Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Терроризм как особый вид политического участия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2013. Год: 2013. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


БОРЬБА С ОМ: УГОЛОВНО – ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ.
Содержание:
Введение……………….3
Глава 1: Терроризм – глобальная проблема современности.
- Понятие и признаки терроризма как явления
современной действительности…………..5
- Причины и условия способствующие совершению
актов терроризма………..19
- Особенности терроризма в России………39
Глава 2: Борьба с терроризмом. Криминологический и международно –
правовой аспекты.
- Основные направления предупреждения актов
терроризма……………43
- Борьба с терроризмом как общегосударственная
задача……….50
- Международное сотрудничество в борьбе
с терроризмом………58
Глава 3: Проблема уголовно – правового регулирования
борьбы с терроризмом.
- Терроризм и уголовная ответственность……….…….70
- Пробелы и недостатки уголовного
законодательства регулирующего борьбу с терроризмом…83
Заключение………………..91
Список литературы……………….93

Введение.

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
Масштабы терроризма и его межгосударственный характер сделали совершенно необходимым налаживание международной системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним.
Исключительное распространение получил криминальный терроризм, т.е. совершение террористических актов организованными и иными преступными группами для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Общеуголовный терроризм можно встретить в повседневной, криминальной практике очень многих стран, когда сводят счеты или устрашают друг друга различные преступные группировки.
Терроризм, давно выйдя за национальные рамки, приобрел международный характер. Он стал эффективным и уж, конечно, эффектным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой.
Терроризм встроен в насильственную преступность. Его уровень и конкретные формы проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой – эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности по профилактике и пресечению самого терроризма. Это преступление относится к тем видам преступного насилия, жертвой которого может быть каждый – от нищего до короля, каждый, даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт. Отсюда крайняя уязвимость человека, принимающая катастрофические размеры при тоталитарных режимах.
В данной работе будут, по возможности, освещены такие вопросы, как: Современное состояние терроризма в мире и, в частности, в России. Причины и условия порождающие это зло, основные направления борьбы с данным преступлением. Также будут затронуты вопросы международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, дана уголовно-правовая характеристика терроризма, освещены пробелы и недостатки уголовного законодательства регулирующего борьбу с терроризмом.
При написании данного дипломного проекта, мной были использованы работы таких авторов как Антонян Ю.М. и его работа «Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование», Салимов К.Н. «Современные проблемы терроризма», Чуфаровский Ю.В. «Терроризм – глобальная проблема современности», также были использованы материалы научно – практической конференции журнала «Государство и право» под названием «Терроризм: психологические корни и правовые оценки», в которой принимали участие многие видные отечественные ученые непосредственно занимающиеся изучением проблем терроризма, и ряд других работ.
Глава I. Терроризм – глобальная проблема современности.
§1. Понятие и признаки терроризма как явления современной действительности.
Специфика и уровень современной цивилизации характеризуется существованием острых глобальных проблем, затрагивающих судьбы не только отдельных людей, социальных групп, наций, классов, регионов и континентов, но всего человечества в целом. Достаточно безотрадный фон современного периода отягчен наличием очень острой проблемы, несущей в себе все ингредиенты и критерии опасности – проблемы терроризма.
Выявление исторических истоков терроризма, его сущностных характеристик, социально – деструктивного начала, тенденций развития и разработки мер по предупреждению для мирового сообщества давно уже не является чем то новым. Однако для нашего общества и государства эти вопросы в полной мере встали лишь в последние годы, когда коренные изменения произошли в политических, экономических и социальных отношениях.
Анализ статистических данных показывает во всем мире тенденцию к росту числа проявлений различных видов и форм террора. Уже в 60-е 80-е годы терроризм начинает принимать в разных странах мира широкий размах. По сведениям журнала "Интернационал секюрити ревью", в период 1970-1978 гг. зарегистрировано 5534 террористических акта». В 1981 г., по данным американского журнала "Джорнел оф енд дипломэси", была совершено 2700 террористических актов 125 террористическими группами, действующими в различных районах мира, но в основном в 50 странах. Данные за 1985 г. показывают увеличение таких актов по сравнению с 1981 г. на 15%. Журнал относит к разряду террористических акты насилия, вымогательства, шантажа и т.п. деяния c иностранным элементом, которые направлены против собственности и интересов граждан. Если с начала 80-х голов количество террористических актов в год составляло в среднем 500, то, по данным того же журнала, в 1984 г. это число возросло до 700, в 1985г. - до 800 (рост на 80%).
В американском ежегодном обзоре по терроризму отмечается, что тенденция эта с небольшими колебаниями продолжала развиваться. В 1987 г. было совершено 832 теракта, в 1989 г. - 856 и т.д. Количество случаев терроризма особенно увеличивается после развала СССР и социалистического лагеря. В 1995-1997 гг. террористические акты становятся более жестокими, чаще направляется против мирного населения. Усилились организованность, вооруженность, сплоченность преступных группировок, взаимосвязьтеррористи еских организаций.
Число жертв международного терроризма в 1996-1998 гг. увеличилось, хотя количество терактов уменьшилось, но террористы используют все более смертоносное оружие против мирного населения. Так, в 1996 г. количество международных терактов, хотя и сократилось, однако число погибших увеличилось до 311 человек с 177 в 1995 г. В 1996 году от рук террористов было ранено 2652 человека. В результате единственного взрыва в Шри-Ланке погибло 90 и ранено более 1400 человек.1
Отметим, что сложность проблемы политического насилия обусловила и наличие самых различных терминов, используемых для ее анализа, в частности, таких, как «экстремизм», «террор», «терроризм», которые нередко трактуются достаточно произвольно. Исходным, фундаментальным в данной группе взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий является «экстремизм», с помощью которого обозначается приверженность к крайним взглядам и способам действия в политике. «Экстремизм» отнюдь не новое понятие в политическом словаре человечества, ибо общество на протяжении большей части своей истории постоянно источало политическое насилие, приобретавшее самые различные формы.
Фактически ровесником и крайним выражением экстремизма, является терроризм. Терроризм – это общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения конкретных политических целей. Понятием «терроризм» в научной литературе в настоящее время стали обозначать действия оппозиционных организаций, практикующих политические убийства, а понятие «террор» закрепилось за репрессивными действиями государства по отношению к своим гражданам.
Безусловно, различие между государственным террором и оппозиционным терроризмом в принципе достаточно очевидно. Однако существует и специфическое промежуточное звено, соединяющее эти две формы: терроризм, втайне поддерживаемый и направляемый государственными органами. В случаях же, когда акции государственного терроризма направляются вовне, четко преследуют цель нанесения ущерба другим государствам, вмешательства в их внутреннюю жизнь, изменения международных отношений, они приобретают тем самым характер международного терроризма.1
Что касается понятия "международный терроризм", "террористически акт международного характера", "государственный терроризм", то пока что не существует их общепризнанной трактовки.
Перу западных авторов принадлежит значительное число определений понятия "международный терроризм". Так, в "Трактате по международному уголовному праву" говорится, что терроризм является международным преступлением, которое угрожает человеческому спокойствию и безопасности, оскорбляет всеобщую совесть и наносит ущерб человеческому достоинству. Между тем терроризм также расшатывает государственные и политические устои страны, является причиной смерти и увечья людей, наносит существенный материальный ущерб, угрожает территориальной целостности. По мнению Дж. Дугарда (ЮАР), международный терроризм - это насильственные акты, имеющие целью вызвать политические изменения, которые подрывают международные отношения и которые международное сообщество рассматривает как несовместимые с желаемыми нормами поведения. Дж. Дугард говорит о террористических актах, которые направлены на подрыв международной политической системы связей и противоречат нормам международной морали и права. Полагаем, что Дж. Дугард не учел то обстоятельство, что одной из разновидностей международного терроризма является международным криминальный терроризм в действиях международной организованной преступности. Ее участники могут быть далеки от каких-либо политических целей, а акции террора могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране.

Ю. Динстейн (Израиль) утверждает, что сущность терроризма вообще и международного терроризма в частности проявляется в беспорядочном насилии, обычно направленном против людей без разбора (невинные жертвы террористического акта) в целях создания в массах идеи, что цель оправдывает средства: чем ужаснее преступление, тем лучше с точки зрения террористов. По существу, он пытается провести разграничение между понятиями «внутригосударствен ый терроризм» (политический, криминальный и иной) и "международный терроризм". С. Агравала (Индия) считал, что наиболее удачным является смешанное определение понятия "международный терроризм", включающее общую дефиницию и основные элементы этого преступления, По его мнению, необходимые элементы международного терроризма - это угроза насилием или применение насилия, создающие условия опасности дли невинных людей или населения в целом, и международный характер преступления. Следовательно, С. Агравала указывает на террористические акты, которые в известной мере затрагивают международные отношения, но угрожают не собственно их субъектам и международному правопорядку, а людям, гражданскому населению, которые не имеют отношении к целям террористического акта.
Л. Кабрал (Аргентина) предлагал рассматривать в качестве международного преступления такие действия, как: I) покушение на главу иностранного государства или сопровождающих его официальных лиц, представителей международных организаций; 2) захват воздушного судна во время международного рейса и другие подобные действия; 3) преступления против средств или путей международных связей; 4) покушения, совершаемые в местах проведения встреч международного характера, штаб-квартирах международных организаций, конгрессов, олимпийских деревнях и т.д. Данный перечень, однако, не учитывает такого существенного момента, как то, что объектом посягательств иностранных террористов, даже при политических мотивах, могут быть мирные граждане.1
Однако, если различные зарубежные акции террористических групп осуществляются самостоятельно и не нацелены на изменение международных отношений, их, по мнению ряда исследователей, можно квалифицировать как транснациональный терроризм.
Следует выделить и терроризм, который можно назвать внутригосударственным он включает в себя действия специально организованных групп или одиночек, направленных на достижение тех или иных политических целей в рамках самого государства.
Основанием для выделения названных форм терроризма являются различия как в субъектах террористической деятельности, так и в ее направленности на достижение тех или иных результатов. В тесной связи с ним должны рассматриваться и особенности терроризма как формы подрывной деятельности. Однако следует отметить, что бытовавший ранее взгляд на терроризм почти исключительно как на враждебную деятельность спецслужб иностранных государств не совсем точно отражает действительность: значительная часть актов терроризма совершается группами и отдельными террористами вовсе не по заданию спецслужб, более того, последние в настоящее время стремятся объединить и координировать свои усилия в борьбе с терроризмом.
При всем многообразии выдвигаемых террористическими организациями и одиночками – террористами лозунгов, идей, а порой и конкретных требований, их социальная направленность служит основанием для выделения следующих разновидностей терроризма: терроризм – социальный, преследующий цели коренного или частичного изменения экономического либо политического строя собственной страны; национально – этнический терроризм, включающий организации этно – сепаратистского толка и организации, которые поставили своей целью борьбу против экономического и политического диктата инонациональных государств и их представителей; религиозный терроризм, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно; криминальный (уголовный) терроризм.
Перечисленные выше разновидности современного терроризма на практике редко выступают в чистом виде. Такие примеры дают отдельные группы и личности, представляющие социальный терроризм. Последний, однако, часто бывает окрашен в националистические или религиозные тона.1
Как отмечается в правовой литературе, понятие «терроризм» не имеет точной или широко принятой дефиниции. В "Трактате по международному уголовному праву", вышедшем в США под редакцией М.Бассиони и В.Нанди, указывается на объективные трудности выработки общепринятого юридического определения терроризма, что связано с тем фактом, что это слово может означать террор и варварство, устрашение, а также целую серию различных актов насилия. Участники V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1975 г.) пришли к выводу, что трудно дать более или менее точное определение терроризма. Отсутствие такой дефиниции имеет серьезные последствия при рассмотрении этого понятия в контексте процессов уголовного правосудия.
Слово "террор" пришло из латинского языка (terror - страх, ужас). Аналогичное значение имеют слова: terror (анг.), terreur (фр.) - ужас, страх. Существует также выражение "террористическ й акт" (acte de terreur). В. Маллисон и С. Маллисон дают такое определение: "Террор есть систематическое использование крайнего насилия и угрозы насилием для достижения публичных или политических целей". Они отмечают использование террора при решении политических задач. В книге "Международный терроризм и всемирная безопасность" терроризм трактуется более широко и неопределенно: угроза насилием, индивидуальные акты насилия или компании насилия, ставящие целью в первую очередь постепенно внушить страх - терроризировать. Террор также олицетворяет собой акции массового физического, психологического или идеологического насилия, осуществляемого общественно-политичес ими структурами, которые обладают неограниченной властью над находящимися в их сфере деятельности социальным контингентом, в целях склонения масс к определенному поведению.
Необходимо подчеркнуть различие между понятиями «террор» и «терроризм». От террора терроризм отличается следующим.
Во-первых, терроризм – это одноразово совершаемый акт либо серия подобных актов, имеющих не тотальный, массовый, а, напротив, локальный характер.
Во-вторых, субъекты терроризма не то что безграничной, а и вообще никакой официально установленной властью над контингентом той местности, где разворачиваются их действия, не располагают.
В-третьих, если террор – социально-политичес ий фактор действительности, то терроризм – явление угловно-правового свойства, и его насилие с целью понуждения к каким -либо действиям на фоне созданного состояния страха имеет не всеобщее а местное значение.
Террор и терроризм – это разноуровневые явления в иерархии общественных событий по своей сущности и по значимости тех последствий для общества, которые они могут причинить.1
В ходе обсуждения проблемы в шестом Комитете Генеральной Ассамблеи ООН в 1976 г. предпринимались попытки дать определение понятия "терроризм" По мнению Р. Арона, акт насилия рассматривается как террористический в том случае, когда его психологический эффект обратно пропорционален его истинным физическим результатам. Э. Арегача определял терроризм как акты, сами по себе являющиеся традиционными формами общеуголовных преступлений, но совершаемые преднамеренно, с целью вызвать панику и беспорядок в организованном обществе, разрушить общественный порядок, парализовать противодействие террору со стороны общественных сих и интенсифицировать беды и страдания общества.
В Толковом словаре В.И. Даля подчеркивается основной смысл, нацеленность терроризма - устрашать смертью, казнью, насилием.2 Трактовка В.И. Далем слова "терроризм" ближе к современному понятию "терроризировать quot;: 1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения; 2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п. С.И. Ожегов уточняет такую деталь: террор - это физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам.3 Такое уточнение неоправданно сужает понятие терроризма, если его относить только к политическим противникам. Выходит, что если виновный осуществил насилие из политических мотивов в отношении не политических противников, а, например, "простых" граждан, то такие действия нельзя отнести к терроризму.
М. Тамкоч (США), отвергая мнение, что любой вид терроризма имеет политические цели, пишет: "Терроризм есть нечто большее, чем анархизм, нацеленный на разрушение человеческой жизни и существующего порядка ради разрушения... Нет ничего политического в терроризме: это ужасная форма варварства". Однако он делает оговорку: "Терроризм имеет политическое значение только в том случае, если рассматривается в контексте большевистской революционной борьбы за мировое господство". Представляется, что столь узкое понимание политического терроризма не дает возможности учесть такую разновидность политического терроризма, как, например, национальный терроризм. Ярким проявлением международного национального терроризма может служить следующий пример: в Париже в 20-х годе был убит в своей машине турецкий дипломат, ровно через 48 часов после того, как был убит его коллега в Вене. Эти убийства, осуществленные армянскими террористами, стали началом длинной серии террористических актов национального толка. С тех пор был убит 21 турецкий дипломат.1
В период существования СССР, особенно в период сталинизма, террор осуществлялсяпротив своего народа, были акты и международного терроризма. СССР и другие социалистические страны всегда оправдывали любые акции террора, если они совершались в процессе "революционных&q ot; или "освободительны " движений. Именно под видом национально-освободи ельных движений СССР пытался установить прокоммунистические режимы в различных регионах мира, финансируя и вооружая террористические организации. Западные страны принимали против этого меры, пытались создать единый фронт борьбы с терроризмом. Для этого требовалось создать и единую концепцию понимания этого явления и борьбы с ним. ЦРУ США предложило такое определение: «Терроризм - это угроза применения или применение насилия в политических целях отдельными лицами или группами лиц, действующими или против существующего в данной стране правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы нанести удар или запугать более многочисленную группу, чем непосредственная жертва, в отношении которой применяется насилие". Такое определение давало США основание считать насилие, осуществляемое "национально-ос ободительными движениями", террористическим.
Международный терроризм ЦРУ понимался таковым при условии его поддержки иностранным правительством или организацией направленный против иностранных граждан, организаций либо правительств. Террористическую деятельность проводят группы, ставящие задачу ниспровергнуть определенный государственный строй, исправить национальную или групповую несправедливость или подорвать международный порядок как конечную цель своей деятельности.
Как мы видим, международный терроризм понимается большинством авторов как вид насилия (политического, уголовного), затрагивающего в той или иной степени международные отношения. Вместе с тем в определениях отсутствуют ясные указания на объект и субъект этого преступления, к международному терроризму не относят террор, лишенный политических мотиваций, например массовые убийства с помощью взрывных устройств, которые совершают наркодельцы для устранения конкурентов.
Международный терроризм исследовался советскими правоведами. Однако в силу объективных факторов определения такого терроризма носили однобокий характер. А.Н.Трайнин, первый советский исследователь международных преступлений, среди иных международных правонарушений не конкретизировал данное понятие, а ссылался на Конвенцию о предупреждении и пресечении терроризма 1937 года. П.С. Ромашкин также отсылает к ней. Д.Б. Левин определял международный терроризм как убийство дипломатических представителей и вообще политических деятелей иностранных государств в целях усиления международной напряженности и раздувания политических и военных конфликтов. Данное определение неполно, оно не учитывает, что террор может совершаться по отношению не только к дипломатам иностранных государств, но и к прочим гражданам. Примером тому может служить захват террористами в Турции парома "Евразия". Террористы выдвинули условие освобождения заложников при выполнении Россией политическихтребован й в Чечне.
И.П. Блищенко и Н.В. Жданов писали, что международный терроризм охватывает не только насилие против представителей иностранного государства или на иностранной территории лицами, имеющими гражданство, отличное от гражданства страны места совершения террористического акта, но и подрывной деятельности одного государства против другого либо поощрения такой деятельности на территории одного государства с территории другого.
И.И. Карпец рассматривал терроризм как преступление международного характера особого вида: это международная либо внутригосударственна , но имеющая международный (охватывающая два или более государств) характер организационная н иная деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушений на убийство, нанесения телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с глумлением над личностью, применением пыток, шантажа и т.д.; терроризм может сопровождаться разрушением и ограблением зданий, жилых помещений и иных объектов. По мнению автора, цель терроризма - нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций, учреждений, частных лиц; запугивание людей, насилие над ними и физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского, шовинистического либо военно-бюрократическо о толка, а также получение преступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды. Целью терроризма являются также дезорганизация и нанесение ущерба нормальным отношениям между государствами. Охарактеризовав столь широко терроризм, И.И. Карпец считает, что это деяние может рассматриваться и как международное преступление.
Л.А. Моджорян считает, что «от терроризма как государственного преступления следует отличать терроризм как преступление международного характера, затрагивающее интересы двух и более государств или нарушающее международный правопорядок. Террористический акт можно квалифицировать как преступление международного характера, когда: 1) террорист и лица, страдающие от террористического акта, являются гражданами одного к того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами этих государств; 2) террористический акт направлен против лиц, пользующихся международной защитой; 3) подготовка к террористическому акту ведется в одном государстве, а осуществляется в другом; 4) совершив террористический акт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче». Таким образом, в советской правовой доктрине наблюдаются значительные расхождения при определении характера и содержания международного терроризма.1
В "Словаре международного права" 1986 г. международный терроризм оценивался как совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельностьгосударс в и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.
Нетрудно убедиться, что существующие определения международного терроризма не дают полного и четкого представления о нем как о международном правонарушении. Несомненный интерес представляют формулировки, относящие международный терроризм к категории международных преступления, определяющие его субъект, объект и некоторые признаки (государство, международные отношения и международный правопорядок, суверенитет государств, политические и государственные деятели, дипломаты и т.д.). Большинство исследователей отмечают политический характер акций международного терроризма, их серьезную опасность для мира и межгосударственных отношений. Лишь отдельные авторы, расширяя понятие международного терроризма, относят к нему и акции общеуголовного характера.1
Анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран показывает, что терроризму как деянию свойственны следующие четыре отличительных признака.
В первую очередь отличительной чертой терроризма является то, что он порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми. Опасность при этом должна быть реальной и угрожать неопределенному кругу лиц.
Следующая отличительная черта терроризма – это публичный характер его исполнения. Другие преступления обычно совершаются без претензий на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных. Терроризм же без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует. Терроризм сегодня – это бесспорно форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие. Поэтому когда мы на практике имеем дело с общеопасными деяниями неясной этимологии, то чем больше неясностей, тем меньше вероятности, что это акты терроризма.
Наряду с порождением общей опасности и публичным характером действий следующим отличительным с самым важным признаком терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности. «Совершенно разные цели, - пишет Ю.М. Антонян,- могут преследоваться при нападении на государственных и политических деятелей, сотрудников правоохранительных органов и «рядовых» граждан, при уничтожении или повреждении заводов, фабрик, предприятий связи, транспорта и других аналогичных действиях, но о терроризме можно говорить лишь тогда, когда смыслом поступка является устрашение, наведение ужаса. Это основная черта терроризма, его специфика, позволяющая отделить его от смежных и очень похожих на него преступлений».1 Причем создается эта обстановка страха, напряженности не на индивидуальном или узкогрупповом уровне, а на уровне социальном и представляет собой объективно сложившийся социально – психологический фактор, воздействующий на других лиц и вынуждающий их к каким либо действиям в интересах террористов или принятию их условий. Игнорирование указанных обстоятельств приводит к тому, что к терроризму порой относят любые действия, породившие страх и беспокойство в социальной среде. Однако терроризм тем и отличается от других порождающих страх преступлений, что здесь страх возникает не сам по себе в результате получивших общественный резонанс деяний и создается виновным не ради самого страха, а ради других целей, и служит своеобразным объективным рычагом воздействия, причем воздействия целенаправленного, при котором создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели. Благодаря созданной обстановке страха террористы стремятся к достижению своих целей, причем не за счет собственных действий, а благодаря действиям иных лиц, на кого призвано оказывать воздействие устрашение, поэтому в отличие от других преступлений здесь наличествует страх иного рода, это страх не «парализующий», а, так сказать, «мобилизующий» на выбор варианта поведения, устраивающего виновных.
И еще одной отличительной чертой терроризма является то, что при его совершении общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению оказывается на других лиц, то есть насилие здесь влияет на принятие решения потерпевшим не непосредственно, а опосредованно – через выработку (хотя и вынуждено) волевого решения самим потерпевшим лицом вследствие созданной обстановки страха и выраженных на этом фоне стремлений террористов. Именно ради достижения того результата, который террористы стремятся получить за счет действий этих лиц, и направляется их деятельность на создание обстановки страха путем совершения или угрозы совершения общеопасных действий, могущих привести к невинным жертвам и иным тяжким последствиям. При этом воздействие на лиц, от которых террористы желают получить ожидаемый результат, может быть как прямым, так и косвенным.
Таким образом, резюмируя существующие научные положения и международный опыт борьбы с терроризмом, представляется возможным остановится на следующем обобщающем определении терроризма как явления, выраженного в деянии: Терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого – либо решения или отказ от него в интересах террористов.1
§2. Причины и условия, способствующие совершению актов терроризма.

Терроризм имеет тенденцию к росту именно в переходные периоды и этапы жизни общества, когда в нем создается определенная эмоциональная атмосфера, а неустойчивость является основной характеристикой базовых отношений и социальных связей. Это является благодатной почвой для взращивания насилия и агрессивности в обществе, которые нередко становятся самодовлеющими ценностями. Все это приводит к тому, что та или иная экономическая, этническая, социальная, религиозная или другая группа пытается навязать свою волю обществу, используя при этом в качестве инструмента реализации своих устремлений насилие.1
Следует отметить, что успех борьбы с тем или иным общественно – опасным явлением в значительной степени зависит от понимания его сущности, причин возникновения и устойчивости существования.
Отчего же терроризм сегодня перерос рамки национальной проблемы отдельных государств и приобрел мировые масштабы? Причин тому достаточно, назовем лишь наиболее существенные.
О каких бы причинах, порождающих политический экстремизм и терроризм, мы ни говорили, какие бы группы факторов мы ни выделяли, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что Россия переживает переходный период, в основе которого лежит передел собственности, прямо затронувший судьбу и интересы всех граждан страны. В движение пришли триллионы рублей, за которыми лежат не только "живые" деньги, но и гигантские материальные ценности. И весь этот процесс определяет поведение отдельных лиц, всех значительных социальных, этнических и профессиональных групп населения. В такой переходный период, тем более отягощенный тяжелым экономическим кризисом, в обществе объективно создаются условия социального противостояния, формируется особое состояние массового сознания, для которого характерна неадекватная оценка реальной действительности, широкое распространение получают настроения неуверенности, неоправдавшихся ожиданий, социального страха, озлобленности и агрессивности. В этих условиях легко воспринимаются экстремистские призывы к акциям социального протеста. Когда это еще дополняется слабостью государственной власти, ее неспособностью обеспечить физическую безопасность личности и ее имущества, культ насилия начинает стремительно прокладывать себе дорогу, и экстремизм в этих условиях становится неотъемлемой частью менталитета российского общества. Вспомните, как реагировало наше общество на события в Сумгаите, Фергане, Тбилиси и как относительно спокойно воспринимает оно сегодняшнюю действительность, когда дня не проходит, чтобы мы не были свидетелями той или иной террористической акции различного масштаба.
Все это вместе взятое начало формировать в общественном сознании понимание невозможности реализации интересов и потребностей многочисленных слоев российского общества.
Действительность последних лет, конкретные террористические акты на территории России и особенно недавние трагические события позволяют утверждать, что в основе зарождения и развития экстремизма в целом и терроризма в частности лежит комплекс противоречий, на которых следует хотя бы кратко остановиться. При этом хотелось бы еще раз подчеркнуть, что терроризм нельзя рассматривать вне экстремизма. Если же пытаться пойти по такому пути, то мы неизбежно можем впасть в серьезную, принципиальную ошибку: иллюзию возможности подавления терроризма, не затрагивая при этом причин, его порождающих. Именно поэтому мы и вынуждены рассматривать прежде всего причины появления политического и уголовного экстремизма в целом и терроризм как его конкретную форму.1
В числе обстоятельств, способных при определенных условиях превратиться в причины активизации терроризма в России и в странах – членах СНГ, можно назвать прежде всего разрушение административно – командной системы. Парадокс заключается в том, что культивировавшийся достаточно длительное время тезис о существовании терроризма в международных отношениях в капиталистических странах, и лишь отдельных террористических акций в социалистических странах, при всей его идеологизированности в значительной степени соответствовал действительности, так как мировой опыт общественного развития свидетельствует о том, что общество открытого демократического типа создает более благоприятные условия для террористической деятельности, чем административно – командная система с ее тотальным, жестким контролем как за поведением отдельной личности, так, и безусловно, за функционированием всех общественно – политических институтов. Из сказанного следует вывод, что разрушение административно – командной системы и демократизация общества не только не приводят к «автоматическому» искоренению политического экстремизма и терроризма, а, напротив, могут способствовать усилению влияния этих факторов на социально – политическую жизнь общества. Как правило, особенно уязвимым с этой точки зрения является переходный период, переживаемый ныне Россией и странами – членами СНГ и сопровождающийся ломкой старых и формированием новых государственных структур, усилением элемента нестабильности, резким обострение внутренних противоречий, основанных на нерешенных социально – экономических, национальных, религиозных и других проблемах, появлением самого различного рода негативных явлений. Следует отметить, что переходный период опасен с интересующей нас точки зрения потерей определенной частью российского общества некоторых нравственных и социальных ориентиров, что нередко в истории приводило к стремлению решить те или иные проблемы с помощью насилия.
Особым обстоятельством, определяющим актуальность вопроса о терроризме, является и начавшаяся в постсоветский период глобальная перегруппировка политических сил в мире, сопровождающаяся перераспределением сфер влияния. В этой ситуации Россия превратилась в объект пристального внимания большинства ведущих стран мира, рассматривающих ее как возможную сферу своих интересов, в целях реализации которых, учитывая специфику существующих в ней режимов, вполне могут быть применены и противоправные, насильственные средства. К числу источников опасности для общественно – политической ситуации в российском государстве следует отнести и активно действующие на его территории организованные преступные сообщества и различные экстремистские группы и организации.
В последнее время нарастает инспирирующее влияние тех или иных экстремистских структур из–за рубежа на так называемые «горячие точки», на отдельные группы населения России – на беженцев или эмигрантов из других стран. Некоторые общественно–политические, национальные, религиозно-политичес ие объединения допускают использование насильственных методов борьбы для достижения своих конкретных политических целей. Они создают незаконные вооруженные формирования либо по инициативе указанных выше объединений, либо независимо от них. В политическую практику таких организаций в отдельных регионах входит и непосредственное применение методов насилия – для запугивания и устрашения политических оппонентов, для оказания определенного давления на органы государственной власти, дестабилизации политический обстановки, срыва предпринимаемых властями усилий по урегулированию конфликтов и т.д.
Резко растет масштаб незаконного оборота в России различных видов оружия. На руках у населения огромных объем незарегистрированного оружия, что само по себе уже есть грубейшее нарушение общественного порядка. Одновременно это и важнейшая предпосылка увеличения числа террористических проявлений, усиления их общественной опасности.
Усиливает потенциал терроризма и в целом политического экстремизма и расширение насилия как способа решения социальных и экономических проблем. Все чаще от отдельных экстремистов или групп раздаются угрозы уничтожить или вывести из строя объекты жизнеобеспечения, жилой фонд, промышленные предприятия. Даже без выдвижения требований политического характера такие акции способны при известных условиях резко дестабилизировать политическую обстановку, стать детонатором организованных или стихийных противоправных массовых выступлений.
Обострение уголовного терроризма в России, особенно структур организованной преступности, приобретает широкий и систематический характер, используется как средство борьбы с конкурентами или втягивания представителей частного бизнеса в различные криминальные связи. Вызывая крайне негативный общественный резонанс, подрывая правопорядок и авторитет власти, эта преступная практика смыкается с терроризмом в собственном смысле слова и ставит под угрозу важные национальные интересы страны, ее социально – политическую и экономическую безопасность.1
Итак, определим основные противоречия и соответствующие им факторы, воздействующие на характер и тенденции развития экстремизма в России в целом и терроризма в частности.
Прежде всего, это противоречия экономического характера, основными из которых в настоящее время являются: резкое несоответствие результатов экономической реформы ожиданиям общества; несоразмерно высокая цена реформы (падение вдвое производства, обнищание большинства населения).
Все это породило действие таких долговременных факторов, как некомпенсируемый рост цен, растущая безработица, сужение внутреннего рынка и вытеснение с него отечественного производителя, трудности становления российского предпринимательства, растущая криминализация экономики и т.д. В условиях ограниченных финансовых, материально-техниче ких, ресурсных и иных возможностей они ведут к тяжелым социальным последствиям, создавая основу напряженности в обществе, и тем самым формируют социальную базу политического экстремизма.
При этом хотелось бы обратить внимание на такой фактор, как разгосударствление и приватизация собственности, в результате действия которого появились новые элементы социальной структуры, занятые в непроизводственных сферах, а также началось проникновение в область отношений собственности криминальных структур, что внесло в борьбу за собственность жесткую, насильственную составляющую.
Особое значение приобрели в современной российской действительности социальные противоречия.
Во-первых, это противоречия, обусловленные расколом общества на группы с различным экономическим положением. На этой основе возникла и продолжает развиваться поляризация в обществе. Разрыв в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными превышает в России норму, допустимую в цивилизованных странах и обеспечивающую относительную социальную стабильность.
Это повлекло за собой замедление процесса формирования среднего слоя, значимость которого в социальной структуре создает основу социальной стабильности. Результатом стало расширение маргинальных слоев за счет бывшего среднего слоя - военнослужащих, "афганцев" теперь и "чеченцев" научной и преподавательской интеллигенции, студенчества и т.д., а затем стремительное увеличение числа люмпенов, представляющих опасность для социальной стабильности и пополняющих криминальные группы различного толка.
За этим последовали социальная деформация общества, отток активной части населения из приоритетных сфер жизнедеятельности (производства, науки, образования и др.), возрастание социальной вражды и агрессивности, обвальный рост преступности, прежде всего тех видов преступлений, которые связаны с насилием против личности.
Во-вторых, это противоречия, обусловленные углублением национальных, религиозных, региональных и иных конфликтов, что повлекло за собой действие таких факторов, как:
- формирование долговременных очагов социальной напряженности и противоборства, способных легко перейти в стадию открытого конфликта с активным применением форм насилия, в том числе и терроризма (особенно - осетино-ингушский конфликт, Чечня);
- широкомасштабное распространение криминогенных процессов;
- снижение эффективности деятельности правоохранительных органов и возрастание угрозы безопасности личности и имущества;
- усиление влияния лидеров организованной преступности на развитие и обострение процессов противоборства. Кто внимательно следил за всеми процессами, происходящими в Чечне на протяжении последних лет, не мог не обратить внимание на необычайно тесное и глубокое взаимопроникновение чисто уголовного и политического экстремизма. Сегодня уже трудно сказать, где кончается уголовный экстремизм и начинается политический. По крайней мере, стало очевидным, что организованная преступность уже провела и проводит своих представителей в органы исполнительной и законодательной власти в различных регионах страны, а если говорить откровенно, то и ведущие политические партии имеют в своих рядах людей с уголовным прошлым. Это привело к тому, что сейчас, в частности, мы имеем перед собой в Чечне классический, открытый пример криминального режима. Именно криминальные группы, в том числе организованной преступности, были использованы здесь для захвата собственности и власти;
-углубление влияния этноклановых и иных корпоративных групп на развитие конфликта и его использование в своих корыстных интересах для раздела собственности и захвата власти;
- обострение этноцентристских и религиозных ортодоксальных течении;
- усиление миграции населения, нарастание волны беженцев, что влечет за собой тяжелые экономические и социальные последствия и создает новые очаги напряженности в других регионах, местах поселения беженцев. Лишенные социальной и материальной основы жизни, они становятся одной из наиболее опасных социальных групп пополнения криминальных группировок, входят в наиболее организованные и жестокие группы организованной преступности, построенные на этической основе и т.д.
В-третьих, это противоречия, обусловленные разрушением сложившейся и отсутствием новой эффективной системы социальных гарантий жизни населения. В рамках этих противоречий незамедлительно сказалось и продолжает сказываться действие таких факторов, как:
- рост социальной неудовлетворенности, формирование в связи с этим настроений социальной отчужденности, усиление эгоизма, апатии и иждивенчества со стороны значительной части общества;
- постепенное втягивание определенной части населения в криминальные отношения;
- в связи с материальной и финансовой неустроенностью, бытовыми сложностями для военнослужащих и их семей, массовыми увольнениями из вооруженных сил и органов внутренних дел, разведки и контрразведки без какой-либо перспективы формируется отрицательный социальный потенциал в среде военнослужащих. Как следствие этого - падение престижа армии и службы в армии, в органах внутренних дел и спецслужбах, рост преступности среди военнослужащих.1
Помимо названных экономических и социальных противоречий, которые служат благоприятной почвой для развития терроризма в нашей стране и за ее пределами, необходимо назвать также другие социально-экономичес ие факторы, способствующие появлению и развитию терроризма вообще, и политического терроризма в частности.
Это, в первую очередь, экономические кризисы, которые в большей степени ущемляют интересы средних слоев населения, дополнительно вливаются в массовую безработицу среди потенциально активных в политическом отношении и организованных на профессиональной основе слоев населения, которые при этом создают своим поведением политическую нестабильность в виде забастовок, пикетов, перекрытий транспортных магистралей. Безработица молодежи, в силу ее низкой квалификации, в комплексе с другими факторами, объединяет ее в группы, а наличие большого количества свободного времени приводит к тому, что для них участие в делах группы становится основной формой деятельности. А в зависимости от личных качеств человека (отсутствие трудолюбия, желание быстро разбогатеть, привлечь к себе внимание хоть на некоторое время, стать популярным в своей среде) может побудить его, а также и других членов группы к активной террористической деятельности. Именно экономические факторы, по мнению большинства отечественных ученых, детерминируют терроризм во всех его проявлениях.1
Прямое воздействие на содержание политического экстремизма оказывают противоречия в политических отношениях, среди которых принципиальное значение приобретают: во-первых, противоречия между демократическими конституционными принципами и реальной политической практикой; во-вторых, противоречия, вытекающие из продолжающегося процесса политического размежевания общества, формирования социальных групп и слоев с противоположными политическими интересами; в-третьих, противоречия, порожденные отчужденностью между властью и населением; и, в-четвертых, противоречия, вызванные ослаблением социально-экономиче ких и культурных связей между центром и регионами, а также между отдельными регионами.
Именно эта группа противоречий оказывает через самые различные факторы воздействие на стимулирование политического экстремизма и ослабление воли и возможностей государственной власти эффективно противостоять ему.
Вся сумма экономических, социальных, политических и иных противоречий накладывается на противоречия в духовной сфере, влекущие за собой деградацию духовной жизни общества, разрушение исторических, культурных, нравственных традиций России и гуманистических ценностей, утверждение культа индивидуализма, эгоизма и насилия, неверие в способность государства защитить своих граждан, формирование в обществе настроений национального унижения и девальвация таких понятий, как долг, достоинство, честь, верность Отечеству и присяге и т.д., т.е. потеря идеологии государственности, без которой возрождение страны будет весьма затруднено.
Именно при усилении таких явлений становится возможной "героизация&quo ; уголовных авторитетов, бандитов и террористов, что и происходит, к сожалению, в российском обществе.
Следовательно, коренные причины терроризма лежат в углубляющемся социальном и политическом кризисе, в ослаблении правопорядка, что и порождает новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и организации все чаще прибегают к насилию.
Таким образом, если посмотреть на терроризм через призму тех противоречий, которые рождают политический экстремизм и прямо воздействуют на расширение его сферы, то становится возможным выделить и сформулировать особенности, присущие терроризму в россии на современном этапе.
Первая и главная особенность заключается в явной зависимости применения террора как способа достижения целей прямым насилием от всех процессов, происходящих в стране, от условий переходного периода, когда утрачены старые ценности и не сформировались новые, когда разрушена бывшая государственная система, в том числе система зашиты общественной и государственной безопасности, и на ее месте пока существует некое аморфное государственное образование.
Становится совершенно очевидным, что, не решая радикальным образом социальные, экономические, национальные, управленческие проблемы, не удастся ликвидировать социальную базу преступности вообще и терроризма в особенности.
Так, например, правовой основой для борьбы с, преступностью является система административных мер: режим охраны границы, таможенный режим, режим въезда-выезда, паспортный режим, режим регистрации населения и т.д. и т.п.
Другой особенностью является тесная взаимосвязь между уголовным и политическим терроризмом. Именно в уголовной среде черпаются кадры и исполнители политического терроризма. Об этом свидетельствуют все крупные акции политического террора. Вдохновители подобного террора предоставляют исполнителям из числа уголовных элементов своеобразную "идеологическу нишу", позволяющую им представлять свою бандитскую по существу деятельность как служение "высшим", чаще всего националистическим целям. В этом плане уголовная деятельность, прежде всего группы организованной преступности, построенные на этнической основе, как, например, чеченская группировка, связывают свои акции с добыванием финансовых, материально-техничес их средств, в том числе вооружения, не только для своих непосредственно уголовных нужд, но и для нужд политического экстремизма.
Тем самым, при таком тесном взаимопереплетении, происходит воспроизводство преступной деятельности. Поэтому, развертывая и усиливая борьбу против политического терроризма, необходимо проводить еще более активные меры по подавлению организованной преступности, всяких преступных действий против личности и имущества граждан.
Развитие средств транспорта и международных сообщений повысило мобильность участников террористической деятельности. Заложив бомбу с часовым механизмом в столице одного государства, террорист через час, еще до срабатывания взрывного устройства, может чувствовать себя в безопасности в салоне лайнера международной авиалинии, уносящего его за пределы зоны досягаемости правоохранительных органов страны, в отношении которой совершена террористическая акция.
Совершенствование информационных технологий в последние годы расширяет возможности пропаганды идей терроризма, распространения современных технологических приемов организации и проведения акций терроризма, поиска меценатов этой деятельности. Так, террористические структуры широко используют возможности глобальной информационной компьютерной сети INTERNET. Свои страницы в этой сети имеют перуанские террористы из организаций «Сендеро Луминосо» и «Тупака Амару», боевики афганского движения «Талибан», грузинские националисты из группы «За свободную Грузию», «Тамильское движение сопротивления» и многие другие террористические структуры, функционирующие на различной организационной и идеологической основе. Парадокс ситуации заключается в том, что если спецслужбы и правоохранительные органы различных стран ограничены в своих возможностях использования международной компьютерной сети по режимным соображениям, то террористы занимаются пропагандой своих идей и обменом технологий без каких бы то ни было ограничений.
Последние десятилетия характеризуются развитием связи между террористическими организациями различных стран в случае, когда декларируемые ими политические цели и идеологические платформы близки. Это позволяет им координировать свои действия, проводить согласованные по времени акции.
Трансформация терроризма из проблемы отдельных государств в международную происходит и за счет значительного повышения поражающего воздействия средств, используемых современными террористами в качестве орудий своей преступной деятельности. Наглядной демонстрацией ужасающих последствий возможных акций терроризма с применением оружия массового уничтожения, компоненты для создания которого сегодня относительно доступны, явились мартовские события 1995 года в токийском метро, когда члены религиозной секты «Аум Сенрике» применили для отравления людей выработанное в лабораторных условиях высокотаксичное вещество зарин. Пострадало свыше 5500 граждан Японии и других государств. По оценкам специалистов, если бы не оперативные меры, предпринятые сотрудниками токийских спецслужб, последствия могли бы быть и более тяжкими – до 40 тысяч пострадавших.
Терроризм становится все более глобальным явлением и в связи с активной, зачастую гипертрофированной реакцией на его проявления средств массовой информации. Если, например, в один и тот же день произойдут два трагических события – наводнение, снесшее сотни жилых домов, и взрыв одного здания, но совершенный террористической группировкой, то на первых страницах газет появится сообщение не о природном катаклизме, а об очередной вылазке террористов. Таковы уж оценочные критерии отбора новостей средствами массовой информации, которые в первую очередь интересуются событиями, способными напугать, произвести сенсацию. В этом отношении акции терроризма для электронных и печатных средств массовой информации наиболее предпочтительны и ценны.1
Характер терроризма в целом, как и смысл отдельных террористических актов определяются не только сегодняшними социально – политическими, национальными и иными реалиями и противоречиями: он уходит своими корнями в глубь человеческой истории, в самые древние, даже первобытные времена, в дорелигиозные и религиозные представления, определяется мироощущением человека, его отношением к обществу и самому себе, его вечным и бесплодным поиском защиты и справедливости. Наряду с социальными факторами, детерминирующими террористические проявления, особого внимания заслуживают психологические аспекты проблемы. Это необходимо для объяснения не только конкретного террористического акта и его причин, но и всего явления терроризма в целом. Знание психологии терроризма позволяет также понять, от кого можно ожидать соответствующих действий, что представляет собой террорист как личность, как предупреждать и расследовать преступления, связанные с террором, как наказывать виновных.
Основу психологического познания терроризма составляет анализ мотивов этого преступления. Имеется в виду, конечно же, не внешние видимые причины поведения отдельных лиц, совершающих террористические акты, а собственно мотивы – как смысл, субъективное значение такого поведения. Главный вопрос, возникающий здесь, видится в следующем: в чем выигрыш, в первую очередь психологический, от совершения соответствующих действий для самого виновного, в том числе и в тех случаях, когда он действует за материальное вознаграждение. Последнее обстоятельство выделено в связи с тем, что корыстные стимулы лишь внешне выглядят естественными мотивами, а под ними, в глубине, на бессознательном уровне, функционируют еще и другие, не менее мощные побуждения, которые достаточно часто являются ведущими мотивами. Следовательно, мотив – это не то, что лежит на поверхности, не то, что может объяснить сам преступник, и не то, разумеется, что указанно в приговоре.
Терроризм представляет собой порождение деструктивных сил в обществе и в человеке, отражает культ насилия и всемерно способствует его усилению и распространению, обесценивая человеческую жизнь. Терроризм резко снижает значимость законов и возможность компромиссов, которые являются непременным атрибутом цивилизации, в то же время, взводя наглую и жестокую силу в ранг едва ли не главного регулятора жизни, в том числе международной. В этой последней сфере он порождает серьезные затруднения в деле сотрудничества и взаимопонимания разных стран, иногда даже ставя под сомнение возможность их существования.1
Хотелось бы остановится на вопросе о мотивациях или, точнее, о непосредственных причинах обращения к террористической деятельности.
Таких причин по меньшей мере четыре. Во – первых, это причины психопатологическог характера. Среди иностранных специалистов ведуться дискуссии относилельно того, кто преобладает среди террористов – нормальные люди или люди с психическими отклонениями. Большинство исследователей склоняются все же к первому. Во – вторых, это мотивы самоутверждения, самоидентификации, молодежной романтики и героики, придания своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения, конформизма, обезлички, стандартизации, маргинальности, пересыщения и т.п. В – третьих, возможны и корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться с ними. Кроме того, кого – то просто нанимают для совершения террористических актов.
И наконец, четвертое, самое основное. Терроризм чаще всего является результатом «идейного абсолютизма», «железного» убеждения в обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом «спасения» своего народа, группы или даже всего человечества. Такая ментальность присуща, разумеется, не только террористам, но нередко политическим и религиозным лидерам, проповедникам, полководцам и др.
Приведенная типология далека от совершенства. Некоторые ее пункты переплетаются. Так, «идейный абсолютизм», как уже говорилось, может сопрягаться с корыстной заинтересованностью или быть присущим лицам с психическими отклонениями. Однако представление о мотивах террористической деятельности, пусть даже логически не слишком строгое, необходимо не только в исследовательских, но и в практических целях.1
Необходимо также обратить более пристальное внимание на такие объективные причины терроризма как – политические, экономические, социальные, религиозные, национальные.
Подойдя к проблеме таким образом, мы обнаружим, что корни терроризма лежат не столько в психологии, сколько в политических, экономических и иных социальных отношениях. И терроризмом занимаются люди (группы) не в силу психологических аномалий, хотя последние, как уже отмечалось, могут иметь место и их наличие дает возможность глубже понять личность террористов, особенно непосредственных исполнителей, сколько аномалий политических, экономических, территориальных, идеологических, религиозных и т.п. Разрушая и убивая, террористы преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы рассматриваются ими лишь как средства достижения целей.
Терроризм в широком понимании многолик. Он вбирает в себя самые разные формы террористической деятельности – от политической, идеологической, религиозной и даже так называемой партизанской борьбы до разовых кровавых акций; от справедливой вынужденной борьбы за свое выживание, существование или освобождение до зверского уничтожения ни в чем не повинных людей в узко корыстных и политических интересах.
Генеральная Ассамблея ООН приняла около 10 резолюций о национальном, региональном и международном терроризме, но так и не смогла дать его более или менее приемлемого определения. В своем первом анализе терроризма в 1972 г. Секретариат ООН констатировал существование в мире главным образом таких форм терроризма, которые проистекают из нищеты, безысходности, бед и отчаяния, побуждающих некоторых людей жертвовать человеческими жертвами, жизнями, включая свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен.1
Известно, что проблема терроризма приобретает особую остроту в период социальных конфликтов, состояние конфликтов в обществе является во многом провоцирующим фактором террористического поведения.
Острые социальные конфликты, прежде всего переходного периода, сопровождаются повышением числа криминальных проявлений. Как показали исследования, в период острого социального конфликта (вооруженные столкновения на межнациональной почве, конфликт различных политических сил в связи с борьбой за власть либо ее удержание и др.) отмечается увеличение числа насильственных преступлений в 1,5 – 2 раза. При этом значительно возрастает уровень латентности преступлений, снижается уровень привлечения к ответственности за их совершение виновных лиц.
Статистическая регистрация этого факта обуславливает необходимость теоретического осмысления и изучения данного социального феномена.
Под социальным конфликтом в социологии понимается крайнее обострение социальных противоречий между различными общностями и группами населения, обусловленное различием их политических, экономических, идеологических интересов, целей деятельности, методами достижения желаемых результатов своей деятельности и т.д. Переходный период, переживаемый сейчас Россией, коренное изменение социально – политического и экономического укладов жизни объективно создают конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Социальный конфликт складывается, протекает и разрешается в конкретной социальной, правовой, психологической ситуации в связи с возникновением требующей своего решения социальной проблемы. Конфликты различаются длительностью и степенью остроты противоречий, методами разрешения, имеют довольно разнообразный спектр своих носителей. При этом, важное значение приобретает исследование понятия и классификации конфликтов, изучение механизма их зарождения и развития, связи социальных конфликтов и криминального поведения его участников, причин и условий как макросоциального, так и микросоциального характера.
Различаются социальные конфликты, имеющие политические, экономические, национальные, религиозные корни. Террорист использует любую форму конфликта, поскольку она создает благоприятные условия для достижения им своих целей путем совершения преступлений.1
В условиях экономического кризиса, политической нестабильности и поляризации общества набирает силу политический и национальный терроризм.
Среди типичных причин появления и развития терроризма следует назвать такие, которые связаны с уникальными геополитическими характеристиками СНГ, особенно России. Необъятность территории, многонациональный характер населения, несходство традиций и обычаев наций и народностей, неравномерность регионального социально – экономического развития – все это сказывается на общественной стабильности, способствует нарушениям безопасности граждан. В настоящее время угроза безопасности личности нависает над русскоязычным населением в бывших советских республиках. В условиях усложнения межнациональных отношений именно оно может прежде всего стать объектом нападок, в том числе со стороны террористов.
Сегодня есть основания прогнозировать перенос террористическими организациями зарубежных стран своей активности в Российскую Федерацию. Взрыв в посольстве Арабских Эмиратов в Москве – одно из проявлений такого рода.
Национальный терроризм – не новая реальность. Он, очевидно, еще долго будет одним из главных видов преступности в государствах бывшего Союза. Нерешенные территориальные проблемы представляют собой благодатную почву для национального терроризма.
80% анкетируемых (опрошено более 1500 экспертов) считают, что уже сейчас необходимо принятие конкретных мер по борьбе с этим новым проявлением терроризма. Это и понятно, если учесть известные события на национальной почве в Закавказье, Молдове, Средней Азии. почве в Закавказье, Молдове, Средней Азии.
Несколько лет назад американская газета «Вашингтон Пост» совместно с компанией Эй-Би-Си провели опрос общественного мнения, в ходе которого пытались выяснить, что более опасно для США: военная мощь России или терроризм, поддерживаемый Ливией, Ираком, Ираном. Показательно, что наиболее серьезной угрозой 82% опрошенных назвали терроризм.
Анализ распространения терроризма – сравнительно нового для нас, но хорошо изученного на Западе явления – показывает, что его рост приходится на переходные этапы в жизни общества, характеризующиеся неустойчивостью ситуации.
Ошибочно считать, что террористами движут идеалы, а потому они якобы гуманнее и интеллигентнее обычных преступников. К сожалению, о большей части террористических движений последних лет этого никак не скажешь. В прошлом экстремисты избегали бессмысленной жестокости. Сейчас терроризм – и воздушный, и наземный – настолько изменился, что гуманность перестала быть нормой. Обычный преступник, как правило, избегает убийства, он может пытать жертву, но и это скорее исключение. Преступник чаще руководствуется жаждой наживы, а не фанатизмом. Политический террорист нового типа охотно проповедует братство людей и нередко ведет себя соответственно. Гораздо чаще, однако, он отбрасывает бремя моральных принципов и убеждает себя, что ему дозволено все. Цель террориста – не просто убить противника, а вызвать всеобщее замешательство, тотальный страх. Философия подобных действий известна: великая цель оправдывает средства, какими бы жестокими они не были. Хотя известно и другое: многие из самых кошмарных преступлений в истории человечества совершались именно теми, чей идеализм не вызывает сомнений.1
Проблема политического и уголовного терроризма, захлестнувшего Россию и уносящего ежегодно сотни жизней, как мне кажется, не может быть рассмотрена вне рамок политического экстремизма, который в течение ряда лет приобретал значение острого дестабилизирующего фактора для российского общества. Политический экстремизм оказывает резко негативное воздействие на ход экономических и политических реформ в России, он сформировал реальные угрозы безопасности личности, общества и государства.
Поэтому, говоря о терроризме как об одной из крайних форм политического экстремизма, мы должны постоянно иметь в виду эту родовую связь и понимать, что особенности терроризма в России определяются глубинными причинами, лежащими в основе политического экстремизма прежде всего, и теми факторами, которые влияют на его развитие.
Террористические акции, имевшие место в 1995-1996 гг. в Буденновске, Кизляре, Первомайском и получившие широкий резонанс в мире, отразили в себе в концентрированном виде все то, что определяет развитие политического терроризма в целом, всю сумму факторов, прямо воздействующих на это развитие.
Видимо, нет необходимости сегодня останавливаться на деталях этих событий, как и перечислять десятки террористических актов против депутатов законодательных органов различного уровня, представителей властей и журналистов. Представляется более важным осмыслить эти акты в целом, определить, что является причиной их возникновения и развития.

§ 3. Особенности терроризма в России.

Особенностью российского терроризма является его жестокость, пренебрежение жизнью мужчин и женщин, стариков и детей. Эта жестокость - прямое следствие пропаганды культа насилия, пренебрежения судьбой людей в жизненно важных вопросах. "Выживает сильный" - этот закон джунглей стал российской реальностью. Отсюда вытекает, как уже отмечалось, и героизация террористов. При этом, в идеологическом плане, они представляются в глазах общества как "борцы" за национальную или какую-либо социальную идею. Это связано и с другой особенностью - культивированием политического радикализма как способа достижения политических целей - прежде всего захвата власти.
Традиции политического радикализма в России имеют многовековую историю. К сожалению, и сегодня ни одна политическая сила, ни один институт государства не сформулировали идеологию, которая, отвергла бы политический радикализм и действовала бы в целях его устранения как традиции политической истории России.
Особенностью терроризма в России сегодня является и его капитальная вооруженность, вплоть до новейших видов оружия. Распад армии, системы правоохранительных органов и спецслужб, сложные социальные процессы в армии по существу открыли военные арсеналы как для уголовных элементов, так и особенно для представителей политического экстремизма. Более того, крупные финансовые средства, имеющиеся в руках политических радикалов, сторонников крайних форм и методов политической борьбы, позволяют оснащать террористов-боевиков, а если хотите, и просто бандитов, передовым техническим оборудованием, экипировкой, не только не уступающей, но и нередко более совершенной, чем та, которая есть у тех, кто должен бороться с терроризмом.
Наличие территорий, находящихся под контролем сил политического экстремизма, неспособность органов правопорядка и спецслужб контролировать ситуацию везде привели к тому, что подготовка боевиков, используемых в террористических акциях, проводится на специальных базах, с участием опытных инструкторов, в том числе и иностранных.
Необходимо отметить, что российский как уголовный, так и политический терроризм все в большей мере принимает интернациональный характер, выражающийся не только в координации действий с зарубежными террористическими группами или организациями политического экстремизма, но и в непосредственном участии иностранных граждан в террористической деятельности на территории России. Об этом недвусмысленно свидетельствуют события в Чечне и вокруг Чечни.
В деятельности наиболее жестоких организаций политического экстремизма, в особенности этнического характера, прослеживается стремление вынести террор за пределы своей местности, сделать его нормой, по крайней мере в регионе, с тем чтобы создать единый фронт в борьбе с государственной властью. Именно такие действия были характерны для группы Радуева в Кизляре. Явно просматривалась задача сделать Дагестан и другие республики в этом регионе еще одним очагом терроризма, развязать бандитскую деятельность на Северном Кавказе в целом.1
То, что в настоящее время происходит в России, при наблюдении со стороны, вызывает некоторое недоумение. Как можно говорить об эффективной борьбе с терроризмом в нашей стране, если даже подразделения предназначенные для этой борьбы дают населению повод сомневаться в их правильных и эффективных действиях. Приведем такой пример. Вечером 22 сентября 1999 года в 21.05 житель дома № 14/16 по улице Новоселов в Рязани, видел въезжающую во двор его дома автомашину «Жигули», из которой вышли трое пассажиров и стали перетаскивать в подвал какие то мешки, после чего уехали. Сознательный гражданин позвонил в милицию. Приехавшие на место сотрудники обследовали подвал и обнаружили под одной из опор здания мешки, наполненные веществом белого цвета, в один из них был вставлен взрыватель с таймером, установленным на 5.30 утра. Жильцов дома немедленно эвакуировали. Прибывшие на место происшествия саперы провели предварительный экспресс – анализ и установили, что в мешках присутствует примесь взрывчатого вещества – гексогена.
Параллельно разворачивались оперативные мероприятия по розыску подозреваемых.
На следующий день, 23 сентября, СМИ сообщили о готовящемся теракте. Страна в очередной раз вздрогнула. А потом с заявлением выступил директор ФСБ Николай Патрушев и сообщил, что никакой попытки теракта не было. Просто ФСБ проводила плановые учения.
Как выяснилось позже, содержимое найденных мешков было отправлено на анализ в Москву. Эксперты заявили, что в мешках находится самый обыкновенный сахар. Вопрос. Если дирекция ФСБ с уверенностью заявила, что это были учения, зачем отправлять мешки с обычным сахаром на экспертизу в Москву? Дальше – больше. Эти самые пресловутые мешки вывезли на полигон и пытались взорвать. Зачем? Ведь известно каждому, что сахар не взрывается. Или в мешках был не только сахар? Или ФСБ запуталось в собственном вранье?
И еще один факт без комментариев. На следующий день после происшедших событий в злополучный дом примерно десять раз приезжала «неотложка».
Вывод такой: Прежде в рязанской милиции раздавались телефонные звонки о бесхозных пакетах, сумках и подозрительных предметах. Теперь – нет. Жители Рязани потеряли бдительность. Таков итог «учений». Снова возникает вопрос. Кто в этом виноват? А кто в последнее время с экранов телевизоров и газетных полос призывает всех без исключения граждан быть бдительными.1
Оставаясь реалистами, мы не можем ожидать в ближайшее время не только устранения причин терроризма, но и сколько-нибудь существенного их ослабления. В этих условиях государство должно иметь целостную программу по борьбе с терроризмом, объединяющую усилия законодательной, исполнительной и судебной властей, различных ведомств, средств массовой информации и населения.2

Глава 2. Борьба с терроризмом. Криминологический и международно-правов й аспекты.
§ 1. Основные направления предупреждения актов терроризма.
Исходя из приведенной выше, далеко не полной характеристики проблематики терроризма, можно попытаться сформулировать социально – правовую проблему воздействия на терроризм.
Она включает в себя следующие компоненты: а) анализ насильственного поведения с целью выделения террористических и квазитеррористических его разновидностей, причем для этого обязательно должны быть выявлены признаки, индикаторы, поддающиеся верификации, т.е. проверке на некоторой общепринятой у профессионалов основе; б) разработку правового понимания терроризма как поведения субъектов права. Здесь в принципе возможно и изучение поведения субъектов конституционного права, юридических лиц, но в любом случае право должно исходить не из политических определений сил, движений, побудительных факторов, но из четких характеристик субъектов, поведение которых может быть основанием правовой ответственности; в) конкретизацию правового понятия терроризма применительно к целям использования (научным, социально – правовым, догматическим), которое в свою очередь может быть государственно – правовым, угловно – правовым и, возможно, соотноситься с другими отраслями права; г) анализ возможностей и пределов усвоения понятия терроризма действующими нормативными актами. При этом речь идет именно об усвоении, поскольку сложившиеся нормативные акты, кодексы, отдельные законы по содержанию своих предписаний и структуре отнюдь не нейтральны к новым предписаниям; они могут вообще устранять их необходимость либо, по меньшей мере, определять содержание и форму этих предписаний; д) уяснение последствий применения или отказа от применения тех или иных правовых предписаний: кроме излишней политизации поведения возможны не вызванные необходимостью ограничение свобод и перегрузка правоохранительной системы; е) определение допустимых и эффективных методов правового воздействия на террористические поведение, что предполагает создание набора средств правового воздействия, отражающих весь позитивный потенциал действующего права (поощрительные нормы, особые условия амнистии, введение особого процессуального порядка работы со свидетелями и другие меры, нуждающиеся в специальном анализе); ж) достижение правового и социального согласия относительно характера правовой борьбы с терроризмом, ибо это преступление, пожалуй, как никакое другое провоцирует применение излишне жестоких государственных мер, либо отступление от законности, способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект противоположенный ожидаемому. При этом чрезвычайно важно оберегать авторитет государства, отнюдь не сводимый к авторитету отдельных ведомств либо должностных лиц.
Наконец правовая борьба с терроризмом предполагает постоянное использование имеющейся информации, ее пополнение, развертывание научных исследований межотраслевого характера, а также, и это очень важно, осуществление необходимого надзора (парламентского, прокурорского, судебного, общественного) за антитеррористической деятельностью. Последняя, как показывает опыт многих стран, имеет склонность к выходу за пределы необходимого.
С этих позиций можно высказать некоторые соображения сугубо практического свойства. Прежде всего необходимо выработать правовые и организационные гарантии защиты прав граждан от злоупотребления возможностями борьбы с терроризмом, от выхода должностных лиц за пределы Конституции, чем бы они не пытались оправд
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.