Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Становление предмета психологии: основные подходы
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 26.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 19.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство
образования РФ
Казанский государственный
архитектурно-строит льный университет
Кафедра профессионального
обучения
Курсовая работа
по общей психологии на тему:
Становление предмета психологии:
основные подходы
Работу выполнил:
Студент группы 54-101
Факультета ИСиЭ
Буреев В. И.
Проверил:
Сучкова Т. В.
Казань 2008
Содержание
Введение
В настоящее время
общим предметом психологии является психика и психические явления
во всем их многообразии, но за все время
существования психологии как в рамках
философии и религии, так и в качестве
науки, ее предмет изменялся в зависимости
от развития знаний человека о мире и себе.
Итак, в курсовой работе будут освещены основные
этапы эволюции предмета психологии, их
особенности и значение в историко-психологиче ком
контексте.
Объектом исследуемой темы являются
все те процессы, эмоции, механизмы, мотивы
посредствам которых человек осуществляет
свою деятельность.
Цель работы – изучение процесса становления предмета
психологии во всей своей динамике, его
особенности в каждом периоде.
Для реализации данной цели, необходимо
решить следующие задачи: рассмотрим
психологию как науку о душе, о сознании,
о поведении, и о психике.
Одним словом, процесс развития знаний
о психике человека, системе его психики,
характере, темпераменте продолжался
на протяжении столетий, и сам этот процесс
не менее важен, чем результат - наука психология.
1. Душа как предмет психологических
знаний
Психология зародилась в недрах
философии, и первые представления
о ее предмете связывались с понятием
«душа». Практически все древние философы
пытались выразить с помощью этого понятия
самое главное, сущностное, начало любого
предмета живой природы, рассматривая
ее как причину жизни, дыхания, познания
и т. п.[4]
В родовом обществе господствовало
мифологическое представление о
душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая
вещь наделялась сверхъестественным двойником — душой (или многими
душами). Такой взгляд называется анимизмом
(лат. “anima” – душа). Окружающий мир воспринимался
как зависящий от произвола этих душ.
Сдвиг в понимании природы и
человека, совершившийся в VI в. до н.э.,
стали поворотным пунктом в истории
представлений о психологической деятельности.
Принципиально новый
подход выразило сменившее анимизм
учение о всеобщей одушевленности мира
— гилозоизм, в котором природа
осмысливалась как единое материальное
целое, наделенное жизнью. Те сведения о человеке, его телесном устройстве
и психических свойствах, которые создатели
древнегреческой философии и науки почерпнули
в учениках мыслителей древнего Востока,
воспринимались теперь в контексте нового,
освобождающегося от мифологии миропонимания.[6]
Вопрос о природе
души решался философами в зависимости
от принадлежности их к материалистическому
или идеалистическому лагерю.
1.1. Идеалистическое
понимание души в античной психологии
По замечанию Энгельса,
при всем наивно–материалистич ском
характере мировоззрения в целом, уже у
древних греков имеется зерно позднейшего
раскола. Уже у Фалеса душа есть нечто
особое, отличное от тела, у пифагорейцев
она уже бессмертна и переселяется, а тело
является для нее чем-то чисто случайным.
Сократ впервые рассматривает душу, прежде
всего, как источник нравственности человека.
Он говорил, что душа — психическое качество
индивида, свойственное ему как разумному
существу. Такой подход к душе не мог исходить
из мысли о ее материальности, а потому
возникает и новый взгляд на нее, который
был разработан учеником Сократа — Платоном,
ставшим основоположником объективного
идеализма. Составной частью философии
Платона является учение о душе. Душа выступает
в качестве начала, посредствующего между
миром идей и чувственных вещей.
“Душа существует прежде,
чем она вступает в соединение
с каким бы то ни было телом. В
своем первобытном состоянии
она составляет часть мирового духа.
Душа по своей природе бесконечно
выше тленного тела и поэтому может
властвовать над ним. По Платону есть три начала человеческой души.
Первое и низшее общо ему вместе с животными
и растениями. Это вожделеющее неразумное
начало. Другое – разумное – начало противодействует
стремлениям вожделеющего начала. Третье
начало – яростный дух. Объединение всех
начал сообщает целостность душевной
жизни человека”.[6]
В текстах Платона
мы обнаруживаем взгляд на душу как
на самостоятельную субстанцию; она
существует наряду с телом и независимо
от него. Душа - начало незримое, возвышенное,
божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее,
тленное.
Душа и тело находятся
в сложных взаимоотношениях друг
с другом. По своему божественному
происхождению душа призвана управлять
телом, направлять жизнь человека. Однако
иногда тело берет душу в свои оковы.
Тело раздираемо различными желаниями
и страстями. Оно заботится о пропитании,
подвержено недугам, страхам, соблазнам.
Войны и ссоры происходят из-за потребностей
тела. Оно мешает также чистому познанию.
Платон постулирует
изначальное существование мира
идей. Этот мир идей существует вне материи
и вне индивидуального сознания. Он представляет
собой совокупность абстрактных идей
- идей о сущностях предметов внешнего
мира. То, что происходит на земле в повседневной
жизни людей, есть лишь отражение, тень
этих общих идей. Истинное познание есть
постепенное проникновение в мир идей.
Но для того чтобы приобщиться к нему,
душа должна освободиться от влияния тела.
Во всяком случае, она не должна слепо
доверять показаниям органов чувств.
Истинное знание достигается
только путем непосредственного проникновения
души в мир идей.
Поскольку душа – самое
высокое, что есть в человеке, он
должен заботиться о ее здоровье намного
больше, чем о здоровье тела. При
смерти душа расстается с телом, и
в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная
судьба: она либо будет блуждать вблизи
земли, отягощенная телесными элементами,
либо отлетит от земли в идеальный мир.[4]
Вершиной античной психологии
является учение о душе Аристотеля
(384 – 322 гг. до н.э.).
Аристотель – автор трактата “О душе”,
первого в мировой литературе систематического
исследования по проблеме души.
Душа, по Аристотелю, есть
форма живого органического тела.
Душа делает тело живым. В душе причина
– основа – всех проявлений живого
тела; рост, дыхание, чувствование, мышление обусловлены
ею. Тело и все его органы и части являются
инструментами на службе у души. Аристотель
считал правильным понимание, согласно
которому переживает, мыслит, учится не
душа, а целостный организм.[6]
Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то
же время он не считал возможным рассматривать
душу в отрыве от материи (живых тел). Для
определения природы души он использовал
сложную философскую категорию «энтелехия»,
которая означает осуществление чего-то.
Таким образом, в трудах древнегреческих мыслителей
очерчиваются многие великие проблемы,
которые и сегодня направляют развитие
психологических идей.
Первым направлением
стало объяснение психики исходя
из законов движения и развития материального
мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости
душевных проявлений от общего строя вещей.
Второе направление, созданное
Аристотелем, ориентировалось на живую
природу. Оно позволило увидеть
в психическом не обитающую в
теле душу, имеющее пространственные
параметры и способную покидать организм, а способ
организации поведения живых систем.
Третье направление
ставило душевную деятельность индивида
в зависимость от форм, которые
создаются не физической или органической
природой, а человеческой культурой.
Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие
развитие наук о человеке. Именно они впервые
попытались ответить на вопросы, как соотносятся
в человеке телесное и духовное, разумное
и иррациональное и многое иное.
Среди важнейших функций
души психологи античности называли познание мира. Сначала
в процессе познания выделялось всего
две ступени - ощущение (восприятие) и мышление.
При этом для психологов того времени
не существовало разницы между ощущением
и восприятием, выделение отдельных качеств
предмета и его образа в целом считалось
единым процессом.
2. Развитие психологии
в период Средневековья и эпоху Возрождения
Психология в Средние
века приобретает этико-теологический
мистический характер. Изучение душевной
жизни подчиняется задачам богословия:
показать, как дух человека понемногу возвышается
до царства благодати. Вместе с тем накапливается
некоторый конкретный материал об анатомо-физиологичес их
особенностях человеческого организма
как основах душевной жизни. Особенно
следует отметить деятельность арабов
и мыслителей, писавших на арабском языке.
В трудах ученых (Ибн-Сина, Аль-Газали)
проводится мысль об обусловленности
психических качеств естественными причинами,
о зависимости психики от условий жизни,
воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной
души. Духовные силы не существуют сами
по себе, а нуждаются в органе.
Фома Аквинский (1226–1274)
учил, что душа обладает бытием, отдельным
от тела. Душа выступает источником
движения тела. Различаются способности,
свойственные душе как таковой (разум,
воля), а также растительные и животные функции.
Растительные и животные функции нуждаются
в теле для деятельности в земной жизни.
Соотношение между душой и телом рассматривается
как соотношение формы и материи. Различаются
чистые формы в бестелесном мире и формы,
осуществляющиеся лишь в материи. “Человеческая
душа – низшая из тех чистых форм (поэтому
она бессмертна) и высшая из форм второго
рода (поэтому она – принцип всей органической
жизни). Благодаря такому расчленению
понятий душа получает значение узлового
пункта в мироздании, а человеку выпадает
на долю почетное призвание – соединить
в себе оба круга бытия. Душа замкнута
в себе; ее не будет касаться разрушение
физического тела. Она бессмертна”.[6]
Искателем новых путей
в науке был Роджер Бэкон (1214 –1292). Он провозгласил значение опытов и наблюдений
в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает
возможность познавать тело, но он бессилен
познать душу. Для познания души нужно
нечто другое, особый вид вдохновения,
некое внутреннее просветление, позволяющее
постигать то, чего не может открыть чувственное
восприятие.
Кроме исследования традиционных
для античной науки вопросов психология
Средневековья занимается и новыми проблемами.
Прежде всего к ним относится изучение
взаимосвязи психических и соматических
болезней, проводившееся известным арабским
психологом и врачом Ибн- Синой. Эти работы
заложили основы современной психофизиологии,
впервые вскрыли природу стрессов и их
влияние на состояние психики.
2.1. Предпосылки
становления сознания в качестве
предмета психологии
В связи с развитием
анатомических и физиологических
знаний о строении и работе тела,
великими открытиями и изобретениями
понятие души становится излишним для
объяснения большей части явлений
жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561
– 1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается
от изучения наиболее общих вопросов,
касающихся природы души, и призывает
перейти к эмпирическому описанию ее процессов
(способностей). Это подготавливало отмирание
науки о душе и создавало предпосылки
для становления новой науки о сознании.
Бэкон развивает идеи про единую науку
о человеке, составной частью которой
является психология.
Учение о человеке,
по Бэкону, состоит из двух частей. В
соответствии с частями, из которых
состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе.
Учение о душе включает науки
о рациональной божественной душе или
духе и о чувствующей нерациональной,
общей человеку и животным, природа
которой телесна. В разделении души
на боговдохновенную и чувствующую
проявляется непоследовательность
Бэкона. Для чувствующей души это способности
ощущения и выбора. Способности рациональной
души – это разум (интеллект), рассудок,
воображение, память, желание и воля. Науки
о душе должны исследовать их происхождение,
способы их развития и укрепления.
Наиболее подробно Бэкон рассматривает
проблемы познания. Он исходит из признания
объективности существующего мира.
Учение Бэкона оказало огромное влияние
на все науки и сделало его родоначальником
эмпирической науки.
3. Развитие
психологии в период с Нового времени
по середину XIX века
С XVII века начинается
новая эпоха в развитии психологического
знания. Она характеризуется попытками
осмыслить душевный мир человека
преимущественно с общефилософских,
умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Можно
сказать, что психология в этот период,
так же как и на первых этапах развития
античной науки, укрепила свою связь с
философией. Это объяснялось тем, что,
оставаясь в рамках науки о душе, психологии
сложнее было избавиться от схоластических
догм, отделиться от богословия. Однако
ориентация на философию в то время сужала
предмет психологии, которая рассматривала
в основном общие закономерности развития
психики человека, а не живого мира в целом.
Развитие же естествознания в то время
еще не давало возможности выстроить полноценную
концепцию психического на его основе.
Область деятельности
психологии понималась, прежде всего, как
исследование путей становления у человека
картины окружающего мира и самого себя.
Причем эта картина, как представлялось,
должна была быть осознанной. В осознанности
души, в разуме, вслед за психологами Средневековья,
ученым виделось отличие человека от других
живых существ. Так уточнялся предмет
психологии, которая становилась наукой
о сознании. При этом из нескольких вопросов,
исследовавшихся психологией античности,
- о познании, о движущих силах и закономерностях
психики, о механизмах регуляции поведения
- на первый план выходили именно проблемы
познания.
3.1. Становление эмпирической
психологии
Термин эмпирическая психология
введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом
для обозначения направления в психологической
науке, основной принцип которого состоит
в наблюдении за конкретными психическими
явлениями, их классификации и установлении
проверяемой на опыте, закономерной связи
между ними.
Родоначальником этого
направления явился Ф. Бэкон, продолжателем
Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился
у Дж. Локка.
Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался
от понятия души как особой сущности.
Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения.
По закону инерции из ощущений возникают
представления, образующие цепи мыслей,
которые следуют друг за другом в том же
порядке, в каком сменялись ощущения. Такая
связь получила впоследствии название
ассоциаций.
Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации,
имеющий своим источником прямое чувственное
общение организма с материальным миром,
т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен
эмпиризм. В разработке этого направления
видная роль принадлежала Д. Локку (1632
– 1704).
Как и Гоббс, он исповедовал
опытное происхождение всех знаний.
Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы не было
в ощущениях». Исходя из этого он доказывал,
что психика ребенка формируется только
в процессе его жизни. Он утверждал, что
нет врожденных идей.
Локк впервые ввел термин “ассоциация
идей”. По Локку, ассоциации – это
неверное соединение идей, когда “идеи,
сами по себе не родственные, в умах
некоторых людей соединяются
так, что очень трудно разделить
их. Они всегда сопровождают друг друга,
и как только одна такая идея проникает
в разум, вместе с ней появляется соединенная
с ней идея”. Примерами являются все наши
симпатии и антипатии. Такая связь приобретается
в силу воспитания и привычки, а разрушается
от времени. Задача воспитания в том, чтобы
предупредить у детей образование нежелательных
связей сознания.
После Локка этот механизм
сознания получил наибольшую разработку,
на базе которой возникла и развилась
ассоциативная психология. [6]
Большой интерес представляет
полемика с Локком немецкого философа–идеалиста
и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716).
Лейбниц признает врожденные
интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения.
Лейбниц верно указал на невозможность
объяснить только из индивидуального
опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых
понятий, как это думал Локк.
Полемика между Лейбницем
и Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания.
Она вскрывает недостаточность центрального
пункта локковского понимания опыта –
его индивидуальный характер.
Опыт действительно
является единственным источником развития
человеческой психики, если его не ограничивать
рамками личной истории индивида.
Опыт – это вся социокультурная система представлений
о мире, которая усваивается человеком
и определяет его поведение.
3.2. Становление ассоциативной
психологии
В XVIII веке английская психология
развивалась от эмпиризма Локка
к ассоцианизму в трудах Беркли,
Юма и Гартли.
Исследуя психику, Гартли (1705 – 1757)
дал первую законченную систему ассоциативной
психологии. Самые сложные психические
процессы, в том числе мышление и волю,
Гартли объяснял, считая что в основе мышления
лежит ассоциация образов предметов со
словом, а в основе воли – ассоциация слов
и движения.
По–иному истолковывали принцип ассоциации
два других английских мыслителя — Д.
Беркли (1685 – 1753) и Д. Юм (1711 – 1776). Они полагали,
что источником знания служит образуемый
ассоциациями чувственный опыт.
Согласно Беркли – опыт – это
непосредственно испытываемые субъектом
ощущения: зрительные, мышечные и осязательные.
Английский мыслитель
Д. Юм занял иную позицию. Вопрос о
том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал
теоретически неразрешимым, допуская
в то же время, что эти объекты могут способствовать
возникновению у человека впечатлений
и идей. В своих трудах он развил понятие
ассоциации и попытался представить все
человеческое познание как ассоциацию
идей.
4. Зарождение психологии как науки
В начале XIX века стали
складываться новые подходы к
психике. Отныне не механика, а физиология
стимулировала рост психологических
знаний.
Английский историк
и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению
о том, что сознание – это своего рода
психическая машина, работа которой совершается
строго закономерно по законам ассоциаций.
Никаких врожденных идей не существует.
А. Бэн в своих главных
трудах последовательно проводил курс на сближение психологии
с физиологией. Он особое внимание уделял
тем уровням психической деятельности,
связь которых с телесным устройством
очевидна, а зависимость от сознания минимальна:
рефлексам, навыкам, инстинктам.
Английский философ
и психолог Г. Спенсер (1820 – 1903) был одним
из основателей философии позитивизма,
в русле которого, по его мнению, должна
развиваться психология.
Пересматривая предмет
психологии, Спенсер писал, что психология
изучает соотношение в и т.д.................