Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Субъекты муниципально-правовых отношений
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 26.04.13.
Год: 2012.
Страниц: 14.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
?Субъекты муниципально-правовы отношений
Муниципально-правовы отношения представляют собой регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовы отношения являются универсальным средством обеспечения устойчивой связи муниципального законодательства с практикой осуществления местного самоуправления, служат средством перевода муниципально-правовы норм в плоскость реальных социальных процессов. Для рассматриваемых правоотношений характерны все признаки, присущие всем правоотношениям. Вместе с тем они имеют определенные особенности. Муниципально-правовы отношения носят локально-территориаль ый характер. Они возникают, развиваются и прекращаются только на территории муниципального образования. Согласно ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Основным субъектом муниципально-правовы отношений является население муниципального образования, которое непосредственно решает вопросы местного значения (путем прямого волеизъявления), или органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению этих вопросов. Муниципально-правовы отношения носят комплексный характер. Задачи и функции местного самоуправления реализуются во всех сферах местной жизни: экономической, финансовой, социально-культурной в сфере строительства, транспорта, охраны общественного порядка и др. Через муниципально-правовы отношения реализуются функции местного самоуправления. Муниципально-правовы отношения в значительной степени предопределяются нормами муниципального законодательства, являющегося первичным элементом правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и осуществления местного самоуправления. При отсутствии муниципального законодательства невозможно существование и развитие муниципально-правовы отношений, которые выступают в качестве обязательного условия реализации прав граждан на местное самоуправление. Виды муниципально-правовы отношений классифицируют по различным критериям. В зависимости от содержания выделяют следующие группы муниципально-правовы отношений: 1) связанные с организацией местного самоуправления. В эту группу входят отношения, складывающиеся при образовании, объединении, преобразовании муниципальных образований, установлении и измерении их границ и наименований. Эти правоотношения возникают не в связи с непосредственным решением вопросов местного значения, а в связи с решением организационных вопросов; 2) характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципального образования. Данные отношения складываются в различных сферах местного хозяйства (экономической, социально-культурной ; 3) муниципально-правовы отношения, которые связаны с деятельностью органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий, передаваемых им органами государственной власти. В зависимости от субъектного состава муниципально-правовы отношения подразделяются на три группы: 1) одной из сторон выступает муниципальное образование - специфический субъект муниципального права. В этих отношениях находят свое выражение особенности, связанные с правовым положением муниципального образования, которое имеет муниципальную собственность, собственные финансовые ресурсы, органы местного самоуправления; 2) одним из субъектов выступает население муниципального образования - основной субъект муниципально-правовы отношений. Данные отношения возникают в результате реализации населением на местном уровне различных форм непосредственной демократии; 3) одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления. Через эти отношения, как правило, происходит решение вопросов местного значения. Кроме того, муниципально-правовы отношения классифицируют по форме осуществления местного самоуправления:
1) муниципально-правовы отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли через использование всех форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении. Первостепенное значение этой группы муниципально-правовы отношений связано с тем, что в них реализуется один из важнейших принципов муниципального права - соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Организация местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях дает возможность каждому непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения; 2) муниципально-правовы отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; 3) муниципально-правовы отношения, возникающие в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с действующим законодательством. Особенность данной группы отношений заключается в том, что они связаны с участием органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики на местном уровне. Это участие осуществляется в двух формах: путем реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, а также через деятельность органов местного самоуправления по исполнению нормативных актов органов государственной власти.
Одним из важнейших элементов муниципально-правово о отношения являются его участники - субъекты. Под субъектами муниципально-правовы отношений понимаются физические и юридические лица, участвующие в конкретных отношениях, урегулированных нормами муниципального права, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления. Субъекты муниципально-правовы отношений имеют следующие особенности: - во-первых, некоторые из них могут быть участниками только муниципально-правовы отношений, выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных только в муниципально-правовы предписаниях; - во-вторых, все субъекты муниципально-правовы отношений участвуют в процессе осуществления местного самоуправления, в решении вопросов местного значения либо осуществляют непосредственно связанную с этим деятельность; - в-третьих, большинство субъектов муниципально-правовы отношений способны принимать решения властного характера. Властными полномочиями наделены как население, так и органы местного самоуправления. Все субъекты муниципально-правовы отношений по публично-территориаль ому признаку подразделяются на: а) индивидуальные (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, депутаты представительных органов местного самоуправления, глава муниципального образования, муниципальные служащие); б) коллективные (население муниципального образования, органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, органы государственной власти РФ и субъектов РФ); в) публично-территориаль ые образования (муниципальные образования и государство). Центральное место среди субъектов местного самоуправления занимает муниципальное образование, поскольку именно через него наиболее полно раскрывается и реализуется содержание местного самоуправления. Муниципальное образование как субъект муниципально-правовы отношений характеризуется тем, что имеет свои границы, свое наименование, свои органы местного самоуправления, посредством которых оно реализует свои полномочия.
Общие принципы местного самоуправления
В Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что российская Конституция эффективна, она работает и ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми. Права и свободы граждан, суверенитет народа, государственный строй, федеративное устройство, принципы организации судебной власти и принципы местного самоуправления, другие основы конституционного строя установлены на длительный исторический период. И эти фундаментальные установления он как гарант Конституции будет хранить и защищать. Кроме того, напомнил, что 1 января 2009 г. заканчивается переходный период, установленный для введения в действие всех положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Но совершенствование этого законодательства будет
Реализация реформы местного самоуправления продолжает ставить перед научным сообществом новые методические и научно-практические задачи, от успешного решения которых зависит дальнейшее становление и совершенствование местного самоуправления в стране. Практика реализации положений Федерального закона N 131-ФЗ показывает, что, например, название Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" лишь замаскировало проблему, не решило ее по существу, хотя в преамбуле документа отмечено, что он устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления. Существенными являются положения ст. 4 этого Закона, согласно которым правовую основу местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права. Глава 2 Федерального закона N 131-ФЗ называется "Принципы территориальной организации местного самоуправления" а перечня принципов и их определения не содержит, как и ст. 18 "Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления" То, что непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности, отмечено в ст. 33 рассматриваемого Закона. Дефицит информации о принципах в рассматриваемой области не закрывает и норма ст. 37 - местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Законодательное Собрание Владимирской области просило в 1997 г. Конституционный Суд РФ дать толкование п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. При этом заявитель просил разъяснить, что следует понимать под общими принципами организации системы органов; включает ли в себя организация системы органов государственной власти и местного самоуправления: порядок формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, порядок организации их деятельности и полномочия, административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации, государственную службу субъекта Российской Федерации и муниципальную службу на его территории. Отвечая на вопросы, поставленные в обращении, Конституционный Суд РФ был бы вынужден выйти за рамки положений, содержащихся в п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, что, по существу, означало бы создание новых правовых норм. Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 16 июня 1995 г. N 67-О <3>, обращения о толковании Конституции РФ, предполагающие такую конкретизацию ее положений, которая фактически требует от Конституционного Суда РФ создания новых правовых норм, ему не подведомственны. Как следствие, было отказано в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Владимирской области о толковании п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ как не соответствующего критерию допустимости по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <4>.
Вместе с тем, по мнению Н.С. Бондаря <5>, судьи Конституционного Суда РФ, несмотря на значимость данного конституционного положения для решения вопроса об установлении пределов нормативного воздействия государственной власти, включая ее федеральный уровень, на муниципальные отношения, оно не является в полной мере ясным, четким и определенным и по своей грамматической конструкции может быть истолковано различным образом, как относящее к предметам совместного ведения установление: а) местного самоуправления; б) общих принципов местного самоуправления; в) общих принципов организации местного самоуправления; г) общих принципов организации системы местного самоуправления; д) общих принципов организации системы органов местного самоуправления. Очевидно, что в зависимости от избранного варианта истолкования соответствующих положений будет существенно разниться и круг вопросов, подлежащих решению органами государственной власти. Кроме того, по мнению Н.С. Бондаря, практика сформулировала устойчивый подход к пониманию указанного положения Основного Закона, выразившийся в самом наименовании основополагающего федерального законодательного акта, по священного местному самоуправлению, которым устанавливаются общие принципы его организации. Такой подход в полной мере соответствует правовым позициям Конституционного Суда РФ, который, неоднократно обращаясь к п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, однозначно интерпретировал его содержание как относящее к предметам совместного ведения установление именно общих принципов организации местного самоуправления.
В настоящее время, осуществляя правовое регулирование местного самоуправления, федеральный законодатель выходит как за пределы установления общих принципов в данной сфере общественных отношений, так и за пределы регламентации организационных основ местного самоуправления. Это особенно проявилось в новом Федеральном законе N 131-ФЗ, предусмотревшем по многим муниципальным вопросам весьма детальные, императивные и фактически безальтернативные нормативные решения. Сам по себе такой подход, по мнению Н.С. Бондаря, вряд ли может рассматриваться как противоречащий Конституции РФ. Конституция по своему смыслу и духу ориентирует федерального законодателя на формирование эффективной, действенной, самостоятельной и ответственной муниципальной власти, способной качественно решать вопросы местного значения и реализовывать отдельные общегосударственные функции, включая функцию социального государства, в пределах территории муниципального образования. В таких условиях, представляется, федеральный законодатель не лишен возможности и известной свободы усмотрения при установлении меры своего регулятивного вторжения в муниципальные отношения на каждом конкретном этапе развития российской государственности, в зависимости от социально-экономичес их условий, развития федеративных отношений и, в частности, характера взаимоотношений субъектов РФ с местным самоуправлением, уровня политической активности и политической самоорганизации граждан, исходя из реальной практики местного самоуправления. Н.Л. Пешин, исследователь вопросов взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления, также полагает, что существует правовая неопределенность в вопросе о том, что именно следует считать общими принципами организации местного самоуправления. По его мнению, норма п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ неточно отразила суть взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления. В данной норме должно содержаться положение не о регулировании общих принципов организации местного самоуправления, а о регулировании вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации <7>. Многие российские ученые анализировали понятие принципа права, систему принципов организации местного самоуправления и приходили к выводу о необходимости ее конкретизации. В общем, принципы права, которые применяются при регулировании основ местного самоуправления, можно подразделить на конституционные принципы и общие принципы организации местного самоуправления, которые необходимо иметь дополнительно к конституционному регулированию. К конституционным принципам относятся принципы, содержащиеся в Конституции России, такие, как: - осуществление народом своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3); - признание и гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в пределах своих полномочий (ст. 12); - органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); - обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения (ст. 130); - структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131); - местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130); - изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131); - органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132). Однако другие конституционные принципы, в отличие от перечисленных, характеризуются более высоким уровнем детализации правового регулирования местного самоуправления. К ним можно отнести: - самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление охраны общественного порядка (ст. 132); - право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме (ст. 32); - обязанность органов местного самоуправления участвовать в создании условий для осуществления прав граждан на жилище (ст. 40). Российскими учеными предложены различные вариант и т.д.................