Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Виды витражей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.04.2013. Год: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




ВВЕДЕНИЕ
Витра?ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Классический витраж теснейшим образом связан с архитектурой и способен влиять на окружающее его пространство, оказывая сильнейшее воздействие на композицию и тектонику всего сооружения, а также эмоциональное восприятие интерьера. Таким образом, витраж как любой вид монументального искусства решает как декоративные, так и конструктивно-пласти еские задачи.
По силе своего воздействия на окружающее пространство витраж сравним, в определенной степени, с архитектурой. Об архитектуре говорят как об искусстве организации пространства, так и витраж работает на создание качественно новых образов. Уникальная способность цветного стекла преображать и одухотворять пространство, задавать эмоциональный настрой является одной из причин возвращения витража в архитектуру и активное обращение к витражу при создании и оформлении неповторимого индивидуального интерьера. Иногда такой витраж может выстроить новую реальность в заданном архитектурой пространстве. Витраж – это не просто плоскость из цветного стекла, а настроение, искусственно созданное в помещении.









1 ЗАРОЖДЕНИЕ ВИТРАЖА
Для обозначения мозаики расписных оконных стекол, называемой у нас витражами, в европейских языках нет единого по форме и однозначного по содержанию термина. При наименовании этих произведений (например: stained glass windows, painted glass – в английском языке; Glasgemalde – в немецком) описательными понятиями пользуются далеко не случайно. Их смысл указывает на то, что производство витражей как самостоятельный вид декоративно-прикладн го искусства появилось в сравнительно недавнее историческое время. И только французский термин «vitrai», от которого происходит и наше название «витраж», содержит в своей основе латинское слово «vitrum», указывающее на предысторию этого вида искусства.
Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий имеются в трактате Плиния Старшего «Naturalis historia». Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., «вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла». Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах. Они относятся к IV–VII векам и происходят из Византии. Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются VII веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Возможно, старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируют этот фрагмент по разному, однако, вероятнее всего, он был создан во второй половине IX века.
Вплоть до начала XII столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречаются в источниках XI столетия.
Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.
К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах. Художественная школа, находившаяся при монастыре Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. Заимствованные из Библии, эти сюжеты давали простор для творческой фантазии художников. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля – готики. Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым – и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор. В ходе многочисленных перестроек в Кентербери хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Бекета получили новые большие окна, заполненные историческими сюжетами. В усыпальнице впервые в средневековом искусстве были созданы повествовательные описания современных событий.
Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.
Во второй половине XIII века и далее – в течение XIV столетия, с историческим нисхождением готики, предпосылки для дальнейшего продуктивного развития витража оказываются утраченными. Весь дальнейший путь живописи во времена поздней готики и, в особенности, с наступлением Раннего Ренессанса, был направлен на нарастающее объективирование зримых образов, на все более тесное их соотнесение с реальной эмпирией. Этот путь означал неминуемый отход от тех форм претворения, которые в пору ранней и зрелой готики дали в искусстве витража примеры высочайшей художественной результативности. Отступая от принципов монументальной мозаики цветовых плоскостей, витраж с своей изобразительной сути и в технических приемах все более приближался к живописной картине, неизбежно утрачивая при этом изначально присущие ему сильные качества. Решающим признаком витражных созданий времен зрелой готики была их ансамблевость, в своем предельном выражении объединявшая обширные циклы оконных композиций во всеохватывающую изобразительную оболочку храмового интерьера. Вразрез с этим в поздней готике и в еще большей мере в раннеренессансные десятилетия в искусстве витража нарастают черты станковости и, как естественно следствие этого, устанавливается «штучность» витражных работ, превращение их в отдельные автономные объекты, сопутствуемое утратой подлинной монументальности. А с наступлением Ренессанса, с исчезновением каркасных форм готической архитектуры витраж лишается естественной среды своего существования и утрачивает статус эпохально-значимой художественной отрасли, равноправной с другими видами искусства.
2 ГОТИЧЕСКИЙ ВИТРАЖ
Готикой, или готическим стилем, называется направление в искусстве, господствовавшее в европейских странах, преимущественно в Западной Европе, в средние века (с XII по XIV-XV вв.). В готике особенно резко выступают черты феодально-церковного влияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер. Несмотря на это, в эпоху готики были воздвигнуты замечательные архитектурные сооружения, в которых отразилось незаурядное мастерство горожан. В эту эпоху возникла аристократическая, так называемая рыцарская готика, достигшая наибольшего развития в XV столетии. Она отличалась утонченностью форм, но была очень консервативна и лишена тех неотразимых черт и качеств, которыми были наделены произведения мастеров-горожан.
Основным видом искусства этой эпохи являлась архитектура. В это время строились колоссальные соборы с высочайшими башнями, имевшие культовое и общественное значение, городские ратуши, замки феодалов, роскошные дома-особняки, здания рынков и многое другое. Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсам заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, сюжетами для витражей являются библейские темы. Они имеют сложную систему организации, но в то же время известен принцип.









2.1 Особенности мировоззрения искусства готики
В основе каждого мировоззрения лежит вера во что либо. В христианстве это вера в Бога. Бог в христианском мировоззрении является Творцом мира и утверждается как личное бытие Высшего, его личное отношение к сотворённым существам и вселенной в целом через любовь, его диалогическое самораскрытие в актах откровения.
Церковь как социальный институт является в эпоху средневековья активнейшим участником устройства общественной жизни. Храмовая архитектура – воплощение такой концепции и с ее помощью распространялись ценности христианского мировоззрения.
В готическом искусстве сходятся житейская и духовная жизнь. Важно отметить, что большинство людей в то время были неграмотными, и искусство, на службе церкви сумело выработать доступную систему образов, понятную тем, кто не владел ни чтением, ни писанием.
Витражи становятся своего рода иллюстрациями к Библии, доступными и понятными. Преображая свет, они создавали атмосферу волшебства и мистифицировали воображение до предела.
Важную роль в мировоззрении людей того времени играют следующие две функции – идеологическая и символическая. В то же самое время, первая отражается во второй, а она в свою очередь переходит в аллегорию. Для средневекового человека всё видимое было лишь отражением невидимого, высшего мира, его символом. Собор олицетворял совершенную форму и воздействовал и на человеческую душу. Отмечают, что все люди того периода в большей или меньшей степени владели языком символов. Ориентация по сторонам света, архитектурные формы и детали, цвет – все было пронизано символизмом восприятия. Психология восприятия как создателей храмов, так и созерцателей, монахов, мирян была весьма активна. Мировоззрение складывается из проблемы восприятия. Как отмечает С. Даниель, огромную роль играло воображение, оно доигрывало недостающие главы в этом представлении
2.2 Красота витража
Понятие красоты складывалось из простоты и понятности формы, как отмечают многие исследователи средневековья. В Готическом витраже эта красота выражалась в прямых и строгих линиях, а так же в хроматических цветах. В это время проводятся прямые аналогии: Свет-добро, тьма-зло.
Человек, выходящий из тьмы своего трудового дня, пришедший в собор – прикасался к Свету Божьему. А труд в то время был почитаем, поскольку это одна из заповедей Евангелия, как отмечает Рохмистров- «Без труда и веры нет». Витражи несли изобразительный характер, так как традицией того времени было изображать не личность, а ее деяния.
Сюжетные и символические исполнения присущие витражному искусству невозможно встретить в реальности. Имеется в виду то, что исполнению сюжетных композиций свойственен ирреальный характер. К примеру – ангелы не исполняются в полный рост! И в таких малых деталях отражается вышеупомянутое воображение. Красота отражается в восприятии ирреальности, реальной, для религиозных людей того времени, форм и композиций. В ней отражался сам устрой жизни, каждый ее аспект поддавался строгому иерархическому порядку. К термину красоты можно привести расшифровку трактата Августина, в котором он разработал четкую систему прекрасного, как геометрической правильности форм. Августин утверждал, что равносторонний треугольник прекраснее разностороннего, потому что в первом заключено больше равенства. Однако же, лучшим примером является квадрат, в котором равные углы противостоят равным сторонам. Но самым прекрасным является – круг, в котором нет углов, нарушающих равноудаленность всех точек окружности от центра. Итак, самой прекрасной является, по мнению Августина, неделимая форма. Неделимая форма является основой красоты с точки зрения средневекового художника.
Таким образом, суровая система сюжетов и знаков становится основой витражного искусства, благодаря понятию красоты, которое основывается на нераздельности формы. Ведь, при удалении одного или нескольких элементов теряется красота.


2.3 Свет и цвет
В Средние века была разработана изобразительная техника, которая основывалась главным образом на ярком и простом цвете в соединении с пронизывающим его ярким же светом. Особенность восприятия цвета в эпоху средневековья обозначило распространение витража как особенного вида декоративно прикладного искусства. Таким образом, для средневекового восприятия цвета характерны непосредственность и простота, оно не знает колорита, характерного для более позднего времени, обыгрывает простые цвета, четко определенные и не признающие оттенков хроматические зоны; сталкивает яркие оттенки, «причем свет рождается из согласованности целого, а не сами эти оттенки детерминированы светом, который обволакивал бы их светотенью или заставил бы цвет как бы излиться за пределы изображения». Один и тот же цвет имеет различную степень яркости, но ни один из них, будучи затемненным, не исчезает полностью. Средневековая миниатюра совершенно недвусмысленно свидетельствует об этой радости созерцания цельного цвета, о пристрастии к созданию праздничных, ярких тонов.
Свет и цвет являются одними из основополагающих форм мировосприятия средневековой эпохи. Эти два понятия существовали в Эпоху Готики как понятия философские. На игре этих двух важных элементов искусства основывается витраж.
Свет в эпоху средневековья метафизическое представление, которое, олицетворяется с метафорой духовной реальности. Изначально, свет и цвет, это два понятия, которые неразделимы друг от друга и не в зависимости от ситуации дополняют друг друга. В то же время средневековым сознанием свет воспринимался как олицетворение божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла.
Свет в христианской религиозной традиции является символом Бога. Свет так же воспринимается как Благо свыше данное. И верующий, находящийся под покрывалом, преломленного солнечного света ощущает небывалое соприкосновение с Божественным. Это метафоричное описание укладывается в теорию мировоззрения того времени, когда рутинная жизнь наполняется во время Богослужения ярим светом витражей, озаряющих Храм Господний.
Кажется, однако, что мистики и философы приходят в восторг не столько от какого-то отдельного цвета, сколько от света вообще и от солнечного света в частности. Исследователи отмечают, что литература средних веков полна радостных восклицаний, вызванных созерцанием сияния дня или пламени. По существу, готическая церковь построена таким образом, чтобы преломлять свет через отверстия в стенах.
Цвет же наоборот, становится выражением чувственности, и формулированием живого интереса к созданию сложных композиций, оживляющих жесткую геометрическую конструкцию линий и правил. Он является переживанием красоты неделимой природы. Неделимости человека и его создателя, отражением благоговения.
Искусство витража обыгрывает форму, через свет и цвет, где последний является обыгрыванием простых цветов, так называемых – чистых цветов, тем самым не признавая нюансов. Причем свет должен родиться после совершения композиции, тем самым выражаясь в полной мере из целого.
Несмотря на строгие характеристики цвета, он имеет превосходную степень, как в живописи, как в монументальном, так и в других искусствах. Так же цвет становится живым, получая не только характеристики степени, но и одушевленность.
Как отмечается уже в этот период, в столкновении суждений мистиков и философов выросло понимание того, что все цвета выходят из белого, а именно из света. Как нельзя более четко, это подтверждают витражные композиции, получившие свое широкое распространение именно в эту эпоху. Шла ли речь о философских метафорах или об эмпирических проявлениях наслаждения цветом, в любом случае Средневековье понимало, что представление о красоте как явлении качественного порядка.



3 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Первая половина XVI века стала свидетельницей последнего расцвета средневекового витражного искусства. Открытие Колумбом Америки и гениальный эмпиризм Леонардо да Винчи наглядно доказали беспредельность человеческой изобретательности и честолюбия. За этот короткий период было произведено беспрецедентное количество витражного стекла, большей частью отменного качества. Художники шестнадцатого века на протяжении одного или двух поколений пользовались почти универсальным формальным и техническим языком. Плеяда бессмертных мастеров итальянского Высокого Ренессанса, таких как Рафаэль, да Винчи и Микеланджело, навсегда изменила концепцию визуальных искусств в Европе. Им удалось идеально совместить человеческую духовность с божественным началом. Выражение этой возвышенной связи было достигнуто путем коренной переплавки принципов классического искусства в целях материализации гуманистических устремлений.
Вместе с остальными жанрами Высокого Ренессанса витражное искусство попало под влияние идей, экспортированных из Италии. Альбрехт Дюрер и другие одаренные художники быстро усвоили итальянские уроки и совместили южные идеи с уникальным северным духом, все еще отмеченным наследием поздней готики. Смешно сказать, но в самой Италии очень мало витражей периода Высокого Ренессанса, а те, что есть, созданы обычно художниками из Северной Европы. Совершенный классицизм Высокого Ренессанса вдохновил север на совершенно новые варианты применения витражного стекла. Рациональность пропорций и монументальность форм Высокого Ренессанса были обручены с реализмом, куртуазностью и декоративностью искусства Северной Европы. Плодом этого союза стали образы, сочетающие царское величие, показное великолепие и изобразительную силу.
Стилистическое обновление витражного стекла в период Высокого Ренессанса достигалось с помощью существенных технических усовершенствований. Среди них следует отметить увеличение размеров, чистоты и прозрачности цветного и белого стекла, а также внедрение красной гематитовой протравки наряду с уже существовавшей серебряной. Примером применения серебряной протравки на больших площадях ярко окрашенного стекла может служить творчество Энграна, принца Бове. В начале шестнадцатого века он с братьями создавал своеобразные витражи, во многом определившие уровень художественного творчества региона. Часто Энгран основывал всю композицию на эффекте золочения с помощью серебряной протравки, как видно в его эффектном окне «Дерево Иессея» для собора святого Этьена в Бове. Мерцающее сверкание протравки гармонизирует с обрамляющим ее густым насыщенным синим и красным стеклом.
Технологические и эстетические новшества начала шестнадцатого века повлекли за собой уменьшение количества и упорядочение переплетов в эскизах и законченных окнах. Обилие тяжелых искривленных свинцовых линий ограничивало впечатление простора. Добиться лучшей сочетаемости визуальных эффектов удавалось с помощью травления, пескоструйной обработки и росписи непрозрачной эмалью по всей площади стекла. Тем не менее, основой технологии продолжало оставаться традиционное цветное стекло. Составление витражей начала XVI века характеризовалось беспрецедентным разнообразием технологий и материалов, используемых для реализации сложнейших визуальных эффектов. Неудивительно, что художники того периода предпочитали гармоничность замысла и цветовые эффекты искажению форм и эмоциональной выразительности.
В Голландии и Фландрии плодотворный союз местного реализма с итальянской широтой формы привел к возникновению поистине величественных пропорций. Безграничному увеличению размеров самых знаменитых окон способствовало размещение в Брюсселе двора Священной Римской империи. Фламандский живописец Бернард ван Орли спроектировал первое из двух гигантских окон, расположенных друг напротив друга в трансепте Брюссельского собора. Установленное в 1537 году окно изображает замысловатую триумфальную арку, под которой в величественной позе стоит император Карл V. Тщательность пескоструйной обработки слоистого стекла, приглушенное богатство цвета и аллегорически божественный синий фон можно по праву считать высшим достижением витражного искусства шестнадцатого века. В Нидерландах братья Дирк и Вутер Кра-беты стали родоначальниками столь же грандиозного, но менее декоративного стиля. Эти талантливые стеклоделы развивали традиции зрелого итальянского Высокого Ренессанса. Братья спроектировали и исполнили несколько окон для церкви святого Иоанна в родном городе Гоуда.
В рамках этого заказа Дирк Крабет выполнил композицию «Изгнание Илиодора из храма», в которой энергично сплавляются фон и повествовательная структура двух фресок Рафаэля из Ватиканского дворца. Оригинальная работа демонстрирует полное понимание северным художником принципов итальянского Высокого Ренессанса.
Замысловатые композиции многих голландских и фламандских окон в стремлении к широте и иллюзорности заполняют все внутренние сегменты окна. В творчестве ван Орли и Дирка Крабета эта тенденция приглушена ограниченным вторжением в глубину фона. Такие же великолепные работы продолжали появляться в Нидерландах и других странах до самого конца шестнадцатого века. В ту пору фламандские художники и стеклоделы доминировали в витражном искусстве всей Европы и приглашались на работу сначала в Англию, а затем в Испанию и Милан. К примеру, создание окон для Миланского собора продолжалось почти до самого конца шестнадцатого века.
4 ЕВРОПЕЙСКИЙ ВИТРАЖ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ
4.1 Стиль «Арт-Нуво»
В 19 веке сложилась ситуация, при которой хрупкое великолепие витражей необходимо было спасать – реставрировать.
Идейный вдохновитель течения «неоготики», а тогда просто Уильям Моррис начал восстанавливать витражи. Он создал фирму "Моррис и К", где творили мастера Эдвард Берн-Джонс и Габриэль Данте Россетти согласно средневековым техникам создания витражей.
Стиль «Арт-Нуво» стал эпохой возрождения древнего искусства витража. Благодаря этому стилистическому течению витраж перестали воспринимать как декоративный элемент и интерпретировать по старинным техникам. Витраж стал использоваться в иконографии, приобрел черты нового стиля, о чем говорят такие "линейные модули" как "Удар бича" или "Линия Орта". Витраж вновь интегрируется в архитектуру.
Витраж в стиле «Арт-Нуво» ассоциируют с именем американского бизнесмена и талантливого матера – Луиса Комфорта Тиффани. Именно благодаря нему, появился американский опалисцент – принципиально новый вид стекла, и новое крепежное сцепление. Для него Тиффани использовал фолию – очень тонкую медную фольгу, которая позволяла создавать объемные композиции. Открытия имели революционный фурор. Витраж стал самостоятельным искусством, отошедшим от архитектуры. Руками дизайнеров компании «Тиффани Студиос» были созданы великолепные часы, лампы и вазы, которые по праву можно читать символами той эпохи. Они стали воплощением стиля «Арт-Нуво", в основе которого всегда было органичное сочетание практичности и красоты.
Рубеж 20 века запомнился работами архитекторов-универс лов, которые стремились воплотить в искусстве создавать пространство несколько стилистических направлений. Оно получило название «gesamtkuns+werk», что означает абсолютное произведение. Это время расцвета таланта Чарльза Рени Макинтоша, Анри ван де Вельде, Луиса Салливена, Виктора Орта, и Фрэнка Ллойд Райта. Они превратили витраж из ремесленного мастерства в искусство.
Фрэнк Ллойд Райт стал первопроходцев в создании новых направлений в витраже. Его творчество, основанное на принципах витражной лаконичности и абстракции, оказало больше влияние на последующие творения художников 20 века. Он создавал не только такие элементы интерьера как напольные светящиеся панели, окна, потолочные конструкции плафонов, но и трехмерные из цветного стекла – лампы и столовые группы.
Райт создал новые витражные концепции, которые впоследствии стали преподавать в школах изящных искусств – немецкой школе дизайна (ведущий в 20-х годах) – Баухаузе, где до 1933 года курс витражного стекла вели Йозеф Альберс и Пауль Клее. Продолжение идеи Райта получили в работах датских мастеров Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга.
В середине двадцатого века Марк Шагал, Анри Матисс, Фернан Леже и Жорж Руо много времени посвятили воссозданию и проектированию новых витражей. В годы после окончания второй мировой войны витражи получают новое дыхание в архитектуре, чему способствовало бурное развитие строительства, появление новых технологий крепления и способов обработки стекла.


4.2 Имитационные техники витражного искусства на рубеже XIX–XX
веков
На рубеже XIX – XX веков в создании российских витражей преобладали классическая наборная, расписная и комбинированные витражные техники. Однако, во многих доходных домах того времени встречались и иные техники, о которых предпочитали умалчивать. Речь идет об имитациях или просто подделках. Их можно отнести к особой группе декоративного остекления, техника которого имитировала мозаичные, комбинированные и живописные витражи. Собственно, она и получило название имитационной техники. Работы, выполненные в такой технике, в глазах современников не представляли особой ценности. Их пренебрежительно называли в те времена подделками, суррогатами и пр. Но появление таких подделок вызвал повышенный интерес к полихромным просвечивающим композициям, наносимым на окна и другие предметы интерьера. Российские производители не могли в эти годы удовлетворить спрос на них. Да и стоимость «настоящих» витражей была довольно высокой. «Подражания» же стоили значительно дешевле. Подобные имитационные техники имели достаточное распространение и за рубежом. О них в конце XIX века писали и российские периодические специальные издания. Сообщалось, что в зарубежных имитациях заменялся лишь традиционный для витражей материал, то есть, цветное стекло и проволока из свинца. Однако при этом сохранялась техника, предусматривающая сборку композиции из ее отдельных частей. Но в дальнейшем и такая процедура упростилась. Примером этого служат наиболее известные в имитационных техниках того времени «Диафании». Ее суть заключалась в заклеивании между листами стекла рисунков, отпечатанных на листах желатины. Такие украшения, попадавшие в Россию из-за границы, были достаточно дешевыми. Другая техника имитации витражей получила название «витрофани». Ее достаточно широко применяют и ныне, например, в современной визуальной рекламе. Только вместо бумаги на стекло наклеивается прозрачная основа с нанесенным цветным рисунком. В начале прошлого столетия один из авторов в статье о витражном искусстве писал, что подобная подделка с живописью на стекле не имеет ничего общего. Очевидно, что такие «подражания» вызывали отрицательную оценку со стороны специалистов не только из-за отсутствия в них присущих «настоящим» витражам достоинств – изумительного блеска и глубины цвета, но и участия мастера (рукотворности) в их создании. Такие произведения изготавливались сугубо механическим путем, что полностью лишало их уникальности
Еще одним способом декорирования стекла является декалькомания. Этот способ состоит в том, что изображение, исполненное полиграфически, переводится на какую-либо поверхность. Но в начале прошлого века декалькомания с целью украшения окон применялась довольно редко. Большей частью она использовалась в украшении посуды, давая возможность быстро и дешево наносить на ее поверхность полихромные рисунки.
Более прочной была иная техника имитации витражей, представление о которой дает журнал «Зодчий» за 1902 год. Кратко ее суть состоит в том, что на бумагу с нанесенным на нее клееобразным веществом, наносится по заранее подготовленному рисунку разноцветный порошок. После чего эту бумагу прикладывают к стеклянной плите, которую затем раскаливают. В результате этого бумага с нанесенным на нее клеем сгорает, а порошок приплавляется к поверхности стекла. Иной образец имитационной техники изготовления мозаичных витражей найден в одном из сохранившихся доходных домов в Петербурге. Больше подобные образцы нигде не встречались. На монолитное узорчатое стекло по обе стороны нанесены полосы, которые имитируют свинцовую проволоку, применяющуюся в мозаичных витражах. Плоскость стекла внутри этих контуров рисунка окрашена. Сходство такой имитации с наборной техникой настолько полно, что раскрыть «обман» можно лишь приглядевшись вблизи. Однако такой способ, хотя и открывает широкие возможности для нанесения на стекло сложных композиций, предопределяет и их недолговечность. Найденные композиции находятся в плохом состоянии.
Зарождение имитации одних материалов иными, более дешевыми, специалисты относят к эп
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.