования УМК, который может быть рекомендован при обучении в ИОС и с успехом применяться при разных формах обучения, являются Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Евразийский открытый институт (ЕАОИ).
    Проблемы оптимизация психолого-эргономиче кого представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
Учебная информация, расположенная в различных элементах УМК, может быть представлена либо в текстовой форме, либо в форме звукоряда, либо в виде схемообраза, видеоряда и т.д., или в их сочетании. При этом должны быть соблюдены эргономические и валеологические требования.
Эта проблема связана с психолого-лингвисти ескими особенностями восприятия человеком учебного материала с экрана компьютера, с пониманием и учетом психологических характеристик пользователей в системе дистанционного обучения. Здесь необходимо проводить исследования в направлениях использования психологических теорий восприятия человеком учебного материала, использования психологических характеристик пользователей в ИОС, темпа усвоения обучаемыми материала с экрана и др.
    Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную ИОС.
Обычно получается так, что на начальном этапе внедрения электронного обучения, руководство образовательного учреждения, приняв решение о переходе к ИСО, стремится в первую очередь оснастить образовательное учреждение современными компьютерами, объединить их в локальную сеть, подключиться к Интернет, поставить современное программное обеспечение, думая при этом, что учебный процесс развернется сам собой. Но здесь требуется учитывать все элементы педагогической системы. Таким образом, решение этой проблемы включает в себя подготовку участников образовательного процесса, как в области средств ИКТ, так и педагогики современных ИОС.
Ошибочно полагать, что знание и умение преподавателя использовать возможности средств ИКТ автоматически позволит эффективно использовать их в учебном процессе. Преподаватель должен иметь представление, в какой ИОС ему предстоит работать; как готовить учебно-методический материал; как преподавать, используя все дидактические, технические и другие возможности среды; правовой статус преподавателя, и, прежде всего, – какие права и обязанности имеет преподаватель как субъект образовательного права.
Студентов также надо готовить к тому, чтобы обучаться в ИОС. В ИОС им надо будет научиться учиться. Чтобы обучаться в ИОС надо, как минимум, иметь доступ к техническим средствам ИКТ и обладать информационной культурой, которая может рассматриваться как свод правил поведения, умения и навыков человека в инфосфере, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества.
По этим направлениям должны быть разработаны и исследованы модели преподавателя и студента, адекватные их функционированию в современных ИОС, а на их базе - учебные программы и планы. Прототипом таких действий могут служить следующие шаги в направлении переподготовки преподавателей высшей школы, которые сделаны в МЭСИ и ЕАОИ: 1) обучение ППС по курсу «Преподаватель в среде e-learning»; 2) внесение в учебные планы всех специальностей дисциплины «Студент в среде e-learning».
    Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
Воспитание считают достаточно часто основной категорией педагогики. Однако этим термином в педагогической литературе обозначается пять разных понятий [1, c.190]: 1) воздействие на человека социального строя и окружающей действительности; 2) передача новым поколениям накопленного общественно-историче кого опыта; 3) учебно-воспитательны процесс в образовательном учреждении в целом; 4) специальная воспитательная работа для формирования системы определенных убеждений и взглядов; 5) формирование отдельных качеств. Такое положение с неопределенным обозначением границ предмета педагогики (которая считается все же наукой о воспитании) является одной из причин развившегося в ней кризиса.
Чаще всего в педагогической литературе не указывается, о каком из значений термина "воспитание&quo ; идет речь, т.к. считается, что это значение легко определяется из контекста. Это допустимо, но только не в случае, когда речь идет о предмете научного направления, педагогики в целом.
Приняв в качестве основы определение, что воспитание в высшей школе является специальной работой сотрудников вуза, направленной на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием, можно представить и объем работы в этом направлении, даже в традиционном вузе при очной форме обучения. Мало, к сожалению, работ, где определяется, что надо делать со студентами в виртуальных вузах части воспитательной работы.
Нет сомнения в том, что в современной ИОС можно обеспечить студентов требуемыми объемами знаний и умений. Но обучение в сети Интернет - это по большей степени самостоятельная работа в отрыве от обычного человеческого общения, что накладывает отпечаток на личность в целом.
    Валеологические проблемы.
Валеология рассматривается как наука о здоровье, о здоровом человеке. В системах социальных ценностей и приоритетов любого общества здоровье человека занимает важное место. Будучи одним из показателей общественного прогресса и своеобразным зеркалом социально-экономичес ого благополучия страны, здоровье является мощным социальным, оборонным, культурным и духовным потенциалом любого общества. Здоровье - динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком, трудовых, психических и биологических функций.
В настоящее время разработка теории здорового образа жизни является неотъемлемой частью теории здоровья. Здоровый образ жизни - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности, регулируемых ими, и укрепляющая адаптивные возможности организма. При электронном обучении проблемы сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни студентов и преподавателей актуализируются и требуют разработки новых подходов для решения.
7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.
Актуальность и важность этого блока проблем очевидна, т.к. его решение позволит провозгласить о том, что стоило ли решать все остальные проблемы.
Предложенный перечень основных психолого-педагогич ских проблем ни в коей мере нельзя, естественно, считать исчерпывающим. Стремительно развивающиеся ИКТ, быстрый рост числа услуг и возможностей, предоставляемых Интернет, практически ежедневное появление новых программных продуктов, используемых в обучении, постоянно ставят перед педагогами и психологами новые вопросы.
В заключение сформулируем некоторые проблемы электронной педагогики, которые актуальны, с точки зрения А.А. Андреева , на сегодняшний день.
1. Становление и развитие теоретической базы, в том числе терминологического аппарата.
2. Виды и методики проведения электронных занятий, в том числе дистанционные лабораторные практикумы.
3. Дидактические свойства инструментов (программных средств и сервисов Интернета).
4. Формы представления учебных материалов для изучения в электронной ИОС
5. Подготовка студентов и преподавателей к эффективному овладению технологией электронного обучения.
6. Валеология электронного обучения и Интернет-безопасность.
7. Воспитательные проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета.
8. Обеспечение качества электронного обучения и его оценка.
9. Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения.
10. Исследование организационных форм обучения, поиск их оптимального сочетания и веса в смешанном и дистанционном вариантах проведения учебного процесса.
Также к перечисленным проблемам можно добавить и следующие:
    проблемы использования старых методов обучения при новых технологиях;
    трудности при совмещении природных потребностей человека в общении с новыми технологиями, в связи с чем преподавателям надо прилагать очень много усилий, для того, чтобы электронный курс и его составляющие имели "человеческий облик";
    многие электронные курсы разработаны таким образом, что они могут преподаваться только одним учебным заведением или только одним преподавателем - если преподаватель уходит из университета, то его курс необходимо практически полностью переделывать, что ведёт к новым затратам и потерям времени;
    проблемы «живого» общения, т.к. удалённый студент, обучаясь только по средствам ИКТ, не получает возможности наработать те необходимые навыки, которые он мог бы нарабатывать на лекциях и семинарах;
    недостаток профессионализма при разработке учебных электронных материалов и необходимость специальной подготовки преподавателей для работы с новыми технологиями, т.к. далеко не все преподаватели университета в состоянии самостоятельно осваивать новые образовательные ИКТ, и без специального обучения преподаватели разрабатывают курсы неудовлетворительног качества;
    отсутствие систем поощрения за участие в улучшении качества процесса образования, хотя преподаватели прилагают достаточно много усилий к освоению новых принципов преподавания с ИКТ, но не все учебные заведения мотивируют это.


















2.Виды электронного обучения.

Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будут рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное и развивающее обучение.

Традиционное обучение.

Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оц
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.