Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Инвестиционная деятельность в РК и перспективы развития инвестиций в РК

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 26.04.13. Год: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


? Введение

Переход к капиталистической форме хозяйствования требовал экономических преобразований. Страна оказалась на грани потери экономической самостоятельности и независимости. Назревшие радикальные реформы, к сожалению, проводились методом проб и ошибок, вследствие чего сопровождались значительными издержками экономического и социально-политическ го характера. Общество на собственном опыте убедилось в том, что выбранный механизм преобразований имеет серьезные дефекты. При этом четко определились проблемы в участии государства в процессе реформирования, функционирования и развития экономики страны. Их более глубокая разработка необходима для нахождения правильных решений по регулированию экономики в интересах обеспечения безопасности Казахстана, повышения благосостояния народа, сбалансированного подъема производственно-хозяй твенных звеньев всех уровней, в том числе домохозяйств, отдельных граждан - непосредственных участников инновационного и инвестиционного процессов.
Появилась необходимость создавать правовую базу, которая как можно лучше показала бы нам пути решения многих проблем, связанных с собственностью, управлением недвижимостью и имуществом, созданием новых технологий и их инвестированием.
В Конституции РК говорится, что граждане РК могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество; собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом; никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения; каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.
Появление новых предприятий повлекло за собой необходимость создания правовой базы, разъясняющей права и обязанности связанные с управлением имущественных комплексов. Согласно Гражданскому кодексу РК (ст. 33) «юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Инвестиции - относительно новый для нашей страны термин. В отечественной экономической литературе понятие инвестиций употребляется как синоним капитальных вложений, под которыми понимаются все затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на воспроизводство основных фондов. В законе «Об инвестициях» говорится, что инвестиции - это все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы лизинга с момента заключения договора лизинга, а так же права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности.
Самой трудной выступает проблема инвестиционных ресурсов, которая упирается в наиболее глубинные противоречия. В то время, когда государство ведет поиск источников финансирования для покрытия инвестиционных потребностей, пытается привлечь иностранный капитал, остается невостребованным имеющийся мощный и реальный финансовый потенциал, сосредоточенный у населения. Состояние теоретической организационно-методи еской и институциональной базы, определяющей рациональное использование имеющегося финансового потенциала населения, является одним из наиболее слабых мест функционирования новой финансовой и банковской систем. На это негативно повлияли условия формирования финансового потенциала населения (инфляция, снижение общего жизненного уровня при одновременно глубокой социальной дифференциации различных групп общества) и недостаточная степень развития принципиально новых для страны финансовых институтов (лизинг, ипотека, венчурные механизмы и т.п.). отрицательно сказалась слабая техническая оснащенность инфраструктуры рынка, ошибочное стремление коммерческих банков и других финансовых организаций работать преимущественно с крупными вкладчиками и финансовыми партнерами.
Решения, которые принимают на предприятии, имеют разную степень влияния на его будущую деятельность. Одни решения определяют рост и прибыльность предприятия на долгие годы, другие имеют лишь краткосрочный эффект. Текущая работа предприятия заставляет ежедневно принимать множество различных финансовых решений. Необходимо постоянно пополнять запасы сырья, платить налоги, рассчитываться с поставщиками и покупателями и т.д. Такие решения часто принимаются механически по ходу производства, не требуя долгих размышлений.
Решение о внедрении в производство нового продукта, расширении производства или замене действующего оборудования, приобретении нового предприятия и т.д., т.е. принятие инвестиционных решений, требует глубокого анализа и расчетов. Именно эти решения определяют будущее предприятия, поэтому ошибки при принятии инвестиционных решений всегда наиболее опасны. При закупке недостаточного количества сырья данную ситуацию легко исправить, но если потерпел на рынке неудачу новый продукт, для производства которого было закуплено новое оборудование, получен кредит под высокий процент, эту ошибку исправить будет значительно труднее, а порой просто невозможно. Поэтому основное внимание в финансовом управлении предприятий уделяется анализу инвестиций и принятию решений.
Любое предприятие, осуществляющее какую-либо предпринимательскую деятельность, постоянно тратит и получает денежные средства. Сегодня, к примеру, подошел срок оплатить счета по материалам, завтра - налоги, через неделю поступят деньги за проданную продукцию, в конце месяца пора выдавать заработную плату, в конце квартала -- дивиденды. Тратятся деньги на покупку нового оборудования, научные исследования и научные разработки, рекламу и т.д. Кроме того, деньги можно брать и давать в долг, можно продавать и покупать акции, облигации и т.д.
Жизненная потребность увеличения инвестиционных ресурсов, ослабления инфляционных процессов, пополнения банковского капитала, обеспечения социальной и экономической защищенности граждан вызывает повышенный интерес к финансовым средствам населения со стороны ученых и практиков, государственных структур, коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных учреждений и других организаций.
В данной работе я раскрыла понятие инвестиций и их классификацию, а также состояние инвестиционной деятельности в Республике Казахстан и дальнейшее развитие.























1. Понятие об инвестициях, их классификация.

1.1 Экономическое содержание инвестиций

Понятие «инвестиции» в настоящее время стало весьма часто употребляться, однако у многих оно ассоциируется с покупкой автомобиля, дачи, или на худой конец, акций развивающихся компаний. Поэтому прежде чем переходить к точным определениям, рассмотрим особенности инвестирования на примере покупки автомобиля.
Допустим, вы решили купить автомобиль. Стало быть, средства для этого у вас есть. Но почему тогда вы не тратите их сегодня на еду, бриллиантовое кольцо или поездку на Кипр, ведь, купив автомобиль сегодня, вы тем самым отказываетесь от удовлетворения каких-то других насущных (хотя, может быть и не очень важных) потребностей. Автовладельцы могли бы дать на этот вопрос много разных ответов, скажем, таких:
* потому, что не хочу тратить много времени на поездки общественным транспортом на работу, на дачу или к знакомым;
* потому что получаю удовольствие от самого процесса вождения автомобиля;
* потому что хочу заработать деньги частным извозом и т.д.
Обратите внимание, что во всех этих ответах покупаемый автомобиль позволяет вам получить определенный доход, удовольствие или снижение потерь в будущем. Тот факт, что вы покупаете автомобиль, а не отказываетесь от покупки, означает, что отказ от удовлетворения сегодняшней потребности (скажем, в бриллиантовом кольце) вы цените меньше, чем будущий результат от пользования автомобилем. Так вот, подобные операции и являются операциями инвестирования, или инвестициями, а сам автомобиль выступает при этом как объект инвестиций.
Точно также рассуждают и предприниматели, приобретая для своего предприятия оборудование, здания или компьютеры (т.е. инвестируя средства в эти объекты, или осуществляя инвестиции в них). Во всех этих случаях они несут определенный ущерб от того, что не потратили деньги немедленно на какие-либо насущные текущие нужды, но одновременно получают возможность увеличить свои доходы в будущем.
Из изложенного выше примера вытекает следующее достаточно общее описательное определение понятия «инвестирование», принадлежащее П.Массе, которое мы далее уточним и конкретизируем. Инвестирование представляет собой акт обмена сегодняшнего удовлетворения определенной потребности на ожидание удовлетворить ее в будущем с помощью инвестированных благ (т.е. зданий, сооружений, оборудования, запасов товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и т.д.). Термин «ожидание» здесь подчеркивает двойственный характер решения об инвестировании: его временной аспект, так как ожидание относится к будущему, и его характер как пари, поскольку ожидание может оказаться обманутым. Таким образом, решение об инвестировании предполагает:
* наличие субъекта инвестирования, принимающего решение об инвестировании;
* наличие объекта инвестирования (инвестируемых благ);
* издержки, связанные с отказом от удовлетворения потребности;
* величину ожидаемых результатов (с учетом риска их получения).
Приведенные выше определения не являются ни окончательными, ни общепринятыми - в разных научных трудах, учебниках и учебных пособиях понятие «инвестиции» определяется по-разному. Приведем несколько таких определений.
Так в монументальном издании инвестиции определяются как «долгосрочные вложения капитала в материальное производство (в расширение существующего производства, в его модернизацию, в капитальный ремонт, в новое производство), в том числе посредством ценных бумаг. При этом выделяются:
1) реальные инвестиции - вложения капитала в реальные активы, т.е. непосредственно в средства производства (производственные мощности предприятий материальной сферы, включая недвижимость, строительство) и предметы потребления;
2) финансовые инвестиции - вложения капитала в ценные бумаги предприятий сферы материального производства, а также помещение капитала в банковские учреждения;
3) интеллектуальные инвестиции - вложения капитала в производство путем покупки патентов, лицензий, ноу-хау, оплаты НИОКР, финансирования подготовки и переподготовки персонала».
В настоящее время в экономике принято классифицировать инвестиции на прямые, портфельные и прочие следующим образом. Прямые инвестиции (direct investment) - это инвестиции в данное предприятие, объем которых составляет не менее 10% акционерного капитала этого предприятия. Портфельные инвестиции (portfolio investment) - это инвестиции в ценные бумаги данного предприятия, объем которых составляет менее 10% акционерного капитала. Прочие инвестиции (other investment) - это инвестиции, не связанные с предприятием (вложение капитала в ГКО, ОФЗ и пр.).
В дальнейшем мы рассмотрим понятие капиталообразующие (реальные) инвестиции. Чтобы разобраться в содержании этого термина, нам понадобятся другие понятия. Важнейшую часть имущества любого предприятия составляют здания, сооружения, оборудование и другие средства производства, служащие длительное время. В бухгалтерском балансе они называются основными средствами Ранее был принят и теперь нередко употребляется термин «основные фонды». Однако термин «фонд» имеет и много других значений (фонд развития производства, фонд накопления, Международный валютный фонд), поэтому принятое сейчас наименование предпочтительнее. Отметим также, что отнесение имущества к основным средствам регулируется государством. Например, по действующему в настоящее время порядку к основным средствам относятся средства производства, имеющие стоимость не ниже установленного лимита и срок службы не менее одного года.. Те вложения, которые направлены на их создание, в конечном счете отразятся в балансе как увеличение имущества предприятия (его активов). Однако они составляют лишь часть капиталообразующих инвестиций. Представим себе, что мы построили новый завод и оснастили его оборудованием. Тогда в процессе эксплуатации потребуются новые инвестиции для закупки нового оборудования или хотя бы для замены изношенного. Но, кроме того, чтобы начать производство, на заводе понадобится создать необходимый запас сырья, материалов, запасных частей к оборудованию и т.п. для этого тоже нужны средства, и соответствующие затраты относятся к другому виду инвестиций Подобные инвестиции могут потребоваться в проектах, предусматривающих создание достаточного запаса сырья или готовой продукции в предвидении предстоящего изменения рыночных цен на них. - инвестициям в прирост запасов. В балансе они также отражаются как увеличение текущих активов. Казалось бы, на этом основании можно, определять инвестиции как долгосрочные вложения средств в активы предприятия.
Однако есть еще третий вид капиталообразующих инвестиций. Они осуществляются только в процессе функционирования предприятий. Пусть у предприятия не хватило денег, и оно закупило сырье, договорившись с поставщиком об отсрочке платежа. Такая поставка отразится в балансе как долг (задолженность, обязательство) предприятия. Через некоторое время сырье будет израсходовано, а поставщик не отгружает новую партию сырья, пока не будет оплачена предыдущая.
Наряду с приведенными выше применяются и многие другие классификации инвестиций. Так, инвестиции можно классифицировать:
* по государственной принадлежности инвестора (внутренние инвестиции, иностранные инвестиции);
* по организационно-правов й форме инвестора (государственные инвестиции, муниципальные инвестиции, инвестиции юридических лиц, инвестиции физических лиц);
* по размещению объекта инвестирования (инвестиции в экономику Казахстана, инвестиции в экономику Восточно-Казахстанск й области);
* по характеру объекта инвестирования (инвестиции в здания, инвестиции в оборудование, инвестиции в нематериальные активы и т.п.);
* по степени влияния инвестирования на управление предприятием (инвестиции, обеспечивающие полную собственность инвестора на объект инвестирования; инвестиции, обеспечивающие частичную собственность, но полный контроль над управлением объектом инвестирования; инвестиции, не позволяющие контролировать управление объектом инвестирования, и т.п.).

1.2 Структура и классификация инвестиций
Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиции необходимо их научно – обоснованная классификация как на макро-, так и на микроуровне. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики. В бытность плановой экономики и на практике наибольшее распространение получила классификация капитальных вложений по следующим признакам:
- по признаку целевого назначения будущих объектов – это их распределение по отраслям народного хозяйства – отраслевая структура, которая в свою очередь образует два подразделения – вложения в объекты производственного назначения и объекты непроизводственного назначения.
- по формам воспроизводства основных фондов – на новое строительство, на расширение и реконструкцию действующих предприятий, и на техническое перевооружение.
- по источникам финансирования – на централизованные и децентрализованные.
- по направлению использования – на производственные и непроизводственные.
- по объектам их приложения – инвестиции в имущество (материальные инвестиции) – инвестиции в здания, сооружения, оборудование, запасы материалов:, Финансовые инвестиции (приобретение акций, облигаций, и других ценных бумаг). Нематериальные инвестиции (инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу).
- по способу учета средств – на чистые и валовые.
Чистые инвестиции – вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений.
Валовые инвестиции – общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей.
- по формам собственности – на частные, государственные, смешанные, иностранные.
Частные инвестиции – вложения средств, осуществляемые гражданами и частными организациями (фирмами и компаниями).
Государственные инвестиции – вложения, которые производятся центральными и местными органами власти и управления за счёт бюджетных, внебюджетных и заёмных средств, а также унитарными предприятиями, учреждениями и организациями путём мобилизации собственных финансовых источников.
Смешанные инвестиции – долевое вложение средств при участии государства, регионов, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц.
Иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые иностранными государствами, физическими и юридическими лицами.
В иностранной литературе приводится классификация портфельных инвестиций.
По признаку их влияния и контроля на фирму, акции которой приобретены инвестором. Исходя из этого признака все портфельные инвестиции классифицируются на:
- оказывающие существенное влияние (приобретение более 20%, но менее 50% акций, имеющих право голоса;
- обеспечивающие контроль (владение инвестором более 50% акций с правом голоса);
- не позволяющие установить контроль и не оказывающие существенного влияния (владение менее 20% акций с правом голоса);
- не позволяющие установить контроль, но оказывающие существенное влияние (владение более 20%, но менее 50% акций с правом голоса);
- обеспечивающие контроль (владение более 20%, но менее 50% акций материнской компании и 100% акций дочерней компании.
Данная классификация важна для формирования оптимальной структуры портфельных инвестиций на предприятии.
Наиболее комплексная классификация инвестиций приводится в работе Н.А.Бланка, в которой все инвестиции классифицируются по следующим признакам: по объектам вложения, характеру участия в инвестировании, периоду инвестирования; формам собственности инвестиционных ресурсов, региональному признаку.
На уровне предприятия крайне необходима следующая классификация инвестиций (рис.1).


Рис.1 Признаки классификации инвестиций

Преимущество этой классификации перед ранее рассмотренными заключается в том, что она дает реальное представление о том, на какие цели предприятия могут расходовать свои инвестиции. По сути, эта классификация характеризует инвестиционный портфель предприятия. Оптимизация этого портфеля по минимуму риска и максимуму получения экономической выгоды является одной из важнейших проблем на предприятии.
Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит от их структуры. Под структурой инвестиций понимаются их состав по видам, направлению использования и их доли в общих инвестициях.
В системе отношений расширенного воспроизводства инвестиции выполняют важнейшую структурообразующую функцию. От того, в какие отрасли народного хозяйства вкладываются средства для его развития зависит будущая структура экономики: или преобладающими будут машиностроительные заводы, выпускающие сельхозтехнику или машиностроительные заводы, выпускающие военную технику и снаряжение. Или, далее, преобладание будет на стороне строительных фирм, специализирующихся на возведении крупных производственных комплексов, или на стороне строительных фирм, возводящих комфортное жилье.
Различают общие и частные структуры инвестиций.
К общим структурам инвестиций можно отнести их распределение на реальные и портфельные (капиталообразующие и финансовые). В общем объеме инвестиций наибольшую долю составляют капиталообразующие инвестиции. Так в 2006 году, из общего объема инвестиций доля капиталообразующих составила 81%, а финансовых - лишь 19% . В некоторые частные структуры включаются следующие виды структур капитальных вложений: технологическая, воспроизводственная, отраслевая и территориальная.
Под технологической структурой – понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта по видам затрат и их доля в общей сметной стоимости, т.е. показывается, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на строительно-монтажны работы (СМР), на приобретение машин, оборудования и их монтаж, на проектно-изыскательс ие и другие затраты. Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственных фондов будущего предприятия.
Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению его производственной мощности, а следовательно, снижению капитальных вложений на единицу продукции. Экономическая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизации и автоматизации труда и снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции. Анализ технологической структуры капитальных вложений имеет важное значение как в научном, так и практическом плане.
Воспроизводственная структура - также оказывает существенное влияние на эффективность их использования.
Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов. Можно определить, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствует о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам:
Во–первых, сокращается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей;
Во–вторых, в значительной мере сокращаются удельные капитальные вложения;
Динамика изменения воспроизводственной структуры реальных инвестиций в основной капитал может показать определенные сдвиги или тенденции как в позитивном, так и в негативном плане. Негативный аспект заключается в том, что повышение доли реальных инвестиций в новое строительство автоматически может привести к снижению их доли, направляемой на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производства, что может отрицательно отразиться на техническом уровне производства и на эффективности инвестиций, а следовательно, и на экономике в целом. Позитивный же аспект в этой тенденции, видится в том, что за анализируемый период ,например, довольно бурно протекал процесс создания малых предприятий и именно за счет этого повысилась доля инвестиций, направляемых на новое строительство. Создание малого бизнеса в РК и повышение его роли в экономике являются необходимым и прогрессивным процессом.
Большое значение для эффективности инвестиций в экономике имеет структура инвестиций по источникам финансирования и формам собственности.
Под структурой инвестиций по формам собственности понимаются их распределение и соотношение по формам собственности в общей их сумме, т. е. кому они принадлежат: государству, муниципальным органам, частным юридическим или физическим лицам, или к смешанной форме собственности. Существует мнение, что повышение доли частных инвестиций в общей их сумме положительно влияет на уровень их использования, а следовательно, и на экономику республики.
Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств до оптимального уровня. На основе динамики изменений по годам можно представить и проанализировать те изменения, которые произошли под влиянием таких факторов, как в негативных так и в позитивных отношениях. (Например, все большую роль, как источник финансирования стали играть амортизационные отчисления).
Эффективность использования инвестиций на предприятии, его финансовое положение также в значительной мере зависят от их структуры на предприятии. Под общей структурой инвестиций на предприятии понимается соотношение между реальными и портфельными инвестициями в их общей сумме. Ее совершенствование заключается в том, чтобы получить максимум отдачи как от портфельных, так и реальных инвестиций. Это означает, что доля инвестиций в наиболее эффективные проекты должна стремиться к максимуму. В современных условиях важное значение для предприятий имеет как структура реальных, так и структура портфельных инвестиций. Под структурой портфельных инвестиций понимаются их распределение и соотношение по видам ценных бумаг, приобретаемых предприятием, а также по вложениям в активы других предприятий.
В данный момент, когда доля государственных инвестиций резко снижается, а доля инвестиций предприятий в общей их величине увеличивается, общая эффективность инвестиций все в большей мере зависит от эффективности их использования непосредственно на предприятии, а, по сути, от общей структуры инвестиций на предприятии.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод – анализ структуры инвестиций по различным направлениям имеет научное и практическое значение. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что он позволяет определить тенденцию изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более действенную и эффективную инвестиционную политику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций заключается в том, что на основе этого анализа выявляются новые факторы, ранее не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования инвестиций, что также очень важно для разработки инвестиционной политики.

1.3 Источники финансирования инвестиционной деятельности, объекты и субъекты

Источниками финансовых ресурсов направляемых на капитальные вложения, в коммерческих предприятиях и организациях являются:
1) собственные финансовые ресурсы;
2) заемные средства и привлеченные средства.

Рис. 2 собственные финансовые средства

Собственными финансовыми ресурсами капитальных вложений служат:
1. Прибыль. Это один из важных источников указанных ресурсов.
Прибыль в значительной ее части направляется на финансирование непосредственно капитального строительства.
2. Средства специальных фондов. В предприятиях часть прибыли направляется на образование в предприятиях фондов специального назначения:
* фонда развития производства;
* фонда развития науки и техники;
* фонда финансирования капитальных вложений;
* фонда социального развития.
Средства этих фондов служат источником финансирования капитальных вложений.
За счет средств фонда развития производства финансируются следующие мероприятия: капитальные вложения, техническое перевооружение, реконструкция и расширение предприятий, их цехов.
Средства фонда науки и техники - на проведение научно-технических работ, проектных работ, приобретение оборудования и новой техники.
Источником финансирования капитальных вложений являются средства фонда социального развития. Примерно половина средств этого фонда направляется на строительство жилых домов и других объектов социального назначения.
3. Важным источником финансирования являются амортизационные отчисления, т.е. денежное выражение той части основных фондов, которая в процессе их использования переносится на вновь созданный продукт. При реализации продукции (услуг) у предприятия образуется денежный амортизационный фонд, который используется для финансирования капитальных вложений.
Амортизационные отчисления становятся одним из главных источников капитальных вложений, осуществляемых коммерческими предприятиями и организациями.
4. Средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий.
Осуществление хозяйственной реформы в настоящее время активно развивает финансирование капитальных вложений за счет собственных источников инвесторов (предприятий, организаций, акционерных обществ).
Ранее эти источники не имели существенного значения в финансировании капитальных вложений и ограничивались незначительными затратами на капитальное строительство, капитальный ремонт.
Представляется, что дальнейшее развитие экономической реформы в народном хозяйстве будет способствовать повышению доли в источниках собственных средств предприятий и организаций.
При недостатке собственных средств предприятия привлекают на капитальные вложения кредитные ресурсы (кредиты банков, инвестиционных фондов и займы других хозяйственных организаций).


Рис. 3 заемные финансовые средства

Использование долгосрочного кредита усиливает материальную ответственность коммерческих организаций и предприятий за неэкономное и неэффективное расходование средств, направленных на финансирование капитальных вложений, соблюдение сроков ввода в действие основных фондов.

Таблица 1. Матрица прибыльности

Таблица 2. Матрица риска

Если мы сопоставим обе матрицы, то получим "золотое правило" инвестирования: чем больше риск инвестирования, тем выше прибыльность.

Объекты и субъекты инвестиционной деятельности
Объектами инвестиционной деятельности являются, прежде всего, вновь создаваемые и модернизируемые производственные и непроизводственные основные фонды и оборотные средства во всех сферах национальной экономики. Именно сюда направляется основная часть реальных капиталообразующих инвестиций.
Инвестиции в новейшие технологии позволяют также сохранить конкурентные преимущества как отдельного хозяйствующего субъекта, так и национальной экономики в целом.
Другими объектами инвестиционной деятельности для владельцев средств являются ценные бумаги, целевые денежные вклады.
Объектами инвестиционной деятельности являются также готовая научно-техническая продукция и ее разработка, имущественные права и права владения земельными участками, угодьями, права на промышленную интеллектуальную собственность, торговые марки и сертификаты и т.д.
Законодательством Республики Казахстан запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиеничес их, противопожарных и других норм обеспечения безопасной жизнедеятельности людей.
Субъектами инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и др.
Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
Инвесторами могут быть:
Правительство Республики Казахстан и правительства субъектов Республики Казахстан в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом или наделенных имущественными правами;
органы местного самоуправления, муниципалитеты в лице органов и служб, уполномоченных в законодательном порядке;
отечественные предприятия, а также предпринимательские объединения, организации и другие юридические лица, наделенные их уставами необходимыми в том правами;
совместные казахстанско-зарубеж ые предприятия, организации и другие юридические лица;
зарубежные юридические лица;
иностранные государства в лице органов, уполномоченных их правительствами;
международные организации.
Инвесторы выступают, прежде всего, в роли прямых вкладчиков финансовых средств и других капиталов и, соответственно этому, в роли покупателей и пользователей продукции инвестирования (построенных заводов, фабрик, транспортных сооружений, линий и объектов связи и др.). Инвесторы - это и инвестиционные фонды, компании; они вкладывают средства в акции вновь создаваемых предприятий (производств) или существующих, которые осуществляют на средства от продажи акций модернизацию или диверсификацию своего производства; инвесторами являются физические и юридические лица, вкладывающие свои средства в приобретение акций и других ценных бумаг предприятий и организаций, а также выпускаемых государством, территориальными органами власти.
Большую группу субъектов инвестиционной деятельности составляют так называемые институциональные инвесторы: страховые компании, инвестиционные компании и фонды, негосударственные пенсионные фонды и др. Функциональное назначение указанных организаций состоит в привлечении свободных средств у населения, различных хозяйствующих субъектов и направлении их на цели инвестирования.


























2. Инвестиционный анализ и влияние инфляции

2.1 Общая схема инвестиционного анализа

Данная схема следует простой логике рассуждений. Вслед за бизнес идеей проекта необходимо определиться с тем, каким составом и объемом средств (основных и оборотных) можно реализовать эту идею, т.е. коротко говоря, что необходимо купить, чтобы реализовать проект. Затем необходимо ответить на другой не менее важный вопрос: где взять деньги, чтобы приобрести необходимые основные и оборотные средства. Наконец, следует проанализировать, как будут работать потраченные деньги, т.е. какова будет отдача от инвестирования собранной суммы денежных средств в приобретенные основные средства. Важность последнего вопроса наиболее существенна, так как, если предприятие смогло собрать некоторую сумму денег, у него может существовать альтернативная возможность инвестирования этих денег, и надо быть твердо уверенным в том, что выбранный инвестиционный проект наиболее эффективен.
Следуя изложенной выше логике, весь инвестиционный анализ следует разделить на три последовательных блока.
Установление инвестиционных потребностей проекта.
Выбор и поиск источников финансирования и определение стоимости привлеченного капитала.
Прогноз финансовой отдачи от инвестиционного проекта в виде денежных потоков и оценка эффективности инвестиционного проекта путем сопоставления спрогнозированных денежных потоков с исходным объемом инвестиций.

2.2 Влияние инфляции на эффективность инвестиций

Одним из важнейших факторов окружающей среды, влияющих на эффективность вложения инвестиций, является инфляция. В условиях инфляции эффективность капитальных вложений может существенно измениться. Будущие денежные потоки будут отличаться не только покупательной способностью, но и сроками поступления.
Инфляция - это процесс выравнивания монетарным путем напряженности, возникшей в какой-либо социально-экономичес ой среде, который сопровождается повышением общего уровня цен и снижением покупательной способности денег.
Инфляция находит выражение в повышении уровня цен и снижении покупательной стоимости денег, их обесценении. Неодинаковая стоимость денег в различные периоды осуществления инвестиционных проектов, обусловленная фактором инфляции, также требует учета при оценке их экономической эффективности. Уровень инфляции принято характеризовать и измерять двумя показателями: темпом прироста и индексом роста.
Темп прироста инфляции представляет собой процентное отношение размера увеличения цены на ресурс, товар, продукцию и т.п. за определенный промежуток времени (год, квартал, месяц) к величине цены на его начало, т.е. представляет собой величину:
Ти= (Цк-Цн)/Цнх100%,
где Ти - темп инфляции за рассматриваемый период;
Цн и Цк - цены ресурсов, продукции, услуг, товаров соответственно на начало и конец рассматриваемого периода.
Индекс инфляции представляет собой соотношение цен на ресурсы, продукцию, услуги, товары на конец и начало рассматриваемого периода, т.е. его величина Jи определяется по формуле:
Jи = Цк/ Цн
Учет влияния инфляции на показатели экономической эффективности инвестиций и инвестиционных проектов осуществляется с использованием базисных, расчетных и прогнозных цен на потребляемые ресурсы, производимые и реализуемые товары, продукцию и услуги.
Базисная цена - цена, которая сложилась на рынке товаров, ресурсов и услуг на данный конкретный момент времени. Базисная цена считается неизменной в течение всего расчетного периода оценки эффективности инвестиционного проекта.
При оценке инвестиционных решений необходимо учитывать не только возможные последствия инфляции, но и долгосрочные тенденции изменения цен на выпускаемую продукцию и на основные статьи расходов.
Инфляционные процессы сказываются на фактической эффективности инвестиций, поэтому фактор инфляции следует обязательно учитывать при анализе проектов и выборе вариантов капиталовложений.
Два аспекта влияния инфляции на показатели финансовой эффективности проекта:
Влияние на показатели проекта в натуральном выражении, когда инфляция приводит не только к переоценке финансовых результатов проекта, но и к изменению плана реализации проекта;
Влияние на показатели проекта в денежном выражении.
Под риском понимается вероятность возникновения условий, приводящих к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта. Однако приведенное определение не охватывает всего содержания этого термина. Для более полной характеристики целесообразно ввести понятие «ситуация риска».
Ситуацию можно рассматривать как сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности. Среди различных видов ситуаций особое место занимают ситуации риска. Функционированию и развитию многих экономических процессов присущи элементы неопределенности. Это обусловливает появление ситуаций, не имеющих однозначного исхода (решения). Если существует возможность количественно и качественно определить степень вероятности того или иного варианта, то это и будет ситуация риска.
Ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. Ситуация неопределенности характеризуется тем, что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустановима. Таким образом, ситуацию риска можно охарактеризовать как разновидность неопределенности, когда наступление событий вероятно и его вероятность может быть определена.
Из вышесказанного вытекают и другие отличия:
Необходимость введения новых и обобщения «обычных» показателей эффективности проекта;
Изменение экономического содержания понятия эффективности проекта;
Потребность в существенном изменении содержания инвестиционного проекта, прежде всего в части усложнения организационно-эконом ческого механизма его реализации;
Полная определенность и отсутствие риска при оценке и принятии инвестиционного проекта являются нереалистичным условием. Поэтому денежный поток инвестиционного проекта можно оценить с той или иной степенью достоверности. Кроме того, разные проекты часто имеют разный уровень риска. Например, проекты, связанные, с совершенствованием существующих и внедрением новых видов товаров всегда вязаны с достаточно высоким риском.
Для повышения качества принимаемых решений по инвестиционным проектам целесообразно проверить устойчивость их эффективности при различных значениях исходной информации в границах возможного колебания ее и наиболее вероятных неблагоприятных условиях их реализации. Проект считается устойчивым, надежным, если во всех вариантах влияние неблагоприятных последствий устранимо за счет создания запасов и резервов или они могут быть возмещены страховыми компаниями
Наиболее распространенным приемом оценки устойчивости проекта является определение «точки безубыточности», которая показывает тот минимальный объем продаж подлежащей выпуску продукции, при котором выручка от ее реализации покрывает только издержки производства и сбыта продукции.
«Точка безубыточности» (минимальный объем выпуска продукции Мб) может быть определена по формуле:
где Ц - цена единицы продукции;
Зп - условно-постоянные издержки предприятия в целом;
Зпер - переменные затраты на производство единицы продукции.
Проект считается относительно надежным, если номинальный объем продаж превышает «точку безубыточности».

3. Инвестиционная деятельность в РК и перспективы развития инвестиций в РК

3.1 Инвестиционная деятельность в РК

Для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические, высокотехнологически программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что в конечном счете не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правов х форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.
Как и многие другие государства, экономика РК подвержена циклическим колебаниям. 2007-2009 го ды стали годами наибольшего спада производства ВВП. В 2009 году впервые был прёодолён экономический спад и 2010 год ознаменовался значительными успехами, проводимых экономических реформ, рост реального ВВП составил 1,7 %, а промышленного производства - 4,0 %
Однако в 2009 году производство ВВП по сравнению с 2010 годом сократилось на 2,5%, объём промышленной продукции уменьшился на 2,1%, производство сельскохозяйственной продукции упало на 18,9%, объём жилищного строительства снизился на 15%, грузооборот предприятий транс порта (включая трубопроводный) сократился на 6,3%. Катастрофическим вы глядит финансовое состояние предприятий страны. В январе-октябре 2006 года их совокупные убытки составили 30 млрд. тенге против 15,8 млрд. тенге совокупного дохода в аналогичном периоде 2010 года. Согласно статистическим данным, начиная со второго полугодия 2010 года, в экономике наметились некоторые положительные тенденции. Об улучшении положения в реальном секторе экономики свидетельствует динами ка освоения инвестиций в основной капитал. Несмотря на то, что происходит снижение доли собственных и привлечённых средств предприятий и организаций в общем объёме инвестиций с 86,3% в 2007 году до 63,6% в 2008 году, его удельный вес остаётся высоким. Наряду с этим отмечается увеличение доли капиталовложений, финансируемых из бюджетных источников с 5,0% в 2005 году до 5,4% 2009г. от общего объёма (см. приложение, таблица 1).
Анализ инвестиционной сферы свидетельствует об изменении воспроизводственной структуры капиталовложений. Если в 2007-2009гг. на новое строительство инвестировалось около 30% всех средств, то в 2010 г. уже более 50%.
Следствием инвестиционного спада явилась деградация производственного аппарата многих отраслей промышленности, в том числе в отраслях, основанных на высоких технологиях. На 1 января 2010 года текущая стоимость основных средств составила 2717,2 млрд. тенге, балансовая - 1846,7 млрд. тенге, степень износа зданий и сооружений - 42,5%, машин, оборудования - 42,7 %, транспортных средств - 11,4%. Наиболее изношенные основные средства имели предприятия такого вида деятельности, как лесоводство и лесозаготовки — 50,4%, рыболовство и рыбоводство — 47,4 %, обрабатывающая промышленность - 46,1 %, строительство - 43,7%, транспорт всех видов - 43,5%. В разрезе областей предприятия в Павлодарской (43,2%), Мангистауской (41,6%), Актюбинской (40,5%), Восточно-Казахстанск й (39,4%), Акмолинской (38,5%), Карагандинской (36,2%).
Решить проблему реструктуризации экономики, преодоления спада посредством мер по улучшению инвестиционного климата или же поверхностными и общими программами по развитию отдельных отраслей не возможно. Только интеграция инновационной, инвестиционной, структурной и промышленной политики обеспечит комплексное решение проблем формирования организационной, институциональной и технологической структур, которые, в свою очередь, будут стимулировать создание целостной воспроизводственной системы современного технологического уклада. Только такая система способна обеспечить условия для роста конкурентоспособных в масштабах мирового рынка производств, следовательно, модернизацию и повышение эффективности казахстанской экономики в целом. Необходимо изменить соотношение в пользу ресурсосберегающих технологий, а также увеличить удельный вес производства готовой продукции. Справедливо в своей работе отметила С.С. Айсагалиева, что «без разработки и внедрения научно-технической, технологи ческой, инновационной и инвестиционной составляющих промышленной поли тики и без создания связки «макроуровень - мезоуровень - микроуровень» с чёткими прозрачными правилами игры (организационно-институциональная структура), существующую ситуацию не улучшить».
Отрицательным в сложившейся структуре производства является его неспособность обеспечить устойчивость экономики страны к конъюнктурным колебаниям на мировом рынке энергоносителей и металлов. Доля продукции этих отраслей превышает 40% промышленного производства и занимает 90% экс порта, тогда как доля обрабатывающих отраслей очень мала и имеет тенденцию к ежегодному сокращению. Целые отрасли промышленности Казахстана испытывали последствия азиатского и российского кризиса, несли убытки из-за снижения деловой активности в мире, спроса на нефть и нефтепродукты, а так же на черные и цветные металлы. Ухудшение конъюнктуры на мировом рынке в 2007-08 годах отрицательно сказалось на торговом балансе страны. Внешне торговый оборот Казахстана в 2010 году по сравнению с 2009 г. снизился на 18%, в том
числе экспорт - на 5%, импорт - на 28%. Сальдо торгового баланса в 2010 г. впервые за последние пять лет сложилось положительное в размере 203,9 млн. долларов США. Данные положительные сдвиги сохранялись и в 2011 году. Позитивные сдвиги торгового баланса Республики Казахстан в первую очередь связаны с ростом мировых цен на энергоносители. Указанный разрыв между мировыми и внутренними ценами на нефть стимулировал её вывоз за рубеж. Следствием чего явилось снижение всех основных видов продуктов нефтепереработки в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 28,1%, в том числе: моторного топлива - на 25,1%, мазута топочного - на 30,1%, газойлей - на 26,7%. Выработка электроэнергии за этот период снизилась на 4,9%. И это притом, что Стратегией «Казахстан-2030» нефтегазовая промышленность определена одной из приоритетных, способной обеспечить про рыв Казахстана в ряд стран с высоким уровнем социально-экономичес ого раз вития.
Государственная инвестиционная поддержка должна быть направлена на создание конкурентоспособных производств в обрабатывающей промышленности, в этих целях необходимо предусмотреть:
- предоставление государством гарантий банкам для финансирования быстроокупаемых проектов в лёгкой, химической и нефтехимической, пищевой промышленности;
- предоставление наиболее значимым проектам натурных грантов в виде имущественных комплексов;
- дифференцированный подход к налогообложению предприятий лёгкой, химической и нефтехимической промышленности и машиностроения;
- увеличение инвестиционной составляющей в расходной части государственного бюджета за счет совершенствования расходов на содержание бюджетных организаций и оптимизации системы государственных закупок.
Среди стран-доноров бесспорными лидерами являются США - 21,3%, Великобритания - 16,9%, Италия - 16,1%, Китай - 6% и по 4% Россия и Нидерланды. Пик наибольшего поступления прямых иностранных инвестиций приходится на 2007 год - 631,5 млн. долларов США), а наименьший - на 2004 год (57,8 млн. долларов США).
В рамках открытой внешнеэкономической политики Казахстан, как и любая другая страна, стремится расширить диапазон каналов и форм привлечения из-за рубежа финансовых ресурсов, научно-технических знаний и опыта. В этом плане национальные интересы государства диктуют необходимость оптимизации привлечения прямых и портфельных инвестиций; займов и кредитов; соотношений между краткосрочными, долгосрочными и среднесрочными кредитами; направлений использования привлеченных ресурсов (покупка объектов, формирование филиалов и дочерних предприятий, сервисных контрактов, создание СП и т.д.), а также соотношения между объектами ввезенного капитала и трансферта полученных прибылей. В становлении инвестиционной политики при этом важным предполагается учет многих качественно содержательных явлений, таких, как, например, национальный интерес и интерес иностранного партнера (инвестиционный климат), разделение инвестиций по принципу создания дохода и займов, создающих задолженности, управление пределами достаточности объемов ввозимого капитала, социально-экономичес их, экологических и других аспектов в последствиях от функционирования привлеченных средств, региональные особенности страны (передовые районы и районы аутсайдеры), выделение приоритетности тех или иных отраслей, а также развитие среднего и малого предпринимательства.
Основными видами финансовых источников являются официальная помощь развитию, экспортные кредиты и частные инвестиции. Первая из них привлекается в форме государственных внешних займов и грантов, безусловно являясь наиболее выгодной, поскольку предоставляется на льготных условиях или безвозвратной основе. Однако следует понимать, что зачастую в таких случаях страны-доноры в стране-реципиенте решают задачи политического характера и выдвигают ряд условий, попирающие национальные интересы. Особое место как источник финансирования занимают экспортные кредиты, институциальная структура предоставления которых весьма широка: от непосредственно экспортеров, включая банки второго уровня, до специальных экспортных агентств. Эти кредиты привлекаются в форме негосударственных займов под государственные гарантии. Практика нескольких лет показала, что использование экспортных кредитов наряду с положительными обусловливала негативные последствия, такие, как отвлечение значительных средств из госбюджета на погашение образовавшихся долгов. Любое правительство должно обеспечивать привлечение таких финансовых потоков, которые не обременяли бы страну долговыми обязательствами.
Географическая ориентация стран-партнеров в инвестиционном процессе сформировала следующую последовательность приоритетности: Япония - 36,9%, Южная Корея - 20,1%, США - 17,4%, Великобритания - 11,7%, Франция - 14,5%, Германия - 3,9%, Турция - 3,0%.


3.2 Значение иностранных капиталовложений для РК

Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства или отдельной республики. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики.
Иностранные инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в РК в следующих формах:
1. Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с казахскими юридическими лицами и гражданами РК.
2. Учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.
3. Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, государственными предприятиями.
4. Приобретение иных имущественных прав и другое.
Основной формой является долевое участие в создании совместных и зарубежных предприятий.
В соответствии с действующим законодательством РК иностранные инвесторы на территории РК обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой.
Так, принятый 27 декабря 1994 года № 266 – XIII “Закон об иностранных инвестициях” определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику РК, закрепляет государственные гарантии и защиту иностранных инвестиций. Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также иных формах (кооперативы), не противоречащих законодательству РК. Предприятия с иностранным участием учреждаются в таком же порядке, в каком учреждаются юридические лица.
Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК.
В соответствии с Законом “Об индивидуальном предпринимательстве” принятым 19 июня 1997 года иностранные организации могут быть субъектами малого предпринимательства, т. е. численность работающих в этих фирмах не более 50 человек и стоимость активов за год не более 60 тысяч месячных расчетных показателей.
Ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики. В сложившихся условиях для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологически производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.
Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора состояние. Несомненно, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.
Не последнюю роль в привлечении иностранных инвестиций, думается, сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности и разгосударствление. Создается рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.
Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные социально-экономичес ие преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.
Нельзя упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата следует учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономичес ими условиями.
Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.
В настоящее время в рамках официальной помощи развитию Казахстан развивает финансовое сотрудничество с целым рядом международных финансовых, экономических организаций (МФЭО), таких, как МВФ, МБРР, АБР, ЕБРР, ИБР и правительствами стран-доноров – Японии, США, ФРГ и т.д.
Для Казахстана наиболее целесообразным и безболезненным, с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, является привлечение прямых иностранных инвестиций, так как прямые инвестиции, будучи привлеченные под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики.
Несмотря на неразвитость инфраструктуры казахстанской экономики, отсутствие многих элементов рыночной системы, обеспечивающих необходимый для инвестирования климат, уже в первые годы независимости (1991-1993гг.) в Казахстан было вложено 1.2 млрд. долл. в виде прямых иностранных инвестиций.
Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.
Поэтому иностранные инвестиции рассматриваются как универсальное средство решения всех проблем, связанных с преодолением инвестиционного кризиса, и должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе. Тем не менее, обладая определенными привлекательными чертами – богатыми природными ресурсами, наличием достаточно квалифицированной рабочей силы, высоким научно-техническим потенциалом, Казахстан еще не прошел стадию ресурсосбережения, и, прежде всего энергосбережения. По этой причине цены внутреннего рынка превышают мировые цены. В связи с этим, правительством республики принимаются меры по ориентации инвестиций на решение задач ресурсосбережения. Реализация этой политики предусмотрена в "Стратегии развития Казахстана до 2030 года", где в пункте "Наиболее важные задачи, стоящие перед местной властью в 1998 году и до 2030 года" к числу приоритетных целей относится "создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе в энергетическом секторе". Она позволит снизить ресурсоемкость экономики, традиционное преобладание сырьевых и топливно-энергетичес их отраслей, что даст возможность переключить инвестиции в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, освоения высоких и трудосберегающих технологий.
Таким образом, можно определить и выявить основную цель политики привлечения иностранных инвестиций – это преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни на- селения страны на основе использования зарубежных капиталов в модернизации и структурных преобразованиях национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение следующих задач:
- развитие экспортного потенциала;
- развитие импортозамещающих производств;
- увеличение налоговых поступлений;
- создание новых рабочих мест и т.д.
Для стимулирования притока иностранных инвестиций и финансового контроля за их использованием необходимо совершенствовать действенность механизма государственного регулирования процесса привлечения внешней помощи, включающего организационную структуру управления иностранными инвестициями и широкий арсенал правовых и экономических средств, используемых специалистами этой структуры; совершенствовать систему страхования и перестрахования рисков; налаживать качественное и своевременное информационное обеспечение иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но главное – инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим реалиям.

3.3 Механизм государственного регулирования в РК

Под государственным регулированием инвестиционных процессов следует понимать процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов прямого и косвенного воздействия на участников инвестиционного рынка в целях макроэкономической стабилизации. Как отмечено в Стратегии развития «Казахстан - 2030», «государство в экономике должно играть существенную, но ограниченную роль, создавая законные рамки рынка, в которой первую скрипку играет государственный сектор». В данном контексте уместно привести мысль С. Глазьева, согласно которой спорить нужно не о том, больше или меньше требуется государственного регулирования рыночных отношений: важно, чтобы оно было максимально правовым и не сопровождалось бюрократическим произволом. Таким образом, эффективный механизм государственного регулирования инвестиционными процессами страны должен представлять собой сбалансированную модель трансформации, с тем, чтобы, во-первых, структурные программы были приведены в соответствие со специфическими условиями отдельных регионов, экономических зон, и, во-вторых, государство отдавало приоритет реализации стратегических задач посредством стимулирования долгосрочных инвестиций. Здесь стоит отметить, что разработка Стратегии «Казахстан-2030» - это пер вый шаг государства к регулированию экономики, в том числе инвестиционных процессов на основе перехода от решения текущих задач к долгосрочным. Роль государства и государственного регулирования в целях привлечения и эффективного использования различных видов инвестиций колоссальна. Необходимо отказаться от устаревшего представления о государстве, как некоей надстройке над экономически самостоятельными субъектами. Атрибутом современного государственного регулирования является система индикативного планирования и долгосрочных государственных программ модернизации экономики, ориентированных на создание благоприятных условий роста национальной экономики в перспективных направлениях глобального научно-технического прогресса. Мировой опыт свидетельствует, что индикативные планы - один из эффективных методов государственного макрорегулирования. К примеру, по критерию достигнутых страной позиций в Европе французская модель «планируемого капитализма» заслуживает положительной оценки.
Государство формирует институты развития, поддерживающие инвестиции в новые технологии, стимулирующие инновационно-предпринимательскую деятельность. Государственное вмешательство не подменяет предприниматель скую инициативу, а создает условия для частной инвестиционной активности и экономического роста, связанных с широким освоением научной технологии на началах рыночной конкуренции. Государство помогает формированию конкурентоспособных хозяйственных организаций, которые способны работать как на внутренних, так и на мировых рынках в условиях жесткой состязательности, концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства. Благодаря комплексу этих и других методов при реализации инвестиционной политики государство выступает мозговым центром, сервером, который обеспечивает динамизм и эффективность инвестиций. Таким образом, экономическая роль государства в инвестиционной сфере реализуется его управленческой деятельностью посредством: прогнозирования объёмов и структуры капитальных вложений в кратко- средне- и долгосрочной перспективе; индикативного планирования; распределения и перераспределения национального до хода через систему бюджетного финансирования; обеспечения участия страны в международном экономическом сотрудничестве.
С точки зрения экономической эффективности рациональная инвестиционная деятельность означает, что предельные издержки и предельные доходы от реализуемых инвестиционных программ представляют собой приемлемый для общества оптимум. Инвестиционная деятельность должна продолжаться до тех пор, пока предельные издержки от инвестиций не сравняются с предельным доходом от данных вложений. Именно этот объем инвестиционной деятельности дает наибольшую полезность с точки зрения макроэкономической сбалансированности при условии, что в анализ включаются все значительные издержки и доходы от инвестиционной деятельности.
Целью инвестиционной политики является реализация стратегического плана экономического и социального развития РК, направленная на оживление инвестиционной деятельности, а также на подъем отечественной экономики и эффективности общественного производства.

Рис.4 Структура инвестиционной политики

Последние годы в Казахстане достигнута микроэкономическая и политическая стабильность, что значительно улучшило инвестиционный климат в Казахстане.
Республикой Казахстан заключен ряд двусторонних соглашений и договоров о взаимной поддержке и защите инвестиций с такими государствами как: Азербайджан, Великобритания и Северная Ирландия, Венгрия, Болгария, Грузия, Германия, Египет, Израиль, Иран, Индия, Испания, Италия, Кыргызстан, Китай, Кувейт, Корея, Малайзия, Монголия, Польша, Российская федерация, Румыния, Финляндия, Франция, Чешская республика, Узбекистан, Украина, Турция, Швейцария, а также Бельгийско-Люксембур ским союзом
В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.
28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.
Законом "О государственной поддержке прямых инвестиций" предусмотрено создание специального государственного органа, который уполномочен заниматься привлечением инвестиций в приоритетные отрасли экономики путем предоставления льгот и преференций инвесторам. Впервые такой орган создан в 1992 - Национальное агентство по иностранным инвестициям. В 1996 года оно было преобразовано в Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, с 2001 года действует Агентство по инвестициям при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан.
Агентство является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан.
Основными функциями Агентства являются:
1. организация работы по привлечению в Казахстан прямых инвестиций;
2. координация деятельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов, осуществляемых утвержденными инвесторами;
3. обеспечение получения всех согласительных и разрешительных документов, лицензий, виз и других документов, предоставляющих права и полномочия, необходимые для реализации каждого инвестиционного проекта;
4. оказание содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных работников, товаров и услуг в Казахстане;
5. осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств.
Указом Президента РК от 6 марта 2010 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.
Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.
Следующим этапом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.
В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.
На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике., так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства)
Но эффективное использование инвестиционных ресурсов немыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.
Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.
Как известно, главной задачей государственной инвестиционной поли- тики нашей страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодат льной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.
Об этом говорится и в книге Президента Республики Казахстан К.А.Назарбаева "Казахстан - 2030", в которой он, в частности, отмечает: "В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций, и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики - разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, – которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.
Наша позиция крупного межрегионального транспортного центра требует установления более либерального режима для иностранных инвестиций. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами, Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, – это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан может добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологии и опыта.
Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов".

Заключение

Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации.
Для планирования и осуществления инвестиционной деятельности важно знать предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.
Главным направлением предварительного анализа является определение показателей возможной экономической эффективности инвестиций, т.е. отдачи от капитальных вложений, которые предусматриваются проектом. Как правило, в расчетах принимается во внимание временной аспект стоимости денег.
Рассмотрение любого инвестиционного проекта требует большой тщательной предварительной работы. Оценка инвестиционной привлекательности того или иного проекта требует детального анализа множества показателей; принимать решение приходится с учетом таких факторов, как риск, неопределенность, инфляция.
Обоснование целесообразности реализации инвестиционного проекта невозможно без разработки бизнес-плана, являющегося неотъемлемой составной частью проектных материалов. Именно в случае положительных результатов его экспертизы заинтересованными участниками проекта формируется организационно-эконом ческий механизм его реализации.
Организационно-эконом ческий механизм реализации проекта - форма взаимодействия участников проекта, фиксируемая в проектных материалах в целях обеспечения реализуемости проекта и возможности учета интересов каждого участника инвестиционного проекта.
Организационно-эконом ческий механизм реализации проекта включает:
нормативные документы, на основании которых осуществляется взаимодействие участников;
обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;
условия финансирования инвестиций, в частности - основные условия кредитных соглашений (сроки кредита, процентные ставки, периодичность уплаты процентов и т.д.);
систему управления реализацией проекта, обеспечивающую должную синхронизацию деятельности отдельных участников, защиту интересов каждого из них;
меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке, включая государственную;
основные особенности учетной политики каждого участника проекта.
Любое инвестиционное решение основывается на оценке:
Собственного финансового состояния и целесообразности участия в инвестиционной деятельности;
Размера инвестиций и источников финансирования;
Будущих поступлений от реализации проекта.
Главное в проблеме эффективности инвестиций - создание условий для интенсификации вложений в наиболее конкурентные производства, дающие быструю отдачу и позволяющие максимально увеличить доходы предприятий, населения и бюджета.
Невозможно не обратить внимание на такой важный вопрос каким является методика расчета экономической эффективности инвестиций, которая базируется на определенных методических рекомендациях и подходах, которые в свою очередь опираются на расчеты ряда показателей (инструментарий), составляющих методическую основу работы.
Серьезные позитивные изменения в экономике Казахстана в последние годы настоятельно диктуют необходимость внесения существенных коррективов в методологические оценки различных социально-экономичес их явлений, в том числе в оценку экономической эффективности инвестиций. По крайней мере, наши оценки эффективности инвестпроектов начала 90-х годов прошлого века и сейчас в 2007 году должны отличаться серьезным образом. В современном Казахстане нужны инвестпроекты, где главенствуют интересы нашей страны и мы не так бедны, как прежде, потому не можем допускать такие послабления иностранным инвесторам как в предыдущие годы.
Учитывая особую важность и необходимость инвестиций для нормального развития национальной экономики, государство проводит определенную политику в сфере привлечения капитала в народное хозяйство. Такая политика получила название инвестиционной.
От инвестиций и инвестиционной политики государства в огромной степени зависит развитие производственного потенциала страны, темпы экономического роста, повышение качества и объемов производства материальных и духовных благ, развитие всей инфраструктуры. Современная инвестиционная политика - основной рычаг осуществления структурных изменений в экономике, освоения территорий и природных ресурсов, устранения диспропорций в экономическом развитии регионов страны, обеспечения занятости населения, развития науки и техники, проведения в жизнь модернизации сельского хозяйства, решения экологических проблем.

Список использованной литературы

1. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Ка захстана. Стратегия Развития Казахстана “Казахстан-2030”. - А.: Бшм, 2011.-170 с.
2. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Петроком, 2003-325 с.
3. П. Хейне экономический образ мышления. - Пер. с англ. - М.: Дело, 2000.-704 с.
4. Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инве стиций. М.: Финансы и статистика, 2003. - 144 с.
5. Инвестиционно-финансов й портфель: книга инвестиционного менед жера, книга финансового менеджера, книга финансового посредника. -М.: Соминтек, 2005. - 752 с.
6. Мамыров Н.К. Инвестиции в Казахстане. – Алматы.: Экономика, 1997 - 52 с.
7. Иманбаев Т.Т. Инвестиционная политика и оценка эффективности инвестиционных решений.- Алматы.: «Жеты жаргы», 2005.-52 с.
8. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. - Пер.с англ. - М., 2005.-864 с.
9. Игошин В.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования. Учебник для ВУЗов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.-413 с.
10. Журавлева Г.П., Малышева И.Ю. Теоретическая экономика. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2003. - 485 с.
11. Садыкова М. Ж. Инвестиции и инвестиционная политика в переходной экономике Республики Казахстан: Автореф. дисс. канд. - Алматы, 2007.
12. А. А. Рогачева “Cоциально – экономические приоритеты в системе финансовых координат”, Алматы, 2009.
13. Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 2008,
14. Методическое пособие по разъяснению основных положений Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Алматы:,2001.
15. Журнал "Business central Europe" № 7. 2009
16. Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”.
17. Закон РК от 24. 04. 1995 года № 2235 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”.
18. Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.
19. Постановление № 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.
20. Указ Президента РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”.
21. Указ Президента РК от 6. 03. 2000 года “Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики”.
22. Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года”.
Размещено на Allbest.ru


36




и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.