Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Проблемы и виды электронного обучении. Создание электронных учебных материалов
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 26.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 19.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
---------
Реферат
Проблемы
и виды электронного обучении.
Создание
электронных учебных материалов
Владимир
2012
Содержание.
Введение
Проблемы электронного обучения.
Виды электронного обучения.
Создание электронных учебных материалов.
Заключение
Список используемой
литературы.
Введение.
Переход к информационному
обществу влечет за собой радикальные
изменения в сфере образования.
Несмотря на повсеместное использование средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ), главным для современного
преподавателя остается владение педагогической
теорией и понимание проблем, которые
она ставит перед ним. Педагогика в
качестве своего объекта рассматривает
систему педагогических явлений, связанных
с развитием индивида. Предмет педагогики есть
целостный педагогический процесс направленного
развития и формирования личности в условиях
ее воспитания, обучения и образования.
Постиндустриальное общество,
в отличие от индустриального общества
конца XIX – середины XX века, гораздо в большей степени заинтересовано
в том, чтобы его граждане были способны
самостоятельно, активно действовать,
принимать решения, гибко адаптироваться
к изменяющимся условиям жизни. Еще недавно
решить эти задачи не представлялось возможным
в силу отсутствия реальных условий для
их выполнения при традиционном подходе
к образованию, традиционных средствах
обучения, в большей степени ориентированных
на классно-урочную систему занятий. Прежде
всего, это условия, которые смогут обеспечить
следующие возможности]:
вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
широтою общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Другими словами, учебное
заведение должно создать условия для формирования личности,
обладающей качествами, о которых говорилось
выше, а это требует комплексных усилий
не только школы, но и всего общества. Естественно,
это требует значительных материальных
затрат для учебного заведения, но дело
педагогов главное — искать и находить
пути педагогического решения назревших
проблем образования.
Также уже сегодня можно
утверждать, что электронная педагогика
— это не отдельная новая отрасль,
а она присутствует в каждой из
общепринятых отраслях педагогики (дошкольной педагогике, педагогике школы,
производственной, военной, исправительно-трудов й,
социальной и коррекционной педагогике).
Каждая из этих отраслей эволюционно переходят
в электронную педагогику.
Сегодня в процессе обучения
нужно формировать способности и учить обобщенным способам деятельности.
Образование начинает отставать от темпов
изменения жизни, и с ним надо что-то делать.
Возникающие проблемы надо формулировать
и решать на научной основе. Потребность
в новой педагогике уже давно ощущалась
научно-педагогическ й общественностью
и на это обращали внимание А.А. Андреев,
А.М. Новиков, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров,
В.Д. Шадриков, С.А. Щенников и другие специалисты
в этой области. Солдаткин Василий Иванович,
д.ф.наук, профессор, первый вице-президент
Московского технологического института
«ВТУ», является основателем научной школы
«Электронная педагогика». Проблемами
педагогики в современных ИОС активно
занимается д.п.н., профессор Андреев Александр
Александрович. Большое количество очных
и дистанционных конференций, семинаров,
посвящённых применению ИКТ в образовании,
говорит об актуальности и востребованности
этого направления в научно-педагогическо
сообществе.
Формирование электронной
педагогики связывают с формированием
и развитием свободной личности. В развитии талантов личности,
в развитии сущности науки и посвящения
в тайны бытия личности, решения проблем
реальности должна видеть педагогика
свою задачу.
Проблемы электронного обучения.
Очень важно сформировать
совокупность проблем электронного обучения, которые
в своей основе схожи проблемам традиционного
обучения, но имеют свои особенности. Эти
проблемы надо решать вместе, иначе придется
перерабатывать уже созданное или, что
хуже, создавать все заново.
Перечислим эти проблемы
и постараемся их прокомментировать.
Проблема отсутствия теории обучения в современной информационно образовательной среде (ИОС), и как ее составной части отсутствие понятийно – категориального аппарата.
Ни одна из существующих в
настоящее время теорий обучения
не может быть непосредственно использована для
обучения в ИОС. Существующие попытки
строить компьютерное обучение или Интернет-обучение
в соответствии с традиционной методологией
обучения оказались малоэффективными.
Неудовлетворительно состояние
разработки понятийных, терминологических проблем электронной
педагогики подтверждает хотя бы частный
пример многозначного понятия одного
специфического средства обучения, имеющего
различные названия в ИОС, а именно: электронный
учебник, компьютерный учебник или компьютеризированный
учебник, виртуальный учебник и т.д. В конце
концов, всю эту совокупность средств
обучения назвали "электронные издания
учебного назначения". Но и это понятие
не является установившимся, признанным.
В соответствие с ГОСТ 7.83-2001
«Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»
учебное электронное издание - это «электронное
издание, содержащее систематизированные
сведения научного или прикладного характера,
изложенные в форме, удобной для изучения
и преподавания, и рассчитанное на учащихся
разного возраста и степени обучения»
.
В отличие от печатного
учебного издания для его использования
необходимы средства вычислительной техники.
К электронные учебным изданиям
относятся: электронные учебно-методические
комплексы, электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные тренажеры
и лабораторные работы, электронные базы
данных учебного назначения, электронные
системы контроля знаний.
На сегодня понятийный
аппарат явно расширился. Появились
новые категории: дистанционное
обучение (ДО), электронное обучение, интернет-обучение,
преподаватель ДО, тьютор, вебинары и др.
Появился богатый опыт электронного обучения
и его нужно обобщить и разработать теоретические
основы, которые помогут совершенствовать
практику.
Проблема оптимального состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения в современных ИОС и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения.
Проблемой является, например,
определение пропорций размещения
элементов УМК на разных видах носителей информации
для обучения с максимальной степенью
эффективности. Эта проблема должна решаться
на основе психолого-педагогиче ких теорий.
Здесь же возникает проблема структурирования
содержания учебных материалов в каждом
элементе УМК (учебнике, учебном пособии
и т.д.). Решение данной проблемы связано
также с проблемами стандартизации в образовании,
с применением соответствующих средств
и методов.
В методическом плане электронные
учебники существенно отличаются от
учебников, предназначенных для сопровождения очного
процесса. Электронный учебник как средство,
ориентированное на самостоятельное изучение
материала студентом, должен содержать
не только учебный материал, но и предвидеть
возникающие в процессе усвоения материала
затруднения, уметь диагностировать их
возникновение и проводить своевременную
коррекцию с использование, например,
тестов по самопроверке.
Наиболее продвинутыми в
области формирования УМК, который
может быть рекомендован при обучении
в ИОС и с успехом применяться при разных формах обучения, являются
Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
и Евразийский открытый институт (ЕАОИ).
Проблемы оптимизация психолого-эргономиче кого представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
Учебная информация, расположенная
в различных элементах УМК, может
быть представлена либо в текстовой
форме, либо в форме звукоряда, либо
в виде схемообраза, видеоряда и
т.д., или в их сочетании. При этом должны быть
соблюдены эргономические и валеологические
требования.
Эта проблема связана с
психолого-лингвисти ескими особенностями
восприятия человеком учебного материала
с экрана компьютера, с пониманием
и учетом психологических характеристик пользователей в системе
дистанционного обучения. Здесь необходимо
проводить исследования в направлениях
использования психологических теорий
восприятия человеком учебного материала,
использования психологических характеристик
пользователей в ИОС, темпа усвоения обучаемыми
материала с экрана и др.
Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную ИОС.
Обычно получается так, что
на начальном этапе внедрения
электронного обучения, руководство
образовательного учреждения, приняв решение о переходе к ИСО, стремится
в первую очередь оснастить образовательное
учреждение современными компьютерами,
объединить их в локальную сеть, подключиться
к Интернет, поставить современное программное
обеспечение, думая при этом, что учебный
процесс развернется сам собой. Но здесь
требуется учитывать все элементы педагогической
системы. Таким образом, решение этой проблемы
включает в себя подготовку участников
образовательного процесса, как в области
средств ИКТ, так и педагогики современных
ИОС.
Ошибочно полагать, что
знание и умение преподавателя использовать
возможности средств ИКТ автоматически
позволит эффективно использовать их
в учебном процессе. Преподаватель
должен иметь представление, в какой
ИОС ему предстоит работать; как
готовить учебно-методический материал; как преподавать,
используя все дидактические, технические
и другие возможности среды; правовой
статус преподавателя, и, прежде всего,
– какие права и обязанности имеет преподаватель
как субъект образовательного права.
Студентов также надо готовить к тому, чтобы обучаться
в ИОС. В ИОС им надо будет научиться учиться.
Чтобы обучаться в ИОС надо, как минимум,
иметь доступ к техническим средствам
ИКТ и обладать информационной культурой,
которая может рассматриваться как свод
правил поведения, умения и навыков человека
в инфосфере, вписывающихся в мировую
гуманистическую культуру человечества.
По этим направлениям должны
быть разработаны и исследованы
модели преподавателя и студента,
адекватные их функционированию в современных
ИОС, а на их базе - учебные программы и планы.
Прототипом таких действий могут служить
следующие шаги в направлении переподготовки
преподавателей высшей школы, которые
сделаны в МЭСИ и ЕАОИ: 1) обучение ППС по
курсу «Преподаватель в среде e-learning»;
2) внесение в учебные планы всех специальностей
дисциплины «Студент в среде e-learning».
Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
Воспитание считают достаточно
часто основной категорией педагогики.
Однако этим термином в педагогической литературе
обозначается пять разных понятий [1, c.190]:
1) воздействие на человека социального
строя и окружающей действительности;
2) передача новым поколениям накопленного
общественно-историче кого опыта; 3) учебно-воспитательны
процесс в образовательном учреждении
в целом; 4) специальная воспитательная
работа для формирования системы определенных
убеждений и взглядов; 5) формирование
отдельных качеств. Такое положение с
неопределенным обозначением границ предмета
педагогики (которая считается все же
наукой о воспитании) является одной из
причин развившегося в ней кризиса.
Чаще всего в педагогической
литературе не указывается, о каком
из значений термина "воспитание&quo ;
идет речь, т.к. считается, что это
значение легко определяется из контекста. Это допустимо,
но только не в случае, когда речь идет
о предмете научного направления, педагогики
в целом.
Приняв в качестве основы
определение, что воспитание в высшей
школе является специальной работой
сотрудников вуза, направленной на становление у студентов системы
убеждений, нравственных норм и общекультурных
качеств, предусмотренных получаемым
образованием, можно представить и объем
работы в этом направлении, даже в традиционном
вузе при очной форме обучения. Мало, к
сожалению, работ, где определяется, что
надо делать со студентами в виртуальных
вузах части воспитательной работы.
Нет сомнения в том, что
в современной ИОС можно обеспечить
студентов требуемыми объемами знаний
и умений. Но обучение в сети Интернет
- это по большей степени самостоятельная работа в отрыве
от обычного человеческого общения, что
накладывает отпечаток на личность в целом.
Валеологические проблемы.
Валеология рассматривается
как наука о здоровье, о здоровом
человеке. В системах социальных ценностей
и приоритетов любого общества здоровье человека
занимает важное место. Будучи одним из
показателей общественного прогресса
и своеобразным зеркалом социально-экономичес ого
благополучия страны, здоровье является
мощным социальным, оборонным, культурным
и духовным потенциалом любого общества.
Здоровье - динамическое состояние физического,
духовного и социального благополучия,
обеспечивающее полноценное выполнение
человеком, трудовых, психических и биологических
функций.
В настоящее время разработка
теории здорового образа жизни является неотъемлемой
частью теории здоровья. Здоровый образ
жизни - типичная совокупность форм и способов
повседневной культурной жизнедеятельности
личности, основанная на культурных нормах,
ценностях, смыслах деятельности, регулируемых
ими, и укрепляющая адаптивные возможности
организма. При электронном обучении проблемы
сохранения здоровья и пропаганды здорового
образа жизни студентов и преподавателей
актуализируются и требуют разработки
новых подходов для решения.
7. Проблемы качества
учебного материала, качества обучения
и соответствия образовательным стандартам.
Актуальность и важность
этого блока проблем очевидна,
т.к. его решение позволит провозгласить
о том, что стоило ли решать все
остальные проблемы.
Предложенный перечень основных
психолого-педагогич ских проблем ни в коей
мере нельзя, естественно, считать исчерпывающим.
Стремительно развивающиеся ИКТ, быстрый
рост числа услуг и возможностей, предоставляемых
Интернет, практически ежедневное появление
новых программных продуктов, используемых
в обучении, постоянно ставят перед педагогами
и психологами новые вопросы.
В заключение сформулируем некоторые
проблемы электронной педагогики, которые
актуальны, с точки зрения А.А. Андреева , на сегодняшний
день.
1. Становление и развитие
теоретической базы, в том числе терминологического
аппарата.
2. Виды и методики проведения
электронных занятий, в том
числе дистанционные лабораторные
практикумы.
3. Дидактические свойства
инструментов (программных средств
и сервисов Интернета).
4. Формы представления учебных материалов для изучения
в электронной ИОС
5. Подготовка студентов
и преподавателей к эффективному
овладению технологией электронного
обучения.
6. Валеология электронного
обучения и Интернет-безопасность.
7. Воспитательные проблемы,
которые актуализируются при широком использовании
Интернета.
8. Обеспечение качества
электронного обучения и его
оценка.
9. Нормативно-правовое обеспечение
электронного обучения.
10. Исследование организационных
форм обучения, поиск их оптимального
сочетания и веса в смешанном и дистанционном вариантах
проведения учебного процесса.
Также к перечисленным
проблемам можно добавить и следующие:
проблемы использования старых методов обучения при новых технологиях;
трудности при совмещении природных потребностей человека в общении с новыми технологиями, в связи с чем преподавателям надо прилагать очень много усилий, для того, чтобы электронный курс и его составляющие имели "человеческий облик";
многие электронные курсы разработаны таким образом, что они могут преподаваться только одним учебным заведением или только одним преподавателем - если преподаватель уходит из университета, то его курс необходимо практически полностью переделывать, что ведёт к новым затратам и потерям времени;
проблемы «живого» общения, т.к. удалённый студент, обучаясь только по средствам ИКТ, не получает возможности наработать те необходимые навыки, которые он мог бы нарабатывать на лекциях и семинарах;
недостаток профессионализма при разработке учебных электронных материалов и необходимость специальной подготовки преподавателей для работы с новыми технологиями, т.к. далеко не все преподаватели университета в состоянии самостоятельно осваивать новые образовательные ИКТ, и без специального обучения преподаватели разрабатывают курсы неудовлетворительног качества;
отсутствие систем поощрения за участие в улучшении качества процесса образования, хотя преподаватели прилагают достаточно много усилий к освоению новых принципов преподавания с ИКТ, но не все учебные заведения мотивируют это.
2.Виды электронного обучения.
Существует множество
подходов к классификации видов
обучения. В реферате будут рассмотрены
три из них: традиционное, дистанционное
и развивающее обучение.
Традиционное обучение.
Этот вид обучения является самым (на сегодняшний
день) распространенным (особенно - в средней
школе) и представляет собой обучение
знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение
нового - закрепление - контроль - оц и т.д.................