Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Контрольная работа по «Социологии»
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 26.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный
университет экономики и управления
– «НИНХ»
Кафедра государственно-правов х наук
Контрольная
работа
по учебной
дисциплине
«Социологии»
Специальность «Финансы и кредит»
Номер зачетной
книжки:
Студент:
Номер группы:
Номер варианта
контрольной работы: 2
Дата регистрации
институтом: «___» ___ 200__ г.
Дата регистрации
кафедрой: «___» ___ 200__ г.
Преподаватель:
______ (фамилия, имя,
отчество)
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическое задание ………......3
1.1 Этапы развития
российской социологии и ее основные направления…3
2. Тестовое задание……………….…...…….8
3. Список литературы............11
1. Теоретическое
задание.
1.1 Этапы развития
российской социологии и ее основные направления.
1860-1890-е годы
считаются первым этапом развития
социологии, его можно назвать стадией
возникновения «новой науки». В это время
в России стала распространяться идея
о необходимости новой науки, которая
бы изучала общественные явления. Инициатором
этой идеи выступил О.Конт – основоположник
позитивной философии, его идеи упоминались
уже в 40-50-е гг., но особого резонанса они
не имели.
Широкая популяризация позитивизма
начинается в 60-е годы. В 1859 году выходят
работы Лаврова (первого русского писателя
по социологии), в 1865 году появляются статьи
о Конте и его философии
в журналах «Современник», «Русское
слово», «Отечественные записки». На рубеже
60-70-х гг. появляются первые собственно
социологические работы Лаврова.
Именно на этом рубеже обозначились
первые итоги методологической дискуссии
о статусе новой науки, появились
публикации, чётко зафиксировавшие
рождение двух противоположных направлений
– объективного и субъективного.
Источником этих направлений стали
идеи Конта.
В качестве основоположников
российской социологии чаще всего называют
Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.
Второй этап в
развитии социологии – 1890-1900 гг. можно назвать «теоретико-методолог ческая
критика». В это время утверждается мнение,
что социология есть одна из многих социальных
наук, имеющая собственный предмет исследования
и своеобразные задачи. В этот период начинается
преподавание социологии. Попытки же открыть
кафедры или факультеты наталкиваются
на отказ правящих кругов. Нет и специальных
изданий.
Тем не менее, количество публикаций
по социологии продолжает расти. Переводятся
и издаются практически все работы
ведущих западных социологов. Российские
социологи активно участвуют в работе
Международного института социологии.
В Париже Ковалевский открывает школу
общественных наук, где обязательным предметом
была социология. В школе преподавали
и западные и российские социологи, но
школа по праву была оценена как первая
модель российского социологического
факультета, она не имела аналогов в мире.
Однако по требованию правительства России
школа была закрыта.
На передний план выходит
анализ философских предпосылок
социологического познания. В это
время утверждается экономический
материализм в двух вариантах: ортодоксальный
марксизм (Плеханов) и неортодоксальный
(Струве, Бердяев).
Третьим этапов в
развитии российской социологии были
10-20-е годы XX века. Это период, когда социология
чётко определяет свой предмет и саму
себя как общую теорию социального.
Отличительная черта российской
социологии – её влияние на общественную
и политическую жизнь.
Для становления социологии
стимулирующим фактором оказалось
усложнение социальной структуры русского
общества, бурный рост городских условий,
бывших до реформы почти незаметными
группами на фоне крестьянства и дворянства.
Капитализм увеличил и дифференцировал
состав населения города, создал массу
новых профессий, способствовал
ломке старых культурных стандартов.
Всё это вызвало интерес
к социальным проблемам. Россия не только
подарила миру термин «интеллигенция»,
но первые теоретические формы самосознания
этого слоя, вырастающего на разработке
ряда социологических проблем – роли
интеллигенции в общественных процессах,
идей общественного долга, соотношения
«толпы и героя».
В пору крепостного права
верхи сознательно вытравляли из
печати любые возможности обсуждения
социально-политичес их проблем. После
реформы растут социальные слои, с
мнением которых приходилось считаться.
Начало XX века является самым
сложным периодом в истории русской
социологии. На первый план выдвигался
русский пролетариат, и оттеснялась
на второй буржуазия, полный крах потерпела
дворянско-буржуазна интеллигенция.
Реформа привела к разложению
общины, росту кулачества и к усилению
крестьянского недовольства. Рабочий
класс, организованный и руководимый
социал-демократами, преодолел двоевластие.
Период совпал в культурном отношении
с Серебряным веком.
Возникает «новое религиозное
сознание» и соответствующие
философско-социолог ческие концепции
Струве, Булгакова, Бердяева. В это
время реставрируется либеральное
народничество во главе с Коревым.
Самым распространённым является марксистское
учение.
В это время начинается
повсеместное признание социологии,
и постепенно социологическая точка
зрения стала широко использоваться
в истории, правоведении, политической
экономии, психологии, этнографии.
Национальная мысль шла
в русле мировой социологической
мысли. Главное в развитии социологии
в России – это её позитивизм.
Второй особенностью русской социологии
было обсуждение проблем динамики (эволюции,
прогресса), их последовательности. Третья
тема русской социологии – социальная
структура и социальное поведение.
Историю социологии можно
представить как совокупность индивидуальных
вкладов, обусловленных личностными
особенностями исследователей, имеющими
особое значение в социальном познании.
В эволюции российской социологии можно
выделить три периода, которые совпадают
с вышеописанными и выражаются синтетической,
аналитической и аналитико-синтетической
ориентацией исследований.
Социология России приобрела,
таким образом, твёрдую почву
для перехода на качественно новый
этап. Русская социология выглядела
не хуже западноевропейской и американской.
У неё было собственное лицо: были
оригинальные разработки, обнаруживающие
идейную перекличку с национальными
социологиями других стран, было у ней
и творческое стимулирование мировой
социологии.
В связи с развитием
российской социологии выделяются основные
направления в её развитии:
Народничество возникло в
России в 60-70-е годы. Социальной базой
этого направления было преобладание
в стране класса мелких производителей,
крестьянских хозяйств, развивавшихся
по товарному и капиталистическому
пути. Народничество остро ставило
вопрос не только о судьбах России
вообще, но и о развитии капитализма
в стране в частности, выступало
против царизма и феодально-крепостнических
пережитков в стране, требуя их уничтожения.
Русское народничество делилось на 2 течения:
религиозное и революционное. В XIX веке
большим влиянием пользовалось революционное
народничество, а в XX веке – религиозное.
По вопросам тактики народничество
делилось на три направления:
а) народники- пропагандисты
во главе с П. Л. Лавровым,
б) народники-заговорщик , или
бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,
в) народники-анархисты во
главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.
Народники-пропаганд сты - считали,
что важной предпосылкой революции в России
является необходимость предварительной
разработки революционных принципов,
революционных идей и пропаганды их в
обществе, прежде всего среди широких
масс крестьян.
Народники-заговорщи и, или
бланкисты - не верили в революционные
силы народа и все надежды возлагали на
меньшинство, которое должно путём тайного
заговора свергнуть самодержавие и захватить
политическую власть в свои руки.
Народники-анархисты – считали
государство главным врагом народа и призывали
его разрушить. Они говорили, что народ
давно готов к революции, его надо лишь
поднять на бунт, отказаться от любой государственной
формы правления, создав независимые общины,
связанные договорными условиями.
Либеральное направление
появилось в России в 50-х годах XIX века.
Исходным моментом активизации либерального
движения была Крымская война. Поражение
России в войне, экономическая отсталость
страны и резкое обострение классовых
противоречий обнаружили несостоятельность
николаевского режима и ускорили процесс
осознания дворянством и буржуазией катастрофического
положения страны.
Представителем либерального
направления был Чичерин Б. Н. Он связывает
социологию с философией и выводит её
из последней. Марксистская социология
(исторический материализм) толкуется
автором как «экономический материализм».
В общем социологическая концепция Чичерина
отличается охватом всего предметного
поля и очень тщательной аргументацией.
Марксистское направление.
Во второй половине XIX века значительное
влияние в Европе приобрела социально-философска
и экономическая теория немецкого мыслителя
К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России
было мало известно, только с конца 60-70-х
годов оно набирает силу и становится
авторитетным среди широкого круга. Одна
из основных причин растущей влиятельности
марксистской теории заключалась в её
социально-политичес ой направленности
на изменение типа общественного устройства
через структуры власти. Первым российским
учёным, работавшим в рамках марксистской
парадигмы, являлся Н. И. Зибер. В 90-х годах
появляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова,
В. И. Ульянова, засвидетельствовавши
зарождение нового направления в российской
социологии.
Плеханов – один из авторитетов
марксистской социологии, он опубликовал
много работ, посвящённых марксистской
критике народничества, пропаганде
марксизма. Основным теоретико-методологи еским
принципом для Плеханова служит материалистическое
понимание истории, т. е. принцип материализма
в объяснении действий, как отдельной
личности, так и больших социальных групп.
Анархическое направление,
как течение общественной мысли зародилось
на Западе, однако большой вклад в него
внесла российская мысль. Сторонниками
этих идей являются М. А. Бакунин и П. А.
Кропоткин, П. Н. Ткачёв.
Кропоткин П.А. занимался теоретической
разработкой анархизма. Он написал много
сочинений различной направленности,
но все они имеют выход на социологические
проблемы. Главный социальный субъект,
по его мнению, народ. Способом уничтожения
государства является социальная революция.
Общество, покончившее в результате революции
с частной собственностью, будет организовано
на началах безгосударственного анархического
коммунизма или коллективизма. Кропоткин
считал, что анархический коммунизм способен
обеспечить полную свободу личности.
Учёный считал, что ключевая
роль в обосновании современной
философии и социологии принадлежит
позитивизму Конта. В духе нового
мировоззрения должны быть перестроены
общественные науки, в том числе
и социология. Основным вопросом социологии,
по его мнению, был – «является
ли жизнь в обществе средством
освобождения личности или средством
порабощения». Центральной проблемой
социологии он считал проблему взаимопомощи.
2. Тестовое задание.
1.Найдите
правильный вариант ответа из четырех
предложенных.
Что является предметом социологии:
А) общество.
Б) социальная обусловленность явлений.
В) человек.
Г) социальные группы.
Ответ: А
2. Кто
является автором концепции социологического
воображения:
А) Жан Бодрийяр.
Б) Чарльз Райт Миллс.
В) Эмиль Дюркгейм.
Г) Питирим Сорокин.
Ответ: Б
3. Какое
из приведенных ниже утверждений
о ценностях неверно:
А) конфликты между ценностями способствуют
социальным изменениям;
Б) ценности меняются по мере изменения
социальных обстоятельств;
В) все ценности группы или общества
должны быть согласованы между собой;
Г) в ценностях находят отражение
простые повседневные действия, например,
посещение магазинов или детские
игры.
Ответ: Г
4. К
какому типу парадигм относится
феноменологическая социология:
А) макросоциологическим
Б) микросоциологическим
В) интегративным.
Ответ: Б
5. Что
означает понятие “выборка”
в социологии?
А) выбор части генеральной совокупности,
подвергаемой опросу.
Б) выбор социологом исследуемой
проблемы.
В) выбор целей и задач социологического
исследования.
Г) выбор метода социологического
исследования.
Ответ: А
6. Что
означает понятие “социальный
контроль” в социологии?
А) надзор, осуществляемый над обществом
со стороны государства.
Б) подавление инакомыслия в обществе.
В) механизм саморегуляции в социальных
системах.
Г)всесторонняя зависимость людей от
средств массовой коммуникации.
Ответ: А
7.Установите
соответствие между названиями
социальных групп и их характеристиками:
Названия:
формальная группа
референтная группа
3)малая группа
Характеристики группы:
А) малочисленная группа индивидов,
которые объединены общей деятельностью
и находятся в непосредственном
устойчивом общении.
Б) социальная группа, члены которой
занимают определенное положение и
выполняют строго определенные функции
в соответствии с официальными правилами
организации и социальными институтами.
В) группа, которая является образцом,
эталоном для личности или иных социальных
групп.
Ответ: 1) - Б; 2) - В ; 3) - А
8.Какой социальный институт
является наиболее важным для
первичной социализации:
А) школа;
Б) армия;
В) семья;
Г) сверстники.
Ответ: В
9.Последовательност действий,
придающих определенную эмоциональную
окраску наиболее значимым событиям
в жизни человека – это:
А) норма.
Б) ритуал.
В) традиция.
Г) обычай.
Ответ: Б
10. Какая из данных тенденций
относится к глобализации?
А) развитие национальных государств.
Б) развитие массовой культуры.
В) расширение промышленного
производства.
Г) развитие транснациональных
корпораций.
Ответ: Г
3. Список литературы.
1. Миненков Г. Я. Введение
в историю российской социологии /Рец.
Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. – Мн.: ЗАО «Экономпресс»,
2000. – 343 с.
2. Голосенко И. А., Еозловский
В. В. История русской социологии XIX – XX
вв. М.: Онега, 1995. – 288 с.
3. Галактионов А. А. Русская
социология XIX – XX веков: Учебник. – СПб.:
Издательство «Лань», 2002. – 416 с.
4. Щипанов И. Я. Философия и социология
русского народничества. – М.: Изд-во Моск.
Ун-та, 2003. – 279 с.
5. Новикова. С. С. История
развития социологии в России. М., 1996