Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Пути совершенствования расходования бюджетных средств на образование
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 26.04.2013.
Год: 2013.
Страниц: 41.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание:
Введение………………..…2
1.Социальное
значение бюджетных расходов на образование
1.1 Общая
характеристика системы образования………...4
1.2 Уровни
и виды образования в современной России………..6
1.3 Правовое
регулирование деятельности государственных
образовательных учреждений в России………..9
2.Состояние
и проблемы финансирования расходов на
образование.
2.1
Организация финансирования расходов
бюджетов на
образование………………13
2.2 Расчётные
показатели и порядок планирования бюджетных
средств
на содержание учреждений дошкольного,
основного
(общего)
и профессионального образования……….....17
Проект современной модели образования………25
3.Пути
совершенствования расходования бюджетных
средств на образование
3.1 Основные
проблемы бюджетного финансирования
образования………………33
3.2 Предложения
по решению проблем бюджетного
финансирования……………….…36
Заключение………………...39
Список используемой
литературы………...…40
Введение
Первостепенная
роль в деле воспитания подрастающего
поколения всегда принадлежала системе
образования. Образование - одно из основных
и неотъемлемых конституционных
прав граждан Российской Федерации.
Основы регулирования принципов
государственной политики в области
образования сформулированы в федеральных
законах «Об образовании», «О высшем
и послевузовском профессиональном
образовании», а также в Национальной
доктрине развития образования, утвержденной
Постановлением Правительства РФ.
Современное
состояние образования обычно характеризуется
в первую очередь с позиций
недостаточности бюджетных средств,
выделяемых государством для обеспечения
функционирования данной сферы деятельности.
В этих условиях все остальные
проблемы, связанные с содержанием
и качеством образования, доступностью
качественного образования для
различных слоев населения, более
полным удовлетворением запросов учащихся,
развитием связей с рынком труда
и др., отодвигаются на второй, а то
и на третий план. В условиях острого
дефицита финансовых ресурсов такая
расстановка приоритетов выглядит
обоснованной. Более того, можно
полагать, что большинство названных
проблем порождено в первую очередь
недостаточным финансированием.
Недостаток
финансирования в сфере образования
следует рассматривать с двух
позиций:
• недостаток
средств, выделяемых из государственного
(или муниципального) бюджета, как
количественную характеристику проблемы
финансирования образования, т.е. собственно
недостаток средств;
• недостаточно
эффективное (или недостаточно обоснованное)
распределение бюджетных средств
между уровнями образования и
образовательными учреждениями как
качественную характеристику проблемы
финансирования образования.
В этом смысле
анализ проблемы финансирования образования
должен охватывать обе эти характеристики:
количественную и качественную, с
тем, чтобы определить не только (и
даже не столько) размеры дефицита бюджетных
ресурсов в сфере образования, сколько
недостатки существующего механизма
бюджетного финансирования, включая
его организацию и институциональное
оформление. Предпринятые до настоящего
времени исследования прoблем бюджетного
финансирования образования носили ограниченный
характер и касались главным образом его
количественной характеристики: сопоставления
расчетной потребности в бюджетных средствах
с объемом реального финансирования; определения
размеров дефицита бюджетных ресурсов;
разработки на этой основе вариантов более
экономного (можно сказать – более рационального)
расходования бюджетных средств; сопоставления
объема бюджетного финансирования с ВВП
(в том числе в разных странах) и т.п.
Использование
результатов этих работ было затруднено
вследствие неоднозначности предлагаемых
решений по экономии бюджетных средств,
а также, на наш взгляд, из-за отсутствия
комплексного, системного подхода к
проблеме. Предусмотренная Законом
Российской Федерации “Об образовании”
государственная гарантия приоритетности
образования, обусловливающая выделение
на цели его развития не менее 10% национального
дохода , стабильно не выполняется. Регулярно
инициируется обсуждение целесообразности
отменены этой государственной гарантии
ввиду невозможности ее обеспечения. Так,
например, статьей 135 Федерального закона
Российской Федерации “О федеральном
бюджете на 2002 год” приостановлено на
2002 г. действие пункта 2 статьи 40 Закона
Российской Федерации “Об образовании”,
предусматривающего указанную гарантию.
Следует отметить также, что показатель
национального дохода уже практически
не используется в экономических оценках
и расчетах. Эта норма, таким образом, практического
значения не имеет, но позволяет судить
о формально объявленных масштабах законодательно
установленных гарантий для системы образования.
Обеспечиваемый государственным бюджетом
уровень финансирования образования существенно
ниже установленного законодательством.
Объектом
моей курсовой работы является система
образования РФ, а предметом —
современное состояние и тенденции
развития образования России.
Цель
данной работы заключается в рассмотрении
задач и политики финансирования
учебных заведений нашей страны.
1.Социальное значение бюджетных
расходов на образование.
1.1 Общая характеристика системы
образования
Образование
представляет одну из важнейших отраслей
непроизводственной сферы. Право на
получение образования согласно
Закону «Об образовании» является одним
из основных и неотъемлемых прав граждан
Российской Федерации. Большое значение
придается повышению качества подготовки
кадров, подготовке специалистов по новым
направлениям науки и техники, постоянному
совершенствованию учебного процесса.
Расходы
на образование в соответствии с
бюджетной классификацией включают
затраты на общее образование, воспитание
детей и подростков, культурно-просветите ьскую
работу, подготовку кадров.
В компетенции
субъектов Федерации в этой области
— формирование их бюджетов в части
расходов на образование, установление
региональных нормативов финансирования
образования.
В компетенции
органов местного самоуправления находятся
формирование местных бюджетов и
фондов развития образования, разработка
и принятие местных нормативов финансирования
образования.
На содержание
учреждений образования в последние
годы выделяется примерно 12% общих расходов
консолидированного бюджета, из федерального
бюджета — около 4% его расходов
и около 20% расходов бюджетов субъектов
Федерации, т. е. основная доля расходов
приходится на территориальные бюджета.
В общей сумме расходов на образование
затраты на детские дошкольные учреждения
составляют примерно 15%, на общее среднее
образование — 41%, школы-интернаты — 8%,
среднее специальное образование — 10,5%,
на высшее образование — 11,5%. Необходимо
отметить, что бюджеты различных уровней
принимают неодинаковое участие в финансировании
различных учреждений образования. Так,
средние школы на 99% финансируются из бюджетов
субъектов Федерации и только на 1% из федерального
бюджета, в то же время высшие учебные
заведения на 96% финансируются из федерального
бюджета и только на 4% из территориальных
бюджетов.
Финансирование
учреждений образования осуществляется
на основе государственных и местных
нормативов финансирования в расчете
на одного обучающегося, воспитанника
по каждому типу и виду образовательного
учреждения.
Федеральные
нормативы финансирования должны утверждаться
ежегодно Государственной Думой
одновременно с принятием закона
о федеральном бюджете на очередной
год и быть минимально допустимыми.
Региональные
и местные нормативы финансирования
должны учитывать специфику образовательного
учреждения и быть достаточными для
покрытия средних по данной территории
текущих расходов, связанных с
образовательным процессом и эксплуатацией
зданий, сооружений и штатного оборудования
образовательного учреждения.
Схема финансирования
государственного и муниципального
образовательных учреждений определяется
типовым положением о соответствующем
виде образовательного учреждения.
Бюджетное
финансирование получают и негосударственные
образовательные учреждения по нормативам
финансирования, аналогичным для
государственных и муниципальных
образовательных учреждений на данной
территории. Эти учреждения получают
право на государственное и муниципальное
финансирование с момента их государственной
регистрации.
Переход
к рыночным отношениям расширил возможности
образовательных учреждений по привлечению
денежных средств для финансирования
своей основной деятельности. Они вправе
привлекать в соответствии с действующим
законодательством финансовые ресурсы,
в том числе валютные, за счет предоставления
платных дополнительных образовательных
и иных услуг, предусмотренных уставом,
а также добровольных пожертвований и
целевых взносов юридических и физических
лиц. Привлечение образовательным учреждением
дополнительных средств не влечет за собой
снижения нормативов и абсолютных размеров
его финансирования из бюджетной системы.
К дополнительным
платным услугам населению относятся:
• обучение
по дополнительным образовательным программам;
• преподавание
специальных курсов и циклов дисциплин;
• репетиторство;
• углубленное
изучение отдельных предметов и
др.
Предоставление
дополнительных платных услуг должно
выходить за рамки соответствующих
образовательных программ и государственных
образовательных стандартов. Доходы
от указанной деятельности образовательного
учреждения должны направляться на развитие
уставной деятельности, в том числе
на увеличение расходов по заработной
плате. В этом случае данная деятельность
не будет относиться к предпринимательской.
Также необходимо иметь в виду, что платные
услуги не могут оказываться взамен и
в рамках основной образовательной деятельности,
финансируемой из бюджета. В противном
случае средства, полученные путем такой
деятельности, изымаются в соответствующий
бюджет.
Негосударственные
образовательные учреждения взимают
плату с обучающегося за образовательные
услуги, в том числе за обучение
в рамках государственных образовательных
стандартов. Платная образовательная
деятельность такого учреждения не рассматривается
как предпринимательская, если получаемый
от нее доход полностью идет на возмещение
затрат по обеспечению образовательного
процесса, в том числе на заработную плату,
на его развитие и совершенствование в
данном образовательном учреждении.
В настоящее
время образовательным учреждениям
разрешено заниматься и предпринимательской
деятельностью, предусмотренной уставом.
К такой предпринимательской
деятельности могут относиться реализация
и сдача в аренду основных фондов
и принадлежащего ему другого
имущества, торговля покупными товарами,
оказание посреднических услуг, долевое
участие в деятельности других предприятий
и организаций, приобретение акций,
облигаций и других ценных бумаг
и получение доходов по ним, ведение
иных внереализационных операций, приносящих
доход.
Образовательное
учреждение самостоятельно осуществляет
финансово-хозяйстве ную деятельность.
Оно имеет самостоятельный баланс
и расчетный счет. Неиспользованные
в текущем году финансовые средства
не могут быть изъяты у образовательного
учреждения или зачтены в объем
финансирования следующего года.
1.2
Уровни и виды образования в современной
России.
Гражданам
РФ гарантируется возможность получения
образования без каких-либо условий
и ограничений независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
места жительства, состояния здоровья
и т.п. Государство гарантирует
гражданам общедоступность и
бесплатность начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования
и начального профессионального
образования, а также на конкурсной
основе бесплатность среднего, высшего
и послевузовского профессионального
образования в государственных
и муниципальных образовательных
учреждениях в пределах государственных
образовательных стандартов, если образование
данного уровня гражданин получает
впервые. Государственные образовательные
стандарты позволяют сохранить
единое образовательное пространство
России. Они представляют собой систему
норм, определяющих обязательный минимум
содержания основных образовательных
программ, требования к уровню подготовки
выпускников, максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся.
Прежде
всего необходимо разделить общее и профессиональное
образование. Общее образование предполагает
такое содержание образования, которое
является единым для всех учащихся независимо
от их будущей профессии. Профессиональное
же образование ориентировано по содержанию
как раз на потребности, содержание и условия
той или иной профессиональной деятельности.
Естественно, в содержание институционального
профессионального образования обязательно
входит и общеобразовательный компонент.
Так, учащийся любого учреждения среднего
профессионального образования одновременно
с профессиональным получает и полноценное
общее образование; даже в учебном плане
вуза независимо от его профиля обязательно
присутствуют общеобразовательные дисциплины
(философия, экономика, право, педагогика,
психология, иностранный язык и др.). В
Законе об образовании введено понятие
общеобразовательных и профессиональных
образовательных программ; согласно Закону,
именно эти образовательные программы
вместе с образовательными стандартами,
сетью реализующих их образовательных
учреждений и органов управления образованием
и конституируют систему образования
РФ.
По
уровню общее образование в
РФ делится на дошкольное, начальное,
основное общее, среднее полное
(общее) образование. Наряду с
ним (параллельно) существуют
начальное и среднее профессиональное
образование. Следующая ступень,
доступ к которой открыт получившим
как среднее общее, так и среднее профессиональное
образование, - это высшее профессиональное
образование. За ним может следовать послевузовское
профессиональное образование (например,
аспирантура или докторантура).
Факультативные
виды образования (необязательные
предметы в школе, внешкольные
кружки по интересам, курсы
и кружки для взрослых, учреждения,
обеспечивающие повышение профессиональной
квалификации) объединяются понятием
дополнительного образования.
В
российской системе образования
существуют следующие виды образовательных
учреждений.
Дошкольные
учреждения (ясли, детские сады). Они,
однако, не охватывают всех детей
дошкольного возраста - по данным
1995 года, их посещает около 45% детей.
Поэтому основная ответственность
на этом возрастном этапе ложится
на семейное воспитание и обучение.
Традиционно в России пользовалось большой
популярностью заочное образование, особенно
высшее профессиональное. Число студентов-заочников
продолжает расти и сейчас. "Это свидетельствует
о том, что интерес к высшему образованию
характерен не только для выпускников
школ, но также для работающей части молодежи,
причем для части последней - к получению
второго высшего образования". Новой
формой образования, иногда смешиваемой
с заочным образованием, является дистанционное
образование, использующее компьютерные
сети, спутниковое телевидение и другие
современные технологии. Расширение сферы
использования дистанционного образования
связано с процессом компьютеризации
образовательных учреждений и информатизации
содержания образования.
Рисунок
1. Система образования в России
Каждое
образовательное учреждение создается
одним или несколькими учредителями,
которые финансируют его деятельность.
Собственником государственных
и муниципальных образовательных
учреждений является государство в
лице федеральных, региональных и местных
органов управления.
В соответствии
с этим основой государственных
гарантий получения гражданином
образования в пределах стандартов
является государственное или муниципальное
финансирование. Объем бюджетных
средств выступает одним из главных
показателей, характеризующих масштаб
государственного регулирования сферы
образования.
1.3
Правовое регулирование деятельности
государственных образовательных
учреждений в России.
Система образования в целом и высшая
школа в частности являются составной
частью социально-культурной сферы. Высокая
социальная значимость сферы образования
объясняет жесткое регулирование ее деятельности
со стороны государства. В сфере государственного
регулирования находится вся деятельность
образовательных учреждений, включая
их доходы и расходы.
Современные
вузы - это крупные хозяйствующие
субъекты, требующие эффективного менеджмента.
Аккумулируемые вузами финансовые потоки,
высокий уровень платежных обязательств
на фоне хронического дефицита бюджетного
финансирования (для государственных
вузов) обусловливают остроту проблемы
управления образовательными учреждениями.
В этих условиях наиболее реалистичным
средством совершенствования бюджетного
управления в образовательных учреждениях
на ближайшую перспективу является
использование во внутрихозяйственной
деятельности норм и нормативов, их
актуализация и дальнейшее развитие.
В настоящее
время деятельность государственных
образовательных учреждений России
регулируется гражданским и бюджетным
законодательствами. Общие нормы, посвященные
деятельности учреждений находятся
в Гражданском кодексе Российской
Федерации (в дальнейшем ГК РФ), в
Федеральном законе "О некоммерческих
организациях". Особенности функционирования
образовательных учреждений высшего
профессионального образования
регулируются Законом РФ "Об образовании",
Федеральным законом "О высшем
и послевузовском профессиональном
образовании", постановлениями Правительства,
приказами, распоряжениями министерств
и ведомств. Так как государственные
образовательные учреждения являются
участниками бюджетного процесса, то
на них распространяются и нормы
Бюджетного кодекса Российской Федерации
(в дальнейшем БК РФ).
В соответствии
со статьей 120 ГК РФ учреждение - это
организация, созданная собственником
для осуществления управленческих,
социально-культурны или иных функций
некоммерческого характера и
финансируемая им полностью или
частично.
Учреждение
согласно ГК РФ - единственная организационно-правов я
форма организации (за исключением
унитарных предприятий), которая
не является собственником своего имущества,
а владеет и распоряжается
им в соответствии с целями своей
деятельности, заданиями собственника
и назначением имущества на праве
оперативного управления.
Таким образом,
действующее гражданское законодательство
РФ не предусматривает права учреждения
владеть имуществом на праве собственности.
По общему
правилу учреждение не вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом и
имуществом, приобретенным за счет средств,
выделенных ему по смете. Но если в соответствии
с учредительными документами учреждению
предоставлено право, осуществлять приносящую
доходы деятельность, то доходы, полученные
от такой деятельности, и приобретенное
за счет этих доходов имущество поступают
в самостоятельное распоряжение учреждения
и учитываются на отдельном балансе (ст.
298 ГК РФ).
Правомочие
распоряжения представляет собой основанную
на законе возможность определения
юридической судьбы имущества путем
изменения его принадлежности, состояния
или назначения, в том числе
сдача в аренду, отчуждение по договору,
уничтожение и т. д., то есть такое
право может принадлежать только
собственнику.
Образовательным
учреждениям, в том числе и
государственным, право осуществлять
платные образовательные услуги,
предоставлено Законом "Об образовании"
и Федеральным законом "О высшем
и послевузовском профессиональном
образовании". Таким образом, в
соответствии с ГК РФ доходы от этой
деятельности и приобретенное за
счет этих средств имущество должно
поступать в самостоятельное
распоряжение образовательных учреждений.
Данная
норма закона обусловлена недостатками
финансирования собственниками, прежде
всего государством, всех необходимых
потребностей созданных ими учреждений.
В связи с этим государственное
образовательное учреждение должно
иметь как бы два вида имущества,
находящегося у него на разном правовом
режиме, и по-разному оформленных.
Одна
часть имущества учреждения, полученная
им от государства по смете, находится
у него на праве оперативного управления.
Другая часть, приобретенная на доходы
от предпринимательской и иной платной
деятельности, должна учитываться на
отдельном балансе и поступать
в самостоятельное распоряжение
учреждения.
В настоящее
время данное положение ГК РФ и
специальных законов об образовании
входит в противоречие с БК РФ.
Отношения
государства и бюджетного учреждения,
находящегося в его собственности,
регулируются целым рядом статей
БК РФ. Статья 41 БК РФ говорит о том,
что доходы бюджетов образуются за
счет налоговых и неналоговых
видов доходов, а также за счет
безвозмездных и безвозвратных
перечислений. При этом к неналоговым
доходам относятся доходы от платных
услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении соответственно
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, после уплаты
налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах
и сборах.
Статья
245 БК РФ предусматривает перечисление
и зачисление доходов федерального
бюджета на единый счет федерального
бюджета.
В то же
время пункт 4 статьи 254 говорит о
том, что средства от предпринимательской
деятельности и использования государственной
собственности бюджетного учреждения
зачисляются на единый счет федерального
бюджета в соответствующем территориальном
органе Федерального казначейства. Территориальный
орган Федерального казначейства обязан
отразить указанные средства на лицевом
счете бюджетного учреждения не позднее
дня, следующего за днем зачисления их
на единый счет федерального бюджета.
И только с этого момента бюджетное учреждение
вправе распоряжаться этими средствами.
Таким образом,
в настоящее время, с одной
стороны, средства, которые получило
государственное образовательное
учреждение от оказания платных образовательных
услуг, должны зачисляться в неналоговые
доходы бюджета только после того,
как с них будут уплачены налоги,
а, с другой стороны, бюджетное учреждение
не может заплатить никаких налогов,
так как вправе распоряжаться
этими средствами только после зачисления
их на единый счет федерального бюджета.
Расходование
этих средств осуществляется исключительно
в соответствии со сметой доходов
и расходов, причем исключительно
на статьи, предусмотренные статьей
70 БК РФ, а именно:
оплату
труда в соответствии с заключенными
трудовыми договорами и правовыми
актами, регулирующими размер заработной
платы соответствующих категорий
работников;
перечисление
страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды;
трансферты
населению, выплачиваемые в соответствии
с федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации
и правовыми актами органов местного
самоуправления;
командировочные
и иные компенсационные выплаты
работникам в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
оплату
товаров, работ и услуг по заключенным
государственным или муниципальным
контрактам;
оплату
товаров, работ и услуг в соответствии
с утвержденными сметами без
заключения государственных или
муниципальных контрактов.
Расходование
бюджетных средств бюджетными учреждениями
на иные цели не допускается.
Таким образом,
самостоятельность в расходовании
денежных средств, получаемых образовательными
учреждениями от платной образовательной
деятельности, декларируемых ГК РФ
и специальным законодательством
об образовании полностью исключена
БК РФ.
Вышеуказанные
положения, на наш взгляд, не способствуют
развитию государственных образовательных
учреждений, внедрению ими новых
технологий и развития образования
в целом.
В настоящее
время Государственной Думой
Федерального Собрания в третьем
чтении принят Федеральный закон "Об
автономных учреждениях", который по
мнению составителей закона должен упростить
деятельность государственных и муниципальных
образовательных учреждений, освободить
их от излишнего контроля со стороны государственных
и муниципальных органов. Однако анализ
проекта федерального закона показывает,
что единственной целью его принятия является
исключение финансирования данных учреждений
собственником и субсидиарной ответственности
собственника по долгам государственных
и муниципальных образовательных учреждений,
созданных в форме автономного учреждения.
Такая позиция
государства может привести, во-первых,
к недоверию потребителей образовательных
услуг к такого рода учреждениям, во-вторых,
к потере научно-технического потенциала
государственных вузов по специальностям
(направлениям подготовки), которые в настоящее
время не востребованы, но могут быть востребованы
в ближайшем будущем, например, большинство
инженерных специальностей.
Состояние и проблемы финансирования расходов на образование.
2.1 Организация финансирования расходов
бюджетов на
образование.
Рассмотрение
вопросов финансирования образования
тесно связано с изучением
организационной структуры самой
системы образования и отдельных
её элементов. Очевидно, что в прямой
зависимости от методики планирования
находятся вопросы распределения
средств между исполнителями
государственного заказа, т.е. фактическое
финансирование учреждений. Современное
законодательство определяет, что каждое
учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйствен ой
деятельности. В Федеральном законе
«Об образовании» указано, что образовательное
учреждение самостоятельно осуществляет
финансово-хозяйстве ную деятельность.
Оно имеет самостоятельный расчётный
счёт, в том числе валютный, в
банковских и иных кредитных учреждениях.
Финансовые и материальные средства
используются им по своему усмотрению
в соответствии с уставом. Неиспользованные
в текущем году (квартале, месяце)
финансовые средства не могут быть
изъяты или зачтены учредителем
в объём финансирования этого
учреждения на следующий год (квартал,
месяц).
В
действительности нормативы финансирования
отсутствуют. Использовать бюджетные
средства по своему усмотрению
бюджетные учреждения не в
праве из-за целевого финансирования
расходов казначейством по предметным
статьям. Подавляющее большинство
дошкольных учреждений и школ
обслуживаются органами казначейства
через централизованные бухгалтерии.
Параллельно с законодательством
в области образования в Российской
Федерации действует Федеральный
закон от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О
бухгалтерском учёте». Он предоставляет
руководителю право в зависимости
от объёма учётной работы сделать
выбор: создать бухгалтерскую
службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером,
или передать на договорных
началах ведение бухгалтерского
учёта централизованной бухгалтерии.
Какую бы учётную политику
ни избрало государственное учреждение,
его производственные и хозяйственные
расходы покрываются за счёт
средств учредителя, доходов от
собственной предпринимательской
деятельности, иных внебюджетных
источников.
Федеральный
центр определяет общие правовые
рамки функционирования образовательной
системы и основные ориентиры
государственной политики. Субъекты
РФ и органы местного самоуправления
(ОМСУ) несут ответственность за
принятие решений, касающихся
региональных и муниципальных
особенностей системы образования.
Следующий
предмет ведения государства
и ОМСУ – учредительство и
владение государственными и
муниципальными учебными заведениями.
Как правило, учредителями государственных
и муниципальных учреждений образования
выступают органы управления, которые
по закону несут ответственность за финансирование
расходов по выполнению государственного
заказа. Государственный заказ является
одним из новых механизмов взаимодействия
в области удовлетворения общественных
потребностей и не зависит от формы собственности
его исполнителя.
Государственный
заказ ограничен возможностями
бюджетного финансирования и
рамками государственных стандартов,
он формируется федеральными, региональными
и муниципальными органами власти
и управления. В этой связи
дефицит бюджетного финансирования
и недостаточная гибкость государственной
системы явились главными факторами
создания негосударственных образовательных
учреждений (НОУ), включая сеть корпоративных
учреждений профессионального образования.
В
соответствии с Федеральным законом
«Об образовании» НОУ имеют
право после получения государственной
аккредитации на бюджетное финансирование.
В мировой практике существуют
страны, в которых запрещено прямое
и косвенное субсидирование негосударственных
образовательных учреждений (США,
Италия и др.). В большинстве
же стран имеют место промежуточные
варианты, дающие возможность выделения
минимального финансирования частным
структурам в случае выполнения
ими государственных образовательных
стандартов. Например, в Японии размер
ассигнований на одного учащегося
НОУ в 14 раз меньше, чем в
государственном учреждении. И только
в некоторых странах (Бельгия,
Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные
учреждения включены в схему
бюджетного финансирования по
установленным для государственных
учреждений нормативам. В этой
связи следует вернуться к
рассмотрению системы государственных
именных финансовых обязательств,
направленных на расширение рыночных
элементов хозяйствования в образовании
посредством организации конкуренции
между учебными заведениями за
привлечение студентов.
Основными
документами, регулирующими ответственность
и права учредителя и образовательного
учреждения, являются договор о
взаимоотношениях между ними
и устав образовательного учреждения.
В соответствии с Федеральным
законом «Об образовании» устав
разрабатывается образовательным
учреждением самостоятельно. Договор
о взаимоотношениях образовательного
учреждения с учредителем, определяющий
порядок финансирования, управление
образовательным учреждением и
включающий другие правовые аспекты,
является двухсторонним актом.
При оформлении договорных отношений
по распределению финансовых
полномочий подробно излагаются
обязанности сторон, права и ответственность,
жестко регламентируются вопросы
деятельности учреждения. Если обязанности
предполагают требования к объёму
и характеру работы, то права
создают условия для их выполнения,
а ответственность означает возможность
применения санкций вышестоящих
органов за ненадлежащее выполнение
обязанностей. В договоре определяются
виды образовательных программ (основных
и дополнительных), которые будут профинансированы
за счёт бюджета и без согласия учредителя
не могут быть изменены, устанавливаются
минимальные нормы наполняемости при
комплектовании классов и групп, при снижении
которых учредитель вправе уменьшить
финансирование.
Учредитель
берёт на себя обязательства
по финансированию учреждения
в соответствии с утверждённой
сметой расходов. Если учреждение
не имеет самостоятельной бухгалтерии,
то учредитель обязуется осуществлять
финансово-бухгалтер кое обслуживание
его деятельности через централизованную
бухгалтерию. Учредитель обязан
регулярно контролировать соблюдение
условий договора и анализировать
итоги финансово-хозяйствен ой деятельности
учреждения.
Обязанностью
образовательного учреждения является
своевременное представление учредителю
программы развития, обоснований
потребности в бюджетных средствах,
а также объёмах предполагаемого
поступления внебюджетных источников
финансирования, расходование бюджетных
средств по целевому назначению
и эффективное использование
закреплённых за учреждением
объектов собственности. Такая
регламентация позволяет образовательному
учреждению в пределах выделенных
средств на оплату труда самостоятельно
устанавливать штатное расписание
и структуру управления деятельностью,
осуществлять выплату надбавок,
доплат и других выплат стимулирующего
характера работникам; привлекать
дополнительные источники финансирования.
Опыт
дореволюционной России и современных
учреждений развитых стран Запада
показывает, что действенной является
система, при которой контроль
за пользованием средств в интересах
обучающихся возлагается на попечительские
или наблюдательные советы (комитеты,
комиссии). Интересен опыт Великобритании,
где решения о выборе приоритетов использования
средств принимаются с учётом различных
точек зрения с позиции «мы вместе делаем
для себя». Мера ответственности за допущенный
в текущем году перерасход средств предельно
проста – на эту сумму уменьшаются ассигнования
в следующем году. В США доля бюджетного
финансирования высших учебных заведений
покрывает около 50% расходов. Остальные
средства учреждения собирают или зарабатывают
самостоятельно.
Общий порядок финансирования
расходов по всем отраслям
регламентирован Бюджетным кодексом
РФ. В соответствии с ним все
учреждения и организации, финансируемые
за счёт бюджета, называются
получателями бюджетных средств,
а их учредители в лице органов
управления – главными распорядителями
средств бюджета. Они утверждают
сметы доходов и расходов, составляют
бюджетную роспись в разрезе
подведомственных учреждений и
вносят в неё коррективы, составляют
сводную отчётность, контролируют
деятельность учреждений.
Суть
казначейской схемы исполнения
бюджета заключается в полном
переводе оплаты расходов бюджетополучателей
напрямую поставщикам услуг и исполнителям
работ (кроме денежных выплат работникам
и студентам). Если раньше средства бюджета
поступали на счёт учреждения, а затем
использовались им по своему усмотрению
(безусловно, с соблюдением законодательства),
то в настоящее время для всех учреждений
в казначействе открыты лицевые счета
с указанием постатейного и поквартального
распределения средств. В рамках указанной
росписи казначейства могут выполнить
поручения учреждений на оплату тех или
иных расходов. Движению средств через
органы казначейства предшествует санкционирование
расходов, включающее в себя ежемесячное
лимитирование затрат, фактическое принятие
бюджетных обязательств и осуществление
платежа.
Порядок
финансирования бюджетных расходов
через казначейства прогрессивен
по своему характеру и экономически
целесообразен. Он может дать
положительные результаты для
государства не только в части
совершенствования методов управления
финансовыми ресурсами, но и
в части получения оперативной
информации о кассовых расходах,
перечисления средств по назначению,
контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей.
Однако с внедрением казначейских технологий
значительно затрудняется решение повседневных
хозяйственных вопросов у исполнителей
бюджетных услуг.
Определённые
трудности возникают из-за необходимости
учёта средств, полученных от
предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности, на лицевых
счетах в органах казначейства.
Законодательством установлено,
что такие средства наряду
с бюджетными поступлениями расходуются
в строгом соответствии со
сметами доходов и расходов, подлежат
контролю со стороны казначейств
и главных распорядителей бюджетных
средств, а это в определённой
степени лишает руководителей
учреждений оперативности.
В
Российской Федерации носителем
ответственности за всю деятельность
учреждения, включая финансовую, является
руководитель. На него возлагаются
вопросы оптимизации бюджетных
расходов и целевого использования
средств. Целевой характер выделяемых
ассигнований определяется кодом
бюджетной классификации. Самостоятельное
перераспределение средств между
предметными статьями не допускается.
Таким
образом, финансирование образовательных
учреждений представляет собой
процесс, направленный на решение
его текущих задач и задач
развития. В целом объём бюджетных
ассигнований на реализацию государственных
гарантий в области образования
в современной российской практике
определяется на основе применения
элементов стандартизации процесса
обучения, финансового нормирования
расходов, формирования государственного
(муниципального) заказа по видам
бюджетных услуг. Однако нельзя
не сказать, что при любой
системе финансирования экономическая
эффективность и социальная справедливость
в образовании должны дополнять
друг друга.
2.2.
Расчётные показатели и порядок
планирования бюджетных
средств на содержание учреждений дошкольного,
основного
(общего) и профессионального образования.
В соответствии
с Федеральным законом от 13 января
1996г. №12-ФЗ «Об образовании» государство
гарантирует ежегодное выделение
финансовых средств на нужды образования
в размере не менее 10% национального
дохода, а также защищённость соответствующих
расходов федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов.
Доля расходов на финансирование высшего
профессионального образования
не может составлять менее 3% расходной
части федерального бюджета. Установлено,
что финансированию подлежит обучение
170 студентов на каждые 10 тыс. человек,
проживающих в Российской Федерации.
Закон предусматривает единые принципы
формирования бюджетных средств
на образование на всей территории
РФ на основе государственных экономических
нормативов на единицу контингента
обучаемых, которые ежегодно должны
утверждаться федеральным законом
одновременно с законом о бюджете.
Предусмотрена ежеквартальная индексация
выделяемых средств в соответствии с темпами
инфляции. Таковы требования законодательства,
но реальная практика формирования бюджетов
свидетельствует о том, что эти положения
не выполняются.
Далеки
от провозглашённого уровня и показатели,
характеризующие систему образования.
К примеру, не обеспечен установленный
законодательством размер оплаты труда
работников учреждений образования, превышающий
уровень средней заработной платы
в РФ; не реализуется система льгот
различным категориям обучающихся,
а также видов и норм материального
обеспечения учащихся и студентов; не
введён механизм предоставления гражданам
личного государственного образовательного
кредита; устарели требования к образовательным
учреждениям в части строительных и санитарных
норм и правил, оснащённости учебного
процесса и оборудования учебных помещений;
не созданы соответствующие фонды развития
образования; отсутствуют научно обоснованные
федеральные и региональные нормативы
финансирования; недостаточно чётко определена
система налоговых льгот, стимулирующих
развитие образования, и др.
Суммарные
расходы муниципального, регионального
и федерального бюджетов на образование
определяются в соответствии с сетью учреждений
и предполагаемым её развитием в планируемом
году, а также показателями по контингентам
детей, учащихся воспитанников, студентов.
Финансированию подлежит не только образовательная
деятельность, но и ряд социозащитных
функций отрасли: выплата стипендий студентам,
питание школьников из малообеспеченных
семей, содержание сирот, воспитание детей
в дошкольных образовательных учреждениях
(ДОУ).
Дошкольный
уровень является начальным звеном
образования. В дошкольных образовательных
учреждениях обеспечиваются воспитание,
обучение, присмотр, уход и оздоровление
детей в возрасте от двух месяцев до семи
лет. В соответствии с функциями существуют
следующие виды дошкольных образовательных
учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего
вида с одним или несколькими приоритетными
направлениями развития воспитанников
(интеллектуального, художественно-эстетич ского,
физического и др.); детский сад компенсирующего
вида с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии воспитанников; детский сад присмотра
и оздоровления с приоритетным осуществлением
санитарно-гигиениче ких, профилактических
и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в
состав комбинированного детского сада
могут входить общеразвивающие, компенсирующие
и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребёнка – детский сад
с осуществлением физического и психического
развития, коррекции и оздоровления всех
воспитанников.
Бесплатное
содержание, обучение и воспитание
детей в ДОУ государством не
гарантируется. Для этого типа
учреждений, как и для дополнительного
образования детей, предусмотрено
оказание финансовой поддержки
за счёт бюджетов местного
звена. Под влиянием демографических
факторов контингент воспитанников
ДОУ за последнее десятилетие
снизился вдвое (с 9 млн детей до
4,5 млн). При этом сократилась и сеть детских
садов.
Основными
расчётными показателями для
определения расходов бюджета
на дошкольное образование в
целом и конкретно ДОУ являются
количество воспитанников и количество
групп. В типовых положениях
о том или ином виде ДОУ
установлены нормы наполняемости
групп, которые зависят не только
от возраста детей, но и от
их состояния здоровья. Например,
в детском саду обычного назначения
норма наполняемости групп составляет
20 воспитанников от 3 до 7 лет, а
в группах для детей с тяжёлыми
нарушениями речи – от 6 до 10 детей.
Стоимость содержания одного
ребёнка в садах компенсирующего
вида значительно превышает расходы
по содержанию здоровых детей,
поскольку количество штатных
единиц воспитателей, нянь и обслуживающего
персонала зависит от количества
групп. Существенное влияние на
объём ассигнований на заработную
плату и питание оказывает временной режим
функционирования ДОУ: 10,5 часов в день,
12 часов, круглосуточное пребывание детей.
Расходы на питание зависят от количества
воспитанников, среднего числа дней посещения
ребёнком дошкольного учреждения в год
и нормы питания в день. При определении
денежных норм питания за основу принимаются
натуральные нормы и средние цены продуктов
питания в каждом субъекте РФ. Так, на федеральном
уровне регламентировано, что в среднем
в день ребёнок в тубинфицированном детском
саду должен получить 60 г сахара, 90 г хлеба
пшеничного, 300 г овощей и т.п.
Следующая
целевая статья расходов –
содержание учреждений общего
образования. К ним относятся
общеобразовательные школы, школы-интернаты,
специальные и вечерние школы. В системе
непрерывного образования они являются
вторым звеном после дошкольного уровня.
Их деятельность связана с предоставлением
всем гражданам РФ возможности реализовать
гарантированное государством право на
получение бесплатного общего образования.
В целях обеспечения доступности и вариативности
общего образования могут создаваться
следующие виды учреждений: начальная
общеобразовательная школа; основная
общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная
школа; средняя образовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
(может быть указан конкретный предмет
или профиль: химия, математика, физико-математически
профиль, гуманитарный профиль и до.); лицей;
гимназия; вечерняя (смена) общеобразовательная
школа; центр образования; открытая (смена)
образовательная школа; кадетская школа;
школа-интернат.
Общеобразовательные
школы-интернаты создаются в целях
оказания помощи семье в воспитании
детей, формирования у них навыков
самостоятельной жизни, социальной
защиты и всестороннего развития
их творческих способностей. В
эти учреждения принимаются преимущественно
дети, нуждающиеся в государственной
поддержке, в том числе дети
из многодетных и малообеспеченных
семей, одиноких матерей; дети,
находящиеся под опекой. Аналогично
школам к этому типу учреждений
относятся: школа-интернат начального
общего образования; школа-интернат
основного общего образования;
школа-интернат среднего (полного)
общего образования; школа-интернат
среднего (полного) общего образования
с углубленным изучением отдельных
предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат;
санаторно-лесная школа; санаторная
школа-интернат.
Основными
задачами образовательных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, являются:
создание благоприятных условий,
приближенных к домашним, способствующих
умственному, эмоциональному и
физическому развитию воспитанников;
обеспечение их медико-психолого-педагогиче кой
реабилитации и социальной адаптации;
охрана прав и интересов воспитанников.
В соответствии с индивидуальными особенностями
детей (возраст, диагноз, заболевания)
в системе образования могут функционировать
следующие виды учреждений: детский дом
(для детей раннего, дошкольного, школьного
возрастов, смешанный); детский дом-школа;
школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с
отклонениями в развитии; специальная
(коррекционная) школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
с отклонениями в развитии. В этих видах
учреждений содержание и обучение воспитанников
осуществляется на основе полного государственного
обеспечения.
Производственные
показатели по школе определяются
по группам классов: I – III (IV), V
– IX, X – XI. Эти данные приводятся
в смете на две даты –
на 1 января и на 1 сентября планируемого
года, а также в среднегодовом
исчислении. Число учащихся на 1 января
принимается по фактическому
состоянию на последнюю отчётную
дату. Численность учащихся на 1 сентября
планируемого года определяется в соответствии
с планом приёма и выпуска учащихся. Число
детей, поступающих в планируемом году
в первые классы, устанавливается по данным
специального учёта. Следует учитывать
и такую особенность комплектования школ:
основная часть первоклассников осваивает
программу начальной школы в течение трёх
лет и сразу переводятся в пятый класс;
четыре года учатся в начальной школе
дети, начинающие обучение с шести лет.
Число учащихся в последующих классах
обычно планируется на уровне выпуска
учащихся из предшествующих классов. Так,
контингент учащихся пятых классов планируется
на уровне выпуска третьих (четвёртых)
классов, шестых – на уровне выпуска пятых
и т.д. Исключение составляет планирование
контингентов десятых классов. При определении
численности учащихся этих классов учитывается,
что часть выпускников девятых классов
общеобразовательных школ продолжит образование
в других типах учебных заведений. В настоящее
время предельная наполняемость классов
установлена в количестве 25 учащихся.
В зависимости от недостатков умственного
или физического развития детей формируются
отдельные классы или открываются специальные
школы с меньшей наполняемостью.
Ещё
один показатель, используемый в
процессе планирования расходов
общеобразовательных школ, - количество
педагогических ставок. Он рассчитывается
на базе двух показателей –
числа часов учебных занятий
и нормы учебной нагрузки учителей
в неделю. Базисный учебный план РФ
устанавливает предельно допустимую нагрузку
на учащихся (в часах) при пятидневной
и шестидневной учебных неделях. При пятидневной
она составляет в I – III классах – 22, в V
– 28, в VI – 29, в VII – 31, в VIII – IX – 32, в X –
XI - 33 часа. Норма учёбной нагрузки учителя
на ставку установлена для начальной школы
20 часов в неделю, для старших классов
-18 часов в неделю. Поэтому число педагогических
ставок определяется отдельно по группам
классов. При определении числа оплачиваемых
часов следует иметь в виду, что в некоторых
случаях занятия ведутся с классами, разделёнными
на две группы учащихся (иностранные языки,
трудовое обучение, физическая культура
и др.). Общее число учебных занятий в неделю
определяется умножением количества классов
на число часов для одного класса. Количество
педагогических ставок рассчитывается
делением общего числа часов учебных занятий
в неделю по каждой группе классов на установочную
норму учебной нагрузки учителя в неделю.
Фонд
оплаты труда учителей определяется,
исходя из количества педагогических
ставок и средней ставки учителя
в месяц по тарификации.