Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Национальные психологические особенности народа Японии
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 26.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Филиал «Московского
психолого – социального института»
в г. Красноярске
Контрольная работа
по дисциплине:
Этнопсихология
Тема: «Национальные
психологические особенности
народа Японии»
Выполнил: студент 4 курса
группы ПС/О 09
Грибкова О.В.
Проверил:
Гудовский И.В. к.п.н., доцент
2013 год
Содержание
Введение…………...3
Особенности японского характера……….…3
Психология и культура Японии………..6
Список используемой литературы……….10
Введение
Историческое развитие человечества
происходило неодинаково в разных
уголках земного шара. Помимо языковых
отличий у различных народов
еще с древних времен стали
проявляться особенности поведения,
нравов, культуры и мышления. Проблема
особенностей национального характера
исследуется специальной отраслью психологии
— этнической психологией.
Между тем представления людей о национальных
особенностях часто не выходят за рамки
житейских обобщений типа "легкомысленный
француз", "педантичный немец",
"чопорный англичанин", "улыбающийся
японец". Это объясняется тем, что понимание
любого социально-психологич ского явления
происходит по всеобщему закону познания
— от простого созерцания к абстрактному
мышлению. При этом набор характеристик,
используемых для описания особенностей
поведения людей разных национальностей,
расплывчат, субъективен, нередко произволен.
Взятый за абсолют, он не раскрывает, а
часто заслоняет подлинную природу их
поведения — их национальную психологию.
Необходим научный подход к изучению социальных
процессов, требующий тщательного учета
национально-психоло ических особенностей
населения конкретной страны, углубленного
изучения национальной психологии. Под
термином "национальная психология"
понимают и психический склад нации, и
отрасль социальной психологии, изучающую
национально-психоло ические особенности
народов.
Особенности японского характера
Япония - островное
государство Азиатско-тихоокеанского
региона - вплоть до середины XIX в. представляла
собой замкнутое и деспотическое по своей
природе общество, в котором, с одной стороны,
существовала диктатура феодальных правителей
- сегунов, по своему усмотрению решавших
все вопросы жизни и деятельности людей,
а с другой - имелась императорская власть,
сохраняющаяся и поныне, слабая и практически
символичная. Все это породило у японцев
своеобразные особенности национальной
психологии - подчинение слабого сильному,
преклонение перед авторитетом, конформизм,
замкнутость в группах принадлежности,
жесткость по отношению к слабому, равнодушие
к чужим страданиям.
Многие годы,
царившие в стране феодальный гнет
и засилье военщины, неограниченное
господство сословия самураев обрекали
простой народ на каторжный труд,
бесправие и страдания, которые
к тому же усугублялись регулярно постигавшими Японию стихийными
бедствиями. Недостаток плодородной земли,
сложные климатические условия, рост населения
заставляли японцев напряженно трудиться,
выискивать формы и средства деятельности,
обеспечивающие хотя бы минимальные возможности
для существования. В результате в национальном
характере народа сформировались такие
черты, как трудолюбие, бережливость, упорство,
педантизм в достижении поставленных
целей, внутренняя самодисциплина, стойкость
к трудностям.
«Невозможно понять
поведение народа, не уяснив своеобразия его
мышления» - гласит японская пословица.
Многие исследователи отмечают в мышлении
японцев единство, казалось бы, несоединимых
сторон: приверженности к абстракциям,
проницательности, изобретательности,
рационализма и одновременно медлительности
мыслительных операций, неуверенности
в себе, малоинициативности. В различных
видах деятельности эти качества интеллекта
проявляются по-разному, что позволяет
подчас достигать значительных результатов.
Так, не следует относить японца-коммерсанта
к числу малоинициативных людей. В торговле
он, как известно, во многом преуспевает.
Но в общении с другими лицами, не имеющими
отношения к торговле, он может и не проявлять
активности.
Долгие годы
японцы воспитывались на постулатах
религиозной мифологии, утверждавшей «божественное»
происхождение японской нации и императорской
власти, «превосходство» японцев над другими
народами. Под влиянием господствующих
классов религиозные учения синтоизм
и буддизм, а также конфуцианство формировали
наиболее устойчивые стороны национального
самосознания населения страны, широко
проявлявшиеся в прошлом и сохранившиеся
и сегодня: приверженность культу предков,
чувство этнической исключительности.
Веками в
Японии утверждалась психология подчинения
индивида коллективу. Столетия он был полностью подвластен
сначала феодалу, потом императору, сегодня
- главе фирмы, в которой служит. Японец
привык надрываться «во имя…». Он покорен
и дисциплинирован. Японец не соотносит
себя с такими характеристиками, как профессия,
должность, место жительства и т.п., а связывает
свое существование с той группой, в которую
включен. Он не может воспринимать себя
вне последней (при знакомстве обычно
указывая организацию, в которой работает).
Большинство видов
деятельности в Японии носит групповой
характер: японцы группой работают,
группой путешествуют, группами учатся,
группами участвуют в праздниках и демонстрациях.
Поведение каждого члена группы в первую
очередь ориентировано на то, чтобы вписаться
в действия группы и быть ей наиболее полезным.
Самыми ценными качествами членов группы
считаются умение во главу угла ставить
ее интересы, желание и стремление быть
ей полезным. Нет для японца более жестокой
кары, чем оказаться выброшенным из группы
в чужой мир, простирающийся за ее пределами.
И такое наказание может последовать не
за кражу или хулиганство, а за поступок,
который расценивается группой как измена
ее интересам.
В Японии человек,
общаясь с людьми, включенными
в ту же группу, обязательно ставит
себя на более низкую ступень. Может
создаться впечатление, что у него нет гордости
и чувства собственного достоинства, но
это не так. Гордость у японцев связана
с их чувством долга и социальной позицией.
Преувеличение позиции партнера - это
принятая форма общения, выражающая вежливость
и уважение.
В общении с японцами надо быть особенно
внимательным. Не садитесь, если вас не
пригласили. Не смотрите по сторонам, так
как нельзя, по представлениям японцев,
казаться рассеянным. Каждый штрих вашей
внешности и поведения повлияет на отношение
к вам. С другой стороны, сами японцы могут
общаться без слов. И в этом нет ничего
мистического. Они так обременены правилами
и условностями, что подчас просто не способны
сказать что-либо. Гостю в Японии часто
приходится из учтивости догадываться
о чем-то по контексту, по жестам, по своим
ощущениям, потому что хозяин не может
сам выразить свои чувства словами. Любая
речь в этом случае неприлична.
Японцы считают
красноречие не достоинством, а скорее
недостатком и нередко испытывают
недоверие к красноречивым людям.
Молчание у них является активным средством
межличностного общения. Оно может иметь
разный смысл, в том числе выражать несогласие,
гнев и прочее почти без помощи невербальных
средств. С малознакомыми людьми японцы
предпочитают молчать и часто испытывают
неловкость при необходимости вступать
в беседу.
А. Хироюки
Японцы
вежливы с иностранцами, понимая,
что те не виноваты в том, что не
родились их соплеменниками, но все
равно думают о них как о
совершенно чужих и неравных им людях.
У большинства живущих в Японии
иностранцев возникают смешанные
чувства. Японцы во многом чудесный народ:
работящие, умные, с юмором. Но они буквально
напичканы предрассудками и считают, что
все такие. Иностранцу, живущему в Японии,
трудно понять, почему женщина вечером
переходит на другую сторону улицы, завидев
иностранца; почему стюардесса, не зная,
что вы понимаете язык, спрашивает пассажиров,
не возражают ли они, если их посадят рядом
с иностранцем, и т.д.
Психология и культура Японии
Традиционное
искусство Японии очень самобытно и своеобычно, его философские
принципы, равно как и эстетические предпочтения
и вкусы самих японцев, весьма отличных
как от западных, а потому тема эта требует
некоторого пояснения. На формирование
эстетических принципов японского искусства,
несомненно, повлияло особое отношение
японцев к красоте родной природы, с древнейших
времен воспринимавшейся как совершенное
божественное творение. Поклоняясь красоте
природы, японцы старались жить в гармонии
с ней и уважать ее величие.
Особенности природного
ландшафта отразились также и на особенностях
национальной психологии японцев. Япония
- страна горная; земель, пригодных для
жизни и земледелия, было мало, люди на
них проживали скученно. Поэтому в каждый
маленький клочок земли японцы вкладывали
очень много труда и сил, осознавая, что
именно на этом самом пятачке жили из поколения
в поколение их предки и будут жить их
потомки; не покладая рук, вопреки разрушительным
стихиям японцы лелеяли и украшали свое
очень ограниченное жизненное пространство.
Необходимость делить его с большим числом
других людей и неизбежная скученность
привели, с одной стороны, к утверждению
строгих правил общественного поведения
и жесткой социальной иерархии, с другой
- к развитию особой культуры внутренней
жизни, для которой характерны самодисциплина,
самоуглубленность, созерцательность
и отрешенность. Эти черты отразились
и на специфической психологии традиционного
японского искусства: оно очень экологично
и медитативно; в нем много внимания уделяется
отстраненному поэтическому любованию
природными явлениями и сменой времен
года.
Эстетические
принципы японского искусства сформировались
под влиянием трех важнейших религиозно-философских
доктрин, определивших традиционное мировоззрение
обитателей Страны Восходящего Солнца, - синтоизма, конфуцианства
и буддизма.
Почитание природы
как божественного начала вылилось
в древнюю национальную религию
японцев - синто, «путь богов». В древние
времена синтоистские верования
были близки шаманским культам; японцы
поклонялись божествам, управлявшим движением
небесных светил, олицетворявшим природные
стихии, обитавшим на горных вершинах,
в морях и реках, в священных рощах, камнях
и старинных деревьях. В древности у каждого
клана были свои собственные божества-покровители
однако официальный синтоистский пантеон
сложился из божеств-покровителей возвысившегося
клана Ямато. Согласно синтоистским представлениям,
род японских императоров восходит к великой
солнечной богине Ама-тэрасу-но Оомиками
и ее правнуку, первому легендарному императору
Дзимму Тэнно, посланного на землю управлять
людьми страны Ямато. В качестве императорских
регалий ему были переданы древние магические
символы: волшебное зерцало богини Аматэра-су,
меч, вырезанный богом-громовержцем Сусаноо-но
микото из хвоста восьмиглавого дракона,
и яшмовое ожерелье-магатама.
В честь синтоистских
божеств строились многочисленные
храмы и кумирни, располагавшиеся,
как правило, в лесных чащобах
и на горных вершинах. Каждый храм был
окружен садиком с маленьким
водоемом и замшелыми камнями, а также источником для омовения
рук перед молитвой; храм окружали священные
ворота-тории, а дорогу к нему украшали
многочисленные каменные фонари. Сам храм
обычно представлял комплекс небольших
деревянных построек: святилище с галереей,
сокровищницы и навесы для подношений
богам. Примером синтоистской архитектуры
может служить комплекс святилища богини
Аматэрасу в Исэ, где до сих пор хранятся
древние регалии японских императоров.
Легендарная история
Японии, подвиги богов и героев
стали сюжетной основой для многих произведений японского
изобразительного искусства.
Конфуцианство,
как и буддизм, пришло в Японию
из Китая. Под конфуцианством обычно
понимается традиционная древнекитайская
религиозно-философс ая доктрина, возводившая
этические принципы в разряд вселенских законов. Согласно
конфуцианским канонам, управляющим принципом
вселенной, служит Небо, источник гармонии
и порядка. Полномочным представителем
Неба на земле является император, от праведности
которого зависит благоденствие государства.
От подданных требуется почитание императора,
строгое выполнение данных Небом законов
и ритуалов и соблюдение моральных принципов.
От этого непосредственно зависит процветание
семьи и государства в целом. Если человек
не выполняет своего долга перед обществом
и Небом, не соблюдает установленные ритуалы,
не выражает должной почтительности к
вышестоящим и несправедлив к нижестоящим,
то его карает освещенная Небом власть.
В противном случае само Небо посылает
наказание на все государство в целом.
Поэтому каждый член общества должен строго
следовать своему долгу, знать свое место
в рамках системы и выполнять вытекающие
из этого обязанности. Идеальным человеком
с конфуцианской точки зрения считается
просвещенный и благородный муж, ученый-чиновник,
радеющий за интересы своей державы и
беспредельно преданный своему императору.
В искусстве, в частности, в живописи, выражением
конфуцианских эстетических принципов
служил идеализированный природный пейзаж,
основанный на законах небесной гармонии,
вызывающий в зрителе стремление к совершенству
и безупречности. В Японии такой идеализированный
пейзаж, созданный рукой просвещенного
философа, назывался канга - « «живопись
в китайском духе».
Традиционная
японская эстетика, сочетающая синтоистские,
конфуцианские и буддийские (буддийские философия и искусство будут
рассмотрены ниже) идеалы, разработала
особые принципы, понимание которых является
ключом к японскому искусству. Важнейшими
из этих принципов считаются фурюу, моно-но
аварэ, ваби-саби и югэн. Понятие фурюу
означает возвышенный вкус, образованность
и развитость ума. Произошло от китайского
фэн-лю, буквально - «хорошее образование
и манеры». В Китае этот термин характеризовал
качества конфуцианского ученого-чиновника.
В Японии же понятие фурюу использовалось
больше в эстетическом смысле - как принцип
возвышенности произведений искусства
и утонченности духа их создателей. Особенно
это относилось к пейзажной живописи,
садовому искусству, архитектуре, чайной
церемонии и аранжировке цветов.
Моно-но аварэ,
«очарование вещей» - эстетический идеал, культивировавшийся
во время Хэйан. В его основе - чувственное
переживание глубинной и эфемерной красоты,
заложенной как в природе, так и в человеческом
существе. Это красота сопряжена с налетом
поэтической грусти, с наслаждением этой
преходящей красотой и преклонением перед
ней. Оттенки смысла слово аварэ созвучно
буддийскому взгляду на жизнь, на материальный
мир как на нечто недолговечное, изменчивое
и печальное по своей природе. Принцип
аварэ означает также тонкую, изысканную
чувствительность человеческого сердца,
способного оценить и воспеть всю прелесть
этой непостоянной красоты. Этот принцип
очень ярко проявляется в знаменитых «Записках
у изголовья» Сэй Сёнагон, придворной
дамы X в.: «…На тонком плетенье бамбуковых
оград, на застрехах домов трепетали нити
паутин. Росинки были нанизаны на них,
как белые жемчужины. Пронзающая душу
красота!» (Перевод со старояпонского
В. Марковой).
«Ваби» - эстетический
и моральный принцип наслаждения
спокойной и неспешной жизнью,
свободной от мирских забот. Его
возникновение связано со средневековой
отшельнической традицией; означает простую
и чистую красоту и ясное, созерцательное
состояние духа. На этом принципе основана
чайная церемония, а также стихи еака,
рэнга и хайку. Слово ваби - производное и т.д.................