Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Управление логистическими системами
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 26.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 32.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Федеральное агентство
по образованию
Южно-Уральский государственный
университет
Кафедра Экономической
теории и мировой экономики
* * *
Курсовая работа
по курсу «Менеджмент»
Тема: «Управление логистическими системами»
* * *
Выполнила:
Студентка группы
ЭиУ-123
Цвылёва Т.С.
Проверила:
Козина М.В.
Челябинск
2007
Аннотация
Тема курсовой работы: «Управление логистическими системами».
Данная работа состоит из двух глав: теоретические
и методологические аспекты в управлении
логистическими системами, разработка
модели логистической системы. В первой
главе рассматриваются такие вопросы
как содержание понятия логистика, современные
подходы и методы управления, сравнительный
анализ отечественного и зарубежного
опыта. Во второй главе подробно освещены
аспекты таких вопросов как: концептуальные
основы управления логистическими системами,
алгоритм разработки модели и модель управления
логистическими системами.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические
и методологические аспекты в
управлении логистическими системами.
1.1 Содержание понятия
логистика.
1.2 Современные подходы
и методы управления логистическими системами.
1.3 Сравнительный анализ отечественного
и зарубежного опыта в управлении логистическими
системами.
Глава 2. Разработка модели.
2.1 Концептуальные основы
управления логистическими системами.
2.2 Алгоритм разработки
модели управления логистическими системами.
2.3 Модель управления
логистическими системами.
Введение
В настоящее время
в связи с заметным ростом производства
и расширением номенклатуры производимых
товаров, расширением сети оптовой
и розничной торговли, ее совершенствованием, созданием складов (что в целом
способствует росту оборота) в значительной
мере выросла роль логистики, которую
мы определяем как управление товарными
потоками.
Актуальность этой темы
и возрастающий интерес к ее изучению
обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности
функционирования материалопроводящих
систем, которые открывает использование
логистического подхода. Логистика позволяет
существенно сократить временной интервал
между приобретением сырья и полуфабрикатов
и поставкой готового продукта потребителю,
способствует резкому сокращению материальный
запасов, ускоряет процесс получения информации,
повышает уровень сервиса.
Грамотная организация логистической операции от закупки сырья,
материалов, комплектующих и до поставки
покупателю готовой продукции позволяет
получать весьма заметную экономию оборотных
средств и в этом смысле представляется
важным инструментом в управлении производственно-коммер еской
деятельностью предприятия.
Главная задача — попытка
определить истинное место логистики среди других деловых дисциплин.
Место, не противоречащее давно разработанным
принципам и функциям менеджмента и маркетинга,
изложенным в достаточно представительном
объеме зарубежных и российских источников.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты
в управлении логистическими системами.
Содержание понятия логистика.
Продвижение материальных
потоков осуществляется квалифицированным
персоналом с помощью разнообразной техники:
транспортные средства, погрузочно-разгрузоч ые
устройства и т. д. В логистический процесс
вовлечены различные здания и сооружения,
ход процесса существенно зависит от степени
подготовленности к нему, самих движущихся
и периодически накапливаемых в запасах
грузов. Совокупность производительных
сил, обеспечивающих прохождение грузов,
лучше или хуже, но всегда как-то организована.
По существу, если имеют место материальные
потоки, то всегда имеет место какая-то
материалопроводящая система. Традиционно
эти системы специально не проектируются,
а возникают как результат деятельности
отдельных элементов.
Логистика ставит и решает
задачу проектирования гармоничных, согласованных
материалопроводящих (логистических)
систем, с заданными параметрами
материальных потоков на выходе. Отличает
эти системы высокая степень согласованности
входящих в них производительных сил в
целях управления сквозными материальными
потоками.
Охарактеризуем свойства
логистических систем в разрезе
каждого из четырех свойств, присущих
любой системе и рассмотренных
в предыдущем разделе.
Первое свойство (целостность и членимость)
— система есть целостная совокупность
элементов, взаимодействующих друг с другом.
Декомпозицию логистических систем на
элементы можно осуществлять по-разному.
На макроуровне при прохождении материального
потока от одного предприятия к другому
в качестве элементов могут рассматриваться
сами эти предприятия, а также связывающий
их транспорт.
На микроуровне логистическая
система может быть представлена
в виде следующих основных подсистем*:
ЗАКУПКА — подсистема,
которая обеспечивает поступление материального
потока в логистическую систему.
ПЛАНИРОВАНИЕ
И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ —
эта подсистема принимают
материальный поток от подсистемы закупок
и управляет им в процессе выполнения различных
технологических операций, превращающих
предмет труда в продукт труда.
СБЫТ — подсистема,
которая обеспечивает выбытие материального
потока из логистической системы.
Элементы
логистических систем разнокачественные,
но одновременно совместимые. Совместимость
обеспечивается единством цели, которой
подчинено функционирование логистических
систем.
Второе свойство (связи): между элементами
логистической системы имеются
существенные связи, которые с закономерной
необходимостью определяют интегративные
качества. В макрологистических системах
основу связи между элементами составляет
договор. В микрологистических системах
элементы связаны внутрипроизводственны и
отношениями.
Третье свойство (организация): связи
между элементами логистический
системы определенным образом упорядочены,
то есть логистическая
система, имеет организацию.
Четвертое свойство (интегративные
качества): логистическая система
обладает интегративными качествами,
не свойственными ни одному из элементов
в отдельности. Это способность поставить
нужный товар, в нужное время, в нужное
место, необходимого качества, с минимальными
затратами, а также способность адаптироваться
к изменяющимся условиям внешней среды
(изменение спроса на товар или услуги,
непредвиденный выход из строя технических
средств и т. п.).
Интегративные качества
логистической системы позволяют
ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные
мощности и выдавать во внешнюю среду,
достигая при этом заранее намеченных
целей.
Логистическую систему,
способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного
товара, можно сравнить с живым организмом.
Мускулы этого организма — подъемно-транспортна
техника, центральная нервная система
— сеть компьютеров на рабочих местах
участников логистического процесса,
организованная в единую информационную
систему. По размерам этот организм может
занимать территорию завода или оптовой
базы, а может охватывать регион или выходить
за пределы государства.. Он способен адаптироваться,
приспосабливаться к возмущениям внешней
среды, реагировать на нее в том же темпе,
в котором происходят события.
Общепринятое определение
логистической системы гласит:
Логистическая система
это адоптивная система с обратной
связью, выполняющая те или иные логистические функции.
Она, как правило, состоит из нескольких:
подсистем и имеет развитые связи с внешней
средой. В качестве логистической системы
можно рассматривать промышленное предприятие,
территориально-производственный комплекс,
торговое предприятие и т. д. Цель логистической
системы - доставка товаров и изделий в
заданное место, в нужном количестве и
ассортименте в максимально возможной
степени подготовленных к производственному
или личному потреблению при заданном
уровне издержек.
Границы логистической
системы определяются циклом обращения
средств производства . Вначале закупаются средства
производства. Они в виде материального
потока поступают в логистическую систему,
складируются, обрабатываются, вновь хранятся
и затем уходят из логистической системы
в потребление в обмен на поступающие
в логистическую систему финансовые ресурсы.
ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ.
Логистические системы
делят на макро- и микрологистические.
Макрологистическая система—
это крупная система управления
материальными потоками, охватывающая
предприятия и организации промышленности,
посреднические, торговые и транспортные
организации различных ведомств, расположенных
в разных регионах страны или в разных
странах. Макрологистическая система
представляет собой определенную инфраструктуру
экономики региона, страны или группы
стран.
При формировании макрологистической системы,
охватывающей разные страны, необходимо
преодолеть трудности, связанные с правовыми
и экономическими особенностями международных
экономических отношений, с неодинаковыми
условиями поставки товаров, различиями
в транспортном законодательстве стран,
а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических
систем в межгосударственных программах
требует создания единого экономического
пространства, единого рынка без
внутренних границ, таможенных препятствий
транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых
ресурсов.
Микрологистические системы
являются подсистемами, структурными
составляющими макрологистических систем.
К ним относят различные производственные
и торговые предприятия, территориально-производственные
комплексы. Микрологистические системы
представляют собой класс внутрипроизводственны
логистических систем, в состав которых
входят технологически связанные производства,
объединенные единой инфраструктурой.
В рамках макрологистики
связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются
на базе товарноденежных отношений. Внутри
микрологистической системы также функционируют
подсистемы. Однако основа их взаимодействия
бестоварная. Это отдельные подразделения
внутри фирмы, объединения, либо другой
хозяйственной системы, работающие на
единый экономический результат.
На уровне макрологистики
выделяют три вида логистических
систем.
Логистические системы
с прямыми связями. В этих логистических
системах материальный поток проходит непосредственно
от производителя продукции к ее потребителю,
минуя посредников.
Эшелонированные логистические
системы. В таких системах на пути
материального потока есть хотя бы один посредник.
Гибкие логистические
системы. Здесь движение материального
потока от производителя продукции к ее потребителю
может осуществляться как напрямую, так
и через посредников.
СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ
СИСТЕМАМИ
Объектом логистическими
системами, как известно является сквозной
материальный поток, тем не менее
на отдельных участках управление им имеет известную специфику.
В соответствии с этой спецификой выполняют
пять функциональных областей логистики,
которые в свою очередь осуществляют управление
различными логистическими системами.
В управление системами входят следующие
структуры: закупочная, производственная,
распределительная, транспортная и информационная.
В настоящем разделе укажем специфику
каждой структуры и ее место в общей системе
логистики.
1. В процессе обеспечения
предприятия сырьем и материалами
решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются
и выбираются поставщики, заключаются
договоры и контролируется их исполнение,
принимаются меры в случае нарушения условий
поставки. Любое производственное предприятие
имеет службу, которая осуществляет перечисленные
функции. Логистический подход к управлению
материальными потоками требует, чтобы
деятельность этой службы, связанная с
формированием параметров сквозного материального
потока, не была обособленной, а подчинялась
стратегии управления сквозным материальным
потоком. В то же время задачи, решаемые
в процессе доведения материального потока
от складов готовой продукции поставщика
до цехов предприятия потребителя,
имеют известную специфику. На практике
границы деятельности, составляющей основное
содержание закупочной логистики, определяются
условиями договора с поставщиками и составом
функций службы снабжения внутри предприятия.
2. В процессе управления
материальным потоком внутри
предприятия, создающего материальные блага или оказывающего
материальные услуги, в основном решаются
задачи производственной логистики. Специфика
этой структуры управления заключается
в том, что основной объем работ по проведению
потока выполняется в пределах территории
одного предприятия. Участники логистического
процесса при этом, как правило, не вступают
в товароденежные отношения. Поток идет
не в результате заключенных договоров,
а в результате решений, принимаемых системой
управления предприятием.
Сфера производственной
логистики тесно соприкасается
со сферами закупок материалов и распределения готовой продукции.
Однако основной круг задач в этой области
— управление материальными потоками
в процессе осуществления именно производства.
3. При управлении материальными
потоками в процессе реализации
готовой продукции решаются задачи
распределительной логистики. Это обширный
круг задач, решением которых занимаются
как производственные предприятия, так
и предприятия, осуществляющие торгово-посредническ ю
деятельность. К решению этих задач
имеют отношение властные структуры, так
как от организации распределения существенно
зависит состояние экономики региона.
Например, в случае неудовлетворительной
организации системы распределения продовольственных
товаров в регионе положение местной власти
будет нестабильным.
Реализация функции
распределения на производственном предприятии иначе
называется сбытом продукции. В сферу
внимания этой структуры управления материальный
поток попадает еще находясь в производственных
цехах. Это означает, что вопросы тары
и упаковки, размера изготавливаемой партии
и времени, к которому эта партия должна
быть изготовлена, а также много других
вопросов, существенных для процесса реализации,
начинают решаться на более ранних стадиях
управления материальным потоком.
4. При управлении материальными потоками на транспортных
участках решаются специфические задачи
транспортной логистики. Совокупный объем
транспортной работы, выполняемой в процессе
доведения материального потока от первичного
источника сырья до конечного потребителя,
моно разделить на две большие группы
(примерно равные):
работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);
работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.
Также как и другие
функциональные области логистики,
транспортная логистика четко очерченных
границ не имеет. Методы транспортной
логистики применяются при организации любых перевозок. Однако приоритетным
объектом изучения и управления в этом
разделе является материальный поток,
имеющий место в процессе перевозок транспортом
общего пользования.
5. Информационная логистика.
Результаты движения материальных
потоков находятся в прямой
связи с рациональностью организации
движения информационных потоков.
В последние десятилетия именно возможность
эффективного управления мощными информационными
потоками позволила ставить и решать задачу
сквозного управления потоками материальными.
Высокая значимость информационной составляющей
в логистических процессах стала причиной
выделения специального раздела логистики
— информационной логистики. Объект исследования
здесь — информационные системы, обеспечивающие
управление материальными потоками, используемая
микропроцессорная техника, информационные
технологии и другие вопросы, связанные
с организацией информационных потоков
(сопряженных с материальными).
Информационная логистика
тесно связана с остальными структурами
логистических систем. Этот раздел
рассматривает организацию информационных
потоков внутри предприятия, а также обмен информацией между различными
участниками логистических процессов,
находящимися на значительных расстояниях
друг от друга (например, с помощью средств
спутниковой связи).
Современные подходы и методы управления логистическими системами.
Сегодня невозможно представить
производственное или торговое предприятие,
которое не занимается решением логистических
задач. Логистика позволяет оптимизировать
функционирование товарных, информационных
и финансовых потоков, «существенно сократить временной интервал между
приобретением сырья и полуфабрикатов
и поставкой готового продукта потребителю,
способствует резкому сокращению материальных
запасов».
Наиболее важная цель,
которую преследует предприятие, организуя
у себя службу логистики или ставя задачи, которые решаются
с ее помощью, — это «экономия издержек,
связанных с потреблением, производством
и распределением продукции». Уменьшение
издержек способствует снижению себестоимости
продукции и в конечном счете может представлять
собой важное орудие в конкурентной борьбе.
Более выгодному рыночному позиционированию
предприятия по сравнению с конкурентами
в немалой степени способствует своевременная
поставка товара в оптимальном количестве
и согласованной номенклатуре, в требуемый
срок, что имеет важное, а иногда и определяющее
значение для потребителя.
«Конкуренция всегда
была движущей силой в развитии производства
и торговли. И если потребитель
остается в выигрыше от острой конкурентной
борьбы между предпринимателями, то
некоторые предприниматели в промышленности... нередко
исчезают с поля деловой деятельности,
потому что не достигают нижней границы
рентабельности или не могут преодолеть
неэффективность отдельных производственных
процессов или операций. Часто к таким
неэффективным процессам относятся процессы
транспортировки и перемещения материалов».
Умелая организация
логистики приносит предприятию
следующие выгоды:
Повышение эффективности производства. Материалы должны быть на рабочем месте в необходимом количестве и в нужное время. Сокращение потерь рабочего времени — дополнительная экономия.
При правильной организации логистики на предприятии удается уменьшить затраты труда и повысить рентабельность производства.
Снижение потерь материалов. Любое перемещение материалов (как между предприятиями, так и внутри предприятия) неизбежно ведет к увеличению потерь.
Лучшее использование производственных площадей. При должной организации логистики (транспортировки, складирования) можно значительно сократить или перепрофилировать производственные площади.
Снижение травматизма. «Плата за страхование от несчастных случаев на производстве возрастает, а потери рабочего времени измеряются не только временем отсутствия на работе рабочего, получившего травму, но и временем отвлечения руководителей всех уровней на составление подробных объяснений и отчетов...».
Предприятие, которое
не уделяет внимание правильной организации
логистики, столкнется с неизбежными
последствиями этого:
Снижением рентабельности производства и повышением себестоимости продукции; высокими издержками на непроизводственную рабочую силу и все сопутствующие затраты, связанные с совершением операций.
Несоответствием товарных запасов потребностям производства. (Симптомами являются либо слишком высокий, либо слишком низкий уровень запасов. Результат — либо простои производства или продаж в связи с нехваткой запасов, либо средства, замороженные в избыточных запасах.)
Низким качеством обслуживания потребителей. (Результат — потеря клиентов и, следовательно, доли на рынке.)
Возрастанием затрат на эксплуатацию оборудования.
Большими затратами времени на переработку грузов. Неэффективной организацией материальных потоков.
Общий результат: из-за роста
себестоимости продукции предприятие
теряет конкурентоспособност , долю на
рынке, прибыль.
Понятие логистики заимствовано
из военного дела. Важность логистики
для военного дела трудно переоценить,
если учитывать, что «...в современной
войне участие каждого солдата
в боевых операциях обеспечивают семь человек в тылу». Военная логистика
— управление перемещением войск и военного
имущества до места боевых действий. Сюда
входит «необходимое инженерно-техническо
обеспечение войск, строительство дорог
и рокад, мостов, переправ и других саперных
сооружений для обеспечения своевременного
маневра войск перед началом боевых действий».
Логистика как один из
разделов стратегии и тактики
была введена в оборот Анри Антуаном
(в русской службе Генрихом Вениаминовичем)
Жомини, которому принадлежит большое
количество трудов по военной логистике.
Генрих Вениаминович Жомини — генерал от инфантерии российской
армии, швейцарец по происхождению. С 1804
по 1813 год служил во французской армии,
с которой прошел все наполеоновские походы.
После разгрома Великой армии императора
Наполеона I Бонапарта он перешел на военную
службу в Российской империи.
Логистика как хозяйственное
понятие относится ко второй половине
ХХ века. «Основы коммерческой логистики
были заложены в конце 70-х — начале
80-х годов ХХ столетия американскими
специалистами-управ енцами в разработку
системы EDIFACT, которая представляет собой электронную
систему обмена данными (информацией)
по финансовому положению, управлению,
коммерции (маркетингу) и транспортному
обслуживанию деятельности предприятия
в условиях конкурентного рынка». В основе
этой системы — компьютеризация управления
предприятием, то есть получение в режиме
реального времени информации, ее оценки
и анализа в процессе принятия управленческих
решений и их направления исполнителям.
Компьютеризация управления товародвижением
явилась предпосылкой для развития логистики,
в первую очередь для оптимизации снабженческих
и сбытовых товаропотоков. Компьютеризация
управления товаропотоками позволяет
отслеживать положение каждого отгрузочного
места (товарной единицы), обеспечивать
своевременную приемку товара заказчиком
и расчеты по коммерческим операциям,
т.е. оптимизировать товарно-денежные
отношения между поставщиками и заказчиками,
в т.ч. путем заметной экономии издержек
обращения. Стала очевидна необходимость
оптимизации товародвижения. «Появившаяся
возможность сквозного мониторинга всех
этапов движения сырья, деталей и готовой
продукции позволила четко увидеть огромные
потери, допускаемые в традиционных схемах
управления материальными потоками. Явный
экономический выигрыш, получаемый от
использования логистики в экономике,
способствовал ориентации партнеров на
сотрудничество в области продвижения
товаров».
Развитие логистики
неотделимо от развития связанных с
ней областей — транспорта, складского
хозяйства и оборудования, систем
закупок и распределения других элементов, обеспечивающих исполнение
одной из важнейших функций маркетинга
— товародвижения.
Круг проблем, относящихся
к логистике, обширен. В него входят
аспекты, характерные для различных
этапов управления товарными потоками.
Это определяет время и место включения в товародвижение
различных видов логистики. Цели соответствующих
этапов определяют, какая сфера логистики
к ним относится.
Литература по проблемам
современной логистики показывает
разные подходы к определению
сущности логистики. Это свидетельство того, что логистика пока
не вполне стала учебной, а тем более научной
дисциплиной. Чтобы стать таковой, она
должна обладать четкой и непротиворечивой
системой теоретических, методологических
и практических знаний.
Нам представляется ошибкой
говорить о логистике как об управлении материальными
потоками, забывая о том, что материальные
потоки возникают помимо воли людей (течение
реки, наводнения, сходы лавин, солнечный
свет, селевые потоки и другие природные
явления). В реальной экономической действительности,
особенно в условиях товарно-денежных
отношений, ни один материал, продукт,
изделие не начнет двигаться, пока не превратится
в товар, то есть пока его кто-то не купит
и кто-то не продаст.
Исходя из сказанного,
в определении логистики должно
присутствовать понятие товарного, а не
абстрактного, неопределенного материального
потока. В качестве простого и непротиворечивого
доказательства приведем реалии тысячелетиями
складывавшейся системы товародвижения:
Рис.
1. Логистика как управление
товарными, информационными и финансовыми
потоками
Далее можно предложить
достаточно четкое и непротиворечивое
определение логистики:
Логистика есть
система теоретических, методологических и практических
знаний об управлении товарными потоками
и связанными с ними информационными и
финансовыми потоками от источника и места
их возникновения до промежуточного или
конечного места назначения (потребителя,
заказчика).
1.3 Сравнительный анализ
отечественного и зарубежного
опыта в управлении логистическими
системами.
Опыт промышленно
развитых стран и передовых
компаний показывает, что логистике
принадлежит стратегически важная
роль в современном бизнесе.
Как известно, под ней понимают интегральное
управление материальными и сопутствующими
(информационными, финансовыми, сервисными)
потоками для достижения корпоративных
целей с оптимальными затратами всех ресурсов.
В настоящее время в передовых фирмах
традиционные функции логистики: транспортировка,
управление запасами, закупками и заказами,
складирование, грузопереработка, упаковка
интегрировались на базе общей информационно-компьют рной
платформы, образовав стратегическую
инновационную систему. Внедрение методов
логистического менеджмента в практику
бизнеса позволяет фирмам значительно
сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость
оборотного капитала, снизить себестоимость
продукции и общие логистические издержки,
обеспечить наиболее полное удовлетворение
потребителей в качестве товаров и сопутствующего
сервиса.
В последние несколько лет в России наблюдается
лавинообразный рост интереса к логистике,
как со стороны организаций бизнеса, так
и правительственных институтов. Темпы
роста количества компаний в России, имеющих
выделенные организационные структуры
управления логистикой, просто поражают.
Если в 2000 году в Москве насчитывалось
не более трех десятков фирм, имеющих отделы
или службы логистики (в основном, компании
со стопроцентным иностранным капиталом),
то к началу 2005 года их количество приблизилось
к четырем тысячам. Все крупнейшие российские
компании, определяющие лицо нашей экономики,
имеют логистические департаменты и дирекции.
Это ОАО НК "ЮКОС", ОАО "Лукойл",
ОАО "Русский алюминий менеджмент",
ОАО "Сибирский алюминий", ОАО "Северсталь&quo ;,
ОАО "Газпром", крупнейшие машиностроительные
и автомобилестроительн е заводы, оптовые
торговые компании и розничные сети. Перечисление
их заняло бы слишком много места.
Все более востребованными на
рынке труда становятся логистические
менеджеры, причем, что особенно примечательно, не только в привычных
видах логистической деятельности: транспортировке,
экспедировании, складировании и грузопереработке,
управлении запасами, таможенном оформлении,
но и как координаторы (супервайзеры) логистического
процесса компании, организаторы стратегического
планирования и управления корпоративной
логистической системой; аналитики логистических
бизнес-процессов, топ-менеджеры, умеющие
правильно выбирать и применять современные
интегрированные логистические технологии
и информационные системы.
Если с наличием на рынке
труда и с подготовкой линейного
персонала компаний, управляющего
отдельными логистическими функциями
(транспортировкой, экспедированием,
складированием и грузопереработкой,
таможенном оформлением и пр.),
особых проблем нет, то топ-менеджмент компаний
по логистике, который должен осуществлять
стратегическое управление этим видом
деятельности, в подавляющем большинстве
российских компаний является, по сути,
доморощенным, не имеющим специального
образования и соответствующих навыков.
Это объясняется многими причинами, и,
прежде всего, отсутствием до недавнего
времени в высшей школе специальности
"Логистика&quo ;, которая была открыта
только в апреле 2000 года, и то пока что
в качестве эксперимента в 7 российских
вузах. Первые выпускники, имеющие диплом
с квалификацией "логист", появятся
только в 2005 году, и должно пройти достаточно
много времени для их адаптации в конкретном
бизнесе. В связи с этим уже в течение трех
лет МЦЛ ГУ-ВШЭ осуществляет ускоренную
подготовку и переподготовку персонала
компаний по логистике по широкому спектру
программ: от повышения квалификации -
до второго высшего образования.
Катастрофическая нехватка на
отечественном рынке труда менеджеров
высшей квалификации по логистике
и многочисленные запросы компаний на подготовку
и переподготовку топ-персонала по логистике
с учетом мировых стандартов во многом
инициировали создание в МЦЛ новой Программы
ELM.
До сих пор серьезной проблемой
для подавляющего большинства
компаний является отсутствие понимания высшим менеджментом
фирм того, как должна строиться эффективная
и конкурентоспособная логистическая
система. Причины отсутствия логистической
стратегии кроются, прежде всего, в общем
недопонимании персоналом топ-менеджмента
компаний предназначения логистики, как
инструмента интегрированного управления,
позволяющего оптимизировать материальные
и финансовые ресурсы фирмы. Зарубежный
же опыт показывает, что ведущие мировые
компании делают акцент на стратегическую
логистику, которая находится как внутри,
так и за пределами собственно деловой
структуры, чтобы иметь возможность охватывать
поставщиков, логистических посредников
и потребителей. Стратегическая логистика
определяется как использование логистической
компетентности и многоканальных партнерских
отношений для достижения конкурентных
преимуществ. Не просто достигнуть развития
и поддержания межорганизационных логистических
отношений, которые представляют собой
границы логистической системы. Фирма,
обладающая стратегическими способностями,
сначала поручает выполнение логистических
обязанностей контрагентам в цепи поставок
(логистический аутсорсинг), а затем выполняет
свои собственные действия с большей производительностью
и ресурсоотдачей. Эффективная стратегическая
логистика требует объединения действий
компаний с поставщиками, потребителями
и логистическими посредниками (3PL и 4PL
провайдерами)?что является прерогативой
топ-менеджмента по логистике. Результатом
функционирования стратегически ориентированных
компаний стало появление так называемых
интегральных логистических менеджеров,
которые начинают тратить все меньше времени
на внутренние операции и отдавать предпочтение
общению (зачастую, виртуальному) с поставщиками,
заказчиками и логистическими посредниками.
Зарубежный опыт показывает, что в число основных обязанностей
интегрального логистического менеджера
входят следующие функции:
установление перспективных целей и задач логистики компании;
разработка и согласование логистической стратегии с маркетинговой и производственной стратегиями фирмы;
разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками между службами фирмы;
согласование интересов поставщиков продукции, торговых, транспортных и других логистических посредников, функционирующих в логистической системе фирмы; устранение возникающих конфликтов;
формулировка целей и ограничений по управлению запасами в логистической сети (при управлении закупками, производством, дистрибьюцией):
определение уровня инвестиций в логистическую инфраструктуру (транспорт, информационную систему, складское хозяйство):
разработка стратегического логистического плана и согласование его с производственным расписанием;
определение необходимых финансовых ресурсов и бюджета стратегического логистического плана;
определение структуры информационной поддержки логистики и требований к применяемым информационно-компьют рным технологиям;
установление политики управления персоналом логистического менеджмента, программ обучения и повышения квалификации персонала;
пересмотр стратегии управления запасами, складирования, транспортировки в соответствии с изменениями в маркетинговой и производственной стратегиях фирмы;
определение направлений оптимизации ресурсов фирмы на логистику (например, снижения общих логистических издержек).
Высокопоставленные менеджеры по
логистике все чаще выступают
в роли координаторов различных
частных видов деятельности как
внутри, так и вне своих фирм.
Внутри фирмы основная задача
состоит в том, чтобы направить
профессиональные навыки отдельных работников
и подразделений в единое русло ради достижения
целей сформированной логистической стратегии.
В большинстве случаев нужный масштаб
подобной координации выходит за рамки
отдельного предприятия и требует вовлечения
в единую систему управления цепями поставок
как потребителей, так и поставщиков продуктов
и услуг. Стратегические интересы побуждают
высокопоставленных менеджеров по логистике
к преодолению межфирменных границ для
налаживания эффективных взаимосвязей
внутри логистической системы. Наиболее
яркое проявление современной логистики
заключается в том, что она обеспечивает
конкурентные преимущества за счет внутренней
и внешней интеграции - одной из ключевых
сфер компетентности любой фирмы.
Современный высокопоставленный менеджер по логистике занимает трудную,
но перспективную позицию в компании.
Главной причиной этого является то, что
он должен обладать системным мышлением,
глубокими профессиональными техническими
и экономическими знаниями и быть просто
высоко эрудированным человеком. Что касается
профессиональных технических и технологических
навыков, то они должны включать в себя
знания технологии производства, дизайна
продукта и упаковки, эксплуатации и технического
обслуживания транспорта, технологии
складирования и грузопереработки, управления
запасами, современных логистических
информационно-компью ерных технологий
и КИС и т.п. Экономическая и юридическая
области знаний логиста включают: знания
основ финансового менеджмента, экономики
фирмы, маркетинга и общего менеджмента,
управления рисками, страхования, гражданского
и транспортного права, транспортного,
таможенного и торгового законодательства.
С другой стороны, менеджер по логистике
должен уметь системно анализировать
связи между всеми логистическими функциями
и координировать логистику с другими
областями менеджмента компании.
В Европе существует сложившаяся
объективная трехуровневая система
тестирования логистических менеджеров
Европейского сертификационного комитета
по логистике (ECBL): уровень бакалавра,
логистического менеджера с небольшим стажем
работы; специалист среднего звена управления
и высшая ступень, мастер логистики. Мастер
логистики - это уровень топ-менеджмента:
вице-президенты компании по логистике,
директора по логистике, начальники логистических
отделов (служб) компаний. Высший уровень
персонала должен обладать стратегическим
мышлением, разрабатывать стратегический
план, уметь формировать бюджет компании
по логистике, координировать работу функциональных
подразделений по логистическим параметрам.
Для персонала среднего менеджмента важно
хорошо разбираться в своих функциональных
областях - в области закупок, распределения,
производства. В большинстве случаев они
выступают в качестве аналитиков и координаторов
(супервайзеров) логистического процесса
в закупках, дистрибьюции, транспортировке,
информационной поддержке. И, наконец,
низшая ступень - аналитики-статистики
инженеры и функциональный персонал, который
работает на складе, в транспортных подразделениях,
в управлении запасами и т.д. Для получения
сертификата ECBL любого из трех уровней
нужно пройти определенную стандартную
процедуру тестирования, комиссией асессоров,
назначаемых национальным сертификационным
комитетом, страны, входящей в ECBL.
Национальная логистическая
ассоциация и ГУ-ВШЭ являются единственными в России учреждениями,
принятым в члены ЕLА, координирующей процессы
образования, переподготовки и повышения
квалификации специалистов по логистике,
а также научно-исследовательс ие проекты
стран ЕС в этой области. В ноябре 2001 года
на Генеральной Ассамблее ELA в Брюсселе
было принято решение о создании на базе
МЦЛ ГУ-ВШЭ Российского сертификационного
комитета, как части ECBL. Это дает Высшей
школе экономики эксклюзивное право, начиная
с 2002 года, проводить тестирование кандидатов
(менеджеров компаний, работающих в различных
функциональных областях логистики) по
принятой в Европе трехуровневой системе
сертификации с выдачей сертификатов
ECBL соответствующего уровня.
Глава 2. Разработка модели.
2.1 Концептуальные основы управления логистическими
системами.
Место логистики в менеджменте и маркетинге
можно проиллюстрировать схемой (рис.
2). Эта схема справедлива для предприятия,
имеющего собственную логистическую службу
в организационной структуре и так называемого
«домашнего экспедитора».
"Схема взаимодействия функций
менеджмента, маркетинга и логистики
на предприятии"
Из рис. 2 видно, что
функции менеджмента и маркетинга
на предприятии вызывают необходимость
решать разнообразные задачи, которые
ставятся перед разделами логистики, которые
соответствуют тем или иным функциям менеджмента
и маркетинга.
Так, и т.д.................